А теперь, когда злые ненавидят вас, то радуйтесь“ (Феофил. Златоуст.). Помните слово, сказанное в этот же вечер после умовения ног учеников. Если Меня гнали т.е. враждебно отнеслись к Моему учению и преследовали Меня за него, тоже будет и с вами. Если слово Мое соблюдали т.е. веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни. Но все то... разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению. За имя Мое. Из истории мы видим, что за одно призывание Имени Христова мир влек исповедников Его на казни и смерть. Потому что не знают. Вражда мира есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца „посему если не что иное, то это самое, что одни и теже суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должны служить к вашему утешению (Феофил, Златоуст). Если бы Я не пришел –неизвинимый непростительный грех – грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному; сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства мессианского достоинства. Не имеют извинения в грехе неверия и ненависти против Христа Бога. Ненавидяй Меня. „Так как они в свое оправдание везде ссылались на то, что гонят Его ради Отца, то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения. Если бы я не творил дел необычайных, таких чудес, каких никто другой не делал. Ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моем, ни в делах Моих, и потому они возненавидели Меня напрасно. В законе... Псал. 68 -й, в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии. Ободряя учеников в этой борьбе с неверующими и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного Свидетеля, Который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нем, как о Мессий. Так как обильное приятие даров Духа Святого на человечество могло последовать только после того, как  Христос искупил человечество, то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлет Духа Святого, показывая собственное достоинство ( Григорий Богослов ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника 11 марта 2006 г. 20:19 Память Торжества Православия установлена Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года (предание говорит о том, что в последние минуты своей жизни Феофил раскаялся в своем иконоборчестве, а впоследствии его жена, св. императрица Феодора, еще при его жизни отрицавшая иконоборческую ересь, через откровение во сне узнала о прощении своего мужа; см. об этом: Афиногенов Д. Е. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. М., 2003 (Scrinium Philocalicum; 4)), и этим закончилась эпоха т. н. второго иконоборчества — повторного гонения на св. иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, которое завершилось утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года. Примерно год после смерти Феофила ушел на исправление церковной ситуации в Империи — необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник, бывший некогда архидиаконом св. патриарха Никифора, также пострадавшего за иконопочитание. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста (вероятно, спустя неделю после поставления свт. Мефодия). Вот что пишет о ней анонимный византийский историк, в науке именуемый Продолжателем Феофана: «Получив Церковь, они [православные — д. М. Ж. ] отдали святейшему Мефодию чин первосвященства и в первое воскресенье Святого поста вместе с самой госпожой [Феодорой — д. М. Ж. ] совершили всенощное песнопение в святом храме Всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия [константинопольский храм  Св. Софии — д. М. Ж. ]. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые Таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу, согласно Писанию, а все еретики во всей вселенной подверглись унижению вместе с ересиархом» (пер. Я. Н. Любарского; полный текст см. здесь ).

http://patriarchia.ru/db/text/88095.html

Святой Мефодий неустанно боролся против иконоборческой ереси 27 июня. ПРАВМИР. Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) святой Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при святейшем Патриархе Никифоре. Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер. После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил, также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками; император некоторое время терпел. После поражения в войне против арабов Феофил обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей святых икон). Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные (память 27 декабря) послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Являя благой пример истинно иноческой жизни, преподобный Илия отошел к Господу в глубокой старости. Память святых мучеников Феофила и Елладия Святые мученики диакон Феофил и Елладий мирянин пострадали в Ливии [ 1 ]. Безбоязненно исповедуя Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом, они поносили языческих ложных богов и укоряли идолопоклонников, за что и схвачены были прокуратором и преданы мучениям. Святых исповедников Христовых сначала жестоко бичевали, потом строгали им тело острыми черепками; связав им руки и ноги, палачи опаляли чресла их огнем. После каждого такого истязания мучители принуждали страстотерпцев отречься от Христа и принести жертву идолам; но святые Феофил и Елладий остались непоколебимы в любви ко Христу. Как непокорных, мучители с поруганием влачили их по земле и разбивали камнями их кости; после того доблестные мученики прияли венец от Христа, за которого пострадали [ 2 ]. Память преподобного Емилиана Исповедника Память 9 января Страдание святого мученика Полиевкта Во времена Декия и Валериана [ 1 ], царей римских, в городе Мелитине, в земле Армянской [ 2 ], жили два уважаемых воина, Неарх и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга, как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвещенный еще светом истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему недоставало только приобщиться к Церкви Божией. Неарх старался обратить его в христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства. Но, не наступил еще для Полиевкта час обращения и спасения его, назначенный ему от Бога. В скором времени на базарах и улицах стали читать безбожное повеление нечестивых царей, которое призывало всех к поклонению их мерзким богам и угрожало различными муками и казнями тем, кто оказался бы непослушным этому повелению. Неарх как верный раб Христов стал приготовляться к смерти; но в то же время он начал скорбеть о своем друге, Полиевкте, полагая, что тот, которого он рассчитывал видеть христианином, из страха пред угрозами царя останется неверующим и чрез это лишится вечного спасения. Постоянно скорбя об этом и плача о погибели, ожидавшей его друга, Неарх изменился даже в лице и всем видом своим выдавал свое душевное смущение. Полиевкт, видя своего друга столь смущенным, спрашивал его о причине его печали и, так как тот ничего не говорил, то опечалился и Полиевкт, сочувствуя тяжкому горю своего друга. Наконец Полиевкт стал особенно настоятельно спрашивать Неарха:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

V век Святитель Кирилл Александрийский Первая половина V века была временем утверждения Христовой веры как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В эту непростую для христиан эпоху на исторической арене выдвинулись наиболее деятельные, образованные пастыри. Одним из них стал святитель Кирилл Александрийский . Он был племянником египетского архиепископа Феофила, однако воспитывался в строгости и непрестанных трудах. С детства будущий святитель изучал естественные науки, философию и Священное Писание. Когда Кирилл стал юношей, его дядя, архиепископ Феофил, сказал: «Итак, образование ты получил. Теперь же я хочу, чтобы ты познал суровость жизни египетских монахов. Отправляйся в пустынные горы, в скит святого Макария». В аскетических лишениях монастырской жизни юный Кирилл провел шесть трудных лет. Закалившись физически и духовно, он по приказу дяди вернулся в Александрию, где был рукоположен во диакона. А в 412 году, когда Кириллу было только 35 лет, архиепископ Феофил умер, и святой Кирилл был возведен на Александрийскую кафедру. Став архиепископом, святитель Кирилл с первого же дня столкнулся с противоречиями внутри Церкви. Один из священников, по имени Новациан, произвел раздор среди христианских пастырей. «Во время гонений на Православие многие отпали от Бога, отреклись от Христа и Его учения. А теперь, когда гонения кончились, эти люди хотят вернуться в лоно Церкви, просят простить их. Не бывать этому! Предателям нет прощения!» Так проповедовал Новациан. Он и его сторонники не пускали раскаявшихся отступников в храмы. Это разрушало единство Православной Александрийской Церкви. Святитель Кирилл правильно оценил опасную ситуацию и осудил позицию Новациана. Архиепископ говорил: «Многие отреклись от христианства под пытками, в тюремных казематах. Ведь далеко не все способны вынести лютые страдания. И мы по любви к ближнему должны простить их». Тем временем Новациан ввел и другие неразумные нововведения. Так, его единомышленники из числа священников не дозволяли христианам вступать во второй брак после смерти супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Езид же амир, не пребыв в начальстве оном и полутора лет, умер, и отошел в вечный огонь. Сын же Езидов Улид, негодовал на чаровника и убийцу отца своего, повелел его убить студною смертью , и от данного отцом его изречения на святые иконы, отрекся. И снова христиане святые иконы в первой чести имели. Сие еврейское учение царь Лев Исавр написал, имея у себе в великой любви некоего визиря, иже первый был христианин, был же у арабов в пленении, веры отступил, и к арабам пристал. Помоществовал же царю в иконоборстве и лжеепископ наколийский, и те два царя, чьё злочестие коварно и лестно подано. В первом десятилетии царства своего, повелел царь явленно по всему своему царству из церкви образы извергать, думая, что будет сие идолослужением. Герман же патриарх противился ему первое через послов, также и сам с ним беседуя, указывая от писания, что образы святые уже семьсот двадцать пять лет в церкви чествовались. Царь же много обличаем от патриарха, и он