Три старшие сына Иессеевы находились с войском, а отрок Давид оставался при стадах. Однажды послал его отец отнести хлебы братьям и осведомиться о их здоровье; отрок поспешил исполнить волю отца: он пришел к месту, где сильные выходили на брань, и положив ношу свою у первой стражи, сам устремился в средину ополчения к братьям. Еще говорил с ними Давид, когда выступил исполин Филистимский, с той же позорной речью, и бежали от лица его сыны Израилевы; исполнилось негодованием сердце отрока: «что дадут тому, кто отымет поношение от Израиля и сокрушит врага, дерзающего ругаться над полком Бога живого?» спросил он; воины рассказали ему, как обещал Царь многие льготы и даже руку своей дочери победителю; но старший брат с гневом укорил отрока, за надменный вопрос; однако, слышавшие речь Давида, возвестили о нем Царю. Предстал отрок Саулу и, в простоте своей веры, сказал недоверяющему: «да не ужаснется сердце владыки моего; раб твой пойдет и поборется с иноплеменником; случалось, когда я пас стада отца моего, что лев или медведь похищали овцу; но я устремлялся вслед за ними и исторгал из их пасти добычу; иногда я боролся с зверями, и ухватив за гортань, умерщвлял их. Если же раб твой поражал льва и медведя, то крепче ли их сей необрезанный? Пойду и поражу и отыму поношение от Израиля, ибо он ругается над полком Бога живого. Господь же, изъявший меня из пасти зверей, спасет и от руки иноплеменника.» Тронулся Царь отроческой речью: «иди, да будет с тобой Господь.» сказал он, и облек было броней Давида, возложил шлем на юную голову и опоясал собственным мечем; но отрок, не привыкший к доспехам, обременился их тяжестью и сложил с себя, необычную для него, броню воинскую. Он взял только палицу, выбрал пять гладких камней из потока, которые вложил в пастушескую сумку свою, и с пращей в руках вышел на бой. Изумился исполин, увидя пред собой прекрасного отрока и воскликнул, с чувством презрения: «разве я пес, что ты выходишь на меня с палицей и камнями?» – «Ты хуже пса,» смело отвечал Давид, и проклял его иноплеменник богами своими: «приближься, взывал он, я дам плоть твою птицам небесным и зверям!» но Давид смиренно возразил кичливому врагу: «Ты идешь на меня с мечем, копьем и щитом, а я иду на тебя, во имя Господа Бога сил, Бога полка Израилева, которого ты уничижил. Он предаст тебя ныне в руки мои; убью тебя и отсеку тебе голову, и дам труп твой, вместе с трупами иноплеменных, птицам небесным и зверям; вся земля уразумеет, что есть Господь Бог в Израиле, и что не мечем или копьем спасает Бог; ибо Господня брань, и Он предал вас в руки наши.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Что ты идешь на меня с палкой и камнями? грозно закричал Голиаф, разве я собака?» Когда Давид смело отвечал ему, что он не собака, но хуже собаки, то Голиаф разразился на него бранью, проклял его своими богами и закричал, чтобы презренный пастух подошел к нему поближе, и Голиаф, без унизительной для себя борьбы, отдаст его тело птицам и зверям на съедение. На это страшное ругательство и издевательство Давид скромно отвечал филистимлянину: «ты идешь против меня с мечем, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, который ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным. И узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа и Он предаст вас в руки наши». Разъяренный подобною речью, Голиаф задвигал своим страшным копьем, и направился к Давиду. В это самое время Давид меткой и привычной рукой метнул камнем из пращи, и ошеломленный великан повалился на землю, а Давид, подскочив к нему с быстротой лани, его же мечем отсек ему голову. Филистимляне, пораженные таким чудесным подвигом юноши, в смятении бросились в бегство, преследуемые израильтянами. О правильной битве тут не могло быть и речи, и филистимляне бросились бежать по направлению к своей стране, чтобы укрыться за горами, причем иные бежали в Гефу, а другие в Аскалон. Весь лагерь сделался добычей