Около 168 года св. Феофил был возведен на Антиохийскую кафедру, которую занимал 13 лет. Он много потрудился для Церкви, ограждая ее от еретиков словом и писаниями. Св. Феофил пережил тяжелое для христиан время императора Марка Аврелия и, вероятно, претерпел заключение и пытки, так как Церковь почитает его исповедником. Скончался он в 80-х годах II века. Память священноисповедника Феофила, епископа Антиохийского, совершается 13/26 октября и 6/19 декабря. § 2. Сочинения Св. Феофил Антиохийский является автором ряда апологетических и полемических сочинений: против язычников и еретиков того времени, а также и экзегетических сочинений. Еп. Евсевий и блаж. Иероним говорят, что св. Феофил написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на притчи Соломона и ряд катехизических и пастырских трактатов. Из многих сочинений св. Феофила до нас дошло только одно, – апологетическое «Послание к Автолику о христианской вере». Послание состоит из трех книг. Автолик, к которому написано послание, был образованным язычником и противником христиан. «Послание к Автолику о христианской вере» – одно из лучших сочинений христианской древности. § 3. Учение 1.      В своем «Послании к Автолику о христианской вере» св. Феофил защищает Христианство, доказывая его истинность и божественность, раскрывает ложность и несостоятельность языческой религии, нравственности, мифологии и философии. 2. Кроме апологетических доводов, послание содержит много ценных мыслей о догматах веры, о Троичности Лиц Божества, о творении мира и человека, о последствиях падения человека, о значении Церкви Христовой, о воскресении мертвых, о христианских таинствах. 3. Св. Феофил, изъясняя шестидневное творение мира, впервые ввел в богословское употребление сам термин – слово Троица (Τρις): «три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы – Бога и Его Слова и Его Премудрости», т. е. Духа Святого («Послание к Автолику», книга 11, 22. Цит. по «Конспекту по патрологии», ч. I, Джорданвилль, 1993 г., стр. 22). Введение в богословское употребления такого важного термина, как Троица, выдвигает св. Феофила из рядов апологетов и ставит его в преддверии эпохи научного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

икон и укреплял правоверующих, но и письменно. Исповедников изгнали из дворца; патриарх принужден был оставить свою кафедру. По удалении патриарха враги дерзко начали истреблять св. иконы. Св. Феодор Студит для предотвращения соблазна, приказал инокам своей обители поднять иконы и совершить с ними торжественный крестный ход в день вербного воскресения, с пением: «пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» 272 и проч. На место Никифора возведен был на патриаршую кафедру единомысленный императору Феодот (815–821). Иконоборцы собрали собор против иконопочитания и определили истребить иконы. По сему определению враги православия замазывали в церквах изображения; разбивали священные сосуды, раздирали украшения на части, раскалывали доски, на которых были изображения и проч. 273 . В это время пострадали многие твердые хранители св. преданий Прав. Церкви; так изгнаны были в ссылку за иконопочитание епископы Михаил Синадский (23 мая), Феофилакт Никомидийский (марта 8); Емилиан Кизический (8 авг.); св. Георгий митрополит Митилинский (апр. 7): преподобные Феодор Студит (759–826 г., ноябр. 11); Никита (апр. 3); Павел Прусиадский (марта 7); Феофан Сигрианский, умерший в 818 году 12 марта и проч. После Льва Армянина продолжал гонение на св. иконы Михаил Косноязычный, который не позволял поставить в Константинополе ни одного образа и особенно гнал иноков. При нем страдал Мефодий, бывший потом патриарх Константинопольский, и другие 274 . Феофил был последний гонитель св. икон и их чтителей. Он не только запрещал поклоняться иконам, но и делать и хранить их. В это время иконоборцы уничтожали изображения в церквах и вместо св. икон писали животных и птиц; темницы были наполнены православными; Феофил особенно преследовал монахов. При нем потерпели за