Ее автор неизвестен, а традиция связала ее содержание с именем Соломона. Но Соломон считается учителем мудрости, а не основателем частной философской школы, он – по мнению евреев – высказывал общеобязательные истины, а не личные гипотезы. Содержание книги премудрости является, значит, выражением общих убеждений, а не личных взглядов. В Новом Завете раскрывается ясно, что откровение, данное еврейскому народу было дано для блага всего человечества. У ап. Павла во 2 и 3 гл. послания к римлянам, подробно раскрываются те обоюдоострые преимущества, которые имели те, кому было вверено слово Божие, пред теми, которые не имели и не знали этого слова. Апостол напоминает обетование Аврааму: «в тебе благословятся все народы» ( Гал. 3, 8 ), возвещает, что отчужденные от общества Израильского и бывшие без Христа теперь будут во Христе ( Еф. 2, 12 ), утешает евреев пророчеством, что они, дав спасение миру, спасутся и сами ( Римл. 11, 26 ) и указывает, что пути Божественного Проведения направляются к тому, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2, 10 ). В деле спасения человечества Провидение преследует некую постепенность. Господь сказал о Себе: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15, 24 ). И апостолам, отправляя их в первый раз на проповедь, Он заповедал: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф. 10, 5 ). Но потом оказывается, что это только начало, что Провидение всегда блюло дело спасения всех достойных спасения, что Господь есть свет к просвещению язычников ( Лук. 2, 32 ). Язычникам дело закона было написано в сердцах и в исполнении этого закона они найдут свое спасение ( Рим. 2, 15 ). Участь земли Содомской и Гоморской, оказывается, не будет наихудшею (Мф. 10, 15). Ниневитяне, покаявшиеся от проповеди Ионы, и царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона, будут на последнем суде укором и обличением для Израиля (Мф. 12, 41, 42), и «многие прийдут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Из этих слов ясно, что только истинный христианин, рожденный не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога, верующий во имя Христа ( Ин. 1:12, 13 ), исполняющий заповеди Его, может познавать Бога, Которого не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Все же другие исследователи Божественного Откровения, – все Штраусы, Ренаны, Толстые и т. п., не имеющие любви к Богу и не исполняющие Его заповедей, хотя бы всю жизнь свою посвящали на изучение Св. Писания Ветхого и Нового Завета, никогда не достигнут до познания истинного Бога... Современные Христу книжники и фарисеи иудейские собственными очами видели совершенные Им чудеса, собственными ушами слышали преподанное Им учение, но они не имели любви к Богу, сердце их огрубело, – и они не познали истинного Бога, не уразумели Его сердцем и не обратились, чтобы Он исцелил их ( Мф. 18:15 ; Марк. 4:12 ; Лук. 8:10 ). «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). Наконец, по христианскому учению, от любви к Богу непосредственно зависит и любовь к ближнему. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин. 4, 11. 12. 20 ). Желающим ближе и подробнее ознакомиться с тем, как истинное христианство учит о любви к Богу и ближним, рекомендуем со вниманием прочитать еще следующие места новозаветных писаний: Мф. 5, 43–48 ; Марк. 12, 29–31; 33 ; Лук. 6, 34; 10, 27 ; Ин. 3, 16 ; 1Петр. 1, 8; 22; 2, 17; 3, 10; 4, 8; 5, 14 ; 2Петр. 1, 7 ; , 2Ин. 1, 1. 3. 5. 6 ; Рим. 5, 5. 8; 8, 35–39; 12, 9; 13, 14, 15; 15, 30 ; 1Кор. 8, 1; 13, 1–4. 7. 8. 13; 14, 1; 16, 22; 2 Kop. 2, 4; 5, 14; 6, 6; 8, 7. 8; 24; 9, 7; 13, 11. Галат. 5, 6. 13–14. 22 ; ; Филип. 1, 9. 17; 2, 1. 2 ; Колос. 1, 4. 8. 13; 2, 2; 3, 14 ; 1Сол. 1, 3; 3, 6. 12; 4, 9; 5, 8 ; 2Сол. 1, 3; 2, 10; 3, 5 ; 1Тим. 1, 5. 14; 2, 15; 4, 12; 6, 11 ; 2Тим. 1. 