Быт. 41:7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Т. е. сначала он не понял, так живо было впечатление этого сна, и, только опомнившись, он понял, что виденное им была не действительность, а сон. Быт. 41:8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта «Толкователей священных письмен» – так переводит м. Филарет слово «хартумме», и очень близко к этому передаёт это слово комментарий Англ. Библии, указывая, что слово это должно быть передано словами «священные писцы». И м. Филарет, и Англ. Библия указывают одинаково на происхождение этого слова от еврейского и сирского видел, или истолковал, и закрыл (отсюда слово «тайна»). М. Филарет прибавляет следующее: «Не без причины разумеют под сим средний разряд жрецов египетских (иерограмматеис), толкователей священных письм, одним словом, иероглифов… Фараон имел особую причину обратиться к толкователям иероглифов, ибо в сновидении его с первого взгляда приметен был характер иероглифический. Под именем мудрецов разумеются, может быть, жрецы высшей степени» (Зап. на Кн. Бытия, ч. II, стр. 195). и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. М. Филарет делает замечание, что сон кажется ясным и, казалось бы, должен был быть легко истолкован людьми, постоянно занимавшимися истолкованием снов и иероглифов. Нет сомнения, что затмение, нашедшее на них, было делом особого промысла Божия 162 . Быт. 41:9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; Или грех, совершённый перед фараоном, или, вернее, грех неблагодарности к Иосифу, которому он обещал помочь выйти из темницы, если будет сам освобождён ( Быт. 40:14–23 ). Быт. 41:10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; См. комментарии к предыдущей главе. Быт. 41:11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; Быт. 41:12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей: — Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26); ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицею обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся? Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждою на воздаяние сторицею в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа. Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему: — Господин! согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелия и издох. Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал: — Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным. Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили: — По истине немилосерден отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голода, и тех отдал он чужому человеку. Видя скорбь и слёзы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