израильтян, которые и получили богатую добычу. Побоище было весьма большое; по свидетельству Иосифа Флавия, избито было тридцать тысяч филистимлян, и вдвое больше против этого были ранены. Нет надобности полагать, что все это совершилось в один день, а можно думать, что дело продолжалось даже в течение нескольких месяцев и сопровождалось несколькими другими походами, окончательные результаты которых и передаются в Библии . По окончании борьбы, Давид был приведен к Саулу и принес в руках огромную голову Голиафа, как страшный трофей своей победы. Такой подвиг естественно заставил царя расспросить подробнее касательно происхождения молодого героя, за которого он, по обещании, должен был выдать свою дочь. Давид рассказал ему, что его отец Иессей, вифлеемлянин. Саул чрезвычайно милостиво отнесся к юноше и возвел его в должность своего оруженосца или адъютанта. Добыча, доставшаяся после смерти убитого исполина, отдана была в распоряжение Давида. Оружие он отнес себе домой, в Вифлеем, и впоследствии сложил эти трофеи в скинии, в городе Номве. Голова Голиафа сохранялась как постоянный памятник могущества веры в Иегову. Впоследствии она сохранялась, как достопримечательность, в Иерусалиме, когда этот город сделался столицей царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

XXI. Указание на близость земли Гесем к земле Филистимской некоторые (Gesenius в Thesaurus. 307; Merx в Bibel-lexicon. II, 513, и др.) находят еще в словах Исх.13:17 : Бог не повел их (=οχ δγησεν ατος= не певеде ихъ) дорогою земли Филистимской, потому что она близка; но в этих словах указывается собственно не на близость земли Филистимской к месту жительства евреев в Египте, мысль о котором устраняется здесь тем, что евреи изображаются в это время оставившими свои жилища ( Исх.12:37 ), а – на близость самого пути из Египта в Ханаан, названного дорогой земли Филистимской (в словах: потому что она близка всего естественнее разуметь существительное: дорога): следуя этим кратчайшим путем, шедшим от восточной египетской границы по пустынному берегу Средиземного моря и затем по Филистимскому побережью прямо в Ханаан, израильтяне чрез несколько дней по оставлении ими пределов Египта неминуемо, ввиду воинственности филистимлян, должны были войти в неприязненное столкновение с этим народом. Из того, что эта дорога земли Филистимской была ближайшей в Ханаан от восточной египетской границы, может, конечно, следовать и то, что земля Гесем, как лежавшая близ этой же границы, находилась также в небольшом расстоянии от земли Филистимской, но это может следовать только при известности такого положения Гесема из других библейских данных. И если бы эти данные указывали для земли Гесем иное место в Египте, значительно удаленное к западу или юго-западу от восточной границы Египта, то и при этом вышеприведенные слова Исход имели бы полное свое значение, так как и в этом случае израильтяне, отправляясь из Египта в Ханаан, должны были бы также направиться к северо-восточной египетской границе и здесь избрать или кратчайший путь по Филистимскому побережью или более длинный – чрез Синайский полуостров. Короче сказать, приведенными словами Исход потому нельзя пользоваться при географическом определении з. Гесем, что в них указывается положение земли Филистимской в отношении не к месту жительства евреев в Египте, а к восточной его границе или к тому месту, где они находились в то время, по выходе из Рамесеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Ам. 9, 7 ), будет переселен непременно, потому что это «говорит Иегова " (1, 3–5). Пророчество не замедлило своим исполнением. Призванный Ахазом царем Иудейским Тиглат-Иелесер (Феглафелассар) царь Ассирийский пошел на Дамаск, взял его, царство Сирийское уничтожил и жителей его переселил на Кур, согласно с предсказанием Амоса (см. 4 Дар. 16, 9). Под Куром здесь нужно разуметь не ту реку Кур, которая, вытекая из гор Кавказских, впадает в Каспийское море на