Н.А. Сикорская Скачать epub pdf Век 19 в России – не только век «золотой» для литературы и искусства. Этот век расцвета богословской науки в России дал миру множество великих иерархов, бывших не только успешными церковными деятелями, но и людьми творчески одаренными, политически талантливыми, глубоко энциклопедичными. Достаточно назвать имена святителя Филарета Московского , известного, в том числе и поэтической перепиской с А.С. Пушкиным, и богословов-святителей еп. Игнатия (Брянчанинова) , Феофана (Говорова) Затворника. Особо важным явлением можно считать активное развитие церковно-исторической науки. История Русской Церкви была введена в программы Духовных Семинарий и Академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории Церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева. В середине XIX века на поприще этой науки является выдающийся историк-иерарх: архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) . Будущий пастырь и ученый, в миру Димитрий Григорьевич, родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника. Ещё никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, а юродивый Алексей взобравшись на колокольню стал трезвонить. Удивленные люди бросились к церкви и стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» – отвечал юродивый. Первоначальное воспитание и образование получил Димитрий в семье родителей. Благочестие их и аскетическая жизнь тетки-наставницы, прожившей 90 лет в девичестве, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Умственные способности мальчика обнаружились в раннем детстве. Пяти лет от роду он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. В семь лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь, через два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (лат. humilis – низкий, незнатный).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (Гумилевский Дмитрий Григорьевич) Родился 23 октября 1805 года в селе Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. В момент его появления на свет с церковной колокольни в неурочное время раздался звон. Все бросились к колокольне узнать, кто и зачем звонит. Увидев там местного юродивого, народ спросил его: «Зачем ты это делаешь?» Тот ответил: «Рад Алёшка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!» Мальчика назвали Дмитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Особенное влияние оказала на него мать, Анастасия Васильевна, женщина благоразумная и благочестивая, а также тётя, девяностолетняя старица, которая обучала маленького Дмитрия церковному пению. Замечательные умственные способности Дмитрия обнаружились очень рано: «будучи пяти лет, он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти наизусть». Дмитрий был небольшого роста, худенький, живой и резвый. Семи лет Дмитрий был отдан отцом в Вышенскую пустынь к учёному иеродиакону Никону, который был префектом Рязанской духовной семинарии. За два года Дмитрием были пройдены все предметы начального училищного курса. В девять лет он поступил в Шацкое духовное училище. Способности у Дмитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что накладывало свой отпечаток на характер будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь, и уже будучи архиереем, несмотря на свою занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Одним из лучших учеников Дмитрий был и в Тамбовской духовной семинарии. Во время учёбы епископ Тамбовский Иона (Василевский; † 1849), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis – низкий, смирный).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Общие курсы    В 1805 г. появился первый обобщающий труд по истории Русской Церкви митрополита Московского Платона (Левшина) «Краткая российская церковная история» (2 т.). Материал расположен в хронологическом порядке (изложение доведено до 1700 г.), без обобщения и систематизации. Этот первый опыт создания курса русской церковной истории был высоко оценен последующими учеными за талантливость изложения и меткость замечаний. До 60-х гг. XIX в. учебником по русской церковной истории оставался вышедший в 1817 г. труд архимандрита Иннокентия (Смирнова), впоследствии епископа Пензенского, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 ч.). Для него характерны стремление автора к разделению повествования на строгие и формальные рубрики, иногда в ущерб содержанию, и отсутствие критики источников.    Значительным вкладом в развитие отечественной науки явилась «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (Рига; Москва, 1847—1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т.), представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Автор особо подчеркивает значимость разделения Киевской митрополии и прослеживает историю как Западнорусской, так и Московской митрополий, обращая внимание главным образом на изменения в системе управления. Для архиепископа Филарета характерна резко критическая оценка состояния образованности русского средневекового общества. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода.    Одновременно с появлением «Истории Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) начали выходить первые тома монументального труда архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Начало епископского служения Филарета Прибыв в Ригу с инструкцией быть осторожным и осмотрительным в отношениях с местными властями, преосвященный Филарет первые три года провел в уединении и занимался лишь делами своей епархии и учеными трудами. В инструкции Святейшего Синода прямо указывалось, что «единомыслие и согласное действование» с местными властями «должно быть охраняемо с крайним тщанием». Утвердив же себя в глазах правительства, можно было действовать и смелее. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в. Преосвященный Филарет нашел дело православия в Риге почти погибшим, из обращенных епископом Иринархом более половины отпало от православия. Епископ Филарет писал обер-прокурору графу Протасову о положении в крае: «Надобно сожалеть, что помещики сильно обеспокоены желанием крестьян присоединиться к святому православию. Тревоги пасторов естественны, хотя некоторые из них доходят до исступленных выходок против православия. В искренних разговорах в Риге помещики сознавались, что собственно не ослабление лютеранства занимает их, но они боятся только того, что а) при православных священниках они не будут иметь той безотчетной власти над крестьянами, какую имели при лютеранских пасторах, и б) что им вообще хочется удержать в Лифляндии дела в отдельном виде от России и не допускать в нее ничего русского» . Протоиерей Александр Горский. Фотография. 2-я пол. XIX в. Но преосвященный Филарет не мог удовлетвориться лишь заботой о сбережении того немногого, что осталось от сделанного его предшественником. Тем более, как писал он своему другу протоиерею Горскому, «грешно было бы жаловаться на недостаток любви здешней паствы к пастырю. Нет, паства обрадовалась, обрадовалась тем более, что несчастные обстоятельства, взволнованные немцами, заставили думать о невозможности быть здесь пастырю» . Зная хорошо историю, понимая, насколько несправедливы и противны политическим интересам отечества притязания баронов, епископ Филарет намеревался возродить православие, прочно оградить его от козней врагов и сделать все возможное для утверждения духовного единства с Россией. Для выполнения этой задачи он разработал специальную программу:

http://sedmitza.ru/lib/text/430241/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Поспелов Василий Иванович; 1818, с. Кадное Ефремовского у. Тульской губ.- 16.01.1896, г. Кириллов Новгородской губ.), прп. (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Род. в многодетной семье приходского свящ. Иоанна Михайловича Поспелова. Один из братьев И.- еп. Муромский, викарий Владимирской епархии, Андрей (Поспелов). В 1834-1838 гг. В. Поспелов учился в Тульской ДС. Поскольку семья жила бедно, семинарист не имел денег на книги и переписывал от руки все учебные курсы, на каникулы в родное село обыкновенно отправлялся пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в МДА. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский) , иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский . В МДА Поспелов увлекся рус. историей, получил необходимые навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апр. 1842 г. И. был пострижен в монашество Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) , 12 апр. рукоположен во диакона, 29 июня того же года - во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской ДС библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской ДС. За труды на «учебно-воспитательном поприще» И. был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» И. была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. И. был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным мон-рей Харьковской епархии. Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал И. как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного»; в 1852 г. И. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Риме; накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное И. прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию посетил Бари, поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Эту поездку И. описал в отдельной книге. За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени (20 авг. 1855).