– Если вы чтите гробы мучеников, которые утвердили веру тем, что терпеливо за нее пострадали, но сами не столько расположены собственным терпением, и, когда нужно, страданием доказать непобедимость веры, сколько мучить других за любимые вами мнения, то берегитесь; и сие расположение духа не столько вас не обнадеживает радостью, которую святые находили в страданиях, сколько вам угрожает горем, которое предвещено подражателям избивших пророков. Проповедь от 20 мая 1826 года Филарет посвятил другим весьма важным словам Спасителя, которые в Евангелии от Луки звучат так: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого: Возрадуетесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» ( Лк.6:22–23 ). Это тоже очень трудно, и всякий христианин хоть раз думал о том, чтобы миновала его чаша сия. Пострадать за Христа – блаженство, но, может быть, можно прожить с верою и упованием во спасение и притом ни разу за Христа не пострадать?.. – Если ты истинный христианин, – говорил Филарет, – то ты верно не привязан душою ко временному благополучию; не пристрастен к земным наградам; поощряешь и утешаешь себя мыслию о награде небесной и вечной. В этом христианство остается одинокой религией, ибо все остальные религии говорят: будь прилежным верующим, и получишь вознаграждение уже здесь, на земле. Мало того, и некоторые христианские исповедания, особенно протестантского толка, начали склоняться к этому: будь благочестивым христианином, и тебе уже здесь, в этом бренном мире, воздастся, будешь благополучным и процветающим, прославленным в своем окружении. Филарет обличал это, называя не христианством, а ветхозаветностью или даже язычеством: – Кто управляется и одушевляется желанием только земной награды, тот есть земной ветхозаветник, далекий от совершенства духовного и от стяжания сокровища небесного. Кто делает добрые дела для временной корысти или для славы человеческой, тот еще не вышел из области язычества; он вырабатывает кумиры добродетелей на продажу или на зрелище, он восприемлет мзду свою от человеков, и потому небеса и Бог ничем более не должны ему... И если вы хотите держаться только естественного, то смотрите, не отпадаете ли чрез сие от благодатного, которое выше естественного...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Т. е. ты будешь причиной благословения для многих; митрополит Филарет прибавляет: «Как источник, как образец благословения для многих» ( Быт. 28:4 ). Быт. 12 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; Т. е. друзья твои будут Моими друзьями, и враги твои будут Моими врагами. и благословятся в тебе все племена земные. Благословение, нисходящее чрез Аврама, говорит м. Филарет, противополагается всеобщему проклятию Адамову. Заметим, что в благословении Божием призываются к нему все племена земные, без различия рода и племени. Не особого Бога Израильского имел в виду Ветхий Завет , как говорили некоторые писатели (и даже Гегель в своей Философии религии) и проповедовали гностики (Архон базилидиан, Иалдабаот офитов и Демиург валентиниан), а Отца всех людей и Творца мира. Открываясь одному избранному человеку, передающему это откровение своему потомству, Творец вступает впервые в тесную связь с человечеством вообще, и, определяя Себя словами «Аз есмь Сущий» (был, есмь и буду) Моисею ( Исх. 3:14 ), Он указывает, что Он «Господь, Бог отцов ваших: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» ( Исх. 3:15 ). Быт. 12:4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Быт. 12:5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; The new Bible commentary of the Anglican church указывает, что в переложении Онкелоса место это передаётся так: «И все души, которых они обратили к закону в Харране». Точно так же иерусалимские таргумы (перифразы Библии) читают это место: «Все души, которым они проповедовали в Харране». Об этом мнении упоминает и митрополит Филарет, но присовокупляет, что проще разуметь это место, что оно упоминает о рабах, приобретённых в Харране. и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. Митрополит Филарет говорит: «Поскольку намерение дать землю сию Авраму Бог утаил от него до вступления в неё, то надобно, чтобы он имел некоторые знамения… какие они были – неизвестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как часто бывает, что, живя в таком довольстве, человек привыкает к самоугождению и забывает о бедных, терпящих нужду! Но Филарет был не таков; «не для того Бог дал мне богатство, говорил он, чтобы я пользовался им один; а для того, чтобы я делился с бедными, с теми, которых на страшном суде Господь не постыдится назвать братьями Своими. Какая мне польза от имущества, если стану от скупости беречь его? Поможет ли оно мне в день суда, который будет так страшен для немилостивых? Будет ли оно мне пищею и питьем в грядущем веке? Будут ли мне роскошные платья одеждою нетления? Конечно, нет. Апостол говорит: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него». (Тим.6:7). Если же ничего из земного имущества нельзя вынести отсюда, то не лучше ли отдать его Богу руками нищих; а Бог не оставит ни меня, ни семьи моей; верю я пророку Давиду, который говорит: «я был молод и состарился, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба». ( Пс.36:25 ). Рассуждая таким образом, Филарет так и действовал. Неимущих и несчастных полюбил он, как отец детей своих, и щедро раздавал им пособие. Весь край благословлял его; все нищие, больные, вдовы, сироты, странные находили у него приют, помощь и утешение. Так прошло много лет. Но вот, угодно было Господу испытать верного служителя Своего. Враги, измаильтяне, напали на область, в которой жил добрый Филарет, и как буря и пламя опустошили ее. Они разграбили все богатство Филарета, многих служителей его увели в плен, расхитили стада и завладели полями его. У Филарета осталось всего только слуга и служанка, дом, в котором он жил, маленькое поле, пара волов и лошадь. С этими скудными средствами только постоянным и упорным трудом можно было доставить насущный хлеб для пропитания семейства. Филарет безропотно покорился воле Господней, и стал сам обрабатывать свое поле. Однажды он запряг волов своих и отправился на пашню. Работая, он славил и благодарил Господа за то, что Он привел его исполнять заповедь, повелевающую в поте лица приобретать себе хлеб, и, послав ему труд, избавил его от лени и праздности, столь опасных для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

