Прп. Арсений поселился на возвышенном месте, к-рое после явления Пресв. Богородицы, именовалось Св. горой; затем переселился в бухту, на берег Ладоги. По позднему преданию, через год на Коневец пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой, чтобы позвать преподобного на Валаам. Но прп. Арсений не согласился. Из печатной редакции Жития (1850) прп. Арсения известно, что в числе первых насельников К. м. были преподобные Феофил и Иаков Омучские, после 1395/96 г. основавшие Феофилову пуст. в Псковском крае (совр. дер. Феофилова Пустынь). В 1398 г. братия К. м. построила первую небольшую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В конце правления Новгородского архиеп. свт. Симеона (1416-1421) прп. Арсений вторично отправился на Афон. Во время его отсутствия в К. м. не хватало хлеба, братия голодала и решила оставить мон-рь. Тогда ученик преподобного, старец Иоаким, взошел на гору и стал молиться. В полусне ему явилась Пресв. Богородица, сказав в утешение, что игумен скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прп. Арсений доставил из Новгорода на 2 больших судах множество припасов. Место молитвы инока Иоакима назвали Св. горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти основателя К. м. совершался крестный ход. Ок. 1421 г., после наводнения, прп. Арсений с братией перешел на более возвышенную часть острова, где обитель находится до наст. времени. Вероятно, летом 1446 (1444 ?) г., во время поездки по Северу, преподобного посетил архиеп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий , бывш. игумен Лисицкого мон-ря. Святитель оставил прп. Арсению на память свой ветхий белый клобук. В честь архиерея монастырский залив, где его встретили игумен с братией, назвали Владычной Лахтой. Вскоре после этого события прп. Арсений скончался и был похоронен под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Впосл. над местом погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого, т. к. коневской подвижник преставился в день его памяти - 12 июня. Еще при жизни прп. Арсения его преемником стал игум. Иоанн.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Иоанн Кочуров, Царскосельский, прот., сщмч. (1917); Иоанн Кронштадтский, прав. (1908); Иоанн Сарв, прот., сщмч. (1937); Иоанн Стеблин-Каменский, иерей, сщмч. (1930); Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц. (1937); Карп Эльб, прот., сщмч. (1937); Киприан Стороженский, прп. (после 1598); Кира Оболенская, мц. (1937); Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, сщмч. (1937); Корнилий Паданский, прп. (после 1583); Ксения Петербургская, блж. (ок. 1803); Лев (Егоров), архим., прмч. (1937); Макарий Римлянин, Новгородский, прп. (XVI-XVII); Мария (Лелянова) Гатчинская, мон., прмц. (1932); Мария Николаевна, великая княжна, страст. (1918);Мартирий Зеленецкий, прп. (1603); Михаил Союзов, прот., исп. (1922); Михаил Чельцов, прот., сщмч. (1930); Никита Алмазов, протодиакон, сщмч. (1937); Николай Александрович, император Российский, страст. (1918); Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (1937); Николай Кулаков, иерей, сщмч. (1938); Николай Кулигин, прот., сщмч. (1937); Николай Орнатский, мч. (1918); Николай Покровский, прот., сщмч. (1937); Николай Розов, прот., сщмч. (1938); Николай Симо, прот., сщмч. (1931); Ольга Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Павел Брянцев, иерей, сщмч. (1938); Петр Скипетров, прот., сщмч. (1918); Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч. (1919); Серапион I, архиеп. Новгородский, свт. (1516); Серафим (Вавилов), архидиакон, прмч. (1938); Серафим Вырицкий, прп. (1949); Серафим (Чичагов), митр. Петроградский, сщмч. (1937); Сергий (Дружинин), еп. Нарвский, сщмч. (1937); Сергий и Варвара (Васса) Островские, схимонахи, прпп., родители прп. Александра Свирского (после 1474); Сергий (Шеин), архим., прмч. (1922); Симон (Шлеёв), еп. Уфимский, сщмч. (1921); Татиана Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Тихон, еп. Воронежский, Задонский, чудотворец, свт. (1783); Трифон Городецкий, Лужский, прмч. (ок. 1592); Феофил Омучский, прп. (ок. 1412); Философ Орнатский, прот., сщмч. (1918); Юрий Новицкий, мч. (1922). Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай. Преподобные Феофил и Иаков Омучские (+ 1412) Память их празднуется 21 окт. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святых Прпп. Феофил и Иаков положили начало иноческому житию в Коневецкой (Коневской) пустыни, где они были сподвижниками прп. Арсения (память его 12 июня), основателя ее.  В 1395 г. они основали  на реке Омучи в Псковской области Феофилову Успенскую пустынь. Основателем ее был прп. Феофил, а устроителем — прп. Иаков.  Скончались они оба в 1412 г.  Святые мощи их покоятся под спудом в церкви их бывшего монастыря, в последнее время бывшей приходской. •  Обитель была основана на р. Омучи в Новгородской епархии, место это в 65 верстах от г. Порхова (Псковская обл.). Ныне принадлежит Псковской епархии. Преподобный Сергий Нуромский (+ 1412)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

721 Отенские святцы: «прп. Антоний Леохновский, за Ильменем озером в Леох- новой пустыни, преставися в лето 7100, от Новгорода 50 поприщ; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, память октября в 17 день». 724 Соловьев П. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке. Описание составлено из слов духовника о. Тимофея. 726 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. По одному списку святцев, преподобный преставился октября 18, а по другому – 28 июня. Первый заслуживает более доверия, по другим примерам дознанной точности показаний. 727 По Отенскому списку святцев, «прп. Феофил пустынник в Феофиловой пустыни, на р. Шелони, в лето 6904 (1395) месяца октября в 21 день, мощи под спудом, тропарь и кондак есть. Прп. Иаков начальник Успенского монастыря на Шелоне». По старшему списку святцев «прпп. отцы Иаков и Феофил, омучские, игумены Рождества Богородицы Коневского монастыря, Быша на Ладожском озере в лето 6904 (1395) месяца октября в 21 день». По записке 1580 г. «Феофилова пустынь была ружною: на нее отпускали 6 руб. 3 алтына и 4 деньги» (Временник общества истории и древностей. Кн. 24). Это указывает, что еще раньше того времени стали чтить прпп. Феофила и Иакова. Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. 729 Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову. СПб., 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом издана в V т. Собр. л. 732 Du Саще . Constantinopolis Christiana//Historia Byzantina duplici commentario illustrata. Venetia, 1729 (далее – Du Саще . Constantinopolis Christiana. – Ред .). Здесь говорится, что монастырь называли то iovn ту КаиХга, то iovn (чит. KaXXtâ), и остается нерешенным, не назывался ли патр. Антоний, строитель обители, Антонием Кавлеем по монастырю своему. Дю-Канж не называет и того, женский или мужской был монастырь Каллии. Но Зосима говорит: «подалее стоит монастырь женский По- васильяс (чит. Кавлеас): ту лежит св. Калия белица».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феофил (829-842 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление По смерти Михаила II Травля престол достался его сыну Феофилу, в отличие от отца хорошо образованному под руководством ученого монаха Иоанна Грамматика. Феофил любил науки и искусства. Любил богослужение, чтил Богоматерь и святых и любил сочинять стихиры. Ему, например, принадлежит третья хвалитная стихира на Неделю Ваий: «Изыдите языцы.» Он занимался также и церковным композиторством, и даже регентством в церкви. Феофил считал своим идеалом правосудие и творил его c жестокостью азиатского деспота. Он тотчас по вступлении на престол приказал казнить убийц Льва V Армянина за то, что они «помазанника Божия» убили в алтаре, хотя те в свою защиту говорили: «ведь мы же боролись за твоего отца.» Благодаря им и сам Феофил очутился на троне. Но этой казнью Феофил выразил и свои симпатии иконоборческому императору, линию которого он решил продолжать, покинув формальный нейтралитет отца. И от отца, и от своего учителя Иоанна Грамматика Феофил усвоил твердые иконоборческие убеждения. Как человек до жестокости прямолинейный в понятиях ο государственных законах и правосудии, Феофил решил проводить борьбу с иконами с беспощадной требовательностью. Какой печальной