Скачать epub pdf Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса Выявление замысла и основной идеи высокого иконостаса, возникшего на Руси в конце XIV – начале XV в., уже более 100 лет является одним из трудноразрешимых вопросов отечественной и зарубежной науки 720 . На сегодняшний день его решение не является однозначным, хотя накоплен большой научный материал как в изучении самого высокого иконостаса, так и по другим, более общим темам византийской и древнерусской культуры, который позволяет увидеть в новом ракурсе эту проблему. В основном можно считать установленной типологию и тенденцию развития русского высокого иконостаса. По мнению современных исследователей, высокий иконостас был создан в 90-е годы XIV в. или в начале XV в. предположительно выдающимся византийским мастером Феофаном Греком, выходцем из Константинополя 721 . Это важное для русской церковной жизни деяние могло быть осуществлено только при участии митрополита Киприана (1390–1406 гг.) 722 , известного как реформатор обрядовой стороны русской Церкви 723 . О первоначальном составе иконостаса имеется несколько гипотез 724 . Бесспорно, он включал ростовой Деисус с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, верховных архангелов, апостолов, святителей и икону «Спас в силах» в центре. Именно такой Деисус входит в настоящее время в состав иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля 725 . Возможно, Деисус дополняли иконы мучеников, а иконостас в целом – праздничные и пророческие рады 726 . Подобный состав комплекса. пройдя определенную редакцию русского художника, предположительно Андрея Рублева, был принят в целом за образец при оформлении высоких иконостасов в русских храмах XV-XVII вв. 727 Во второй половине XVI в. иконостас был дополнен праотсческим чином 728 (ил. 1). Основополагающим для исследований на тему замысла высокого иконостаса следует признать раскрытие смысла и иконографических источников иконы «Спас в силах», являющейся, по сути, центром всей композиции иконостаса. Первые исследователи связали особенности этой иконографии с теофаническими видениями пророков Иезекииля и Исаии, признавая в качестве ее иконографического источника западные образцы, в том числе выходные миниатюры латинских рукописей Евангелия 729 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

На иконе Богородица изображается обычно отвернувшейся от новорожденного. Это повторяющаяся иконографическая деталь, которая символизирует одиночество Христа в его жертве. Таким мы видим Его, например, на иконе из иконостаса Софийского собора в Новгороде. В иконе из Благовещенского собора Младенец Христос, напротив, связан со Своей Матерью всем строем композиции. Более того, отвернувшаяся от Младенца в колыбели, Мать обратила Свой лик снова на Него, туда, где повитухи готовят Его к омовению. Купель, в которую Его собираются погрузить, имеет очевидную форму чаши, и даже украшена орнаментами, наподобие евхаристических потиров. При этом, она поставлена на самый передний край иконы, и тем самым на ней акцентируется особое внимание. Горестно подперев щеку, Богородица печально смотрит внутрь Себя. Кажется, что Она прозревает грядущую смерть Своего Сына, Его страшную Жертву, которая в веках будет приноситься в Таинстве Евхаристии каждый день в тысячах тысяч храмов. И миллионы людей «денно и нощно» будут взывать к Ее милости. Прямо перед Богородицей изображены два пастуха, которые смотрят не на ангела, как в других иконах, а прямо на Нее. Они идут к Ней, как идут в веках миллионы и миллионы Других просителей. Тем не менее, строй иконы в целом светлый и радостный. Ведь за смертью и погребением Христа следует Его Воскресение. Пещера гроба Господня станет местом Пасхальной радости! Поэтому стоящие рядом с пещерой ангелы воспринимаются уже не только как вестники Рождества, но и как вестники Воскресения. Так икона соединяет конец и начало земной жизни Христа, как если бы мы видели ее из вечности. С момента раскрытия икон Благовещенского иконостаса в 1918 году от поздних записей о них были написаны сотни исследовательских работ, сделано множество попыток определить автора или авторов сохранившихся шедевров. Долгое время шесть первых икон, включая Рождество Христово, считались творениями великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Широко известный текст Троицкой летописи о росписи собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, исследователи толковали как указание на то, что и иконостас был выполнен теми же авторами. Однако сотрудник Музеев Московского Кремля A.A. Щенникова в 1980-х годах, исследуя письменные источники, выяснила, что первый иконостас Благовещенского собора сгорел в пожаре 21 июня 1547 года вместе с внутренним убранством храма.