Стамбул, 26 февраля, Благовест-инфо. Константинопольский Патриарх Варфоломей направил главе Иерусалимской Православной Церкви письмо, в котором подверг резкой критике саму идею созыва совещания в Аммане, пишет сайт Orthodox Times . По словам Варфоломея, «семейное собрание», созванное Феофилом, подрывает нормы Православной Церкви. Письмо Вселенского Патриарха было написано через несколько дней после его встречи с Феофилом III, которая состоялась на Фанаре 15 февраля. «Мы не понимаем, как вы можете недооценивать, если не вовсе игнорировать, всю тяжесть негативных последствий этой инициативы», – говорится в послании Патриарха Варфоломея, с точки зрения которого «семейное собрание», проходящее сегодня, 26 февраля, в Аммане, направлено лишь на «подрыв установленных норм и отрыв Православной Церкви от своих экклезилогических основ». По словам предстоятеля Константинопольской Церкви, Патриарх Феофил созвал совещание, не оценив цену этой инициативы для всей Церкви. «Если, действительно, вы озабочены “вызовами, которые стоят перед православным обществом в это критическое время”, после того, что было единодушно решено на недавнем Святом и Великом Соборе Православной Церкви, вам следовало обратиться, в первую очередь, к нам для обсуждения дополнительных вопросов, которые не были включены в его [собора] повестку; и мы глубоко убеждены, что по этим вопросам было бы достигнуто согласие». «Если быть честным перед самими собой и последовательными перед лицом Бога, цель [встречи в Аммане] – упорно поддерживать отказ одной поместной Церкви соблюдать вековые принципы Православной Церкви, имея на свой стороне Российскую Федерацию», – заявляет Патриарх Варфоломей. Однако «численная сила никогда не была квинтэссенцией православной морали», пишет он далее. Авторы публикации в Orthodox Times называют «каждый абзац письма Вселенского Патриарха» «пощечиной» Патриарху Феофилу и отмечают, что Варфоломей напомнил своему собрату, что его действия «вредят не только Константинопольскому патриархату, но и Иерусалимскому, а также всей Православной Церкви в целом». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В «России» Рыбаков сегодня ругал Патриарха; обещает завтра разобрать меня… С а[рхиепископом] Адамом послал сегодня письмо М[итрополиту] Брауну о содействии в получении нами храма в Нью-Йорке. Завтра а[рхиепископ] Адам будет об этом лично беседовать. 29 августа. Пятница Вчера был у литургии у о.А.Чечилы. Завтрак там. Днем ездили с Л.Н. Парийским и А.Г. Торп за покупками: купили материю на саккос мне и Патриарху (80 долларов) и ленту мне для мантии (8 долларов). Обедали с обоими Торп в ресторане […]. М[итрополит] Феофил, повидимому, решил не приезжать в Нью-Йорк на конференцию молодежи. По словам Дзвончика, конференция голосовала – кого из нас пригласить – меня или Феофила; голоса разделились пополам и 1 голос перевесил в пользу Феофила. Знаменательно все-таки при их полном незнакомстве со мной… 30 августа. Суббота В газете «Россия» за 28–29 августа выпады против нас, требования о высылке из Америки… 2 сентября. Вторник Днем получил телеграмму от Федерации Русских православных клубов молодежи (от 2 сентября), которая, вместе в телеграммой Трумэну (!) прислана и мне, где приветствует меня с прибытием и желает успеха в миссии, добавляя о своей солидарности с Кливлендским собором и желанием автономии. Я ответил […]. 6 сентября. Суббота В газетах «Русский голос» и «Новое русское слово» помещены телеграммы Федерации молодежи ко мне и моя ответная. Я написал письмо и сегодня посылаю М[итрополиту] Феофилу с указанием последнего срока ожидания его ответа (15 сентября). Вчера послали телеграмму М[итрополиту] Николаю с просьбой о присылке документов о храме. Сегодня о.Дзвончик говорил по телефону, что кто-то из организации молодежи едет к Феофилу (секретно), чтобы выяснить ему бестактность его поведения в отношении меня, и повлиять на исход дела. Вечером Л.Н. Парийский, м. Торп и архиеп[ископ] Адам ездили на 4 и 12 улицы искать храм. Пока безрезультатно. Вечером был А.