19. Но Бог сказал: точно родит тебе сына Сарра, жена твоя; и ты наречешь ему имя Исаак; и Я поставлю завет Мой с ним и с потомством его после него, завет вечный. 20. О Измаиле же ты услышан; вот, Я благословлю его, и возращу его, и дам ему потомков много, много; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. 21. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время в следующем году. 22. И окончил Бог разговор свой с Авраамом и восшел от него.Точно. Сим словом начинается ответ Божий на недоумение Авраама и ходатайство о Измаиле; и оное показывает, что Бог не нашел в словах его никакого предосудительного пререкания воли Своей: не отвергая его чувствований, Он благоволил только прекратить его изумление, подтвердить и объяснить Свое предречение. Исаак. Значит: рассмеется, или, по разуму, в каком употреблено сие слово выше в сказании о Аврааме, возрадуется. Такое знаменование имени Исаака есть воспоминательное, в отношении к чувствованию Авраама при обетовании о нем; пророчественное, ибо то же обстоятельство смеха или радости возобновляется при последующем откровении Сарре (XVIII. 12) и по рождении Исаака (XXI. 6); таинственное, поскольку относится к вере и любви Авраама, по которым он рад был видеть день Христов и, видев, возрадовался.И Я поставлю завет Мой с ним. Не разумеется здесь один внешний завет обрезания, ибо в сем завете находился и Измаил, однако Бог не обещает и с ним поставить завет Свой, а только с Исааком (21). Итак, завет Божий с Исааком есть тот вечный завет, который, обветшав во Израиле, обновлен во Христе, в котором Бог помянул милость свою к Аврааму и семени его до века ( Лk. I. 54. 55 ). Вообще, изображенные здесь два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, земные, временные. Двенадцать князей. Событие сего благословения Моисей показывает ниже (XXV. 13–16). Двенадцать начальников колен Измаильских соответствуют двенадцати патриархам Израильским. Сие равночислие показывает, что мера благословений видимых не всегда означает меру даров внутренних. Два потомства Авраамовы подобны двум прекрасным цветам, из которых один есть пустоцвет, а другой исполнен силою жизни и, увядая, оставляет плод, который дает пакибытие корню и цветам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Брак – таинство, его установление, свойство и назначение. «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью , обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» 3 . Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт. 2:18, 22 ). «Сотворению жены предшествует Совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Теперь Бог не говорит: сотворим, но сделаю. Эта разность выражений следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой – частное, только дополнение первого» 4 . «Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно, потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему ( Быт. 2:20 )». «Следствием обозрения и наречения животных было то, что для человека не нашлось помощника, подобного ему. Не нашлось – более значит, нежели – не было. Первое предполагает понятие искания, или желание предмета. Из этого видно, что рассматривание животных, сотворенных по четам, привело человека к мысли о чете человеческой» [ " Было ли особенное намерение Божие ввести его в эту мысль, или он вошел в нее только следуя образам чувственного мира, этого вопроса Моисей не разрешает. По крайней мере, Бог оправдывается в сотворении опасной помощницы тем, что человек сам измыслил ее» 5 ]. «Закон брака» заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2: 24 ). «Сей закон произнес Адам тотчас по сотворении жены, конечно – не без Духа Божия, ибо на сей самый закон как на коренное учреждение брака указует Сам Спаситель ( Мф. 19:5 )» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

210. Почему страдания и смерть Иисуса Христа для нас спасительны? Потому, что Он воскрес , и этим положил основание нашему блаженному воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15:20 ). 211. В каком состоянии пребывал Иисус Христос после своей смерти до воскресения? О том состоянии, в котором пребывал Иисус Христос после Своей смерти до воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог , в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». 212. Что мы понимаем под словом «ад»? Ад по-гречески значит место, лишённое света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т. е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства, соединенных с Ним (см. Иуд 1:6 ; Октоих, глас 5, стихиры 2, 4). 213. Для чего Иисус Христос спускался в ад? Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его пришествия. 214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет 3:18–19 ). 215. Откуда взяты слова «Воскресшего в третий день по писанию»? Слова Символа веры Воскресшего в третий день по писанию взяты из послания к Коринфянам: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор. 15:3–4 ). 216. Что означают слова «по писанию»? Словами по писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги Пророка многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

