При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании благословлял проходящие дружины, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры. Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни. Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует его ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря При этом не было ни одного случая заболевания холерой. О болезни просто забыли. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась. Так ушел из земной жизни великий архипастырь русской церкви, писатель и ученый, архиепископ Филарет, чьи труды имеют большое значение и в наши дни. Библиография 1 . Димитревский Ф. Нечто из детства и юношеских лет Филарета Гумилевского //Черниговские епархиальные известия. 1870. 21, 22. 2 . Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. 3 . Котович А. М. Памяти историка публициста архиепископа Филарета (Гумилевского) .//Русская Старина. 1907. 4 . Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. 5 . Корсунский И. Ф. Филарет (Гумилевский) //Русский биографический словарь. СПб., 1901. 6 . Филарет, архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах. М., 2001. 7 . Ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. 8 . Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Источник: Mamif.org Читать далее Источник: Молодежь и Церковь: проблемы и идеи (По материалам первых Свято-Филаретовских чтений). – Москва : Межвузовская ассоциация молодых исследователей-филологов, РОО «Клуб «Реалисты», 2006. – 134 с./Н.А. Сикорская Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) как историк Русской Церкви. С. 73-78.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

с 4.12.1803 по 26.03.1818 митр. Новгородский и Олонецкий Михаил (Десницкий) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Михаил (Десницкий) митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 † 24.03.1821 Дамаскин (Россов) епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1821 временно управлял с 6.11.1821 еп. Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 19.06.1821 †17.01.1843 Антоний (Рафальский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 на покое; † 16.11.1848 Никанор (Клементьевский) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский, с 20.11.1848 117.09.1856 Григорий (Постников) митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 1.10.1856 † 17.06.1860 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Киевский и Галицкий с 1.07.1860 по 21.06.1865 переименован митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Исидор (Никольский митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 †7.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Палладий (Раев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892 †05.12.1998 Викарии Санкт-Петербургской епархии Ревельские епископы С 5 августа 1817 года Филарет (Дроздов) епископ, свт., рукоположен с 5.08.1817 по 15.03.1819 архиеп. Тверской и Кашинский Владимир (Ужинский) епископ, рукоположен с 11.05.1819 по 12.04.1822 еп. Курский и Белгородский Григорий (Постников) епископ, рукоположен с 7.05.1822 по 4.01.1825 (1826) еп. Калужский и Боровский Никанор (Клементьевский) епископ, рукоположен с 28.03.1826 по 26.08.1831 еп. Калужский и Боровский Смарагд (Крыжановский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1840 г. по поручению Протасова Н. составил проект издания «Творений святых отцов». Н. считал, что «только после того времени, как русские богословы будут читать святых отцов на русском языке, можно ожидать, что они будут самостоятельные и зрелые богословы и не будут зависеть от латинских, немецких, французских и английских богословов и богословий» ( Листовский И. С. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 23). В том же году присутствовавшему в Синоде и тяжело заболевшему архиеп. Подольскому и Брацлавскому Кириллу (Богословскому-Платонову) было поручено написание замечания на сочинения студентов МДА - кандидатов на получение степени магистра. Из-за болезненного состояния он не мог справиться с этим трудом и обратился за помощью именно к Н., который помог Подольскому архиерею составить критический отзыв о преподавании в МДА. В марте 1841 г. Н. участвовал в погребении архиеп. Кирилла в Александро-Невской лавре. С 20 июня 1841 г. Н.- ректор Херсонской ДС, располагавшейся в Одессе, и настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , с 25 июля 1845 г. ректор Курской ДС и настоятель рыльского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В эти годы Н. под влиянием трудов Г. П. Павского занимался библейскими переводами. ВЗ он переводил с еврейского, НЗ - с греческого ( Антипов, Гумеров. 1999). 3 апр. 1850 г. Н. был назначен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . Прибыл в Ярославль в июне того же года. Конфликтовал с архиеп. Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) , к-рый, по словам Н., называл его «отребием... дураком, болваном» (Преосв. Никодим. 1915. С. 107). В кон. 1853 г. Н. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения. По настоянию свт. Филарета он был назначен и 14 февр. 1854 г. митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В обязанности Н. входило заведование делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, а также управление казанским Кизическим в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырем . В Казани Н. служил при правящих архиепископах Григории (Постникове) и Афанасии (Соколове) , с к-рыми у него не сложились отношения. По словам Н., архиеп. Григорий его «презирал». В 1856 г. митр. Новгородский и С.-Петербургский Никанор намеревался поставить Н. своим викарием, но скорая кончина митрополита помешала осуществить это намерение (Там же. С. 108).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Святоотеческие толкования 1) Св. Иоанн Златоуст . Беседа на ст. 17. «Воскресное чтение», 1817 г. Новейшие толкования в духовных журналах 2) О вступлении Господа нашего Иисуса Христа во всемирное служение роду человеческому и о первой проповеди Его в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Мф.4:13–17 . «Воскресное чтение», 1825. 3) В. Певницкий. Образ Господа Иисуса Христа как Учителя. Труды Киевской духовной академии, 1868. 4) На ст. 17. Начало проповеди. «Воскресное чтение», 1812. 5) Еп. Феофана на парал. 15 ст. 1 гл. Марка. (Мысли на каждый день года по церковным чтениям). 6) Капернаум ( Мф.4:13 ). Библ. п. сл. «Воскресное чтение», 1874. В Словах и Беседах 7) На ст. 16. Григорий, архиеп. Казанский. О нравственном состоянии мира пред воплощением Иисуса Христа. 8) Ст. 17. Никанор, архиеп. Херсонский. Поуч. и беседы, т. 4. 9) Ст. 17. Дмитрий, архиеп. Волынский. Что такое Царство Небесное? Откуда и как оно приближается к нам? Где нам искать и как обретать его? Слово в неделю по просвещении. 10) Ст. 17. Павел, архиеп. Кишиневский. О свойствах Царства Небесного и об условиях истинного покаяния: возрождения по существу и возрождении личном. 11) Ст. 17. Филарет архиеп. Черниговский. Принадлежности покаяния: самоиспытание, сокрушение о грехах, одушевляемое верою, и решимость оставить грехи. Исцеление сына царедворца (Ин.4:46–54) Тренч, архиеп. Дублинский. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа» В начале Своего путешествия по Галилее Иисус Христос пришел в Кану, где были у Него родственники и где уже Он сотворил первое чудо. Расположение жителей города, как кажется, не совсем соответствовало желаниям Иисуса: они ждали от Него только чудес, а верить в Него как в Мессию не думали. Но между жителями Каны предстал Иисусу один царедворец из Капернаума. «В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен». Может статься, по мнению некоторых, это был Иродов управитель Хуза, жена которого, довольно замечательная, является между святыми женами, послужившими Господу «от имений своих» ( Лк. 8:3 ). Только очень важный и чрезвычайный факт такого рода мог привлечь Иродова домоправителя и его семейство в евангельскую мрежу. Другие принимали это лицо за Манаила, совоспитанника Иродова ( Деян.13:1 ). Один ли из этих двоих, или кто-либо иной, не поименованный в Писании, «услышав, что Иисус пришел в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 455 и след. 1019 Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. 1020 Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 ( Иннокентию Борисову) ; БВ. 1913. 1 ( Игнатию Брянчанинову ). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер-Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 458 и след. 1021 Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 168–177 (2-е изд.: 1952. S. 151–159); idem. Russisches Monchtum. S. 453 и след., 521–524. См. ниже § 23. 1022 Архим. Пимен. Воспоминания, в: Чтения. 1877. 1. С. 407. 1023 См. главы о богословской науке в т. 2. 1024 О Евгении: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова , в: Исторический архив. СПб., 1919. 1. С. 190–223 (библиогр. и список трудов митрополита Евгения); Переписка Макария, митрополита Московского, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; ср.: У Троицы в Академии (1914). С. 643. 1025 Листовский И. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 24; о влиянии А. В. Горского на Филарета см.: У Троицы в Академии. С. 343, 323; о цензурных трудностях: Котович. Ук. соч. С. 187; У Троицы в Академии. С. 408. Епископ Никодим Казанцев, ученик Филарета в Московской Духовной Академии, характеризует его как человека замкнутого, но замечательного ученого (Жизнь архимандрита Никодима Казанцева, в: БВ. 1910. 3. С. 627). См. также главы о богословской науке в т. 2. 1026