юге русских закавказ­ских владений, в области Ширван, а ту небольшую пустынную речку на юге от Тегерана, которая ныне на картах обозначается под именем Канж и по приблизительному расчету находится в 1500 верстах к северо-востоку от Дамаска, (см. историч. книги св. пис. В. Зав., перев. Гуляева– стр. 341, прим, на 4Цар. 16, 9 ). За Дамаском в пророческом изображении следует земля филистимлян, которой в лице представителей ее,–ее главных городов: Газы, Азота, Аскалона и Екрона возвещается такая же погибель, какая возвещена и царству Сирийскому,–возвещается за то, что она принимала самое деятельное участие в продаже пленных своих, именно сынов Израиля идумеянам, этим древним самым злобным врагам народа Божия. Как выше, так и здесь изображение всюду индивидуализированное; возвещаемое одному го­роду,, в одинаковой мере и силе относится и к другим городам, вообще ко всей земле Филистимской. «Так говорит Иегова " возвещает угрозу пророк: «за три преступления Газы " –(города, являющегося здесь, как видно это из того, что в следующей речи суд наказания возвещается не одной Газе, а и другим городам земли Филистимской, представителем порицаемых злодеяний всей земли Филистимской) «и за четвертое не отменю сего, потому что они отводили пленных в полном числе, чтобы предать идумеянам,“- потому что они своих пленников, каких забирали в полном множестве, так что в земле нападения не оставалось как бы никого уцелевшего от плена, всех исключительно пере­давали идумеянам, не оставляя у себя никого. Разумеются здесь пленники–сыны израилевы, которых Филистимляне отводили из земли отечественной и продавали как рабов идумеянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Путешествие Авраама с семейством в Египет (см.: Быт. 12, 10–20 ) было в то время делом вполне обычным, – это подтверждается изображением времен XII династии (время Авраама): на нем как раз и представлены кочевые семиты, переселяющиеся на голодные годы в Египет. Пещера Махпела («Двойная»), где были похоронены Авраам и Сарра, находится в Хевроне: ученый-путешественник испанский раввин Вениамин бен-Иона Тудельский, видевший ее в 1163 г., сообщал, что тогда еще сохранялись на ней надписи времен Второго Храма. Упоминавшиеся ранее правовые нормы взаимоотношений человека с домоправителем – приемным сыном, существовавшие в период Патриархов в Междуречье, напоминают об истории Иакова и Лавана (см.: Быт. 31 ), а присвоение Рахилью терафимов (домашних идолов) своего отца (см.: Быт. 31, 19 ) объясняется другой традицией того времени: зять, обладавший терафимом тестя, пользовался одинаковым правом с его сыновьями на наследство: таким образом, претензии к Иакову Лавана, а тем более его сыновей, становились беспочвенными. История равноправного положения сыновей Иакова, рожденных как от жен, так и от наложниц, тоже находит свое объяснение в Законах Хаммурапи, гласящих: «Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей, [и] отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: “Мои сыновья”, и он их причислил к сыновьям супруги, [то] после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца». Начиная с периода Патриархов священная история неразрывно связана со Святой Землей, о которой необходимо сказать подробнее. Геродот называет эту область Филистимской Сирией, а впоследствии греки делали различие между Филистимской Сирией и Внутренней Сирией. От греческого слова η Παλαιστ ι νη («Палестина») произошло и латинское слово Palaestina («Палестина»). Название Палестина вошло в употребление только после V в. до Р.