Господь, прогневанный грехом Давида, послал ему пророка Нафана, и сей, пришедши к царю, сказал ему: «Царь! В одном городе жили два человека – один богатый, а другой бедный; у богатого было множество овец и волов, а у бедного – одна овца, которая выросла с детьми его, ела с ним один хлеб, пила из его чаши, спала у него на коленях, – он любил её как дочь. Раз странник пришел к богатому, и он, не хотя брать ничего из своих стад на угощение его, взял овцу бедного и приказал изготовить из нее обед гостю». – Давид пришел в гнев на богатого и воскликнул: «Жив Господь! Тот, кто сделал это, достоин смерти; он заплатит за овцу вчетверо, за то, что обидел бедного». Тогда Нафан сказал ему: «Ты тот человек. – Вот что глаголет Господь Бог Израилев: «Я помазал тебя в царя над Израилем и избавил тебя от руки Саула; Я отдал тебе дом и жен господина твоего; Я сделал тебя владыкой народа Израильского и Иудейского, и, если этого мало, приложу еще новые милости. Зачем же презрел ты слово Мое и сотворил зло перед очами Моими? Ты мечём поразил Урию Хеттеянина и жену его взял себе в жены: за это меч никогда не отступит от дома твоего, и, в наказание за твое преступление, Я в самом доме твоем воздвигну тебе беды. Ты согрешил тайно: а Я перед лицом всего Израиля совершу суд Мой над тобой». Давид с чувством глубокого раскаяния сказал Нафану: «Я согрешил перед Господом!» – и пророк отвечал ему: «Господь, видящий искренность твоего раскаяния, простит тебе грех твой: ты не умрешь; но сын твой, рожденный от преступления твоего, не будет жив». Нафан оставил Давида, и по предсказанию его, младенец – плод преступления Давидова – умер. Назидательные размышления «Провидение, – говорит св. Амвросий, – попускает иногда и Святым впадать в согрешение. Поставляя их образцами для нас, оно попускает им падать, дабы мы назидались не только их непорочностью и святостью, но и их покаянием. Это имеет еще и другую цель – вразумить Святых, чтобы они не приписывали своей собственной силе того добра, которое совершает в них благодать Божия, а сами собственным опытом познали ее необходимость для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Григорий Палама , «только посредством действия Божия, неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям» 244 . Святого Ефрема Сирина «Венец славы соплетает Он праведным, уповавшим на Имя Его и на спасение Его» 245 . Св. Пророка Малахии « А для вас, благоговеющие пред именем Моим , взойдёт солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» ( Мал. 4:2 ; см. 3 кн. Ездры, 2:42–48). Блаженного Феодорита «Свято и страшно имя Его». Для верующих Оно Свято , превожделенно и источает обилие благ, а не верующих, живущих беззаконно мучит и наказует » 246 Из книги Деяний Апостольских " Ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего ... и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». ( Деян. 3:16 ). Митрополит Филарет Московский (Дроздов) «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне ( 2Тим. 2:19 ). Великое для нас благополучие на земли, великая надежда на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти всё дело спасительного посольства Своего с неба на Землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земного поприща. Он взывает в молитве к Отцу Своему Небесному: дело совершил, еже дал еси мне, да сотворю. Какое дело? – Аз прославих Тя на земли; или иначе: явил имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мира» ( Ин. 17:4–6 ). Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божии. Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ) 247 . Сам Господь свидетельствует « Живу Аз и присно живет имя Мое » ( Чис. 14:21 ). » И рече Бог паки к Моисею : тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог Отец наших. Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль посла мя к вам: сие Мое есть Имя Вечное ». ( Исх. 3:15 ). " Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя, славы Моея иному не дам» ( Ис. 42:8 ). «Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое: «Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16–17 ). 78. Что является действием веры в Бога? Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Что означает исповедовать веру в Бога? Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру? Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога? В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много. 83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием? Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:4–6 ). 84. Возможно ли познание существа Божия? Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытою для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаруживало в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю. Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые невидали наготы отца своего. Судьба сынов Ноевых 24.    Когда Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25. тогда он сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26. Еще сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. 27. Да распространит Бог Иафета, и вселится он в шатры Симовы; Ханаан же будет рабом ему. После падения Ноя, невидимого, надлежало ждать покаяния; но мы видим только его гнев на сына, поругавшегося его падению. Не будем, однако, винить в сем праведника, который, конечно, признал и стократно загладил свою погрешность, но познаем из сего намерение повествователя, который желал здесь открыть не столько добродетель Ноя, уже не подверженную сомнению после Божественного о ней свидетельства, сколько пророчественный его путь и судьбу его потомства. Слова Ноя хотя обращены к трем сынам его, но делятся на две части, то есть на проклятие и благословение. Содержание их и последовавший опыт показывают, что в них заключается суд не столько человеческий, сколько Божий; и не простые желания, но силою Духа Божия облеченные предсказания. Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему (Bereschith rabba, 37); другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Давид и Авигея . Давид, преследуемый Саулом, должен был искать спасения в бегстве и удалился в пустыню Фаран. Близ Фарана, в пустыне Маон, жил один весьма богатый человек именем Навал – человек грубый и злой; напротив, жена его именем Авигея была женщина благоразумная и прекрасная собой. Стада Навала паслись на горе Кармиле и воины Давида не только не причиняли ему никакого оскорбления, но еще оказали ему услугу охранением стад его. Давид, находясь в нужде, послал к нему дружественное посольство с изъявлением ему своего уважения и с просьбой о пособии для содержания себя и людей своих: но Навал дерзко и оскорбительно отвечал посланным и прогнал их от себя. Они пересказали Давиду ответ его, и Давид решился наказать его за это и отправился к нему с четырьмястами человек вооруженных, оставив двести для охранения своего обоза. Один из слуг Навала открыл Авигее, как принял муж ее присланных от Давида, оказавшего им большие услуги, и какие несчастные последствия вероятно произойдут от сего безрассудного поступка: она немедленно приказала навьючить несколько ослов различными съестными припасами и, ничего не сказавши Навалу, послала все это со слугами к Давиду, а сама отправилась вслед за ними. Спускаясь с горы, она встретила Давида, который в гневе шел со своими людьми наказать Навала и истребить весь дом его. Увидевши Давида, Авигея сошла с осла и пала ниц к ногам его, говоря: «Господин мой! Пусть падет на меня вина в оскорблении, тебе нанесенном: позволь рабе твоей сказать тебе несколько слов и не откажись выслушать ее». – Она умоляла его простить Навалу дерзкий его поступок, старалась извинить сей поступок безрассудством его и просила Давида принять принесенное ею. – Давид отвечал ей: «Да будет благословен Бог Израилев, пославший тебя навстречу мне; буди благословенна и ты, не допустившая меня пролить кровь и сотворить мщение рукой моей: клянусь Господом Богом Израилевым, не допустившим меня сотворить зло, – если бы ты не встретила меня теперь здесь, завтра утром ни человека, ни скота не осталось бы в живых в доме Навала». Давид принял все, принесенное ею, и сказал: «Иди с миром в дом твой: я готов исполнить просьбу твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Дарий, мидянин, царь Халдейский, поставил в царстве своем сто двадцать сатрапов для управления областями под главным надзором трех начальников, между которыми был и Даниил: им должны были сатрапы отдавать отчетно всем, дабы не беспокоить царя. Даниил был первым между начальниками, ибо он был исполнен Духа Божия; царь даже был намерен поставить его над всем царством своим. Такое расположение царя к Даниилу возбудило к нему зависть в прочих начальниках и сатрапах, и они стали искать случая обвинить его перед царем. Не могши найти ничего дурного в поведении верного Даниила относительно его должности, они решились поставить ему в вину само его благочестие и ревность по закону Божию. Они пошли к царю и сказали ему: «Царь Дарий! Здравствуй многие лета! Все князья, военачальники и сатрапы царства твоего молят тебя издать повеление, чтобы тот, кто в продолжение тридцати дней попросит чего-нибудь у какого-нибудь бога или человека, кроме тебя, был ввержен в ров