После этого осталась у Филарета одна корова с теленком, осел и двести пятьдесят ульев с медом. Пришел к Филарету другой нищий и стал умолять его такими словами: «Раб Божий! Отдай мне хотя бы одного теленочка! Да начнется мое благополучие с твоего благословения, ибо даяние твое чистосердечно, и когда входит оно в дом, то благословение твое обогащает и приумножает его». Привел Филарет теленочка и с радостью отдал его нищему; тот привязал и пошел весело своею дорогою. А мать теленочка побежала к дверям хлева с таким громким мычанием, что старцу даже жаль ее стало. Жена его, услыхав мычание коровы, почувствовала, что внутри у нее все надрывается, будто она собирается родить; говорит она своему мужу: «Ну, хорошо, детей своих ты не пожалел, но неужели не чувствуешь сострадания к этой плачущей корове? Неужели ты дозволишь, чтоб рассталась она со своим родным детенышем? Значит, ты и меня не пожалеешь, ежели я расстанусь с тобой или с детьми родными?» Муж обнял жену свою и благословил ее такими словами: «Да благословит тебя господь за то, что сказала мне верное слово, ибо поистине безжалостен я и немилостив, разлучая теленка с родной матерью; Бог прогневается на меня за это. И, побежав вдогонку за нищим, Филарет стал громко кричать ему: «Эй, человече, поворачивай назад теленка, а то мать его плачет у порога моего дома». Повернул назад бедняк с теленком, думая, что старец, верно, раскаялся, сделав ему такой подарок. А мать, увидав родное дитя, побежала к нему, облизала и стала кормить молоком. Феосева очень была рада, а Филарет сказал бедняку: «Брат мой! Жена моя сказала, что я согрешил, разлучив теленка с матерью; возьми же его вместе с матерью и иди своею дорогою, и господь «благословит тебя» 400 и приумножит все это стадо». Так и случилось: с благословения Филарета бедняк тот купил столько быков и так разбогател, что стадо его намного превысило то, которое прежде было у старца. А жена Филарета корила себя такими словами: «Надо же было этому случиться! Не скажи я так, я не лишила бы детей своих матери теленка!»

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Из-за лишнего формализма и буквоедства преосвященного Августина страдали иногда достойные лица, как, например, мягкий и добрый ректор семинарии архимандрит Филарет Амфитеатров . Филарет, мягкий и сердечный ректор семинарии, не сошёлся характером с владыкою; к тому же против Филарета возбудил Августина будто бы Орловский епископ Досифей, который устроил вроде ссылки Филарету чрез перевод его из ректоров Орловской семинарии в г. Уфу и об его неблагонадёжности и непокорности сообщил в письме Августину. Преосвященный обвинял ректора в небрежении материальных интересов вверенного ему заведения, в жестоком обращении с учениками, в неаккуратном исполнении ректорских и учительских обязанностей и т.п. Явился сложный судебный процесс, производившийся по правилам того времени в Духовной консистории. Как и обычно, преосвященный сам присутствовал при допросах подсудимого в консистории и если последний решался возражать против какого-либо обвинения, то составлялись акты об оскорблении его преосвященства и консистории. Всё это архимандрит Филарет переносил терпеливо и во всем отдавал себя на волю епархиального начальства. Но когда он увидел, что обвинениям на него нет конца, что все они, несмотря на их очевидную несостоятельность, не только признаются епархиальным начальством, но и подводятся под разные статьи Уложения, Генерального и Духовного регламентов, воинского устава, манифестов, синодских и сенатских указов, то заявил, что он «всё переносил, надеясь на милость начальства, готов был трудиться без жалованья, которого его лишили; когда его учительские труды обратили в источник его страданий, то он и страдать готов был, потому что невинность страдать умеет; но видя, что его судят по законам, которые к его делу не относятся, он не может вверить решение своего дела и своей судьбы Оренбургской консистории и просит всё дело представить на милостивое рассмотрение Св. Синода». «Святейший Синод, рассмотрев изветы архиерея и консистории, написанные на сотнях листов, 2 декабря 1810 г. признал их по всем пунктам незаслуживающими уважения 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Преосвященнейший Епископ Курский Илиодор благоволил из просимого количества назначить только 80 десятин при деревне Шутовке и 10 при селе Новой слободе, а Его Сиятельство Господин Министр Финансов при общем