В Троице-Сергиевой лавре состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского 9 октября 2021 г. 11:47 7-8 октября 2020 года в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре  состоялись праздничные богослужения по случаю дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392).  Вечером 7 октября в Троицком соборе Лавры всенощное бдение совершил Патриарший наместник Московской митрополии   митрополит Крутицкий и Коломенский Павел . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Зарайский Константин и наместник обители епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома .  В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры праздничное всенощное бдение совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност в сослужении епископа Видновского Тихона и епископа Серпуховского Романа . В Успенском соборе Лавры всенощное бдение совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Курганский и Белозерский Даниил , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Бронницкий Савватий и председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим . 8 октября, в день праздника, Божественную литургию в Троицком соборе совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Его Высокопреосвященству сослужили заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва  и наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Божественную литургию в Трапезном храме совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност. Ему сослужили епископ Видновский Тихон, епископ Мытищинский Феофилакт , епископ Серпуховской Роман, епископ Наро-Фоминский Парамон , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) . В Успенском соборе Лавры Божественную литургию совершил Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. Его Высокопреосвященству сослужили иерарх  Сербской Православной Церкви  архиепископ Охридский Иоанн, митрополит Курганский и Белозерский Даниил, епископ Одинцовский и Красногорский Фома , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний , председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк .

http://patriarchia.ru/db/text/5851004.ht...

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю официальной интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея Белград, 4 октября 2010 г. 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея. По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции, в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС . Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр (Русская Зарубежная Церковь). 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиереи Сербской Православной Церкви а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской – митрополит Галльский Эммануил, Александрийской – митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской – архиепископ Филиппопольский Нифон, Иерусалимской – архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской – митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской –  митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской – митрополит Видинский Дометиан, Элладской – митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской – митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской – архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке – епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.

http://pravoslavie.ru/41743.html

Евангелие бесплатно — а вы сектанты? «Нет, ребята, вы, вероятно, сектанты, потому что православные так себя не ведут!» – такова была реакция одного человека в ответ на предложение взять в подарок и прочитать Евангелие. В рамках благотворительной акции «Пасхальная Весть» издательство «Никея» выпустило и раздало 12 тысяч экземпляров Евангелия от Марка. 11 мая, 2011 «Нет, ребята, вы, вероятно, сектанты, потому что православные так себя не ведут!» – такова была реакция одного человека в ответ на предложение взять в подарок и прочитать Евангелие. В рамках благотворительной акции «Пасхальная Весть» издательство «Никея» выпустило и раздало 12 тысяч экземпляров Евангелия от Марка. В Великую Субботу, 23 апреля, состоялась  благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть» . Акция, организованная издательством «Никея» при поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви и  портала «Правмир» , прошла в более чем двадцати приходах и социальных учреждениях Москвы и других городов. Специально к этому дню было издано 12 тысяч экземпляров Евангелия от Марка, причем евангельский текст в этом издании сначала представлен с классическим толкованием блаженного Феофилакта Болгарского, а следом текст Евангелия дублируется, но уже целиком, с традиционной разбивкой на главы и стихи. Так что читающий Слово Божие может целиком сконцентрироваться на самом тексте и обратиться к его толкованию. «Нет, ребята, вы, вероятно, сектанты, потому что православные так себя не ведут!» – такова была реакция одного человека в ответ на предложение взять в подарок и прочитать Евангелие. Разные были курьезы, от критики внешнего вида, длины или полного отсутствия бород на лицах волонтеров, до расспросов о происхождении и значимости нашумевшего в недалеком прошлом бренда «Евангелие от Иуды». Но эти самые курьезы были скорее исключением из правила, а если говорить о реакции большинства наших соотечественников на предлагаемое им Церковью в подарок Евангелие, то это было смешение чувств удивления, сомнения, интереса, и, несомненно, благодарности и доброжелательности.

http://pravmir.ru/evangelie-besplatno-a-...

