Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Церковь Спаса на Ильине улице Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса на Ильине улице построена в 1374 г. Единственный храм, несомненно расписанный Феофаном Греком. Филиал музея. Церковь Спаса на Ильине улице постороена в 1374 году. По планировке, общему объемному решению она близка к церкви Федора Стратилата на Ручью, но полати сделаны в виде двух замкнутых камер по углам, соединенных деревянным переходом (автор реставрации Л.М. Шуляк). Отличительная черта церкви - все стены, барабан, апсида заполнены декоративными элементами - арочки, нишки, пояски треугольных впадинок, вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые использован декоративный прием из трех окон и двух ниш, объединенных многолопастной бровкой. Церковь знаменита фресками, исполненными известным византийским живописцем Фелфаном Греком. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке так и по цвету. Поражает смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Живопись монохромна, построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими энергичными мазками. Рельефность создается наложением белил. Отсутствует детализация Художник работает обобщенно. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, на куполе, в алтаре и в западной части церкви под хорами. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Церковь Спаса на Ильине построили в 1374 году жители улицы и боярин Василий Данилович в память новгородцев, павших во время неудачного военного похода на Торжок. Архитектура храма - итог длительного поиска новых направлений в зодчестве, происходивших в 14 веке. Русские Святыни. Ю.Г. Иванов Смоленск. 2005. Построенная в 1374 году на месте более древней деревянной, эта церковь - классический образец новгородской архитектуры 14 века. Это небольшой однокупольный храм, стены которого украшены разнообразными арочками, нишками, поясками, фигурными обрамлениями оконных премов, закладными крестами замысловатых форм (они ставились горожанами во исполнение различных обетов или в благодарность за чудо прямо в стены каменных церквей при их строительстве). Значение храма подчеркивается тем, что стоит он на Ильиной, главной улице всей Торговой стороны. В 14-15 веках московские митрополиты, посещая Новгород, первую остановку делали именно в церкви Спаса на Ильине, где их встречало местное духовенство. Здесь гости облачались в подобающие ризы и лишь затем продолжали путь к Софийскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=00321

(В миру Панайотис Ламбардис; † 2.12.1660, о-в Кастелоризо), патриарх Иерусалимский (с 23 марта 1645). Уроженец сел. Димицаны в Пелопоннесе. Происходил из рода Ламбардисов-Каракаллов, представители к-рого с 1534 г. стояли во главе Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). П. был племянником Иерусалимского патриарха Феофана IV (1608-1644) и наряду с некоторыми своими родственниками входил в его ближайшее окружение. Возможно, родственником П. также был Севастийский митр. Иосиф, один из видных сподвижников патриарха Кирилла I Лукариса ( Ченцова. 2010. С. 112). В правление Феофана сложилась обширная сеть святогробских имений в Молдавском и Валашском княжествах и на груз. землях. Эти мон-ри и земельные угодья стали основным источником доходов ИПЦ; настоятели святогробских подворий в Дунайских княжествах образовали влиятельный центр силы внутри Патриархата. П. начал церковное служение как иеромонах и игумен одного из молдав. мон-рей Св. Гроба. В грамоте 1645 г., направленной в Москву, он упоминал, что был игуменом мон-ря Вознесения Господня (мон-рь Галата) под Яссами (см. описание мон-ря: Павел Алеппский. Путешествие. С. 57-58); по др. данным, П. стоял во главе ясского мон-ря Успения Пресв. Богородицы (сохр. его грамота 1639 г. с просьбой о милостыне для этой обители). Возможно, он одновременно возглавлял оба мон-ря. Молдавский господарь Лупу Василе (1634-1653) выступал покровителем патриархов и мон-рей правосл. Востока и стремился оказывать определяющее влияние на церковную политику греч. мира. Патриарх Феофан мн. годы пребывал в молдав. обителях Св. Гроба и поддерживал тесные дружеские связи с господарем. П., несомненно, был вовлечен во все эти церковно-политические отношения; есть свидетельство, согласно к-рому он мог быть духовником господаря Василе ( Ченцова. 2010. С. 112). В янв. 1636 г. П. приезжал с патриаршими грамотами в Москву вместе с греком Иваном Петровым, купцом и политическим агентом, гл. обр. в связи с необходимостью получить деньги, взятые в долг московскими послами в Стамбуле у греков. В посланиях патриарх Феофан просил о материальной поддержке ИПЦ, обремененной долгами из-за тяжелой борьбы с католиками и армянами за обладание св. местами Палестины. П. и Иван Петров вернулись довольно быстро (благодарственная грамота Феофана, находившегося в Молдавском княжестве, датирована 15 июня 1636), вслед за чем оба посланца отправились в Стамбул для закупки «узорочных товаров», заказанных в Москве. 3 нояб. П. был уже в Путивле, месяц спустя прибыл в Москву с др. племянником патриарха Феофана - Павлом, к-рый известен по документам Посольского приказа под русифицированной формой имени «Иванов (Игнатьев) сын Каракалов» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7145 г. Д. 5). П. доставил новые патриаршии грамоты и 11 янв. 1637 г. был отпущен с царскими дарами. В ходе этих поездок буд. патриарх составил четкое представление о ресурсах и военно-политическом потенциале Русского гос-ва, что во многом предопределило дальнейшую политическую ориентацию П.

