Преемником Михаила стал звероподобный Лев Армянин 31 . Будучи коварно введен в заблуждение одним нечестивым монахом-затворником, он начал второе иконоборческое гонение, – и снова Церковь Божия оказалась лишена красоты. Льва Армянина сменил Михаил Аморрей 32 , а того – сын Феофил 33 , который опять воздвиг гонение на иконы, превзойдя всех остальных. Так, этот Феофил подверг многих из святых отцов различным наказаниям и пыткам за святые иконы. Однако, говорят, он (во время своего царствования) особенно ратовал за справедливость (не терпел несправедливости), так что искали по всему городу, чтобы найти человека, который должен был судиться с другим (в присутствии императора), и за много (17) дней совсем никого не нашли. Феофил самодержавно правил в течение двенадцати лет, после чего заболел дизентерией, которая терзала его, так что рот его широко открылся до самой гортани. Царица Феодора 34 , в сильной скорби о случившемся, ненадолго уснула и увидела во сне Пресвятую Богородицу, держащую на руках Предвечного Младенца, окруженную светлыми Ангелами, которые бичевали и бранили мужа (царицы) Феофила. Когда она проснулась, Феофил, немного придя в себя, кричал: «Увы мне, окаянному! За святые иконы меня бичуют». Царица тотчас положила ему на голову образ Богородицы, молясь Ей со слезами. Феофил, увидев у одного из стоявших рядом на груди образок, взяв его, поцеловал. И сразу же губы, поносившие иконы, и безобразно раскрытая гортань закрылись, и он, избавившись от постигшей его беды и мучений, уснул, уверившись, что весьма хорошо почитать святые иконы. Царица, принеся из своего ларца святые и честные образа, убеждала мужа целовать их и почитать от всей души. Вскоре Феофил ушел из этой жизни. В ту пору по божественному озарению явился преподобному Иоанникию Великому, подвизавшемуся в горах Олимпа, святой отшельник Арсакий, говоря ему: «Бог послал меня к тебе, чтобы мы, придя в Никомидию к преподобному мужу Исаие Затворнику, научившись у него, совершили любезное Богу и подобающее Его Церкви».

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Ее предводитель лжемитрополит Феофил (Булдовский), возглавивший лубенский раскол в 20-х гг. и изверженный из сана священноначалием Русской Православной Церкви, объявил себя в ноябре 1941 г. митрополитом Харьковским. Утвердившись в Харькове, лжемитрополит Феофил распространил свою юрисдикцию и на Полтавскую епархию, где, однако, его попытки подчинить себе духовенство и верующих встретили энергичное сопротивление со стороны церковных деятелей автономной ориентации, во главе которых стоял переведенный на Полтавскую кафедру епископ Вениамин (Новицкий). По мере продвижения германских войск на Восток, Феофил включил в свою церковную область также Воронежскую и Курскую епархии. Поскольку Феофил действовал вне пределов рейхскомиссариата, его отношения с автокефалистами во главе с Поликарпом (Сикорским) довольно долго не носили административного характера. Лишь в июле 1942 г. с ним встретился Степан Скрыпник, к тому времени уже хиротонисанный во епископа Переславского с именем Мстислав; он вел с ним переговоры по поручению администратора Поликарпа о подчинении его автокефальному центру в Луцке. Скрыпник и Феофил (Булдовский) были знакомы еще со времен Гражданской войны. Сам Феофил так впоследствии говорил о Мстиславе: «О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет ему препятствием… Епископ Мстислав – доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа (Сикорского)». Результатом переговоров Феофила с Мстиславом было подчинение лжемитрополита Харьковского и Полтавского юрисдикции Поликарпа (Сикорского). Но большая часть украинской паствы занятых областей находилась в юрисдикции Автономной Церкви Украины, которая не порывала канонической связи с Патриархией, хотя автономия ее и не была признана главой Русской Православной Церкви митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем) . Глава Автономной Церкви митрополит Волынский и Житомирский Алексий (Громадский) 8 мая 1943 г. был убит националистами, близкими