Но скорее всего он провел последние годы своей жизни в Константинополе. Там, в частности, он часто посещал монастырь Ксанфопулов. Несомненно, что именно в этот период он написал свои основные труды – «Жизнь во Христе» и «Объяснение Божественной литургии», но нам неизвестно, принял ли он, по примеру Иоанна Кантакузина , монашество. Так, например, некий монах Иоасаф, но не бывший император, из монастыря Ксанфопулов называет Кавасилу «лучшим из людей и славой наук» в подписи к скопированному им манускрипту (Paris. Gr. 1213), заключая ее словами: «Священник и монах Иоасаф из монастыря Ксанфопулов, который был так тебе дорог» 347 . Свт. Симеон Солунский говорит о своем «старшем брате» следующими словами: «покойный Кавасила, одержавший славную победу в благочестии и чистоте жизни, звался Николаем» (Sym. Thessal. Dial. contr. haer. 31//PG. 155. Col. 145B). В контексте полемики между сторонниками и противниками унии в Византии в связи с подготовкой к Ферраро–Флорентийскому Собору свт. Симеон Солунский выступил как «воинствующий исихаст». В свою очередь, Николай Кавасила вел себя более взвешенно, избегая участвовать в каких–либо группировках, как во время противостояния между сторонниками Кантакузина и сторонниками Палеолога, так и в период полемики между сторонниками и противниками свт. Григория Паламы , что недавно было подчеркнуто М.–Е. Конгурдо 348 . После этих кратких замечаний мы перейдем к представлению евхаристического богословия этих авторов, сосредоточившись на пяти пунктах: природа евхаристического приношения, понятие об антитипах, понятие о преложении, вопрос об общении святых в совершении литургии и, наконец, вопрос о частом причащении. Хлеб и вино, приносимые в Евхаристии Евхаристия есть приношение. Свт. Симеон настаивает на том, что хлеб, приносимый в Евхаристии, – это хлеб квасной, а не опреснок. Здесь мы видим старую полемику между греками и латинянами, начавшуюся в XI веке 349 . Для него речь идет о хлебе «одушевленном» (µψυχος), об «истинном хлебе» (ληθς ρτος – Sym.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Имп. Кому из учителей принадлежит эта книга? А. Р. Ермию. Он говорит, что ими было издано определение, без затруднений принятое отцами на Втором Соборе. Имп. А подобает ли зачитывать [сочинения] историков на соборных заседаниях? А. Р. Милостивейший государь император! Именно история ведет нас к познанию истинного положения дел, совершившихся в прошлом. Что бы мы знали о [событиях] Евангелия и [всего] Священного Писания, не будь все это изложено как бы наподобие исторического сочинения? В ином случае мы бы даже не знали, во что верить. Имп. Следует внимать только тем историческим повествованиям относительно вопросов веры, которые были одобрены отцами, а другим — нет. А. Р. Будь это история о чем-то мирском — скажем, о греческих или римских войнах, твоя милость была бы права, государь император. Но это не какое-то повествование не мирское, а церковное, и в него входят и все соборы, и вынесенные на них святыми отцами определения и правила. Так что почему бы не принимать [свидетельств] этого мужа? К тому же [все это] обретается не только в ваших книгах, но и в наших. Впрочем, как угодно твоей милости: оставим это и перейдем к дальнейшему. Итак, мы сказали, преосвященнейшие отцы, что Римская Церковь поступила так, подвигнутая яснейшей истиной веры и под давлением самой крайней нужды. Если же кто-то станет обвинять ее в том, что она сделала это, не пригласив остальных [к обсуждению], то мы ответим прямо: во-первых, еще неизвестно, не были ли они приглашены; во-вторых же Римская Церковь и не была обязана их приглашать. Мы видим, что на древних Соборах число участников разнилось от Собора к Собору. На Первом было 318, на Втором — 150, на Третьем — 200, на Четвертом — 630; но решения, принятые меньшим числом, ни в чем не уступают тем, которые принимались на более многолюдных собраниях. Это очевидно из примера Седьмого Собора, Второго Никейского. Тогда август Константин, оправдывался в том, что на Соборе было мало отцов, поскольку в силу различных обстоятельств они не могли присутствовать. Однако решения этого Собора принимаются и одобряются с великим благоговением. Поэтому, коль скоро таким множеством Западных отцов и при участии папы ; ибо папе принадлежит власть созывать Соборы, что доказывается и вашими свидетельствами. Так, например, ваш учитель Стефан, которого вы именуете новым мучеником, когда еретики-иконоборцы хотели собрать собор, обличил этих отцов, собравшихся в Константинополе и во всеуслышание сказал следующее: «Как вы смеете созывать собор и составлять беззаконное сборище (παρασυναγωγν) в отсутствие Римского верховного понтифика или кого-то еще, занимающего его место?» А в присутствии или отсутствии остальных, очевидно, необходимости нет.

