Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2,19–20 ). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), – говорит святой апостол Павел о себе и о других христианах. Как бы ни велики и неоценимы были страдания и воскресение Христа Спасителя, они не принесут пользы тем, которые не участвуют сами в Его страданиях – не распинают свои грехи, страсти. Искупительными плодами Его пользуются только те, которые добровольно участвуют в них – живут не беспечно, не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 и далее). Святая Церковь воплотила в свою жизнь и эти апостольские веления и свидетельства. «Прежде всего покайтесь, – учит святитель Феофан (Говоров), Вышенский затворник († 1894). – Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как не очистивши поля нельзя ни сеять на нём, ни сажать, так и без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, чтоб вы ни сделали без него, все – всуе» ( Феофан Затворник , свт. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1890. С. 51). «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Стих. 8 на «Господи воззвах». Вечерня). «Изведи из темницы душу мою» (Стих. 10 на «Господи воззвах». Вечерня). «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Триодь постная. Неделя мытаря и фарисея. Из песнопения Утрени), – звучит в церковных песнопениях. Но покаяние не есть только раскаяние в греховном прошлом, а и действительный подвиг и приобретение добра. «Покаяние, по слову преподобного Иоанна Лествичника († 649), есть завет с Богом об исправлении жизни» ( Иоанн Лествичник , прп. Слово 5, 1//Лествица). Если нет исправления, нет подвига благого изменения жизни – значит нет и истинного покаяния. Сущность содержания Новозаветного нравственного закона есть любовь к Богу. Это первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:38 ). Но она непременно должна соединяться с любовью к ближнему. Мы, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил брата своего ( 1Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Заострим благочестивое наше внимание на двух пунктах, по Апостолу, не дающих прийти (открыться) человеку беззакония, т. е. антихристу. 1) Ещё не взят от среды «Держай»; 2) не пришло ещё отступление. «Держай» означает: удерживающий отступление. Но что разумеет Апостол под словом «Держай», под удерживающим? И что это за «отступление»? Чьё отступление? От чего или от кого «отступление»? Разве не было отступлений много раз в течение всей истории христианства? Отступление Апостол разумеет от Господа нашего Иисуса Христа, как и апостол Пётр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, и многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами: суд их давно готов и погибель их не дремлет» ( 2Пет. 2:13 ). Отступление не магометан, не язычников, которым не от кого отступать, ибо они и не принимали христианскую религию; отступление не каких-нибудь сектантов или еретиков имеет в виду апостол Павел; отступление от веры в Бога не одной страны или народности, но, как говорит еп. Феофан Затворник (Говоров), – отступление всемирное. Но каким образом может произойти всемирное отступление? Очевидно – под обольщением сатаны, под лестью бесовской. Итак, «отступление» св. ап. Павел имел в виду не евреев, распявших Христа, не явных атеистов, не признающих Божества, но уверовавших во Христа православных христиан всего мира – всеобщее отступление от Искупителя, которое совершится под действием «обольщения погибающих». Отступление произойдёт по всем странам мира не всех исключительно православных христиан, а только «погибающих», которым Бог попустит «дух обольщения» за то, что они не примут «любы истины», т. е. Искупления для своего спасения. Но как именующие себя православными христианами могут не принять Искупления? А вот тут и воздействует «тайна беззакония», которая в действии от времён Апостола, но совершится, когда «будет взят от среды Держай», т. е. удерживающий отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Я писал ее с большим воодушевлением, за то отец ректор повелел мне представить ему список. Тогда я долго не по земле ходил, а выше облаков» 1313 . Говорова в семинарии интересовали вое науки, но особенный интерес возбудили в нем уроки психологии, философии и Священного Писания . Психологию с философией преподавал Остромысленский. один из лучших студентов 1-го выпуска Киевской духовной академии. Он был красой семинарии. Ученики заслушивались его лекциями, которые излагались языком понятным и увлекательным. Он возбуждал в учениках особенный интерес к вопросам о Боге. мире, душе человека со всеми ее силами и способностями и обстоятельно решал эти вопросы с истинно-христианской точки зрения. Говоров с особенным вниманием слушал лекции Остромысленского, часто бывал у него на дому и по нескольку часов беседовал с ним о философских и психологических вопросах. Говоров так увлекся этими предметами, что сам пожелал остаться на повторительный курс в философском