Первые десять лет Филипп охотно и смиренно исполнял все монастырские послушания: не оставляя молитвы, работал на кухне, пек хлеб, рубил дрова, носил воду, топил печи. Когда состарился настоятель монастыря, все монахи захотели, чтобы Филипп занял его место, и епископ Новгородский посвятил его. В 1551 г. игумен Филипп участвовал в церковном Соборе в Москве. Царю Ивану в это время было уже двадцать лет. Свое царствование он начал мудро и хорошо. Иоанн сам принимал участие в работе Собора, и ему очень понравился прямой и просвещенный игумен Филипп. Вернувшись на Соловки, Филипп привел в порядок всю жизнь монастыря, построил новые церкви и здания и так хорошо поставил хозяйство, что в этом бедном холодном краю монахи сами содержали весь монастырь и помогали другим. За эти годы в Москве многое изменилось. Умерла царица Анастасия, имевшая доброе влияние на царя. Сам Иван перестал советоваться с теми мудрыми помощниками, которых он к себе сначала призвал. Он стал подозрительным и жестоким и во всем видел измену. Наконец, он создал особое войско, опричнину, которое именем царя грабило и убивало кого хотело. Московский митрополит Афанасий пробовал заступаться за обиженных, но царь не хотел его слушать, и Афанасий в 1566 г., сняв белый куколь митрополита, ушел в монастырь. Надо было выбрать нового митрополита. Был созван Собор, и игумену Филиппу было велено приехать в Москву. Когда он прибыл туда, решение поставить его митрополитом было уже принято. Филиппу очень не хотелось принимать сан митрополита Московского. Наконец он сказал: – Я повинуюсь тебе, царь, но отмени опричнину, иначе невозможно мне быть митрополитом. – Не вмешивайся в дела государства, – отвечал царь, – твое дело молиться за нас, а я буду править государством по своей воле! Просьбы всех епископов, всего народа и воля царя в конце концов заставили Филиппа согласиться. Но он понимал, что ему не миновать беды. Став митрополитом, Филипп бесстрашно говорил правду царю и обличал его в жестокости к подданным. Поначалу царь прислушивался к нему, и казни стали реже, но так продолжалось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Во время одного из своих визитов в Россию, Филипп присутствовал на богослужении, которое совершал отец Иоанн Кронштадтский в дворцовой часовне князя Георгия Максимилиановича Романовского, князя Лейхтенбергского, на улице Сергиевская. Филипп расположился в таком месте, чтобы отец Иоанн не мог его видеть, и, действительно, казалось, что он его не замечает. Закончив службу, отец Иоанн, неся крест, направился по традиции к месту, где находился князь Лейхтенбергский, но после нескольких шагов резко повернул и направился к Филиппу, которого он не мог видеть в течение службы. Сказав Филиппу: «Здравствуй, брат!», отец Иоанн позволил ему первому поцеловать крест. Этот случай произвел сильное впечатление на всех присутствующих. Во время своего пребывания в России Филипп видел только семью великого князя и людей из его ближайшего окружения. Эта загадочность, которая окружала его, заинтриговала высшее общество Санкт-Петербурга. Не зная его, о нем говорили как о гипнотизере, о спирите, заставляющем вращаться столы и предающимся подобного рода опытам. На самом деле Филипп, как мы сказали, был враждебен спиритизму. Во время одного из своих визитов в Россию ему удалось убедить одного из великих князей, увлекающегося спиритизмом, что он тяжко грешит, и великий князь прекратил это развлечение. Покинув Россию в 1902 году, Филипп предсказал день и год своей смерти. И действительно, он умер в 1905 году, предсказанном им, в тот самый день, что он заранее предрек. И сегодня все еще немало русских верят в молитвы месье Филиппа. Утверждают, что это был хороший человек, мягкий, награжденный чудесной душой, глубоко верующий и обладающий даром благодатной молитвы. Но мы имели о Филиппе и неблагоприятные сведения, которые Рачковский получил от французской полиции. По этим сведениям Филипп был просто шарлатаном, спекулянтом, играющим на рынке ценных бумаг, к тому же мартинистом. Веря в серьезность информации, поступающей из-за рубежа, а также будучи вынужденным считаться со мнением, бытовавшем в обществе, согласно которому Филипп имел большое влияние при дворе, Рачковский написал по его поводу подробный раппорт дворцовому коменданту Гессе.