Как богословствует московский святитель Филарет, вопрос Господа «Где Авель, брат твой?»:    Исповедание грехов повседневное (в молитвах на сон грядущим).    Быт.4:4.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII. 5, 155. С. 163.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем Сост. игумен Марк (Лозинский). М. СПб.. 1995. С. 92 29).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Приведем одно из авторитетных мнений: «Моисей не говорит ясно, почему две жертвы не одинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения, и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим, апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр.11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том. что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:3—5. С. 129].    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 164.    Быт.4:4—7: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господ Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»:    Также см.: Окружное послание единой Святой. Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.), § 17 (где речь идет о «самом теле Церкви, то есть самом народе» церковном)/Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. [Б.м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 233.    Прежде всего, потому, что Божественная литургия «сама по себе есть одно из величайших общественных богослужений нашей Церкви, как показывает и самое наименование ее — «общественное дело», «общественная служба " ». Кроме того, совершая некое богослужение в одиночестве и придавая ему, таким образом, частное значение, священник обязательно должен опускать в нем те части, которые придают ему общественный характер (а именно, ектении); на Литургии же «нельзя пропустить ни одного слова» (см.: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 759—760). Как говорит «Известие учительное» (С. 436), «в начале святыя литургии да соберутся вси в церковь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– заключение завета Бога с Авраамом и его потомством; – таинственное Богоявление, явление Ягве в пламени огня; – созерцание дня Господня, дня Мессии; – прозревание последних судеб этого мира. Суть Завета в том, что Бог отдает потомству Авраама все пределы Святой Земли. Потомству твоему, говорит Господь Аврааму, – даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... И далее перечисляются десять, а в LXX – даже одиннадцать племен аморреев и хананеев, имеющих быть истребленными. Кстати, сами аморреи и хананеи именуются либо обобщенно, как все племена Ханаанской земли, либо как конкретные племена. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает обширность дарованной потомкам Авраама земли: «Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: от реки Египетской даже до реки великой Евфрата, – так велико, говорит, будет семя твое» 526 . Какую реку считать рекой Египетской? Блаж. Августин: «Это не от великой Египетской реки, то есть Нила, а от малой, которая разделяет Египет и Палестину в том месте, где находится город Ринокорура» 527 . И.Ш. Шифман поясняет: «Река Египетская – современная Вади аль-Ариш, отделяющая Палестину от Синайского полуострова» 528 . Указанные Богом пределы Обетованной Земли были достигнуты в Давидо-Соломоновом едином Израильском царстве. Св. Филарет Московский : " От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона». Где произошло пятое Богоявление Аврааму, когда Бог заключил с ним Завет через жертву рассечения животных? Об этом говорится в «Книге Юбилеев»: «И он [Авраам – Г.Ф.] взял их всех [жертвенных животных – Г.Ф.] в середине месяца, когда он у дуба Мамврийского, который близ Хеврона, жил» 529 . Итак, это было у дуба Мамврийского, близ Хеврона! «Книга Юбилеев» также отмечает, что это было в тот же месяц, когда Бог заключил Завет с Ноем, и Авраам возобновил это празднование и установление навеки. 486 Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990, с. 159; Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, первая глава, изд. Рав Адина Штейнзальца, Институт изучения иудаизма в СНГ, Израильский институт талмудических публикаций, 1995, с. 35; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Высказывания о Заповедях Блаженства Первая заповедь «Христианин же (всякий нищий и богатый) должен сознавать себя нищим духовно, то есть видеть что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти, чувственности и греховную гордыню, и это должен помнить каждый из нас» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр.27). Вторая заповедь «Блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач о грехах и в связи с этим об удалении от Царства Божия кроме того среди подвижников христианства много было и таких исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях но и вообще не противно духу Святого Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей если они свою скорбь принимают по-христиански смиренно и покорно. Они поистине блаженны ибо будут утешены Богом любви» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр. 28). Третья заповедь «Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во голоса на согрешающих и обижающих «не воспрекословит не возопиет и никто не услышит голоса его» ( Матф.12:19 ). Кроткий «будучи укоряем не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мучением, но предоставляет мыслить за себя Судящему праведно» ( 1Петр.2:23 ). Вот величайший образец кротости! Вот ее существо» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева, т1, стр.173) Четвертая заповедь «Приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанн 6,35). «Но ныне независимо от закона явилась правда Божия о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены Славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его в прощении грехов соделанных прежде» ( Рим. 3,21–24 ). Пятая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