рассмотрении дел сего рода и вовсе изволил отказать в оной. Всеподданнейше поднося Вашему Императорскому Величеству составленную по сему предмету записку и смиренно повергаясь к подножию Престола Вашего Императорского Величества, испрашиваем милости о наделении обители сей таким участком земли и там, где Бог возвестит сердцу Вашего Императорского Величества. Августейший Монарх Всемилостивейший Государь Марта 25 дня Ваше Императорского Величества 1837-го года Верноподданные Глинская Богородицкая Строитель Иеромонах Филарет Пустынь Духовник Иеромонах Антоний Курской губернии Казначей Иеромонах Порфирий Путивльского уезда Ризничий Иеромонах Епифаний Благочинный и Уставщик Иеромонах Феодосий Иеромонах Герасим …» (Далее – восемь подписей иеромонахов и иеродиаконов. – А. И.) 714 . В записке о положении пустыни, прилагаемой к прошению, о. Филарет писал: «Если бы особенным Божиим Промыслом Благочестивейший Император Александр Благословенный не обратил на нее Высочайше милостивого благоволения, то едва ли бы слышимы были на месте сем ныне воспеваемые с толиким благолепием хвалы Богу Вышнему, и приносились смиренные мольбы о Благоденствии Вашего Императорского Величества; но когда по благому Его Промыслу сие малое достояние пустыни умножилось наделением ей лесной дачи в 300 десятин, то справедливо, что вышла она из величайшего затруднения относительно построек, отапливания и содержания небольшого числа скота и лошадей; существенный же недостаток в собственном жизненном продовольствии за неимением хлебопашества оставался тот же, а сие не было заводимо потому, что на всем пространстве владеемой пустынью земли, не находится и одной десятины, удобной для возделывания, о чем и самый план местности пустыни ясно свидетельствует» 715 . Далее о. Филарет писал, что пустынь содержится в основном «постоянным жертвованием благочестивых христиан» 716 . Действительно, в 1830-х годах более половины годового дохода пустыни составляли пожертвования 717 . Около 20% доходов обитель получала от своих подворий и примерно столько же от продажи свечей, просфор; незначительную долю в доходах составляли проценты с капиталов и пособие, получаемое от казны 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В то время на святительской кафедре Киевской митрополии находился муж богоугодный, митрополит Филарет (Амфитеатров) , принимавший всегда живое участие в делах Киевской духовной академии. От его пастырского взора не утаилась благая деятельность преподавателя Макарова, и его смиренная личность полюбилась святителю. В 1840 году, по его ходатайству, изъявлено Макарову одобрение Святейшего Синода за ревностное прохождение службы по академии. В 1841 году, м. Филарет, во внимание к небогатому состоянию Димитрия Иоанновича, уделявшего из своих средств еще на содержание своих бедных и престарелых родителей, исходатайствовал ему денежную награду в 130 рублей серебром. 10-го ноября того же 1841 года, по представлению правления Киевской духовной академии, за «отличное преподавание порученного ему предмета» бакалавр Макаров возведен в звание экстраординарного профессора исторических наук. 31 декабря того же года, после ревизии Киевской духовной академии преподано профессору Макарову благословение Святейшего Синода «за усердную деятельность и трудолюбие в исполнении своих обязанностей, и за особое споспешествование благопроцветанию Киевской духовной академии». Димитрий Иоаннович во все время службы своей в Киевской академии, жил в ней чисто по-монашески, не любил участвовать в веселых обществах сотоварищей-профессоров, удалялся развлечений мирских, редко даже когда выходил из стен академии в город, разве по неотложному какому делу. Смиренный и безответный, Димитрий Иоаннович не только ревностно исполнял обязанности службы своей, но еще и помимо ее много работал безвозмездно для ректора академии архимандрита Иннокентия Борисова , который давал ему литературные занятия (составление отчетов о духовно-литературных сочинениях), что иногда очень его затрудняло и отнимало у него свободное время, нужное для покоя. Преосвященный Иннокентий, впрочем, вполне ценил труды Димитрия Иоанновича и впоследствии всегда благосклонно и милостиво к нему относился, называя его добрым своим сотрудником. Проводя жизнь целомудренную и уединенную, выглядывая по нраву своему совсем монахом, Димитрий Иоаннович, тем не менее, не спешил дать обет монашества. Этому причиной было то же его глубокое смирение и