Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

Феофил (Пашковский), архп.Сан-Франциский и митр.всея Америки и Канады Родился в 1874 году. Образование и его прохождение службы до епископства нам неизвестны. 3 декабря 1922 года был хиротонисан во епископа Чикагского. (Хиротония каноническая, так как на нее последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 апр.1922 г.) Хиротонию совершали: митр.Платон (Рождественский), епископ Бруклинский Евфимий и архп.Иерусалимскай Церкви Пантелеймон. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. 23 ноября 1934 года на Соборе митрополичьего округа в гор. Кливленде он был избран преемником митр.Платона (сконч. в 1934 г.) и назначен митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Франциского. Вследствие того, что он стал преемником отделившегося от Церкви иерарха, он подпал под действие наложенного на последнего церковного прещения. В 1935 году новым определением Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр.Сергий и Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердили запрещение в священнослужении митрополита Феофила и подчиненного ему духовенства. В 1945 году под действием православной паствы, жаждавшей воссоединения с Матерью-Церковью, он послал двух своих представителей на Поместный Собор в Москве, избравший в Патриархи митр. Сергия, которые опоздали к деяниям Собора. Осенью 1945 года имел беседу с Патриаршим представителем архиепископом Ярославским и Ростовским Алексием (Сергеевым), после которой уклонился от встреч с последним. Долгое время в юрисдикции митрополита Феофила находились Карловацкие епархии в Западном полушарии, чем и удерживалась тесная связь первого с последним. В ноябре (26–29) 1946 года на Кливлендском Соборе произошел разрыв феофиловцев с карловнанами, голосовавшими против воссоединения Американской епархии с Русской Православной Церковью.·Сам митрополит Феофил внешне подчинялся постановлению Собора и послал телеграфное уведомление Святейшему Патриарху Алексию о решении Кливлендского Собора. Другими словами, он выразил, как будто бы, желание воссоединиться с Матерью-Церковью. Но когда Святейший Патриарх Алексий в июле 1947 года послал в Америку своего представителя в лице митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) для переговоров, он отказался от всяких сношений с последним и даже допустил несколько непозволительных выпадов с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и ее представителей. Им были отвергнуты все предложения митрополита Григория, касавшиеся условий канонической автономии Русской Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Пантелеев Александр; 27.10.1874, Вологодская губ.- 11.09.1948), архиеп. Омский и Тюменский. По окончании Вологодской ДС и СПбДА 22 окт. 1901 г. А. Пантелеев был рукоположен во священника и служил в храмах Вологодской епархии. В 1906 г., при правящем архиеп. свт. Тихоне (Белавине), вошел в состав клира Алеутской и Североамериканской епархии. В сане протоиерея служил настоятелем приходов в г. Ситка (шт. Аляска), г. Ньюарк (шт. Нью-Джерси), в храме Эмигрантского дома в Нью-Йорке, затем вновь в Ситке. В 1915-1916 гг. преподавал в ДС в Тенафлае (шт. Нью-Джерси). С 1918 г. возглавлял Ситкинское благочиние Алеутской епархии, к-рое составляли 5 приходов, окормляемые 2 священниками. После кончины супруги принял монашество с именем А., возведен в сан архимандрита и служил на приходах в Чикаго, Сан-Франциско и Питтсбурге. 6 февр. 1927 г. А. был хиротонисан во епископа Сан-Францисского, викария Североамериканской епархии. С кон. нояб. 1934 г. епископ Алеутский и Аляскинский. Автор многих статей на религ. темы, печатавшихся в газ. «Свет» и ж. «Американский православный вестник», в т. ч. очерка «Из поездок по селениям Аляски», в к-ром описал свое первое архипастырское посещение приходов епархии в янв.- июле 1935 г. Глубоко почитая прп. Германа Аляскинского (1757-1837), А. написал о нем обширный труд. Будучи музыкально одаренным, А. создал неск. композиций церковных песнопений, исполнявшихся в храмах Североамериканской митрополии и получивших признание духовенства и мирян. С 1941 г., уйдя на покой, А. жил в Свято-Тихоновском мон-ре в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания) и преподавал в Свято-Тихоновской ДС (см. Тихона Задонского мон-рь ). В отсутствие митрополита заменял его на заседаниях Митрополичьего совета. В февр. 1944 г. митр. Сан-Францисский и всей Америки и Канады Феофил (Пашковский) создал Юбилейный комитет по подготовке празднования 150-летия Православной Церкви в Америке под своим председательством, заместителем назначил А., на к-рого была возложена организационная работа.