львиный». Царь согласился и тотчас издал повеление. Даниил имел обыкновение, открыв окно, обращенное к Иерусалиму, каждый день три раза приносить молитву Богу, преклонив колена. Не взирая на повеление царское, он продолжал молиться ежедневно, и враги его тотчас донесли об этом Дарию. Пришедши к царю, они сказали ему: «Царь! Не повелел ли ты, чтобы тот, кто, в продолжение тридцати дней, будет просить чего-нибудь от какого-либо бога или человека, кроме тебя, был ввержен в ров львиный?» – Он отвечал им: «Вы говорите справедливо: таково повеление, данное всем Мидянам и Персам, которого никто не смеет нарушить». Тогда они сказали: «Даниил, один из пленных Иудеев, не повинуется твоему повелению и каждый день три раза молится Богу своему». Услышав это, царь очень огорчился и старался найти средство к спасению Даниила: но придворные говорили ему, что закон, данный всем Мидянам и Персам, не может быть безнаказанно нарушен, и царь вынужден был дать повеление ввергнуть Даниила в ров львиный, утешая его надеждой, что его Бог спасет его. Итак, Даниила ввергли в ров львиный и вход в него завалили камнем, который запечатали печатями царя и вельмож: но Бог заключил челюсти львов, и они не сделали никакого вреда Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Действительно, первое откровение относится к человеку в состоянии природы и общежития; а второе поставляет его в царстве Благодати и веры. Обновление состояния природы и общежития 1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю. 2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные и все птицы небесные; все, что движется на земле, и все рыбы морские отданы (Мною) в ваши руки. 3. Все, что движется и живет, вам да будет в пищу; вам даю Я все, подобно как и зелень травную. 4. Только плоти с душою ее, то есть с кровью ее, не ешьте. 5. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу оную от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, брата его. 6. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется между человеками, ибо человек создан по образу Божию. 7. Итак, вы плодитесь, и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. Состояние природы и общежития Бог обновляет своим благословением (1) подобно как сие было по сотворении человека ( Быm. I. 28 ). Сие благословение Божие заключает в себе права умножать свой род и обладать тварями. Употребление их Откровение определяет и обеспечивает некоторыми особливыми законами (2–6). Да страшатся и да трепещут вас. Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом. Сей страх освобождает нас от опасностей со стороны сильнейших, нежели мы, животных и заставляет их служить нам; но, пользуясь сими преимуществами, мы должны воспоминать, колико ужасен грех, когда грешник в самом благословении Божием страшен. А если иногда звери и выходят из сего страха, мы также не должны обращать сего в предо- суждение благословения Божия, но в осуждение себя самих. Все, что движется и живет, вам да будет в пищу. Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Действия Халева в отношении к получению земли, которая была обещана ему и потомкам его, достойны подражания: он не употребляет ни изворотов, ни хитростей, но прямо, со справедливым сознанием своего достоинства, объявляет свое право на то, что ему принадлежит. В Иисусе Навине мы видим человека Божия: он спешит воздать должное истинной заслуге. Наказание Ахара Господь передал в руки Израильтян укрепленный город Иерехон, царя Иерехонского и все, что было в городе; стены города, после семидневного обхождения около их с Кивотом Завета, должны были пасть сами собой, при восклицании народа и звуке трубном. Тогда Иисус Навин сказал народу: «Господь передал вам Иерехон. Да будет сей город проклят, да будет пощажена только одна Раав со всем, находящимся в доме ее, за то, что она скрыла в доме своем соглядатаев, посланных нами. Берегитесь брать что-нибудь из того, что вы найдете в городе, чтобы не навлечь гнева Божия на весь полк Израильский: все золото и серебро, все сосуды медные и железные, которые найдены будут, да будут посвящены Господу и да будут положены в сокровищницу Скинии». Раздался клик народный и глас трубный – и стены пали: израильтяне вторглись в город, взяли его и убили всех, кто был в нем, – мужей, жен, детей, старцев; не было пощады и животным. Был пощажен только дом, по повелению Иисуса Навина, дом Раавы со всем, что в нем находилось. Тогда Иисус изрек на город проклятье: «Да будет проклят перед Господом человек, который дерзнет восстановить город Иерехон; да умрет первенец его в то время, когда он будет полагать ему