7; 2, 22; 3, 10 ; Евр. 6, 10; 10, 24 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Кто приноиит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». ( Пс.49:23 ) Только человеку свойственно чувство благоговения перед святыней, только человеку доступно понимание святости. Только человеку дан великий дар – слышать и понимать Завет, завещание Божие. Своими чувствами человек слышит зов Божий и понимает, что у всего сотворенного есть един Бог – Отец, Сын и Святой дух,- который наделил созданные Им существа различными дарами. Человеку же Творец дал наилучшие и наивысшие дары: свободу, способность самоопределения и способность духовного самосоздания, то есть способность быть личностью. На пути своего самоопределения и духовного самосоздания как личности ведущее значение для человека имеет вера в Бога, Который есть Сам абсолютно свободная Личность, бесконечная Святость, всесовершенный Разум и безграничная Любовь. «Блажен, кто верует: тепло тому на свете». Воистину блажен! Воистину Тепло! Блажен, кто миновал предательские сети, Кого на мир смутить сомненье не могло; Как не жилось ему – легко иль тяжело, Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети… В. Лихачев Завет Божий – это те условия, в которых человек совершает свое служение. Задача человека в Завете Божием состоит в том, чтобы через священнодействия вырасти в личность, преображенною любовью Божией. Вся творческая активная деятельность человека является выражением его внутреннего чувства или как служения Божия, или как бессмысленной случайности. Вот почему важное значение имеет осмысленное научное познание законов бытия мира. При этом важно заметить, что жизнеутверждающим является та деятельность человека, которая совершается в любви Божией. Священное Писание на этом особенно настаивает: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор.13:2 ; ср. Филип.1:8,9, 10 ; 1Тим.1:5-7 ; 1Кол.1:7–9; 1Петр.1:22 ; 2Петр.1:3-9 ) Знание есть следствие любви познающего к познаваемому, ибо любовь проявляется в общении и соединении, а не в противопоставлении себя и своих интересов.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

О, как вы были блаженны тогда, присовокупляет еще к сему апостол: ибо свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (4:13–15). Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? (Галатов возмущали лжеапостолы). Но я уверен о вас в Господе, что вы не будете иначе мыслить, а смущающие вас подвергнутся суду, кто бы они ни были (5:10). Христиане Ефесские были запечатлены обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 ). стали уже не чуждые пришельцы, но сожители святых и свои Богу (2:13); а с какой нежностью пастыри церкви Ефесской прощались с ап. Павлом в последний раз его пребывания в Ефесе! Они проливали обильные слезы, пишет Лука ( Деян. 20:37–38 ) и повергались на выю Павлову, целовали его, скорбя наипаче о том слове, которое он сказал, что они уже не увидят лица его, и провожали его до корабля. Держащий седмь звезд в деснице своей знал дела и труд и терпение Ангела Ефесской церкви, и что он не может сносить развратных ( Апок. 2:1, 2 ). Но никто так, кажется, не веселил сердца Павлова, как церковь Филиппийская, которая первая и была основана после призывания некоего македонянина в видении; всегда во всякой молитве моей говорит он, за всех вас приношу с радостью молитву мою – за участие ваше в Евангелии от первого дня даже до ныне.... я имею вас в сердце и во узах моих при защищении и утверждении благовествования, – вас всех моими соучастниками в благодати; далее – сообщает им об успехах своего благовествования; желание имея уже разрешитися и быти со Христом, он затрудняется нуждой своего пребывания во плоти для них и уверяет, что останется и пребудет с ними для успеха их и радости в вере ( Филип. 1:4, 5, 7, 12–15, 23–25 ). Наконец, говорит им: тем же братие моя возлюбленная и вожделенная, радость и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленнии (4:1). В Колоссянах слово истины благовествования с того дня, как они услышали и познали благодать Божию в истине, возрастало и приносило плод веры во Христе Иисусе и любви ко всем святым, как и во всем мире ( Колос. 