к Поликарпу (Сикорскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добравшись до своей келлии, он предался подвигу непрестанного плача. Раздав все до последней сорочки и оставив у себя только свиту и мантию, Феофил каждый день ожидал смертного часа. И никто не мог удержать его от слез; никто не мог принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро он говорил сам себе: «Не знаю, доживу ли я до вечера». Приходила ночь, и он с плачем говорил: «Что мне делать? Доживу ли я до утра? Ибо многие, вставши утром, не достигали вечера и, возлегши на своих ложах, уже не вставали с них. Тем более я, уже получивший извещение от преподобного, что скоро кончится жизнь моя». И со слезами молил он Господа дать ему время покаяния. Каждый день и час ожидал Феофил кончины своей, изнуряя себя постом, плача и молясь непрестанно. Таким подвигом в течение нескольких лет Феофил до того иссушил свое тело, что можно было счесть все его суставы и кости. Многие приходили утешать его, но своими речами только доводили до большего рыдания. Наконец, от непрестанно плача и слез он ослеп. Преподобный же Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему: «Брат Феофил! Прости меня, что я огорчил тебя на много лет, и молись обо мне, ибо я уже отхожу из этого света. Если я получу дерзновение пред Всевышним, то не забуду молиться за тебя, да сподобит нас Господь свидеться там и быть вместе с отцами нашими Антонием и Феодосием». Феофил с плачем отвечал ему: «Отец Марк! Зачем ты меня оставляешь? Или возьми меня с собою, или дай мне прозреть». «Не скорби, брат, — отвечал ему преподобный Марк, — телесными очами ты ослеп ради Бога, а духовными прозрел на разумение Его. Объявив тебе близкую кончину, я стал виною твоей слепоты. Но я хотел принести пользу душе твоей, превратив твое высокоумие в смирение, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». Феофил отвечал преподобному: «Знаю, отец мой, что за грехи мои я должен был пасть мертвым пред тобою в пещере тогда же, как ты воскресил умершего брата моего, но Господь пощадил меня ради твоих святых молитв, дал мне жизнь, ожидая моего покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

награжден орденом св. Анны 2 степени. В том же году, с Высочайшего соизволения, он имел поручение составить, применительно к местным обстоятельствам, правила об учреждении в Одессе отделения общества попечительного о тюрьмах и потом назначен вице-президентом этого отделения. В 1821 г. переведен настоятелем в добружский монастырь. В 1822 г. Феофил просился в С.-Петербург по делам службы. Кн. Голицын выпросил ему у государя соизволение на это и тысячу рублей на дорогу. В ноябре этого года, в бытность Феофила в С.-Петербурге, кн. Голицын спрашивал у кишиневского преосвященного Димитрия, какой награды заслуживает законоучитель ришельевского лицея архим. Феофил. Димитрии отвечал, что отличные достоинства и подвиги архим. Феофила дают ему право и на отличную награду, и просил кн. Голицына „исходатайствовать у христолюбивейшего Монарха для сего достойнейшего духовного чиновника орден св. Владимира 3-й степени“. Феофил отблагодарил Димитрия, устроив вызов его в С.-Петербург, для присутствования в Св. Синоде. Но начавшиеся неприятности между м. Серафимом и кн. Голицыным отозвались и на Феофиле. В июне 1823 г, находясь еще в С.-Петербурге, Феофил получил указ Св. Синода, которым он увольнялся от должности законоучителя и переводился настоятелем в ростовский борисоглебский монастырь. Кн. Голицын заступился за своего любимца и выпросил Высочайший указ, в котором объявлялась следующая воля Государя: „Государь Император Высочайше соизволил на представление генерал-лейтенанта Витте, ходатайствовавшего по начальству своему над ришельевским в городе Одессе лицеем об оставлении в оном при прежней должности законоучителя, переведенного настоятелем в ростовский борисоглебский монастырь архим. Феофила“. Вместе с тем Феофил получил орден Владимира 3 ст. С падением Голицына Феофил лишился своей опоры и не только вместе с прочими деятелями, но более всех подвергся преследованию. С этих пор начинается его одиссея, скитальчество из одного конца России в другой, продолжавшееся в течение всей долгой жизни его и кончившееся только с его смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

