Но чем же пополнял инок Досифей опущение им иноческих обязанностей? Он пополнял их тем, что для Бога всего дороже: любовию, с которою он исполнял назначенное ему дело – ухаживать за больными. Он был истинным утешителем страдальцев; о усердием и величайшим вниманием предупреждал все их желания, облегчая их всеми способами. Он так любил своих больных, что если когда-нибудь, по человеческой слабости, случалось ему изредка раздражиться на их ропот и нетерпение, то это составляло для него величайшее горе, которое искупал он горькими слезами раскаяния, так что братии трудно было даже утешить его в такие минуты... И если отсутствовал он иногда или запаздывал к Богослужению, то или в случае крайнего утомления от денно-нощного неустанного труда, или потому, что больные в это время нуждались в усиленном его ухаживании за ними. И кто знает, легко ли было для такой души лишение «пребывания в доме Господнем во все дни жизни, созерцания красоты Господней и посещения храма Его»? ( Пс.26:4 ). Но обязанность помогать ближнему была для него дороже всего, и с беспредельною любовию и самоотвержением служил он людям, и чистейшею жертвою возблагоухала перед Господом короткая, но полная любви жизнь его... И Бог не оставил ее без знамения Своего благоволен я... Недоумение, смущавшее иноков, разрешено было особым видением о св. Досифее одному уважаемому старцу, которому явлены были прежде почившие, угодившие Богу старцы и между ними – юноша Досифей, участвовавший в блаженстве их. Недолговременные подвиги деятельной любви к ближнему явлены были равными перед Богом с долговременными подвигами поста и молитвы. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Макарий (Булгаков), митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. I. С-Петербург. 1868. – Филарет, архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословие. Ч. I. Чернигов. 1869. – Сильвестр (Малеванский), еп. Каневский. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. II. Киев. 1885. – прот. Голубинский и Левитский. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека (письма о конечных причинах). Москва. 1858. – прот. Светлов. Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения. Ч. II. Киев, 1898. (От всех предшествующих систем богословия отличается более подробным и современно-научным изложением нашего предмета). 3. Католические догматики. – Thoma Aquinatus. Summa totius theologiae. Prima pars secundae partis. 1841. – Klüptel E. Institutiones theologiae dogmaticae. P. II, lib. 2. Vilnae 1818. – Berlage A. Christkatolische Dogmatik. B. V. Lehre von der Sünde. Münster. 1859–1864. – Klee H. Katholische Dogmatik. Th. II. Mainz. 1861. – Schieben M. Handbuch der Katholischen Dogmatik. Freiburg. 1878. – Heinrich I. Dogmatische Theologie, B. VI, 1. Mainz. 1885. (Отличительная особенность всех их – схоластический характер. Для уяснения предмета они не имеют почти значения и важны лишь для определения католического учения. 4. Системы протестантские. Старые: – Gerhardus I. Loci theologici. T. IV. De peccato originali. Tübingae. 1610–1622. – Quenstedlt I. Theologia didactico-polemica. Pars II. De peccato. Lipsiae. 1702. – Doederlein I. Institutio theologi christiani. Norimbergi et Altorfii. 1797. Новые в духе конфессиональном: – Schmid H. Die Dogmatik der evangelisch-lütherischen Kirhe dargestellt und aus den Quellen belegt. Frankfurt am Main und Erlangen. 1863. – Lutardt Ch. Compendium der Dogmataik. Leipzig. 1878. Положительного направления: Philippi F. Die Glaubenslehre. T. III. Die Lehre von der Sünde, vom Satan und vom Tode. 1859. Положительно-либерального направления: – Lange I. Christliche Dogmatik II. Positive Dogmatik 1849–1853.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