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Известнейшие писатели против Латинской Церкви, из греков, в 17 веке: Георгий Корезий, учитель Конст. Церкви; Герасим, Патриарх Александр; Нектарий, Патриарх Иерусалим. В России: Захарий Копыстенский, архимандрит Печерский (написавший Палинодию против униатов); Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский; Иннокентий Гизель (†1684); Феофан Прокопович († 1736), писавший трактат о происхождении Святого Духа 253 . Против протестантского учения писатели из греков: братья Лихуды, Мелетий Сирин († 1662), Досифей, Патриарх Иерусалимский, Неофит, Патриарх Антиохийский; уроженец Прусский Адам Зерникав (обратившийся к православию в последней половине 17-го века). Из Россиян: Стефан Яворский , митрополит Рязанский, † 1722, написал Камень веры; Феофилакт Лопаинский, архиепископ Тверский защищал Камень веры, † 1741, и другие против раскольников: Святитель Димитрий, митрополит Ростовский † 1709, написал Розыск; Иоаким, Патриарх Российский † 1690 – Увет духовный; Питирим, архиепископ Нижегородский † 1738 – Пращицу; грек Никифор Феатокий, архиепископ Словенский † 1800 – Ответы старообрядцам и др. 254 . К полемическим писаниям можно отнести и те, кои писаны в последней половине 17 века о времени пресуществления Евхаристии – особенно Патриархом Иоакимом († 1690) и Иоанникием Лихудом греком († 1717) 255 . Писатели церковно-исторические из греков – Филипп Кипрский, Протонотарий Константинопольской Церкви, подолжал Историю Малакса с 1556–1639 г., Досифей, Патриарх Иерусалимский (написал Историю Патрирхов Иерусалимских) † 1707;Афанасий, Патриарх Антиохийский (составил каталог Патриархов Антиохийских); Мелетий, митрополит Афинский (написал Церковная история Патриархов Антиохийских); Мелетий, митрополит Афинский (коего Цековная история переведена на новогреческий язык 3 тома, 1784 г.). В России: Афанасий Кальнофойский, иеромонах Печерский (написал Тератургиму); Святитель Димитрий Ростовский Четии Минеи и Летопись; Сильвестр Косов , митрополит Киевский † 1657 (издал Патерик Печерский; Мефодий Смирнов , архиепископ Псковский † 1815 (написал книгу L. Historicus de rebus in primitive. Eccl. Chr.); Иннокентий Смирнов епископ Пензенский (составил начертание Церковной Истории); Евгений Болховитинов , митрополит Киевский † 1836 (Словарь церковных писателей и Описание Киево-Софийского Собора) 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В прибавление к Истории Василия Димитриевича сообщим следующие известия: В его княжение Россияне начали счислять годы мироздания с Сентября месяца, оставив древнее летосчисление с Марта. Вероятно, что Митрополит Киприан первый ввел сию новость, подражая тогдашним Грекам. Уже при Димитрии Донском некоторые знаменитые граждане именовались по родам и фамилиям, вместо прозвищ, коими различались прежде люди одного имени и отчества: при Василии сие обыкновение утвердилось, и древние Славянские имена вышли из употребления. В сие время Москва славилась иконописцами, Симеоном Черным, старцем Прохором, Городецким жителем Даниилом и Монахом Андреем Рублевым, столь знаменитым, что иконы его в течение ста пятидесяти лет служили образцом для всех иных живописцев. В 1405 году он расписал церковь Св. Благовещения на Дворе Великокняжеском, а в 1408 соборную Св. Богоматери в Владимире, первую вместе с Греком Феофаном и с Прохором, а вторую с Даниилом. – И в литейном художестве Москва имела искусных мастеров: один из них (в 1420 году) научил Псковского гражданина Феодора лить свинцовые доски для кровли церковной: за что Псковитяне дали ему 46 рублей. Дерптские Немцы, скрывая от Россиян все успехи полезных художеств, никак не хотели присылать к ним своих мастеров. В 1404 году Монах Афонской горы, именем Лазарь, родом Сербин, сделал в Москве первые боевые часы, которые были поставлены на Великокняжеском дворе, за церковию Благовещения, и стоили более полутораста рублей, то есть около тридцати фунтов серебра. Народ удивлялся сему произведению искусства как чуду. В 1394 году Великий Князь, желая более укрепить столицу, велел копать ров от Кучкова поля, или нынешних Стретенских ворот, до Москвы-реки, глубиною в человека, а шириною в сажень. Для сего, к неудовольствию граждан, надлежало разметать многие домы: ибо ров шел сквозь улицы и дворы. Следственно, Москва была тогда уже обширнее нынешнего Белого города. В 1390 году знатный юноша, именем Осей, сын Великокняжеского пестуна, был смертельно уязвлен оружием в Коломне на игрушке, как сказано в летописи: сие известие служит доказательством, что предки наши, подобно другим Европейцам, имели рыцарские игры, столь благоприятные для мужества и славолюбия юных витязей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

