Так рассуждает святитель Димитрий Ростовский о звании земледельца. Не стыдись, земледелец, низкого положения своего, трудись в поте лица твоего, но и не забывай, что святитель похваляет только тех земледельцев, которые, по выражению святого Симеона Юродивого, живут в простоте и незлобии сердца: только на труды таковых нисходит благословение Божие. А как много значит оно! Послушаем, что говорит об этом святитель Димитрий в другом месте. «Когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Герарах, он посеял пшеницу на полях, взятых им в найм у филистимлян, и жатва дала ему сторичный плод. Удивления достойно, что в голодное время, в бесплодное лето, на чужой стороне, Исаак сделал посев на чужих, наемных полях, и, несмотря на все это, собрал сторичный плод, – тогда как у всех других земледельцев герарских нивы произрастили очень скудную жатву. Откуда получили такую силу плодородия нанятые Исааком герарские нивы? Послушаем, что говорит Священное Писание об Исааке: «приобрете в то лето сторичный плод ячменя: благослови же его Бог» ( Быт. 26:12 ). Вот где сила плодородия земли – в Божием благословении на Исааке, в том, что Бог благословил его! Видите, сколь благоплодна нива благословения Божия!» Поучайтесь от этого примера, христианские земледельцы, в поте лица своего вкушающие хлеб свой! Старайтесь прежде всего быть достойными Божия благословения, если хотите, чтобы наши нивы приносили обильную жатву. Земля приносит плод, когда и сама по себе хороша, и хорошо будет возделана, и хорошими семенами засеяна, да при этом еще достаточно орошена и согрета теплыми лучами солнца, обвеяна благорастворением воздушным; но если на ней не будет благословения Божия, все это имеет мало значения. В той стране, где жил праведный Исаак, в те давние времена у всех была одна и та же земля, все одинаково трудились в ее возделывании и посеве, каждый обрабатывал свою ниву, как следовало; у всех было одно и то же состояние погоды, одни и те же дожди и росы, то же солнце, посылающее свои лучи одинаково и на добрых, и на злых; однако же только одни Исааковы нивы принесли сторичный плод, а все прочие, хотя были и смежны с нивами Исаака, дали очень скудный урожай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вообще попытка построить схему эволюции религии, не располагая при этом никакими данными, ее подтверждающими, и при этом отвергать все факты ее отрицающие – это не самый научный подход. 5. Пятое возражение против подлинности Торы может показаться более серьезным. Действительно, в тексте можно найти арамеизмы, но когда они проникли в еврейский язык – неизвестно, ведь сами патриархи жили в Сирии. Более того, часто оказывается, что в результате раскопок мнимые «арамеизмы» оказываются чисто еврейскими словами, так что этот аргумент не имеет силы. Анахронизмы, якобы невозможные для Моисея, на самом деле такими не являются «земля филистимская» ( Исх. 13:17 ) вполне могла быть во времена Исхода 26 ; «Дан» при описании битвы царей ( Быт. 14:14 ; Втор. 34:1 ) скорее всего не город Дан, возникший во времена Судей ( Суд. 18:29 ), а один из истоков Иордана, который мог носить это название задолго до времен Моисея 27 , тем более что место с этим именем упоминается в текстах Мари и Египта XVIII в. до Р.Х 28 ; «земля Евреев» ( Быт. 40:15 ) – вполне точное описание Палестины, и потому что она обещана была евреям, и потому, что здесь подразумевается не вся территория этой страны, «а часть ее, в которой обитали патриархи. Они пребывали наиболее около Хеврона, и кочевали около Сихема» 29 . Таким образом, у нас нет неоспоримых свидетельств того, что книги Моисея написаны после его смерти. 6. Моисей не мог говорить о себе в третьем лице, говорить о своих добродетелях ( Числ. 12:3 ) и писать о своей смерти ( Втор. 34 ), – говорят критики, но и это возражение построено на недоразумении. Дело в том, что сквозь всю Библию проходит красной нитью утверждение, что «Я есмь» может сказать только Сущий, и перед Его Лицом все остальные подобны тени. Наше «я» лишь слабый отблеск Сияющего Яхве. Неудивительно потому, что Моисей пишет о себе в третьем лице. Ведь во всех его книгах действующим Лицом является Бог, а Моисей – не более чем Его свидетель. Более того, обращаясь к древним текстам, мы видим, что подобный прием свойственен древней литературе.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