которому имя: Хира. Быт. 38:2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. Имя дочери Шуа неизвестно. М. Филарет замечает, что брак этот не был счастлив, ибо, по всей вероятности, племя ханаанское было весьма развратно. Быт. 38:3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир. Быт. 38:4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. Быт. 38:5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его. Хезив, вероятно, то же, что Ахзив в уделе Иуды ( Нав. 15:44 ), говорит м. Филарет. То же говорит и Англ. Библия, ссылаясь на пророка Михея ( Мих. 1:14–15 ), где Ахзив упомянут вместе с Одолламом. Имя Шелы м. Филарет читает Силом. Быт. 38:6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Фамарь, или Тамар, означает пальму. Быт. 38:7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. «Был неугоден пред очами Господа» м. Филарет переводит «был зол перед очами Иеговы. Иегова убил его». Ранновременная и бездетная смерть считалась казнию Божиею. Есть основание из всей нити рассказа думать, что дети хананеянки заразились развратом племени матери. Быт. 38:8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Закон левирата (от латинского levir – деверь, брат мужа) был чрезвычайно древним обычаем, который был обращён в закон через Моисея ( Втор. 25:5–10 ). Хотя впоследствии закон этот мог быть обойдён, но на отказывающемся лежало некоторое пятно (сравни Руф. 4:6–10 ). Быт. 38:9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Отто Герлах замечает, что независимо от мерзости этого греха с общей точки зрения, Онан совершал ещё другое тягчайшее преступление: злостное уклонение от нравственной обязанности продолжения рода брата своего. В уклонении этом лежала злоба к брату и возмущение против приказаний отца, основанных на Божественных законах. Вероятно, к этому присоединялась мысль о наследстве, так как первенец старшего брата Онана получил бы долю большую, чем он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Митрополит Филарет возглавил церемонию захоронения останков неизвестных солдат в крипте храма-памятника Всех святых в Минске 5 июля 2010 г. 18:17 2 июля 2010 года, накануне празднования Дня независимости Республики Беларусь, в крипте минского храма-памятника Всех святых состоялось захоронение останков неизвестных солдат, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви . В торжественной церемонии захоронения праха участников Отечественной войны 1812 года, Первой Мировой и Великой Отечественной войн принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , который обратился к собравшимся с архипастырским словом: « Блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13). Сегодня мы повторяем эти слова и обращаем их к вам, солдаты и офицеры Отечественной войны 1812 года, Великой войны 1914-1918 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы верим и знаем, что вы слышите нас, потому что наш с вами Господь не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Чтобы земля успокоилась от войны (Нав. 14:15), как говорит Писание, должны быть погребены воины, отдавшие за нее жизнь. Нашей Родине нужен покой и мир, которого было слишком мало в течение двух предыдущих веков. Вы погибали, дорогие, на полях сражений, когда Запад и Восток сходились в смертной брани на нашей земле. Кем были вы до войны? Отцами и мужьями, сыновьями и братьями… Евангельская заповедь гласит, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Исполнив ее в бою, вы вошли в историю и в жизнь вечную, как сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19). И да внемлет Бог нашим молитвам о вашем вечном покое, и да будет вечной наша память об искупительных жертвах прежних поколений. Вечная память героям-соотечественникам!» Затем Патриарший экзарх всея Беларуси произнес разрешительную молитву над почившими и окропил останки святой водой. Саркофаги с прахом почивших были внесены в крипту Всехсвятского храма, где завершилась торжественная церемония. Здесь митрополит Филарет и Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко зажгли негасимую лампаду в память о погибших воинах. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1211448.ht...

Молясь и размышляя об этом день и ночь, Филарет считал, что человек – идеальное обиталище для Преблагого, Трисиянного и Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, как Он Сам говорит в Священном Писании: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Сердцем, окрыленным этими размышлениями духовными и прочими подобными им и воспламененным огнем Божественной любви, отец Филарет всецело предавался умной молитве, и в его сердце изливалась любовь ко всем братиям, всем людям и всему миру видимому и невидимому. Движимый этими чувствами, желая помочь и послужить своим сподвижникам чем-то конкретно, на деле, он на засохших клочках земли, которые возделывал сам, сажал картошку, которая от нехватки воды вырастала мелкой, но очень приятной на вкус. Отец Филарет раздавал ее всем подвижникам в округе, говоря, что в этом году Бог благословил, и ее уродилось много, и поэтому он не может съесть ее сам, тогда как в действительности не оставлял себе ни клубенька. Он хотел, чтобы от его трудов вкусили все, и он соделался причастен их награде, следуя за апостолом Павлом, который говорит: вы «сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии… так, трудясь, надобно поддерживать слабых… ибо блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 34–35). То же самое он делал и с овощами, редькой, салатом-латуком: всё, что вырастало, раздавал отцам, а сам питался самыми грубыми травами, которые варил, смешивал с отрубями, и они были для него самой отменной едой. Чтобы утрудить себя, он никогда не носил ботинок или иной обуви и ходил по этим обрывистым и труднопроходимым местам Святой Горы босиком, безо всякой обуви. И ноги его, так часто ударявшиеся о камни, а также по причине обжигающей жары, свирепствующей в летнее время в этих краях, загрубели и уподобились панцирю черепахи. Таким образом, он обходил всех пустынников, раздавал им овощи, картошку и сухари, которые получал из ближайшего монастыря, и говорил:

