Разделы портала «Азбука веры» Слово священника Василия: На протяжении нескольких последних дней мы слышим слова: Филокалия, филокалические вечера (встречи), филокалическая литература. Простите меня те, кто знает о Филокалии больше, чем я, для остальных напомню, что Филокалия — это любовь к прекрасному. Но что это может означать, если филокалические тексты были написаны монахами, пустынниками, что это может быть, трактат или учебник по искусству? Это действительно искусство, но искусство, отражающее не красоту этого мира, не тварную красоту, а искусство спасения, совершенства. И таким образом, Филокалия в особенности является тем, что через молитву и созерцание даёт нам познать Высшую Божественную Красоту. Это не только было написано отцами пустынниками, но, говоря словами отца Ефрема Ватопедского, который недавно был здесь, скажем, что это «университет пустыни говорит нам — университету академическому». Возможно, вы спросите, почему филокалические встречи проводятся в большой аудитории университета Бухареста? Потому что отцы Филокалии помогали и помогают нам понимать самое важное, самое главное для достижения Бога. Я обращаюсь к отцу Рафаилу; мы осмелились обеспокоить Вас, помолились Богу, не знаю как, хорошо ли, достаточно ли мы молились, чтобы в этот вечер мы собрались здесь, и да поможет нам Бог. Хочу сказать, что мы много молились, чтобы Господь вложил в Ваше сердце и ум то, что следует сказать нам. Мы все ждём Вашего слова. Отец Рафаил: Спасибо Вам, отче, и всем тем, кто молился о нашей встрече. Я надеюсь, что Господь в этот вечер даст мне действительно интересное слово. Слова, которыми начал беседу отец Василий, в точности совпадают с тем, как хотел начать этот вечер я. Филокалию я не рассматриваю как книгу. Книга с таким названием, скажем, является книгой, которая говорит нам о Филокалии. Я ещё не дошёл до точного определения Филокалии. Возможно, это какое-то движение, даже точнее сказать — это Церковная Культура. Та культура, которая единственная имеет право называться Культурой. Всё, что мы созидаем, можно назвать культурой, но Филокалия, по словам Отцов, взращивает в нас то, что не от этого мира, а от Мира Вечного. Этот мир преходящ, все древние мудрости говорят, что человек странник на земле. И я хочу теперь сказать, что не только странник. Чем мы были во чреве матери, тем мы являемся снова здесь, на земле. Вторая гестация, смысл нашего существования на земле, если бы мы могли понять это, не является ничем иным, что мы трагически называем смертью. Но смерти для человека нет, и, как говорил наш духовный отец, и не может быть. Человек не может умереть.

http://azbyka.ru/filokaliya-lyubov-k-kra...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен третий том Добротолюбия: Блаженный Диадох, епископ Фотики в Эпире Иллирийском Краткое сведение о блаженном Диадохе Блаженного Диадоха, епископа Фотики указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей Того же блаженного Диадоха, епископа Фотики, что в древнем Эпире Иллирийском, подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного 1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума 2. Когда и как человек делается добрым 3. Когда и как зачинается грех 4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию 5. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова 6. Что есть свет истинного ведения, и что производит в уме пользование сим светом 7. О том, что производит духовное слово, – и о том, что движение любви беседу о Боге делает легкою и обильною

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Добротолюбие Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». ДОБРОТОЛЮБИЕ ТОМ ПЕРВЫЙ СВЯТЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Несколько слов о жизни и писаниях святаго Антония Великаго Святый Антоний Великий, положивший начало уединеннопустынному подвижничеству, жизнию своею представляет идеал такого рода Богоугождения, и вместе путь, которым и всякая душа, если захочет, должна идти к возможному для нас на земле совершенству, подаемому христианством. Жизнь св. Антония описана св. Афанасием Великим (см. его творения, т. 3), и почти без сокращений помещена в наших Четь–Минеях под 17 генваря. Желающий знать ее подробно пусть обратится туда. Здесь указываются только общия черты ея. Божие избрание св. Антония на дело, им совершенное, обнаружилось в нем еще в детстве. Тихий, теплосердечный нрав, склонный к уединению, отстранял его от детских резвостей и шалостей сотоварищества и держал в доме на глазах родителей, которые блюли его, как зеницу ока. Так и вырос он, в этом отрешении от людей, выходя из дома только в церковь. При таком настроении и порядке жизни, благодать Божия, полученная в крещении, безпрепятственно действовала на созидание духа и без особых усилий с его стороны. Очень естественно, что он рано ощутил сладость жизни по Богу и распалялся Божественным желанием, как говорит св. Афанасий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эстетика. Литературная критика. Стихи и проза Филокалиялюбовь к красоте, как истинная