Роман Катаев Скачать epub pdf 23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского , бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский , расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий , знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров). Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович , он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На рубеже XIX–XX вв. ряд отечественных ученых, которые занимались самыми различными библейскими вопросами, посвятили апостолу Павлу отдельные монографии. Так, архиепископ Ириней (Орда) составил «Очерк жизни св. Апостола Павла как введение в его Послания» (1864) . Сольский С.М. опубликовал статью «Прощальная беседа Апостола Павла с ефесскими пастырями» (1869) , защитил докторскую диссертацию на тему: «Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Евангелий и Посланий св. Апостола Павла» (1877) . Лопухин  А.П. написал сочинение «Апостол Павел в центрах классического мира» (1896) . Муретов М.Д. опубликовал в «Богословском вестнике» статьи «Апокрифическая переписка Апостола Павла с коринфянами» (1896) и «Есть ли указание на духовные браки в 1 Кор. 7, 36—38 и 9, 5» (1903) . Мышцын В.Н. за труд «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» (1894 г.) был удостоен степени магистра богословия. Некоторые из изданных после смерти «Академических чтений по Священному Писанию Нового Завета» (1905—1906) архимандрита Михаила (Лузина) содержали первую попытку систематической экзегезы посланий апостола Павла с привлечением святоотеческих и западных толкований. Однако этот труд не был закончен и инициативу архимандрита Михаила подхватил епископ Феофан (Говоров).    Экзегетические труды святителя Феофана Затворника Труды святителя Фео­фана (1815 — 1894 гг.) благодаря ясности стиля и отеческих назиданий приблизили к простому русскому народу сокровища святоотеческой мудрости. Его толкования на послания апостола Павла и по сей день регулярно издаются, изучаются и используются как настольная книга пастырями-проповедниками.  Георгий Васильевич Говоров, в будущем свт. Феофан, родился в 1815 г. в Орловской губернии. В 1831 году поступил в Орловскую Духовную семинарию, затем — в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. принял монашеский постриг с именем Феофан. В 1842 г. был направлен инспектором в Новгородскую семинарию, работал преподавателем психологии и логики, а через два года был переведен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на кафедру нравственного и пастырского богословия. В 1847 г. был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которой в то время руководил арх. Порфирий (Успенский). За 6 лет пребывания на Святой Земле иером. Феофан прекрасно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. Знания языков позволили Феофану посетить монастыри Святой Горы Афон, изучить там древние рукописи. В 1857 г. он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1859 г. поставлен епископом Тамбовским. А в 1866 г. по собственному прошению был уволен «на покой» и уехал в Вышенскую Пустынь Тамбовской губернии. Через шесть лет ушел в затвор, в котором, помимо молитвы и богомыслия, занимался толкованием Священного Писания и переводами святоотеческих творений с греческого языка. В 1894 г. скончался в Вышенской Пустыни.