240. Может ли быть иное учение об исхождении Святого Духа? Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых , потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых , потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры ; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры . Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Святой Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Святого Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4). 241. Какая степень поклонения приличествует Святому Духу? Святому Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). 242. Почему сказано, что Святой Дух «глаголал через пророков»? В Символе веры сказано, что Святой Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Святым Духом. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Святой Дух. Апостол Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет 1:21 ). 244. Говорил ли Святой Дух через апостолов? Святой Дух говорил через апостолов. Апостол Петр пишет: «Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» ( 1Пет 1:12 ). 245. Почему об апостолах не упомянуто в Символе Веры ? Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

246. Как Святой Дух открылся людям? Святой Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. 247. Сообщается ли Святой Дух в наши времена? Святой Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ). 248. Как мы можем сделаться причастными Святому Духу? Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). 249. Какие главнейшие дары Святого Духа? Пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11:1–3 ). О девятом члене Символа веры 250. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. Что значит верить в Церковь ? Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа. 252. Каким образом Церковь может быть предметом веры? Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь , к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима , поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

24. Авраам ответствовал: я клянусь. 25. При сем Авраам жаловался Авимелеху о кладезе вод, который отняли рабы Авимелеховы. 26. Авимелех же сказал: я не знал, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. 27. Тогда Авраам взял мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили завет. 28. И поставил Авраам семь агниц из стада особо. 29. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? 30. Он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне во свидетельство, что я выкопал этот колодезь. 31. По сему и назвал он сие место Беэр-шава; ибо тут оба они клялись. 32. Таким образом они заключили союз в Беэр-шаве. И встал Авимелех и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. 33. И насадил (Авраам) при Беэр-шаве рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечности. 34. И жил Авраам в земле Филистимской, как иностранец, дни многие. В порядке сего сказания должны быть примечены: случай союза (22), предмет союза (23–26), обряды союза (27–32) и последовавшие за сим обстоятельства жизни Авраама (33. 34). С тобою Бог во всем. Вообще, сии слова означают то, что Авимелех видит Авраама под особенным покровительством Божия Промысла. По связи с последующими они должны заключать в себе случай или причину, почему Авимелех ищет союза с Авраамом. В сем особенном отношении они могут быть изъясняемы из особенного знамения Божия о Аврааме благоволения, явленного в Исааке. Авимелех мог знать, сколь чудесным образом и с какими обетованиями Бог даровал Аврааму наследника, и, покорствуя воле Промысла, поспешал утвердиться в благоволении предопределенного обладателя земли Ханаанской. Потому-то и желал он союза потомственного (23). Что ты не обидишь и проч. Буквально с еврейского: если ты солжешь мне, или сыну моему, или внуку моему и проч. Речь сия, по свойству еврейского языка, не окончена. По некоторой благородной скромности здесь умолчена угроза или призывание Божия мщения. То же благорасположение, которое я оказал тебе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

262. На чем основано молитвенное призывание святых небесной Церкви? Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве святых Церкви небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» ( 1Пар 29:18 ), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых . Святой Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: «Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством» принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в слове на день Святых Сорока мучеников говорит: «Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один – чтобы освободиться от скорбей, а другой – чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши» . 263. Есть ли свидетельство Священного Писания о посредствующей молитве святых на небесах? О посредствующей молитве святых на небесах есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было «множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). 264. Есть ли свидетельство Священного Писания о явлениях святых с неба? О благотворных явлениях святых с неба есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

338. Как следует приступать к Таинству Причащения? Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва . «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» ( 1Кор. 11:28–29 ). 339. Что с нами происходит в Таинстве Причащения? Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ). 340. Как часто следует причащаться Святых Тайн? Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем – обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90). 341. Каким образом участвуют в Литургии те, кто не причащается Святых Тайн? Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 342. Что означает шествие с Евангелием во время Литургии? Когда на Литургии совершается шествие с Евангелием, вспоминается Господь Иисус Христос, явившийся на проповедь . Поэтому, во время чтения Евангелия следует иметь такое же внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 343. Как воспринимать шествие с приготовленными Святыми Дарами? Когда совершается на Литургии вход в алтарь с приготовленными Святыми Дарами, следует вспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его как своего Царя. Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (песнь на Литургии в Великую Субботу).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010