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Принц Филипп На Рождество лучший гость – это нищий и убогий. Потому что убогий – всегда человек Божий. Тот, кто у Бога. Потому люди и говорят, что Сам Господь под видом нищего ходит в рождественские дни по земле с ключами от Царства Небесного. Царь Славянии (Отводит царевну Алену в сторону.) Мне не страшно вручить твою судьбу в руки принца Филиппа. Я готов объявить всем о нашем решении.   (В этот момент поспешно входит слуга и направляется к царю.) Слуга Государь! Там девочка пришла. Нищая. В лохмотьях. Она плачет! Царь Славянии Так заводи ее скорее сюда!   (Слуга заводит внучку старого шарманщика. Она несет шарманку. Принц Филипп и царевна Алена бросаются к ней с желанием утешить. Девочка видит принца Филиппа и в испуге кидается от него в сторону, пытается бежать.) Царевна Алена (Догоняет ее.) Бедная девочка! Ты вся дрожишь. Не бойся! Внучка шарманщика (Жмется к царевне Алене.) Защитите, защитите меня от принца Филиппа! У него каменное сердце. (Принц Филипп потерянно стоит посреди сцены.) Царевна Алена Что ты такое говоришь, девочка? Это не так! Внучка шарманщика Он прогнал дедушку и меня от своего дворца, когда мы пели там песни о Рождестве. Он грозился спустить на нас сторожевых собак. Мы даже не смогли встретить Рождество в родном королевстве. Царь Славянии А как ты сюда попала, бедняжка? Внучка шарманщика Дедушка повел меня по свету искать пристанище. По дороге он заболел – и душа его покинула землю. На прощание он успел сказать, чтобы я шла в Славянию и больше никогда в Кринию не возвращалась. Но принц Филипп и здесь меня настиг.  (Все смотрят на принца Филиппа.) Принц Филипп Внучка шарманщика говорит правду. У меня действительно было каменное сердце. Шут (Бросается к ногам царя.) Ваше величество! Позвольте мне все объяснить. (Царь печально, почти без надежды, смотрит на шута и согласно кивает.) Вы знаете, Государь, что принц Филипп – сирота. Он вырос без матери и не был научен доброте и ласке. Но незадолго до Рождества в королевский дворец попал мудрый отшельник. Он научил принца Филиппа любить всех людей и подарил ему священную книгу – Евангелие. С тех пор принц Филипп совсем переменился. Он стал таким, каким вы его узнали – добрым и кротким. Младенец-Христос родился в его сердце, и я испытал на себе искреннюю любовь принца.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Таким образом еще в школе дети привыкают читать громко, и эта привычка навсегда остается в них. Посему в восточных странах каждый читает громко, что бы ни пришлось читать ему, — книгу ли или письмо от друга, и этой привычки он не изменяет нигде, читает ли он у себя дома, на улице ли или на базаре. И все так привыкли к этому, что, проходя мимо читающего, никто не остановится подслушать его, а потому и секретные письма читаются там громко, без опасения быть подслушанным. Как в школе, так и везде, все читается нараспев и с раскачиванием тела взад и вперед, как будто без того читающий не может понять читаемого. Этим обычаем легко объяснить то обстоятельство, каким образом диакон Филипп услышал, что эфиоплянин евнух читал, сидя на колеснице. В деян. Ап. говорится, что Ангел Господень приказал Филиппу идти на полдень в пустыню, лежащую между Иерусалимом и Газою. Идя по дороге, Филипп увидел ефиоплянина. «И вот муж эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю» (8, 27, 28). Филипп, имевший в сердце любовь к Богу и желание помочь другим, подошел к колеснице и услышал, «что он читает пророка Исайю», услышал потому, что евнух, по восточному обычаю, читал громко. Эфиоплянин читал следующее прекрасное место из 53 главы пр. Исайи: «Яко овча на заклание ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих» (53, 7). На вопрос Филиппа: «Понимаешь ли, что читаешь?» Он отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. Ап. 8, 30, 31). Видя, что Филипп иудей, он попросил его взойти и сесть с ним. Филипп тогда сказал ему, что за несколько сот лет назад пророк Исайя писал об Иисусе, Агнце Божием, Который после пришел в мир и понес на Себе грехи мира. Говорил Филипп и о том, что Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Эфиоплянин уверовал и был крещен Филиппом на дороге (Воскр. Чт. 1874 г. Ч. 1, стр. 269).