24:18; 31:18), а брат наш Феофил после сорокадневного поста получил свое рукописание, отнятое у сатаны силой Божьей и ходатайством Божьей Матери! Воспоем же и мы с ним, дети, благодарственную песнь Владыке, милосердо принявшему его покаяние, по предстательству пренепорочной Богородицы, Которая для людей есть мост к Богу, надежда отчаянных, прибежище бедствующих, истинная дверь, стучащим в нее грешникам отверзающая Свое милосердие и приносящая наши молитвы к рожденному от Нее Богу нашему. Что мне еще сказать либо какую песнь воспеть для прославления Ее и Ее Сына? Воистину, чудны дела Твои, Господи, и никакого слова недостаточно для восхваления чудес Твоих! Воистину, «как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс.103:24). Воистину, теперь прилично повторить евангельское слово: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот» брат наш Феофил «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:22–24). Пока епископ так говорил, Феофил лежал у ног его и плакал; протянув руку, епископ поднял его с земли. Феофил же, встав, стал просить его сжечь рукописание, но епископ велел ему сделать это самому, что Феофил и исполнил перед всеми. Глядя на сожжение нечестивой хартии, народ долго со слезами взывал: — Господи, помилуй. Велев народу, наконец, умолкнуть, епископ продолжал божественную службу и, по совершении ее, причастил Феофила пречистых и животворящих Таин Тела и Крови Христовых. И тотчас же лицо Феофила просветилось, как солнце. Все видевшие изменение его лица прославили преблагого Бога, оправдывающего и освящающего кающихся грешников. После всего этого Феофил пошел в ту церковь Пречистой Девы Богородицы, где он постился со слезами покаяния, сподобился Ее святого видения и получил прощение своих грехов: здесь он немного почил после трудов. Узнав, по прошествии трех дней, о приближении своей кончины, он сделал завещание относительно своего имущества, которое всё велел раздать нищим.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Но другие, обращая внимание на скрывающуюся в словах мысль, утверждали противное, и тех, которые держались первого мнения, почитали богохульниками. Феофил думал согласно с последними, даже утверждал в Церкви и в послании, которое писал по обычаю около Пасхального праздника, что Бога надобно почитать бестелесным и чуждым человеческого вида. Когда это дошло до сведения египетских монахов, они пришли в Александрию, где, соединившись между собою, начали возмущение и замышляли убить Феофила как человека нечестивого. Но он, явившись к ним в то самое время, как они возмущались, сказал: “Я вижу вас, будто лице Божие”. Такое приветствие укротило этих людей, и они, оставив свой гнев, сказали: “Если ты в самом деле так исповедуешь, то осуди книги Оригена ; потому что читающие их приводятся к противным сему мыслям”. “У меня, – отвечал Феофил, – давно уже это в намерении, и я сделаю по вашему желанию; ибо столько же, как вы, порицаю тех, которые следуют мнениям Оригена ”. Потакнув, таким образом, монахам, он прекратил мятеж» 1419 . Узнав, что между египетскими монахами, по росту прозванными Длинными или Долгими, некоторые следуют мнению Оригена и порицают тех, которые признают Бога человекообразным, Феофил привел их в столкновение со множеством монахов, державшихся иного мнения 1420 . Длинные удалились в Константинополь, надеясь обличить направленные против них козни пред судом царя и епископа Иоанна. Иоанн благосклонно принял и писал Феофилу, чтобы он возвратил им общение, так как они правильно мыслят о Боге. Посему в Александрии разнесся ложный слух, будто Иоанн имел общение с Длинными. Феофил начал придумывать, каким бы образом свергнуть с епископского престола и самого Иоанна 1421 . Скрывая это в уме, Феофил писал к епископам городов и осуждал сочинения Оригена . Епифаний