св. иконы начертание на своих лицах Феодор и Феофан 275 и также страдал патриарх Мефодий. Несмотря на это – почитание икон не прекращалось и в самом семействе гонителя, над которым особенно отяготела карающая десница Божия. Многоразличные бедствия, – голод, зараза, землетрясение и нашествие неприятелей постигли его государство, и наконец – его самого жестокая, смертельная болезнь, от которой уста его разверзлись до самой гортани. Супруга его – Феодора видела во сне Божию Матерь, окруженную бесчисленным сонмом Ангелов, укорявших Феофила и во гневе наносивших ему частые удары за неуважение его к св. иконам. Феофил же в это время, непрестанно кивая головою, кричал: «горе мне бедному! меня бьют за непоклонение иконам, за неуважение к ним меня мучат» 276 . Тяжкая болезнь Феофила была причиною вразумления его. Благочестивая супруга его, сострадая к нему, молилась об облегчении его от болезни и возложила на него образ Богоматери. Потом Феофил сам взял и облобызал енколпий (икону на персях), бывший на одном из предстоявших у его постели. После сего Феофил почувствовал облегчение, исповедуя православное почитание св. икон. Феофил умер в 842 году и с ним кончилось продолжительное и безрассудное гонение против св. икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но его удержали в доме епископа и заставили принять участие в договоре. Свою насильственную измену Феофил загладил по крайней мере тем, что настоял в договоре, чтобы православная вера оставалась неприкосновенною в новгородских владениях и отнюдь не было бы здесь костелов; о самом посвящении архиепископа было сказано, что он будет посвящаться там, где угодно Новгороду. Митрополит московский Филипп, благодаря связям с Феофилом, не раз посылал письменные увещания Новгороду – разорвать связь с королем польским. Но ослепленный народ не внимал словам пастыря: Новгород решплся на войну с великим князем. Война началась к несчастью не удачная для Новгорода, потому что новгородцы несколько раз были разбиваемы; наконец Шелонская битва (14 июля 1471 г.), в которой полк архиепископа, по его наставлению, не принимал участия, решила участь новгородцев: князь разбил их окончательно. Феофил заставил новгородцев просить милости у православного Государя и при его посредстве был заключен договор с великим князем Московским. Все это делал Феофил, не будучи еще посвящен в сан архиепископа; наконец в декабре его посвятили в архиепископа в Москве, и он выпросил у великого князя свободу 30 знаменитым гражданам, захваченным в плен. После посвящения архипастырь мирно занимался церковными делами и посещал Псков для обыкновенных судных дел. В 1475 году Иоанну донесли на неправосудие новгородских сановников; обвинение, к несчастью Новгорода, было справедливо; архиепископ два раза являлся к великому князю с ходатайством о милосердии к виновным. Иоанн III оказал некоторое снисхождение. Но в 1477 году снова вспыхнули смуты; Иоанн при таких смутах потребовал от Новгорода, чтобы он отказался от всех древних своих прав. Блаженный Феофил много употребил трудов на то, чтобы, как великий князь смягчил свои суровые требования, так и Новгород не был слишком настойчив на свои отжившие права; не раз архиепископ являлся к великому князю с просьбами за Новгород. Иоанн сделал кое-какие уступки, но неважные. После этого Новгород снова отважился вступить в сношения с польским королем, и Феофил по званию архиепископа новгородского вовлечен был в это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преемником его делается Михаил Амморей, а преемником Михаила – сын его Феофил, продолжая гонение на святые иконы. Этот Феофил многих из святых отцов предал различным истязаниям и мукам. После двенадцатилетнего царствования, он, быв поражен болезнью внутренностей, находился при смерти. Уста его расширились так, что из них внутренности выдавались наружу. Царица же Феодора, болезнуя о приключившемся, уснула на краткое время и узрела во сне Пречистую Богородицу, окруженную пресветлыми ангелами, которые Феофила, мужа