74 . Möller W. Montanismus//Real-Encyclopädie von Herzog. 2 Auf-lage. Bd. IX. 1858. 75 . Montet E. Le légende d " Irénée et l’introduction du Christianisme à Lyon. Genéve, 1880. 76 . Neander Aug. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Bd. I-II (4 Auflage). Gotha, 1863–1864. 77 . Neumann K. J. Der römische Staat und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Bd. I. Leipzig, 1890. 78 . Николаев Ю. В поисках за Божеством. Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913. 79 . Никольский А. И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом//Христианское Чтение. 1880. Т. I; 1881. Т. I. 80 . ОксиюкМ. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского . Киев, 1914. 81 . Patrum apostolicorum opera. Recensuerunt О. Gebhardt, A. Harnack, Th. Zahn. Editio minor. 1877. Lipsiae. 82 . Pfaffius Chr. M. S. Irenaei episcopi Lugdunensis fragmenta anec-dota. 1715. 83 . Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. I. СПб., 1859. 84 . Писарев Л. И. , проф. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. I. Казань, 1915. 85 . Pitra I. В. Analecta sacra Spicilegio Solesmensi parata. Paris, 1876–1891. Т. II, IV. 86 . Покровский А. И., проф. Соборы древней Церкви. Сергиев Посад, 1915. 87 . Поснов М. Э. , проф. Происхождение гностицизма и развитие его//Труды Киевской Духовной академии. 1912. Ноябрь. 88 . Его же. Гностицизм и борьба Церкви с ним во II в.//Там же. 1912. Декабрь. 89 . Его же. Гностицизм II в.//Там же. 1913. Сентябрь, и другие статьи о гностицизме в том же журнале за 1914–1916 гг.1 8 90 . Преображенский П., прот. Сочинения св. Иринея, епископа Лионского (в русском переводе). Изд. 2-е. СПб., 1900; с его же предисловием «О св. Иринее Лионском и его сочинениях». 91 . Preuschen Er. Passah altkirchlicher und Paschastreitigkeiten//Real-Encyclopädie v. Herzog-Hauck. 3 Auflage. Bd. XIV. 92 . Rettberg Fr. W., dr. Paschastreit der alten Kirche//Zeitschrift für historische Theologie. 1832. Bd. II. Stuck 2. 93 . Ropes C. J. Irenäus of Lyon//The Bibliotheca Sacra. 1877. April.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. I: Древняя письменность. СПб., 1898. С. 306, 309-311; Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней. Втор. стереотип. изд. В трех томах. Т. I. СПб., 1903. С. 158; Сперанский М. Н. История древней русской литературы. 4-е изд. СПб., 2002. С. 388; Бугославский С. А. Жития [в литературе Московского княжества конца XIV и XV вв.]//История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х — 1580-х гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. С. 235; Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970. С. 209-210; История русской литературы X-XVII вв./Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 215. Цит. по: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973. С. 29. Древнерусский текст здесь, как и повсюду далее, цитируется упрощённо, без воспроизведения его орфографических особенностей. Цит. по: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 154 (прим. 1). [iv] Пахомий Логофет// Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. первая: 862-1720. Изд. третье. СПб., 1884. С. 112-113; Некрасов И . Пахомий Серб, писатель XV века. Одесса, 1871; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908; Архангельский А. Пахомий (Логофет)//Русский биографический словарь: В 25 т./А. А. Половцов. М.,1896-1918. Т. «Павел - Петрушка». C. 414-417; Орлов Г. Naxoмuje Србин и делатност у Великом Новгороду//Прилози за jeзuk, ucmopujy и фолклор. Београд. 1970. 36. Св. 3-4. С. 214-239; Янковская Л. Проблема атрибуции новгородских произведений Пахомия Логофета и место агиографа в развитии новгородской письменности XV века//Slavia orientalis. Roc. XXVIII, 2. Warszawa, 1979. С. 195-208 (сердечно благодарю зам. директора ИНИОН РАН Ю. Ю. Черного, который любезно помог мне ознакомиться с этой статьёй); Прохоров Г. М. Пахомий Серб//СККДР. Вып. 2 (втор. полов. XIV—XVI в.). Ч. 2: Л—Я. Л., 1989. С. 167-177.