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Из предлагаемой вниманию читателей биографии блаженного старца они увидят, как глубоко чтил его и как дорожил им и заботился о нем великий знаток духовной жизни, святитель Филарет, митрополит Московский. Если и ему иногда казалось нечто неодобрительным в поступках старца, запечатленных юродством, он остерегался строго судить о нем из опасения впасть в погрешность и в одном из писем к наместнику архимандриту Антонию смиренно выразился: «Если мое юродивое мудрование не понимает мудрости юродства, то прошу прощения». (Письмо митрополита Филарета к архимандриту Антонию. 649 от 18 июля 1848 г.). I. Домашняя жизнь Родиной схимонаха Филиппа (имя его в миру и схимонашестве) была деревня Стряпково, Вязниковского уезда, Владимирской губернии. Родился он 9 ноября 1802 года. Родители его крестьяне Андрей и Феврония Хоревы были крепостными помещицы Варвары Борисовны Бажановой 1 . Раньше Филиппа у них было еще два сына: Козьма и Федор 2 . Все семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием; но из детей преимущественно пред другими братьями религиозностью и усердием к посещению храма Божия отличался с раннего возраста меньший – Филипп. Когда Филипп подрос и стал, как крепостной, значиться работником на «барщине», это усердие к храму сделалось для него источником неприятностей, так как иногда ради храма он оставлял невыполненными работы, хотя упущение это всегда старался вознаградить потом, так как он был по природе трудолюбив и никакой тяжелый труд деревенской жизни не пугал его. И в детстве, и в отрочестве он наряду со старшими братьями исполнял все крестьянские работы по дому, заменяя родителей, работавших на «барщине». На 22-м году, по настойчивому убеждению родителей и вопреки собственному желанию, Филипп вступил в брак с девицей крестьянкой Евдокией Степановой. В скором времени у них один за другим родилось четверо детей: три сына – Игнатий, Порфирий и Василий и дочь Синклитикия 3 . Более десяти лет Филипп прожил с женой – в 1836 году она умерла. Сильно скорбел Филипп, оставшись вдовым с маленькими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слова на дни памяти святых Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Всероссийский святитель Филипп (9/22 января) Чтобы стать монахом, будущий святитель Филипп ушёл из Москвы в Соловецкую обитель. Путь неблизкий — 1200 километров. Святитель добирался до Соловков год, в несколько раз дольше обычного. Почему? Комментаторы жития поясняют: он хотел привыкнуть к новому образу жизни, он — боярский сын, ноги его ступали по дворцовым палатам, надо было приучиться к несению тяжёлой крестьянской ноши. Бесспорно, это так, но думается, это не единственная и не главная причина. Для того чтобы подойти к монашеству, святитель Филипп предпринял долгую, в год подготовку. Человек его происхождения, если он знал о своём призвании свыше, мог добиться того, к чему склонялся его путь, и быстрее, и без ухода на Соловки. Но святитель Филипп знал: прежде чем ему приступить к чему-то очень важному (монашескому отречению от мира), нужно хорошо подготовиться. Признаем, что в нашей жизни подготовка к духовному событию занимает неподобающе скромное место. Мы зачастую заходим в храм, даже не задавшись вопросом о том, что нам к этому надо быть готовыми. Мы, не задумываясь, быстро передвигаемся от притвора к алтарю, от исповеди к причастию, в то время как наши отцы, такие, как владыка Филипп, приближались к святыне иначе. Они считали нужным потратить время и силы на подступах к святыне. Мы на этом экономим, до нас не доходит, что всё дело может быть решительным образом испорчено, если достаточной подготовки не будет. Поэтому, когда человек выходит из храма разочарованным, то суть не в том, что в храме не происходит чего-то главного, а в том, что человек не дал себе задания — духовно готовиться к приходу в храм. Вернемся к житию Святителя. Игумен Филипп, возглавляя Соловецкий монастырь, неожиданно отселился от обители на пару верст в пустынножительство. Комментаторы объясняют: ради безмолвия. Конечно. Но какова была причина искать особого безмолвия? Это непраздный вопрос, потому что подвижники не планируют, сидя в келье: какой бы ещё подвиг совершить, дабы Бог похвалил и наградил? Мы знаем отдельные черты из жизни святителя Филиппа в пустыни. Знаем, что он клал камень под голову вместо подушки — пустынь была местом сурового подвига и стала местом, где Господь Иисус явился Святителю.

http://pravmir.ru/slova-na-dni-pamyati-s...