а) Мысли о вреде праздности. I. «Как не засеянная и не насажденная земля и сама собою производит траву (сорную и негодную): так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся в деятельности, по необходимости предается злым делам». (Златоуст). II. «Сердце человеческое не может быт праздным: душа наша не может быт оез дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными! если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими; если не стремится воля к небу, к выполнению св. воли Божией: она идет путем греха, в аду». (Филарет архиеп. черниг.). III. «Не бывай никогда совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй» (Фома кемп.). IV. «Берегись низких побуждений, которые одни делают истинно низким труд». (Филарет м. московский ). V. «Как дождь, во множестве изливаясь на нежное растение, производить в нем гнилость и погубляет плод его; а ветры мало-по-малу осушают его и укрепляют: так бывает и с душою: бездействие, беспечность и покой расслабляют и рассеевают душу; напротив, искушения укрепляют ее и соединяют с Богом, как и говорит пророк: Господи! вь скорби помянухом Тебе» ( Исх. 33, 2 ). (Выписки из писаний отцов подвижников, 203 – 204). VI. «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся: так точно душа и тело человеческие портятся от праздности». VII. «Покой и праздность – гибель душ, и больше демонов могут вредить ей». (Св. Исаак Сирин ). VIII. «Матерью пороков признавай леность; потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести». (Св. Нил син). б) Библ. изречения о лености. Леность а) воспрещена: не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб ( Притч. 20, 13 ). – В усердии не ослабевайте ( Римл. 12, 11 ). б) сопровождается тщеславием: ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Пр. 26, 16). в) приводит к бедности: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты вставешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник ( Притч. 6, 9 – 11 ). – Ленивая рука делает бедным ( – 10, 4). – Сонливость оденет в рубище ( – 23, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. 1 локоть=48 см. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» ( 3Цар.8:12 ). http://kazan.eparhia.ru. Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. Сикомор (Fícus sycómorus) – один из видов рода фикус семейства Тутовых. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 6. СПб., 1900. С. 91. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. «Апокриф», — означает тайный, сокровенный. Впервые его употребил Климент Александрийский (Строматы, III, 4). Апокрифическими книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были общеприняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. В 1908 г. в руинах древнего Гэзера была обнаружена глиняная табличка размером 11,1 на 7,2 см с самой древней известной на сегодняшний день еврейской надписью, приблизительно датируемой 925 г. до н.э. Дощечки кидара: «На кидаре его – золотой венец, знамение святыни, слава достоинства: величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз» ( Сир.45:14 ). «И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду» ( Чис.5:23 ). «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» ( Иер.36:23 ). Мир Библии. 1993. Соферим – книжник, ученый.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Англ. Комм. Библия замечает, что еврейское слово, здесь употреблённое, слово необыкновенное и встречается только здесь и в главе XL. В главе XL м. Филарет переводит это слово «пропасть» и прибавляет, что Иосиф называет свою темницу от худшей, подземной её части. Англ. Библия думает, что это была особая башня с подземельем, построенная при доме начальника телохранителей, и которая находилась под управлением особого темничного начальника, избранного из числа офицеров начальника телохранителей. Слово, которое для изображения этой тюрьмы употребляет Иосиф в Быт. 40и которое м. Филарет переводит «пропасть», даёт, по мнению Англ. Библии, понятие о сводчатом круглом помещении. И был он там в темнице. Быт. 39:21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. Быт. 39:22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. В Пс. 104сказано об Иосифе: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его». Весьма вероятно, что в первое время его заключения он подвергся этим истязаниям, обыкновенным в темнице, но по мере того, как Потифар разъяснял в уме своём происшествие с женою и в душу его проникало недоверие к словам своей жены, он, вероятно, приказал содержать Иосифа менее строго и засим обрёк его мысленно на вечное заключение, не заботясь более о его судьбе. Возвышение Иосифа в тюрьме с помощию Божиею зависело от ближейшего его начальника, которому вверена была тюрьма. Быт. 39:23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех. О. Герлах замечает, что Иосиф перенёс великое испытание, облегчаемое только явною милостию Божиею к нему. Тем не менее, чувствуя себя способным на великие дела, он видит, что лучшие годы его проходят в уединении и тишине темницы. Но таким именно путём ведёт Господь избранных своих: прежде чем выступить на предназначенное им Господом поприще, они долгие дни проводят в неизвестности и уединении. Так приготовлялись к служению путями Божиими Моисей, Давид, так, наконец, Сам Спаситель мира до 30 лет пробыл в неизвестности и перенёс искушение, пока явил себя миру во всём своём величии. Глава XL. Виночерпий и хлебодар фараона заключены в темницу; Иосиф разъясняет сны их; исполнение толкования снов; виночерпий забывает об Иосифе