классе, несмотря на то, что постоянно был в числе лучших учеников. Священное Писание Говоров знал так хорошо, что однажды на экзамене обратил на себя внимание присутствовавшего на нем преосвященного Никодима. Кроме того Говоров, обладая богатой памятью, хорошо знал иностранные языки, особенно греческий, так что, за отсутствием учителя, посылался лектором в низшее отделение семинарии. Не только науки, но и искусства интересовали любознательного юношу. Особенно он любил музыку и церковное пение. Когда Георгий Говоров был в богословском классе, в семинарии произошла большая перемена, которая едва не лишила его высшего богословского образования. Ректор Исидор переведен был на должность ректора Московской духовной семинарии, а на его место был прислан Софония, бывший до. того времени инспектором Нижегородской семинарии. Он отличался формализмом и, преподавая догматическое богословие, от учеников требовал, чтобы они заучивали учебник наизусть. Говоров хорошо учил задаваемые уроки, но не буквально, что Софониа очень не нравилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ученые труды святителя печатали отчасти редакции журналов: «Домашняя Беседа», «Странник», «Душеполезное Чтение», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» и др.; отчасти его племянник Говоров, и отчасти, наконец, Афонские иноки Русского Пантелеимонова монастыря. Так, например, от 5-го сентября 1878 года святитель Феофан писал Говорову: «У меня будет много книг печататься. Если охота будет у тебя, то без дела не будешь» 272272 . И Говоров, под руководством редактора „Душеполезного Чтения» протоиерея В. П. Нечаева и самого дяди-автора, тогда же начал дело печатание, которое пошло у него очень успешно я продолжалось целых 10 лет – с 1878–1888 гг. Но «в 1888 году, пишет сим Говоров в своих воспоминаниях о святителе Феофане, – преосвященный пожелал облегчить мне труды по изданию книг, коих мною было издано до 15 названий. Он нашел возможным, чтобы я за условленную сумму уплачиваемых мне денег передал издание и продажу его сочинений русскому Афонскому Пантелеимонову монастырю, с которым и совершено было мною по сему предмету 25 августа 1888 года особенное письменное соглашение» 273273 . У Афонцев дело издания пошло прекрасно. Об этом святитель Феофан писал между прочим протоиерею Флоринскому в Киев: «Какие молодцы они (Афонцы) распространять книги!... У них они духом расходятся» 274274 . Кроме того, труды святителя печатались и другими издателями, например, Тузовым 275275 . Сим святитель Феофан ничего не получил за свои труды, кроме нескольких десятков экземпляров, предназначавшихся для бесплатной раздачи. Он заботился лишь о том, чтобы издание иго трудов было необременительным для покупателей и хотя отчасти вознаграждало труды и хлопоты издателей 276276 . На ряду с учено-литературными трудами святитель Феофан занимался на Выше громадной перепиской, которую он вел с родными и неродными, и с знакомыми и незнакомыми, обращавшимися к нему за советами и наставлениями 277277 . Из этих писем с течением времени составились целые сборники, из которых некоторые были изданы самим святителем. Так им изданы были, кроме «Писем о христианской жизни» и «Писем о духовной жизни, сборники писем:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

По совету ректора Исидора, однажды он дал ученикам написать поучение, Е. В. Говоров написал очень хорошо и был похвален; вследствие чего, по его собственным словам, находился на верху счастия. В философском классе способности Георгия Говорова стали быстро раскрываться, и он обратил на себя внимание проф. Ефимия Андреевича Остромысленского, одного из первых студентов 1 курса Киевской духовной академии, товарища Иннокентия. Преподавая философския науки – метафизику, историю философии, логики и психологии Еф. Андреевич был красою семинарии. Ученики заслушивались его лекции, тем более, что они излагались языком понятным и увлекательным. Сверх того, от связной речи Еф. Андр. нередко переходил к разговорной: вызовет какого-либо ученика и начнет с ним бесду о каком-либо важном предмете. Этот последний сократический прием особенно нравился слушателям и возбуждал их внимание и самодеятельность. Жаль, что теперь он мало практикуется в духовно-учебных заведениях! Г. В. Говоров со вниманием слушал лекции Еф. Андр., часто с ним беседовал по вопросам психологии и был им отличаем, как один из лучших и даровитых учеников. Даже более этого, – Егор Васильевич имел доступ в квартиру Е. Андр., часто бывал у него, и часто можно было слышать их беседу о философских вопросах, длившуюся иногда по несколько часов. Словом, между учителем и учеником установилась тесная нравственная связь, и эта связь настолько была крепка, что Георгий Говоров, несмотря на то, что был один из числа очень хорошо успевающих, захотел сам остаться на повторительный курс в философском классе ради именно Е. Андр., желая еще прослушать полный курс его уроков по философским наукам. Но каково же было его разочарование!? Еф. Андр. лишь только начал читать следующий курс, как назначен был законоучителем Орловского кадетского корпуса с принятием сана священника, а на его место в Орловскую семинарию поступил Григорий Афанасьевич Жданов, магистр Моск, духовн. академии. Жданов по новости не мог сообщить ничего особенно интересного против того, что сообщил Еф.