Скорбных же святитель Филипп с твердостью утешал и ободрял: «Се секира лежит при корени, но не страшитесь, помня, что не земные блага, а небесные обещает нам Бог . А я радуюсь, что могу пострадать за вас. Вы – мой ответ пред Богом, вы – венец мой от Господа» (1, с. 59). После событий этого зимнего Собора, святитель Филипп уже не имел возможности лично общаться с царем. Государь Иоанн Васильевич Грозный был как бы пленен «идеологами» новых форм государственного управления. По матушке–Руси прокатились волны репрессий тех, кто чемлибо выказал недовольство системой опичнины. Совершая богослужения, мужественный старец– митрополит утешал паству: «Гоподь не оста–вит нас искуситься выше силы нашей и не попустит до конца пребыть в прелести сей!» (12, с. 172). Пророческие слова святителя исполнились. Совсем вскоре царстующая династия Рюриковичей, к которой принадлежал Иоанн IV Грозный пресеклась совсем. В одно из воскресений марта 1569 года, когда митрополит–исповедник стоял на своем святительском месте в Успенском соборе Московского Кремля, царь Иоанн с опричниками, в черных рясах поверх кафтанов и в высоких черные шапках, вошли на богослужение. Царь трижды наклонял голову, желая получить благословение от архипастыря, но святитель Филипп не отводил глаза от святого образа, пред которым молился. Свита заговорила вслух: «Владыко святый! Царь Иван Васильевич всея России требует твоего благословения» (1, с. 60). Святитель Филипп обратился к царю с обличительной речью: «– Сколько страждут православные! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости… Царь Иоанн шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста, и, грозя рукою, произнес: – Филипп, как смеешь ты противиться нашей державе! Посмотрим, велика ли твоя крепость» (1, с. 60). Теперь участь митрополита была решена, но царь не спешил наложить на него руки. Была открыта дорога клеветникам. Сам же царь избегал встречи с митрополитом. Святитель Филипп переехал из Кремля на Никольскую улицу, в Никольский монастырь. Летом произошло событие, которое дало Грозному повод начать следствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новое разделение с поморцами, после Феодосия, учинил некто Филипп. В мире он назывался Фотием и служил в стрелецком полку, откуда, во время сражения под Нарвой, бежал. Найдя приют в Выговской пустыни, он некоторое время стоял в числе рядовой «братии», а затем на него были возложены обязанности «духовного отца». По смерти Викулина, между Филиппом и Семеном Денисовым произошла распря – из-за того, что Филипп желал, чтобы Семен разделял с ним власть настоятеля. И хотя «собор», решив дело в пользу Семена (1737 г.), заставил споривших примириться, 531 однако в душе они остались врагами. И вот, когда вследствие доноса Круглого выговцы вынуждены были «написать тропарь», Филипп протестовал против этого. Как только запели тропарь, Филипп бросил кадило на пол и, с криком: «пала вера христианская», выбежал из часовни. Семен, посоветовавшись с прочими, решился наказать несогласного старца. И действительно, тяжкими побоями наказали Филиппа. Сам Денисов бил его по щекам, а затем распорядился заковать в железо. К счастью для Филиппа, через три дня, на Лексу приехал один новгородский купец, который, как лицо, надо полагать, влиятельное, и заступился за узника. Филипп оставил «монастырь» и, перейдя в Надеждин скит, с год жил в овине, а затем, видя, что ему есть единомышленные, облюбовал место «за мхами», на реке Умбе, и построил там келью. Посланные его ходили по волостям и суземку и обличали «ересь» выговцев; 532 народ прибывал на Умбу и число келий здесь быстро умножалось. Видя такой успех, выговцы решились оказать противодействие. И ласками, и угрозами они пытались возвратить Филиппа в общежитие: сам настоятель не только писал увещания к Филиппу, но и лично навещал его, – и все напрасно. 533 Тогда выговцы навели воинскую команду на скит Филиппа. Последнего предупредили. – «Давно готовы»: ответил Филипп вестнику и, собрав братию в часовню, стал готовить всех к смерти. И как только снаружи послышался стук в запертые двери, филипповцы, учинив наскоро прощальный плач, «подпустили огня» и все, числом до 70, сгорели (1743 г.). 534 Выговцы разграбили кельи филипповцев, но не могли извести всех своих противников. Во главе филипповцев стал «самострига» Терентий. И на него выговляне навели солдат и заставили сжечься (1747 г.), – с 98 лицами обоего пола. Новый вожак, старик Матфей, успел собрать около себя десятки последователей, и в 1750 году также добровольно погиб с ними в пламени. 535

