Александр Кейт Глава IX. Филистия Земля филистимлян, граничившая к западу и юго-западу с Иудеей, лежит на юго-восточном берегу средиземного моря. «И был жребий колена сынов иудиных: Екрон с зависящими от него городами и селами его. И от Екрона к морю все, что находится около Асдота 588 , с селами их. Асдот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от неё города и села её, до самого потока египетского и великого моря – которое есть предел» 589 . Когда Иисус Навин состарился, Господь сказал ему: «Ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли остается очень много, которую надлежит взять в наследие. Остается же сия земля: все округи филистимские и вся земля гессурская (и ханаанская), от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу,–считаются же землей ханаанской пять владельцев филистимских, газский, азотский, аскалонский, гефский и екронский» 590 . После дней Иисуса Навина и старейшин, которые его пережили, когда все колена израильские оставили Господа Бога своих отцов, все эти города были упоминаемы в числе их врагов, которые были оставлены для того, чтобы они испытывали израильтян до тех пор, пока они не исчезнут в доброй земле, которую Господь Бог их дал им. Что таковы были филистимляне из поколения в поколение, это вполне доказывается библейской историей израильтян. Земля филистимская сохранила и ныне «естественное» плодородие, которым она отличалась в древние времена. Нигде в Сирии нет земли богаче, почвы глубже, прекрасных остатков больше, чем в земле фплистимской, к северу от Газы. Еще долго после христианской эры она обладала очень многочисленным народонаселением и сильно укрепленными городами: в сравнительно новейшем периоде, в двенадцатом столетии, Аскалон имел одну из сильнейших крепостей в Сирии, последнюю, которая была взята крестоносцами после продолжительного сопротивления всем их силам. Никак нельзя было предположить в дни пророков, или даже в гораздо позднейшем веке, чтобы земля филистимская могла когда-либо подвергнуться такому опустошению. Но она, по сделанному теперь исследованию, уличает во лжи всякое доказательство, выводимое из плодородной её почвы и превосходного климата в подтверждение того, что она действительно была, в течение многих предшествующих столетий, постоянно богатым и хорошо возделанным краем. Боги филистимлян, которые сбили с пути Израиля, забыты: они все пали, как пал Дагон перед кивотом завета Господня. Но земля, в которой им поклонялись, ответствует теперь глаголу единого, живого и истинного Бога, и занимает свое предопределенное место среди свидетелей, громогласно провозглашающих, что Он лишь «один» тот Господь, Который был и есть и будет вечно Богом Израиля. Она принимала у себя из века в век врагов того народа, который Он избрал как Свой собственный; но глас пророчества не был нем относительно неё: он провозглашал ожидавшую её судьбу в словах не только противоречивших в то время всякому вероятию, но и рисующих настоящее положение филистимской земли и то, чем ей еще должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Палестина Палестина – есть общее название земли евреев ( Быm. XL, 15 ), называемой также землей Господней ( Oc. IX, 3 ), святой землей ( Зax. II, 12 ), землей Израилевой ( Ueз. VII, 2 ), Землей Обетованной ( Ebp. XI, 9 ). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами ( Ucx. XV, 14 , Uc. XIV, 29, 31 , Uouл. III, 4 ), и в этом единственном смысле употребляется в В. 3. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея ( Nc. LXXXIV:4, CVII:10 ). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистой Аравией, Средиземным морем и Сирией, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской ( Чuc. XXXIV, 4, 5 , Bmop. II, 4–8 ). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией ( Чuc. XXXIV, 6 , Bmop. XI, 24 и др.). К с. она простирается от гор. Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии ( Чuc. XXXIV, 7–9 , Hab. I, 4 , Bmop. XI, 24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полуколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской ( Hab. I, 4 , Bmop. II, 9 ; INap. V, 9, 10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг него земли ( Ueз. V, 5 ), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее на с. Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан, идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана ( Nech. VII, 6 ); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известны: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

