Все это совершилось в исполнение пророчества. Захария говорил: «много ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, идет к тебе царь твой, правосудный и Богом хранимый, кроткий и сидящий на осле и на жребяти, сыне ослицы» ( Зах.9:9 ). Дщерь Сиона, дщерь Иерусалима – то же, что жители Иерусалима ( Ис.1:8, 16:12, 32:22 ) или церковь Иерусалимская. У евреев было в обычае называть города и их население дщерями или девами ( Ам.5:2 ; Иер.46:24 ; Пс.44:13, 136:8 ). Иерусалим с его населением назывался дочерью Сиона и потому, что при Давиде и Соломоне расположен был на холме Сионе, самом высоком между соседними холмами. Царя правосудного, находящегося под особенным покровом Божиим, а вместе кроткого, должны были встречать с торжеством иерусалимляне. Что это за Царь? Соединение едва соединяемых свойств правосудия и кротости показывает невиданного царя. Праведность и праведные суждения указывались пророками в Мессии, как отличия Его ( Иер.33:15–16 ). Неделимая черта царя – торжественный вход в столицу на осленке. Иерусалим должен зорко смотреть за этой особенностью царя своего. Иудейское предание признавало в этом пророчестве пророчество о Мессии (R. Eheser c. 32. R. Saadius Gaon ad Dan 7, 13 Talmud in tract. Sanhedrir. c. 11). Евангелист замечает: «Ученики Его сперва не поняли сего, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и сие сделали Ему». – Это замечание – памятник правдивости свящ. повествователя, который высказывает правду даже и не лестную для учеников Иисуса, в том числе и для себя. Как, казалось, не припомнить пророчества Захариина, когда Господь заботливо давал поручение взять у известного хозяина ослицу и осленка и когда народ торжественно встречал Иисуса, тем более, что значение пророчества сохранялось преданием? Но апостолы без просвещения высшего, не понимали многого в словах и поступках Иисуса, и только по воскресении Своем Господь дал им способность понимать пророчества ( Лк.21:27, 45 ; Деян.1:3 ). Ст. 17–18. «Народ, бывший с Ним прежде», тот, который в предшествовавший день был в Вифании, и получил расспросами сведения о обстоятельствах смерти и воскресения Лазарева «свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

κατω), Я от вышних ( εκ τ. ανω); вы от мира сего, Я не от мира сего». Нижнее, нижние пределы – земля ( Ин.3:31 ), иначе, мир суетливый и преходящий. Вышнее – небо, как по противоположению нижнему, так и по употреблению ( Ин.3:13, 31 ; Кол.3:1–2 ; Флп.3:14 ; Гал.4:26 ). Мысли и жизнь иудеев принадлежат земле; для нее живут они; здесь их сердце, здесь вся любовь; о всем судят они по расчетам земной жизни, превращая самые духовные вещи в круг земной ярмарки. Это то самое, что ныне так хвалят, – утилитарная система. Хвалит ли ее Господь? «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах своих», говорит Он. Вот последствие жизни, располагаемой по утилитарной системе. «Во грехах умрете». Иначе быть не может. Человек создан для Бога, а не для себя, для неба, а не для земли, для вечного блаженства, а не для временного, обманчивого. Христос Господь для того приходил с неба на землю, чтобы восстановить в человеке нормальную жизнь его, испорченную грехом, жизнь для Бога и вечности. Если все это бросается с гордым презрением людьми утилитарными, надежды нет на спасение. – Люди живущие для земли не понимают и не принимают учения небесного. Иудеи превратно поняли слова Христа Иисуса от того, что душа и ум их давно получили превратное направление, к одной земле. «Если не уверуете, что Я есмь: то умрете во грехах своих». Кого желает видеть в себе Спаситель, говоря: Я есмь? Это видно по содержанию речи Его. По всему, что говорил Он иудеям, Он есть спасающий от греха и греховной смерти, обещанный Мессия, Сын Божий. Иисус внушает иудеям ту же самую мысль, которую после проповедовал Апостол: несть иного имене под небесем, данного в человецех, о Нем же подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Ст. 25–26. «После столь продолжительного времени, после знамений и чудес они еще спрашивают: ты кто еси?» (Златоуст). Ответ Спасителя: την αρχην, о τι καì λαλ υμν, нелегко понять. а) Переводят: начаток, яко и глаголю вам. Так и бл. Августин. Но это – самое неудачное