иллюзией было присланное по вступлении Феофила на престол приветствие ему от трех зарубежных патриархов Антиохийского Иова, Александрийского Христофора и Иерусалимского Василия с просьбой не быть иконоборцем и оправдать свое имя θεφιλος. Феофил, наоборот, считал иконопочитание прямо политическим преступлением, «оскорблением величества,» ибо не терпел противоречий себе. С ним наступило самое жесткое царствование во втором периоде иконоборчества. Феофил приказал при сборе податей опрашивать все население: кто есть кто? Составлять списки иконоборцев и, как друзьям императора, оказывать им в податях всяческое снисхождение. Β 832 г. воспретил прилагать к иконам эпитет γιος, ибо это подобает Одному только Богу. Β 833 г. Феофил поставил патриархом фанатичного иконоборца своего профессора Иоанна Грамматика. Иоанн немедленно созвал род собора во Влахернском храме и тут анафематствовал иконопочитателей. После этого Феофил приказал вынести из церквей все иконы, a стенные изображения опять заменить фигурами зверей и птиц. Гонение обрушилось и на самих живописцев, писателей икон. Их убивали, или оставляли их жить под условием, что они плюнут на иконы, бросят их на пол и растопчут ногами. Знаменитый тогда изограф Лазарь подвергся увещаниям, затем тюрьме, a затем за упорство ему положили на ладони раскаленное железо, отчего он упал полумертвым. Житие говорит, что он выпущен был из тюрьмы по ходатайству ставшей императрицей Феодоры. Еще обожженными руками он написал икону Предтечи, a в 843 г. по восстановлении икон написал икону Господа εν τη Χαλκη. Πο-видимому, с этого времени на первом месте стала не скульптура, a икона, писанная красками.

http://sedmitza.ru/lib/text/435431/

Феофил к концу своего царствования чувствовал, что его фанатизм затрачен попусту, что в самом его семействе иконопочитание пустило уже глубокие корни. Феофил овдовел еще до момента вступления на трон. Став императором, он захотел вступить во второй брак. Летописец об этом рассказывает так: «Мать (собственно мачеха) Феофила, Евфросиния послала по всем областям и собрала красивых девиц для брачного выбора Феофилу. Поставив их всех в палате, называвшейся Жемчужный Триклиний, мать дала Феофилу золотой перстень со словами: отдай той, которая понравится. Была в числе невест одна благородная девица по имени Икасия, чрезвычайно красивая. Феофил, увидев ее и восхитившись ее красотой, сказал: не через жену ли произошло зло? Икасия со скромностью возразила: но через жену же берет начало и лучшее. Оскорбленный возражением, царь отверг Икасию и отдал перстень Феодоре, родом пафлагонянке.» Она была полуармянкой. Икасия, или Кассия, ушла в монастырь и была там писательницей церковных стихир. Ей принадлежат первая, третья, четвертая и пятая песни канона Великой Субботы (в IX в. это был только четверопеснец) и стихира на вечер Великого Вторника, на «слава и ныне,» самогласна: «Господи, яже во многие грехи впадавшая жена»... Предание говорит, будто эта потрясающе лирическая стихира была написана Кассией под впечатлением отказа Феофила вновь увидеться с ней. Итак, в 831 г. Феофил женился на Феодоре. С Феодорой и особенно с ее матерью Феоктистой к Феофилу вошло в семью и тайное иконопочитание. От брака все рождались дочки. Их всецело воспитывала бабушка, и Феофил раз поймал девочек целующими иконы. Девочки были разлучены с бабушкой. Β другой раз придворный шут донес Феофилу, что в комнатах царицы он видел иконы. Феодоре пришлось «сочинительствовать,» будто «дурак» принял за иконы отражения в зеркалах самой Феодоры и ее фрейлин. Все это были печальные для Феофила предзнаменования крушения его идеала. Β 839 г. y него, наконец, родился наследник, сын Михаил. Вскоре Феофил заболел. Он заклинал жену и министра логофета Феоктиста не изменять установленных порядков в вопросе об иконах и не гнать патриарха Иоанна Грамматика. Сам Феофил скончался 20 января 845 г. Свою жестокость Феофил проявил и в самый момент смерти. Опасаясь конкуренции в престолонаследии своему сыну Михаилу со стороны любимого войсками генерала Феофова, Феофил приказал обезглавить Феофова. Когда ему принесли голову Феофова, он и скончался с ней в руках...