свящ. Вадим Маркин Лекция 5 Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти Земля Обетованная Географическое положение и природа страны Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины. Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр с. ш. и 34 и 36 гр в. д.). Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами. Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня. По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и непрерывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянутся по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу образует долину, по которой течет река Иордан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую. Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обоих этих частях горная цепь рассыпается на множество холомов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Глава 13 1. Области Ханаанской земли, не завоеванные израильтянами. 8. Общее очертание Восточно-Иорданской страны, доставшейся двум с половиной коленам. 14. Особый удел Левиина колена. 15. Границы и важнейшие города удела Рувимова колена. 24. Границы и города удела Гадова колена. 29. Границы и города удела полуколена Манассиина 33. Высший удел Левиина колена. Нав.13:1 .  Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много. Как вступление в Ханаанскую землю ( Нав.1:2 ), так и передача ее израильскому народу совершается по особому божественному повелению. На преклонный возраст Иисуса Навина, имевшего уже, как можно думать, лет 85 ( Нав.14:10 ), Господь указывает как на причину, вызвавшую это повеление. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания ( Нав.13:2–6 ), приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли ( Нав.13:7 ). Слово «преклонные» прибавлено русскими переводчиками для большей выразительности. Нав.13:2 .  Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская [и Хананейская]. Нав.13:3 .  От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский; Перечисление незавоеванных местностей начинается с юго-запада, с Филистимского побережья, на котором находилось пять указанных далее округов или отдельных областей. Под названной рядом с филистимскими округами (буквально) «всей Гессурией» (еврейское «кол гаггешури» – о Γεσουρι по Александрийскому списку) разумеется отличная от Гессурского предела ( Нав.12:5 ; 2Цар.15:8 ) область, лежавшая к югу от Филистимского побережья, о жителях которой упоминается еще в 1Цар.27:8 . Слова «[и Хананейская]» внесены согласно с греко-славянским переводом; делая это дополнение, греческие переводчики имели в виду другие незавоеванные местности, которые указаны в Нав.13:4–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Поражение филистимлян. Удачные для евреев войны с моавитянами, аммонитянами, амаликитянами и др. 1Цар.14:13 .  И начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали филистимляне пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним. 1Цар.14:14 .  И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день. 1Цар.14:15 .  И произошел ужас в стане на поле и во всем народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет [и не хотели сражаться]; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа. 1Цар.14:16 .  И увидели стражи Саула в Гиве Вениаминовой, что толпа рассеивается и бежит туда и сюда. 1Цар.14:17 .  И сказал Саул к народу, бывшему с ним; пересмотрите и узнайте, кто из наших вышел. И пересмотрели, и вот нет Ионафана и оруженосца его. 1Цар.14:18 .  И сказал Саул Ахии: «принеси [кивот] 1 Божий», ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими. 1Цар.14:19 .  Саул еще говорил к священнику, как смятение в стане Филистимском более и более [распространялось и] увеличивалось. Тогда сказал Саул священнику: сложи руки твои. 1Цар.14:20 .  И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого обращен был против ближнего своего; смятение было очень великое. 1Цар.14:21 .  Тогда и евреи, которые вчера и третьего дня были у филистимлян и которые повсюду ходили с ними в стане, пристали к израильтянам, находившимся с Саулом и Ионафаном; 1Цар.14:22 .  и все израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, услышав, что филистимляне побежали, также пристали к своим в сражении. 1Цар.14:23 .  И спас Господь в тот день Израиля; битва же простерлась даже до Беф-Авена. [Всех людей было с Саулом до десяти тысяч, и битва происходила по всему городу на горе Ефремовой.] Подвергшись быстрому и ловкому нападению, филистимляне пришли в ужас и, вообразив, что по беспечности подпустили к себе целый отряд неприятеля, скрытый ущельем гор: ( 1Цар.14:4–6 ), ударились в дикое бегство, произвели страшный переполох в лагере при Михмасе и смутили прочие филистимские отряды. Смятению филистимлян содействовало еще и то обстоятельство, что в их войске было много евреев. Ободренные благоприятным оборотом дела, они обнажили мечи против своих утеснителей. К ним присоединились и те из израильтян, которые в начале филистимского нашествия в страхе попрятались было в ущелья и ямы (см. прим. к 1Цар.13:6–7 ). «Тогда сказал Саул священнику» (Ахии): «сложи» (молитвенно) «руки твои» (ст.19), дабы через посредство святыни (ст.18) уразуметь нам волю Божию. «И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним» (ст.20): Господь дал понять евреям, что филистимляне преданы в руки их. Само собой понятно, что, удостоверившись в происшедшем смятении филистимлян, Саул бросился со своим войском довершать поражение неприятелей и преследовал их от Михмаса до Беф-Авена (Аиалона).