Интронизация Иерусалимского Патриарха все-таки состоялась (версия для печати)/Православие.Ru Интронизация Иерусалимского Патриарха все-таки состоялась Православие.Ru , 17 сентября 2001 г. / Иерусалим, 16 сентября 2001 г. 15 сентября в храме Воскресения Христова в Иерусалиме состоялась интронизация Блаженнейшего Патриарха Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Иринея I. Как сообщили «Православию.Ru» в Русской духовной миссии, после терактов в Америке многие в Иерусалиме заговорили о возможной отмене интронизации, но, к счастью, опасения не оправдались. Однако в связи с американскими событиями было принято решение сократить до минимума масштабы официальных мероприятий. Несмотря на взрывоопасную обстановку в мире, для участия в торжествах интронизации прибыли делегации от Поместных Православных Церквей в следующем составе: от Константинопольского Патриархата - митрополиты Илиупольский и Фирский Афанасий, Леросский и Калимносский Нектарий; от Александрийского Патриархата - митрополиты Карфагенский Хризостом и Вавилонский Феофилакт; от Грузинского Патриархата - архиепископ Бодбийский Николай, епископ Зугдидский и Цаишский Герасим, протоиерей Михаил; от Сербского Патриархата - епископ Зворникский и Тузлаский Василий, архидиакон Марк; от Румынского Патриархата - митрополит Олтеницкий Феофан, епископ Плоештинский Викентий, генеральный секретарь Синода, архимандрит Иероним, представитель Румынского Патриархата в Святой Земле; от Болгарского Патриархата - митрополит Варненский и Преславский Кирилл; от Элладской Церкви – ее предстоятель, Архиепископ Афинский Христодул, а также митрополиты Пирейский Каллиник, Верийский Пантелеимон, Калаврийский Амвросий, Неапольский Дионисий, Фессалиотидский и Фанариоферсальский Фекоклит, архимандрит Феолог, протопресвитер Фома, архимандрит Ахилла, архидиакон Серафим; от Кипрской Церкви - митрополит Китийский Хризостом; от Албанской - епископ Вератский Игнатий; от Польской - епископ Люблинский и Хелмский Авель; от Православной Церкви Чешских земель и Словакии – ее предстоятель, Блаженнейший митрополит Николай и архиепископ Пражский Христофор.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

«Они напились сладкого вина». Апостолы и Слово Монахиня Елизавета (Сеньчукова) — о даре Святого Духа 20 июня, 2021 Монахиня Елизавета (Сеньчукова) — о даре Святого Духа Самый явный, самый яркий, самый наглядный дар Святого Духа — это слышать Слово Божье на родном языке. Много спорят о языке богослужения, но по сути-то вряд ли кто даже из резких сторонников перевода на современный русский язык будет спорить: церковнославянский — не греческий. Мы и сейчас можем понять Слово Божье и слово Церкви, пусть и не без труда. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) А для резких противников перевода у меня очень плохие новости. «Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян., 2:6-13). Вот об этих последних хочется сказать несколько слов. Понимали ли эти «иные» речь, которую слышали? Казалось ли им, что эти великие слова — пьяный бред, пафосный и бессмысленный? Или сама речь апостолов сливалась в одну непонятную скороговорку? Церковь сильно не рекомендует толковать Священное Писание «от ветра главы своея», поэтому обратимся к авторитету: блаженному Феофилакту Болгарскому. А он уверен: понимали. «Если бы они не понимали, то никак не унизили бы чуда до опьянения (не назвали бы чуда пьянством), — категорически утверждает святой. — Они клеветали, понимая то, о чем говорилось, но клеветали потому, что были недовольны тем, что говорилось, так как апостолы прославляли великие дела Божии. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости».

http://pravmir.ru/oni-napilis-sladkogo-v...

Отчетный доклад ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения 9 червня 2009 р. 15:44 На встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с профессорско-преподавательской корпорацией МДА ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений выступил с отчетным докладом. Минувший 2008-2009 учебный год был насыщен как радостными, так и печальными событиями. 5 декабря 2008 года почил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, для которого попечение о Московской духовной академии было одной из основных задач Первосвятительского служения. В этом году наша корпорация понесла утрату двух профессоров, добрых тружеников нивы Христовой — Михаила Михайловича Дунаева и Ивана Васильевича Воробьева. Благословите, Ваше Святейшество, почтить память почившего Предстоятеля нашей Церкви и дорогих сердцу профессоров. Пропоем «Вечную память». Преодолевая постигшую скорбь, преподаватели и студенчество приняли участие в прощании и погребении Святейшего Патриарха Алексия. Решением Священного Синода память о почившем Предстоятеле отныне увековечена новой стипендией, которой будут награждаться лучшие студенты духовных академий, активно развивающие свой научный потенциал. Незабываемым событием стали Архиерейский и Поместный Соборы, избрание и интронизация Предстоятеля — Святейшего Патриарха Кирилла. Студенты и преподаватели были включены в состав ряда рабочих групп по подготовке и проведению Соборов, а редакция портала Богослов.ру получила задание от Предсоборной Комиссии подготовить и опубликовать научно-исследовательские материалы исторического, канонического и литургического характера в связи с Соборами и избранием нового Предстоятеля Русской Церкви. Сердечно благодарим Ваше Святейшество за высокое доверие и за то, что в период Вашего Местоблюстительства в день памяти святителя Филарета, Вы посетили академию, а сегодня возглавили торжественное богослужение и принимаете участие в Итоговом собрании корпорации Патриаршей духовной школы. 14 октября 2008 года, в престольный праздник Московской духовной академии — в день Покрова Пресвятой Богородицы — Божественную литургию в Покровском академическом храме возглавил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, которому сослужили ректор академии, а также архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний, представитель Болгарской Православной Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Брянский и Севский Феофилакт, епископ Якутский и Ленский Зосима, представители других духовных школ Русской Православной Церкви, а также многочисленное академическое духовенство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209192...