http://bogoslov.ru/article/1250151

Положение наше оказалось очень тяжёлым. Не ходить к инспектору на лекции – опасно; слушать на лекциях нечего; книгу читать нельзя – увидит; разговаривать также нельзя – услышит. Мы с соседом, с Вас. Никиф. Потаповым, впоследствии профессором нашей академии (1858–1873 гг.) по кафедре логики и истории философии, коротали часы Сергиевых лекций чаще всего так: запасаемся бумагою и карандашами и передаём друг другу записочки более или менее шутливого содержания. Сидим тихо, шума не производим, a записывать что-нибудь во время лекции никому не воспрещается; время до звонка, заставляющего выходить из аудитории, и пройдёт незаметно в шутливой переписке. Живо помню и такой случай. В июне 1857 года, накануне экзамена по нравственному богословию, студентам стало известно, что на экзамен придёт митрополит Филарет и с двоими гостями: с Филаретом архиеп. черниговским, бывшим ректором нашей академии, получившим почётную известность своими учёными трудами, и ещё с каким-то архиереем, имя которого я забыл. Перед такими посетителями дать плохой ответ никому из нас, конечно, не хотелось. С утра кануна экзамена я вышел с тетрадками инспекторских лекций в академический сад, приютился в том тенистом углу его, где теперь покоится прах A. В. Горского, читаю тетрадки и нахожу одно пустословие, даже без попыток автора вознаградить обязательного читателя, за отсутствием научного содержания, хотя какими-нибудь чувствованиями: идёт сплошное пустословие и притом в изложении вялом, сухом, желающем напоминать собою изложение «свойственное строгой науке». Делать нечего, нужно читать; ведь завтра экзамен будет с митрополитом и с двумя архиереями. Чем дальше читаю, тем сильнее растёт недовольство тетрадками; начинаю волноваться. Сначала крепился, старался одолеть свои чувствования голосом рассудка: но рассудок мой всё более и более ослабевал перед напором чувства и, наконец, не выдержал натиска. Со злобою, даже с ругательством, швырнул я тетрадки под ноги, сказал себе: «больше читать ни за что не стану», прошёлся несколько раз, поуспокоился, поднял тетрадки, отнёс их товарищам, и в течение остального времени дня и затем утра следующего дня не заглядывал в тетрадки, решившись отвечать на экзамене то, что Бог на душу положит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В XIX в. А. И. Галич в «Лексиконе философских предметов» в ст. «Бог» последовательно рассматривал доказательства существования Бога из онтологии, космологии, физико-теологии и морали (С. 116-118). Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский, обсуждая в «Православном догматическом богословии» вопрос о естественных путях боговедения, отмечал, что «Откровение нигде намеренно не доказывает бытия Божия» (Т. 1. С. 54). Митр. Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии» рассматривал доказательства единства Божия в Свящ. Писании и доказательства «из разума» («какие употребляли св. отцы и учителя Церкви»): в 1-м случае он приводил многочисленные свидетельства из ВЗ и НЗ (Т. 1. С. 77-82), во 2-м - ссылался на сохраняющееся даже в древних политеистических религиях «предание о единстве Божием», а также на мнения и учения Орфея, Гесиода, Софокла, Платона, Ксенофана и др. языческих писателей и врожденную человеку идею единого Бога (Там же. С. 83). Митр. Макарий приводил космологические и телеологические доказательства бытия единого Бога «древних пастырей Церкви» (Там же. С. 84-85) и считал главными доказательствами (из «самого понятия Бога») разделяемый всеми людьми вывод, что «Бог есть такое существо, выше и совершеннее Которого нет и быть не может» (Там же. С. 85), а также положение, следующее из предшествующего доказательства, что Бог «есть вместе существо беспредельное и все Собою наполняющее» (Там же. С. 86). Весьма подробно для своего времени Д. б. Божия обсуждались в «Лекциях по умозрительному богословию» проф. МДА прот. Феодора Голубинского , к-рый вслед за Декартом усматривал основание доказательств в идее Бога. Полагая, что без этой идеи в душе человека невозможно ни естественное, ни «вышеестественное» богопознание, прот. Ф. Голубинский считал, что «уверенность в бытии Бога, заключающаяся в идее о Бесконечном, есть principium indemonstrabile (начало, которое нельзя доказать), axioma conscientiae (аксиома сознания)» (С. 21). Аксиоматический характер идеи Бога в нашей душе означает, по Голубинскому, что вера предшествует доказательствам; соответственно, доказательства существования Бога опираются на веру в Бога, а не наоборот.