Л. Казембек. Очень хочет попасть на родину. Даровитый человек, мог бы быть полезен в и Патриархии, и в Академии: знаток церковной истории, особенно инославной, философский ум и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Иже безмерную имеяй милость. Это длинная стихира, длина которой не утомляет, так пропитаны смыслом и подлинной молитвой каждая строчка. «Твое ощутившая божество». Это о женщине, которая была реальной грешницей. То, что о ней говорили, не было клеветой. Одна из стихир называет ее женой «злосмрадной и оскверненной». Этой женщиной гнушались. И она хорошо знала, что заслужила еще большее порицание. Но не мудрые и начитанные фарисеи открыли, что перед ними Бог, а вот эта падшая и скверная жена, она безошибочно узнала, Кто перед ней. И она не пустилась в разговоры, в просьбы или хвалу. Она сделала то, что подсказало ей сделать сердце, «мироносицы вземше чин». И Господь именно ее, падшую и гнусную, избрал в свои первые мироносицы, именно ей доверил Свое пречистое тело к погребению. Flickr/mary martha Строчка, которой можно заменить целые тома по христианской этике: «Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха». Кипение греха, водоворот страсти – настолько мрачное состояние, что в нем гаснет даже свет луны – безлунное усердие страсти. Инокиня Кассия в молодости, как девушка из благородной семьи и хорошего образования, была в числе кандидаток в невесты императору Феофилу. Тщеславный император знакомился с невестами, демонстрируя свою ученость. Подойдя к Кассии, он сказал: – Не женщина ли стала причиной падения? Кассия не смутилась и «вернула» вопрос: – Не от женщины ли пришло в этот мир спасение? Такая умная жена Феофилу была не нужна. Кассия и не старалась. Ей по сердцу была монашеская жизнь, и, отдав долг постылого сватовства, она спокойно поселилась в монастыре, где сочиняла не только изысканные богословские тексты, но и музыку. Однако легенда так просто не отпускает. Говорят, что Феофил справлялся о судьбе умной инокини и однажды даже зашел к ней в келлию. Кассия как раз что-то сочиняла, но услышав стук в дверь, убежала в сад. Феофил вошел и стал читать недописанный свиток. Это была стихира мироносицы-блудницы, оборвавшаяся на фразе о Еве: «шумом уши огласивше». Император обмакнул перо в чернила и приписал: «страхом скрыся».

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-slyozyi...

13) и наконец, собственным примером, как он дошел до убеждения в истине, убеждает верить учению христианскому (гл. 14). – Во второй книге Феофил, по желанию Автолика, продолжает свое рассуждение, доказывает ложность языческого суеверия – почитанием за богов идолов, сделанных людьми, противоречием философских систем и нелепостью теогоний поэтов (1–8), и сему противополагает истинность Божественного откровения, содержащегося в писаниях пророков, и в особенности раскрывает смысл и достоинство сказаний книги Бытия о сотворении мира и человека, о рае, о падении первых людей, и о первоначальной истории человеческого рода, до рассеяния народов по всей земле (9–38). В третьей книге Феофил опровергает обвинения в безнравственности христиан, показывая, что по всей справедливости эти обвинения падают на языческих писателей (1–8), напротив учение христиан возвещает высокие истины о Едином Боге, Святом Законодателе, о покаянии, о правде, о чистоте в самих помыслах о любви даже ко врагам, и это подтверждает жизнью христиан, которые воздерживаются даже от языческих игрищ и непристойных зрелищ (9–15). Потом на возражение, что христианское учение ново, доказывает, что напротив священные книги христиан восходят к глубочайшей древности, сравнивая хронологию библейскую и языческую, (16–29) и в заключение просить внимательно прочитать его книгу (гл. 30). Таково содержание трёх книг о христианской вере, которые дают Феофилу весьма видное место в ряду христианских апологетов 2 века. 1 Иероним говорит: Theophilus evangelistarum is unum opus dicta compingens ingenii sui nobis monumenta dimisit. Ad Algas. 2 Что касается до латинского комментария на Евангелие, напечатанного в Biblitheca Patrum t. I, и перепечатанного в издании Отто, то он не принадлежит Феофилу, так как не похож на перевод с греческого, и кроме других анахронизмов содержит цитаты из сочинений Киприана, Амвросия и Иеронима. Читать далее Источник: Сочинения древних христианских апологетов/[Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. П. Преображенского; Сост., общ. ред., пер. с древнегреч, введ., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева]. - СПб. : Благовест : Алетейя, 1999. - VII, 945 с. - (Серия " Античное христианство " : Источники)./О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику. 125-128 с. ISBN 5-89329-056-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