ее, били и уничижали. И вот, когда отступил от нее сон, и Феофил, пришедши несколько в себя, возопил: «увы мне, это меня бьют за святые иконы!» царица тотчас же возлагает на него икону Пресвятыя Богородицы, молясь Ей со слезами. Тогда Феофил, увидев на одном из окружавших его панагию, ухватив ее, стал лобызыть. И тотчас же возмутительно на иконы расширявшиеся уста его пришли в первоначальное устроение; он освободился от своего страдания и уснул, исповедав, что почитание святых икон есть истинное благо. Итак, царица, вынув из своих хранилищ святые и честные иконы, предлагает их Феофилу к лобызанию и вседушевному чествованию. Вскоре после этого Феофил лишается своей жизни. Феодора же, вызвав всех находившихся в изгнаниях и в темницах, возвращает им свободу пребывания. И низвергается с патриаршеского престола Иоанн, иначе Анний, скорее волхвоначальник 164 чем пастыреначальник; исповедник же Христов Мефодий, много пострадавший пред тем и при жизни заключенный в могилу 165 , восходит на патриарший престол. Тогда было некоторое божественное откровение Иоанникию Великому, обучавшемуся подвижничеству в горе Олимпе. Великий постник Арсаакий, пришедший к нему, сказал: «Бог меня послал к тебе, чтобы нам, сходив к преподобному мужу Исаии затворнику, в Никомидию, от него узнать, что угодно Богу и полезно Его церкви». Итак, пришедши к преподобному Исаии, слышат от него: так говорит Господь: «вот приблизился конец врагам Моего изображения; итак идите к царице Феодореи к патриарху Мефодию и скажите так: «оставь все не священное, и принесешь Мне жертву с ангелами; изображение Мое и креста Моего почитай».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Феодул преп., сын преп. Нила постника, в 5 в. 14 янв. Феозва (Феосевия), диаконисса, супруга Григория Нисского , ум. ок. 372. 10 янв. Феоктирист муч. 29 февр. Феоктиста дева, муч. Александрийская, ок. 311 г., с Киром и Иоанном. 31 янв. Феоктиста преп., Лезвияныня. 9 ноября. Феоктист, муч. Никомидийский при Клавдии (ок. 208), с Киприаном еп. 2 окт. Феоктист преп., спостник Евфимию Великому, ум. 467. 3 сент. Феоктист, игумен Сицилийский в 5 в. 4 мая. Феона, иначе Синесий, муч. Никомидийский, с Феопемптом еп. 303 года. 5 янв. Феона, муч. Никомидийский 303 г., с Христофором и Антонином. 19 апр. Феона, Симеон и Форвин, преподобные 5 апр. Феона, преп. Скитский. Субб. с. Феонилла, мученица Момисвестийская при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 29 окт. Феопемпт еп. и Феона, мучч. Никомидийские в 303 году. 5 янв. Феопистия и Феопист, мучч. Римские при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Феопрепий (Боголеп), муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом, своим отцом, и др. 23 марта. Феопрепий, муч. Фракийский ирп Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Феостирикт преп., в Символах. 10 ноября. Оеостих, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Феотекн воин, муч. Антиохийский при Максимиане. 10 окт. Феотих и три протектора, мучч. Египетские при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 16 дек. Феофан постник и исповедник, ум. ок. 301. 9 сент. Феофан, преп. Антиохийский. 10 июня. Феофан исповедник, инок Сигрианский, летописец, ум. 8l8. 12 марта. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 9 в. 11 окт. Феофан преп., гражданин Газский, нищелюбец. 29 сент. Феофила, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Феофилакт исповедник, еп. Никомидийский, ум. ок. 845. 8 марта. Феофил диакон, муч. Никомидийский, ок. 302 г., с двумя тмамн мучч. 28 дек. Феофил муч., с Трофимом и др. при Диоклетиане. 23 июля. Феофил, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феофил муч., с Дорофеей и др., пострадавший в Кесарии Каппад. при Диоклетиане. 