http://pravenc.ru/text/200185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН гимнограф, мелод, автор стихир и канонов. Исторических сведений о жизни К. не сохранилось. О происхождении и времени творчества К. высказывались различные предположения. Г. Пападопулос считал, что К. жил в IX в., был насельником Студийского монастыря , учеником прп. Феодора Студита и состоял в дружеских отношениях с К-польским патриархом Игнатием ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 248). Этой т. зр. придерживался архиеп. Филарет (Гумилевский) (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 259-260). И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 168) разделял его мнение, хотя считал К. учеником не Феодора, а прп. Николая Студита . Др. исследователи допускали, что К. происходил из лавры прп. Саввы Освященного и расцвет его творчества пришелся на сер. VIII в. (см.: Θωκυλδης Ι. Η ερ Λαρα Σββα το Ηγιασμνου. Αλεξνδρεια, 1927. Σ. 401). Аргументацию в поддержку этой т. зр. предоставил Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский ( Σωφρνιος (Εστρατιδης) . 1935; Idem. 1936). В ее основе лежит атрибуция К. древней самогласной стихиры Οκος το Εφραθ («Доме Евфрафов» - см.: Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 281): авторство было установлено по данным из рукописи Vat. gr. 1531 XV-XVI вв. Эта стихира является прототипом мн. др. стихир (т. н. подобнов - см. ст. Стихира ), к-рые построены на ее мелодии и метрике. Митр. Софронию удалось найти в савваитских рукописях 2 стихиры, написанные на подобен «Доме Евфрафов». На основании акростихов (ΙΩΑΝΝΟΥ (Иоанново) и ΓΕΡΜΑΝΟΥ (Германово)) он атрибутировал их прп. Иоанну Дамаскину и свт. Герману I К-польскому . Т. о., эти гимнографы были знакомы с песнопением К. Учитывая, что все трое писали гимнографические каноны, а К. в своих песнопениях демонстрирует хорошее знакомство с географией Св. земли, митр. Софроний пришел к выводу, что К., как и прп. Иоанн Дамаскин, был монахом лавры прп. Саввы Освященного, современником свт. Германа I К-польского и прп. Иоанна Дамаскина и, возможно, учеником последнего (см.

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ [греч. Δωρθεος τς Γζης; Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. (пам. 5 июня), подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен мон-ря, располагавшегося недалеко от г. Газы , одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Хотя издревле Д. Г. был известен как преподобный (σιος), в древних греч. Минеях и Синаксарях, так же как и в лат. мартирологах, его литургическое почитание не было зафиксировано. А. И. Пападопуло-Керамевс в соч. «Иерусалимская библиотека» упоминает греч. службу Дорофею, к-рая сохранилась в рукописи XIX в., написанной в Саввы Освященного лавре ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Жизнь Непосредственными источниками сведений о жизни Д. Г. служат его сочинения, Житие прп. Досифея, ученика Д. Г., окончательный вариант к-рого был создан не ранее кон. VI в., а также «Ответы» его духовных наставников прп. Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ). Адресация большей части «Ответов», обращенных к Д. Г. (Отв. 249-335/Ep. 252-338; таблицу соответствия разных изданий «Ответов» см.: ИАБ. С. 230-232), устанавливается согласно примечанию, сохранившемуся в рукописи Ath. Iver. 1307: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать», а для 5 предшествующих (Отв. 244-248/Ep. 247-251) - на основании того, что в нек-рых рукописях они, как и следующие за ними, были адресованы тому же лицу. Неизвестный собиратель сочинений Д. Г., живший в VII в., не составил его пространное Житие, по-видимому, из-за того, что не располагал достаточными данными (ср.: Послание к брату. С. 16-17/Ep. ad fratrem. 4). Сведения из Acta Sanctorum (ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613) вторичны по отношению к этим источникам. Долгое время исследователи излагали различные гипотезы о времени жизни Д. Г., предлагая датировки от V до VII в. Иером. Климент (Зедергольм) в краткой заметке, предваряющей рус. перевод сочинений Д. Г., исходя из неправильной датировки затвора прп. Варсонофия Великого (см.: ПЭ. Т. 6. C. 686), предположил, «что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII в.» (Душеполезные поучения. М., 2001. С. 5). Архиеп. Филарет (Гумилевский) относил время кончины Д. Г. к 620 г. ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 157). Однако в нач. XX в. франц. патролог С. Веле, сравнив данные, содержащиеся в творениях Д. Г., со свидетельствами Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 17. 22//PG. 147. Col. 273), блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033) и одной из редакций лат. Жития прп. Варсонофия, установил наиболее вероятную хронологию, согласно к-рой Д. Г. родился в нач. VI в., основал мон-рь после 540 г. и умер между 560 и 580 гг. Предлагались также и более ранние датировки кончины святого (550-560; см.: Scouteris. 2000. P. 33).