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вот сегодня Церковь, например, прославляла святого апостола диакона Филиппа, не апостола Филиппа из 12-ти (его память будет позднее, перед наступлением Рождественского поста), а диакона Филиппа, который также исполнял апостольское служение. Господь Филиппу внушил, чтобы он пошел на определенную дорогу. Филипп пошел. Там встретился с эфиопским вельможей, который как раз читал Священное Писание и не мог понять то место, которое он читал. Филипп к нему подошел, по Божьему внушению, спросил его, понимает ли он, что читает? Тот сказал: Не могу понять, если кто-нибудь мне объяснит? (Деян. 8:31). И тогда Филипп, по его просьбе, сел к нему в колесницу, объяснил ему все. У него сразу душа загорелась могучей светлой верой. Когда они пришли к воде, тот спрашивает: Вот вода, нельзя ли мне тут креститься? (Деян. 8:36). Филипп говорит, что если веруешь от всего сердца, то можно. И Филипп окрестил его. С точки зрения нашей житейской, обывательской, как будто бы была случайная встреча: этот вельможа ехал по своему направлению. Филипп шел, может быть, пересекаемой ему дорогой, не встречаясь с ним, но как будто бы встреча совершенно случайная, а оказалось, что вовсе нет. Промыслом Божиим она направлена к тому, чтобы Церковь получила бы нового верного христианина, который впоследствии стал мучеником. Так вот, эти примеры и указывают нам на то, что не нужно говорить, что окружающие нас условия жизни не дают возможности спасти нам нашу душу. Конечно, нельзя закрывать глаза на то, что теперешняя жизнь совсем не та, что была каких-нибудь 70—80 лет тому назад — она и усложнилась, она и загрязнилась, но апостол говорит: тамо преизобила (Рим. 5:20), т.е. если умножается грех, то для желающего спастись, умножается, увеличивается помощь от благодатной силы Господней, чтобы человека не подавило все, что его окружает, а чтобы его душа по-прежнему осталась верной Богу и спаслась. Вот об этом и должен помнить каждый христианин. Бывают, конечно, крутые перемены в жизни, когда у человека загорелась душа, просит нового образа жития, и он на это житие идет, но это бывает совсем не так часто, как вы знаете. Но каждый, в условиях жизни своей, может спасти свою христианскую душу, если будет смотреть на свою жизнь и на свои дела, как на служение Господу Богу. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Филипп происходил из старинного боярского рода Колычевых, состоявшего в родстве с царским домом. Мальчиком Филипп принимал участие в играх царевича, даже подружился с ним. Иоанн Грозный, оказавшись во враждебном окружении, вспомнил о товарище детских игр и решил сделать его митрополитом Московским. Царь надеялся, что получит в лице Филиппа опытного духовника, который сумеет усовестить бояр и утихомирить их ненависть. Но также надеялся, что смиренный игумен не станет вмешиваться в дела правления и предоставит царю поступать так, как тот посчитает нужным. Игумен Филипп приехал, получив послание государя. Путешествие с Соловков в Москву длилось, наверное, не одну неделю. Но вот, наконец, он прибыл в Москву. Ему был устроен пышный прием. Царь сам приветствовал будущего владыку. Впечатление от встречи с товарищем детства для соловецкого игумена было скорее тяжелым. Перед ним был другой человек, которого он не знал. На предложение принять митрополию Филипп ответил отказом, объяснив, что недостоин сана митрополита. Однако царь настаивал. Тогда Филипп согласился, но выставил одно условие: должна быть уничтожена опричнина. Царь не согласился. Соловецкий игумен уже не мог ответить отказом, потому что его самого и его детище — Соловецкую обитель — ожидали бы неприятности. А соглашаясь, он готовил себе незавидную участь. Архиереи уговорили Филиппа принять сан митрополита, но не вмешиваться в дела двора. В июле 1566 года Филипп был посвящен в сан митрополита, а в декабре 1569 года принял мученическую кончину от руки царского любимца Малюты Скуратова, более года проведя в заключении в темнице. О времени перед кончиной митрополита Филиппа сохранилось следующее свидетельство. Святитель был арестован во время богослужения царским приспешником Басмановым. Некоторое время он содержался в Богоявленском монастыре, а затем переведен в Николаевский. Московский люд очень любил митрополита Филиппа. Его заключение вызвало сильное волнение, отчасти победившее даже страх опричнины. Грозный испугался и решил немедленно избавиться от опасного узника. В келье Николаевского монастыря святителя Филиппа заковали в цепи, а кроме того, туда поместили голодного медведя. Грозный надеялся, что зверь сразу же бросится на человека. На следующий день сам царь вошел в келью, чтобы убедиться в смерти митрополита. Но лютый зверь мирно спал в углу темницы, а святитель совершал положенные молитвы. Народ продолжал волноваться за своего пастыря. Грозный окончательно разъярился и сослал святителя в Тверь, в Отроч Успенский монастырь , где тот и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010