16 октября7 ноября 1935 года. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах принял «Проект временного управления Русской Церкви за границей». Новый глава Североамериканской епархии митрополит Феофил подписал проект. 31 октября 1935 года. «Совещание четырех» – представителей четырех частей света (Западной Европы, Балкан, Америки и Дальнего Востока), приглашенных Сербским Патриархом Варнавой – последняя, неудачная попытка примирения. Участвовали митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Феофил (Пашковский), митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Хайларский Димитрий (Вознесенский). Объединение состоялось только в отношении Америки. Декабрь 1935март 1936. Переписка между владыками Антонием и Евлогием по поводу достигнутого примирения, обусловленного уходом последнего от Вселенского Патриарха. Письмо Евлогия Вселенскому Патриарху о нежелании выхода из его юрисдикции. 5 октября 1937 года. На Соборе Североамериканской епархии утверждено церковное объединение (с приходами РПЦЗ в Северной Америке). Подробную характеристику ветвей Русской Зарубежной Церкви впервые в отечественной историографии дал в своей книге М.В. Назаров. 669 Как отмечает исследователь, «причин зарубежного церковного раскола оказалось несколько, и говорить о них можно на разных уровнях: церковно-политическом, идеологическом, богословском. Разногласия возникли в вопросах об отношении к советской власти, к возглавлению Церкви в России, к духу западных демократий, к взаимоотношению между русским патриотизмом и Православием, к возможности и уместности тех или иных реформ в богословии... Напомним лишь получившийся результат: три разных юрисдикции зарубежного Православия и их отношение к главному, историософскому, опыту русской эмиграции». 670 Исследователь церковных расколов А.К. Погасий в своей книге 671 пишет: «В чистом виде канонические разделения можно наблюдать, например, в Русской Православной Церкви 2090-х годов XX в., когда, оставаясь в рамках православных догматов, от Московского патриархата отделились Истинно Православная, Польская Православная, Украинская Православная (Киевский патриархат), Украинская Автокефальная Православная, Эстонская Православная, Зарубежная Русская Православная Церкви». 672

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   20 апреля 1934 г. митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Паства его осталась в тяжелом положении. Часть ее ушла к «живоцерковникам», часть-к «карловчанам», часть — в различные секты.    Аинию митрополита Платона продолжил его преемник митрополит Феофил (Пашковский), который также, к глубокому сожалению верных сынов Матери-Церкви, не пожелал исправить допущенные его предшественником ошибки. Митрополит Феофил занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий 5 января 1935 г. наложил за самочиние запрещение на митрополита Феофила, но последний не только отверг его, но на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии «Временного положения» об управлении Митрополичьим Округом независимо от Матери-Церкви.    Антиканонические действия митрополита Феофила вызвали дальнейшее падение церковной дисциплины и ослабление духовной миссии. Иерархи Американской Митрополии стали относиться с непониманием и подозрением не только к тому, что происходило в церковной жизни России, но и к творческим процессам, возникавшим в самой русской зарубежной среде, после прибытия в Америку законного представителя Матери-Церкви — Экзарха Московской Патриархии архиепископа Вениамина.    Вовлеченные в раскол своими духовными вождями, американская паства и часть клириков тяготились создавшимся положением, тосковали о потере единения с Матерью-Церковью и стремились к его восстановлению. Стремление это особенно усилилось во время Великой Отечественной войны, когда немалая часть русского населения Америки стала проявлять чувства симпатии к героической борьбе Советского Союза с фашистскими ордами. В 1943 г. клирикам и мирянам Митрополичьего Округа стало известно об избрании бывшего Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополита Сергия Всероссийским Патриархом. Событие это было принято ими, как и всеми православными русскими людьми, с нескрываемой радостью, в связи с чем митрополиту Феофилу пришлось дать указание поминать Святейшего Патриарха Сергия во всех храмах Митрополичьего Округа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия» ( Гaл. VI, 18 ). Со скорбью узнал я о кончине долголетнего Первосвятителя Русской Православной Церкви в Америке и Канаде Высокопреосвященного Митрополита Феофила. Моя скорбь усугубляется еще всем известными печальными обстоятельствами церковной жизни в Америке. Не имя возможности лично «дать последнего целования умершему», воспеть у его бездыханного тела надгробные песнопения и проводить его в путь всея земли, в который и мне предстоит вскоре отойти, усердно молюсь об упокоении его души. Впервые я встретился с покойным