http://bogoslov.ru/article/6166437

В 1438 г. Схоларий, как лицо, приближенное к императору, участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора, проводя политику примирения между православными и латинянами. Но когда его заботы об объединении оказались напрасными, а католики продолжали настаивать на полном подчинении восточной церкви Риму, Схоларий не подписался под актом об унии. По возвращении на Восток он вместе с Марком Эфесским выступал против унии, а после смерти Марка встал во главе ревнителей православия. Оставив государственную службу и приняв монашество в константинопольском монастыре Пантократора, Геннадий посвятил себя борьбе с латинянами: писал опровержения на их сочинения, распространял их в народе и координировал действия антиунионистов. Лозунгом этой части византийского общества стали слова: «Лучше чалма, чем папская тиара». Противники унии полагали, что османское владычество несет меньшую угрозу для духовной традиции православных народов – по крайней мере, она не столь кардинально, как Римская церковь , будет препятствовать ее сохранению. В этот переломный момент ученость, благочестие и ревность к вере Геннадия обратили на него внимание всех православных, и он практически единодушно был избран на патриаршую кафедру. Мехмед II не только одобрил избрание Геннадия и признал его в сане патриарха, но выказал ему свое расположение. Султан посетил Геннадия в патриархии, имел с ним продолжительную беседу о религиозных вопросах и даже просил сделать письменное изложение христианского вероучения. Некоторые ученые полагают, что в ходе этой беседы патриарх предложил султану принять православие и стать византийским василевсом, однако тот отказался. Поскольку Великая церковь (св. София) уже была обращена в мечеть, Геннадий был препровожден в церковь свв. Апостолов. Там митрополит Ираклийский, традиционной обязанностью которого было посвящать новых патриархов, совершил его интронизацию. Вначале в этом же районе была и резиденция патриарха. Но район был населен турками, и вскоре патриарх был вынужден просить султана о переносе резиденции, получил согласие, собрал все сокровища и святыни из церкви свв. Апостолов, переместился в населенный греками район Фанар и поселился в монастыре Паммакаристос. Церковь же свв. Апостолов, которая ко времени переселения патриархии уже находилась в плачевном состоянии и требовала серьезной реконструкции (что было очень дорого, а разрешение на ремонт могло быть опротестовано турками), в 1461 г. по приказу Мехмеда II была снесена, так что о ее облике можно судить лишь по книжным миниатюрам, а также по венецианской базилике св. Марка и собору в Перигё, которые отчасти воспроизводят её архитектурный образ. На ее месте была выстроена мечеть Фатих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Wolfgang von Goethe, Studien und Forschungen über das Leben und die Zeit des Cardinals Bessarion. Abhandlungen, Regesten und Collectanecen. I. Zeit des Concils von Florenz. Erstes Heft, als Manuscript gedruckt. Iena 1871. (Редкое издание, не пущенное в продажу, по сведениям проф. Садова, Виссарион XIV, прим. 1-е). – Frommann, вышеуказанное сочинение и Kritik des Florentiner. Unionsdecrets. 1870. – Hefele, Conciliengeschichte. 1874, VII, 659. Кроме того: Vast, Le cardinal Bessarion. Paris, 1878. Проф. Садов, Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма. Спб. 1883. 1184 При этом папа требовал, чтобы принцессы не только сохранили свое исповедание веры, но и соблюдали латинские церковные обряды. 1186 Патриарх, соглашаясь с императором, говорил однако своим приближенным, что он ни за что не согласится ехать в Италию. «Получать от папы содержание, говорил он, значит подчиняться его власти. А раб как осмелится не повиноваться своему владыке»? 1187 Они состояли в следующем: 1) если собор состоится в Константинополе, то издержки император берет на себя; в противном случае западная церковь должна оказать помощь грекам; 2) собор может быть открыт, кроме Константинополя, в Калабрии, Анконе, Болонье, Милане, или другом италийском городе; вне Италии – в Вене, Буде, или Савоии; 3) на собор прибудет сам император и патриарх с епископами. 1188 Александрийский назначил Антония, митрополита Ираклийского, и Марка Евтеника, тогда еще иеромонаха; Антиохийский – Иоасафа Ефесского и духовника императора Григория (Мамму); Иерусалимский – Дионисия Сардийского и Исидора Русского. 1189 Местоблюстителем Александрийского назначен Ираклийский, Антиохийского – Григорий с Русским митрополитом, Иерусалимского – Ефесский и Сардийский. 1190 В их сочинениях находятся некоторые известия, относящиеся к собору и тогдашним обстоятельствам. Отрывки приведены у Алляция: De consesu. Gass, Gennadius und Pletho. Breslau, 1844. Otto, Patriarchen Gennadios. v. Konst. Confession, Wien. 1864. Migne, CLX, 249–312. Sathas, Neoellen. philologia, 1868. 12–22. Георгия Схолария неизданн. сочинения. Христ. Чтение, 1860, I, 1–79. Димитракопул, ρϑοδ. λλας, 110. – О Плетоне литературу см. у Ибервега, Grundriss der Gesch. d. Philosophie, III, 5. Satha, 1–12. Димитрак. ib. 108. Migne. CLX, 793–806: 935–940; CLXI, 773–94. Schultze, Georg. Gem. Plethon. Iena. 1872. – Амируц: Satha, 61 Димитр. 119. Migne, CLXI, 723. 1191 Эней Сильвий, впоследствии папа Пий II, по этому поводу писал: Risit Oriens Latinorum insaniam, qui, sibi ipsi dissidentes, alorum unionem perquirerent. 1192 Местоблюст. Александрийского назначены – Ираклийский Антоний и Григорий духовник, Антиохийского – Марк и Исидор, Иерусалимского – Дионисий Сардийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

