Папа Мартин V понял эту инициативу таким образом, что Вселенский собор нужен императору лишь для маскировки, чтобы убедить народ в законности унии, но в Константинополе были настроены на серьезный и полноценный богословский диспут. Следующий папа Евгений IV, оказавшийся в остром конфликте с собором в Базеле (1431-­1449), решил воспользоваться переговорами с греками для повышения собственного авторитета. В 1437 г. он объявил о созыве нового собора в Ферраре, куда для переговоров об унии была приглашена византийская делегация. Одновременно аналогичное приглашение поступило грекам и от не собиравшегося расходиться Базельского собора. Но в Константинополе предпочли принять приглашение папы Евгения. Таким образом, переговоры, предшествовавшие Ферраро-Флорентийскому собору, велись более двадцати лет (1415–1437 гг.): с византийской стороны – императорами Мануилом Палеологом и его сыном Иоанном, с латинский – римскими папами Мартином V и Евгением IV. В 1418 г. в Констанце появлялись послы от Мануила II и патриарха Константинопольского, а в 1422 г. Мартин V послал францисканца Антонио да Масса на Босфор с девятью статьями, которые должны были стать основой союза. Эти статьи привели к переговорам, которые и завершились в Ферраре, где греки подчинились апостольскому престолу. 2. Обсуждение унии с Восточной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе Созыв Вселенского собора для обсуждения вопроса о церковном соединении знаменовал серьезный шаг навстречу со стороны Рима, во многом стимулированный развитием идей концилиаризма. Папы Мартин V и Евгений IV, связанные соборными решениями, не могли полностью реализовать свой антиконцилиаристский потенциал и, в надежде на то, что уния с восточными поможет преодолеть текущие сложности, уже не требовали от них прямо «обращения» или «подчинения». He давал возможности почивать на лаврах и Базельский собор, начавший собственные сепаратные переговоры с греками (последние, правда, чувствовали себя более уверенно с папой, чем с Базелем: требования папы были известны, а западное соборное движение было явлением новым и пока туманным).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература последнего времени, посвященная Ферраро-Флорентийскому Собору, весьма многочисленна. Укажем здесь лишь некоторые работы: 1) Ševèenko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence//Church History. 1955. T. 242; 2) Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959; 3) idem. Personalities of the Council of Florence and other Essays. Oxford, 1964; 4) Arrignon J.-P. Les Russes au Concile de Ferrare-Florence//Irenikon. 1974. T. 47; 5) Krajcar J. Simeon of Souzdal’s Account of the Council of Florence//OCP. 1979. T. 45; 6) Monczak I. Florentine ecumenism in the Kyiwan church. Roma, 1987; 7) Leontiades I. G. Die griechische Delegation auf dem Konzil von Ferrara-Florenz. Eine prosopographische Skizze//Annuarium Historiae Conciliorum 21 (1990); 8) Зимин. Витязь на распутье. С. 79–99; 9) Ломизе Е. М. Письменные источники сведений о Флорентийской унии на Московской Руси в середине XV в.//Россия и православный Восток. Вып. 1 (в печ.); 10) он же. К вопросу о восприятии Ферраро-Флорентийского Собора русской делегацией (Анализ сведений Симеона Суздальского)//Славяне и их соседи: Межконфессиональные отношения в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в средние века (в печ.). Публикация материалов Собора: Concilium Florentinum. Roma, 1953–1976. Т. 1–6. О публикациях славянских источников см. комм. О житиях свт. Алексия подробнее см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 132–140; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 75–80; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция жития митрополита Алексия)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242–257. Летописи Рогожская и Симеоновская, восходящие к Московскому летописному своду 1409 г., называют крещальное имя свт. Алексия — Симеон; позднейшие летописи и жития XV в.— Елевферий; некоторые списки Никоновской летописи (XVI в.) помещают оба имени рядом. В современной научной литературе рождение свт. Алексия принято относить ко времени ок. 1293 г. (Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 25).