Кипрский , с давних пор не любивший сочинений Оригена , легко поверил посланию Феофила и в собрании кипрских епископов запретил чтение Оригеновых книг. Мсжду тем люди из властей и клира, имевшие неприязнь к Иоанну, осведомились, что Феофил заботится о низвержении его и, тщательно содействуя Александрийскому епископу, старались о созвании в Константинополе Собора, чтобы на этом соборе осудить Оригеновы сочинения и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Греческий царь Феофил, упорный иконоборец 340 , возвратил из заточения святейшего патриарха Мефодия, великого поборника православия 341 , единственно ради того, чтобы иметь учёного и мудрого собеседника; ибо Феофил, любя науки, намеревался восстановить в Царьграде опустевшие училища 342 , а святой Мефодий был в то время муж просвещённейший и сколь ревностный защитник христианской веры, столь же мудрый советник в делах государственных. Наёмник не преминул бы пожертвовать истиной для этой царской милости; но Мефодий, как добрый пастырь, хотел воздать «кесарева кесаревы» обращением его на путь истины. Он опять начал пререкаться с иконоборцами и проповедовать поклонение святым иконам, отнюдь невзирая в праведном деле на гнев императора. Феофил со своей стороны, хотя видел в этом первосвященнике преткновение своим злочестивым намерениям, но, имея в нём нужду, терпел до времени и, подавляя лютую досаду, наружно оказывал ему своё благоволение. Между тем у греков загорелась война с сарацинами; Феофил, сам предводительствуя войсками, взял с собой и святого Мефодия, будто для молитвы и собеседования, но в самом деле по одному только подозрению, чтобы любимый народом архипастырь в его отсутствие не воздвиг возмущения против иконоборного правительства. Преданный «в ум неискусен, творити неподобная» воображал, что святые люди всего более способны быть мятежниками! Но это было только началом оскорбления избранных Божьих: вскоре обстоятельства, вместо обращения императора на путь истинный, умножили в нём ожесточение. Агаряне разбили греческое войско, так что сам Феофил едва с малым остатком избавился от плена. Тогда-то иконоборец обнаружил весь гнев на святого Мефодия и, обратив всю вину поражения единственно на него, с ругательством утверждал: «Из-за того Бог отнял у нас победу, что имеем в воинстве идолопоклонство и поборника идолопоклонствующих» (разумея под этим поклонение иконам и святого Мефодия). Первосвященник с кротостью представлял, что Господь прогневался за Своё поругание на святых иконах и потому даровал врагам победу над ними; что царь должен приписывать своё спасение малому числу избранных, находящихся в его воинстве; а если не могли они отвратить совершенного поражения греков, тому причиной заблуждение царя, как первой особы, как главы их отечества. Святой Мефодий возвещал истину Духом Святым; но ожесточенный Феофил наложил ему раны и осудил на ужаснейшее заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

икон и укреплял правоверующих, но и письменно. Исповедников изгнали из дворца; патриарх принужден был оставить свою кафедру. По удалении патриарха враги дерзко начали истреблять св. иконы. Св. Феодор Студит для предотвращения соблазна, приказал инокам своей обители поднять иконы и совершить с ними торжественный крестный ход в день вербного воскресения, с пением: «пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» 272 и проч. На место Никифора возведен был на патриаршую кафедру единомысленный императору Феодот (815–821). Иконоборцы собрали собор против иконопочитания и определили истребить иконы. По сему определению враги православия замазывали в церквах изображения; разбивали священные сосуды, раздирали украшения на части, раскалывали доски, на которых были изображения и проч. 273 . В это время пострадали многие твердые хранители св. преданий Прав. Церкви; так изгнаны были в ссылку за иконопочитание епископы Михаил Синадский (23 мая), Феофилакт Никомидийский (марта 8); Емилиан Кизический (8 авг.); св. Георгий митрополит Митилинский (апр. 7): преподобные Феодор Студит (759–826 г., ноябр. 