http://bogoslov.ru/article/2454099

Особый интерес еще в семинарские годы Егор Говоров проявил к изучению философии и психологии. Во многом это была заслуга талантливого педагога Евфимия Андреевича Остросмысленского с. 54], ради посещения лекций которого Егор по собственному желанию дважды прошел курс обучения в философском классе. Интерес Георгия Говорова к философии окончательно закрепился в Киевской академии, где в то время, по мнению современника, было лучшее преподавание философии л. 10 об.]. Здесь на первый план выступает личность профессора Петра Семеновича Авсеньева, впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Феофан. Влиянием его лекций объясняется тот факт, что в трудах Вышенского Затворника исследователи находят использование отдельных мыслей Гегеля р. 46; 8] и Г. Шуберта. На это, например, указывает протоиерей Георгий Флоровский : «В свое время, в студенческие годы в Киевской академии, он был слушателем Феофана Авсеньева и его лекций по психологии (по Шуберту, «История души»), не забывал и в своем «уединении». В одном из своих писем, и с прямой ссылкой на Авсенева и Шуберта, Феофан развивает очень любопытные мысли» с. 506]. Во время получения Георгием Говоровым академического образования преподавание богословских наук в Киевской академии освобождалось от формализма и латинизированности: в общении учителей и студентов в рамках учебного процесса все больше места занимал русский язык, вводился историко-сравнительный метод изложения. Новатором в этой области был святитель Иннокентий (Борисов) , впоследствии архиепископ Херсонский, ректорство которого студент Георгий Говоров застал в самом начале своего академического обучения. Видный историк, доктор богословия и талантливый проповедник, епископ Иннокентий оказал влияние на многих своих студентов. По словам племянника святителя Феофана – Ивана Александровича Крутикова, каждая его лекция «возбуждала много толков между студентами и на многие думы их наводила с. 262]. С именами преосвященного Иннокентия (Борисова) и профессора Авсеньева современные исследователи связывают возникновение первой русской христианской антропологической школы. Много почерпнул отсюда и святитель Феофан 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному голосу прислушивались, ими руководились на пути ко спасению многие их современники. Влияние этих духовных наставников в большинстве ограничивалось пределами их отечества и времени. Но были и такие духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарил всю последующую жизнь Церкви. Таковы, например, вселенские учители и святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Наша Русская Церковь , принявшая православную веру от Вселенской Церкви, имела немало еще и своих, Богом избранных учителей и руководителей. Одним из таких наших отечественных святых отцов XIX столетия был епископ Феофан, Вышенский Затворник, который причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году за свою благочестивую жизнь и высокие богословские труды. Он может быть назван учителем Русской Церкви. Епископ Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, после окончания Орловской семинарии был священником Владимирской церкви села Чернавска и всю жизнь отличался истинным благочестием. Как известный и почитаемый пастырь, он был назначен на должность благочинного, которую исполнял в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия ярко проявились характерные черты личности: от отца он унаследовал живость и чистоту ума; от матери – нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 г. Георгий поступил в Ливенское духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Часть I. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Глава 1. Детство, учеба и первые шаги на учебно–воспитательском поприще Детские годы и учение в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии и Киевской духовной академии Великий учитель русской Церкви святитель Феофан Затворник , в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви этого большого села. Всю жизнь он отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства деятель, отец Василий скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного. Находясь на этой должности в течение тридцати лет, он заслужил одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных 4 . Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный, так что дом его посещали многие духовные и светские лица. Мать будущего святителя, Татьяна Ивановна, происходила из семьи священника. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце, была сострадательна и всегда готова прийти на помощь всякому нуждающемуся. В семье отца Василия было три дочери и четыре сына. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. На седьмом году Георгия начинают учить грамоте. Один из жизнеописателей епископа Феофана Иван Крутиков (сын Анны Васильевны Говоровой) рассказывает, как это было. Отец Василий в присутствии родных отслужил молебен пророку Науму. Дал наставления отроку, как надо учиться, посадил его за стол с другими братьями, вручил азбуку, прочитал по ней несколько букв и заставил мальчика повторить. Впрочем, отец Василий только руководил обучением да прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. О способностях отрока И. Н. Корсунский пишет: «Еще в детстве он (Георгий. – А. г.) обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием» с. 274–275].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