Митрополитом Феофилом в 1934 году, когда я прибыл в Америку с твердым намерением потрудиться здесь над установлением мира в Русской Православной Церкви, раздиравшейся тогда церковной смутой. Более близко мне пришлось сойтись с Митрополитом Феофилом с 1935 года, когда мы вместе трудились над благим делом церковного мира, начиная с памятного Совещания иерархов в Ср. Карловцах, когда было выработано и принято так называемое «Временное Положение», составленное в духе Апостольских правил и других канонических норм, и тем достигнуто полное единение Русской Православной Церкви заграницей. Я был свидетелем того, что Митрополит Феофил действительно желал установления церковного мира и как после сего, возвратившись в Америку, он, не взирая на противодействия некоторых кругов, настоял на том, чтобы «Временное Положение» было бы проведено в жизнь Русской Церкви в Америке, твердо объединившейся со всей Русской Православной Церковью заграницей. С того времени началось наше сотрудничество с Митрополитом Феофилом, продолжавшееся 12 лет. Я близко узнал его, старался быть его верным помощником, оценил его скромность, его преданность и любовь к Русской Православной Церкви в Америке, его отличное знание духовенства, приходов, церковных деятелей и условий церковной жизни в Америке и его старание упорядочить и поднять здешнюю церковную жизнь. Митрополит Феофил родился 6 февраля 1874 года. Его мирское имя – Феодор Николаевич Пашковский. По окончании Киевской Духовной Семинарии он прибыл в Северную Америку в 1895 году и служил при Сан-Францисском кафедральном соборе до 1912 года. При нем была выстроена новая Св. Троицкая церковь в Сан-Франциско, вместо старой, сгоревшей от пожара после большого землетрясения в 1906 году. Он так полюбил эту церковь , что оставался при ней до конца своей жизни. С 1912 года он служил в России в качестве военного священника, получив за свою службу высокие отличия. В России он и овдовел, его матушка была сербка. В 1922 году, в ноябре месяце, по прибытии в Америку, был хиротонисан в Епископа Чикагского. С 1922 по 1931 год он состоял Епископом Чикагским и временно заведовал Канадской Епархией, а в 1931 году переведен в Сан-Франциско. После кончины Митрополита Платона, в ноябре 1934 года, он был избран преемником почившего в звании Митрополита Русской Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Воскресенская ц. в Приморско-Ахтарске. Построена в нач. XX в., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. С 15 окт. 1923 г. правосл. приходы Краснодарской епархии состояли под упр. Ставропольского и Кавказского еп. Иннокентия (Летяева) , в сент. 1924 г. еп. Иннокентий уехал в Витебск, затем в Москву, 20 авг. 1926 г. он был назначен епископом Краснодарским, в кон. того же года выслан в Белгород, 1 окт. 1927 г. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. (Представляются сомнительными сведения о тайной хиротонии в 1923 в Москве членами т. н. Даниловской оппозиции Агафангела (Садковского) во епископа Кубанского.) С 1927 г. правосл. Краснодарскую кафедру возглавлял сщмч. Феофил (Богоявленский) , в 1930 г. (до 3 июня) возведенный в сан архиепископа и являвшийся членом Временного Патриаршего Свящ. Синода (Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. 6). 25 янв. 1933 г. архиеп. Феофил был арестован. В апр. того же года Краснодарским архиереем был назначен уже арестованный к тому времени Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский) , не прибывший на Краснодарскую кафедру. С 11 авг. 1933 по 23 янв. 1936 г. епархией управлял еп. Памфил (Лясковский). К тому времени в Краснодаре действовали Свято-Георгиевский собор (был занят обновленцами, 1 придел принадлежал правосл. общине) и кладбищенская Всехсвятская ц. В первые месяцы еп. Памфил из-за отсутствия регистрации не мог совершать богослужения и молился в алтаре придела Свято-Георгиевского храма. 23 янв. 1936 г. архиерей был найден повешенным, в офиц. заключении причиной смерти было названо самоубийство, но уже преемник еп. Памфила на кафедре еп. Софроний (Арефьев) был уверен в насильственной смерти своего предшественника. Последний предвоенный Краснодарский еп. Софроний управлял епархией с февр. 1936 г. до ареста 22 июня 1937 г. К 1939 г. в крае действовали 5 правосл. храмов, значительная часть храмов епархии в 1922-1939 гг. была уничтожена, в т. ч. ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в пос. Пашковском (ныне в черте Краснодара), Воскресенская ц. в г. Приморско-Ахтарске, собор во имя арх. Михаила в Ейске, Покровский храм в ст-це Старощербиновской.