И. Б. VI. Грамота патр. Антония Польскому королю Ягайлу о союзе с Венгерским королем и о Галицком еп. Иоанне: Acta. part. II, Р. И. Б. VI. Грамота патр. Антония митр. Киприану о том же: Act. patriarch. II, Р. И. Б. VI. Принесение Саввою Вишерским с Афона правил: рук. Толстого I 169; Отвещание Любозазорных: Лет. Зап. Арх. Ком. II Посылка великим князем денег в Константинополь с Родионом Чернецем Ослебя, бывшим боярином Любутским, и протопопом Даиилом, который явился от лица Тверского князя Михаила. Оригинальный перевод книги Иосифа Флавия, сделанный в Константинополе Иоанном. 1369 – 1400. Сведения о народах Южнорусских: Laon. Chalc. Грамота патр. Матфея митр. Киприану о милостыне: Р. И. Б. VI. Служба в России Иоанна Софиана. Реминисценция вел. кн. Василия Дмитриевича (митр. Киприана) Поход Темира с Дона в Армению: Ducas. Оригинал перевода “Ока церковного” сделана Афанасием в Константинополе в обители Перивлепто. Московский Собор. Устав вел. кн. Василия Димитриевича: П. С. Р. Л. VI. Прибытие Афонского монаха Лазаря серба в Москву и постановка боевых часов. Игнатий Смолянин в Солуни. Прибытие Феодосия, еп. Полоцкого, от Витовта в Константинополь. Прибытие из Константинополя в Новгород еп. Феодула Трапезунтского: Новгор. 1. Межевое дело Русика на о. Лимне. Указ имп. Мануила Палеолога о Русике. Роспись Греком Феофаном Владимирской церкви, Вознесенского монастыря и Рождества Богородицы в Москве. Митр. Фотий. С ним прибыли из Цареграда Грек Патрикий и Пахомий: Новг. 1, Соф. 1 . и 2, Тверск., Псков., Троицк. Совет вел. кн. Василия Дмитриевича с Фотием о помолвке княжны Анны за царевича Иоанна Мануиловича: Никон. Иеродиакон Троице – Сергиевой лавры Зосима едет с княжной Анною в Константинополь. Брак: Зосима, Соф. 2 , Никон., Cahncond. Изображение имп. Мануила, вел. кн. Василия, царевича Иоанна и царицы Анны на саккосе митр. Фотия. Мученичество Грека Патрикия. Кончина царицы Анны: Ioseph. Bryen., Ducas, Phrantz., Зосима. Реминисценция о нашествиях Русских на Византию: Ios Bryen.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Поднявшись от земли он начал молебное пение, и лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы «предстательство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: «Господи помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Народ вопиял пред иконою: «виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!» Враги всё сильнее нападали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону, — внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слёзы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: «о, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы! Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града». Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27 день ноября (ст. ст.) праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников. Донская икона Божией Матери 1 сентября (19 августа ст. ст.) Богоматерь Донская. Феофан Грек (?). 1392   Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком. Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Аминь. Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. На ней изображена Богоматерь, которая склонила лик Свой к Младенцу Иисусу. Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнут этот святой образ. На оборотной стороне иконы находится изображение Успения Пресвятой Богородицы. Множество славных страниц нашей отечественной истории связано с этим благодатным образом. Прославилась икона 8 сентября 1380 года на берегах Дона во время Куликовской битвы. Благодаря предстательству Божией Матери, явленному чрез икону, Русское войско разбило превосходившие силы врага и одержало славную победу. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, осенявшая Русское войско на поле Куликовом, стала именоваться Донской. Икона после сражения была передана донскими казаками в дар князю Московскому Димитрию, также прозванному Донским. Он принес святую икону в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля, а затем – в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Многие милости явила Божия Матерь христианам чрез Свой святой образ, утоляя скорби и печали, избавляя от болезней, бед и напастей. В 1591 году Русь подверглась новой грозной опасности. Крымский царевич Нураддин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском подступили к Москве, разбив свой стан на Воробьевых горах. Москвичи, возложив всю свою надежду на Бога и его Пречистую Матерь, совершили вокруг Москвы крестный ход с Донской чудотворной иконой. В день битвы, 4 июля, святой образ находился среди ратников в походной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. Враги, устрашенные знамением Пресвятой Богородицы, обратились в бегство. В благодарность за Ее милость, явленную чрез Донскую икону, в 1592 году на том месте, где икона стояла среди воинов, был воздвигнут каменный храм в честь Божией Матери и основан Донской монастырь, а также установлено совершать празднество 19 августа. Чудотворный образ Богоматери, прославленный дивной силой Божией, привлекал к себе сердца верующих. Перед ним, как отечественной святыней, Святейший Патриарх Иов (1607; память 19 июня) совершил в 1598 году наречение на царство Бориса Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии Автор: Сидоров Григорий Снято: 1 мая 2006 Добавлено: 20 декабря 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIb. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIb. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXb. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг. Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г. Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