Х. и в Ветхом Завете не употребляется. Эта территория часто называется землей Ханаанской, потому что основное население составляли ханаанеи. Она также известна как земля обетованная, земля обещания, данного Богом Аврааму. После ее покорения израильтянами она также стала называться Израилем или землей Израильской. Название Святая Земля вошло в употребление в средние века. В общепринятом значении Палестина обычно предполагает земли от Дана до Вирсавии ( Суд. 20, 1 ). Территория ее простирается от южных склонов горы Ермон (Хермон) до окраин южной пустыни Негев, омывается на западе Средиземным морем, а на востоке проходит по Иорданской равнине. В греческие и римские времена полагалось, что Палестина включает в себя и территорию на восток от Иордана, или Заиорданье. Особого внимания заслуживает и долина Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот глагол в евр. языке неупотребителен 428 , но в сродном ему эфиопском диалекте имеет значение „странствовал“, „путешествовал“. Поэтому означает – земля странствующих, чужестранных, чужих. Вследствие этого и LXX-mь , филистимлянин, обыкновенно, переводят λλφυλος, славян: иноплеменникъ. Филистимляне были древним воинственным народом, постоянно беспокоившим евреев. При Иисусе Навине неприязненных столкновений между теми и другими еще не было 429 . Но слишком часты они в периоде Судей, причем филистимляне время от времени господствовали над израильтянами ( Суд.10:7, 11, 13:1, 14:4, 15:11 ). При первосвященнике Илие они захватили Ковчег Завета (1Цар. гл. 4), но при Самуиле потерпели поражение, которое положило предел их 40-летнему господству над евреями (1Цар. гл. 7). Однако Саул все время своего царствования вел с ними войны, причем счастье было то на той, то на другой стороне ( 1Цар.13:14 и сл., 23:28, 24:2; 31). В царствование Давида филистимляне продолжали делать нападения, но были побеждаемы ( 2Цар.5:17 и сл., 8:1, 21:18). Давид даже завоевал их город Геф ( 1Пар.18:1 ). При Иосафате они сделались данниками евреев ( 2Пар.17:11 ), но при Иораме, в союзе с аравитянами, напали на Иерусалим и не только разграбили его, но и увели с собою жен и детей царя ( 2Пар.21:16 ). Это событие, вероятно, и имеет в виду пророк Иоиль. В царствование Иоаса, царь сирийский Азаил взял у филистимлян Геф ( 4Цар.12:18 ). При Озии они были побеждены воевавшими с ними евреями ( 2Пар.26:6 и сл.), но при Ахазе завоевали себе часть западной Иудеи ( 2Пар.28:18 , ср. Ис.14:29 ). Езекия в первые годы своего царствования имел успех против них ( 4Цар.18:8 ); но скоро явились и другие завоеватели земли филистимской – ассирияне, которые захватили крепость Азот ( Ис.20:1 ). С того времени филистимлянам пришлось много страдать, так как земля их служила для завоевателей дорогой в Египет, на который последние делали свои нападения. В Маккавейское время филистимляне подпали под власть Сирии, а иногда им приходилось терпеть и от иудеев ( 1Мак.10:86, 11:60 и сл.). Царь Александр Валас присоединил к Иудее часть земли филистимской ( 1Мак.10:89 ). Царь Ианней завоевал и разорил Газу. Наконец, при Помпее Азот, Ямния и Газа присоединены были к римской провинции – Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

«Беднейшие и нищие» – вероятно, иудеи, страдавшие от частых нападений филистимлян в правление Ахаза. Они отдохнут, когда ассирийские цари сокрушат их врагов, филистимлян. «Твой корень», т. е. остаток филистимской нации. «Уморю голодом». – Конечно, во время осады филистимских городов многие филистимляне умирали с голоду. «И он убьет», т. е. этот летучий дракон, царь ассирийский. Ис.14:31 . Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в по­лчищах их. «Ворота» – здесь метонимия. 20 . Пророк, конечно, имел в виду народ, собиравшийся днем при городских воротах, чтобы узнать все свежие новости. «Дым» – это дым от горящих по пути движения ассирийского войска (с севера к югу) городов, которые ассирийцы, по выражению одной древней надписи, «сожигали огнем, опустошали, превращали в груды и пахотную землю» (Рагозиной. История Ассирии с. 60). Ис.14:32 . Что же скажут вест­ники народа? – То, что Го­с­по­дь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его. «Что скажут», т. е. какие слухи дойдут до земли филистимской, очевидно, посылавшей послов к соседним народам узнать о политическом положении их государств и, быть может, предложить