Вы, конечно, слышали о препозите 241 , которого он любил от всей души, – ибо муж тот был знаменит и среди первых в синклите. Однажды он, полагаясь на императора, отобрал судно у вдовой женщины вместе с обычным его грузом. Та же, много раз умоляя вернуть ей ее собственность, поскольку он отказался ее слушать, пришла к императору Феофилу, рассказав, что претерпела. А тот, дотошно исследовав и разузнав об этом и обнаружив, что вдова пострадала от несправедливости, не желая огорчать препозита, разными способами призывал его вернуть потерпевшей беспричинно отобранное. Он же соглашался, но обманывал. Итак, женщина во второй раз пришла к императору и, сообщив ему об обмане и лжи, подвигла на справедливый гнев и негодование. А он, придя в бешенство, ни во что не поставив любовь и дружбу, сделал того, как презирающего его приказы, добычей огня на ипподроме! пример всем, любящим поступать несправедливо 242 . Также и того кому он поручил должность квестора 243 , обнаружив, что тот приветствует несправедливость, а справедливость отвергает, он сильно бичевал, и, спалив ему волосы и бороду и обмазав смолой, отправил в пожизненную ссылку. Кроме того, когда два его славных магистра 244 захотели насильственно отобрать имение у одного очень бедного женского монастыря, находившегося в феме Опсикий 245 , из-за того, что оно было расположено между их имениями, монахини вместе со своим экономом подошли к императору Феофилу с жалобой при выходе, который тот обычно устраивал во Влахернах по пятницам 246 . Император же передал их друнгарию виглы 247 , чтобы тот назавтра привел их к нему вместе с их противниками, и он сам услышал бы доводы обеих сторон, причем поклялся им, что если те будут побеждены ими в тяжбе, то не только монахини получат обратно все свое имущество, но и магистров он предаст смерти. И если бы упомянутые магистры немедленно просьбами и мольбами не убедили их отказаться от обвинения и взять двойную цену имения, как и произошло, то и они бы равно с препозитом претерпели такую же смерть. На следующий же день, когда император стал искать монахинь и не нашел, он, решив, что их прогнали, сильно бичевал вышеназванного друнгария и велел отыскать их и привести к нему. И когда тот после длительного розыска отыскал их и обнаружил и против их воли и желания представил перед императором, то, что произошло между ними, открылось, и они, поблагодарив императора, были отпущены как получившие удовлетворение, а те были освобождены от ответственности. Говорят еще и то, что во дни его царствования никто не совершал и не терпел несправедливости, так что семнадцать дней по всему городу искали, чтобы найти человека, который должен был судиться с другим в присутствии императора, и совсем никого не нашли. Ибо он многих погубил из приверженцев несправедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, в 402 году, богатая матрона явилась к великому странноприимцу Исидору с мешком, полным золота, и, распростершись у ног старца, сказала ему: «Вот значительная сумма, которую я назначаю странникам и нищим. Поклянись самой страшной клятвой, что не дозволишь воспользоваться из нее Феофилу ни одним оболом. Я предпочитаю создания Божии, которые страждут, созданиям каменным, которые патриарх воздвигает на их слезах». И женщина до тех пор обнимала колени старца, пока тот не произнес требуемую ею клятву. Тогда она поднялась и передала ему деньги. Старец Исидор был человек строгий, честный, который хозяйственно распоряжался вкладами общественной благотворительности, но который не мог быть всегда господином своего дела при таком самовластном и ненасытном епископе. Укрепленный клятвой, он не сказал Феофилу ни слова о том, что произошло. Но матрона была менее скромна, и это происшествие через некоторое время сделалось предметом толков целого города. Патриарх возгорелся смертельной ненавистью к великому странноприимцу, которого, однако же, сместить не осмеливался. Через какое-то время тот же Исидор был привлечен к одному делу, которое должно было быть еще чувствительнее для самолюбия его владыки. Александрийской церкви было завещано одно наследство при посредничестве сестры епископа, как это часто бывало, и, кажется, в завещании были допущены двусмысленные выражения. Феофил воспользовался этой двусмысленностью для того, чтобы объяснить завещание в пользу своей сестры. «Дар предназначен ей, – говорил он, – а не Церкви: она при жизни завещателя получила в том словесное обещание в присутствии великого странноприимца». Исидор, призванный свидетелем, по совести заявил, что не слыхал никогда ничего подобного и что ровно ничего не знает об этом деле. С той поры его гибель была предрешена. Но какое же обвинение можно было выставить против этого старца, бывшего друга святителя Афанасия, честность которого была, вне всякого сомнения, настолько, что