11); Никита (апр. 3); Павел Прусиадский (марта 7); Феофан Сигрианский, умерший в 818 году 12 марта и проч. После Льва Армянина продолжал гонение на св. иконы Михаил Косноязычный, который не позволял поставить в Константинополе ни одного образа и особенно гнал иноков. При нем страдал Мефодий, бывший потом патриарх Константинопольский, и другие 274 . Феофил был последний гонитель св. икон и их чтителей. Он не только запрещал поклоняться иконам, но и делать и хранить их. В это время иконоборцы уничтожали изображения в церквах и вместо св. икон писали животных и птиц; темницы были наполнены православными; Феофил особенно преследовал монахов. При нем потерпели за св. иконы начертание на своих лицах Феодор и Феофан 275 и также страдал патриарх Мефодий. Несмотря на это – почитание икон не прекращалось и в самом семействе гонителя, над которым особенно отяготела карающая десница Божия. Многоразличные бедствия, – голод, зараза, землетрясение и нашествие неприятелей постигли его государство, и наконец – его самого жестокая, смертельная болезнь, от которой уста его разверзлись до самой гортани. Супруга его – Феодора видела во сне Божию Матерь, окруженную бесчисленным сонмом Ангелов, укорявших Феофила и во гневе наносивших ему частые удары за неуважение его к св. иконам. Феофил же в это время, непрестанно кивая головою, кричал: «горе мне бедному! меня бьют за непоклонение иконам, за неуважение к ним меня мучат» 276 . Тяжкая болезнь Феофила была причиною вразумления его. Благочестивая супруга его, сострадая к нему, молилась об облегчении его от болезни и возложила на него образ Богоматери. Потом Феофил сам взял и облобызал енколпий (икону на персях), бывший на одном из предстоявших у его постели. После сего Феофил почувствовал облегчение, исповедуя православное почитание св. икон. Феофил умер в 842 году и с ним кончилось продолжительное и безрассудное гонение против св. икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Это послание вызвало волнение в среде монашества, большинство из которых представляли Бога в телесном виде. И вот однажды огромная масса вооруженных жезлами монахов ворвалась в Александрию и, соединившись с фанатичной чернью, потребовала Феофила для объяснения. Феофил сказал, что он признает образ божий, благословил монахов и отправил обратно, а сам примкнул к антиоригенистам. На оригенистов обрушились репрессии, прежде всего на нитрийских монахов – «долгих братьев», прозванных так за высокий рост: Диоскора, Евсевия, Евтимия и Аммония. Феофил распространил послания, в которых заявлял, что трех лиц, в Нитрии (Диоскор тогда был епископом Гермополя) следует выгнать. Затем в начале 400 г. он собрал собор, на котором Ориген был осужден, и Феофил обратился к светской власти для выполнения приговора. Следствием этого было сперва нападение на Диоскора, а затем нападение войск на Нитрию и разрушение этой обители. Около 300 монахов бежали в Палестину. 50 из них во главе с «долгими братьями» прибыли в Константинополь и обратились к Иоанну. Хризостом, чтобы не раздражать Феофила, не принял их в церковное общение, но дал им убежище и начал переписку с Феофилом, которая не привела ни к какому результату: Феофил не признавал права вмешательства в его дела за Иоанном, ссылаясь на постановление Вселенского собора, что дела решаются: в пределах обвиняемого, т.е. он подсуден епископам Египта. Наконец изгнанники подали прошение императрице Евдоксии. Светская власть вмешалась и принялась за расследование, в результате которого вскрылись такие злоупотребления, что Феофил был вызван на суд Константинопольского епископа, которому принадлежало первенство чести. Феофил задействовал все свои связи, поэтому, прибыв как обвиняемый, он был поселен в одном из дворцов. С Иоанном он не виделся в течение двух недель и в это время нужным людям раздавал подарки, а на низших лиц действовал пышными обедами. Между тем на собор стали собираться епископы. К Феофилу их прибыло 36, из которых 28 были египетские.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010