высокое благоговение к монашеству. Нередко ректор академии, преосв. Иннокентий, предлагал ему принять монашество, как более всего свойственное наклонностям его души. Всякий раз Димитрий Иоаннович отговаривался своим недостоинством и негодностью к этому святому званию. Сам митрополит Филарет при свиданиях не раз заговаривал с ним о монашестве, старался склонить скромного профессора променять сюртук на рясу, но Димитрий Иоаннович все медлил, все отказывался своею неготовностью. А что готов он был духовно, хорошо знал об этом владыка через старца-подвижника Киево-Печерской лавры, иеросхимонаха Парфения, своего духовника, который издавна был также духовником и Димитрия Иоанновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гв. Преображенского полка, свиты Его Величества Генерал-Майор Князь Оболенский». 26-го ч. получено было мной письмо от Ректора Моск. д. академии. Он писал от 24-го числа: «Приношу Вам глубокую благодарность за послание ваше. С благодарностью мы приняли новый Академический устав. Я принимаю на себя чтение лекций по отделу Св. Писания о новозаветном языке, о котором частью читал я и прежде Корсунского; последнего предполагаем сделать доцентом греческого языка Иванцов 301 , не имевший еще степени, оставляет Академию за закрытием кафедры сравнительного Богословия. Это брать известного доктора Богословия А. М. Иванцова. В определении Св. Синода относительно восстановления учебных округов к удивлению Тверская семинария, ближайшая к Москве, причислена опять к Петербургской Академии, а между тем к Московской причислили Пензенскую и Нижегородскую. Это очень жал, тем более, что из Тверской семинарии училось здесь много даровитых юношей. Экзамены мы окончили, но я еще не вижу вакации и не наслаждаюсь природой, частью по причине дурного мая, частью по редакционным занятиям. В следующей книжке нашего издания печатаю дневник А. В. Горского с моими примечаниями, – весьма любопытный. Продолжение дневника будет еще интереснее, потому что там передаются беседы Митрополита Филарета с А. В. Вы спрашиваете меня о бумагах Митр. Филарета, хранящихся в Вифанской семинарии и находящихся будто бы у меня. Я их совсем не видел, но знаю, что действительно какие-то бумаги его там хранятся. Если угодно Вам, я справлюсь и напишу Вам о их содержании, и, если нужно, попрошу прислать их Вам». На письмо это я отвечал 9 июня: «Если бы Вы поспешили сообщить мне о содержании бумаг М. Филарета, хранящихся в библиотеке Вифанской семинарии, я был бы очень Вам благодарен. О пересылке же этих бумаг в Пб. представляю Вашему милостивому распоряжению. Тем нужнее мне знать содержание этих бумаг теперь, что я приступил уже, с Божьей помощью, к печатанию имеющихся в моем распоряжении документов, касающихся великого святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Когда вы с братией прибудете к нам, тогда формальным образом можем учредить и правила для скитского жития по мыслям вашим и по духу св. пустынножителей. Безмолвие ваше ограждено будет как со стороны братии монастырской, так и со стороны мирских людей. По получении известия о прибытии вашем, я сам поспешу видеться с вами, чтобы взаимным советом совершить сие святое и богоугодное дело. Отцу Моисею прошу свидетельствовать мою любовь. Я очень благодарен за его ко мне писание. Особенно к нему не пишу, ибо уверен, что у нас »едино сердце». Это письмо служит ясным доказательством, какое живое участие принимал Преосв. Филарет в устройстве скита и вообще, как он много ревновал к пользам душеспасительной иноческой жизни. Когда приглашенные старцы (кроме, впрочем, Иеросхимонаха Афанасия и о. Досифея) явились в Калугу пред лицо Преосв. Филарета, отечески милостиво принял их владыка, обрадованный искренно тем, что благое желание его начинает приводиться в исполнение. После духовной беседы о правилах для скитской жизни по духу св. пустынножителей, отшельники получили от Преосвященного пастырское наставление и благословение на избрание, по их усмотрению, места в лесу близь Оптиной пустыни. Посоветовавшись взаимно, они заняли место уже предизбранное для безмолвной жизни блаженным старцем Иоанникием, – среди леса на восточной стороне монастырских владений, – в 170 саженях от обители близь пасеки. Тогда же о. Моисей с Игуменом Даниилом составили план к строению Скита и представили его к преосвященному Филарету, который немедленно утвердил его следующей резолюцией: «1821 года Июня 17 дня. По сему начертанию строить Скит да благословит Господь Бог и благодатью Своею да поможет совершить». Причём, Преосв. Филарет почтил Оптинского Игумена Даниила собственноручным письмом следующего содержания: «Для строения Скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим утвердил. Прошу покорно отвести им, по их и вашему избранию, место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание: пусть они трудятся в очистке места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