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Поэтому, когда пришло время назначить в академию лучших студентов, он обошел Георгия Говорова, и в списке, представленном еп. Никодиму, его не поместил. Но Никодим, знавший Георгия, как очень способного и благонравного юношу, пожелал, чтобы и он был послан в академию. Желание преосвященного Никодима было исполнено, и Георгий Говоров в 1887 году послан был в Киевскую духовную академию. Во все время, как училищного, так и семинарского образования Говоров не порывал связи с своим родным домом и родственниками, так что благотворное семейное влияние на него не прекращалось, На все каникулы он отправлялся на родину и там проводил время в кругу родных, навещая и других родственников. Здесь же поддерживалась его связь с простым народом, который он очень любил. Георгий частенько бывал у крестьян крестным отцом, и вместе с работниками нередко занимался сельскими работами по уборке хлеба и сена 1414 . Добрые душевные качества Георгия при хорошем руководстве семинарского начальства и наставников и при благотворном семейном влиянии развивалась все более и более. Он отличался от своих товарищей не только успехами в учении, но и своим примерным поведением. Он отличался смирением, простотой, кротостью, добротой, чужд был всякого рода гордости и превозношения. От природы будучи веселого общительного характера, Говоров во время обучения в семинарии начал обнаруживать склонность к уединению, молчаливости, упорному труду, серьезности взгляда на жизнь, религиозной настроенности и созерцательности. Частенько видали его погруженным в какие-то думы, видали его в полночь усердно молящимся. В это же время Георгий заявил глубокое, впоследствии все более и более возраставшее, благоговение к памяти святителя Тихона Задонского . Вместе с своей теткой Марфой Никифоровной он одним вакатом ходил на богомолье в Задонск на поклонение тогда еще не открытым мощам угодника 1515 . Очевидно, что тогда еще в нем преобладали высшие стремления к религиозно-нравственному совершенству, стремления к осуществлению того, о чем сан он писал, характеризуя свой юношеский возраст, как «время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений» 1616 . Такова-то была внутренняя жизнь Георгия Говоркова во время его обучения в семинарии. И семинарское начальство замечало его указанную душевную настроенность. Так, уже на первом году обучения в семинарии он отмечен был в семинарских ведомостях, как «отличающийся склонностью к уединению и трудолюбию»; на втором году отмечен: «склонен к уединению, кроток и молчалив» 1717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, писал он в 1892г., – и Выши своей не променяю не только на С.-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, всем бы его восстановили у нас и меня назначили на него» 218218 . По прибытии но Вышу, святитель Феофан, как свидетельствует его племянник Говоров, сначала поселился в настоятельских кельях, и потом перешел во вновь приготовленное для него помещение 219219 . Это помещение – находилось в верхнем деревянном этаже двух-этажного флигеля, примыкающего в монастырской ограде. В нижнем, каменном этаже находилась монастырская просфорня и две братских кельи. Обстановка помещения святителя Феофана была самая простая, чуждая не только роскоши, но и обыкновенных удобств. Стены – деревянные, без обоев. Мебель вся самая простая, деревянная, и только кровать складная, железная; диваны – березового дерева с жестяными сиденьями, но и то все дешевое, а в иных случаях – и самодельное. В этом-то скромном помещении провел святитель Феофан целых 28 лет, довольствуясь самым малым в своей телесной жизни. Как мы уже указывали, святитель Феофан сначала был назначен настоятелем Вышинской пустыни. Но он стремился к возможно полному уединению, он хотел придать себя всецело в жертву Богу; а между тем должность настоятеля требовала многих забот, не сродных с этим его стремлением. Поэтому, вскоре же по прибытии на Вышу, святитель Феофан решил отказаться от настоятельства. В письме к Елагину в 1866 г. он между прочим писал об этом: «Видно, что управлении (Вышинской обителью), к коему надо приложить и заботу о содержании обители, доставлять будет много хлопот и беспокойств скорбных. Сего ради созрело уже у меня намерение отказаться от управления обителью...пенсия нужна» 220220 . В сентябре 1886 года святитель Феофан послал в Св. Синод прошение уволить его от управления Вышинской обителью и исходатайствовать ему пенсию, так как «скудость содержания в обители и хлопотливые способы добывать его не дадут ему покоя при управлении обителью».