http://pravenc.ru/text/64676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Покровский; 60-е гг. XIX в.- 19.04.1939), архиеп. Вашингтонский и Аляскинский. Сведения о жизни А. до 1919 г. скудны. А. окончил ДС, был женат, рукоположен во священника, служил в Орловской епархии, затем - корабельным священником. Овдовел. Нек-рое время был вольнослушателем С.-Петербургского ун-та. В 1917-1918 гг. служил в храме Бахрушинского приюта Москвы. 16 авг. 1919 г. покинул Москву и выехал на юг России, оттуда - в Иерусалим, где получил письмо от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Белавина) от 2 окт. 1921 г. с благословением на монашеский постриг и последующее возведение в сан архимандрита. В 1924 г. выехал в США и был принят в клир Североамериканской епархии РПЦ. 11 окт. 1930 г. митр. Североамериканским и Аляскинским Платоном (Рождественским) , еп. Чикагским Феофилом (Пашковским) , еп. Канадским Арсением (Чеговцом), еп. Сан-Францисским Алексием (Пантелеевым) и еп. Детройтским Павлом (Гавриловым) А. был хиротонисан во епископа Аляскинского. На Аляскинской кафедре А. энергично продолжил миссионерские труды своих предшественников, посещал отдаленные поселения епархии. В янв. 1931 (1932?) г. небольшой корабль, на к-ром по делам епархии плыли по Тихому океану А. и диак.-алеут Михаил, потерпел крушение. Диакон погиб, А. спасся, находился без помощи на холоде 13 дней. Явившийся к нему ангел ободрил погибающего, и через 3 дня А. был спасен алеутами. Узнав об объявлении 1 июня 1933 г. митр. Платоном (Рождественским) временной автономии Североамериканской епархии РПЦ, сделанном им по решениям 4-го Всеамериканского Собора 1924 г. о временном самоуправлении епархии, А. в апр. 1934 г. направился к митр. Платону, чтобы выразить ему свое несогласие и уговорить отказаться от антиканонического решения. Однако митр. Платон ко времени приезда к нему А. 20 апр. 1934 г. скончался. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде проходил 5-й Всеамериканский Собор, к-рый возглавил преемник митр. Платона архиеп. Сан-Францисский Феофил (Пашковский). В первый день работы Собора на нем выступил А. с призывом подчиниться РПЦ. Этому призыву Собор не внял. Тогда А. обратился к митр. Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) , Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, с прошением о сохранении его в составе епископата РПЦ. В том же году А. был назначен первым викарием экзарха РПЦ архиеп. Алеутского и Североамериканского Вениамина (Федченкова) с титулом «епископ Вашингтонский и Аляскинский». В 1938 г. А. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/114028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФОНСКИЙ Николай Петрович (1892, Киев - 9.05.1971, Нью-Йорк), регент. Сын священника. Окончил КДА, параллельно учился в Киевской консерватории. В звании поручика во время первой мировой войны служил в действующей армии, организовал хор 129-го Бессарабского полка, затем служил в Добровольческой Армии. После ее расформирования организовал церковный хор в рус. лагере в Вюнсдорфе (под Берлином). Хор был высоко оценен митр. Евлогием (Георгиевским) , управлявшим рус. приходами в Зап. Европе. А. работал в канцелярии митрополита, впосл. был псаломщиком и регентом рус. церкви в Висбадене. С 1925 г. А.- регент собора св. Александра Невского в Париже, где организовал Митрополичий хор, к-рый не только участвовал в богослужении (исполнялись целиком литургийные циклы П. И. Чайковского , А. Т. Гречанинова (друга А.), С. В. Рахманинова , А. А. Архангельского , К. Н. Шведова и др.), но и давал концерты рус. духовной и народной музыки. Хор участвовал в первом исполнении «Демественной литургии» Гречанинова в католич. ц. Богородицы Белых Покрывал в Париже (1926), занял 1-е место на конкурсе европ. хоров в Антверпене (1928). Вместе с Ф. И. Шаляпиным хор записал 2 грампластинки (1932) с церковными песнопениями Гречанинова (сугубая ектения) и Архангельского («Верую»), А. Л. Веделя («Покаяния отверзи ми двери») и М. П. Строкина («Ныне отпущаеши»), получившие премии на конкурсах в Париже (1934) и Нью-Йорке (1954). На 5 дисках были записаны 2 духовных концерта Д. С. Бортнянского , песнопения литургии - его же, Чайковского и В. С. Калинникова . Митрополичий хор гастролировал в США и Канаде (1936), Бельгии, Германии, Голландии и Скандинавских странах (1938). В 1947 г. А. переехал в США, передав управление Митрополичим хором П. В. Спасскому . 1 июня 1950 г. митр. Феофил (Пашковский) назначил А. регентом хора правосл. кафедрального Покровского собора в Нью-Йорке. Хор под упр. А. много концертировал и записал 4 долгоиграющие пластинки («Литургия» Архангельского, молебен и песнопения для всенощного бдения разных композиторов, «Литургия» Чайковского и др.). В 1956 г. А. участвовал в отпевании Гречанинова в Покровском соборе. В США А. были организованы Общество ревнителей хорового пения (1950), молодежный Русский национальный, детский и мужской («Капелла», назван в честь Придворной певческой капеллы ) хоры. С хором «Капелла» А. осуществил неск. грамзаписей (панихида, др. песнопения). По оценке специалистов, пение хоров под упр. А. отличалось «нарядностью», «пышностью», динамическими и тембровыми контрастами. На паперти Покровского собора, где А. служил до конца своих дней, установлена памятная доска в честь А.