И миряне, взирая на высоту девства в истинно монашеской жизни, с этой высоты могут выносить для себя в назидание возвышенные черты такой жизни и тем возвышать свою жизнь до возможного подражания той жизни – в безбрачии – для совершенной чистоты девства, а в состоянии супружеском – для честности брака с его нескверным ложем. Итак, прежде всего, что такое девство и целомудрие? – Разумеем девство и целомудрие именно как добродетель, а не как состояние невинности в детстве; ибо девство невинного детства, скажем словами святителя Московского Филарета, есть «еще только трава лилии, а не цвет; только леторосль яблони, а не яблоко благовонное» 100 . Отвечаем на поставленный вопрос словами того же святителя: «Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда». Но при этом только «угождение Богу», по слову св. Апостола ( 1Кор. 7:32–34 ), «и для сего освящение духа и тела есть цель подвизающихся в девстве. Кто бежит на поприще девственной жизни не к сей цели, тот не к венцу бежит. Для того девственник и устраняется от супружества, чтобы особенная склонность к существу земному не задерживала, или не кривила его стремления к Богу. По сему стремлению всей силой ума и любви к Господу, и по направлению всей деятельности к благоугождению Ему, девствующая душа и называется невестою небесного Жениха. Из сего главного закона девства не трудно уразуметь, что телесное удаление от всего, принадлежащего браку, не есть совершенное девство, а только низший степень оного: ибо стремление и приближение к Богу, как существу духовному, может и должно совершаться собственно в духе; девство же тела отъемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Молитесь о исцелении скорби вашей и вместе просите у Господа продолжения жизни временной, сколько потребно для приготовления к вечной. Супруг ваш с мучениками 149 , сын с девственниками 150 : вас ведет Господь тем и другим путем, чтобы соделать вас участницею той и другой радости. Мученики не проливали слез во время страдания и девственники не сетовали об одиночестве. Последуем им сколько можем. Наше дело нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским терпением, а не измерять их и не сравнивать с другими, не сетовать в лишениях, а бодрствовать над собою и крепиться, дабы, изнемогши, не лишиться уготованной награды. Время без ужаса и горести верить вам, что нет лучшего для вас пути к небесному царствию. Припоминайте чаще: сила Божия в немощах совершается. Господь в свое время препоясует и ведет своих избранных так как бы они не желали, но туда, куда желают достигнуть. Блюдите ваше здоровье для спасения души, беседуйте с родными и знаемыми, помогайте во имя Господа Иисуса Христа бедным, утешайтесь, утешая несчастных. Но грешно мыслить, что может быть вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих 151 . Ежели и за чашу воды обещана награда, то сколь велико будет воздаяние за тысячу чаш? И как мы осмелимся отказываться от труда и воздаяния? Не требуется ли время для заслуг, порознь малых, но в совокупности составляющих великое? – Благодарите Господа за дарование вам двух лет жизни и желайте прожить на земли еще двадцать 152 , а как жить и что делать, – Он вразумит и покажет; говорите сердцем и душею: буди имя Господне благословенно отныне и до века! Господь Иисус Христос да дарует вам мир и утешение и совершит во славу Пресвятого имени Своего спасение Ваше!» 153 И много таких глубоко-назидательных и высокоутешительных писем многие скорбящие души получили от святителя Филарета, который, сам быв искушен великими и разнообразными скорбями, получил от Господа силу и искушаемым подавать помощь и утешение в скорбях. А сколько подавал он разным лицам утешений устных; скольких колеблющихся в вере или заблуждающихся силою своего, благодатию помазанного, устного слова он обратил на путь истинный и утвердил в вере? Опыты утверждения колеблющихся в вере можно видеть у Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С широкой императорской