http://pravenc.ru/text/178741.html

15 См. многочисленные указания на важнейшие тексты на этих языках: Geerard Μ. Clavis Patrum graecorum. Т.П: Ab Athanasio ad Chrysostomum. Turnhout, 1974; T.III: A Cyrillo Alexandrino ad loannem Damascenum. Ibid., 1979; T.IV: Conciliae-Catenae. Ibid., 1980. О славянских переводах, византийские или сирийские оригиналы которых в той или иной мере утрачены, см.: Жуковская Л.П. Древние славянские переводы византийских и сирийских памятников в книгохранилищах СССР//ПалСб. 1969. Т.19. С.171–176. 16 Единственную попытку (неполную и неудовлетворительную) такого рода предпринял А.И. Пономарев: Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Т.1–4/Изд. А.И. Пономарев (Т.З издал П.В. Владимиров). СПб., 1894–1898; были предусмотрены также Т.5 [Пролог (окончание)] и Т.6 (архипастырские послания). 17 Сухомлинов Μ.И. О псевдонимах в древней русской литературе. (СбОРЯС. Т.85/1). СПб., 1908. С.441–493; Лихачев Д.С. Вопросы атрибуции произведений древнерусской литературы//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 17–41. 18 См.: Podskalsky G. Zum Projekt einer theologischen Literaturgeschichte der Kiever Rus’ (988–1237)//Referate und Beiträge zum VIII. Internationalen Slavistenkongreß, Zagreb, 1978. (Slav. Beitr. Bd.119). München, 1978. S.345–362. 19 Голубинский E. История русской церкви. Μ., 1901–1917. T.I–II и Археографический атлас к второй половине I тома Истории русской церкви (перепеч.: The Haag, Paris, 1969), особ. Т. 1/1–2. 20 Приселков Μ. Памяти Ев. Ев. Голубинского († 7 января 1912 г.)//ИОРЯС. 1912. Т.17. С. 145–155. 21 Макарий (Булгаков) . История русской церкви. Т.1–12. СПб., 1857–1883 (перепеч.: Düsseldorf, 1968–1969), особ. Т. 1–3, 5; [см. также переиздание с современным комментарием: Кн.2–3 (=Т.2–5). Μ., 1995. – Прим. изд. (А.Н.)]. 23 Прочие труды сводно-справочного характера – как, например: Архиеп. (черниговский) Филарет (Гумилевский) . История русской церкви. T.I–IV. Μ., 1888, особ. T.I (нем. перев.: Geschichte der Kirche Rußlands. Frankfurt/M., 1972. Bd. 1–2) – рассчитаны на широкую аудиторию и не уделяют особого внимания истории литературы (ср., однако, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Псковский и Рижский Павел (Пономарев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 26.10.1798 архиепископ с 15.05.1799 по 26.12.1799 архиеп. Ярославский и Ростовский Павел (Зернов) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.01.1800 архиепископ с 15.09.1801 по 18.12.1803 архиеп. Казанский и Симбирский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 31.12.1803 архиепископ с 1.05.1804 по 30.08.1814 архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с30.08.1814 по 15.03.1819 митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.03.1819 по 26.09.1820 архиеп. Ярославский и Ростовский Симеон (Крылов-Платонов) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 26.09.1820 поЗ.07.1821 архиеп. Ростовский и Ярославский Иона (Павлинский) архиепископ, бывший еп. Орловский и Севский c 21.07.1821 по 6.11.1826 архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Симбирский с 6.11.1826 †1.07.1831 Григорий (Постников) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 1.03.1848 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов) архиепископ, бывший архиеп. Херсонский и Таврический с 1.03.1848 по 15.02.1857 на покое; † 8.09.1858 Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 5.05.1876 митр. Киевский и Галицкий Алексий (Ржаницын) архиепископ, бывший архиеп. Рязанский и Зарайский с 9.09.1876 † 9.06.1877 Евсевий (Ильинский) архиепископ, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 8.12.1877 †12.03.1879 Савва (Тихомиров) епископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский, с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 †18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Иринарх (Попов) епископ, рукоположен с 3.05.1836 по 15.09.1836 еп. Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Федоров Алексий, свящ. 401 Феодос, чернец 268 Феодосий Великий 217 Феодосий, митроп. 456 Феодосий Перевалов, архим. 