Житие Филарета Милостивого 377 Житие Филарета Милостивого написано в первой половине IX в. Автор его – Никита из Амнии (Пафлагония), внук Филарета от его сына Иоанна. Житие интересно как исторический и как литературный памятник. В живой, непринужденной форме, нередко с задорным юмором, автор сумел образно запечатлеть черты окружавших его людей. Мы хорошо можем представить себе психологию доброго, любвеобильного старца Филарета и жадной, немного вздорной его жены Феосевы; правда, остальные члены большой семьи Филарета обрисованы довольно бледно, но зато они не затемняют главных героев– Филарета и Феосевы, столь противоположных друг другу по характеру нравственному складу. Автору прекрасно удается в нескольких словах дать всю суть внутреннего облика человека – так кратко, но выразительно даны опять–таки противопоставленные образы доброй, благоразумной Марии, внучки Филарета, прибывшей на смотрины во дворец императора, и ее соперницы, надменной и самоуверенной дочери богача Геронтиана. Перед нами выступают также исторические лица, правда, очерченные бегло, – правительница Ирина, ее сын Константин VI, его жена Мария, всесильный временщик Ставракий. Упоминается даже лонгобардский король по имени Аргус 378 . Таким образом, из жития можно почерпнуть немало ценных исторических сведений – об отношениях лонгобардов с византийским двором, о размерах византийских зажиточных хозяйств, о взаимоотношениях крупных и мелких землевладельцев. При сравнении стиля повествования в житии Георгия Амастридского (по времени написания очень близкого к житию Филарета) со стилем этого жития обнаруживается огромная разница: насколько сложен и труден для восприятия стиль в житии Георгия, настолько он прост и ясен в житии Филарета. В языке Никиты из Амнии нет сложно построенных метафор, сравнений. Его излюбленное речевое украшение – эпитеты, которыми изобилует повествование. В большинстве случаев они передают настроение самого автора, его отношение к изображаемому. Эпитеты очень разнообразны, есть, хотя и в небольшом количестве, постоянные (см. описание внешнего облика дочерей и внучек Филарета, его сыновей и внуков). Простой язык и почти сказочное содержание (сюжет напоминает сказку о Золушке), быстро развертывающиеся события жития сделали его очень популярным и в Византии, и в других странах, в частности в древней Руси. На греческом языке оно существует в большом количестве списков, а переводные древнерусские списки различных редакций жития относятся еще к XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf 47. День памяти святого праведного Филарета милостивого. О милосердии к людям (Мф. 6:1–4) «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ). Сегодня святая Церковь , братия и сестры, чтит и прославляет святого праведного Филарета Милостивого. Он жил в восьмом веке в Малой Азии, в Пафлагонской обители. Происходя из богатых, знатных и благочестивых родителей. Уже с дней своей юности он отличался милосердием и не мог безучастно взирать на сирых, обездоленных, страдающих, нуждающихся в помощи. Благочестивые родители не препятствовали его милосердию, зная, что это верный путь к Богу. Когда Филарет возмужал и женился, то богатство его, унаследованное от родителей, преумножилось. Многочисленные стада, нивы (поля), сёла составляли основу его богатства. Известно, что большие в средства к жизни приносят с собой и большие искушения и соблазны. Соблазны к широкой, весёлой, праздничной, беззаботной жизни в своё удовольствие. Но здесь у праведного Филарета произошло другое. От юности возлюбив Бога и милосердие, он теперь ещё больше стал предаваться милосердию от избытков своих, материальных благ. Он понял ту истину, что через материальные богатства он может стяжать духовные богатства, может в Бога богатеть через дела милосердия. Для него открывалась и другая спасительная истина, что земная жизнь изменчива и кратковременна, за ней неизбежно следует вечная, где не получит милости Божией тот, кто сам, живя на земле, не творит милостыни, ибо, как говорит апостол, за гробом суд будет без милости, не сотворшему милости ( Иак. 2:13 ). Всё это зная и помня, праведный Филарет и спешил творить дела милосердия. Кто чего не попросил бы у него: пищи ли, коня ли, вола ли или чего-либо другого, – отказа не было. Так праведный Филарет выполнял завет Христа: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся ( Мф. 5:42 ). Казалось бы, что при большом богатстве праведник мог милосердствовать многие и многие годы. Но Господь судил иначе. Он захотел испытать Филарета как некогда праведного Иова испытать в терпении, смирении