жертвователи скрывались от патриарха, передавая странноприимцу суммы, назначенные бедным? Феофил придумал не одну клевету, каждая из которых рассеялась за недостатком доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Эти братья дружили с «великим страннопреемцем» Исидором, который имел несчастье обратить на себя несправедливый гнев Феофила, александрийского архиепископа, по делу, в котором Бог и совесть оправдывали поведение Исидора. Феофил был злым гением своего века. Он обладал громадными богословскими познаниями и авторитет его, как ученого, был весьма высок. Его церковная деятельность была длинным рядом злодеяний. Феофил был мстителен, честолюбив и корыстолюбив и для удовлетворения сих страстей употреблял хитрость, лесть, насилие, клевету, подкуп и прочие недозволенные средства. Клирики его не любили. Епископов он притеснял. Церковное имущество присваивал себе. Исидор Пелусиот называл Феофила «пламенным другом драгоценных камней, усердным почитателем золота». Пользуясь в Константинополе уважением, Феофил всегда принимал сильное участие в замещении Александрийской префектуры. Феофилу шпионы усердно (за деньги) доносили, что делается в императорском дворце и в среде высшей столичной знати. Палладий называет Феофила «христианским фараоном» Египта. Вражда между Исидором и Феофилом возникла из-за корыстолюбия последнего, которое было безмерно. Исидор, по просьбе одной женщины, не заявил Феофилу, что от нее получил сумму денег для раздачи бедным. Деньги были розданы без участия Феофила, которому ничего не досталось. Во второй раз Исидор не подтвердил ложного показания, которого требовал от него Феофил, чтобы присвоить себе наследство, предназначенное через его сестру в пользу церкви. Исидор был предан суду Феофилом, но не за эти поступки. «Долгим» братьям приказано было подтвердить взведенные на Исидора Феофилом клеветы. Но «Долгие» монахи сказали, что «не знают в Египте человека более достойного», чем Исидор. Исидор, все-таки осужденный, должен был искать спасения от преследований мстительного Феофила и ненадолго нашел покой в Нитрийском ските у Долгих братьев. Они старались испросить ему прощения у Феофила, но сие не удалось. Феофил обвинил Долгих братьев в ереси Оригена , в оригенизме 27 , заковал в цепи, а Аммонию избил лицо до крови, заключил несчастных иноков в тюрьму, а потом, выпустив их по настоянию любившего их народа, отправил в места их суровых подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово «школа» можно понимать двояко. Под этим понятием, взятым в широком смысле, разумеют ряд писателей, которые находятся в духовной зависимости друг от друга и имеют одну общую главу. В узком смысле данный термин означает учреждение, которое существует в определённом месте и своей целью имеет умственное образование и нравственное воспитание известного поколения лиц. Антиохийская школа первоначально должна быть понимаема как школа в широком смысле этого слова. Как таковой – ее начало может быть возведено к святому Феофилу, вокруг которого сгруппировался уже ряд учеников 145 . С ясно выраженным характером Антиохийская школа является только во времена Лукиана и его современника Дорофея. Особенный, свойственный всем ученикам Лукиана метод истолкования Священного Писания идёт на определённый метод их учителя. Со времени Диодора, впоследствии епископа Тарссийского, Антиохийская школа принимает формальный характер учебного заведения с определённым учебным уставом и достигает своего высшего развития. Несторианство, возросшее в недрах Антиохийской школы, отторгает её от живого организма Церкви, и она быстро идёт к упадку. Соответственно этим важнейшим моментам в развитии Антиохийской школы, Kihn разделяет ее историю на 1) Подготовительную ступень (от Феофила до Лукиана) и 2) Три периода: первый – от Лукиана до Диодора, второй – от Диодора до Нестория и третий – от Нестория до перенесения школы в Эдессу. Подготовительная ступень в истории Аниохийской школы. Общая характеристика ее Если мы возведём Антиохийскую школу к Феофилу, то уже здесь будем в состоянии наблюдать некоторые черты, характерные для Антиохийской школы и ее экзегетического направления. Феофил, известный своей основательной учёностью и литературной деятельностью, открывает собою ряд всесторонне образованных учителей Церкви, так что вне всякого сомнения должен стоять тот факт, что уже в его время вокруг епископа группировался ряд учеников. Так же и литературные произведения Феофила дают нам основания начинать экзегетическую школу в Антиохии именно с него. Он писал не только против Маркиана и Гермогена – из них первый следовал грамматическому методу – но составил и τερα τινα κατηχητικ βιβλα, которые, как и определяет Иероним, суть: allii breves elegantesque tractatus ad aedificationem Ecclesiae pertinentes. «Таким образом, – пишет A.Neander, – мы здесь уже видим росток экзегетического направления Антиохийской школы» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