изгнал его заушенно и воинственно, на место же его посадил Анастасия иконоборца, который поучал царя в большинстве иконоборству. При этом царе Льве за святые иконы пострадали: Герман патриарх, Иоанн Дамаскин , Емилиан Кизический епископ ва... и Прокопий Декаполити, Феофил монах, Феодор епископ Графоров, Павел и Феостериск, Феофил монах, Иоанн игумен кафарров, Ипатий Лидский епископ, Андрей иерей, Григорий Лимниодский монах, Евдемон епископ лампсакийский, Никита епископ аполиниадский, Иоанн епископ готфский. – После Льва Исавра стал царем сын его Константин Копроним, при нем же пострадали: Андрей Критский , Стефан новый исповедник, Павел монах в Кипре, три монаха в Константинополе. После же смерти Копронима был царем Лев, сын его также иконоборец. После него царство приемлют Константин, сын его, и мать его Ирина и в пятый год царства их, Павел, святейший патриарх Константинопольский, отрекся патриаршества, и облекся в монашескую одежду, отошел во обитель Флорову. Царица же пришла к нему с сыном своим умоляла его принять-таки престол свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

76) Феодот Мелиссинский, по прозванию Касситера, человек сколько неученый, столько же иконоборный. При сем патриархе (820 г.) убит Лев Армянин; преемником же ему делается Михаил Травл, жестокий и богоненавистный иконоборец. Самому же Феодоту, скончавшемуся после шестилетнего несчастнейшего патриаршествования, преемствут 821 г. 77) Антоний , из Пергии Памфилийской или, по другим, изверженный епископ Силея, также иконоборец. При нем место умершего Михаила Травла (829 г.) заступил сын его Феофил. Антоний ко вреду Церкви оставался на престоле патриаршем 11 или 12 лет. По смерти его производится 832 г. 78) Иоанн , Синкелл, друг и учитель императора Феофила и также иконоборец. При сем патриархе по смерти Феофила самодержавие принял сын его Михаил, еще будучи отроком (841 г.) под опекою благочестивейшей императрицы Феодоры, матери своей, которая лжеименного патриарха Иоанна, как нечестивого, свергла с престола; на место же его возведен 842 г. 79) Мефодий Исповедник, бывший епископом Кизика, муж, исполненный премудрости в предметах божественных и учения человеческого 15 , паче же всего верный делатель добродетели. Он много пострадал за святые иконы от нечестивого Феофила, который, бив его и сокрушив зубы, заключил его живого во гроб с двумя разбойниками и когда один из них помер, то блаженный Мефодий должен был сносить смрад от гниющего трупа; в таком мучительном положении он пробыл 7 лет, посредством небольшой скважины получая скудное пропитание. Хотя Феофил наконец вывел его оттуда, впрочем, не по состраданию или уважению к его великодушному терпению, но потому, что любя филологию и археологию, имел нужду в руководстве св. Мефодия для прочтения и уразумения некоторых древних, темных и по начертанию, и по смыслу надписей. Освободив св. Мефодия из гроба, он держал его постоянно при себе, водя с собою, когда отправлялся в путешествие и заключая в своем дворце, когда возвращался в Константинополь. Наконец самодержица Феодора сего священного мужа возвела на престол патриарший; и тогда-то, по созвании епископов на собор, в другой раз восстановлено поклонение святым иконам и Церковь возвратила боголепную красоту свою. Сверх того, тогда установлен праздник православия 16 для сохранения в вечной памяти той победы, какую благочестие одержало над нечестивейшем иконоборством. Исповедник Мефодий, патриаршествовав 4 года и 3 месяца, преставился в вечные обители 26 октября. Память его Церковь совершает в 14 день июня 17 . На место его производится 846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Рязань], 1917. 63. С. 1; Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе//Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. 156. С. 3; Письмо Патриарха Тихона//Там же. 165. С. 4; Феофил (Пашковский), еп. Два мученика//Наш путь. Chicago, 1930. Авг.; Польский. Ч. 1. С. 183; Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307; А History of Holy Trinity Russian Orthodox Camhedral of Chicago, 1892-1992/Ed. А. Bezkorovainy. Chicago, 1992; Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995; Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства//СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41; То же: Послесловие/Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов.//Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42; Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров//Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. 3(48), 4(49); Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/469121.html