http://sobory.ru/article/?object=01137

В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого. По материалам сайта pravoslavie.ua Храм Иверской иконы Божьей Матери расположен в южной части города Феодосии около моря в районе Карантин по адресу ул. Портовая, 16. Постройка датируется примерно 14-м веком. Храм Иверской иконы Божьей Матери представляет собой квадратную в плане простую базилику, выполненную в стиле древнеармянских церквей. Выстроена обитель из камня, снаружи ничем не отделана. Позже к зданию пристроили притвор. Купол стрельчатой формы находится на восьмиугольном световом барабане, увенчан крестом. На барабане видны узкие окна. Вход оформлен арочной дверью. На фасаде строения разместилось несколько окон также арочной формы. Изначально это была церковь во имя Иоанна Предтечи. Уже в XIX веке ее переосвятили во имя Иверской иконы Божией Матери. В XV веке ее посетил по дороге домой из Индии путешественник Афанасий Никитин. Комиссия, исследовавшая в начале XX века фрески собора, предположила, что часть из них выполнены Феофаном Греком (XIV в.). К сожалению, к настоящему времени они утрачены. Сохранились изображения в камне под куполом и у алтаря. После прихода советской власти храм Иверской иконы Божьей Матери в Феодосии закрыли и помещения отдали под склад. Позже они практически стали бесхозными. В 90-е годы прошлого века началось восстановление культового объекта, храм возвращен Православной Церкви в 1996 году. Своим архитектурным обликом храм схож с армянскими церквами XIII-XIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа, перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан. Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=06270

В «Сказании о святых иконописцах» все упоминаемые иконописцы помимо имени наделяются составителем к.-л. определениями, эпитетами и прозвищами. Так, Д. стал Чёрным (возможно, трансформация слова «чернец»), а прп. Андрей - Радонежским, но если последнего не связывают с Радонежем, то прозвище Чёрный надолго прикрепилось к имени Д. В случае если исследователи принимают версию «Сказания...», они должны отождествить Д. с Симеоном Чёрным, расписывавшим в 1395 г. вместе с Феофаном Греком ц. Рождества Богородицы в Московском Кремле (Грабарь, В. Д. Кузьмина, Л. В. Бетин и Брюсова). Появление в короткий промежуток времени в одном месте 2 известных живописцев с одинаковым и не очень распространенным (в отличие от Грека) прозвищем представляется сомнительным. В этом случае следовало бы считать, что Симеон - это мирское имя Д. Однако такая идентификация невозможна: если Д. имел прозвище, его сообщил бы составитель Троицкого свода, как он это сделал в отношении прп. Андрея (тем более что под 1395 он упом. Симеона Чёрного). Если время смерти Д. и прп. Андрея устанавливается с нек-рой определенностью - ок. 1430 г., то даты их рождения сугубо гипотетические. Поскольку Жития преподобных Сергия и Никона, рассказывая о последних работах художников, сообщают, что они имели «почтенные седины» и были «в старости великой» (такой старостью тогда считали 70-80 лет), следов., дату рождения прп. Андрея следует искать ок. 1360 г., а Д.- ок. 1350 г. Свидетельство Житий подтверждается нек-рыми косвенными данными: к 1405 г. прп. Андрей был признанным мастером в возрасте не менее 30-35 лет (а не 20-25, как полагают нек-рые исследователи), иначе летописец вряд ли добавил бы к монашескому имени художника его прозвище, под к-рым он успел прославиться в Москве и ее окрестностях до пострига; об этом же говорит и подчеркнутое летописцем немосковское происхождение Прохора, означающее, что прп. Андрей к этому времени уже долго жил в Москве; одной из причин, почему прп. Никону Радонежскому пришлось уговаривать иконописцев расписать Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре, мог быть, вероятно, их преклонный возраст; на это же указывает сообщение в Житиях о наличии тогда у Д. и прп. Андрея помощников; о том же свидетельствуют погрешности в рисунке нек-рых икон Троицкого иконостаса, к-рые могут быть объяснены старостью и слабеющей рукой мастеров (наблюдения Грабаря, Дёминой, Лебедевой, Лазарева и др.),- возможно, в силу этого Д. не смог участвовать в росписи Спасского собора Андроникова мон-ря, ставшей единоличной и последней работой прп. Андрея.

http://pravenc.ru/text/171187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010