им заключить союз против ассирийцев. «Господь утвердил Сион». Пророк с чувством национальной гордости говорит, что Господь защитит Свой город и от царя ассирийского и в Сионе найдут для себя верное убежище и беглецы (бедные) из других иудейских городов. Между тем Филистимская земля останется без всякой защиты, и это, конечно, будет очень тяжело выносить филистимлянам, которым должно быть очень досадно то обстоятельство, что их ближайшие соседи сохранят в целости свою столицу от опустошения врагами. Подлинность пророчеств Исаии о Вавилоне и царе вавилонском оспаривается критикой со всею силой, потому что пророк здесь совершенно ясно и определенно предсказал слишком отдаленные от его времени исторические события и этим ясно засвидетельствовал, что Бог действительно открывал будущее рабам Своим, пророкам ( Зах.1:6 ). Но возражения, какие ставятся здесь критикой, не отличаются убедительностью. Так говорят, что то положение Вавилона, какое изображается в 13 и 14-й гл. Исаии, резко отличается от того положения, какое занимал Вавилон среди других государств в эпоху Исаии. Вавилон при Исаии еще вовсе не был властелином народов и красою царств ( Ис.13:2, 19 ). Но Вавилон во всяком случае представлял и во дни Исаии уже самостоятельное государство, которое упорно боролось за свою независимость с Ассирией. И вот пророку открыто было, что это пока еще незначительное царство сделается могучим и разорит Иудею и Иерусалим, а потом падет и само. Это последнее обстоятельство нужно было заранее сообщить иудейскому народу, который во дни Езекии искал дружбы вавилонского царя ( Ис.39:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ханаан Ханаан [евр. Кенаан]: 1) сын Хама, внук Ноя ( Быт. 9:18.22 ; Быт. 10:6 ). Х. был проклят Ноем за проступок ⇒ Хама ( Быт. 9:22.24 ). В Быт. 10:15–18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени – имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (⇒ Список народов). В Быт. 10говорится о расселении различных ханаан. племен, а в Быт. 10:19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда – к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму – вплоть до Лаши; 2) Х. – одно из древнейших названий Палестины ( Быт. 11:31 ), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Числ. 33говорится: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую...» Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник «на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых» ( Нав. 22:10 ), т.е. на берегу Иордана, который и здесь был погранич. рекой. В Исх. 16сообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Нав. 5:10–12 ; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф. 2:5 : «Ханаан, земля филистимская» – так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф. 15:22 ). В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (⇒ Телль-Амарна , III), в которых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Нав. 5говорится о хананеях, живших «при море». Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил «к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян» ( 2Цар. 24:7 ). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в ⇒ Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря ( Суд. 4:24 ). Согл. Числ. 13:30 , хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согл. Нав. 11:3 – и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название «Х.» обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Т.о., хананеи выступают как жители равнин в отличие от ⇒ аморреев, живших в горах. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