вероучения и защищает их перед лицом язычников, иудеев и еретиков. При этом он основывается не только на Свящ. Писании, но и на соображениях разума, придающих его доводам необходимую убедительность. Трактат состоит из предисловия и 40 глав, к-рые по содержанию можно разделить на 3 части: теологическую, икономическую и сакраментальную. В предисловии Г. обращается к катехизаторам (τος προεστηκσι το μυστηρου τς εσεβεας - «руководителям к таинству благочестия») с советами о том, как надлежит преподавать догматические истины различным группам оглашенных ( Greg. Nyss. Or. catech. Prol. 1-29). Здесь же приводятся доказательства существования Бога и Его единства (Ibid. 30-75). В 1-й, теологической, части ( Idem. Or. catech. 1-4) говорится о Боге едином в трех Лицах, о единосущии Сына Отцу и о божестве Св. Духа. Во 2-й, икономической, части (Ibid. 5-32) обсуждается сотериологическая миссия Христа. Начав с творения человека и его грехопадения, Г. показывает, как Христос восстановил его в Своем воплощении и искупил от власти диавола и смерти. В 3-й, сакраментальной, части (Ibid. 33-40) говорится о таинствах Крещения и Евхаристии и вере в Пресв. Троицу как главных условиях спасения каждого человека. «Большое огласительное слово» уже при жизни автора пользовалось огромной популярностью и считалось одним из лучших изложений христ. вероучения. «Против аполлинаристов, к Феофилу» (Πρς Θεφιλον κατ Απολλιναριστν, Ad Theophilum adversus Apollinaristas). Небольшое сочинение, написано после 385 г. и адресовано Александрийскому архиепископу Феофилу. В нем Г. просит патриарха написать подробное опровержение ереси Аполлинария, сам ограничивается опровержением обвинений аполлинаристов, утверждавших, что православные учат о двух Сынах Божиих: одном - по природе (κατ φσιν), а другом - по усыновлению (κατ θσιν). «Опровержение мнений Аполлинария» (Πρς τ Απολλιναρου ντιητικς [λϒος], Antirrheticus adversus Apollinarium). Трактат написан немного позднее, является важнейшим из сохранившихся антиаполлинаристских сочинений IV в.

http://pravenc.ru/text/166529.html

А Святослава князя печенеги убили, а Ярополк сел в Киеве на месте отца своего Святослава. И когда Олег шел с воинами у Овруча города, обломился мост с воинами, и задавили Олега во рву, а Ярополка убили в Киеве люди Владимира. И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486 (978). Крестился князь Владимир в десятый год после убийства брата своего Ярополка. Каялся и оплакивал блаженный князь Владимир все то, что совершил в язычестве, не зная Бога. Познав же Бога истинного, творца неба и земли, покаявшись во всем и отвергнув бесов и дьявола и служение ему, послужил Богу добрыми своими делами и милосердием. Преставился с миром 15 июля 6523 (1015) года о Христе Иисусе Господе нашем. КАКО КРЕСТИСЯ ВОЛОДИМЕРЪ, И ДТИ СВОЯ КРЕСТИ, И ВСЮ ЗЕМЛЮ РУСКУЮ ОТ КОНЦА ДО КОНЦА, И КАКО КРЕСТИСЯ БАБА ВОЛОДИМЕРОВА ОЛГА 811 ПРЕЖЕ ВОЛОДИМЕРА. СПИСАНО ИАКОВОМЪ МНИХОМЪ Отче, благослови! Паулъ святый апостолъ, церковный учитель и свтило всего мира, посылая къ Тимофею писание, глаголаше: «Чядо Тимофею, еже слыша от мене многыми послухы, тоже предай врнымъ человкомъ, иже доволни будуть и иныхъ научити». 812 И блаженый апостолъ Лука евангелистъ къ Феофилу писаше, глаголя: «Понеже мнози начаша повсти дяти о извстныхъ вещехъ, бывшихъ въ насъ, изволися и мн, ходившю исперва и по всхъ писати теб, державный Феофиле, да разумеши, о нихъже начатъ Исусъ творити же и учити». 813 Къ тому Феофилу написа Дяния апостольская и Еуангелие святый апостолъ Лука, по томъ многыхъ святыхъ писати начаша жития и мучения. Тако же и азъ, худый мнихъ Иаковъ, слышавъ от многыхъ о благоврнемъ княз Володимери всея Руския земля, о сыну Святославл 814 , и мало събравъ от многыя, добродтели его написахъ, и о сыну его, реку же святою славную мученику Бориса и Глба, 815 како просвти благодать Божия сердце князю рускому Володимеру, сыну Святославлю, внуку Игореву 816 , и возлюби и человеколюбивый Богъ, «хотяй спасти всякого человка и въ разумъ истинный приити», 817 и вжада святого крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010