6 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Михаилу преемствует зверовидный Лев Армянин 36 , который, будучи лукаво прельщен неким монахом-затворником, поднял новое гонение на иконы, и Церковь Божия опять оказалась лишена украшения. Льва сменяет Михаил-аморей 37 а этого – сын его Феофил 38 , в своем неистовстве против икон оставившие позади всех прочих. И вот, тот самый Феофил, кто множество святых отцов именно за честные иконы предал страшным карам и истязаниям, в еще большей степени заботился будто бы о правосудии, так что учинил однажды расследование, не досаждает ли кто в городе другому, и за много дней никого, как рассказывают, не нашел. Когда же царь, двенадцать лет ни на что не жаловавшийся, занемог сильнейшим брюшным расстройством и предстояло ему расстаться с жизнью, уста его безмерно разверзлись, так что стали видны внутренности. И вот авг у ста Феодора 39 , удрученная случившимся, едва погрузившись в сон, созерцает в видении Пречистую Богородицу, держащую в объятиях Превечного Младенца и окруженную светлыми ангелами, а также супруга своего Феофила, терпящего от них побои и поношения. И когда отошел от нее сон, Феофил, слегка приподнявшись, возопил: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Царица без промедления возлагает на него образ Богородицы, молясь Ей со слезами. Феофил, хотя и находился в таком состоянии, заметил, что один из бывших при нем носит наперсный образ и, схватив его, облобызал. И немедленно уста, роптавшие на иконы и безумно разверзавшаяся гортань стали возвращаться в прежнее положение. Так избавился он от владевшей им напасти и причиняемой ею муки и уснул, исповедав, что святые образы чтить и поклонение им воздавать – благое дело. Царица же, извлекши из кивотов своих святые и честные иконы, склонила Феофила их лобызать и от всей души чествовать. Малое время спустя уходит из жизни Феофил. Феодора же сущих во изгнаниих и в темницах всех воззвавши, свободне пребывати повеле. И низвергается убо от патриаршескаго престола Иоанн 40 , иже и Аннис, волхвоначальник, и бесоначальник наипаче, нежели патриарх. Христов же исповедник Мефодий восходит на престол, многа пострадав прежде, и во гробе жив затворен бысть.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

После смерти Михаила Травла воцарился его сын Феофил (829-842 гг.), человек рафинированно образованный (в отличие от своего полуграмотного отца), но также и твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужения, сочинял стихиры (например, ему принадлежит 3-я хвалитная стихира на Неделю Ваий - «Изыдите, языцы»), занимался церковным композиторством и даже регентством. Но он также начал беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали. Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Явились однажды на диспут уроженцы Иерусалима - два брата, монахи Феодор и Феофан, прозванные потом «начертанными». Когда они указали императору на ошибку в цитируемом тексте, тот взбесился, заявив: «Несправедливо, чтобы царь был оскорбляем такими людьми». Он приказал бить монахов палками (до 200 раз), а затем вырезать на их лицах по двенадцать строк ямбических стихов, собственного сочинения, очень неуклюжих. Феофил издевательски сказал: конечно, ямбы плохонькие, но ведь лучших они не заслуживают. «Пиши, пиши, царь, - ответили ему исповедники, - что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судиею». Феодор в ссылке умер, а Феофан при императрице Феодоре стал митрополитом Никейским. Нужно отметить, что Феофил к концу своего царствования чувствовал, что его фанатизм затрачен попусту, и в семействе его иконопочитание пустило глубокие корни. По словам Болотова, «возобновление иконоборства после VII Вселенского Собора явилось на сцене истории словно для того, чтобы дать доказательство, что это движение погибает на церковной почве своею естественною смертью от истощения сил. Иконоборцы-эпигоны были уже не то, что иконоборцы-инициаторы. Встречена была эта реставрация икономахов в политических сферах, правда, сочувственно, но, кажется, только потому, что военные неудачи при Рангаве слишком живо напомнили византийцам славные победы Льва III и Константина. Это было оживление военно-династического предания. Но династия Копронима угасла, и для этой традиции не оставалось практической почвы».