http://pravenc.ru/text/77104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУКЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нью-Йоркской и Алеутской епархии РПЦ (первоначально Алеутской и Североамериканской епархии ), учреждено 1 февр. 1904 г. для духовного окормления правосл. арабов, живших в Америке, названо по г. Бруклину (ныне р-н Нью-Йорка). Со времени создания первой на Североамериканском континенте миссионерской правосл. епархии - Камчатской, Курильской и Алеутских о-вов , учрежденной решением Святейшего Синода РПЦ 21 дек. 1840 г., до нач. 20-х гг. XX в. РПЦ осуществляла церковное управление всеми православными, жившими в Сев. Америке (принявшими Православие коренными жителями Аляски и Алеутских о-вов, правосл. выходцами из России, др. стран Европы, из стран Ближ. Востока). 4 февр. 1904 г. указом Святейшего Синода РПЦ клирику араб. Николаевской ц. в Бруклине архим. Рафаилу (Хававини) было определено стать викарным епископом Бруклинским, хиротония состоялась 29 февр. После кончины еп. Рафаила († 27 февр. 1915) Сиро-арабскую миссию Алеутской епархии возглавил архим. Евфимий (Офейш) , 31 мая 1917 г. хиротонисанный во епископа Бруклинского. К 1918 г. в Б. в. действовали 22 приходских храма, кафедральным являлся собор в Бруклине во имя свт. Николая, клир вик-ства насчитывал 24 священника. В 1923 г. митр. Платон (Рождественский) , управлявший Североамериканской епархией, возвел еп. Евфимия в сан архиепископа. В 1924 г. указом Патриарха Московского и всея Руси св. Тихона митр. Платон был отстранен от управления Североамериканской епархией, однако последний указу не подчинился и объявил о создании в Сев. Америке Митрополичьего округа , в состав к-рого вошло Б. в. во главе с архиеп. Евфимием. 29 апр. 1933 г. архиеп. Евфимий вступил в брак и был в связи с этим лишен сана сначала Патриархом Антиохийским Александром III , затем Свящ. Синодом РПЦ. После кончины митр. Платона († 20 апр. 1934) главой Митрополичьего округа стал Феофил (Пашковский) , 13 окт. 1935 г. назначивший на Б. в. Бостонского еп. Макария (Ильинского) , к-рому было поручено участвовать в создании Владимира святого семинарии в Нью-Йорке. Семинария открылась 3 окт. 1938 г., ее первым деканом стал Бруклинский епископ. Еп. Макарий управлял Б. в. до 26 янв. 1946 г., когда он восстановил канонические отношения со священноначалием РПЦ. Затем в течение года Б. в. не замещалось. 11 мая 1947 г. во епископа Бруклинского был хиротонисан клирик Митрополичьего округа архим. Иоанн (Шаховской) с назначением деканом Свято-Владимирской семинарии. Еп. Иоанн управлял Б. в. до дек. 1950 г., когда был назначен на Сан-Францисскую кафедру. Впосл. архиереи Митрополичьего округа на Б. в. не назначались.