руки семья стала жить так же богато, как и прежде. Но Филарет променял императорские подарки на деньги, которые стал раздавать на улицах столицы. При этом он, подавая милостыню, вглядывался в лица нуждающихся и так приговаривал: «Богатые, впав в нужду, часто по привычке ходят в роскошной одежде, но, тем не менее, голодают и нуждаются. Но есть и такие, кто прикидывается нищим и, имея в доме своем деньги, не оставляет прежних привычек бедности, носит лохмотья и ходит собирать подаяние». Обнищавшим богачам он жертвовал много, а тем, кто прикидывался нищим, – подавал мелкие медные монеты. Досточудный старец к концу жизни стал предвидеть то, что свершится в будущем с его внуками. Он предвидел и свою кончину. На смертном одре он наставлял детей такими словами: «Вы знаете, как с самой молодости прожил я с вами, возлюбя дела милосердия, и творил их за счет трудов своих, а не из награбленного… Будьте странноприимны, заступайтесь за вдов, опекайте сирот, не оставляйте страждущих, не отриньте содержащихся в темнице, одевайте и хороните мертвых, не пропускайте служб церковных, не желайте чужого добра, никем не гнушайтесь, не радуйтесь несчастию врага, поминайте в церкви умерших братьев и меня, пока не отойдете к вечному покою…» Как пишет автор жития, после этих слов Филарет скончался. Его смерть повлияла на жену и детей, которые с этого момента стали вести исключительно добродетельную жизнь. У гроба святого стали совершаться чудеса. Чему нас учит жизнь святого Филарета Милостивого? Она показывает нам пример щедрого человека, которого не оставили в беде друзья во время голода. Обедневший праведник был восстановлен Господом в своем чине за то, что не возроптал на жизнь в минуту несчастья. Причина такой безропотности – исключительно твердая вера в Бога. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23) – в эти слова псалма Давида Филарет верил до глубины души. Далеко не каждый из нас благодушно перенесет общественную несправедливость и воровство личного имущества; далеко не каждый из нас, потеряв хороший заработок, возьмется за грязную работу; далеко не каждый из нас рискнет поставить под угрозу благосостояние семьи, раздавая милостыню бедным.

http://pravoslavie.ru/75840.html

Замечания на некоторые статьи донесения его не то, что суд и приговор, подобно как и он свои возражения против замечаний записки 2 апреля, конечно, не назовет судом и приговором. Если же ему непременно угодно найти в сей записке приговор, то он найдет не осудительный, а оправдательный, в следующих словах записки 2 апреля: «нимало не думаю, чтобы архимандрит Антонин наклонен был к неправославию». С совершенным почтением и преданностию имею честь быть, вашего сиятельства, милостивого государя, Филарет, митрополит московский. 91, 4 Сентября. 1861 г. Дополнение. Архимандрит Антонин в том, на что сам указал, мог бы найти легкое разрешение вопроса о сардикийском правиле. Римские послы обличены карфагенскою церковию в том, что подложно называли сардикийское правило правилом никейского вселенского собора. Если бы они были уверены, что сардикийское правило имеет вселенское достоинство, и обязательно для всех церквей: им не было бы нужды выдавать сардикийское правило за никейское, теснить тем свою совесть, и подвергать себя опасности обличения во лжи. Итак, очевидно, сознавали они, что сардикийское правило не имеет вселенского достоинства и необязательно для всех церквей, и потому прикрыли сей недостаток названием никейского. 302 5 сентября-27 декабря. Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведению от 15 августа, 1861 г. 303 , и мнения по делу болгаро-унитского архиепископа Иосифа I. Дело греко-болгарское продолжает представлять странные виды. Вот является мнение визиря, более полезное для греков и болгар, нежели мнение патриарха и болгар. Тогда как преувеличенные требования болгар, и так же преувеличенный отказ патриарха ставят дело в неподвижное положение, визирь хочет дать ему, хотя не очень надежное, однако и небезнадежное положение, предлагая смешанную комиссию из греков и болгар 304 . С надеждою пользы мог бы со стороны греков войти в сию комиссию Карафеодори, благонамеренно и с силою действовавший в церковно-народном собрании. II. Напротив того, неблагоприятно делу сведение, что влияние Илариона и Авксентия не уменьшается, а возрастает, и что они имеют надежду на покровительство турецкого правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010