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Видя чудеса во время мучения святых Евлампия и Евлампии, многие уверовали во Христа. Мученик Феотекн служил воином при нечестивом царе Максимиане. Однажды, приехав в Антхохию, царь устроил празднество в честь идолов и приказал сначала войнам, а затем и народу приносить им жертвы. Св. Феотекн, будучи христианином, отказался от этого. «А я хотел было сделать тебя главным жрецом богов», – сказал ему царь. «Я верую во Христа, – отвечал Феотекн царю, и хочу принести себя самого в жертву Ему». Тогда Максимиан для посрамления приказал снять с него одежду воина и, надев на него женскую одежду, заставил прясть вместе с женщинами. Чрев три недели призвал к себе мученика и снова требовал отречения от Христа. «В противном случае, – говорил царь, – ты погубишь свою жизнь». Феотекн не сказал ни слова на это царю. Максимиан приказал замучить святого, и ему сначала отрезали язык, а затем, с камнем на шее, бросили его в реку. Преподобный Феофил называется исповедником. Исповедниками именуются такие из святых, которые подвергались мучении за веру Христову, но не были замучены до смерти и продолжали жить после мучений. Жил препод. Феофил в VIII веке, при гонителе на св. иконы, императоре Льве Исавре. Родился он от благочестивых родителей, 13-ти лет ушел от родителей в монастырь. Позвал его туда ангел, явившийся в виде игумена монастыря. 14-ти лет он уже был пострижен, так как оказался очень способным к иноческим подвигам. Родители, узнав о пребывании сына в монастыре, пришли туда и просили игумена отпустить его с собой, обещая построить для него монастырь в своих окрестностях. Тогда игумен начал молиться Богу, и в церкви был слышен голос, повелевавший отпустить. Много лет прожил св. Феофил в своей обители, пока император Лев Исавр не воздвиг гонение на иконы. Св. Феофил восстал на защиту икон. Тогда царь приказал бить его и водить по городу с ругательствами и насмешками, и даже сам много бил его по лицу. Один князь сжалился над святым и достиг того, что его обратно отпустили в монастырь. Святой жалел, что не умер от мучений, и утешался тем, что все-таки удостоился несколько пострадать за Христа. Скоро после того и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

свящ. Михаил Легеев Тема 11. Священноисповедник Феофил Антиохийский 11.1. Сведения о жизни О жизни святого Феофила известно совсем немного. Время его рождения неизвестно. Вероятно, он был уроженцем Сирии; в зрелом возрасте он пришёл ко Христу, подобно большинству апологетов, а впоследствии, около 168 года, стал шестым епископом Антиохии. Расцвет литературной деятельности св. Феофила приходится, таким образом, на конец 160-х – 170-е годы – время правления императора Марка Аврелия. Святой пережил гонения, ознаменовав себя подвигом исповедника; его епископское правление продолжалось 13 лет, вплоть до смерти святого в начале 180-х годов. Святой Феофил вошёл в историю Церкви как почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец, как характерный представитель антиохийского богословия, вместе со свт. Мелитоном Сардийским , во многом предварившим богословие свщмч. Иринея Лионского . Если у св. Мелитона мы видим раскрытие темы спасения и осмысление в её рамках христологии, осмысление, приведшее в конце концов церковную мысль к формуле «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», то святой Феофил прообразует в своём учении иную тематику будущего лионского святителя – тему Предания Церкви. 11.2. Творения До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского – « Три послания к Автолику ». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу. Это произведение многопланово, имеет свои характерные черты и поднимает ряд важных богословских тем своего времени, помимо того что исполняет свою прямую апологетическую задачу – защиту Церкви и её истинного образа в глазах язычников, совершаемую ради их спасения. Другие сочинения святого (числом не менее четырёх) не сохранились. 11.3. Важные особенности богословия Богословие свт. Феофила носит характерные черты антиохийской школы, склонной к катафатизму и акценту на многообразии (см. п. 2.3.2 настоящего учебника). Из этого так или иначе вытекают (или, лучше сказать, этим так или иначе опосредуются) важнейшие богословские темы и прозрения этого святого. Таковы темы богопознания и Предания , первое в истории Церкви употребление богословского термина « Троица » и тот акцент мысли, который мы называем « богословской акривией » (см. п. 9.7.2 настоящего учебника).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010