диакон Павел Каледа Аннотация. Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру Семеновичу Авсеневу. Выходцем отсюда был и свт. Феофан (Говоров), соединивший в себе хорошее знакомство с идеями современной философии и психологии с глубоким знанием наследия святых отцов: уже для младших его современников труды Вышенского Затворника имели практически святоотеческий авторитет. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П.С. Авсенева и свт. Иннокентия? Проведенный впервые сопоставительный анализ антропологических идей перечисленных авторов показывает следующее. Свт. Иннокентий предпринял попытку построения учения о человеке на основании Священного Писания и святоотеческих творений, а также умственных построений с использованием концепций светской философии и психологии. На этом пути возникли некоторые трудности – в том числе идея «двойного» сознания человека и философский дуализм духовного-телесного. П.С. Авсеневу удалось переосмыслить и скорректировать антропологию святителя, преодолев эти проблемы. В частности, рассмотрение духа как некого органа, приемлющего голос Божий и превышающего наше «я», позволило ему преодолеть проблему двойного сознания. Наконец, свт. Феофан успешно соединяет концепцию Петра Семеновича со святоотеческим учением о сердце и выражает ее на языке традиции. Таким образом, Вышенский Затворник оказывается вполне последовательным наследником киевской школы христианской антропологии. И если П.С. Авсеневу удалось решить проблемы догматического характера, вставшие перед родоначальником этой школы, то свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой традицией. 1 Свт. Феофан Затворник является представителем духовно-академической науки и одновременно принадлежит к «горизонту» монашеского богословия 1 . Он настолько глубоко укоренен в святоотеческой традиции, что его труды уже для младших современников имели практически святоотеческий авторитет 2 . Деятельность Вышенского Затворника выпала на время, когда происходит процесс усвоения и переработки современной философии и психологии, в русском богословии зарождаются первые персоналистические концепции 3 . Свт. Феофан, будучи хорошо знаком с этими идеями, сумел все же, по выражению прот. Павла Хондзинского, «сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Опасаясь этих дурных влияний на своего резвого и впечатлительного мальчика, о. Василий поставил его на квартиру к учителю духовного училища Ивану Васильевичу Петину. Последний имел сильное благодетельное влияние на Георгия. Он побуждал его исправно учить уроки и сан помогал ему в этом деле, он учил его послушанию учителям, уважению к старшим и вообще благонравию; следил и за его религиозным настроением. Впоследствии преосвященный Феофан с большой благодарностью вспоминал об Иване Васильевиче и переписывался с ним, когда тот уже оставил училищную службу и был протоиерем Ливонского Троицкого собора 1111 . Да и самая школа того времени, при многих недостатках, имела и свои большие достоинства: она закаляла характер, внушала уважение к старшим, приучала к самостоятельному и усидчивому труду. Особенно сильно такое благодетельное влияние, при руководстве Ивана Васильевича, отразилось на Георгии Говорове, который принадлежал к числу лучших и даровитых учеников своего класса. В 1829 году Георгий Говоров поступил в Орловскую духовную семинарию. Последняя находилась в то время в цветущем состоянии. Ректором ее был Исидор, впоследствии митрополит С.-Петербургский, поставивший семинарию на подобающую высоту. «Я при нем (ректоре Исидоре), – вспоминал впоследствии преосвященный Феофан в письме к одной особе в 1892 году, – был в низшем и среднем отделении семинарии. Он часто назначал меня читать в субботних собраниях мои философские бумагомарания» 1212 . Преподаватели семинарии по главным предметам были люди даровитые, усердные и плодотворно занимались своим делом под руководством Исидора. Так, учителем словесности был иеромонах Платон, впоследствии Киевский митрополит. Он однажды дал ученикам написать поучение. Говоров написал очень хорошо и заслужил похвалу, от которой он находился на верху счастья. Об этом он сам так писал в вышеуказанном письме к одной особе в 1892 году: «Еще помню в словесности , первом классе семинарии, почему-то назначено было нам дома, в родительском доме, на Рождественском отпуске написать проповедь по своему выбору, предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