основание, и да погибнет последний из детей его, когда он поставит врата его». Некоторые из израильтян преступили запрещение и утаили часть того, что было запрещено им брать под клятвой: между таковыми находился и Ахар из племени Иудина. Это навлекло на израильтян гнев Господень, который скоро обнаружился при нападении их на город Гай: как этот город казался незначительным, то соглядатаи донесли Иисусу Навину, что не нужно идти против него всему народу еврейскому, а достаточно трех тысяч человек для его взятия; Иисус Навин исполнил этот совет – но войско, вместо обычной победы, потерпело поражение и обратилось в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный 2 . День второй 6. Потом Бог сказал: да будет твердь посреди вод; и да отделяет она воды от вод. 7. И создал Бог твердь; и отделил воды, которые под твердию, от вод, которые над твердию: и стало так. 8. И назвал Бог твердь небом (и увидел Бог , что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй. В описании второго дня творения примечать должно творимый предмет, его действие в образовании целого, наречение, одобрение, время сего творения. Предмет творения второго дня есть твердь . Некоторые новейшие толкователи прелагают: простертие, или пространство, выводя сие понятие из употребления слова ( Uc. XL. 19 ), но семьдесят толковников, сообразно как с знаменованием и употреблением слова (Пс. CXXXV. 6. Uc. XLII 5. XLIV. 24), так и с понятиями древних о небе 3 , постоянно переводят: στερωμα – твердь, которая как бы силою существа своего дает твердость и прочность образованиям небесных и земных тел. Твердью называет Моисей не только воздух, окружающий землю (20), но и небо звездное (14). Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака ( Nc. CIII. 3 . Uob. XXVI. 8 ). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для герменевтики этот вопрос является важным. Если понимание Писания достигается в результате тщательного исследования слов, культуры и истории и т.п., то к чему искать чистоты сердечной? Однако мнение, согласно которому смысл Священного Писания может быть обнаружен при помощи необходимых экзегетических знаний и навыков независимо от духовного состояния исследователя, противоречит простой логике. Не говоря о ясном свидетельстве церковного Предания о невозможности такого формального отношения к Слову Божию. Согласно Писанию, человек не обладает знанием истины до тех пор, пока он не обретает соответствующего устроения ума и сердца и не начнет жить в свете этого знания. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне... А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» ( Мф 7:24,26 ). Истинная вера – это не столько знание о Боге (которым обладают и бесы), но знание Бога, производящее соответствующее действие над человеком. Неверующий может понимать разумом многие истины Писания, используя те же средства толкования, которые он применил бы и к небиблейским текстам, но он не может по-настоящему познать их (поступать в соответствии с ними, применять их к себе), пока не подчиняется Божественной правде. Кроме того, человек, предаваясь греху, порабощается им и становится слепым по отношению к праведности ( Ин 8: 34 ). Таким образом, Писание становится все менее и менее понятным для того, кто не принимает Духа, которым оно написано. Неверующие не воспринимают библейского учения не потому, что для них недоступно значение слов текста, но потому, что они отказываются действовать в соответствии с духовными истинами и применять их в своей жизни. Более того, духовные последствия такого отказа делают их неспособными вникать в эти истины. Святителем Филаретом (Дроздовым) был заново сформулирован герменевтический принцип, который был упомянут блаженным Августином в сочинении «Христианская наука» 26 , а затем утвержден на VI Вселенском Соборе 27 . А именно: требование адекватности духовной настроенности воспринимающего субъекта содержанию воспринимаемого текста. В своем «Введении в чтение Нового Завета» святитель утверждал: «В каком духе написаны творения, в таком же духе они требуют и чтения их, и в таком же духе должны быть понимаемы. Чтение находится в зависимости от предположенной цели. Если читающий ищет Бога, то все читаемое служит во благо, и Бог пленяет ум читателя и открывает ему смысл прочитанного, научая повиноваться Христу. Если же кто при чтении уклоняется к чему-либо, то смысл читаемого отодвигается». И далее: «Во всех писаниях полагается начало, из которого при чтении происходило бы и образовывалось ясное и верное понимание смысла всего написанного» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010