Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2007, с. 173-176. Первая переписанная книга о. Филимоном (Пользиковым) датируется 1783 г. См. АНБ, sl. 171. См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Л. 3. Оптинский альманах. Вып. 8: Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023, с. 97. Указ от 1801 г. о безпрепятственном возвращении незаконно вышедших из Российской Империи. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2. См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Там же, л. 2 об. Там же, л. 7. Иеромонах Нестор (Кумыш). Схимонах Феодор Свирский. Санкт-петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34, 2006 г. с. 160-170. См. запись в рукописи Пантелеимонова монастыря LO3220 на л. 181 об.: «Списано 1777 года июня с 2 числа, июля по 25 число. Священномонах Николай писал, схимонах же Онуфрий самохудожне оправил». Ср. «Сия книга … из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай» БНМ, 150, л. I. Ср. «Из переводу отца нашего старца иеросхимонаха Паисиа списана книга сия иеросхимонахом Николаем, и многогрешным монахом Филимоном, 1790 года июля 17 дня». БНМ, 60. Л. 80 об. Ср. «Сию книгу Рай святаго Каллиста патриарха и спостника его преподобнаго Игнатия Ксанфопулов господин отец иеросхимонах Паисий, старец обителей Драгомирнской, Секулской и Нямецкой, многим своим трудом и тщанием чрез некоторых господ знатных из Царьграда изискал, и сам собою з греческаго на славенский язык перевел, из онаго преводу 1779 года августа 7 дня нам недостойным, по нашему прошению прислал, с которой тогоже числа начали писать, а окончили тогож года октоврия 20. Свидетельствуем, священномонах Николай и схимонах Онуфрий во пустыни жившие, над потоком Вороною». БАНР, 167. л. 179 об. Ср.«1774 года марта 9 дня списана сия книга блаженнаго Диадоха священномонахом Николаем при обители Драгомирнои за строителя тоя обители всечестнаго старца иеросхимонаха Паисия, от котораго общежитель и богомолец Николаев отец Онуфрий святую схиму принял, вышеписаннаго года и дня в неделю первую великаго поста».

http://bogoslov.ru/article/6193724

Предложения по совершенствованию православной миссии (иногда весьма неожиданные) и анализ опыта её деятельности содержались также в таких публикациях, как: «Об организации миссии при монастырях» 33 от 17 июня 1910 г.) «Е.А.» (епископа Андрея), «Необходимость порайонных совещаний» 34 от 24 июня 1910 г.) – за подписью «Братчик», «Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края» 48 от 2 октября 1910 г., 49 от 9 октября 1910 г., 50 от 16 октября 1910 г.) священника Д.Филимонова, «Нужны ли специальные миссионеры против магометанства?» 2 от 9 января 1911 г., 3 от 16 января 1911 г., 7 от 12 февраля 1911 г., 10 от 6 марта 1911 г.) и «Нужна ли миссия против язычества?» 37 от 11 сентября 1911 г., 38 от 18 сентября 1911 г.) – за подписью «И.Б.Вятский» 60 , «Причины отпадения инородцев и меры удержания их в Православии» 36 от 4 сентября 1911 г.) священника П.Гаврилова. В статье священника Д.Филимонова «Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края», помимо прочего, делался неутешительный вывод о том, что «монастыри наши в том виде, в каком они устроились и существуют в настоящее время, не могут удовлетворять задачам и целям миссионерского служения среди инородцев», и предлагался целый комплекс мер (из одиннадцати пунктов) для того, чтобы сделать их «полезными учреждениями в миссионерском деле». При этом, как отмечал сам епископ Андрей, на страницах СБСГ не раз высказывалась мысль, «что инородческая миссия, как и вся наша православная миссия, будет лишь тогда успешна, когда в самой Церкви всё будет благополучно, когда уничтожится та религиозная апатия, которая ныне наблюдается в церковной жизни, когда произойдёт в Церкви спасительная реформа духа, которая упорядочит нашу церковную дисциплину». При этом владыка справедливо отмечал ключевую роль Казани в развитии православной миссии во всём Поволжье, указывая на то, что «ныне Казань стоит в центре приволжской миссии и невольно все епархии Приволжья следят за тем, что делается в Казани, как в Казани смотрят на те или другие вопросы церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правило 59 Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета.   ( Ап. 60 ; Трул. 63 ; Карф. 108 ).   В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения ( ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях. Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви, то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие «особые песнопения» или «неканонические книги», предписывают иметь в употреблении только «канонические книги» Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять: к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Филипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.   ( Ап. 85 ; Карф. 24 ; Афанасия Вел. о праздниках ; Григория Богослова о книгах Священного Писания ; Амфилохия о книгах Священного Писания ).   Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги ( ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические ( μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православной церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета. Правила святого поместного Собора Сардикийского (Сердикского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

До середины ХХ в. в Палехе существовал и обычай, согласно которому ученики после окончания обучения писали себе на память так называемые «отходные» иконы. Г.Д. Филимонов пояснял, что их «берегли на стенах вместе с неотчуждаемой, заветной святыней. Это были, с одной стороны, обетные дары Богу, с другой – свидетельства их первых успехов» (Филимонов, 1863, 34). То есть символика и образность, принятые в средневековой среде, сохранялись на протяжении столетий: они диктовались традициями и приемами самого ремесла. Иконописанию как сакральному искусству учили с раннего возраста. 75. Иоанн Богослов обучает гусаря иконному делу. Фрагмент иконы «Иоанн Богослов с деяниями» из церкви Иоанна Богослова в Трудовой слободе в Костроме. 1680-е гг. Костромской музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». Мастер, как правило, брал ученика на свое содержание, что нередко закреплялось письменными договорами об обучении иконному ремеслу. Один из них нам удалось обнаружить в архивах Владимирского краеведческого музея. Этот договор написан на «припорохе» с изображением Богоматери Живоносного источника, судя по которому он относится к XIX в. За 18 руб. 60 коп. в год серебром мстерский иконописец Артемий Курбатов соглашался обучать иконописному ремеслу сына другого мстерского крестьянина – Егора Клыкова. Поскольку крестьянин был неграмотен, «по личной Его прозбы Иван Артемьев руку приложил». Здесь нет никаких условий, оговаривающих поведение и взаимоотношения мастера и ученика: контракт лишь уточнял выплату денег: «в задаток – 7 рублей серебром, к Пасхе – 2 рубля серебром, к Владимирской – З рубля» и т.д. (ОР ВСМЗ, ф. 2353, ед. хр. В-10473, л. 1). Нормированное поведение не требует, чтобы его оговаривали. Благодаря наблюдениям М.П. Истомина мы можем заключить, что монастырские мастерские с точки зрения норм взаимоотношений немногим отличались от сельских. В иконописных мастерских Киево-Печерской лавры дело обучения иконописанию было поставлено монахами лавры так, «как это практиковалось в других ремесленных мастерских», особенно в XVIII в.: ученик получал от мастера «полное содержание вплоть до одежды» (Истомин, 1901, с. 299).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Полтора дня вылежал, но в воскресенье был в храме, принимал исповедников и служил панихиду. Вчера, в понедельник, «Знамение» Царицы Небесной, я служил утреню, Литургию и требы. В четверг, 13-го, Андрея Первозванноаго Апостола, если Господь благословит, предполагаю служить, а также и 17-го, в Варварин день, если Господу будет угодно, буду служить и молиться и за Вас, мои милые и дорогие, чтобы Господь хранил Вас и вел по пути Спасения. Слава Господу Богу за все! Милая, дорогая Верочка! Ты, кажется, имеешь намерение в Николин день – 40 день по кончине Яковлевны – быть здесь – молиться с нами. Таково было твоё намерение, ты обещала привезти к нам кошечку. Пожалуйста, привези, а то нас одолевают мыши. Кроме того, прошу купить электр. батареи – штук 6. Пожалуйста! Рука перестает мне подчиняться. Потому кончаю. Да хранит Вас Господь! Катя просит написать Вам всем привет. 