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Блудник аще кто есть яко аз, дерзай гряди, Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на неделю о Блудном Сыне Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М. 1873 г. Т. V, стр. 355. Феофан, еп. Тамбовский. Слово в святую четыред. СПБ. 1869 г. стр. 18–38. Никанор, арх. Херсонский. Собрание соч. т. I, 212–258. Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Черн. 1863 г. Ч. 3; стр. 30–41, 51. Евсевий, еп. Могилевский. Сочинения, стр. 371. Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III. стр. 151–190. Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи, Киш. 1879 г. т. I, 37,57. Павел, арх. Казанский. Проповеди. Т. II, 37. Димитрий, арх. Херсонский. Сочинения. Т. III, 198–219. Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи. СПБ. 1881 г. Бажанов, В. протопр. Слова и речи. СПБ. 1858 г. 66 стр. Сергиев, И . прот. Собрание сочинений. Τ. II, 12–30. Тихвинский, Е. Время зимнего покаяния. К. 1890 г. 20 стр. Белоцветов, прот. Круг поучений. СПБ. 1894. Полисадов, прот. Проповеди. Стр. 211. Романов, прот. Полн. собр. поучений. СПБ. 1880 г. 151–174. Кудрицкий, свящ. Внебогосл. беседы. К. 1895 г. Сеятель . Сборник поучения. 196–205. Шумов, свящ. Беседы на воскр. апост. чт. M. 1893 г. 27–39. Бухарев, И . Беседы пастыря на воскр. еванг. литург. чт. Влад. 1887. 164. «Руководство для сельск. паст.» 1881 г. — стр. 97; 82 г.-73; 83 г.-65; 84 г, — 94; 85 г.-43; 86 г.-110; 87 г.-55; 88 г.-66; 89 г.-88; 90 г82; 91 г.-65; 92 г.-113; 93 г.-59; 94 г.-97; 95 г.-76. Дъяченко. Ежедневные поучения в слове Божьем. M. T. I, 551–569. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Святой Игнатий Богоносец. Блаженный Августин de util. poenim. Святой Иоанн Златоуст о покаянии. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; Быт. 27:16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; Шерсть молодых козлят на востоке гораздо мягче и длиннее, чем на севере. В 46 эпиграмме (Lib. XII) Марциал упоминает о шкурах козлят, употреблявшихся римлянами вместо фальшивых волос для скрытия лысины (Англ. Комм. Библия in loco). Быт. 27:17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Быт. 27:18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Многие видят в этом полном недоумения вопросе Исаака указание на то, что высылка Исава на охоту была для Исаака средством (которое он положил в сердце своём) узнать, угодно ли Богу, чтобы Он дал ему своё благословение, как первенцу. Он думал, что успех или неуспех охоты будет для него знамением, что ему делать. «Бог ответствовал Исааку (говорит м. Филарет) тем знамением, которого он желал, а именно: медленностию ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове» (Зап. на Кн. Бытия, II, 24). Быт. 27:19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. Митрополит Филарет замечает, что это был прямой обман, а некоторые видят в его словах троякую ложь. Он прибавляет, что какое бы ни имело значение для церкви Божией и для будущего действие Иакова, оно не может избегнуть порицания по греховному своему характеру, так как по свободе человеческой он мог и не поступить дурно; «Иаков не может быть прав потому только, что был образом, избранным и предопределённым благодатию» (Зап., II, 28). Быт. 27:20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. Покрытие лжи своей именем Господа Бога есть самая худшая часть обмана Иакова. Говоря о Боге, Иаков выражается: «Иегова, Бог твой», т. е. отца его. В Быт. 28:21–22 он же говорит: «(если) я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Иегова моим Богом, – то этот камень…» и пр. Кажется, в это время младенчества человечества понятие о Боге Завета не было совершенно ясно, в особенности доколе патриарх не делался главою семьи – тогда только он входил духом и откровением в таинственное общение с Богом Завета. Дети же его, зная Бога Элогим, кажется, не считали себя вправе обращаться к Иегове, доколе не получали на то права по наследству и первородству.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.28:19 . И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль , а прежнее имя того города было: Луз. Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии ( Быт. 35:15 ). Чтение LXX и слав. Ολαμλος (варианты Ολαμμους, Συλλαμμους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков ( Быт. 48:3 ), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей ( Нав. 16:2, 18:13 ). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме ( Быт. 12:8, 13:3 ). Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλα, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на Бытие 2, 52 ). Быт.28:20–22 . И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – 3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; особое посвящение и почитание места видения; и обещание Богу десятины из всего. По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности ( Иоанн Златоуст , Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его ( Быт. 32:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010