См.: Феофил Антиохийский , свт. Послание к Автолику. II, 26; Василий Великий , свт. Беседа о сотворении человека. II, 7; Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. XVII. Col. 188CD; XXI. Col. 204A; Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 669A. Концепция святых отцов о происхождении человека радикально отличается, как мы видим, от теории современной науки. Согласно традиции, история человека в том виде,как она представлена с точки зрения мировой палеонтологии, это история человечества, утратившего райское состояние. Святые отцы рассматривают homo habilis как представителя человеческой расы не в том виде, как она была создана Творцом, но как уже утратившая свою первозданную сущность, низко падшая в своем вырождении вступающая в следующую стадию своего развития в соответствии с новыми условиями существования (поэтому нельзя смешивать состояние духовного младенчества, которое святые отцы усматривают в Адаме на момент его сотворения (ср.: Ириней Лионский , св. Против ересей. IV, 38, 1; Феофил Антиохийский , свт. Послание к Автолику.. II, 25; Иоанн Дамаскин , прп . «Точное изложение православной веры» . II, 11),Тс «младенчеством» историческим, или состоянием неразвитости нарождающегося человечества). Изначальная природа человека, как она представлена в Писании и трудах святых отцов, существенно отличается от представлений исторической науки: она не принадлежит времени чувственной реальности (khronos), но к пространству реальности духовной (aiôn), которая не поддается научному описанию исторического духовного развития. Не будучи вневременного свойства (поскольку оно имеет начало и развитие во времени, которому оно, в свою очередь, и положило начало), существование Адама в его примитивном состоянии является доисторическим, так же как существование человечества после Второго Пришествия будет постисторическим. Таким образом, историческая наука никогда не превзойдет духовную историю. Учение Традиции о происхождении человека не является несовместимым или противоречащим данным современной палеонтологии, то же можно сказать и о соотношении учения Церкви о евхаристическом преложении хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы с данными современной химии, или учения о непорочном зачатии или воскресении мертвых – с данными современной биологии и физиологии, или же учения о Вознесении Христа сравнительно с данными современной физики и астрономии. Во всех перечисленных случаях мы имеем дело с различными принципами восприятия, несовместимыми друг с другом, основанными на различных концепциях бытия и развития, где вера и духовное знание относятся к области сознания, в которой «законы природы преломляются» через сверхъестественный образ существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Первый год епископства Нектария в Константинополе. В сем году Феодосий Август торжественно провозгласил сына своего, Гонория, рожденного от благочестивейшей Плациллы, пресветлейшим и консулом; далее готовился к войне с тираном Максимом, и когда был в походе против него в западных странах, и разнеслась ложная молва, что Максим победил то ариане, ободренные тем, сожгли дом Нектария, епископа Константинопольского. л. м. 8578, Р. Х. 378. В сем году сделана в Антиохии у ворот, так называемых, Таврианских, пристройка, шириною с мост, и притом крытая, кроме того построена малая базилика в старом городе близ великой. В Палестине, в селе Эммаусе, родилось дитя, до пупка как следует, а выше разделенное, именно, с двумя грудями, головами и с орудиями в той и другой половине. Когда одна сторона пила и ела, другая ничего не принимала; одна сторона спала, другая бодрствовала; иногда они играли между собою, плакали и били друг друга. Жили с небольшим два года; одна половина уже умерла, но другая жила еще четыре дня, и потом также умерла. л. м. 5879, Р. Х. 379. В том же году царь Феодосий поставил статую Тавра. В сем году, по кончине Александрийского епископа Тимофея, 26 дня месяца января, рукоположен был на его место Феофил. л. м. 5880, Р. Х. 380. Первый год епископства Феофила в Александрии. В сем году благочестивый Феодосий победил, 12 календ августа, тирана, Максима и убил полководца его, Андрагафия, который коварным образом умертвил Грациана. л. м. 5881, Р. Х. 381. В сем году прибыл Феодосий с сыном своим, Гонорием, в Рим, где, 5-х ид июня, объявил его царем, и потом возвратился в Константинополь. л. м. 5882, Р. Х. 382. В сем году Евгений, грамматик и счетный чиновник, 28 похитил себе власть, облекся в царские одежды и принял в сообщники Артавасда, родом из малой Галатии. Услышав об этом Валентиниан, сын великого Валентиниана от Юсты, повесился. Когда дошла весть о том к Феодосию, он вооружился, чтобы наказать тирана. Феофил же, епископ Александрийский, с согласия Феодосия, уничтожил храм эллинов и, обратив его в христианскую церковь , обнаружил пред всеми эллинские оргии, каковы были фаллы и прочие, еще бесстыднейшие и отвратительнейшие их обряды. Пристыженные сим эллины, произвели многие убийства. Узнав о том, Феодосий убиенных христиан прославил, как мучеников, а эллинам обещал прощение, если только они обратятся в христианство ; но капища их приказал истребить, а идолов перелить и отдать в пользу бедных. Когда разрушали храм Сераписа в Александрии, то нашли иероглифические буквы, изображавшие крест; увидевши их верующие из эллинов сказали, что по смыслу иероглифических букв крест означает грядущую жизнь. л. м. 5883, Р. Х. 383.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010