объяснение: сказано – την αρχην, а не αρχη; последующие слова перевода не понятны и не во всем верны подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ст. 43–45. По двою дню – иде в Галилею.... Пророк во своем отечествии чести не имать. После двух дней пребывания в Сихеме, Спаситель отправился в Галилею. На пути Он был в Назарете, но скоро оставил его. Так показывает св. Матфей ( Мф.4:13 ). Причину тому выставляет св. Иоанн. «Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве». Назарет считался отечественным городом Иисуса от того, что Иисус был воспитан в нем ( Мф.4:13 ). Наблюдение опыта в отношении соотечественников прилагалось к Назарету и в другое время ( Мф.13:57 ; Лк.4:27 ). Итак, напрасно этот отзыв у Иоанна относили к Капернауму (Зигабен), который ни почему не был отечественным городом Иисуса. Галилеяне принимали проходящего Иисуса с уважением; и именно потому, что когда по предписанию закона ( Втор.16:16 ; Исх.34:29 ) были они в Иерусалиме в праздник пасхи, то были очевидцами великих дел, совершенных Иисусом в пасху ( Ин.2:13 ). Ст. 46–47. «Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Кана была на пути из Назарета в Капернаум и к Тивериадскому озеру. Для чего остановился здесь Иисус? Чтобы оживить Своим присутствием веру, возбужденную первым чудом (Зигабен). «В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен». Он явился к Иисусу в Кану с просьбой за умирающего сына. Проситель называется у евангелиста Βασηλικος. Сирский переводчике разумеет служащего царю; в эфиопском переводе: служащий при дворе царя. Флавий (de bello 7, 5. 2) послов, посланных царем парфянским к Титу называет Βασιλικοι; он же министров Ирода сперва называет υπερεται служащими, а потом Βασιλικοι (Antig. 15, 8. 4). Прибавляя к тому то обстоятельство, что Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Цереи, носил титул царя, приходим к убеждению, что евангельский Βασιλικος был один из придворных Ирода. Если этот придворный, служа при таком царе, каков Ирод, отдавший голову Предтечи плясунье, является сколько-нибудь добрым человеком, это значит, что в нем довольно было твердости для добра, чтобы не увлекаться примерами греха. Придворный увидел, что ни богатство, ни чести не защищают от смерти и он обратился за помощью к назаретскому Пророку, – сам явился к Иисусу с просьбою за больного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И однако иудеи остались неверующими: «Да сбудется слово Исаии пророка»... «Да сбудется», сказано вместо слов: так что сбылось – слово Исаии; иначе означается не причина, а последствие. Пророк ( Ис.53:1 ) говорил: «Господи! кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня»? Гордость людей чувственных не хотела верить тому, что смиренный раб Иеговы, униженный, измученный, был Мессия. То же самое – в истории Иисуса. Та же гордость людей, мечтающих о земном царстве, о земной славе иудейского народа, отворачивается с презрением от Иисуса. Значит пророк описывал то, что совершается с Иисусом, жалуется на дела нечестивой гордости современников Иисусовых. «Потому не могли они веровать, продолжает евангелист, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы я исцелил их». Евангелист приводит слова пророка в виде несколько измененном, но удерживая точный смысл их. Господь говорил Пророку: «Утучни сердце народа сего и загради уши его и закрой глаза его, чтобы он глазами своими не видел» ( Ис.6:10 ). Пророки иногда являлись, как будто делали они то, что совершили сами люди, по испорченности воли своей ( Иер.1:10, 31:18 ; Ос.6:5 ; Иез.43:3 ). Этим выражалось только крайне отвращение Иеговы от этих нечестивых людей. Златоуст пишет: «Что предсказал пророк, то предсказал потому, что так непременно будет... Должно было совершиться, потому что иудеи неизлечимы. Если же и поставлено здесь слово «не могли», но оно то же значит, что «не хотели». – Точнее сказать: иудеи не могли веровать, потому что, долго злоупотребляя своей свободой, привели себя в нравственную невозможность веровать, неверие стало любимым началом жизни их, так же как добрые люди долгим упражнением в добре достигают того, что считают невозможным творить тот или другой порок. При тех великих чудесах, какие совершал Иисус, при том чистом и высоком учении, которое преподавал Он, неверие иудеев – явление изумительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Симон Петр отвечал: Господи к кому нам идти? Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». Ученики не понимали теперь многого в словах небесного Учителя, но основания веры уже были в них, – они уже верили, что Иисус есть Мессия и Сын Божий, а это зерно в последствии под влиянием света и влаги Духа Св. раскроется в прекрасное древо. – Св. Кирилл замечает: «Они должны были уверовать и познать. Ибо если вера уже принимает божественное, то она не отказывается тем от всякого исследования, напротив, должна стремиться возвысить себя до известного познания, познания, по словам Павла, в зеркале и гадании. Хорошо также говорят не прежде о познании, потом о вере, а ставят наперед веру, оставляя знание следовать за нею. Ибо после веры знание, а не прежде веры» (In Ioh. lib VI c 29). Вместо: «Сын Бога живого» в лучших греческих списках читается: «Святый Божий»: происхождение первого чтения понятно: оно взято из исповедания Симонова, произнесенного в другое время ( Мф.16:16 ). В пророчестве Даниила ( Дан. 9:24 ), Святый Божий – Мессия, который иначе назывался праведным ( Ис.53:11 ). «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Иисус не только не прибавляет одобрения исповеданию Петра, но еще делает вразумление. Почему это так? «Иначе ученики, которые остались с Ним, тогда как другие оставили Его, могли вообразить себе, что Он станет льстить им» (Златоуст). Была теперь нужда не ободрять, а вразумлять. Так как любовь Господа отличила 12 учеников особенным своим вниманием, особенною почестью – именем посланников, – то она имела все право ожидать, что исповедание, высказанное Петром, составляет душевную и незаменимую собственность всех 12. – К скорби любви оказалось, что один из них слишком далек от желаемого совершенства, и любовь для пользы любимых объявляет: «один из вас диавол». Нет сомнения, что Иуда, о котором, как замечает евангелист (ст. 71), говорил теперь Христос, был в начале человек добрый и благочестивый, не уступавший во многом прочим избранным: иначе он не был бы в числе 12 избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никодим, сказав свое исповедание, не договорил заключительной мысли своей. По ответу Спасителя, она была такова: прошу небесного Учителя сказать, что нужно для того, чтобы участвовать в царствии Божием, о котором проповедует посланник Божий. Глаголю тебе говорит Спаситель; – это уже знак любви к Никодиму; это знак того, что Никодим признается способным и достойным принять тайну. «Если кто не родится снова: то не может увидеть царствия Божия». Приговор решительный: без перерождения нельзя участвовать в благах царствия Божия. Ст. 4. Никодим не понял, о каком втором рождении говорит великий Учитель? Поняв по-своему слова Его, отнесши их к плотскому рождению, он далек был от того, чтобы по примеру людей легкомысленных смеяться над словами другого; легкомыслие в таком случае не замечает, что смеется над самим собою, над своим недальным смыслом. Никодим был не таков; да иначе отвечал бы ему Спаситель. Подумав, что дело идет о плотском рождении, Никодим стал допытываться: как может быть это второе плотское рождение? Старому человеку, каков он Никодим, как снова рождаться? «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться»? Св. Златоуст замечает на это: «ничто не наводит такого мрака, как ум человеческий, рассуждающий обо всем по-земному и не принимающий озарения свыше. Земные помыслы заключают в себе много нечистоты. Потому и нужны нам струи небесные, чтобы, но прогнании тины, то, что в нашем уме есть чистого, возносилось к высоте и приобщалось небесного учения». Ст. 5. Спаситель повторяет Никодиму, что без возрождения нельзя войти в царствие небесное и указывает на способ, как может совершаться это возрождение. «Если кто не родится от воды и духа, то не может войти в царствие Божие». Вода возрождающая – вода крещения, как проникаемая силою Божиею; дух возрождающий есть дух благодати, сила Божия, нисходящая с неба на воду и перерождающая природу человека. По своей милости спасе нас банею бытия и обновления Духа святого ( Тит.3:5 ), учит апостол. Вот способ, как совершается спасительное возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оно останавливало на себе внимание современников евангелиста; оно возбуждает вопросы и после евангелиста. Евангелист в разрешение подобных вопросов указывает на учение пророков: и они показывали, что иудеи приведут себя в такое нравственное состояние, что не будут видеть света. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем». Чью славу видел? По мнению Златоуста, славу Отца. Нет. Евангелист объясняет, почему не верили в Иисуса и говорит об Иисусе. Значит, по словам евангелиста, Исаия видел славу Иисуса. В каком же виде видел Его пророк? Он видел Иегову, окруженного небесными воинствами и восхваляемого ими и говорил с трепетом: «очи мои увидели Царя, Иегову воинств» ( Ис.6:1–5 ). Итак, евангелист дает видеть в Христе Иисусе Бога истинного. «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него: но ради фарисеев не исповедовали»... Этим точнее определяется значение сказанного об Иудеях, так что слова: «Они не уверовали» получают такой смысл: «многие не уверовали». Даже из начальников многие были верующими. Сказав это евангелист вводит в душевное состояние уверовавших членов синедриона; он раскрывает тайны слабой совести их. «Ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги». Евангелист указывает ту же болезнь в душах этих людей, на которую указывал Спаситель, когда говорил: «как вы можете веровать, когда друг от друга приемлете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ). Синедриты и фарисеи хотели казаться людьми высокого полета, а на деле были людьми низкими, пресмыкались перед подобными себе людьми пустыми. Члены синедриона Иосиф и Никодим остались верными Спасителю и при крестной смерти Его; они же исповедовали Его и пред синедрионом ( Ин.7:50 ; Лк.23:51 ). Потому строгое замечание евангелиста имеет в виду не их, а других, которые по временам также казались верующими, но слишком дорожа мирскими выгодами, остались в числе явных врагов Иисуса. Ст. 44–50. Содержание наставлений, предложенных Христом Иисусом в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Потому лучшие души живо чувствуют потребность благодарить Господа, когда Он посещает их. «Она сделала, что могла; предварила помазать тело мое к погребению», – или, как читается у Иоанна, «она сберегла это на день погребения моего». Управляемая рукою Всевышнего, Мария должна была не продать, а сберечь дорогой нард на погребальную почесть для Спасителя мира. В состоянии ли искренние ученики Иисуса Христа порицать Марию, если они видят тело Учителя своего во гробе и Марию отдающей погребальную почесть Ему? Нет, это было бы оскорблением Провидению, невидимо располагающему поступками людей и оскорблением уважаемому Учителю. «Истинно говорю вам, где ни будет проповедано евангелие сие, в целом мире сказано будет, в память её и о том, что она сделала». Поступок любящей Господа Марии – памятник ей, который будет стоять века в виду всех слушающих евангелие. Цена поступкам человека – не от произвола людей: она назначается Богом, вещающим в совести людей и в откровении. Ст. 9–11. Из народа, собравшегося тысячами в Иерусалим на пасху, весьма многие пришли в Вифанию видеть бывшего мертвеца Лазаря и многие уверовали в Господа Иисуса. Так праздник пасхи для народа, по суду фарисеев, «проклятого, незнающего закона» ( Ин.7:48 ), стал истинным праздником освобождения от мрака фарисейского и перехода в свет ведения путей Божиих. А чем он был для членов синедриона? Злоба их росла и принимала чудовищные размеры. Они хотели умертвить и Лазаря. «Пусть вы хотите убить Христа, за то, что Он нарушал субботы, что творил Себя равным Богу, из-за римлян, как говорите вы. – Но в чем вы можете обвинить Лазаря? Ужели в том вина его, что получил благодеяние? Видишь, как кровожадны желания их! Много чудес сотворил Христос, но ни одно не возбудило в них такой ярости, ни чудо над расслабленным, ни чудо над слепым. – Это потому, что чудо над Лазарем изумительнее других и было после тех. Совсем невероятно было видеть, что четверодневный мертвец ходит и говорит. А прекрасное было дело для праздника – к (религиозному) торжеству