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Последующие папы на практике отвергли теорию высшей власти общецерковных соборов, которую там с таким достоинством отстаивали. Продолжавшийся собор в Ферраре уже не пытался решать проблему церковных реформ или соперничать с Базельским собором. После шестнадцати заседаний в Ферраре папа Евгений в феврале 1439 г. перенес собор во Флоренцию. В качестве причины указывались нездоровые условия в Ферраре, но на самом деле флорентийцы предложили Евгению обеспечить гарантированную поддержку гостями с Востока, удалив их от побережья, чтобы греки не могли вернуться домой до заключения союза. В 1442 г. собор переехал в Латеранский дворец в Риме. Заседания в Ферраре, Флоренции и Риме прибавляются к первым двадцати пяти заседаниям в Базеле, и все вместе они считаются в католицизме XVII Вселенским собором. 7 августа 1445 г. папа Евгений распустил этот долгий собор (1438–1445 гг.: до 1439 г. в Ферраре, в 1439–1442 гг. – во Флоренции, в 1443– 1445 гг. – в Риме). «Флоренция положила конец развитию концилиаристского движения на Западе, которое угрожало изменить само устройство церкви. Великим достижением Флорентийского собора для Запада было то, что он обеспечил победу пап в борьбе против концилиаризма и выживание традиционного порядка церкви», – так оценивается значение Ферраро-Флорентийского собора католическими учеными. При первой же возможности Святой престол довершает дело разгрома концилиаризма. Постановление собора в Констанце о высшей власти вселенских соборов, которое Евгений IV фактически проигнорировал, было решительно дезавуировано папой-гуманистом Пием II 18 января 1460 г. в булле Execrabilis, запрещавшей апелляции против папских решений и провозглашавшей, что авторитет папы непререкаем, а папские решения – окончательны. Папа Пий объявляет неслыханным злоупотреблением апеллировать к собору против решений римского понтифика – наместника Христа, которому поручено питать Его овец, связывать и разрешать на земле и на небесах. Чтобы избавить церковь от этой губительной заразы (pestiferum virus), он проклял сами апелляции и апеллирующих, заявив, что отменить проклятие может только сам римский понтифик и только на смертном одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флорентийский собор, Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445) – собор, созванный папой Евгением IV для заключения унии с Православными Церквами в противовес Базельскому собору. Открылся в Ферраре, затем был перенесен во Флоренцию, закончился в Риме. В работе Флорентийского собора участвовала многочисленная православная делегация (византийский император Иоанн VIII, константинопольский патриарх Иосиф II и др. высшие православные иерархи), искавшая сближения с папством в надежде на помощь Запада в борьбе против турецких завоевателей. На Флорентийском соборе разгорелись споры о филиокве, о таинстве причащения, о чистилище, о верховной власти папы. Усиление турецкой опасности, давление, с одной стороны, Евгения IV, с другой – ряда византийских церковных деятелей (Виссариона Никейского, киевского митрополита Исидора и др., готовых пойти на компромисс в области догматики ради спасения Византийской империи) вынудили византийцев заключить Флорентийскую унию (5 июля 1439 г.). В дальнейшем и Русь, и Византия отвергли унию. Последние сессии Флорентийского собора были посвящены борьбе с Базельским собором. 224 Павел IV (1476–1559) – папа римский с 1555 г. В миру Джанпьетро Караффа. Родился в Неаполе. В 1504–1524 гг. епископ Кьеги. В 1520 г. участвовал в составлении буллы против М. Лютера. Один из основателей ордена театинцев (1524). В 1536 г. архиепископ Неаполя и кардинал. В 1542 г. возглавил римскую инквизицию. При Павле IV Тридентский собор практически прекратил работу. Преследованию подвергались не только еретики и иноверцы, но и сторонники умеренной церковной реформы. В 1559 г. издал первый «Индекс запрещенных книг». После смерти Марии Тюдор в 1558 г. не смог помешать победе протестантов в Англии. 225 Срв., напр., глубоко трогательное описание аудиенции у Папы в одной из книжек журнала «Religioese Besinnung» (1928, Haefte 3). 227 Пий XI (1857–1939) – папа римский с 1922 г. В миру Акилле Ратти. Родился близ Милана в семье мелкого промышленника. После окончания духовной семинарии учился в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ему же принадлежит «De processione Sp- s S- ti» (col.864– 957) уже с явно латинской аргументацией. 