8. Повеление. Господь повелевает и инструктирует. Сказано тебе, человек, что – добро, чего хочет Господь от тебя: лишь творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом ( Мих. 6:8 ). Слушайте слово Господа, вожди Содома! Народ Гоморры, внемли Закону Бога нашего! Не нужны мне ваши обильные жертвоприношения, – говорит Господь. – Сыт Я сожженными баранами и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, кровь баранов и козлов не нужна... И далее: Омойтесь, очиститесь, чтобы впредь не приходилось Мне видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло, научитесь делать добро! Стремитесь к справедливости, помогайте угнетенному, защищайте сироту, заступайтесь за вдову ( Ис 1:10–11,16–17 ). Также: Ис 8:12–16 . Иер 7:21 . Ам 5:21–24 . 9. Пророчество против врагов Израиля. Этот жанр широко представлен у некоторых из поздних пророков. Книга пророка Наума целиком написана в этом жанре, в некоторых других книгах – большие разделы: Ис. 7–8; 10:5–15, 24–27; 13–23 . Иер. 46 – 51 . Иез. 25 –32 . Ам. 1 – 2 . Иоил. 4:4–11 102 . Авд. 1:1–18 . Авв. 2:5–20 . Соф. 2:4–15 . Зах. 9:1–7 и др. Господь вступается за Свой народ и наказывает его противников. Приведем пример из Книги пророка Софонии, в которой звучит сначала пророчество против филистимлян – западных соседей Израиля, затем против моавитян и аммонитян – восточных его соседей, и, наконец, – против дальних неприятелей: Газа будет оставлена, Ашкелон – опустошен, Ашдод средь бела дня будет изгнан, Экрон – вырван с корнем. Горе народу, живущему в стране приморской, народу керетян! Слово Господне против тебя, Ханаан, земля филистимская! Я уничтожу тебя, никого из жителей не останется! И станет страна приморская пастбищем, лугами пастушьими и загоном для овец. И достанется эта земля остатку рода Иуды, там они станут пасти свои стада, в домах Ашкелона будут ложиться спать вечером, ибо позаботится о них Господь Бог их, и вернет им прежнее благоденствие. Слышал Я глумление Моава, издевательства сынов Аммоновых, как глумились они над Моим народом, и бесчинствовали на его землях. И потому, клянусь Собою, – говорит Господь Воинств, Бог Израиля, – станет Моав, как Содом, сыновья Аммоновы – как Гоморра, станут достоянием сорняков, ямой соляною, пустыней навеки!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. Послал еси гнев Твой, пояде я яко стеблие, и духом ярости Твоея разступися вода. Послал гнев Твой, он пожрал их, как солому и духом ярости Твоей расступилась вода. Огустеша яко стена воды, огустеша и волны посреде моря. Застыли воды, как стена, застыли и волны посреди моря. Рече враг: гнав постигну, разделю корысть, исполню душу мою, убию мечем моим, господствовати будет рука моя. Сказал враг: “Погонюсь, настигну, разделю добычу, насыщу душу мою, убью мечём моим, господствовать будет рука моя”. Послал еси дух твой, покры я море, погрязоша яко олово в воде зельней. Ты послал Дух Твой, покрыло их море, погрузились они, как свинец, в воде великой. Кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе; прославлен во святых, дивен славно, творяй чудеса. Кто подобен Тебе среди богов, Господи? Кто подобен Тебе, прославленный среди святых, дивный в славе, творящий чудеса? Простерл еси десницу Твою, пожре я земля, наставил еси правдою твоею люди Твоя сия, яже избавил еси. Ты простер десницу Твою, – поглотила их земля. Ты повёл по правде Твоей этот народ Твой, который Ты искупил. Утешил еси крепостию Твоею во обитель святую Твою. Слышаша языцы и прогневашася, болезни прияша живущии в Филистиме. Призвал силою Твоею во обитель святую Твою. Услышали народы, и разгневались, муки объяли жителей Филистимских. на 8: Тогда потщашася владыки едомстии и князей моавитских, прият я трепет, растаяша вси живущии в Ханаане. на 8: Тогда заспешили вожди Эдома и князья Моавитян, объял их трепет, изнемогли все жители Ханаана. Нападет на ня страх и трепет, величием мышцы Твоея да окаменятся. Да нападёт на них страх и трепет; от величия мышцы Твоей да станут они, как камень. на 6: Дондеже пройдут людие Твои, Господи, дондеже пройдут людие Твои сии, яже стяжал еси. на 6: Доколе не пройдёт народ Твой, Господи, доколе не пройдёт народ Твой сей, который Ты приобрёл. Введ насади я в гору достояния Твоего, в готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи, святыню, юже уготовасте руце Твои.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