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 8 Надписание в славянской Библии указывает или на способ музыкального исполнения псалма на инструменте с отверстиями, похожими на отверстия в точиле, или на время употребления псалма при выжимке винограда, каковая работа сопровождалась обыкновенно песнями ( Суд. 9:27 ; Иер. 48:33 ) С евр. языка – «на гефском орудии» (гиттит), т. е. на инструменте, заимствованном евреями из филистимского города Гефа, который мог походить на точило. Все надписание можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда, как народная песнь. Указанным обстоятельствам употребления псалма отвечает и все его содержание, представляющее хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку в разумно и прекрасно устроенной Вселенной. Так как главным предметом содержания псалма является изображение величия Божия в природе, предполагающее в писателе псалма – Давиде продолжительное наблюдение и созерцание ее, а этому последнему Давид мог отдаваться только до своего выступления на общественное служение, когда сначала преследования от Саула, а потом – войны и дела управления государством отвлекали его внимание в другую сторону, то написание означенного псалма нужно относить ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее. Пс.8:2 .  Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! «Земля» и «небеса» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма. Пс.8:3 .  Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слезы " Питье мое, – говорит он [Давид], – растворял слезами» ( Пс. 101:10 ). Как при хлебе необходимо быть питью, так и слезам – при покаянии. Такое питье не только прохлаждает душевную жажду, но гасит и самый неугасимый огонь. Жажда же душ наших (если в ком она есть), – это Божественное желание, о котором говорит святой Давид: «Как лань охотно стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу» ( Пс. 41:2–3 ). Такую жажду слезы прохлаждают или, лучше сказать, услаждают. Это хорошо знают испытавшие, исполненные Божественного желания и оттого тепло плачущие. Огнем же являются наши грехи, достойные неугасимого геенского огня и сжигающие все наши добрые дела подобно тому огню, который, будучи привязан Сампсоном к хвостам лисиц, сжег филистимскую пшеницу во время жатвы (см. Суд. 15:4–5 ). И поистине каждый грех – это огонь. Огонь – ярость и гнев, почему и называются они запальчивостью. Плотское вожделение – тоже огонь, и огонь сильный, сжигающий дубравы и горы, ибо эта страсть сжигает не только обыкновенных людей, подобно дубравам, но и великих святых, заслуги которых перед Богом, как горы; «если охватит, то сжигает их до основания» ( Пс. 82:15 ). Невоздержный язык апостол называет также огнем: «Язык – огонь, прикраса неправды… будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак. 3:6 ). Грабеж и хищение чужого – тоже огонь, ибо чужие вещи, особенно же духовные, церковные, иноческие, которые, по свидетельству Отечника и Пролога, если появятся где, то сжигают все, как огонь, так что невозможно грабителю обогатиться чужим. Точно так же и всякий грех, любимый и обыкновенно совершаемый нами, – это огонь внутри нас, сжигающий нас, согласно словам Приточника: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» ( Притч. 6:27–28 ). Кто любит один грех, не сожжет ли он этим все свои добродетели? Как мал этот огонь, но какие большие вещи он сжигает! Если же кто всю жизнь свою истрачивает на грехи без покаяния, то не будет ли он осужден на вечное сожжение в неугасимом огне? Как, по словам апостола: «Земля, производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр. 6:8 ), так и для грешника будет участью огонь неугасимый во аде, возожженный его непрестанными грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине 1.