http://pravenc.ru/text/153475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Иосиф Дзвончик. Фотография. 60-е гг. XX в. Иосиф Онисимович (8.01.1888, с. Лосе, ныне Малопольское воеводство, Польша - 6.03.1966, г. Элизабет, шт. Нью-Джерси, США), митрофорный прот. Американского Экзархата МП. Род. в крестьянской семье в Галиции. В 1888 г. семья Д. выехала в США. Иосиф воспитывался при храме св. Иоанна Предтечи в г. Мейфилд (шт. Пенсильвания), был алтарником-пономарем, затем певчим; ходил в городскую школу. После получения общего среднего образования был направлен архиеп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным) на учебу в Волынскую ДС (Россия). В 1906 г. переведен в ДС в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). В 1911 г. окончил ДС и вступил в брак с Еленой Репич, дочерью псаломщика ц. св. Иоанна Предтечи в г. Филипсберге (шт. Пенсильвания). 19 июля 1911 г. Д. был рукоположен еп. Аляскинским Александром (Немоловским) во диакона в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка, на следующий день - во иерея архиеп. Платоном (Рождественским) в храме Свято-Тихоновского мон-ря. Пастырское служение Д. начал на приходе в г. Бруксайд (шт. Алабама). Более 40 лет служил на разных приходах РПЦ в Сев. Америке. С целью оказывать действенную юридическую помощь приходам Д. поступил на курсы по адвокатуре в юридический колледж в г. Янгстаун (шт. Огайо) и по социальным наукам - в Уэстерн-Резерв-колледж в г. Кливленд. При мн. храмах Д. создавал воскресные школы, преподавал в них Закон Божий и рус. язык. В 1926 г. участвовал в создании «Федерации русских клубов молодых людей». В 1932 г. Д. стал членом Митрополичьего совета, с 1934 по 1947 г. секретарь этого совета. В 1945 г. Д. сопровождал еп. Алеутского и Аляскинского Алексия (Пантелеева) в поездке в Москву на Поместный Собор РПЦ, где встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским). Проведение в жизнь решений VII Кливлендского Собора 1946 г. Русской Православной Греко-Кафолической Церкви, обратившегося к Святейшему Патриарху Московскому Алексию с просьбой о принятии ее в лоно РПЦ, было поручено Митрополичьему совету (см. ст. Всеамериканский Собор ). Митр. Феофил (Пашковский) не подчинился решению Собора и продолжал самочинно управлять амер. приходами. Д. решительно выступил против подобных действий митрополита, призывая к выполнению всех решений Собора. В 1947 г. в США для обсуждения совместно с митр. Феофилом условий воссоединения с РПЦ амер. приходов прибыл митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . Д. стал активным помощником митрополита, оповещал духовенство о происходящих событиях и отстаивал, обращаясь к сторонникам митр. Феофила, необходимость переговоров с посланником Предстоятеля РПЦ.

http://pravenc.ru/text/171895.html

Владимирский храм-памятник (Джексон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Владимирский храм-памятник (англ. Saint Vladimir memorial church) — ставропигиальный храм Русской Православной Церкви Заграницей, расположенный в городе Джэксон, штат Нью-Джерси. Основание храма было приурочено к 950-летию Крещения Руси. Содержание История [ править править код ] В 1938 году, когда праздновалось 950-летие Крещения Руси, по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) было решено построить величественный храм в селении Кассвилль, впоследствии переименованный в Джексон, на ферме Русского Общества Взаимопомощи Америки (РОВА), где обычно собиралось в летние месяцы много русских людей. Для сооружения храма, по инициативе Архиепископа Виталия, было основано Свято-Владимирское общество, главной целью которого стало положено Свято-Владимирского храма. Свято-Владимирским обществом был приобретён участок земли размером в 1 акр, где некогда была пресвитерианская церковь и около неё сохранились несколько могил владельцев всего этого имения. Владельцы имения согласились продать этот участок с тем непременным условием, чтобы он был использован только для религиозных целей. Впоследствии этот участок земли, состояний из небольшого холма, получил в народе наименование Владимирской горки. Основной художественно-архитектурный проект был исполнен архитектором Романом Верховским. За основу проекта была взята Преображенская церковь в Переяславле-Залесскоме. При проектировании храма-памятника Роман Верховской ориентировался на лучшие образцы Владимиро-Суздальского храмового зодчества, а также использовал известные ему конструктивные особенности готической и романской архитектуры. В основу внутреннего устройства положили интерьер Владимирского собора в Киеве. В 1940 году состоялась торжественная закладка храма, которую возглавили митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) и епископ Макарий (Ильинский). При закладе Владимирского храма-памятника архиепископ Виталий приглашал всех участников торжества «глубже вникнуть и понять важность наступающего момента» и напомнил о том, «как в 1862 году собиралась 180-миллионный наш русский народ со всех концов необъятной земли своей в древний Новгород закладывать памятник 1000-летия русской государственности. Вспомним также, как потом в 1888 году собирался он в стольный град на освящение храма-памятника равноапостольному своему просветителю великому князю Владимиру в 900-летний юбилей крещения им нашего народа».