С Египтом вопрос сложнее, поскольку мы не располагаем данными, указывающими на то, что в тот период Египет проявлял какую-либо активность в Леванте. Кроме того, упоминание египетских царей (во мн. ч.) представляется довольно странным. Некоторые исследователи полагают, что в тексте говорится не о Египте (евр. msrym), а о Мусасире (Musri, msry), хотя относительно его расположения единое мнение отсутствует. Названную здесь силу можно истолковать как армию того самого Мусасира (Musri), который упоминается в надписях Салманасара III этого периода. Мусасир перечисляется среди союзников «Страны Хатти», сражавшихся против Салманасара III при Каркаре в 853 г. до н. э., и упоминается сразу после Ииуя Израильского в перечне данников на «Черном обелиске» Салманасара III (841 г. до н. э.). Если все же речь идет о Египте, как полагают многие, то это доказывает, что Египет проявлял активность в северном регионе. Если это некая местность на севере Сирии, точно установить ее расположение невозможно. Одни исследователи отдают предпочтение этой версии, потому что Мусасир упоминается как город, расположенный близ Арпада (к северу от Алеппо в Северной Сирии), в одном арамейском договоре VIII в. до н. э., тогда как другие считают, что Musri – это не географическое название, а имя царя. 7:10. Привратники. Ворота обнесенного стеной города всегда запирались на ночь, и, разумеется, были заперты все время, пока продолжалась осада. 7:15. Бегство сириян. Правители Самарии подозревают, что имеют дело с военной хитростью, хорошо известной в Древнем мире: засадой, устроенной под видом отказа от борьбы и отступления. Пожалуй, наиболее прославленным примером является описанное в «Илиаде» применение этой хитрости греками во время осады Трои несколькими столетиями ранее. Спасающихся бегством сириян преследовали вплоть до Иордана, почти за 40 миль от Самарии. 8:1–6 Земля сонамитянки 8:2. Земля Филистимская. Хотя годовой уровень осадков в Самарии несколько выше, чем на южной прибрежной равнине («земле Филистимской»), аллювиальная долина побережья меньше зависит от осадков, и отправиться туда, чтобы пережить голод, было вполне разумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4 . Четвертое возражение против авторства является просто материалистическим утверждением, основанным на уже опровергнутой Тайлоровской теории возникновения религии, на котором построил свою теорию Велльхаузен. Критику этого учения нам приходилось приводить выше, здесь же стоит заметить, что серьезные ученые на Западе давно не принимают в расчет этой идеологии, опровергнутой и антрополагами, и историками. Следы единобожия находят с самых древних времен (например, они есть в табличках Эблы), и вера в существование Единого Творца Вселенной никак не связана с социальной средой или способом хозяйствования. Все подобные версии никоим образом не подтверждаются фактами, являясь примером чистой пропаганды. Вообще, попытка построить схему эволюции религии, не располагая при этом никакими данными, ее подтверждающими, и при этом отвергать все факты, ее отрицающии, – это не самый научный подход. 5 . Пятое возражение против подлинности Торы более серьезно. Действительно, в тексте можно найти арамеизмы, но неизвестно, когда они проникли в еврейский язык, ведь сами патриархи жили в Сирии. Более того, часто оказывается, что в результате раскопок мнимые «арамеизмы» оказываются чисто еврейскими словами, так что этот аргумент не имеет силы. Анахронизмы, якобы невозможные для Моисея, на самом деле такими не являются: «земля филистимская» ( Исх. 13, 17 ) вполне могла быть во времена Исхода; Дан при описании битвы царей ( Быт. 14, 14 ; Втор. 34, 1 ), скорее всего, не город Дан, возникший во времена Судей ( Суд. 18, 29 ), а один из истоков Иордана, который мог носить это название задолго до времен Моисея, тем более что место с этим именем упоминается в текстах Мари и Египта XVIII в. до Р.Х. ; «земля Евреев» ( Быт. 40, 15 ) – вполне точное описание Палестины и потому, что она обещана была евреям, и потому, что здесь подразумевается не вся территория этой страны, «а часть ее, в которой обитали патриархи. Они пребывали наиболее около Хеврона, и кочевали около Сихема». Таким образом, у нас нет неоспоримых свидетельств того, что книги Моисея написаны после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Даже когда столпы служили опорой (как колонны в филистимском храме, которые опрокинул Самсон), археологические данные показывают, что они определяли границы портика или двора. В Вавилоне пограничные знаки, kudurru, имели форму столбов. В древней литературе Ближнего Востока нет параллелей идее о том, что земля поддерживалась столпами. В Иов. 26говорится о «столпах небес», но в предыдущем стихе (ст. 10) речь идет об установлении фаниц. Более вероятно, что здесь подразумеваются космические фаницы земли, которые разделяют области живых и мертвых. Слово, переведенное в этом стихе как «земля», иногда относится к подземному миру, преисподней. В аккадской литературе фаницы преисподней представлены воротами. 