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен 1.6. Жертвенник заиорданских колен 1.7. Завещание Иисуса Навина Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине В следующих двух главах, в 10-й и в 11-й, кратко описывается дальнейшая история завоевания, то есть начало похода в Южный Ханаан с подробным перечислением захваченных городов и царей. Затем описывается поход на север, тоже очень краткий, с описанием только тех городов и царей, которые были захвачены и побеждены. После этого в 12-й главе подводятся итоги завоевания. В сумме территория, которую захватили при Иисусе Навине, простиралась от Кадеса, к которому изначально подошли израильтяне с Моисеем, до горы Ермон на севере и от Иордана с запада до той же самой горы Ермон, то есть достаточно большая территория. Еще были территории на западе со времен Моисея. Когда степи к востоку от Иордана были завоеваны, то 2,5 колена попросили Моисея, чтобы он отдал им те земли, и Моисей это сделал при условии, что они будут воевать со всеми остальными до тех пор, пока не будет захвачена вся земля. В списке пораженных Иисусом Навином царей насчитывается 31 человек. Понятно, судя по этому описанию, что не все города и области были полностью захвачены, однако израильтяне добились того, что они доминировали на всей этой территории, все ключевые точки и ключевые земли были ими захвачены. Главные из земель, которые захвачены не были, это прибрежная полоса, где было 5 городов Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф – филистимские города, с которыми потом было связано много неприятностей в истории Израиля. 1.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен Затем по указанию Божию Иисус Навин проводит раздел земли, то есть сначала подтверждаются наделы Рувима, Гада и половина Манассиина, которые были за Иорданом, затем описывается каждый удел и бросается жребий. Сначала получают Иуда, Ефрем и вторая половина колена Манассиина, которые получают центральные земли; не случайно потом Израиль, северное царство, называется еще Ефремом, в силу доминирующего положения этого колена. И затем разделяются по жребию все их уделы. Напоминаю вам о том, что Левиты удела не получили, а получили только города, разбросанные по всем землям. И сам Иисус Навин себе никакого удела не выделил, и тогда израильтяне сами предоставили ему удел. Блаженный Феодорит объясняет это тем, что Иисус Навин, будучи соименным Христу, «подражал смирению Владыки, пребывавшего в крайней нищете» с. 204].

http://sedmitza.ru/lib/text/431039/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филистимляне Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт. 10:13 : «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» ( Быт. 10:13 ). Из Втор. 2:23 ; Иер. 47:4 ; Ам. 9можно понять, что Ф. происходили с о-ва ⇒ Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. – ф-ма мн.ч.) – это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака ( Быт. 21:32.34 ; Быт. 26:1 ; Исх. 13:17 ; Исх. 15:14 ; Исх. 23:31 ). А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000–1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195–1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), которую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя ⇒ Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. кроме того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в 1Цар. 30:16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16 ; Соф. 2:5 , где критяне также отождествляются с Ф.) Под ⇒ хелефеями и ⇒ фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ханаан Ханаан [евр. Кенаан]: 1) сын Хама, внук Ноя ( Быт. 9:18.22 ; Быт. 10:6 ). Х. был проклят Ноем за проступок ⇒ Хама ( Быт. 9:22.24 ). В Быт. 10:15–18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени – имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (⇒ Список народов). В Быт. 10говорится о расселении различных ханаан. племен, а в Быт. 10:19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда – к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму – вплоть до Лаши; 2) Х. – одно из древнейших названий Палестины ( Быт. 11:31 ), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Числ. 33говорится: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую...» Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник «на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых» ( Нав. 22:10 ), т.е. на берегу Иордана, который и здесь был погранич. рекой. В Исх. 16сообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Нав. 5:10–12 ; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф. 2:5 : «Ханаан, земля филистимская» – так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф. 15:22 ). В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (⇒ Телль-Амарна , III), в которых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Нав. 5говорится о хананеях, живших «при море». Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил «к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян» ( 2Цар. 24:7 ). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в ⇒ Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря ( Суд. 4:24 ). Согл. Числ. 13:30 , хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согл. Нав. 11:3 – и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название «Х.» обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Т.о., хананеи выступают как жители равнин в отличие от ⇒ аморреев, живших в горах. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010