и преданности воле Божией и тем самым поднять на более высокую духовную ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Красочна картина, относящаяся к этому времени: «Летом, находясь сам на работах, о. Георгий посылал Феодора наблюдать за пчельником, давая ему для чтения в это время Четии-Минеи. Однажды, в жаркий летний день, когда на солнышке пчелки весело жужали и работали, собирая мед с цветов, юный наблюдатель сидел у пенька; пред ним развернутая лежала большая книга Четий-Миней св. Димитрия Ростовского . Водя пальчиком по крупным славянским буквам, читал он житие св. Филарета Милостивого: очень по сердцу пришлось оно мальчику; второй раз он начал его читать. Пламенное желание и ему посвятить себя на служение людям охватило мальчика: образ св. Филарета Милостивого глубоко отпечатлевался на сердце мальчика. Дума принять иночество и имя святого этого охватила юного ревнителя жизни святой. Рой пчелок гудел над его головкой. Слезы капнули на страницы свя щенной книги. Мальчик наклонился, чтобы поцеловать дорогия строчки и заснул... Когда отец стал искать улетевший рой, мальчик проснулся и когда его родители стали журить за то, что он упустил рой, мальчик стал уговаривать отца не огорчаться этим, особенно, если рой взят кем-либо бедным. И при этом указал на только что читанные страницы жития св. Филарета Милостивого, которые и начал читать. «Так то так, сказал сыну отец, мой родимый, и слава Богу, что ты так внимаешь в божественное чтение, но все-таки неладно, что ты прокараулил рой-то» и – тотчас же увидел этот рой сидящим недалеко от Феодора на пне». «Бывало, дома, разсказывал о. Георгий, соберемся обедать и сядем за стол; а Феденьки нет, как нет. Где он? Никто не знает. И пойду я сам, бывало, искать его. Ищу по двору, по саду, на пчельниках, кличу, зову. Нет его! Взойду на сарай, на самую поветь, смотрю, а он стоит на коленях в коноплях и Богу молится. Сойду потихоньку с повети, пойду поближе к коноплянникам, громко кликну его; как будто не вижу его. И он, мой голубчик, сейчас прибежит, как будто не был нигде, и пойдет со мною обедать. Или, бывало – ночью братья спят, а он встанет на колени на лавочке или на сене под сараем и молится усердно Богу. А чтобы прогулять когда-нибудь вечерню или утреню (не говорю уже про обедню) – Боже упаси! Всегда первый прибежит в церковь и последний выйдет из нея».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончате жительства, подражайте вере их, – учит св. Апостол ( Евр. 13:7 ). Скончавшийся двадцать пять лет тому назад святитель Филарет, митрополит Московский, был одним из величайших проповедников слова Божия. Из собрания его многочисленных, глубокомысленных и вместе глубоконазидательных проповедей составилось до ныне целых пять больших томов 1 . Скончание жительства ( η εχβασις της αναστροφης) его, кончина его (19 ноября 1867 года) была поистине христианская, безболезненная, непостыдная, мирная. Он и по призванию, и по долгу, и по праву и по личным достоинствам своим был истинный наставник, духовный вождь ( ηγουμενος), руководитель не только своей паствы, но и, можно сказать, всей русской церкви в течение многих десятилетий своей жизни. Он верно исполнил свой долг по отношению к нам. Исполняем ли и мы, по заповеди св. Апостола, свой долг по отношению к нему? К глубокому сожалению, появлялись прежде, появляются и теперь люди, которые, по недоразумению ли, или по другим каким-либо причинам, износят более или менее неблагоприятные о нем отзывы и даже клеветы и злословия 2 ). При жизни своей на такие отзывы и клеветы святитель Филарет никогда не отвечал и только для себя самого извлекал из них уроки смирения, покорности воле Божией и осторожности 3 . Мы намерены теперь указать лишь на некоторые черты жительства святителя Московского Филарета 4 , которые могут быть наилучшим опровержением особенно того, весьма распространенного, ложного мнения, будто митрополит Филарет был только человеком замечательного ума, но сердце имел „холодное“, был человек „бессердечный“ 5 . Мы постараемся выставить на вид хотя некоторые черты сходства в жизни митрополита Московского Филарета с существенными чертами известного и с древних времен весьма распространенного на Руси жития святого праведного Филарета Милостивого (+ 797), имя которого митрополит Московский Филарет, в мире Василий Михайлович Дроздов, получил при пострижении в монашество 16 ноября 1808 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филарет, митрополит (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) Дата рождения: 21 марта 1935 г. Дата смерти: 12 января 2021 г. Дата хиротонии: 24 октября 1965 г. День ангела: 14 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ. В 1953 г. окончил среднюю школу 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы  Святейшим Патриархом Московским Алексием I  рукоположен во иеродиакона. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Филарет, святитель, митрополит Киевский и Галицкий (Амфитеатров Фёдор Георгиевич) (в схиме Феодосий) †1857; в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 17 апреля 1779 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Амфитеатрова. Детей в семье отца Георгия было восемь, Фёдор во младенчестве был слабеньким, что сильно огорчало родителей. Дед Никита, который также был священником в этом селе, сам нянчился с Фёдором и выходил его. Первоначальную грамотность Фёдор получил дома. В детские годы, читая жития святых, Фёдор особенно восхищался житием праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря), душевные свойства которого – кротость, довольство малым для себя и безграничную щедрость для других – имел и сам Фёдор. Эти свойства он сохранил с детства до конца дней своих. Отец говорил о Феде: «Добрый он, мой сыночек, Феденька то! Вот уж добрый то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной». А сам Филарет впоследствии говорил: «Успехам моим в науках в училище и в семинарии я обязан был именно тому, что сбережён был дома родителями моими с детства от неблагоприятных для нравственности и успехов сообществ». В 1789 году Фёдор был принят сразу во второй класс Орловского духовного училища. В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведён в богословский класс Севской духовной семинарии. Во время обучения в училище и семинарии Фёдор испытывал крайнюю бедность, он до самого философского класса ходил в лаптях, а иногда и босиком. В 1797 году Фёдор блестяще окончил курс. Овдовевший в это время отец Георгий хотел было сдать своему сыну место, и даже возил его на показ к разным невестам. Но сын хитрил и расстраивал смотрины. Сердце юного Фёдора, горя любовью к Богу, стремилось не к брачной семейной жизни, а к девственной иноческой, и он упросил доброго родителя не неволить его к браку. В 1798 году Фёдор Георгиевич Амфитеаторов был определён учителем поэзии и греческого языка в Севскую духовную семинарию. В том же году он принял монашество с именем любимого им святого Филарета Милостивого и был посвящён в иеромонахи, а через два года определён в собор. Вскоре молодой соборный иеромонах был назначен ректором родной семинарии и настоятелем Севского монастыря, с возведением в сан игумена, а ещё через два года (в 25 лет) он стал уже архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

366. Беседа по освящении храма святого праведного Филарета Милостивого, в Гефсиманском ските (Говорена сентября 27-го; напечатана в Твор. Св. От. 1860 г. и в собр. 1861 г.) 1860 год Место, где мы теперь находимся, в продолжении шестидесяти лет знаю, как очевидец: и сверх того, когда пришел я сюда в первый год текущего столетия, встретил здесь ясные следы и воспоминания прошедшего столетия. Да не покажется то праздным словом, если возобновлю теперь некоторые из сих воспоминаний. Это будет не мимо нынешнего праздника. Здесь был дом изящного зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постоянного жительства, а только для летних увеселительных посещений. Здесь был сад, в котором растительная природа слишком много страдала от искусства, ухищрявшагося дать ей образы, ей несродные. Для чего это сделала обитель монашествующих? Как взирал на сие преподобный Сергий, любитель простоты, и никак не любитель роскоши и чувственных удовольствий? Как допустил он сие в своей области, так близко к нему? Во-первых, думаю, он снисходительно смотрел на дело потому, что имел в виду намерение, которым или оправдывалось, или извинялось дело. Урочище сие было украшено для царских посещений. Тогда как высота царская смирялась пред смирением святого; тогда как благоговение меньших сынов преподобного Сергия соединялось с благоговением державных, в молитве о спасении душ их и о благе царства их; верноподданническая любовь желала проявить себя и в том, чтобы представить царским взорам некие черты обычного для них благолепия и великолепия. Во-вторых, преподобный Сергий без прещения допускал, чтобы в области его являлись некоторые виды мирского великолепия, думаю, потому, что смотрел на них, как на пробегающую тень; и, как таинник провидения Божия, предоставлял себе в последствии времени открыть здесь иные, духу его свойственные виды. Внешние обстоятельства Сергиевой лавры