213 Ср. об этом у проф. А. П. Лебедева . Истор. очерки состояния Визант.-вост. церкви от конца XI до половины XV века. М., 1902, гл . I, стр . 1–44. Ср . Pichler. Gesch . der kirchlichen Trennung zwischen Orient undOccident etc. Mü nchen. 1865.1– II. 214 Источники относительно этих дебатов, как и вообще истории собора, не вполне удовлетворительны. Официальные протоколы, которые велись секретарями на латинском и греческом языках, утрачены, и важнейшим источником остается подробная история собора на греческом языке, на основании актов и с выдержками из них, она и включена в IX т. коллекции Harduini и в 31 т. у Mansi (мы цитируем по Mansi). О личности автора высказываются только догадки. Эти материалы восполняются коллекцией материалов, собранных ватиканским библиотекарем О. Giustiniani на латинском языке, и сюда присоединяется, наконец, сочинение участника собора, грека Сильвестра Сиропула: «Vera historia unionis non verae inter Graecos et Latinos, sive consilii Florentini exactissima narratio etc» (тенденция автора достаточно явствует из заглавия). Аналогичным по теме, но с противоположной тенденцией является памфлет Иосифа Мефонского: «Апология Флорентийского собора против Марка Евгеника» (Mg. s. gr., t. 159), даже со службой собору (col. 1095–1105). Из литературы следует назвать прежде всего, конечно, Hefele. Die Conciliengeschichte, франц. пер. L eclercq. Hist. des consiles. t.VII, 2. На русском языке анонимная (Горского) «История Флорентийского собора», М. 1847, краткая, но документальная, хотя и не вполне беспристрастная. Fromann. Kritische Beitrage zur Geschichte der Florentiner Kirchenvereinigung. Halle, 1872. 217 Иоанн Рагузский: «насколько говорится о бытии от Отца, говорится об ипостаси Его, и насколько говорится и от Сына, разумеется из ипостаси Его: но так как одна и та же природа Отца и Сына, est autem Patris producere, est etiam Filii, ita fu, ut ab uno Spiritus producatur (Mansi, XXXI, 929–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Протопресвитер Анастасий Гоцопулос. " Небольшой вклад в диалог по вопросу об украинской «автокефалии» "   8.1.2019, Патры I. А входит ли Украина в юрисдикцию Вселенского Престола? От Ферраро-Флорентийского собора к собору Критскому Несомненно, что одностороннее решение Вселенского Патриархата предоставить статус автокефальной Церкви на Украине порождает серьезнейшую церковную проблему, подрывает всеправославное единство и сотрудничество и потрясает всеправославный авторитет Вселенского Патриархата, как координатора Православных автокефальных Церквей и преимущественного выразителя всеправославного единства. Изучая исторические данные, связанные с украинской проблемой, в том виде, как они отражены у видных исследователей истории, можно убедиться в том, что возникла она, в первую очередь, как следствие Ферарро-Флорентийского собора (1438-1439), в течение веков систематически и методически насаждалась с помощью унии (Брестский собор 1596 г.) и получила завершение сегодня, как следствие Критского собора (2016) И тогда за разделением православных стояли политические интересы, которые привели византийцев в Италию, где они подписали лжеединство с Папой. Так и сегодня за предоставлением автокефалии снова стоят политические и геостратегические интересы. В истории предоставления автокефалии не случалось столь резкого, эмоционально насыщенного и грубого вмешательства со стороны политических сил, находящихся за пределами самой заинтересованной страны, в сам вопрос предоставления. Об этом без сомнения свидетельствует благодарность президента Украины Порошенко в адрес США за «их активную поддержку процесса предоставления Да ведь и сами США без малейших колебаний заявили, что «Соединенные Штаты Америки поддерживают предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви», - как говорится в заявлении представителя пресс-службы Государственного департамента США Хизер Да и зачем же нам скрывать, ведь… Откровением в этом смысле звучит и заявление нового «предстоятеля» Епифания о том, что «была очень ощутимая поддержка Америки в этом вопросе, и думаю, что мы будем и дальше общаться, чтоб автокефалия Украинской Церкви имела ту же самую поддержку и в Это заявление в то же время трагично, потому что открывает духовный тупик, [в котором оказалась] «автокефальная» Церковь и сам «митрополит Киевский» Епифаний.