форма богословия. Красота как Имя Божье и «определение» того, что Он создал, как суть и цель творения. Святость это прежде всего красота. Соловьев мечтал построить эстетику всю свою жизнь, но, к сожалению, ему это не удалось. Однако, с самых своих ранних работ и до конца его философия оставалась сущностно эстетичной, всегда имплицитно затрагивая эстетику или вполне эксплицитно её развивая. Ещё в первой крупной соловьевской работе «Философские начала цельного знания» эстетика становится на первый план. В этой антологии мы попытались собрать работы Соловьева, посвященные эстетике. Первой идет «СОФИЯ» — черновой набросок к «Началам», неопубликованный при жизни и неоконченный первый вариант соловьевской системы. Сюда мы его включили в первую очередь из-за его начала. Здесь Соловьев развивает свою удивительную концепцию смеха как знака метафизической природы человека и поэзии, философии и религии как «насмешки над миром». Соловьев писал ( а потом скажет в знаменитой лекции на Высших женских курсах): «Я определяю человека как животное смеющееся… Человек рассматривает факт, а если этот факт не соответствует его идеальным представлениям, он смеется. В этой же характеристической особенности лежит корень поэзии и метафизики… Поэзия вовсе не есть воспроизведение действительности,— она есть насмешка над действительностью… Животные принимают мир таким, каков он есть, для человека же, напротив, всякое явление есть только маска, за которой он ищет невидимую богиню… А я скажу: лучше быть больным человеком, чем здоровой скотиной» Второй раздел составили работы по теоритической эстетике. Это в первую очередь две статьи к намечавшейся Соловьевым работе по общей эстетике (она должна была идти после «Оправдания добра» и «Теоритической философии»)«КРАСОТА В ПРИРОДЕ» и «ОБЩИЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА». Сюда же мы поместили «Первый шаг к положительной эстетике» и совсем небольшую, но крайне интересную статью «Что значит слово «живописность»?» (где Соловьев рассматривает вопрос о том, можно ли считать «живописными» зверства Грозного; по сути о тождестве, истинном или мнимом, блага и красоты; этот же вопрос в радикальной форме повторил недавно Харт, говоря о том что в постмодернизме нельзя провести черту между хосписом и концлагерем; если мы не считаем филокалию (любовь-к-красоте/благу) основой бытия, мы не сможем сказать почему безобразны нацистские парады, почему ужасны ледяные трупы детей в тех же концлагерях – ведь есть же в этом покой, гармония, размах?).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эстетика Отцов Церкви «AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви — кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским…» — пишет в начале своего труда Бычков, большая часть творчества которого посвящена православной эстетике. Однако, все кто хоть сколь бы знаком с православным видением мира как Панкалии — всекрасоты, Красотой как одним из самых высоких имен Божьих не удивятся такой постановкой вопроса. «Филокалия» (Добротолюбие) — «любовь к красоте» как называется самый авторитетный православный свод святоотеческих писаний. «Эстетику Отцов Церкви» составляют два раздела. Первый посвящен этапу формирования христианской эстетики — периоду апологетов (1-3 вв.). Второй — эстетике блаженного Августина. Августин попал в поле рассмотрения вместе с апологетами, на основании своей общей апологетичекой ориентации, он в некотором смысле — величайший раннехристианский апологет, завершающий этот период истории патристики. О важности эстетики, и в частности эстетики Отцов, Бычков пишет: «Эстетическое сознание — наиболее древняя и универсальная форма духовного мира человека, при этом — высокоразвитая и ориентированная на глубинные, сущностные основы бытия. Именно поэтому эстетические ценности, как универсальная квинтэссенция духовного потенциала Культуры, оказываются менее всего подвержеными коррозии времени и менее всего зависят от языковых, этнических, религиозных и т. п. границ, существенно влияющих на другие ценности и формы сознания. Отсюда — особая значимость изучения эстетического сознания других народов, других периодов истории культуры и прежде всего — древних. Это относится и к патристике. И хотя Отцы Церкви специально не занимались эстетической сферой и даже не подозревали о ее существовании, объективно они были «полноценными» и «добросовестными» носителями эстетического сознания своего времени, которое в их период, пожалуй, наиболее полно и адекватно воплотилось (хотя и в крайне диффузном виде) именно в их бесчисленных текстах, посвященных самой разнообразной богословской проблематике. Несколько позже оно (в Византии и Древней Руси) найдет и более адекватные формы в художественной культуре. Однако в период перехода от античной культуры к христианско-средневековой (и особенно — православной) новое эстетическое сознание и формировалось, и выражалось, и сохранялось наиболее полно в святоотеческой письменности. И, может быть, для будущих поколений именно этот пласт патристики, aesthetica patrum, окажется наиболее значимым и актуальным.