11/12 Ваш Деда Алексей. Прошу извинить за плохое писание! 1 РГИА. Ф. 489. (Феодоровский Государев собор) Оп. 1. Д. 113. Послужные списки 1913–1918 годы. 2 Архив СПбДА. Ф. 802. Оп. 16. Клировые ведомости. Журналы заседаний Совета СПбДА за 1908–1909 годы. Разрядный список воспитанников, принятых в собрание 11 сентября 1908 года. 12 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 163, 186,191–192,309. 18 Свидетельство об окончании Вятского епархиального женского училища Фаиной Сергеевной Сырневой (в замужестве Кибардиной) от 23 мая 1899 года. 46 Озерлаг: как это было. Документальные данные и воспоминания узников 50–60-х годов. Иркутск, 1992. 55 Подчеркивания в тексте писем сделаны Сергеем Алексеевичем Кибардиным, сыном протоиерея Алексия Кибардина. 56 Письма протоиерея Алексия Кибардина к родным из Озерлага от 18.10.1950, 11.12.1951, 02.06.1952, 14.01.1953, 10.07.1953, 10.01.1954, 20.04.1954, 17.05.1954, 13.06.1954, 27.06.1954, 27.08.1954, 11.09.1954, 22.09.1954, 05.10.1954, 13.10.1954, 28.10.1954, 05.11.1954, 16.12.1954; 13.01.1955, 14.01.1955, 21.01.1955, 01.02.1955, 18.02.1955, 24.02.1955, 08.03.1955, 08.04.1955 Читать далее Источник: Филимонов В.П. Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого. – Сатисъ, 2009. – 144 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Чудо 53 . Прокопий из Елевферополя имел неизлечимую болезнь, на носу у него наростало тело. Никто из лекарей не мог уничтожить его. Взявши с собою слугу Феодора, Прокопий отправился к Киру и Иоанну и не ошибся в надежде: болезнь его, хотя и не скоро, была уничтожена. Лекарством был перец, жареный на сковороде, который он клал в нос. Между тем слуга его юноша Феодор часто купался в море и играл в волнах. Однажды морская собака схватила его за ногу, потащила его в море и зарыла в песок, думая тем убить свою добычу и обратить ее в пищу себе. Юноша молился св. мученикам, и они скоро представ и сказав ему: «не кричи», вытащили за волосы на берег. Вытащенный из воды, он уже не имел дыхания; спустя немного они дали ему и дыхание, а глубоко израненная собакою нога на подошве от пятки до пальцев была заживлена ими мазью из воска. Он и бывшие тогда при этом событии доселе живы. Чудо 60 В Константинополе некто Феодор имел страшную болезнь. Нога его воспалилась и так поражена была огнем, что потеряла вид свой. Врачи не могли утишить огня, который готов был разлиться по всему телу. Святые мученики являются во сне диакону Иоанну, который сам был из Константинополя и, будучи исцелен ими, служил в храме их, как сказано выше (чудо 11), и приказывают написать Феодору, чтобы он прибыл к ним. Получив письмо Иоанна и веруя приказавшим написать его (ибо Иоанн даже не знал, что Феодор одержим такою болезнию), он отправляется к мученикам и они скоро даровали ему исцеление, а врачевство состояло в мазании ноги глиною, разведевною в воде, которою Египтяне замазывают горла больших глиняных сосудов с вином. На это врачевство указали Феодору сами мученики, явившись сму во сне. Получив здравие, он возвратился в Царьград 15 . Чудо 61 Диакон Филимон из Финикии сам просил Софрония описать бывшее с ним чудо. Он имел две болезни: страдание печени и фистулу, постоянно источавшую материю из шеи. Оставив врачей, он обратился к Киру и Иоанну. Когда он спал в храме их, являются ему оба мученика: один разсматривал печень и утишал страдания ея, а другой изсушал токи фистулы. Прикасавшийся к печени приказывал взять зеленых маслин и одне есть, а другия, размягчив, прикладывать к печени; а другой велел растирать листья лимона и прикладывать к фистуле. Исполнив то и другое приказание, Филимон исцелился от обеих болезней. Чудо 62

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