А те, которые сокрушили ярмо и жезл мучителя своего, будут терпеть вечный голод, так что не будут питаться словом Божиим, но весь их остаток погибнет, чтобы не родилось что либо от злого семени. Ст. 31, 32. Рыдайте ворота, вопи город: ниспровергнута вся земля Филистимская. Ибо от севера дым идет, и нет никого, кто бы избежал массы его. Что же будет сказано в ответ вестникам народа? Что Господь основал Сион и на него будут надеяться бедные из народа Его. Вместо вестников, то есть ангелов, как перевел один Симмах, все перевели цари, введенные в заблуждение двусмысленностью слова, потому что одним и тем же именем, за исключением буквы алеф, прибавленной в названии ангелов, у Евреев называются цари () и ангелы, то есть malache (). В книге Еврейских Имен я указал, что Филистимляне значат падающие от чаши. Итак тем, которые упивались чашею Вавилона и вином сладострастия и между прочими пороками также и по причине пьянства не достигли царствия Божия по Апостолу ( Еф. 5 ), заповедуется, чтобы рыдали их ворота и вопил город. Под воротами я понимаю уста богохульствующие, а под городом душу, служащую сокровищницею злых помышлений. Она должна вопить и рыдать, потому что вся ниспровергнута и низвержена на землю и не имеет здравого разума и мудрости Божией. Почему рыдают ворота? Почему вопит город? Потому, что ниспровергнута вся земля Филистимская. А почему ниспровергнута, это показывает следующий стих: от севера дым идет, и нет никого, кто бы избежал массы его. Дым этот поднимается от горящих стрел диавола, он вреден для глаз, противен свету и выходит с севера, от которого в книге Иеремии поджигается котел ( Иер. 1:14 ), и от которого возгораются бедствия на всех обитателей земли, не могущих сказать: преселник и пришлец якоже вси отцы мои ( Пс. 38:13 ), но живущих на земле. Поэтому и в Притчах читается: «северный ветер жестокий» ( Притч. 25:23 ). По другому же наименованию он называется благоприятным, который будучи сам по себе жестоким и неблагоприятным и упорно отказываясь принять иго Божие, называется благоприятным теми, кои обращают сладкое в горькое и горькое в сладкое, кои обращают тьму в свет и свет в тьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом узнаем, что все находящееся в средине между тем местом и настоящим, которое мы теперь хотим объяснять, предсказано при Ахазе, по смерти которого наследовал престол четвертый, т. е. последний, – Езекия, при котором пишется вся эта книга до конца. Ст. 29. Не радуйся ты, вся земля Филистимская, что сокрушен жезл мучителя твоего; ибо от корня змея выйдет аспид, и семя его пожирающее птицу. Естественно, что по смерти царя враждебных народов, враги всегда радуются, ожидая от перемены обстоятельств междоусобных войн, волнений и неспособного правления. Итак мы видим, что по смерти грешника Ахаза, который ходил в путях царей Израильских и был связан с ними узами родства, соседние Филистимляне радовались и смеялись над Израилем, что потеряв царя зрелого возраста, они подчинились юноше Езекии. Именем Филистимлян, как мы говорили выше, обозначает Палестинян, которых Вульгата называет иноплеменниками, хотя это слово есть название не одного народа, а всех иноземных народов. Не радуйся, говорит, земля Филистимская и не смейся над народом Моим, что сокрушен жезл мучителя твоего Ахаза, что обыкновенно поражавшая тебе трость по-видимому сломлена смертию, что змей убит. Ибо вместо него родится Езекия более вредный для тебя аспид, (которого Греки называют василиском), который убьет тебя взглядом своим и умертвит дыханием уст своих. Ибо как никакая птица не может невредимо выдержать взгляда аспида, но хотя бы была вдалеке, она будет поглощена пастью его; так и ты от взгляда царя Езекии погибнешь всецело. И прекрасно удержал метафору, ибо, назвавши змея и аспида, говорит, что его пастью и дыханием пожираются птицы. А что ни один из царей Иудейских не поразил так Филистимлян, как поразил из Езекия, послушай книгу Царств: той порази Филистимлян даже до Газы, и до предел ея, от столпа стрегущих, и даже до града тверда ( 4Цар. 18:8 ). Вместо переведенного нами пожирающее птицу, поставленное в Еврейском saraph mophet может быть переведено летающий змий, так что смысл может быть такой: от корня змея родится аспид, а плодом его, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010