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_х...

Собор Святой Троицы (Сан-Франциско) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святой Троицы (Holy Trinity Cathedral) — православный храм Тихоокеанского Центрального благочиния Западно-Американской епархии Православной церкви в Америке в городе Сан-Франциско в штате Калифорния. Место пребывания кафедры предстоятеля Западно-Американской епархии Православной церкви в Америке. Богослужения проводятся на английском языке (редко на церковно-славянском языке). Содержание История [ править править код ] Православный приход в Сан-Франциско был основан 2 декабря 1857 года. 2 сентября 1867 года приход вошёл в состав Греко-Русско-Славянской Православной Восточной Церкви и благотворительного общества. В эти годы в православных общинах области залива Сан-Франциско несли пастырское служение флотские священники Российской империи с кораблей, которые нередко заходили в местный порт. На Пасху 1868 года в Сан-Франциско был направлен православный священник-миссионер с Аляски, иерей Николай Ковригин, который остался в городе и нёс пастырское служение до своего возвращения в Российскую империю в 1879 году. Другой священник-миссионер с Аляски, протоиерей Павел Кедроливанский был первым настоятелем прихода в Сан-Франциско. В 1872 году епископ Иоанн (Митропольский) передал приходу в Сан-Франциско здание резиденции архиерея Алеутских островов и Аляски. В том же году в нём была учреждена архиерейская кафедра и освящена соборная церковь во имя Святого Александра Невского. За свою историю храм был также освящён во имя Святителя Николая, Святителя Василия Великого и Святой Троицы. С 1898 по 1905 год в нём нёс архиерейское служение святитель Тихон (Белавин). Кафедру в соборе занимали митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Иоанн (Шаховской) и епископ Василий (Родзянко). Среди священников, служивших в храме, были протоиерей Владимир Николаевич Вечтомов (1845—1870) — священник-миссионер с Аляски, протоиерей Владимир Сакович (ум. 1931) — борец с обновленчеством и «ангел-хранитель» русских беженцев, протоиерей Роман Аркадьевич Штурмер — ветеран Первой мировой войны, протоиерей Георгий Михайлович Бенигсен (1915—1993) — активный участник Русского студенческого христианского движения. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Т...

Совещание заграничных русских архиереев под председательством Патриарха Сербского Варнавы в Сремских Карловцах, на котором было выработано «Временное положение о Русской Православной Церкви заграницей.» Октябрь 1935 г. Слева направо сидят: митрополит Феофил (Пашковский), митрополит Евлогий (Георгиевский), Патриарх Варнава, митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Димитрий (Вознесенский) Позиция Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) в годы Второй мировой войны в настоящее время еще не стала предметом большого исследования и до сих пор представляется искаженно. К сожалению, в течение советского периода все работы, посвященные этой теме, имели не столько научный, сколько идеологический характер. Отличительной особенностью этих работ были обвинения Зарубежной Церкви в поддержке гитлеровской Германии. Особенно доставалось в этих сочинениях митрополиту Анастасию (Грибановскому) , возглавлявшему Русскую Зарубежную Церковь в годы Второй мировой войны . Подобные обвинения звучали и со стороны Московского Патриархата. Так, в июне 1945 г., в процессе подготовки всеправославного осуждения Зарубежной Церкви, Московская Патриархия подготовила предварительный меморандум, подписанный Александрийским, Антиохийским, Московским и Иерусалимским Патриархами. Среди обвинений в адрес РПЦЗ содержался такой пункт: «измена общехристианскому делу борьбы с фашизмом» . Есть основания считать, что сам Патриарх Алексий I не хотел этого осуждения, а действовал под давлением государства . Запланированное осуждение не состоялось. Во-первых, идею не поддержал Константинополь, во-вторых, для осуждения был необходим Всеправославный Собор, на котором могли быть подняты крайне неудобные для советского руководства вопросы. Но мнение о РПЦЗ, как об организации, поддержавшей Гитлера, до сих пор имеет место даже в церковной среде. При этом о несерьезности подхода к вопросу говорят, среди прочего, частые отсылки к архимандриту Иоанну (Шаховскому) и его статье «Близок час» . Дело в том, что архимандрит Иоанн пребывал в ведении русского Западноевропейского экзархата Константинопольской Церкви и к РПЦЗ отношения не имел.

http://pravoslavie.ru/108286.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010