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Немногочисленные приходы Московской Патриархии в Америке были подчинены архиепископу Вениамину. Из викариев митрополита Платона с требованиями Москвы согласился епископ Антонин (Покровский), занимавшийся миссионерством на Аляске, а также епископ Адам (Филипповский), окормлявший капато-русские приходы. Правда, последний вскоре был запрещен в священнослужении архиепископом Вениамином, а карпато-русские приходы разошлись по другим юрисдикциям. В общей сложности в подчинении Московской Патриархии в Америке осталось около 25 приходов, причем практически все они были малолюдными. Большинство русских приходов в Америке находилось в ведении митрополита Платона (около 200 приходов) и в РПЦЗ (около 100 приходов). В 1933 г. начались попытки восстановления общения между Русской Зарубежной Церковью и Североамериканской митрополией. Назначенные в Америку архиереи РПЦЗ, архиепископы Виталий (Максименко) и Тихон (Троицкий), были лишены властных амбиций и искренне добивались примирения с митрополитом Платоном. Попытки были безуспешными, однако смерть митрополита Платона 20 апреля 1934 г. помогла единству. Новый глава Североамериканского округа митрополит Феофил (Пашковский) был готов к переговорам. Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 г. снял прещения с иерархов Североамериканской митрополии. В 1935 г. Североамериканский округ и Русская Зарубежная Церковь объединились административно, причем Северной Америке были даны права широкой автономии. Это решение усилило Русскую Зарубежную Церковь , которая к концу 1930-х гг. была в более выгодном положении, чем Московская Патриархия. В ведении РПЦЗ (включая Североамериканскую митрополию) было более 500 приходов, 15 монастырей и 25 архиереев, большая часть которых управляла полноценными епархиями. Вскоре после объединения завершился земной путь главы РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . В воскресенье 2 августа 1936 г. митрополит отслужил свою последнюю литургию. 8 августа клирики Сербской и Русской Зарубежной Церквей совершили над старцем -митрополитом таинство Елеосвящения и причастили его Святых Таин. 10 августа митрополит Антоний причастился еще раз. Вечером стало понятно, что архипастырь умирает. Во время чтения отходной в 21 час 20 минут сердце митрополита Антония перестало биться. Первую панихиду по усопшему совершил патриарх Варнава. Он же возглавил отпевание митрополита. Первый глава РПЦЗ был погребен в Иверской часовне, в специальном склепе, который архипастырь указал как место своего упокоения еще при жизни. §3. Русская церковная эмиграция 1936–1949 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1946 г. в Мюнхене Русская Зарубежная Церковь созвала Архиерейский Собор, сыгравший большое значение для объединения русской церковной эмиграции. В послевоенные годы Московская Патриархия пыталась решить вопрос с присоединением эмигрантского духовенства в Северной Америке, однако поставленные условия были трудновыполнимыми. От Североамериканской митрополии потребовали прекращения антисоветских выступлений и избрания на пост главы митрополии ставленника Москвы. Также Московская Патриархия требовала контроля над архиерейскими хиротониями и разрыва с Зарубежной Церковью. Со своей стороны, глава Североамериканской митрополии митрополит Феофил (Пашковский) настаивал на полной независимости своей структуры во внутренних делах и соглашался признать патриарха Алексия I лишь духовным главой. Переговоры зашли в тупик, к Московской Патриархии присоединились лишь епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев). Вопрос о дальнейшем пути Североамериканской митрополии был решен на Всеамериканском Соборе в Кливленде в ноябре 1946 г. Результатом долгих и бурных обсуждений стало решение о выходе Североамериканской митрополии из подчинения Русского Зарубежного Синода и о признании патриарха Алексия «духовным отцом». Собор обратился к Московской Патриархии с просьбой принять Американскую Церковь при условии ее полной независимости. На службах теперь стали поминать восточных патриархов, патриарха Алексия I и митрополита Феофила. Часть североамериканских иерархов и приходов во главе с архиепископами Виталием (Максименко) и Тихоном (Троицким) отказалась разрывать общение с Русской Зарубежной Церковью. Архиепископ Виталий не видел перспективы в американской автокефалии и был уверен, что через два – три поколения Американская Церковь выродится в «протестантство восточного обряда». 4 марта 1947 г. Русская Зарубежная Церковь восстановила свои епархии в Северной Америке. Представителем РПЦЗ в США и Канаде Синод назначил архиепископа Виталия. Таким образом, вновь, как и в 1926–1935 гг., в Америке стали параллельно существовать Североамериканская митрополия и епархии Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чигиринская 16(29).11.1911–18(31).05.1917: Никодим Кротков 21 .06(04.07).1917–1921: Никодим Кротков, паки 1921–1923: 02(15).02.1923–13(26).05.1932: Филарет Линчевский, в. у. Александр Чигиринская (укр.) 03 .1942–: Никанор Абрамович Чикагская (заруб.) 