1:4, 5, 6 ); Апостол приписывает им такое достоинство, в котором одном выражается верх совершенства христианского: вы умерли, говорит он, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (3:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Пасха всечестная. Велико было уничижение И. Христа, Сына Божия, но велика и честь, Им заслуженная. Новозаветный Агнец пасхальный соделался предметом повсеместного чествования, прославления и поклонения, как неба, так и земли. «Он смирил Себя, даже до смерти и смерти крестной. Посему Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени; дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2:8–10 ). Святый тайнозритель Иоанн Богослов видел четырех таинственных животных, воздающих славу и честь, и благодарение сидящему на престоле, живущему во веки веков Агнцу, и также видел, как двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, покланяются Ему и, полагая венцы свои пред престолом, говорят: «достоин еси, Господи, прияти славу и честь, и силу» ( Апок. 4:7–11 ). Небу в чествовании Божественного Агнца подражает и вся земля. «Возведи взоры твои, Сион», взывает священный Песнопевец к духовному Сиону-Новозаветной церкви в светлый день воскресения Христова, – «вокруг себя посмотри: вот стеклись в тебе, как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки» (Кан. на пасху Пес. 8, Троп. 2). Св. Григорий Нисский в слове на пасху так изображает празднество вселенной в честь Воскресшего Господа: «Ныне вся вселенная, как одно семейство, собравшееся вместе для одного святого дела, как бы по данному знаку, единодушно обращается в молитве. Не видно путников на дороге, менее мореплавателей на море; земледелец, оставляя плуг и заступ, украшается праздничною одеждою; не слышно порываний в корчемницах; исчезли шумные собрания, как исчезает зима, при появлении весны; беспокойства, смятения и бури житейские заменились тишиной праздника. Бедный одевается, как богатый, богатый украшается блистательнее обыкновенного; старец, подобно юноше, спешит участвовать в общей радости и больной превозмогает болезнь свою; дитя, переменив одежду, торжествует чувственно, поскольку не может торжествовать духовно; девственница веселится душою, поскольку видит светлый, торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими: и сама она, муж ее и дети, слуги и домочадцы – все веселятся вкупе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По учению апостола Павла ( Филип. 2, 6–10 ) и Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения, приняв образ раба и уничижив Себя Самого, почему Бог и превознес Его, дав Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних: воссев одесную Бога, Он излил на нас обильно благодатные дары Духа Святаго ( Тит.3, 6 ). Часть 3 Впрочем, признавая преобразовательное значение за всеми указанными чертами первосвященнического служения в ветхом завете, апостол Павел ясно однако же указывает нам и преимущество первосвященнического служения Иисуса Христа уже в том, что Он «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он, совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Он воссел одесную престола величия на небесах и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек ( Евр. 7, 28; 8, 1, 2 ). Теперь обратимся к постановлениям ветхозаветного закона относительно самых жертвоприношений. Преобразовательные черты ветхозаветных жертвоприношений настолько ясны сами по себе, что мы считаем даже излишним долго останавливаться на их подробном разъяснении. Мы будем кратки. Мало этого. Ветхозаветные кровавые жертвоприношения делятся на несколько видов; а потому и постановления относительно их довольно многочисленны и разнообразны. Мы не ставим своей целью подробный обзор всех их. Это – задача очень широкая, требующая специального исследования. Мы остановим внимание читателя лишь на тех постановлениях, которые одинаково относятся ко всем видам ветхозаветных кровавых жертвоприношений. 1) В жертву Богу были приносимы не всякие животные вообще, а только тельцы, ягнята и козлы. 