У супругов Макриновых были три дочери: Александра, Елизавета (род. 12.10.1820) и Мария (род. 10.08.1831). Родители не имели средств к устройству дочерей, и святитель Феофан деятельно помогал их семье. Известно, что он хлопотал за племянниц перед Орловским епископом Евлампием (Пятницким) и впоследствии не оставлял попечения об их семьях. Святитель поддерживал переписку с сыном одной из дочерей Макриновых Иваном Андреевым, который в 1892 году окончил Московскую духовную академию и впоследствии стал ее профессором. Иван Васильевич, старший сын четы Говоровых, родился в 1809 году в Чернавске. Подобно отцу он получил семинарское образование, но на самостоятельное место приходского священника был назначен только после смерти родителей зимой 1838—1839 года. По ходатайству брата (святителя Феофана) он был определен во Введенскую церковь в село Вышнее Ольшаное Ливенского уезда. Его служение было непродолжительным: в 1844 году священническое место в селе Вышнее Ольшаное было вакантным. Не исключено, что священник Иван Васильевич скончался в этом селе вскоре после жены Анны Ивановны, которая умерла от болезни 21 декабря 1843 года . Наряду с этим предположением невозможно игнорировать утверждение, что, овдовев, священник Иван Говоров еще некоторое время служил в родном Чернавске . В пользу второго мнения свидетельствует обычай того времени, согласно которому вдовые священнослужители уходили в монастырь или становились заштатными и оставались в семье, так или иначе теряя свое место. Как бы то ни было, святитель Феофан деятельно заботился и о детях брата. Старший сын Иван Иванович по окончании Ливенского духовного училища постоянно находился в поле зрения своего дяди епископа, получая семинарское образование сначала в Тамбове, а затем во Владимире — местах архиерейского служения святителя Феофана. Завершив обучение во Владимирской семинарии, Иван Иванович Говоров был назначен священником в Успенский Княгинин монастырь во Владимире. Одна из его сестер, Дарья Ивановна, проживала в селе Вышнее Ольшаное, где служил ее супруг священник Евграф Николаевич Острогорский. Вторая его сестра, Ирина Ивановна, была супругой Василия Афанасьевича Орлова (род. 1834), который служил диаконом в селе Медвежье Ливенского уезда.

http://bogoslov.ru/article/5033762

С небольшим, через год (в 1726 г.) и блаженный Фадей окончил благочестивую жизнь свою и погребен при многочисленном собрании народа. Над могилою его была устроена часовня. Схимонах Николай 5 (Память 6-го января). Схимонах Николай, Валаамский подвижник, родом был из мещан, первоначально был келейником у о. игумена Назария Валаамского. Научившись от него высокой жизни, о. Николай много лет подвизался сам в тесной пустыни, имевшей пространства всего не более квадратной сажени. В этом уединении удостоили старца посещением император Александр Благословенный и преосвященный митрополит Михаил. Жизнь о. Николая протекла в трудах и непрестанной молитве, исповедавшись и причастившись Св. Христовых Таин, скончался он 6 января 1824 года, 72 лет от рождения. Недалеко от места его подвигов под сенью креста почивает его многотрудное тело на Валааме. Епископ Феофан-затворник 6 (Память 6-го января). Епископ Феофан назывался в мире Георгий Васильевич Говоров и родился 10-го января 1815-го года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, где отец его был священником. – Говоров учился сперва в духовном училище города Ливен, потом в Орловской семинарии. Затем, с 1837–41 г.г. он продолжал образование в Киевской духовной академии. Еще до окончания курса он был пострижен в монашество. Окончив курс магистром, иеромонах Феофан назначен был исправляющим должность ректора Киево-софийских духовных училищ, затем он был ректором Новгородской духовной семинарии, служил в Петербургской духовной академии профессором и помощником инспектора. Ученое дело его не удовлетворяло, и он подал прошение уволить его от академической службы. Его назначили членом русской миссии в Иерусалиме. Возведенный в сан архимандрита, он был потом ректором Олонецкой духовной семинарии, но вскоре был переведен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Затем он был вызван в Петербург для ректорства в духовной академии и ему одновременно поручено было наблюдать за преподаванием закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Феофан Затворник: святой опровергает эпоху 3 мин., 23.01.2014 Поделиться Сегодня 23 января Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника — одного из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. В эпоху, которую иногда называют временем упадка российского православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал — Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости. Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в 1815 году в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле и в Константинополе. В 1859 году он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866-ом году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых — отвечал. Его наследие — богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов. Скончался он 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам российским протянулась, непрерывавшаяся никогда преемственность русской святости. 5 цитат святителя Феофана Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/feofan-zatvornik-svyatoj-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010