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Надгробные памятники богомилов Предыдущие фрагменты: В религиозной жизни Болгарии в правление царя Петра наблюдались болезненные процессы, связанные с появлением и распространением богомильской ереси. Своим названием она обязана одному из ересиархов – священнику Богомилу. Возможно, что это не настоящее его имя, а перевод с греческого имени Феофил. Ересь распространилась среди сельского духовенства, странствующих монахов и крестьян, – иными словами, в низовых слоях болгарского народа. Одним из народных наименований еретиков было кудугеры – искаженное произношение слова «калугер», заимствованного из греческого языка со значением «монах» или «старец». В Сербии, куда проникла эта ересь, ее приверженцев называли богумилами, а также «бабунами» по горе Бабуну, на склонах которой замечено было присутствие богомилов. Первое письменное упоминание ереси содержится в Послании патриарха Константинопольского Феофилакта царю Болгарии Петру. Самые подробные сведения о ее зарождении и ее доктрине содержатся в обличительной «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову», написанной Козьмой Пресвитером во второй половине X века. О ересиархе Богумиле Козьма пишет саркастически, что тот «поистинне рещи – Богу не мил» , саму же ересь клеймит характеристикой «богомерзкая». Еще одним источником, проливающим свет на учение и практику богомилов, служит византийский трактат «Против богомилов» Евфимия Зигабена. Ересь питалась неприятием существующего устройства общества, которое воспринималось как чудовищно несправедливое Ересь возникла под очевидным влиянием павликианства. Имперские власти переселяли заподозренных в приверженности павликианству сирийцев и еще чаще армян из азиатских провинций и фем в Европу, на Балканы: в Македонию и Фракию. Славянизированные тайные павликиане, общаясь на новой родине со своими соседями и вступая с ними в разговоры на религиозные темы, смогли увлечь и соблазнить немалое их число своими верованиями, суть которых сопряжена была с тотальным отрицанием присутствия в мире Божией правды. Иными словами, ересь питалась неприятием существующего устройства общества, которое воспринималось как чудовищно несправедливое, и потому, наверное, ересь распространилась и укоренилась в основном на нижних этажах социальной пирамиды.

http://pravoslavie.ru/153456.html

Смоковница: что это? Почему Иисус проклял смоковницу? 24 декабря, 2016 Содержание статьи Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. От Матфея 21:18-22 Смоковница. Толкование Блж. Феофилакта Болгарского Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача. Смоковница Смоковница —  дерево, дающее плоды, которые мы все хорошо знаем: это — инжир. Как мы знаем из Библии, смоковницы росли еще в древние времена. Инжир родом из Малой Азии и Средиземноморья. Читайте также — Бесплодная смоковница как икона Значение смоковницы в Библии

http://pravmir.ru/smokovnica/

Смс-переписка с батюшкой, или 5 правил для ребенка в храме Детям, пока они не вошли во вкус молитвы, необходимо найти в храме дело 26 июля, 2016 Детям, пока они не вошли во вкус молитвы, необходимо найти в храме дело Что делать, чтобы дети, взрослея, не уходили из Церкви? Своими мыслями делится протоиерей Артемий Владимиров, духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы. Протоиерей Артемий Владимиров В сердцах родителей должны встретиться правда и мир «Церковь и дети» – тема тонкая, а почва – зыбкая… Почему? Дети – существа, не искушенные во зле, но и не утвержденные в добре. Дети радостно отзываются на благодать Господню, но понятия не имеют, что ее дóлжно беречь, хранить и умножать. Дети защищены от воздействия грубых страстей своим возрастом, но взросление, увы, не защитит их от соблазнов, которыми полон современный мир. Детские души подобны нежным соцветиям, но они тотчас вянут, едва их извлекут «из теплицы», то есть лишат благоприятных условий воспитания. Безусловно, среда обитания – главное в духовной жизни ребенка. Родители – это «домашние боги», по выражению блаженного Феофилакта Болгарского. Если они ведут себя не «по-божески» – жди беды… В сердцах родителей должны встретиться «правда и мир», облобызаться «милость и истина», чтобы ребенок, и возрастая, был всеми фибрами души и клеточками тела привязан к своей семье. Последнее является самым важным слагаемым, когда речь идет о церковном образе мысли и жизни подростка, его пребывании в лоне Церкви. Но, признаемся, далеко не каждая семья может похвалиться подобной гармонией взаимных отношений. Что же нам делать? Ведь никому не хочется упустить свое «сладкое чадо», чтобы оно оказалось на «стране далече»… Советы родителям Разрешите поделиться с родителями ненавязчивыми размышлениями. 1. Нам, взрослым, необходимо возгревать в своей душе огонек непрестанной сердечной молитвы, чтобы ее незримый свет, помимо слов и действий, просвещал и согревал детские души. Помните тот «несказанный свет», который Сергей Есенин, поэт православного воспитания, созерцал духовными очами над материнской «избушкой», куда он мечтал возвратиться, вырвавшись из губительных объятий столичной жизни?

http://pravmir.ru/sms-perepiska-s-batyus...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010