VII Вселенский Собор восстановил своими решениями церковное единство между Востоком и Западом, нарушенное прекращением церковного общения Папского Престола, а также остальных Патриарших Престолов с иконоборческим епископатом Вселенского Престола, поэтому и может служит верным критерием для перспектив двусторонних богословских диалогов. VII Вселенский Собор воспользовался равноправно и равноценно богословской чуткостью Восточной Церкви и духовной традицией Западной при составлении своего Определения, не повредив православной веры о священных иконах, поэтому и Определение можно положительно использовать при составлении общих богословских текстов в современном экуменическом диалоге. Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору 73 1. Собор во Ферраре-Флоренции являлся первой после великого раскола 1054 г. организованной попыткой соборного решения проблемы раскола Церквей Востока и Запада. Попытки, предпринимаемые до сих пор в этом направлении, основывались, в основном, на политических расчетах очередного византийского императора, который, как известно, искал на Западе поддержку в решении серьезных проблем восточной империи. Независимо от любой положительной или отрицательной оценки политики византийских императоров, несомненно то, что весь вопрос восстановления единства Церквей Востока и Запада был неразрывно связан с этой политикой. Последующие после раскола события как на Востоке, так и на Западе расширили пропасть между Церквами, однако крестовые походы создали новый климат в отношениях с византийской империей. В самом деле, непрерывно развивающиеся западные государства уже играли важную роль не только на экономической, но и на политической сцене Востока, а папский престол своей борьбой за Удел укрепил не только свою внутреннюю автономию, но также и свое влияние на политику этих государств. Так или иначе, сотрудничество папского престола и западных государств было на практике необходимо для укрепления статуса западных владений на Востоке. Поворот византийского императора к папскому престолу, а также отвращение, которое питала Церковь Востока к папским планам развития церковных отношений на основе новой политики и церковной конъюктуры, возникшей после крестовых походов, определяли отношения двух Церквей вплоть до созыва собора во Ферраре-Флоренции (1439–1442 гг.) Все попытки к воссоединению были предприняты византийским императором, власть которого была связана с церковными делами, а также папским престолом, власть которого возросла во время конфликта по поводу Удела и выражалась в конкретных законных требованиях, контроля над политической властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1991-м Патриарх Димитрий скончался в американской больнице Стамбула и Варфоломей становится во главе Константинопольской церкви... То, что Константинопольский патриархат находится под чутким руководством США, хорошо известно. В послевоенной истории это отчётливо прослеживается с 1949 года, когда на борту самолёта президента США Гарри Трумэна в Стамбул был доставлен архиепископ Афинагор (Спиру). Не имея турецкого гражданства, по законам Турции, Афиногор не мог становиться кандидатом в патриархи на выборах. Но у администрации США имелось своё мнение. Афинагору прямо в аэропорту был вручен турецкий паспорт; на следующий день на Фанаре появился новый Патриарх. К слову, Афинагор, привезённый американцами, был масон, состоял в «Великой ложе Греции», являлся большим экуменистом и имел смелое суждение, отрицающее существование ересей. В 1964-м Афинагор, как предстоятель Константинопольского патриархата, провёл в Иерусалиме первую после краха Ферраро-Флорентийской унии (XV в.) встречу с главой Римско-католической церкви Папой Павлом VI. Они отменили взаимные анафемы, существовавшие с 1054 года. Приемником Афинагора в 1972 году стал уже упомянутый Димитрий (Пападопулос) - и тоже при особых обстоятельствах. До момента составления списка кандидатов на Патриарший престол он считался наименее вероятным претендентом. Но власти Турции вычеркнули из списка двух выдающихся митрополитов того времени и патриархом стал Димитрий. Он был первым Константинопольским патриархом, который посетил Вашингтон. Президент Джордж Буш-старший способствовал росту его авторитета. В 1990-м в Вашингтоне Димитрий был председателем на конгрессе церковных и светских лидеров. Варфоломей уже к тому времени был давно самым влиятельным лицом в Константинопольской патриархии. ...Заметим, с анафемой «монаху Филарету» тянули до последней возможности. Как минимум пять лет, с момента учинённого им в Киеве раскола в 1992 году, когда он нарушил обещание, данное Архиерейскому собору, сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ. Лишь в 1997 году было объявлено: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/15/...