2) Хотя и существовал, в виде исключения, один вид жертвы, когда закабали и сжигали телицу и козу (Лев. гл. 3), вообще же для принесения в жертву предназначались только животные мужского пола. «И воззвал Господь к Моисею и сказал... Если жертва есть всесожжение из крупного скота, пусть приносят ее мужского пола ( Лев. 1, 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Сектанты называют себя святыми, относя к себе изречение: «И сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу своему» ( Апок. 1:6 ); но это сказано в Ветхом Завете условно: «если будете соблюдать завет Мой, то будете царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). Иерархия имеет историческое происхождение, начало ее положено Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействия в Скинии ( Исх. 28:1–2, 29:44 ); достоинство ее ограждено грозным наказанием: «Если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Чис. 3:10 ). Но священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым, которое есть неотменяемое, вечное, ибо укреплено клятвою Бога; «Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 7:21 ). Устрояя Иерархию, Христос даровал только Апостолам, а в лице их преемникам, право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись по Воскресении ученикам, Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18–20 ). В Церкви Христовой постановлено три степени священства: епископская ( Филип. 1:1 ), пресвитерская ( Деян. 14:23 ), диаконская ( 1Тим. 3:8, 12 ). Самозваных учителей Апостолы называют лжеучителями, лжеапостолами, лукавыми делателями. Апостол Петр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2:1 ), также Апостол Павел говорит: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам Сатана принимает вид ангела света» ( 2Кор. 11:13–14 ). Итак, Слово Божие в конец низлагает учителей баптистов, также 6-е правило Гангрского собора гласит: «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет и, презирая Церковь , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле Епископа, да будет под клятвою». К сожалению, сектанты имеют уши и не слышат. О Священном Предании

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Сила, как Божественный и духовный принцип, получает полное признание в Новом Завете. В молитве Господней, в славословии говорится: «Яко Твое есть Царство и Сила и Слава " … Ап. Петр говорит: «Бог Духом Св. и Силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворяя и исцеляя всех» (Деян. Апост. 10, 38). Ап. Павел говорит: «Бог воскресил Господа силою Своею, воскресит и нас» ( I Kop. 6, 14 ). Сам Христос есть Сила и Премудрость Божья ( I Kop. 4, 20 ). Апостол собирается испытать в верующих не слово, а силу ( I Kop. 4, 20 ), и слово Иисуса есть «для нас спасаемых-сила Божья» ( I Kop. I, 18 ). Характерно в устах апостола отождествление духа и силы: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на Силе Божьей». ( 1Кор. 2, 4–5 ). И благодать, которою был одарен апостол, была «действием Силы Его» (Ефес.З, 7), и «Бог действует в нас Силою Своею» ( Ефес. 3, 20 ). Преображение тел верующих совершается силою Христа ( Филип. 3, 21 ). Вера христианская есть вера в Силу Бога: «В Нем (Христе) вы совоскресли верою в силу Бога» ( Колос. 2.12 ). Благовествование совершается не в слове только, «но в силе и Св. Духе» (I Фессал. 1, 5). Отец творит силою Сына и Его же силою держит все ( Евр. 1,3 ). Христос, по ап. Павлу, есть не только творящая и сохраняющая, но и сила очищающая, спасающая, преображающая и искупляющая. Сам Христос называет Бога Силою: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Матв. 26, 64). Чудеса и знамения суть проявления Силы: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно они во вретище и пепле покаялись» (Матв. 11, 21). В Ветхом Завете говорится о Силе: «Бог препоясует меня силою» (2-я кн. Царств 22, 33). «У Него мудрость и сила, Его Совет и Разум ( Иов. 12, 13 ). «Десница Господня творит силу» ( Пс. 118, 15 ). Дионисий Ареопагит говорит о Силе Божьей71, что она распространяется повсюду и участвует во всем. Нет ничего без этой силы, имеющей умную, логическую, чувствительную, жизненную и субстанциальную силу. Ангельские чины получают от Нея свои силы, свою бессмертную духовную подвижность, свое стремление к добру. Она изливается на людей, на животных, на растения и на всю природу и усиливает дружбу (любовь) и общение друг с другом. Она держит порядок небесных светил и астральных сущностей. Она сохраняет существенные для всех их силы, обеспечивая всему место, давая обожение. Она положила иерархию для спасения и обожения всех умственных и логических сущностей. 87