http://sedmitza.ru/text/8665914.html

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Содержание Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку Предисловие автора Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе А. История европейского синтеза Б. Миссия Православия в построении будущей Европы В. Дилемма vers l " intégration ou vers la désagrégation Религия и общество в современной европейской действительности Некоторые мысли об использовании духовных сил Православия в Европе Современная миссия православного богословия Православие и нация Тысячелетие исторического опыта Русской Церкви Религии перед экологической проблемой Православие и Балканы Современная миссия Православия Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время I. Забота о каноническом порядке II. Административная юрисдикция III. Служение единству IV. Соборное самосознание Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 1. Некоторые сведения 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели 3. Деятельность Центра 4. Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея Первый и его юрисдикция Высший авторитет в Православных Церквах Икона и Собор Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору На пути к Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы Выступление на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (1976 г.) 1. Исторический обзор 2. Обзор литературы о Соборе Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 1. Достоинство человеческой личности – основа для мира 2. Достоинство человеческой свободы и опасности от ее абсолютизации 3. Мир и справедливость: необходимые различия 4. Миссия Православия в современном мире 5. Православие и расовые дискриминации 6. Православие и братство между народами 7. Пророческая миссия Православия: свидетельство любви Православная Диаспора. Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии (1990 г.) I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот какое начало положил защитник 102 догматов нашей Церкви. 7. Когда император отправил послов к [восточным] Патриархам и в Иберию, то он отправил и к папе кир Мануила Вуллота, чтобы сообщить ему о том, что император готовится идти на Собор и обязательно придет вместе с Патриархом и собором восточных по ходу следующей зимы. Так чтобы и папа оказался к этому готов. Отправил он и кир Иоанна Дисипата к Собору в Василее, чтобы продемонстрировать и тем, как готовится император, Патриарх и остальные, собирающиеся прийти на Собор. А также для того, чтобы попечением Дисипата они позаботились так отправить корабли, чтобы они успели сюда до конца осени. К этому времени все будут готовы взойти на корабли и оправиться на Собор. С этим, как казалось, Дисипат был отправлен к Собору, поскольку и император имел договоренность с участниками Собора, и те выделили средства, привезенные Иоанном, на которые собрались пришедшие. Он же отправился на Собор и говорил там слова, какие только хотел, как выяснилось из [дальнейших] событий. А каким образом он оттуда пошел к папе, побуждая и его отправить корабли и средства и вместе с ним устроить готовящийся Собор, мы не знаем и ничего не можем об этом сказать, так как это для всех оказалось затруднительным, чтобы не сказать – невообразимым. Однако все произошло, как заранее устроил Дисипат или, если угодно, как он исказил свое посольство. 8. Пока эти послы находились в путешествии, император поставил себе целью собрать видных людей из наших и рассмотреть, как лучше начать собеседования с латинянами и как будут происходить переговоры. Итак, он повелел, – и собрались [митрополиты] Эфесский и Ираклийский, ставрофорные архонты Церкви, духовник кир Григорий и иеромонах кир Марк Евгеник. Присутствовал также император с месадзонами, учителем Схоларием и Критопулом 103 . Император сказал, что «мы отправили послов к тем, в чьем присутствии на Соборе мы нуждаемся, и мы ожидаем, что вместе с ними и мы отправимся в Италию, если Богу это будет угодно. Тогда само время и обстоятельства научат нас более точно, откуда нам начинать и как беседовать с латинянами. Но чтобы мы в праздности не тратили время попусту, показалось мне за благо от настоящего времени рассмотреть это и приготовиться к тому, чего потребует такое дело. Ради этого вы собраны, так что пусть каждый выскажет свое мнение». Первым ответил месадзон Кантакузин: «Мне представляется верным, чтобы тот, кто будет назначен говорить слово, сказал с кротостью и дружественно, с подобающей подготовкой, уважением и домостроительством, что причиной разделения стало прибавление к Символу [веры]. Пусть будет исправлено это, и таким образом мы перейдем и к остальным вопросам». Высказались и остальные: одни говорили то же, другие – иное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И «ради любви и защиты православной веры», по выражению «Либер Понтификалис», он повелел поместить справа и слева исповедального входа собора Святого Петра по серебряной доске с гравированным