Только лишь после смерти Герасима в Москве решились отправить в Константинополь на поставление Иону Рязанского. Быть может, причиной такой медлительности Москвы было именно то обстоятельство, что Герасим был поставлен митрополитом на всю Русскую Церковь, а не только на Литву. Вероятно, Москва не желала нарушать единство Русской митрополии поставлением параллельного Герасиму митрополита на Московскую кафедру. Иона был избран весьма представительно: кандидатом на митрополию его назвал Поместный Собор 1432 г., в составе которого были великий князь, епископы, представители белого и черного духовенства и мирян. Возможно, это делалось в надежде на то, что после столь внушительных выборов греки не смогут отказать в поставлении русского кандидата. Прекратившая смуту в великокняжеском доме смерть Юрия Звенигородского в 1434 г. и казнь митрополита Герасима в 1435 г. открыли, наконец, дорогу Ионе в Константинополь. Однако, отправившись на поставление в конце 1435 - начале 1436 г.г., Иона опоздал. Не считаясь с настроениями русских, греки прежде, чем приехал Иона, уже успели к лету 1436 г. поставить митрополитом на Русь своего соотечественника Исидора. Константинополь шел напролом в вопросе о новом митрополите всея Руси, не считаясь с возможной неприязненной реакцией русских - слишком велико было значение Руси для той униатской затеи, которую уже планировали в Константинополе ради спасения погибающей империи. Впрочем, формально патриарх мог оправдываться последовавшим по смерти Киприана от самих русских предложении ставить митрополита " по старине " - то есть по усмотрению самого патриарха Константинопольского. Прецедент с поставлением Фотия как бы подтверждал за Царьградом это право. К моменту поставления Исидора греки уже вовсю готовились к Ферраро-Флорентийскому собору, который должен быть рассмотреть вопрос об унии Константинополя с Римом. Такой ценой греки надеялись купить военную и финансовую помощь против наступавших турок. Уже было совершенно очевидно, что в скором времени Константинополь может быть захвачен турками. Империя угасала, ее история стремительно приближалась к своему трагическому финалу. Размеры Византии в I половине XV в. свелись к одному лишь Константинополю с его окрестностями да маленькому Морейскому деспотату на Пелопоннесском полуострове. Тем не менее, в Царьграде еще продолжал существовать император, и Первоиерархом православного мира по-прежнему считался Константинопольский патриарх. Но в некогда блестящей столице Империи Ромеев царила ужасающая нищета. Население Царьграда было во много раз меньшим, чем прежде. Целые кварталы города лежали в руинах, в том числе и Большой императорский дворец. Практически отсутствовало войско. Денег катастрофически не хватало на самое необходимое. Даже император ел на деревянной посуде. Все это были явные признаки агонии империи и приближающегося конца. В то же время турецкая мощь была несопоставима с силами угасающей Византии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436260/

— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты? — Вопрос о представительстве Православных Церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече Предстоятелей. Было принято решение, что каждая Поместная Церковь будет представлена ее Предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с Предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей Поместных Церквей будет решаться каждой из них самостоятельно. — Предыдущий Собор проходил до раскола на Православную и Католическую Церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире? — Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного Собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству. Что же касается роли Папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного Собора. — Какова роль Русской Православной Церкви в подготовке Собора? — С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская Православная Церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского Патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3608005.ht...