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, святитель Феофан Затворник осуждает не само богатство, а неразумную привязанность к нему: «Обладание житейскими благами, их приобретение и хранение неизбежны в жизни сей. Не против сего и говорит Господь, а против пристрастия к сим благам, против неустанной заботы только о том, как бы побольше нажить и поутешнее пожить здесь… Владей всем и управляй, но как чужим, на время тебе вверенным для благоупотребления, по намерению дарователя, с предлежащею в том отчетностью. Чрез это окажешься ты не менее «сынов века» (Лк. 16, 8) мудрым; чрез это стяжешь себе друзей вечных и вечные кровы; чрез это докажешь ты верность в малом, ненадежном, преходящим, чужом и удостоишься получить великое, истинно свое; чрез это только засвидетельствуешь, что ты работаешь Богу, а не мамоне» . Анализируя проблему духовно-нравственного воспитания по трудам Феофана Затворника, Анна Хохлова подмечает, что для святителя фундаментальной категорией, определяющей состояние человека, является понятие духа . При этом важнейшими проявлениями духа , по Феофану, является страх Божий, совесть и «жажда Бога» . В сочинении «Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике…» Вышенский затворник обращается к слову дух 17 раз. Он пишет о «силе духа покаянного» у Закхея, о благодатном духе у «рожденных свыше» (2 Кор. 1, 22, 5:5, Еф. 1, 14) и, напротив, о том, что «сыны века сего» живут без Бога и духа (Еф. 2:12), действуют в духе хитрости как преданные « духу мира». «Жизнь в духе» святитель Феофан приравнивает жизни по заповедям Божиим . Единство терминологии показывает, что в различных сочинениях святитель Феофан преследует одну и ту же цель: пользуясь излюбленным им экзегетическим методом, истолковывая тексты из Св. Писания словами святых отцов, он стремится произвести на свет актуальные для своей эпохи духовно-нравственные выводы. Толкование Феофана Затворника на притчу о неверном управителе (Лк. 16:1-13) оказало и продолжает оказывать влияние на русскую православную экзегетическую традицию . Сравнивая толкование святителя с иностранными комментариями ХХ века, можно заметить, что Феофан (Говоров), как и Клайн Снодграсс, в первую очередь обращает внимание на место притчи в контексте Евангелия от Луки. Он критически относится к аллегорическому методу и предостерегает своих коллег от попытки выйти за границы евангельского текста, пытаться приписывать тексту то, о чем он не говорит. Но в отличие от Снодграсса и других иностранных экзегетов, святителя интересует не столько восстановление деталей, связанных с культурным контекстом жизни евреев в I веке, сколько применение в жизни той ключевой идеи, вокруг которой строится притчевый рассказ.

http://bogoslov.ru/article/6177836

Вместе с тем он просил: «1) предоставить ему право служить, когда пожелает; 2) оставить за ним какое-либо влияние па монастырские власти, без вмешательства в дела монастырского управления, и 3) оставить за ним занимаемый им флигель с тем, чтобы обитель как приспособила этот флигель к помещению его, поправляла в нем, что каждогодно потребуется, и отопляла, так я помогала ему, преосвященному, в добывании нужного к трапезе или даже и доставляла всю трапезу» 221221 . Св. Синод, определением от 19–28 сентября того-же 1866 года, постановил исполнить все прописанные выше желания преосвященного Феофана с подчинением ему братии Вышенской пустыни по церковно-служебной части, и назначил ему пенсию по 1000 руб. в год со дня увольнения на покой, т.е. с 17-го июня того же года 222222 . В виду того же полного уединения, святитель Феофан вскоре же по переселении на Вышу отправил находившегося у него племянника Говорова в Москву и устроил там у одной из своих почитательниц, княгини Лукомской 223223 ; а потом способствовал его поступлению в Московскую Духовную семинарию. Этот племянник его, впрочем, и после того приезжал к нему на Вышу ежегодно, в вакационное время 224224 . А когда Говоров поступил на место, святитель Феофан вел с ним деятельную переписку и. чем мог, помогал ему – и советами, и материально 225225 ; благословил брак его 226226 , а когда родился у него сын (Тихон), то записался его крестным отцом 227227 . Освободившись от забот по управлению монастырем и оставшись один, преосвященный Феофан начал свою истинно подвижническую жизнь, продолжавшуюся целых почти 28 лет. В первое время – до 1872 года эта жизнь святителя Феофана была открытая для обитателей и посетителей Вышенской пустыни. В это время святитель Феофан не уединялся окончательно от других. Он, как рядовой инок, исполнял все иноческие уставы и порядки: ходил по всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершил литургию соборно с монастырской братией 228228 он охотно принимал к себе посетителей – родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений; выходил из кельи открыто на прогулку, а иногда, хотя весьма редко, и выезжал 229229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010