присоединить убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жертва славе Божией, жертва храму Божию, жертвы служителям Божиим – высокие жертвы. Люди судят о поступках по шуму, какой те производят влиянием на общество. Но Господь смотрит на сердце, на его расположения. И невидный поступок, когда он есть чистый плод чистой любви к Богу, каков поступок Марии, – имеет высокое значение. «Нищих всегда имеете с собою и когда захотите, можете им благотворить». Спаситель, говоря это, имеет в виду слова закона Божия. Господь говорил в законе: «Поскольку нищие всегда будут среди земли твоей: то повелеваю тебе, – отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» ( Втор.15:11 ). Повторяя слова закона, Спаситель одобряет заботу добрых учеников о нищих. Вместе с тем Он останавливает внимание их особенно на словах закона: «Нищих всегда имеете с собою». Это урок для всех мечтателей-филантропов, для всех сен-симонистов и коммунистов и, в частности, для тех из них, которые беспощадно осуждают за приношения храмам. Всем им говорится: нищия всегда имате с собою. Пусть не мечтают о величии филантропии своей: бедность, болезни, беды всегда останутся между людьми. От чего? От того, что людям не сделать проклятой земли эдемским садом. Все, что могут делать для смягчения скорбей жизни земной, пусть делают. Но при этом, прежде всего пусть смиряют в себе своекорыстие, которое так нередко, как Иуда, хлопочет о бедных только для своего кармана или для суетной известности; пусть не увеличивает несчастия других мечтами приятными для страстей, и вредными как для них, так и для целых обществ. Никогда не надобно забывать, что как Бог выше всего, так прежде всего нужны дела для прославления имени Его. Дурное дело говорит сердцем Иуды: почто гибель сия бысть? «Меня не всегда имеете». Относится ли это только к ученикам Христа – Иисуса, жившим с Ним на земле? Нет, такого ограничения смыслу слов не видно в словах Иисуса. Так самые лучшие души не могут говорить о себе, что с ними всегда Христос. От чего? И праведник падает семь раз на день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Иные объясняют так: «Я то, что сказал в начале», иначе: Я прежний. Здесь перевод: την αρχην согласен с употреблением LXX ( Быт.13:4, 41:21, 43:18–20 ). Но «говорю», а не сказал, говорит Спаситель. в) Лучший перевод: «прежде всего Я то, что и говорю вам», иначе «истинно Я то, что и говорю вам». Это объяснение сообразно сколько с значением слов, столько и с связью мыслей. Την αρχην то же, что ολως – у Златоуста и у светских писателей (Elsnerus, Losnerus ad h. 1.). Предлагавшие вопрос не стоили иного ответа. Повторять для них одно и то же – терять слова и время понапрасну. Он, как Мессия – Сын Божий не может говорить неправды, о чем говорил и прежде (ст. 24); Его надобно слушать, а не испытывать вопросами дерзости и злости. Многа имам о вас глаголати и судити: но пославый Мя истинен есть и Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире. Иудеи не хотели верить тому, что говорил о их печальной будущности Иисус, для их же пользы (ст. 24). Они дерзко спрашивали: кто Он? принимали на себя право судить Его самого. Но хотя Он знает, кто они таковы, хотя Он мог бы еще более сказать о них и о Себе, чем сказал, но довольно для них сказать, что как верен пославший Его, так и Он говорит только то, что слышал от Него. Он остается верен себе; как сказал, не берет теперь на Себя прав судии (ст. 15). Но так как слова Его – воля Отца небесного, то пусть будут уверены, что никакое упорство злой воли, никакие замыслы и предприятия гордости человеческой не изменят участи, определенной для иудеев. Ст. 27–29. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше. Рече же им Иисус: егда вознесете Сына человеческого, тогда разумеете, яко Аз есмь... Не разумеша не от того, что трудно было понять, – слова были ясны. «Не поняли» здесь значит то же, что не приняли; понимали, но не хотели допустить того, что Он послан Отцом небесным и говорит им о Себе и о них волю Божию. Так судил о иудеях евангелист. – Под словами: егда вознесете, разумеется крестная смерть Христова; так и в других случаях ( Ин.3:14, 12:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010