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Житие Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев . Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации ( Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 642, далее: В).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Скачать epub pdf Предпринятое Сретенским монастырем издание «Житий святых», составленных архиепископом Филаретом (Гумилевским) , открывает современному читателю возможность познакомиться со святителем Филаретом как агиографом. Из-под пера святителя Филарета вышли следующие агиографические труды: «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861–1865), «Святые южных славян» (1865) и «Святые подвижницы Восточной Церкви» (1866). Уже после кончины святителя Филарета изданные им жития были дополнены житиями древних святых и таким образом было составлено общее двенадцатитомное издание. Жития, составленные самим архиепископом Филаретом, помечены в нем знаком «††». Тексты «Житий святых», составленные святителем Филаретом, поражают своим высоким научным уровнем – Владыка в совершенстве владел практически всем материалом, доступным в то время, и во многих отношениях его работа не утратила своего значения и до сих пор. Обращает на себя внимание знаменитый слог Владыки – легкий, краткий, но вместе с тем удивительно живой и точный. Текст не перегружен ни чрезмерной напыщенностью и витиеватостью, ни обилием специальной терминологии и при всем этом, оставаясь доступным и ясным, выражает серьезные и глубокие мысли. В последнее время, ознаменовавшееся для нашего Отечества достаточно бурным и сложным процессом становления высшего богословского и духовного образования, в научной церковной среде наблюдается все возрастающий интерес к богатому дореволюционному наследию. Переиздаются заслуживающие интерес работы известных православных исследователей XIX – начала XX века, а также православных писателей первого поколения эмиграции. Труды архиепископа Филарета, патролога, историка, богослова, привлекают все большее внимание. Уже в наше время дважды (Троице-Сергиевой Лаврой и издательством «Паломником» в 1996 году) переиздавалось «Историческое учение об отцах Церкви» – труд, до сих пор остающийся уникальным; в 1995 издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры переиздало «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», принадлежащий перу святителя Филарета; издательство имени святителя Игнатия Ставропольского в 2000 году выпустило в свет репринтное издание его «Бесед о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Из новейших исследований, посвященных архиепископу Филарету, можно упомянуть замечательную статью А. И. Сидорова «Преосвященный Филарет (Гумилевский) – основатель русской патрологической школы». Ждет своего издателя его «История Русской Церкви», запечатленная особой цельностью и глубоким пониманием предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава двадцать первая. Гефсиманский скит 1842–1844 Чем больше человек в своей жизни проявляет деятельности, тем больше у него друзей, соратников, но и врагов, завистников, недовольных его творениями. Немало вражды испытал на себе святитель Филарет. Кто-то был его недругом по непониманию, несогласию, как незабвенный Александр Семенович Шишков или его последователь граф Николай Александрович Протасов. Кто-то из откровенной зависти, как рижский епископ Филарет (Гумилевский) . Жизнь есть жизнь. Увы, нередко приходится наблюдать, как двое достойных деятелей, одинаково радеющих на благо России и Церкви, не находят любви и смирения в отношении друг друга. Что поделать? Даже апостолы Петр и Павел иной раз враждовали друг с другом, хотя в памяти потомков навсегда останутся как двое неразрывных друзей... Другом верным и бесценным всегда оставался для митрополита Филарета Московского наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев). Удивительное дело: он был на десять лет моложе Филарета, а проживет ровно десять лет после него и, как и Филарет, скончается на восемьдесят пятом году жизни! Так им поровну отмерил Господь: тебе -столько, и тебе – столько же. Архимандрит Антоний, в миру Андрей Гавриилович Медведев, родился 6 октября 1792 года в селе Лыскове Нижегородской губернии. Его родители были крепостными помещицы графини Головкиной, которым она, умирая, дала вольную. Отец Андрея служил по вольному найму поваром у богатого и влиятельного помещика князя Грузинского. Как мы помним, тайным дознанием Филарет выяснил, что на самом деле Андрей был сыном самого князя Грузинского. Он учился у аптекаря при местной больнице и проявил чрезвычайные способности к медицине. Врач Дебше перед смертью завещал ему всю свою библиотеку, а Грузинский поручил Андрею заведовать больницей. Так что впоследствии Андрей Медведев, став монахом, архимандритом Антонием, являлся не только настоятелем Троице-Сергиевой лавры, но и ее главврачом! И. Хибяпин в своем очерке жизни архимандрита Антония (Журнал Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010