Митрополит Апостол далее подчеркнул, что воспринятое от Матери Церкви Константинопольской крещение и вступление в брак с сестрой императора Василия принцессой Анной означали вступление Руси в духовные и кровные узы тесных связей с Византией, после чего святой князь «возвращается в матерь всех городов русских Киев и провозвещает проповедь покаяния. Идолы низвергаются, и народ призывается в ковчег спасения через омовение в купели пакибытия, то есть святого Крещения, и единодушно лобызает святую православную веру». Оценивая значение личности святого князя Владимира, митрополит Милетский Апостол обратил внимание на то, что Креститель Руси «не только утвердил святую веру Христову на благословенной земле Русской, но и стал преобразователем, принесшим культуру в Киевское княжество» и «для русского народа сыграл ту же роль, что и Константин Великий для Византии», внеся великий вклад в историю Руси через «привитие благочестия и культуры Византийской империи Киевскому княжеству» и передав своим преемникам преданность Матери Церкви и почтение к ней. В духе взаимной любви и далее развивались отношения «Великой Церкви Константинопольской с ее прекраснейшей дочерью, Церковью Русской». Описав дальнейшее историческое развитие Русской Церкви и упомянув о митрополите Исидоре, который подписал униональное деяние Ферраро-Флорентийского Собора, «что глубочайшим образом подорвало доверие к Вселенской Патриархии», посланец Константинопольского престола подчеркнул, что и после падения Византийской империи и становления самостоятельности Русской Церкви «отношения с Матерью Церковью Константинопольской никогда не ослабевали, и не забывались связывающие их духовные узы», свидетельством чему стало «каноническое придание Патриаршего статуса и чести митрополиту Иову и его преемникам», провозглашенное Святейшим Патриархом Иеремией в 1589 году и подтвержденное Собором 1590 года в Константинополе. «Светлое торжество, совершаемое по случаю празднования памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, является замечательным поводом для всех нас, чтобы вспомнить о нерушимых братских узах, связывающих две Церкви, для того чтобы вновь приобщиться к нашему общему драгоценному византийскому наследию, как должно потрудиться ради желанного для наших сердец единства, явить всем прекрасный и спасительный мир Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, чтобы подойти радованною ногою и в простоте сердца к грядущему Святому и Великому Собору», — сказал митрополит Апостол в завершение своей речи. Передав поздравления Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, митрополит Милетский Апостол пожелал Святейшему Патриарху Кириллу, чтобы великий равноапостольный святой Владимир, Креститель Руси, укреплял Его Святейшество на многая и благая лета, а «благочестивейшему русскому народу ходатайством святого Владимира» ниспосылались обильные милости и благодать Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/4177792.ht...

В 1433 г. Парентучелли был отправлен на Базельский Собор (1431-1449), антипапский характер которого он критиковал (называл Базельский Собор «синагогой сатаны»; как и его наставник, кард. Н. Альбергати, он был противником концилиаризма (см. Соборное движение )). В 1434-1435 гг. сопровождал кардинала в дипломатических поездках во Францию и в Англию. В 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) Парентучелли участвовал в переговорах о заключении унии с представителями Армянской, Эфиопской и Сирийской яковитской Церквей. Вероятно, по протекции кард. Н. Альбергати папа Евгений IV назначил Парентучелли на должность вице-камерленго (12 марта 1443). В сент. 1443 г., когда папский двор вернулся в Рим, он был направлен с дипломатической миссией во Флоренцию, а затем к королю Неаполя Альфонсо I. 27 нояб. 1444 г. папа Евгений IV назначил Парентучелли на Болонскую кафедру, вакантную после кончины Альбергати (9 мая 1443). Из-за городских беспорядков новому епископу не сразу удалось вступить на свою кафедру, епископское рукоположение было отложено. В 1446 г. папа направил Т. Парентучелли, еп. Болоньи, и Хуана Карвахаля, еп. Кории (1443-1446), а затем Пласенсии (1446-1469), легатами в Свящ. Римскую империю для переговоров с герм. кор. Фридрихом IV Габсбургом (1440-1493, с 1452 имп. Фридрих III ), чтобы он отказался от нейтралитета по отношению к Базельскому Собору. За успешные действия в ходе переговоров с герм. королем 16 дек. 1446 г. папа возвел Парентучелли в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Сусанна, а Карвахаля - кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Анджело. Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) 23 февр. 1447 г. умер папа Евгений IV. Через 9 дней на похоронах папы надгробную речь вопреки традиции произнес кард. Т. Парентучелли (обычно с такой речью выступал декан коллегии кардиналов, тогда как Парентучелли был лишь недавно возведен в кардинальское достоинство).

http://pravenc.ru/text/2566088.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010