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Содержание    Подлинно, велика буря и свирепы волны; но я не боюсь потопления, потому, что стою на камне. Пусть бушует море, поколебать камня оно не может; пусть возрастают волны, корабль Иисусов потонуть не может. К чему же все это? Мне ли — кому: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филип.1:21), бояться смерти? Страшиться ли мне изгнания, когда я знаю, что: «Господня - земля и что наполняет ее» (Псал. 23:1)? Или опасаться лишения имущества, когда я знаю, что если: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7)? Что есть в мире устрашающего, я презираю; над тем, что есть в нем привлекательного, я смеюсь. Богатства я не желаю, бедности не страшусь, смерти не боюсь. Самой жизнью я дорожу, только для вашего преуспеяния, и умоляю вашу любовь, чтобы вы были спокойны. Никто не может разлучить нас с вами. Что Христос соединил, того человек не разлучит. Если о муже и жене сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут... одна плоть» (Быт. 2:24), и если это брачное сочетание не может быть разрушено человеком, тем более не может быть разлучена церковь с пастырем. Ты нападаешь на меня? Но какой вред причинит мне твое нападение, кроме только, что меня ты своими нападениями сделаешь более славным, а свою силу сокрушишь? «Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:5); острия не притупишь, а свои ноги обагришь кровью. Разве волны, которые бьются о камень, достигают чего-нибудь большего, кроме того, что сами разбиваются и обращаются в пену? Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно, что ополчиться войной против неба. Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, «неужели мы [п]решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? (1 Кор. 10:22). Господь основал, а ты пытаешься ниспровергнуть? Или хочешь испытать могущество Божие? «Призирает на землю, и она трясется» (Пс. 103:32); повелевает, и трус прекращается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это, а не какое-либо другое имя приличествует рождающемуся Младенцу, потому что Он будет Спасителем Мира, ибо Он спасёт людей Своих: не только Свой избранный народ, народ Израиля, но и всех верующих в Него и именующихся Его именем. Спасёт их не от видимых врагов, от которых могут избавить и люди, а от грехов их; ( Ин. 17:2–6 ), от грехов и от смерти вечный, от чего никто из людей не может избавить. Вот, что значит сладчайшее имя Господа нашего – Иисус . Имя, принесённое с неба и истолкованное не человеком, но Ангелом Господним! Поистине, нет имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, ( Деян. 4:12 ), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа; перед ним же преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних! ( Филип. 2:10 ). Грех сначала вселяет ад в человека, а потом и самого человека низводит в ад. Грех удаляет человека от Бога, от греха – всякое зло и самая смерть. Потому спасти от грехов значит примирить людей с Богом и возвратить им жизнь вечную. Но кроме Бога, никто не может оставлять и прощать грехи, а посему и рождающийся от Девы Иисус есть не всесовершенный Бог . “Он рождается на земле не для того, чтобы жить, ибо для этого не нужно было бы Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад сойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада, из погибели извести спасаемых сынов неба. Так спасёт Он людей Своих от грехов их!” “Не сказал Ангел Иосифу: “ родит тебе Сына,” – замечает св. Златоуст, – а сказал только: родит Сына. Ибо Мария родила не от Иосифа и не Иосифу, а целой вселенной.” А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через Пророка Исаию, который говорит: се, Дева во чреве примет и родит Сына … “Не удивляйся, – как бы продолжает Ангел Божий. – Не удивляйся тайне, которую я тебе открываю. Всё это прежде века предопределено Господом, предопределено и давно открыто через Пророка:. Итак, слышишь? Не я, а Сам Бог устами Исаии назад тому семьсот лет наименовал обручённую тебе Жену – Девою. Уста были Исаии, а пророчество – свыше, от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010