03(16).12.1922–23.11(06.12).1934: Феофил Пашковский –1947: Леонтий Туркевич Чистопольская 29 .06(12.07).1913–1920: Анатолий Грисюк 1920–1922: 12(25).07.1922–1927: Иоасаф Удалов 1927–1934: 13(26).04.1934–04(17).09.1935: Андрей Солнцев Чистопольская (обн.) 10(23).01.1924–: Василий Троицкий –1932: 04(17).09.1932–18.09(01.10).1933: Василий Катагошин Читинская и Забайкальская 26 .01(08.02).1916–1920: Мелетий Заборовский 1920–1926: Даниил Шерстенников 1927–21.03(03.04).1930: Евсевий Рождественский 1930–1933: Марк Боголюбов 1930–1934: Евсевий Рождественский(?) 22 .09(05.10).1933–28.09(11.10).1934: Иоанникий Попов, в. у. (?) 09(22).11.1934–04(17).01.1935: Серафим Зборовский 08(21).09.1935–05(18).03.1936: Фотий Пурлевский 03(16).03.1936–18(31).05.1936: Серафим Шамшин 1936–1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин, в. у. Читинская (обн.) см. Забайкальская Чкаловская см. Оренбургская Чкаловская (обн.) 1923–30.12(12.01).1923: Аристарх Николаевский 1924–30.07(12.08).1925: Андрей Соседов 18(31).07.1924–31.12(13.01).1924: Иаков Маскаев 01(14).05.1926–1927: Аристарх Николаевский, паки 23 .07(05.08).1927–28.06(11.07). 1928: Сергий Озерецковский 01 .1928–04.1929: Симеон Канарский 1928–15(28).06.1928: Гервасий Малинин, в. у. 04 .1929–07(20).08.1931: Иоанн Ильин 1932–16(29).10.1936: Георгий Лапшин 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Алексий Кононов Чкаловская см. Оренбургская Чувашская (обн.) см. Чебоксарская и Чувашская (обн.) Чугуевская (обн.) 1926–1928: Гавриил Киперман Чухломская (обн.) 23 .05(05.06).1924–25.04(08.05).1925: Георгий Лапшин Шадринская 1923–1924: Иерофей Афоник 30 .08(12.09).1924–16(29).09.1927: Стефан Знамировский 1927–1927: Виктор Островидов, в. у. 1927–1928: Даниил Троицкий 11(24).05.1928–03(16).04.1930: Валериан Рудич

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

[xxxi] Там же. В мае-июне 1947 года митрополит Григорий сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по ноябрь 1947 года в качестве полномочного представителя Патриарха митр. Григорий находился в командировке в США, целью которой были переговоры с Сан-Францисским митрополитом Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с Русской Православной Церковью возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Северной Америке и нормализация дел экзархата Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. В отличие от архиеп.Германа, митр. Феофил в течение трех месяцев пребывания митр. Григория в США не соблаговолил даже с ним встретиться. Предложенный Митрополичьим советом проект, предлагавший даровать Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде не автономное, а автокефальное управление Патриарх и митрополит отвергли, как не имевший на то оснований. Воссоединения с Патриархом, которого желали многие клирики и верующие Североамериканской Митрополии, в т.ч. участники Кливлендского Собора 1946 г., не произошло. В то же время вопрос был выяснен сравнительно быстро, и владыка Григорий смог сразу же заняться укреплением Патриарших приходов, благодаря чему и ныне сохраняется присутствие РПЦ МП в Северной Америке (См.:Послание Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии//« ЖМП ». 1948. 1. С. 23; Григорий (Чуков), митр., Александрова-Чукова Л.К. Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде от 21 сентября 1947 г. и материалы дневника. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2908919.html ). [xxxii] Григорий (Чуков), митр. Дневник; Его же. Письмо патриарху от 11.04.48. С резолюцией Патриарха. Машинопись. Архив митр. Григория. [xxxiii] Там же. [xxxiv] Там же. [xxxv] Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957).М.2012.С.300. [xxxvi] Григорий (Чуков), митр. Записка от 2.06.48. Машинопись; Его же. Дневник. Архив митр. Григория.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное «жалованье» митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительного солгасия на то со стороны Матери-Церкви, обоснованное условиями невозможности нормальных сношений с Патриархом Московским. Патриарх Тихон принял решение о смещении митрополита Платона с должности главы епархии. Однако кончина Патриарха, внутренние нестроения в Русской Церкви, вызванные репрессиями и расколами, позволили только в 1933 г. направить в США архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения церковной ситуации. 22 ноября 1933 г. в Америке был учрежден Экзархат Русской Церкви во главе с архиепископом Вениамином, а церковное общение с митрополитом Платоном и его паствой было прервано. В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикции, с живоцерковнической проблемой и т. д. В связи с этим было еще раз подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады. В 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим Округом в Америке, как теперь называла себя бывшая епархия Русской Церкви. Здесь так же, без согласования с Матерью-Церковью, был подтвержден курс на церковную автономию. В этих условиях произошло ослабление церковной дисциплины, Православие в Америке все с большим трудом могло противостоять натиску протестантизма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010