Символом веры без Filioque, на греческом и латинском языках. Таким образом, богословски Лев III уже филиоквист, но экклезиологически он, хотя и папа, еще не настолько папист, чтобы поставить свое мнение или даже мнение Римской кафедры выше голоса Вселенской Церкви. Знаменательное свидетельство, что тот, кто хранит правое учение в экклезиологии, окажется в ограде церковной защищенным от впадения в ересь и в иных областях церковного богословствования. Во Франкской империи Символ веры продолжали петь с Filioque, а в римский Символ веры вставка была сделана, по-видимому, лишь 14 февраля 1014 г. при короновании императора Генриха II папой Бенедиктом VIII. Впоследствии это учение было догматизировано на Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1439) Соборах, то есть отвержение этого учения получило значение ереси. Новые изменения в католическом подходе произошли только в конце XX в. Filioque и православный Восток В отличие от Западной Церкви, где авторитет Августина был исключительно высок, на Востоке он как личность, деятель церковной истории и как богослов был малоизвестен. Мы находим лишь два упоминания об Августине в постановлениях Вселенских Соборов. Так, Эфесский Собор воздал ему честь, подтвердив решения, принятые на Западе против пелагиан, с которыми особенно много боролся Августин. Это не было на 4-м и 5-м заседаниях III Вселенского (Эфесского) Собора. Затем в своем обращении ко II Константинопольскому (V) Вселенскому Собору император Юстиниан определенно назвал Августина одним из святых отцов и учителей Святой Церкви Божией, за которыми мы во всем следуем, принимая все, что было ими написано и провозглашено о православной вере и для осуждения еретиков. Но это скорее формальное принятие, вероятно, не шло дальше признания авторитета антипелагианской деятельности Августина. Нелатинские отцы никогда не принимали его учения в целом, никогда не признавали в нем особенно авторитетного (особенно в таких областях, как триадология) свидетеля Предания. Это не означает, что такое отношение распространялось на всех западных отцов и учителей. Скажем, за святым Киприаном Карфагенским или за святителем Амвросием признавался несомненно более высокий учительный авторитет. О том же священномученике Киприане Карфагенском писал святитель Григорий Богослов : «Слово его распространялось на все страны Запада и почти на все области востока, юга и севера» (Слово 24, 12, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

837 Если бы принимать, что перед смертью Фотия действительно было посылаемо к ним с просьбой о поставлении кандидата, имеющего быть присланным из самой России, то можно было бы полагать, что они все ждали прибытия кандидата; но принимать это, как мы сказали, весьма сомнительно. Если бы принимать, что Герасим в 1432–33 году был поставлен в митрополиты не литовские только, а всея России, то совсем не являлось бы вопроса о причине медления Греков. Но, как опять мы сказали, нам представляется совершенно невероятным допускать, чтобы Герасим поставлен был в митрополиты всея России. 838 О приготовлениях Греков к Ферраро-флорентийскому собору и о самом этом соборе см. напечатанную в Москве, в 1847 году, «Историю Флорентийского собора», которая обыкновенно усвояется А. В. Горскому и которая на самом деле представляет собой магистерскую диссертацию студента 15 курса МДА Ивана Остроумова (История Академии С. К. Смирнова, стр. 241), только написанную под руководством А. В-ча (о приготовлениях стр. 31). Со времени возвращения Константинополя от крестоносцев императором Михаилом Палеологом в 1261 году и до его завоевания Турками Греки по своим политическим обстоятельствам почти непрестанно вели переговоры с папами о соединении церквей. 839 Что именно до прибытия, относительно чего нам приходилось встречать сомнения, об этом кроме указанного выше свидетельства самого Ионы см. ещё свидетельство великого князя, – Акты Истории и стр. 84 и 433, у Павлова col. 579. 840 Исидора называют Греком: современные греческие летописцы Дука, – cap. XXXVI, ed. Paris, p. 142 ( ωμαος τ γνος), и Халкондила, – lib. VI, в Патрологии Миня t. 159 col. 292 ( φιλοπατρς в отношении к Греции), почти современный польский летописец Длугош, – lib. XII Лейпцигское издание 1711 года стр. 727 (natione Graecus), наше современное Слово и сказание о составлении восьмого собора латинского, – у А. Н. Попова в Историко-литературном обзоре древне-русских полемических сочинений против латинян, стр. 362 начало, наши 1 Новгородская и Никоновская летописи, – под 1437 годом, и наконец, современный, лично и близко знавший Исидора, писатель западный – Эней Сильви Пикколомини, с 1458 по 1464 год бывший папой под именем Пия II (в Записках о своей жизни, которые выдал под именем своего домашнего секретаря Иоанна Гобеллина – Pii II Pontificis Maximi Commentarii rerum memorabilium, quae temporibus ejue contigerunt libri XII a Ioanne Gobellino.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010