455 Феодосий Печерский , преп. 31, 34, 87, 88, 89, 97, 98, 99,101, 102, 103, 104, 106, 116, 118, 120 Феодосий, митроп. 64, 65, 204, 491 Феодосий, архиеп. 63, 64, 172 Феодосий Углицкий, святой 292 Феодосий Тотемский, преп. Феодосий Черниговский, святой 293 Феодосий Яновский, архиеп. 262, 266, 268 Феодосий, епископ 56 Феодосий, игумен 234 Феодосий Косой, 124 Феодосия 129, 157 Феодулия, княжна (Евфросиния) 129 Феоктист, архиеп. 129, 171 Феоктист, старец 206 Феолепт, патриарх 153 Феопемпт, митроп. 34 Феофан, патриарх 178, 198, 246, 248, 252 Феофан, митроп. 224 Феофан Прокопович , епископ 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 272, 301, 304, 312, 313, 314, 315, 319,324, 348 Феофан Быстров , епископ 285, 318 Феофан Говоров, епископ, затворник Вышенский 282, 317, 341 Феофан, епископ 468, 469, 473 Феофан Соколов , архим. 336 Феофан 89 Феофания Готовцева (урожд. Шулепина) 336 Феофил, митроп. 455, 486, 487, 488, 489, 490, 491 Феофил, епископ 485, 486 Феофил, преп. 100 Феофилакт Болгарский 183 Феофилакт Горский, епископ 313, 314 Феофилакт Лопатинский, епископ 266, 268, 269, 271, 277, 305, 313, 319,320, 346,348 Феофилакт Русанов , митроп. 374 Феофилакт, епископ 305 Ферапонт Белозерский, преп. 105 Фесенко 296 Фива 11 Филарет, патриарх 156, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 196, 198, 222, 232, 235 Филарет, митроп. 2, 4, 113, 166, 167, 168, 170, 171, 172, 173 Филарет Дроздов , митроп. 278, 279, 280, 307, 313, 320, 321, 323, 351, 352, 359 Филарет Амфитеатров , архиеп. 280, 336 Филарет Вахромеев, митроп. 450 Филарет Вознесенский , митроп., первоиерарх 445, 492 ФиларетГумилевский, архиеп.315, 317, 318, 262, 363 Филарет, архиеп. 123, 232, 251, 315, 329, 339, 342, 346, 355 Филарет, епископ 254 Филарет (Феодор)Никитич Романов 161, 178 Филарет, игумен 336 Филарет 197, 198 Филимонов Максим, протопоп 256 Филипп, митроп. 63, 183, 292 Филипп I, митроп. 65, 66 Филипп II, митроп. 80, 81, 82, 83, 84, 158

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

95) Исидор, архиеп. Курский. О побуждениях к христ. милосердию. 96) Ст. 8. Филарет, митр. Московскою. Об очищении сердца. 97) Ст. 19. Его же. Смысл изречения Иисуса Христа о нарушении малых заповедей. 98) Ст. 22. Филарет, архиеп. Черниговский. О гневе. 99) Ст. 23–24. Филарет, митр. Московский. О заповеди примирения. 100) Ст. 33–37. Никанор, архиеп. Херсонский. Смысл слов Иисуса Христа о клятве. Филарет, митр. Московский. О клятве или присяге. 101) Ст. 37–42; 22. С. Соллертинский. О непротивлении злу и напрасном гневе в кн. «Пастырство Христа Спасителя». 102) Ст. 39–42. Никанор, архиеп. Херсонский. О непротивлении злу: возможно ли исполнение слов Иисуса Христа. Есть ли это заповедь, или только евангельский совет? В каких случаях возможно и даже должно защищать себя? 103) Ст. 48. Павел, архиеп. Кишиневский. В чем должно состоять уподобление Отцу Небесному в наших отношениях к ближнему? 104) Лк. 6:21 . Филарет, митр. Московский. О смехе мира и плаче евангельском: который из них сообразнее с нынешним состоянием человека на земле и с дальнейшим его назначением? О духовной алчбе и жажде, о средстве и способе к приобретению блаженства. Павел, архиеп. Кишиневский. О различных родах плача, спасительного и погибельного. 105) Ст. 19–21; 23; Арсений, митр. Киевский. Краткое изъяснение евангельских блаженств. О духовной нищете. О свойствах благ, уготованных в вечности, как страждущим за имя Христово, так и всем вообще христианам. 106) Ст. 22. Никанор, архиеп. Херсонский. О тайне возрождения христианской души, или о внутренней связи между поражающими нас напастями и блаженством нашего духа, между злостраданиями и радостью нашего сердца. 107) Ст. 23. Филарет, митр. Московский. О небесной награде и различии ветхозаветных и новозаветных наград. 108) Ст. 31–36. Дмитрий, архиеп. Волынский. О необходимости, легкости и благотворных последствиях исполнения заповеди: якоже хощете, да творят вам, человецы, и вы творите такожде, и о любви ко врагам. Беседа в нед. 19 по Пятидесятнице. 109) Ст. 35. Макарий, еп. Тамбовский. О любви к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010