http://pravoslavie.ru/126421.html

Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил блаженный Филарет поселянину, съевши в поле ядовитое растение (называемое чемерица-еллевор), пал и издох. Это привело в недоумение поселянина, и снова придя к Филарету, он сказал ему: «Господин, согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня Праведный Бог получить пользу от вола твоего: вот, объелся он какого-то зелья и издох… Ничего не отвечал на это поселянину боголюбивый и милостивый нищелюбец, блаженный Филарет, но поспешил привести к нему оставшегося вола и, отдав его ему, сказал: «Возьми, брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным». И сказал это блаженный ради того, чтобы тот человек не отказался принять от него и другого вола. И принял вола поселянин и возвратился в дом свой, удивляясь милосердию великому блаженного человека. Когда же узнали об этом домашние Филарета, то стали горько плакать дети его и мать их и говорили: «По всей правде не милосерд отец наш и не любит детей своих, потому что он расточает наше последнее имущество; один только вол оставался у нас в доме, чтобы не умереть нам от голода, и того отдал он чужому человеку». Видя скорбь и слезы детей своих, почтенный отец обратился к ним с такими словами: «Что скорбите вы, дети мои, и себя и своё сердце надрываете? Зачем называете меня безжалостным и думаете, что я хочу уморить вас голодом? А я, между тем, сохраняю в одном месте, которое неизвестно вам, такое богатство и такие сокровища, которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и не заботясь ни о чём, так как и сам я не знаю и счета тому сокрытому богатству… И говоря это, не обманывал детей своих праведник, но по истине прозирал своим духовным зрением то, чему предстояло сбыться впоследствии. В это время последовало царское повеление, чтобы всем воинам собраться в свои полки и выступить против нечестивых варваров, восставших на Греческую империю, и чтобы всякий воин имел хорошее вооружение и по два коня. Причислен был к одному из тех полков и один бедный воин, именем Мусилий, у которого был только один конь, и тот за день до представления в полк заболел и пал. Не имея средств купить коня, бедный воин явился к Филарету и сказал ему: господин мой Филарет, сжалься надо мною, помоги мне. Знаю я, что ты сам обнищал и у тебя самого только один конь, но все-таки прошу тебя, умилосердись надо мною, дай мне и того твоего коня, чтобы не попасться мне в руки тысящника, и чтобы не избил он меня жестоко…

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Откуда он знает, благословенный, всё это? Только человек, обладающий благодатью Святого Духа, может говорить так красиво и изложить дело в точности так, как оно происходило! Когда председатель суда призвал старца Филарета поклясться, он поднялся со скамьи обвиняемых, подошел к Святому Евангелию, трижды осенил себя знамением Святого Креста и благоговейно поцеловал его. Тогда председатель строгим тоном сказал ему, что надо положить руку на Евангелие и поклясться. На вопрос старца Филарета, что это за книга, председатель ответил, что это Евангелие, на которое верующие христиане кладут руку и клянутся, ручаясь за истинность того, что утверждают. Старец Филарет сказал господину председателю: – Если это, как вы говорите, Святое Евангелие, тогда прошу вас открыть в 5-й главе 34-й стих Евангелия от Матфея, и вы увидите, что там написано именно так: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». (Мф. 5, 34–36). Председатель велел служителю открыть Евангелие, и когда его открыли, то обнаружили, что эта страница с учением Господа о клятве отсутствует, и тогда старец Филарет дерзостно сказал председателю: – Господин председатель, мы, благодатию Божией, стараемся соблюдать то, что предписывает Евангелие Христа Владыки, как истинные христиане. И если Сам Христос говорит, чтобы мы не клялись, как же мы можем преступить заповедь Божию, чтобы соблюсти заповеди человеческие (ср. Мф. 15, 9), ваши заповеди, предписывающие клясться людям, которые считают себя истинными христианами, несмотря на то, что нарушают и презирают эту Его заповедь? Мне жаль, господин председатель, что вы называете себя христианами, а не соблюдаете заповедей Христовых. Председатель и судьи почувствовали себя оскорбленными такими жгучими словами истины, которые произнес старец Филарет, и за отказ поклясться осудили его на 9 месяцев тюрьмы.

http://pravoslavie.ru/126421.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010