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен второй том Добротолюбия: Иоанн Кассиан Римлянин О святом Иоанне Кассиане краткое сведение Святого Иоанна Кассиана обозрение духовной брани 1. Цель и конец подвижничества (Соб. 1-е) 2. Смотря на сию цель надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение от мира (Соб. 3-е) 3. Борьба плоти и духа (Соб. 4-е) 4. Общее очертание страстей и борьбы с ними (Соб. 5-е) 5. Борьба с восемью главными страстями 7. Борьба со всякого рода скорбями от бед и напастей (Соб. 6-е) 8. О Божественной благодати и свободном произволении как производителях духовной жизни 9. О молитве (Соб. 9) 10. О руководстве в духовной жизни – рассуждении с советом опытнейших (Соб. 2) 11. О степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней (Соб. 11-е) 12. О конце покаянных трудов (Соб. 20-е) Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский Краткое сведение о преподобном Исихии Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Филокалия — т. е. любовь к красоте. Антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа (впервые опубликовано в 1782г.). Истинная красота и Творец всяческой красоты — Бог. Тексты Добротолюбия созданы людьми, которые сполна приобщились этой Красоте и могут от своего опыта указать путь к Ней. Добротолюбие — самое авторитетное аскетическое сочинение Православия. Полное название Добротолюбия: «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется.» Амфилохий (Радович) писал о значении Добротолюбия: «Нет никакого сомнения, что Добротолюбие, как обожения орган, как справедливо назвал его преподобный Никодим Святогорец, является корнем и подлинным непосредственным или косвенным источником почти всех настоящих духовных всплесков и богословских течений в Православии с конца XVIII века до сего дня». Здесь представлен первый том Добротолюбия: Святой Антоний Великий Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония Великого Наставления святого Антония Великого 1. Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, извлеченные из слова его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов 2. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах 3. Устав отшельнической жизни А. Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Б. Строй внутренней жизни Заключение 4. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем 1. Об отречении от мира 2. Общие ответы на вопрос: что же делать? 3. Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них 4. Руководители ревности 5. Чем возгревать ревность? 6. Подвиги и доброделание, в частности 7. Последняя цель всего и верх совершенства 8. Совершенство св. Антония и слава на небе 5. Объяснение некоторых изречений св. Антония Великого, сделанное после его смерти одним старцем

http://pravbiblioteka.ru/book/dobrotolyu...

Жить во плоти, но не по плоти Господь рождается земным рождением, чтобы мы жили небесной жизнью 7 января, 2017 Господь рождается земным рождением, чтобы мы жили небесной жизнью Поздравляя читателей с Рождеством Христовым, протоиерей Игорь Прекуп глубоко размышляет над богословским смыслом события, которое мы сегодня празднуем. Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков/rus.postimees.ee Общеизвестно крылатое выражение «красота спасет мир». Насколько общеизвестно, настолько оно, как правило, и превратно понимается. Достоевский имел в виду не внешнюю красоту. Во всяком случае не столько ее, сколько ее Источник. Он говорил о красоте как таковой, о красоте духовной, о прекрасном, имея в виду то, что в греческом языке именуется словом καλς < калос > . Тут уместно будет вспомнить об античном идеале калокагатии. Слово καλοκαγαθα < калокагафия > состоит из двух слов – καλς (прекрасный) и γαθς (добрый). Καλς και αγαθς   < калос кэ агафос > или καλς καγαθς < калос кагафос > – это соединение прекрасной наружности (телесной красоты и благопристойного поведения) с внутренним благородством. Когда князь Мышкин восхищается красотой Настасьи Филипповны, он обращает внимание на печать страдания, на ее красоту внутреннюю, которой внешняя красота как бы сопутствует, оформляя ее извне. Мы не случайно часто рассуждаем об этическом в эстетических категориях, называя добро «красивым», «прекрасным», а зло – «некрасивым», «безобразным», «уродливым», «отвратительным». В современном русском языке словом «доброта» обозначается известное нравственное качество, тогда как изначально в славянском – это именно «красота». Отсюда название сборника святоотеческой мудрости «Добротолюбие» (Φιλοκαλα < филокалия > ) – любовь к прекрасному , красотолюбие . Грехопадением человек обезобразился в глубочайшем смысле этого слова: образ Божий в нем хоть и не стерт, но изрядно поврежден, испачкан, переписан поверху до неузнаваемости. Труд человека над своей душой направлен на восстановление красоты поруганного в нем образа. Но он трудится не сам. Он трудится с Первообразом, вместе с Ним, над восстановлением в себе истинной красоты. Трудится с Красотой над ее образом в себе и тем самым – над спасением мира.