74:9. Чаша суда, вино смешанное. Чаша с вином как символ наказания часто упоминается в Ветхом Завете (напр.: Иер. 49:12; 51:17 ; Авв. 2:15,16 ). Из Ис. 51:17 совершенно ясно, что чаша приносит опьянение, а не смерть. Те, кого заставляют испить эту чашу, теряют контроль над собой и способность защитить себя (ст. 22, 23). Они становятся безрассудными. В эллинистический период вино разбавляли водой, чтобы оно не опьяняло слишком быстро и не лишало возможности поддерживать застольную беседу. Однако в более древние времена пили смешанное вино, которое вызывало сильное опьянение; такое вино следовало употреблять с осторожностью (см.: Суд. 9:13 ; Прит. 9:2 ). В Месопотамии, где вино до времени Ассирийской империи не было в широком употреблении, его пили лишь по особым случаям. Иногда виноградный сироп просто смешивался с медом для получения ликера. 74:11. Роги праведного и нечестивых. См. коммент. о «роге» в статье «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 77:2. Притча. Так переведено древнееврейское слово mashal, которое имеет самый широкий диапазон значений: аллегория, загадка, наставление, предсказание и т. п. В данном случае, как и в Прит. 10:1 , перед нами типичное «наставление» Бога, обращенное к израильтянам, но опирающееся на универсальный характер мудрости, и потому адресованное «всем народам», а не только израильтянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1) По свидетельству Евсевия кесарийского 211 , евреи в его время полагали, что 480 лет означают только лета правления Судей, в коих не считаются лета порабощений. Вот один способ к примирению! 2) Другой способ: «В определении времен», говорит Уссерий, «употребление чисел таково, что они иногда означают, когда случилось какое-либо событие, иногда – сколько времени оно продолжалось. Греки и латиняне отличают сие весьма часто одним только различием падежей, которых у евреев нет. Мы думаем, что лета порабощений, означаемые в книге Судей, надобно принимать в последнем значении, а лета покоя в первом; так, например, при Гофонииле земля покоилась не сорок лет, а после сорока лет от какой-либо предыдущей эпохи. Несогласно это с переводом Вульгаты; но Фр. Рибейри показывает, что согласно с выражением еврейским: ибо, по словам его, у евреев употребляются иногда от одного до десяти и всегда от десяти и далее вместо количественных чисел порядочные» 212 . В подтверждение сего Уссерий приводит множество примеров, между коими и 3Цар. 6:1 . И бысть в осьмидесятое и в четверосотное лето исхода сынов Исраилевых из Египта, в лето четвертое, в месяц вторый, царствующу царю Соломону над Исраилем, и созда храм Господеви 213 . Но странно, почему евреи во время Евсевия не считали лет порабощений, тогда как мы достоверно знаем, что древнейшие евреи – Филон и Флавий считали лета порабощений. В Писании ясно отличаются времена порабощений от лет покоя, следовавшего за известным рабством. Притом, лета правления Судей без лет порабощений, по точному счету, далеко не достигают до 480. (Евсевий не считал 10 лет Елона потому будто бы, что его не было в переводе LXX; лета Сампсона считал отдельно от лет рабства филистимского; Самуилу и Саулу назначил только 40 лет. Евсевию следовали Скалигер 214 и Спангемий 215 , не много изменив, но не улучшив его систему. Что касается до предположения Уссериева, то справедливо выражается о нем некто из западных писателей: «желательно, чтобы Уссерий был столь же способный грамматик, сколько точный хронолог. Он почувствовал бы сам недостаточность своего основания» 216 . Не вдаваясь в грамматические тонкости (См. Bible de Vence. T. IV. p. 534), заметим, что ни в одном переводе числа еврейского текста не переводились в периоде Судей по желанию Уссерия, что LXX, Иосиф Флавий и древнейшие иудеи, знавшие еврейский язык, без сомнения, совершеннее Уссерия, не считали лет согласно с ним. Своим предположением Уссерий вводит такую неопределенность в священное Писание, какой нельзя ожидать и в обыкновенном произведении человеческом. На прим. при Гофонииле, по Уссерию, была земля в покое в четыредесятое лето, – от какого времени? Такая ж неопределенность и во всех других местах. Поскольку