http://sedmitza.ru/lib/text/435431/

По смерти царя Михаила († 829) на престол вступил сын его Феофил, «злейший из всех, до него царствовавших». – Под влиянием этого известия Ф. И. Шмит также считал Феофила «наиболее ярым врагом монахов» (стр. 32), однако все-таки по сравнению напр. с Константином Копронимом Феофил был куда более снисходительный. И вообще надо признать за несомненное, что первый период иконоборчества (VIII в.) был наиболее жестоким; во втором периоде (IX в.) императоры как будто задумываются, основательно ли преследование ими иконопочитания. Сам Феофил под конец своей жизни, изверившись в преследовании, послал к Иоанникию, вифинскому аскету, спросить мнения, надо ли продолжать гонение. – На 5-м году своего царствования (в 834 г.) он вызвал Михаила синкелла из темницы Прусиадского монастыря и заключил в столичный Преторий (Πραιτριον), разлучив с Иовом. Два года узник страдал слабостью и от старости и страданий очень ослабел зрением. Одна верная монахиня Евфросиния приняла в нем живое участие и заботилась даже в его телесных нуждах. Через дна года (в 836 г.) Феофил велел перевести Михаила из одного каземата Претория в другой. Через четыре месяца после того Феофил вспомнил о братьях Феодоре и Феофане – по следующему поводу. Некий протасикрит (ασηκρτις), знакомый св. Михаила и его учеников, под давлением правительства подписался под иконоборческою ересью. Синкелл, узнав о том, писал ему увещательные письма и вернул его снова в лоно православия. Тогда имп. Феофил осудил Стефана на изгнание, а имущество его конфисковал. Михаил укрепил в православии также своего знакомого спафария Каллону (Καλλονν), чем привел царя в исступление. По этому поводу царские приспешники напомнили Феофилу: из Иерусалима де при царе Льве прибыли сюда четыре монаха, с намерением ехать в Рим; они – иконопочитатели и, не смотря на угрозы царя, не отстали от идолослужения, не смотря на ссылки и заточения они продолжают рассылать письма для укрепления «православных». Феофил велел вызвать всех их к себе. Все четверо собрались 8 июля XIV индикта (836 г.) и были заключены в Преторий. На 9-е июля был назначен допрос их в присутствии царя в Хрисотриклине. Иноки были введены к царю епархом (παρχος), вошли с веселыми лицами, как бы на брак, а не на подвиг. Тут житие принимает тон мученичества. – Откуда вы? спросил Феофил. – Из Моавитиды, последовал ответ. – Зачем прибыли сюда? Не дождавшись еще ответа, царские слуги набросились на иноков и били их до потери ими сознания. Когда иноки пришли в себя и встали на ноги, Феофил повторил свой прежний вопрос. Те молчали. Обратившись к епарху (παρχος), 338 Феофил велел начертать братьям на лицах стихи и в таком виде отправить их на родину. Христодул, державший в руках готовые уже стихи, стоял тут же, прибавив: «хотя они и не хороши, но не беспокойся», а один из слуг заметил: «да они (братья) и не достойны, владыко, чтобы ямбы были лучше». И вот в Претории Феодору и Феофану были начертаны на лицах следующие 12 стихов:

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Не в одних вышеупомянутых двух событиях тонкое вещество рая, по мановению Божию, сгущалось и соделывалось осязательным для наших телесных чувств. Когда святую мученицу Дорофею повели из претора на место казни, чтоб по повелению мучителя игемона отсечь ей голову за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, некоторый ученый, именем Феофил, советник игемона, воскликнул к ней в насмешку: «Слушай, невеста Христова! Пошли мне яблоков и розанов из рая, от Жениха твоего». Святая Дорофея сказала: «Поистине исполню это». Пришедши на место посечения, она упросила палача, чтоб дозволил ей немного помолиться Богу своему. Когда она окончила молитву, предстал ей Ангел Господень в виде отрока необыкновенной красоты; он принес ей в чистом платке три прекрасных яблока и три красные розы. Святая сказала Ангелу: «Прошу тебя: отнеси их к Феофилу и скажи ему: вот тебе то, чего ты просил». Сказав это, она преклонила под меч главу и была усечена. Между тем Феофил, насмехаясь над обещанием Святой, рассказывал о нем друзьям и сверстникам своим. «Теперь, — говорил он, — когда повели на казнь Дорофею, называвшую себя Христовою невестою и хваставшею, что она взойдет в Его рай, я просил ее, чтоб она послала мне оттуда яблоков и розанов. И она обещалась мне непременно исполнить это!» Передавая это друзьям своим, Феофил безмерно смеялся, как внезапно предстал ему Ангел с тремя яблоками и тремя цветками, говоря ему: «Это посылает тебе святая дева Дорофея, как обещала, из рая Жениха своего». Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громким голосом: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нем никакой неправды». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошел с ума, или смеешься». Феофил отвечал им: «Я не сошел с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты так внезапно переменился?» Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил: «Теперь зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь особенным благовонием их, они в удивлении говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Немедленно дано было знать о нем игемону, который подверг Феофила сперва обольщениям и увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел своею кровию свое исповедание Христа [ 1465 ].

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Глава восьмая. Феофил, епископ антиохийский 295 Феофил Антиохийский , как писатель, достоин занимать одно из самых видных мест в ряду апологетов и писателей христианских II в. В единственном, дошедшем до нас, своем сочинении – трех книгах к Автолику Феофил привлекает внимание читателя главной особенностью своей „философии»: он более, чем все другие апологеты, исследует субъективные условия веры и зависимость религиозного познания от нравственной чистоты. Несмотря на эти литературные достоинства сочинений Феофила Антиохийского , этому апологету не посчастливилось в древнеотеческом предании. Особенно мало его знает предание греческой и сирийской церквей. Даже земляки и преемники Феофила – антиохийские церковные писатели и епископы – молчат о его литературной деятельности. „За исключением компиляторов „Sacra Parallela» 296 и хронографа Иоанна Малалы 297 , ни один историк – даже и Фотий, – ни один догматист, ни один мартиролог не упоминают о писателе Феофиле 298 . Из греческих писателей Евсевий первый упоминает о Феофиле, за исключением, быть может, Юлия Африкана 299 . В „Хронике» Евсевия под 171 г. по P. X. (2185 г.) читаем: „утверждается шестой епископ Антиохийской церкви Феофил, которого многочисленные сочинения существуют до сего вре-мени». Под 180 г. (2194 г.) читаем: „Утверждается седьмой епископ Антиохийской церкви Максимин” 300 . Следовательно, Феофил епископом был с 171 по 180 г., если верить указанию „Хроники». В книге „Церковной Истории» (гл. 20) Евсевий повествует: „Антиохийской церковью в то время (т. е. во время царствования Марка Антонина) управлял шестой после апостолов епископ Феофил. Четвертый был преемник Ирона Корнилий; затем пятое место в порядке епископов занимал Ирос”. В 24 гл. книги „Церковной Истории» Евсевий еще раз вспоминает об Антиохийском апологете: „От Феофила, который, сказали мы, был епископом Антиохийской церкви, до нас дошли: три книги начального учения к Автолику 301 ; книги с надписью „против ереси Гермогена» 302 , в которых он (Феофил) приводил свидетельство из „Откровения» Иоаннова, и несколько других огласительных сочинений. Так как и в то время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, как диких зверей, иногда наставлениями и увещаниями к самим братиям, иногда открытою борьбою против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения, обличая их мнения точнейшими доводами. Возставал на них вместе с другими и Феофил: это видно из превосходной его книги, написанной против Маркиона: она вместе с вышеупомянутыми сохранилась и доныне. Преемником его в церкви Антиохийской был Максимин, седьмой епископ со времен апостольских”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010