http://pravmir.ru/zhit-vo-ploti-no-ne-po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОБРОТОЛЮБИЕ Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. [греч. Θιλοκαλα], получившая широчайшее распространение в правосл. мире антология святоотеческих творений (с IV по XV в.), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Д.» на греч. языке, имели хождение на Св. Афонской Горе уже в период расцвета исихазма в XIV в. В окончательном виде «Д.» было подготовлено к изданию св. Макарием Нотарой , бывш. митр. Коринфским, и прп. Никодимом Святогорцем . В книгу вошли бережно отредактированные и систематизированные богатейшие материалы, собранные ими в рукописных святогорских хранилищах. До наст. времени «Д.» остается основополагающей «энциклопедией» духовной жизни. Греческое «Д.» Название Греч. слово φιλοκαλα (букв.- любовь к благу или к прекрасному) в поздней античной и в христ. письменности имело обширный диапазон значений, что во многом обусловлено многозначностью самого понятия «благо» (καλν). Более древняя глагольная форма φιλοκαλω означала «украшать, убирать, готовить, улучшать, ухаживать, очищать, говорить изящно». У ряда авторов слово «добротолюбие» почти отождествлялось с «любомудрием» (философией), как, напр., у ритора Элия Аристида ( Aelius Aristid. Πρς Πλτονα. 311. 16-19) или у блж. Августина («Что есть философия? Любовь к мудрости. Что есть филокалия? Любовь к красоте. Поищи у греков. А что такое мудрость? Разве она не является истинной красотой?» - Aug. Contr. acad. II 3. 7). Иногда добротолюбие предстает как одна из добродетелей наряду с долготерпением, благодетельствованием, благочинием, красой и др. ( Meletius Med. De natura hom. 28. 17). Для свт. Григория Нисского «любовь к прекрасному» выступает синонимом образованности ( Greg. Nyss. Ep. 19. 18), а в одном из приписываемых ему сочинений это - все устрояющий Промысл Творца ( Idem. De Parad. 75. 3-4). Свт. Григорий Богослов обозначает данным термином «красоту храма» ( Greg. Nazianz. Ep. 141. 8), а автор, произведения к-рого приписывались прп. Ефрему Сирину («греческий Ефрем», см. ст. Ефрем Сирин ),- «красоту одеяния» или «яств», к-рой не следует пленяться ( Ephraem Syr. Sermo ascet. 134. 4; Idem. Sermo paraenet. 405. 9-10).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Откуда взялось это название? Слово «добротолюбие» является буквальным переводом греческого слова «филокалия» (φιλοκαλα), что означает «любовь к благу или к прекрасному». Возникшее еще в античную (языческую) эпоху, слово «добротолюбие» было воспринято христианами. В более позднее время этим словом стали обозначать сборники фрагментов из сочинений отцов Церкви, преимущественно аскетического или духовно-нравственного характера, потому что в них лучшим образом выражалась «любовь к прекрасному» - то есть любовь к духовной красоте. Наибольшую известность слово «добротолюбие» получает благодаря двум греческим подвижникам, современникам преподобного Паисия Величковского - преподобному Никодиму Святогорцу (1749-1809) и святителю Макарию, митрополиту Коринфскому (1731-1805). Преподобный Никодим и святитель Макарий, так же как и преподобный Паисий, занимались поиском рукописей святоотеческих творений (фактически деятельность святых Макария и Никодима проходила во многом параллельно деятельности преподобного Паисия). Благодаря их подвижническим трудам в 1782 году в Венеции был издан сборник аскетических творений святых отцов на греческом языке, получивший название «Филокалия». Об издании греческой «Филокалии» узнали в России. Сам преподобный Паисий, а затем и переводчики, собранные митрополитом Гавриилом (Петровым), использовали этот сборник при создании своих переводов. Наверное, невозможно было придумать лучшего названия для подготовленного трудами преподобного Паисия сборника, чем «филокалия». Вот так слово «филокалия», а по-славянски - «добротолюбие» появилось в заглавии московского издания аскетических творений святых отцов. Преподобный Паисий и мы Благодаря трудам преподобного Паисия, его учеников и единомышленников многие православные христиане получили возможность приобщиться к духовному опыту святых отцов Церкви. Можно сказать, что многие из переведенных самим преподобным Паисием и его учениками святоотеческих творений были, по сути, заново обретены для большого количества монашествующих и мирян. Издания и рукописи славянского «Добротолюбия» продолжали распространяться вплоть до начала XX века, даже после того, как святителем Феофаном Затворником был подготовлен перевод «Добротолюбия» на русский язык (так называемое русское «Добротолюбие», первое издание сборника осуществилось в 1877-1890 гг.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010