нигде не сказано, чтобы она была в покое в такое то лето от предыдущего покоя, то мы и не имеем права прибегать к такому образу летосчисления. Уссерию, по его системе счисления, не доставало 9 лет, и он произвольно отнес их к Гедеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Под «всей землей Ханаанской к югу» может разуметься здесь самая южная часть Ханаана (так называемый Негев), о завоевании которой говорится в Нав.10:40 и Нав.11:16 ( «взял... всю землю полуденную»). В этой южной части могла, конечно, оказаться какая-либо местность не завоеванная, но о ней не могло быть употреблено выражения «к югу... вся земля Ханаанская» ( Нав.13:4 ). Непонятность этого выражения в географическом отношении и побуждает со своей стороны признать, вопреки принятому разделению данного места на стихи, правильность древних переводов и, согласно с ними, выражение к югу относить к Нав.13:3 , причем Аавеи изображаются библейским писателем живущими к югу от Филистимского побережья, в пустыне, простирающейся от него далее «до Сихора... пред Египтом». Нав.13:4 .  к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских, С юга Ханаанской земли библейский повествователь обращается к северу, где указывает на незавоеванную при Иисусе Навине всю «землю Ханаанскую» (по евр. «гак-кенаани») или хананейскую, под которой разумеется приморская полоса земли в северной части Ханаана, занятая хананеями или финикиянами, которые и в других местах ( Нав.5:1,11:3 , ср. Чис.13:30 и др.) изображаются живущими при море «От Меары Сидонской до Афека»: буквально с еврейск. «и Меара Сидонян». Еврейское слово «меара» значит «пещера», «впадина»; в этом нарицательном значении употреблено оно в Нав.10:18 ( «к отверстию пещеры»). В данном месте она согласно с переводом блаженного Иеронима (et Maara Sydoniorum), принимается за собственное имя местности. Под Меарой Сидонской разумеется округ в Ливанских горах, который известен находящимися в нем многочисленными пещерами. Он находится к востоку от Сидона и носит в настоящее время название Мугар (пещера) Джеццин. «Афек» – город в Ливанских горах, носивший у греков название Афока, к северо-востоку от Бейрута, при истоке р. Адониса. Он отнесен был к уделу Асирова колена ( Нав.19:30 ), но прежние жители не были изгнаны ( Суд.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6456 Событие это отожествляют со временем рождения у патриарха Евера сына Фалека, получившего в память сего события свое имя (Фалек – с еврейского – значит рассечение, разделение); т. е. приблизительно почти за 2600 лет до Р. Х. 6458 Ур Халдейский – один из царственных городов Халдеи, в Месопотамии, невдалеке от устья Евфрата; он был главным складочным местом торговли. Теперь имя Ура дают развалинам, находящимся к западу от русла Евфрата (в шести милях), на высоте соединения его с Хатч-ель-Хие (рукав Тигра, впадающий в Евфрат). 6459 Сие Божественное обетование имеет Мессианское значение, как то ясно показывает св. ап. Павел, ссылаясь на эти слова Божии к Аврааму. «Познайте же, – пишет он, – что верующие суть сыны Авраама, и Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестил Аврааму, что в нем благословятся все народы. И так верующие благословятся с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ). 6460 Харран – город в северо-западной части Месопотамии, между Хавором (приток Евфрата) и Евфратом, на широкой, окруженной горами равнине, к юго-востоку от Едессы; в древности был важным торговым пунктом на большой торговой дороге между Средиземным морем и востоком. Ныне – это незначительный и небольшой городок Месопотамии. 6461 Некоторые учители Церкви смерть Фарры в Харране объясняют премудрым устроением Промысла Божия; ибо Богу не угодно было, чтобы виновный в идолослужении Фарра внес заразу суеверия в отделяемое от него поколение. Посему-то Писание так точно и отмечает это событие. 6462 Под землею Ханаанской в теснейшем и собственном смысле разумеется земля по эту сторону Иордана, Финикия (северная часть Ханаана) и земля Филистимская; – в новейшее время под землею Ханаанской часто разумеют всю Палестину, всю землю обетованную, которую заняли потом израильтяне, по обе стороны Иордана. Сихем – древний город земли Ханаанской, в Самарии, на горе Ефремовой, в 18 часах пути от Иерусалима; Авраам прошел землю Ханаанскую собственно не до Сихема, которого тогда еще не было, а до места, где после построен был Сихем. Море – дубрава близ Сихема.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010