5. Тюремное заключение Павла в Кесарии, между 58 и 60 г. по Р.Х., в правление прокураторов Феликса и Феста, смена которых произошла в 60 или 61, скорее всего, в 60 г. Мы можем удостовериться в правильности этой важной даты, сопоставив несколько отрывков из трудов Иосифа Флавия и Тацита. Кроме того, она позволяет нам, путем обратного отсчета, датировать некоторые более ранние события из жизни апостола. 6. Первое тюремное заключение Павла в Риме, 61 — 63 г. по P. X. Это следует из предыдущей даты в сочетании с утверждением в Деяниях 28:30. 7. Послания, написанные в римской тюрьме: Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам и Филимону, 61 — 63 г. по Р.Х. 8. Нероновы гонения, 64 г. по P. X. (десятый год правления Нерона, по данным Тацита). Мученическая кончина Павла и Петра произошла либо в это время, либо (согласно преданию) несколько лет спустя. Точный ответ на этот вопрос зависит от времени второго тюремного заключения Павла в Риме. 9. Разрушение Иерусалима Титом, 70 г. по Р.Х. (по данным Иосифа Флавия и Тацита). 10. Смерть Иоанна после восшествия на престол Траяна, 98 г. по P. X. (согласно распространенному церковному преданию). Даты написания синоптических евангелий, Деяний, пастырских посланий, Послания к евреям и посланий Петра, Иакова и Иуды точно установить нельзя, можно с уверенностью утверждать лишь то, что они были написаны до разрушения Иерусалима — в основном, в 60–х г. Книги Иоанна были написаны позднее, ближе к концу I века, за исключением Откровения — некоторые лучшие специалисты, на основании внутренних данных, датируют эту книгу 68 или 69 г., то есть она была написана между смертью Нерона и разрушением Иерусалима. Подробности вы найдете в следующей таблице.   Хронологическая таблица эпохи апостолов   Те, кто отрицает второе тюремное заключение Павла, датируют эти послания периодом жизни Павла в Ефесе, 54 — 57 г. по P. X., а 2 Тимофею — 63 или 64 г. по Р.Х.     Глава IV. Апостол Петр и обращение евреев § 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Закрыть О Кресте Господнем, святителе Луке Крымском и Обществе православных врачей Беседа с Председателем ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Ирина Ахундова   Протоиерей Сергий Филимонов   04:04 11.12.2021 1035 Время на чтение 27 минут Ольга Шарапова: Я дала обет Богу построить больничный храм Святителя Луки 30 ноября 2021 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина» прошла IV Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19». При участии Общества православных врачей России им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (ОПВР) организаторами выступили Благотворительный фонд помощи больным с хирургическими и иными тяжелыми заболеваниями им. Святителя Луки Крымского и Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского (ОПВ СПб), которое возглавляет п ротоиерей Сергий Филимонов , кандидат богословия, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, доктор медицинских наук, практикующий врач, член исполкома ОПВР, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Не все прихожане видели своего пастыря в медицинском халате и шапочке, но все знают, что подобно святителю Луке, отец Сергий, став священником, не оставил работу хирурга. О двух видах служения – Богу и людям – мы беседуем с главным редактором журнала «Церковь и медицина» в его кабинете, до отказа набитом книгами . - Отец Сергий, когда мы познакомились с Вами в подмосковной Купавне на конференции , посвященной святителю Луке, я не предполагала, что в год 100-летия со дня принятия им священнического сана и 60-летия со дня его кончины приеду в ваш храм. В этом году Вы стали одним из участников нового документального фильма «Лука Крымский. Святые целители с Александром Мясниковым» ( http://www.opvspb.ru/society/news/458/ ). Поздравляю Вас с этим. - На телеканале «Спас» этот двухсерийный фильм вышел накануне дня моего рождения. Это стало настоящим подарком не только для меня, но и для всех почитателей святителя Луки.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