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

В 90-х гг. в РПЦ была восстановлена практика прославления святых к местному почитанию. В подходе к К. местночтимых святых используются те же критерии, что и при общецерковном прославлении. Для причисления к лику местночтимых святых в РПЦ необходимы соборное решение правящего архиерея, клира и мирян епархии; одобрение материалов, представленных епархией в синодальную Комиссию по канонизации святых; утверждение патриархом. В отношении литургического аспекта почитания местночтимых святых в 1993 г. Синод РПЦ вынес следующее определение: инициатива составления новых тропарей, кондаков и служб местночтимому святому может исходить от правящего архиерея, к-рый должен обратиться к патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную комиссию. Согласно определению Архиерейского Собора 2011 г., при К. местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в синодальную Комиссию по канонизации святых для последующего утверждения патриархом. В Украинской Православной Церкви, имеющей статус широкой автономии, решение о К. местночтимых на Украине святых принимает Свящ. Синод УПЦ. Чин К., как правило, совершается Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины или по его благословению местным епархиальным архиереем. Решением Свящ. Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. председателем синодальной Комиссии по канонизации святых УПЦ назначен архиеп. Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко) . 28 мая 2010 г. Синод УПЦ утвердил «Положение о канонизации святых Украинской Православной Церкви», согласно которому материалы по К. святых могут быть поданы в Комиссию не раньше чем через 30 лет после смерти подвижника. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Гравюра Г. Н. Грачёва. 1886 г. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Гравюра Г. Н. Грачёва. 1886 г. Решением Свящ. Синода УПЦ в новейший период были причислены к лику местночтимых святых: 8 июля 2001 г.- схиархим. Алексий (Кабалюк) († 1947; Хустская и Виноградовская епархия); 29 авг.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

19 Синаксарь: «избрав уединенную жизнь, предалась мужественным трудам и, дойдя до верха подвижничества, удостоилась дара чудес и многим предсказывала будущее». 22 Слова из Менолога Василия. Песнь 5: «сияние Духа показует дальная яко близ (сущая) и будущих предглаголет сбытие» 26 Песнь 8. В 7 песне: «будучи храмом Св. Духа, ты в святом храме слышала голос, научающий тебя тайнам и честному отшествию из тела». 27 Georgius Codinus. De antiquitatibus Constantinopolitanis; Du Саще . Con- stantinopolis Christiana 32 Повесть о начале и основании Печерского монастыря взята из древних летопис­цев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря. М., 1831 (далее – Повесть о начале и основании Печерского монастыря); Руский времянник, сиречь, Летописец, содержащий российскую историю от 6370/862 лета до 7189/1681 лета: Разделенный на две части. М., 1790. Ч. 2 (далее – Руский времянник. – Ред.). У Царского 136), страдание св. Исидора, описанное Варлаамом, иначе известным Василием, по обыкно­вению его, многоречиво и с жалкою скудностию мыслей. По ркп. святцам, страдальцы скончались 9 января 1472 г. Мы следуем печатной Повести о Печерском монастыре и Рускому времяннику. 33 Григорович-Барский В. Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848 (далее – Григорович В. Очерк путешествия. – Ред.); Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. IX (далее – ИОРЯС. – Ред.). 34 Предисловие Оболенского к «Переяславской летописи» (М., 1857. С. 29, 31, 35, 47). Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы, 862–1720. Харьков, 1859–1861. Кн. 1, § 6 (далее – Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор рус­ской духовной литературы. – Ред.). 36 Страдания мучеников Иулиана и Василиссы описаны очевидцем, ибо в пре­дисловии говорится: «Мы описали деяния святых, которые видели своими очами». И в самом описании их нет ничего такого, что показывало бы позднейшее проис­хождение их. «Говорят, что мощи свв. Иулиана и Кельсия в Риме, в церкви апостола Павла Остийской» (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока: В 2 т. М., 1875–1876. Т. II (далее – Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. – Ред.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святоотеческие толкования 1) Св. Дмитрий Ростовский на слова: «изыди от Мене, яко муж грешен есмь» (ст. 8). «Воскресное чтение», 1820. Новейшие толкования в духовных журналах 2) Ф. Надеждин, Призвание к апостольскому служению Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. «Духовная беседа», 1860. 3) Призвание апостолов ( Мф.4:19–20 ). «Воскресное чтение», 1834. 4) Зеведей ( Мф.4:21 ). Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1875. Иаков. Там же. 2. Иоанн ( Мф.4:22 ). Там же. 5) Лк. 5:1–11 . Изъяснение Евангелия о чудесной ловле рыб. «Воскресное чтение», 1803. 6) Беллюстин. Апостольство. «Воскресное чтение», 1833. 7) Г. Н. Святые апостолы как проповедники слова Божия. Там же. 8) Геннисарет ( Лк.5:1 ). Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1874. 9) Мф.4:19 . Прот. Нечаев. Сокровище духовное, от мира собираемое. «Душеполезное чтение», 1884. В словах и беседах 10) Мф.4:18–23 . Павел, архиеп. Кишиневский. О состоянии рода человеческого пред явлением на землю Искупителя и о религиозно-нравственном состоянии современного общества. 11) Ст. 19. Свт Филарет, митр. Московский. О том, что призванием Петра, Андрея, Иакова и Иоанна Иисус Христос положил начало созиданию Своей Церкви и что все люди, подобно рыбам, плавают в глубине моря житейского и уловляются духовною мрежею в Царство Небесное. 12) Ст. 23. Его же. О проповеданном Иисусом Христом Евангелии Царствия: что было предметом его и что такое Царствие Небесное. 13) Ст. 18–24. Исидор, архиеп. Курский. Беседа о призвании 4 учеников. 14) Лк. 5: 1–11 . Макарий, еп. Тамбовский. О преимуществах Библии пред всеми другими книгами, ее свойствах и достоинствах. 15) Павел, архиеп. Кишиневский. О призвании рыбарей и высоком значении труда для общего и частного блага людей. О том живом участии, которое принимает Господь Бог в судьбе мира и человека и некоторых законах мироправления Божия. 16) Ст. 1. Филарет, архиеп. Черниговский. Отчего мало хотят слушать слово Божие. 17) Ст. 5. Исидор, митр. Новгородский. О свойствах истинного послушания. 18) Иннокентий, архиеп. Херсонский. О напрасном искании счастья в мирских благах.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1 «Прение неба и земли».//Многоценная жемчужина. Лит. творчество сирийцев, коптов и ромеев в первом тыс. Пер. с сир. и греч. сост., предисл. и комент. С.С. Аверенцева. – К.: Дух 2003. – 51 с. 3 См.: Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский//Духовный Вестник – 1866. – 12. – С. 416. 5 Как отмечают современники – “оно изумляло нас, […]: ни в себе, ни около себя мы ничего никогда не видели подобного”. См.: ЧЕИ. – 1866. – 17. – часть не официальная. – С. 11 Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский//Духовный Вестник – 1866. – 12. – С. 400. 15 Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому//Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 477. (139) 16 Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому//Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 476. (138). О непримиримом отношении его к клевете, так же свидетельствуют его проповеди , в которых он, со свойственным ему темпераментом, восставал против этой страсти. См.: например, Слово против вражды, пристрастной к доносам. – М., 1856. 17 Цитата по соч.: Вениамин (Яковенко), игум. Преос. Филарет, арх. Черниговский.//ЖМП. – 1966. – 10. – С. 54. 18 Ковальский А. Игуменья Эмилия, основательница Верхо – Харьковского Николаевского девичьего монастыря.//Душеполезное чтение. – 1885. – 3. С. 403 20 Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому//Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1884. – Ч. 33. – С. 552. (п. 31). 21 Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Неженский.//Полтавские Епархиальные Ведомости. – 1866. – 18. – Часть не оф. – С. 247. 22 Письма преос. Филарета к Н. Н. Романовскому//Харьковский Сборник: Литературно – научное приложение к “Харьковскому календарю” на 1892 г. – Х., – 1892. – В. 6. – С. 182. (п. 46) 23 Богуславский П. Душевная драма Филарета, арх. Черниговского.//Вера и Жизнь. – 1916. – 21 – 22. – С. 49. 27 Известия и заметки.//Киевская старина. – 1886г. – Т.14. – С. 835. Одна матушка вспоминала, что будучи послушницей в Св.-Троицком монастыре при преп. Лаврентии во время войны, видела нетленные мощи архиеп. Филарета. См. приложение. Также и в акафисте преп. Лаврентию поётся: «Радуйся яко мощи блаженного Филарета нетленными почитал еси» (Икос 5). Что в свою очередь свидетельствует о почитании преп. Лаврентием святителя Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 Тертуллиан первый назвал писания евангелистов и св. апостолов книгами Нового Завета . 2 «Церковная история», Евсевия Кесар., кн. 3-я, С. 157, 163—164, изд. 1858 г. 3 Книга 3-я, С. 220—226, изд. 1900 г. 4 «О началах», кн. 1-я, стр. 6, изд. 1899 г. 5 Филарет, архиеп. Черниговский, Исторический обзор песнопевцев, 2-е изд. 1864 г., С. 70 6 Творения, т. XI, стр. 601, изд. 1905 г. 7 Филарет, архиеп. Черниговский, Исторический обзор песнопевцев, 2-е изд, 1864 г. C. 9 8 «Шесть слов о священстве». Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3468...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010