изменяются. Ее древнее достояние вземлется от нее, и чрез то снимаются с нее многие мирские обязанности и заботы. Прежнее великолепие становится не нужным, так как и не возможным. Здешний царский дом и сад делаются местом скромного отдохновения наставников и учеников духовного училища, которое лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, во дни своего изобилия. По времени увеселительного дома не стало: сад, уступленный искусством природе, обратился в лес. Таким образом преподобный Сергий достиг того, что упразднилось здесь мирское, допущенное на время; и, как бы желая вознаградить себя за сие допущение, благоизволил, чтобы здесь водворилось духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

12-е Преп. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского Иоанн, родом из Кипра, сын благочестивых, богатых и знатных родителей, доставивших ему хорошее образование и главным образом воспитавших его в христианской любви к Богу и людям, проявил в своей жизни блистательнейшие плоды такого воспитания, так как всю жизнь свою посвятил делам самой драгоценной в глазах Божиих добродетели – милосердия, почему св. Церковь , причислив его к лику святых, чествует его при этом особенным наименованием «Милостивого». С детства предрасположенный к добру, в молодых годах Иоанн удостоился особенного откровения во сне, направившего его окончательно на тот путь, на котором, просияв на земле, он созрел и для небесной славы. Однажды среди ночного сна явилась ему девица, сияющая красотою, в светлой одежде и с венком из масличных листьев на голове: «я – старшая дочь Великого Царя и приятнейшая Ему между всеми, – сказала она, улыбаясь, Иоанну; – если ты будешь служить мне, то я испрошу у Него для тебя великие милости и введу тебя в дом Его, потому что никто не имеет к Нему больше дерзновения, чем я: ради меня Бог сошел на землю и облекся в плоть человеческую»... И после этих слов стала невидима. Размышляя о дивном видении, Иоанн понял, что под этим образом ему представилась и призывала его к подражанию ей любимая Божия добродетель – милосердие, то милосердие, ради которого Он сошел с небес, чтобы спасти погибающий человеческий род... и проникся он навсегда сознанием этого Божественного призвания и пламенным желанием следовать ему; поэтому во всю свою жизнь он не пропускал случая делать добро и совершал его с полною любовию! Вся жизнь его представляет ряд свидетельств необычайного и неистощимого милосердия, которым он был воодушевлен. В молодости своей, по воле родителей своих, Иоанн был женат, но недолго продолжалась его семейная жизнь, он вскоре лишился жены и детей и тогда, отрешившись от мира, предался строгому подвижничеству и, вместо детей своих, сделался милостивым отцом всех нуждающихся, так как оказывал им щедрую благотворительность. Сделавшись также известным и по своему благочестию, Иоанн, по желанию жителей Александрии, в правление Ираклия (610–641) был, хотя и против воли своей, избран патриархом Александрийским. Достойно святительствовал он, служа твердым оплотом православия и защищая Церковь от различных еретических учений; об отношениях же его к возлюбленной им своей пастве предание удержало в вечном воспоминании, что «был Иоанн милосерд и милостив ко всем в нищете бедствующим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии 15 декабря 2013 г. 14:27 14 декабря 2013 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, в Минске прошли торжества, посвященные дню тезоименитства Предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета и 35-летию его служения на Минской кафедре . Накануне праздника викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. В день торжества Божественную литургию в Свято-Духовом соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий , управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский Вениамин, епископ Смоленский и Вяземский Исидор , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), а также сонм духовенства из епархий России, Украины и Белоруссии. В храме молились настоятельницы монастырей Белорусского экзархата, многочисленные гости и прихожане собора. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. По окончании Литургии епископ Смоленский и Вяземский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка! В день памяти Вашего небесного покровителя — праведного Филарета Милостивого — примите сердечные поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил и бодрости духа на многая и благая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/3441377.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010