http://pravenc.ru/text/2578659.html

Великий Новгород. Церковь Феодора Стратилата на Ручью. Карта и ближайшие объекты Церковь Федора Стратилата на Ручью построена в 1360-1361 г. Построена по заказу посадника - Василия Даниловича. В интерьере сохранилась фресковая живопись 14-го века, выполненная новгородскими мастерами. Кубический тип четырёхстолпной одноглавой постройки имеет трёхлопастное завершение фасадов. Над оконными проёмами и порталами - стрельчатые завершения. Неизвестный Новгородский зодчий внёс много новых черт во внешнее оформление храма. Обилие декора - широко распространённые приёмы решения культовых памятников в Новгородском зодчестве второй половины 14-го века. Церковь Фёдора Стратилата долгое время служила образцом при строительстве других храмов не только в Новгороде, но и в других княжествах русской земли. Реставрирована в 1959 году. Уже продолжительное время в храме располагается музей. Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 году посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю.Гагарина). Завершена постройка в 1361 году. Храм является классическим памятником новгородского зодчества 14 века (автор реставрации Л.М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению представляет собой высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение, т.е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми. Снова виден возврат к трехчастному членению фасадов лопатками в соответствии с внутренней структурой - лопатки отвечают столбам, расположенным в здании. В отличии от прежних строгих и лаконичных фасадов здесь как и на фасадах, так и на барабане, апсиде появились многочисленные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочки, нишки, апсида кроме того украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Новое и в оформлении окон, порталов: они имеют стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые " бровки " . Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На полати ведет лестница не в толще стены, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах имеются несколько потайных камер для хранения ценностей. Из-под поздней побелки расчищены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, Феофаном Греком. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок росписи темно-коричневый.

http://sobory.ru/article/?object=00320

Иконы преподобного Андрея Рублева Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. 17 июля, 2013 Иконы преподобного Андрея Рублева говорят о нем лучше всяких слов. Содержание статьи Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева? О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре. Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов. Загадка иконописца Андрея Рублева Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия. Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

http://pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-and...

Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Автор: Сидоров Григорий Снято: 1 мая 2006 Добавлено: 20 декабря 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIb. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIb. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXb. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг. Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г. Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Скачать epub pdf Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса Выявление замысла и основной идеи высокого иконостаса, возникшего на Руси в конце XIV – начале XV в., уже более 100 лет является одним из трудноразрешимых вопросов отечественной и зарубежной науки 720 . На сегодняшний день его решение не является однозначным, хотя накоплен большой научный материал как в изучении самого высокого иконостаса, так и по другим, более общим темам византийской и древнерусской культуры, который позволяет увидеть в новом ракурсе эту проблему. В основном можно считать установленной типологию и тенденцию развития русского высокого иконостаса. По мнению современных исследователей, высокий иконостас был создан в 90-е годы XIV в. или в начале XV в. предположительно выдающимся византийским мастером Феофаном Греком, выходцем из Константинополя 721 . Это важное для русской церковной жизни деяние могло быть осуществлено только при участии митрополита Киприана (1390–1406 гг.) 722 , известного как реформатор обрядовой стороны русской Церкви 723 . О первоначальном составе иконостаса имеется несколько гипотез 724 . Бесспорно, он включал ростовой Деисус с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, верховных архангелов, апостолов, святителей и икону «Спас в силах» в центре. Именно такой Деисус входит в настоящее время в состав иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля 725 . Возможно, Деисус дополняли иконы мучеников, а иконостас в целом – праздничные и пророческие рады 726 . Подобный состав комплекса. пройдя определенную редакцию русского художника, предположительно Андрея Рублева, был принят в целом за образец при оформлении высоких иконостасов в русских храмах XV-XVII вв. 727 Во второй половине XVI в. иконостас был дополнен праотсческим чином 728 (ил. 1). Основополагающим для исследований на тему замысла высокого иконостаса следует признать раскрытие смысла и иконографических источников иконы «Спас в силах», являющейся, по сути, центром всей композиции иконостаса. Первые исследователи связали особенности этой иконографии с теофаническими видениями пророков Иезекииля и Исаии, признавая в качестве ее иконографического источника западные образцы, в том числе выходные миниатюры латинских рукописей Евангелия 729 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Скачать epub pdf Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские Свв. Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солунь, в Македонии. Отец их Лев и мать Мария жили богато; отец служил в войске греческого императора и имел чин помощника военачальника. Он был родом из болгарских славян, но, служа в греческом войске, как бы совершенно переродился, и сам стал совсем греком, и детей своих воспитывал по-гречески. Старший сын Льва, Мефодий, выросши, поступил на военную службу, служил очень счастливо, достиг больших чинов и сделан был правителем значительной славянской области в северо-восточных пределах Македонии. Между тем, как Мефодий с честью проходил военную службу, младший брат его Константин (такое имя дали Кириллу при крещении) вел совершенно другую жизнь. Еще в пеленках он показывал в себе нечто особенное. Так, когда мать отдала его кормилице, то он не стал сосать ее груди, так что мать принуждена была кормить его своею грудью. А когда ему было семь лет и он уже начал учиться грамоте, то видел однажды дивный сон, о котором наутро так рассказывал отцу и матери: «Явился мне во сне какой-то воевода и, собрав девиц со всего нашего города, сказал: «Выбирай себе подругу; я поглядел и выбрал одну, отличавшуюся красотою и украшенную разными драгоценными одеждами, ее звали София». Родители поняли, что эта София есть Премудрость Божия и что Бог видением этим предвещает их сыну высокий ум, и с особым тщанием стали заботиться об обучении – своего сына. И, действительно, умственные способности Константина оказались самыми блестящими, он быстро и легко понимал и усвоял все, что преподавали ему учителя, и особенно полюбил чтение творений св. Григория Богослова . Между тем, по смерти греческого императора Феофана, на престол вступил малолетний сын его Михаил, под опекой своей матери Феодоры и двух вельмож. Один из них, именем Феоктист, принял на себя воспитание малолетнего императора. Феоктист был хорошо знаком с родителями Мефодия и Константина; узнав о блистательных способностях последнего, в то время уже 15-летнего отрока вызвал его ко двору императорскому в Константинополь для обучения с малолетним Михаилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и праведного Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник По свидетельству летописи, первая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Государевом Дворце в Кремле была построена Великою Княгиней Евдокиею, супругою Великого Князя Дмитрия Донского. «Лета 6903, июня в 14, – говорит летопись, – начаша подписывати церковь Рождества Богородицы, юже созда Великая Княгиня Евдокия, а мастера Феофан Иконник, гречин, да Семен Черный и ученицы их». 1 Самое основание церкви, построенной в память Куликовской победы, 2 было положено на месте прежней деревянной во имя праведного Лазаря, при чем и «эта малая церквица не была оставлена, но внутри, близ большого алтаря, причислена бысть служба св. Лазаря» 3 с южной стороны. Таким образом, Рождественская церковь первоначально находилась на первом этаже дворца и была освящена 1 февраля 1394 г. митрополитом Киприаном в присутствии храмосоздательницы, Великого Князя Василия II и других её детей. Свою новую церковь благоверная Княгиня украсила благолепно иконами и многоценными пеленами и всякими церковными узорочьями, 4 при чем её внутренние стены были расписаны в 1395 г. греком Феофаном и Семеном Черным. Большими бедствиями были для сей церкви пожар 1473 г. и особенно последовавший чрез 6 лет обвал сводов, когда, по свидетельству летописца, «У Рождества Пречистые или у Лазаря Святого верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество Великого Князя судов в казне», 5 которая, по обычаю того времени, хранилась под сводами храма. После такого разрушения Рождественская церковь была восстановлена уже в другом виде. 6 Великий Князь Василий Иванович, довершив постройку нового каменного дворца, начатую после пожара 1493 г., и великолепно украсив церковь Благовещения, в 1514 г. повелел фрязину Алевизу соорудить церковь Рождества Пресвятой Богородицы уже вверху, в уровень с сенями нового здания, над самыми сводами древней белокаменной церкви, 7 которая была тогда переименована во имя праведного Лазаря, 8 и стала с того времени считаться предельною при верхней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010