Л.Ф. Шеховцова Литература 1 . Антоний (Блюм), митрополит Сурожский. Беседы разных лет//Московский психотерапевтический журнал. 1994. 4; То же//Свет Православия: Официальный сайт Просветительского Центра и издательства «Свет Православия»: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.05.2014). 2 . Белорусов С.А. Психопатии и страсти//Христианская психология и антропология: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.05.2014); То же//Журнал практического психолога. М., 1998. 6. С. 60–74. 3 . Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях. М., 2000. 4 . Евмений [Перистый], игумен. Пастырская помощь душевнобольным. Макариев-Решемская Обитель, 1999. 395 с. (Пастырская психология и психотерапия). 5 . Ефрем Сирин , святой. Подвижнические наставления//Добротолюбие. Т. 2. ТСЛ, 1993. (Репр. изд.). 6 . Иоанн Кассиан Римлянин , святой. Обозрение духовной брани//Добротолюбие. Т. 2. ТСЛ, 1993. (Репр. изд.). 7 . Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. СПб., 1995. 8 . Иоанн (Шаховской) , архиепископ Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992. 9 . Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980. 10 . Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. 11 . Кащенко В.И. Педагогическая коррекция. М., 1994. 12 . Киприан (Керн) , архимандрит. Православное пастырское служение. М., 1996. (Репр. с изд.: Париж, 1957). 13 . Кузнецов Ф., иерей. Психология сознания и поведения в применении к православному пониманию состояний прелести: Дипломная работа. СПбДА, 2007. 14 . Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. 15 . Нил Синайский , преподобный. Аскетические наставления//Добротолюбие. Т. 2. ТСЛ, 1993. (Репр. изд.). 16 . Простые беседы о страстях/Ред. игумения Ксения. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2001. 17 . Феофан Затворник , святитель. Путь ко спасению. М., 1992. 18 . Филимонов С., протоиерей. Борьба со страстью уныния//Пан-телеимоновский листок. СПб., 2009. С. 3. 19 . Филимонов С., протоиерей. Лечебник духовный. СПб., 2008. Читать далее Источник: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами [Текст]/[Л. Ф. Шеховцова и др.] ; под ред. Л. Ф. Шеховцовой ; О-во православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт. Феофана Затворника. – Москва: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2014. – 351 с.; 22 см.; ISBN 978–5-7789–0284–8 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эти книги никогда не удостаивали упоминания церковные писатели в своих сочинениях. (7) Кроме того, и язык и стиль их сильно отличаются от апостольского, а их мысли и намерения совершенно расходятся с истинным правоверием и ясно показывают, что они подделаны еретиками. Поэтому их нельзя причислять даже к подложным, а следует называть нелепыми и нечестивыми. 4. Канон неопределенной датировки и неизвестного происхождения, вставленный в Кларомонтанский кодекс В Кларомонтанский кодекс VI века (D), греческую и латинскую рукопись Посланий Павла, неизвестный вставил между Посланием к Филимону и к Евреям список библейских книг, составленный на латыни. Zahn (Geschichte, ii, pp. 157–172) и Harnack (Chronologie, ii, pp. 84–88) придерживались того мнения, что первоначально этот список был составлен на греческом языке в Александрии или где–то поблизости от нее около 300 г. J. Weiss предположил его североафриканское происхождение (Zeitschrifi fur wissentschafiliche Theologie,xxx pp. 169 и далее). Подробнее см. об этом на с. 227. [За списком книг Ветхого Завета следуют:] Четыре Евангелия: Матфей, 2600 строк Иоанн, 2000 строк Марк, 1600 строк Лука, 2900 строк Послания Павла: к Римлянам, 1040 строк Первое к Коринфянам, 1060 строк Второе к Коринфянам, 70 (sic) строк к Галатам, 350 строк к Ефесянам, 365 строк Первое к Тимофею, 209 строк Второе к Тимофею, 289 строк к Титу, 140 строк к Колоссянам, 251 строк к Филимону, 50 строк – Первое к (sic) Петру 695 , 200 строк Второе к (sic) Петру, 140 строк Иакова – 220 строк Первое Послание Иоанна, 220 Второе Послание Иоанна, 20 Третье Послание Иоанна, 20 Послание Иуды, 60 строк – Послание Варнавы, 850 строк Откровение Иоанна, 1200 Деяния Апостолов, 2600 – Пастырь, 4000 строк – Деяния Павла, 3560 строк – Апокалипсис Петра, 270 5. Канон Кирилла Иерусалимского (ок. 350) Из Огласительных поучений Кирилла, 4, 36. Подробнее см. с. 206–207. А в Новый Завет входит только четыре Евангелия, а остальные носят ложные названия и вредоносны. Манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, пороча благость имени «Евангелие», губит души простаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010