Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 28 декабря 2020 г. 19:00 Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 25.05.1947 — 20.11.2020 20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых. После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника. После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1985 году был возведен в сан архимандрита. В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Архиерей, вместивший в свое сердце боль Беслана Памяти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) Как тот, кто видел столько горя, мог быть таким веселым и простым? Сегодня 40 дней, как преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Неоднократно он нес свое служение под пулями. Но это, в общем-то, понятно любому нормальному мужику. А вот принять боль матерей в свое сердце – на это способен далеко не каждый… Он умел жить так, чтобы каждый день был прожит не зря.   Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Будьте «как дети» (Мф. 18, 3) Протоиерей Владимир Чувикин , настоятель храмов Николо-Перервинского монастыря, почетный ректор Перервинской духовной семинарии: – Мы вместе, примерно в одно и то же время – в конце 1960-х – начале 1970-х – учились с будущим владыкой Феофаном в семинарии, а потом и в академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он тогда еще был Иваном, учился на год младше меня. Семинаристом он был, можно даже сказать, шаловливым. Боевой такой всегда. Далеко не идеален по поведению. Студенты есть студенты – молодежь! Хотя после первого курса академии он вдруг поступил послушником в лавру. В декабре 1973 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг послушника в монахи, дав ему имя Феофан – в честь преподобного Феофана Исповедника. Еще до окончания академии он принял сан. Потом уже нес послушания по линии ОВЦС: был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалим, служил во многих странах Ближнего Востока, а также Латинской Америки. Протоиерей Владимир Чувикин. Фото Натальи Фукс А потом, уже в 2000-м году, его рукоположили во епископа. Так что в этом году владыка буквально 5 дней не дожил до 20-летия архипастырского служения. Но даже в святительском сане он так и остался веселым и простым. Даже в святительском сане он так и остался веселым и простым Помню, нас, целую группу архиереев и священников во главе с митрополитом Тобольским Димитрием (Капалиным), отправили в инспекционную поездку по семинариям, духовным академиям страны: и по московскому региону, в том числе в Коломенскую, далее в Смоленскую, Рязанскую, Волгоградскую, Саратовскую области, потом прибыли мы в Санкт-Петербург… И владыка Феофан, который тоже был с нами, всегда очень живой, подвижный, энергичный, так что у него и поступки бывали эксцентричными… Приезжаем мы такой представительной архиерейско-священнической делегацией в питерский Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке.

http://pravoslavie.ru/136440.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородице Дево, радуйся»! В Казани прошёл крестный ход к месту явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы 05.11.2019 642 Время на чтение 3 минуты 4 ноября 2019 г. – в День празднования Казанской иконе Божией Матери – в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества , кульминацией которых стал многотысячный крестный ход к месту явления (обретения) чудотворного образа. В канун празднования – 3 ноября – в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, где ровно четыреста сорок лет назад произошло это великое событие, состоялось всенощное бдение, которое совершил Глава Татарстанской митрополии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении наместника обители игумена Марка (Виленского) и монастырского духовенства. Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), совместно с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом (Курьяновым), епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием (Зайцевым), епископом Елабужским, викарием Казанской епархии Иннокентием (Васецким), епископом Чистопольским и Нижнекамским Игнатием (Григорьевым) и сонмом духовенства, совершили Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. С начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники. Среди участников церковных торжеств находился заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (РТ) Ю.З. Камалтынов, который, вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым), является сопредседателем организационного комитета IV Форума православной общественности РТ . Всего в торжествах приняли участие около семи с половиной тысяч человек. По окончании службы – без пятнадцати минут одиннадцать – духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссозданным собором Казанской иконы Божией Матери, куда затем также прибыл Глава Татарстанской митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/05/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «О Троице идите говорить к Леше» Памяти архиепископа Алексия (Фролова) 30.03.2021 664 Время на чтение 14 минут У архиепископа Алексия (Фролова) сегодня, на память преподобного Алексия, человека Божия, тезоименитство. Часто наставляя о том, что мы ничего в церковной жизни не должны менять, ни единой черточки, пока на то не будет явлено свидетельство свыше, владыка напоминал: иначе как мы посмотрим в глаза преподобному Сергию Радонежскому, нашим новомученикам и исповедникам Церкви Русской – всем тем, кто сохранил для нас веру? Здесь свидетельства тех и о тех, кто помнит владыку и, возможно, уже встретился с ним – глаза в глаза. Человек особой отзывчивости Митрополит Феофан (Ашурков ; † 20.11.2020): Митрополит Феофан (Ашурков) – Владыка Алексий – это совершенно удивительная личность. Я помню его еще мальчишкой. Он помоложе меня, учился у меня в семинарии. После этого он долгое время был диаконом, потом протодиаконом, то есть главным диаконом в Московской духовной академии. Разносторонне одаренный, имел прекрасный голос. Знаток искусства. Замечательный экскурсовод, научный работник нашего академического музея – ЦАКа (Церковно-археологического кабинета). Но это не самое главное. Это человек особой отзывчивости. С ним, когда общаешься, помню, ощущаешь в нем какой-то внутренний свет, он светился. Он всегда был весел, сколько помню его, улыбался. Анатолий Фролов у преподобного митрополита Зиновия (Мажуги) У меня такое ощущение, что все мы, люди, имеем к одним привязанность, к другим не очень доброе отношение, а мне видится, владыка Алексий ко всем относился очень мягко. С большой любовью. Это та черта, которую он перенял, я бы даже сказал немножко дерзко, находясь в его Большой келье – у самого преподобного Сергия. Оттуда он вынес этот внутренний мир и теплоту. Эту любовь к людям и внутреннюю теплоту он перенял у преподобного Сергия Затем, когда по воле священноначалия он был как бы изъят из обители преподобного Сергия, он пошел по пути, который проложил преподобный Сергий. Когда было видение множества птиц, и иноки пошли по всей Руси времен преподобного Сергия, чтобы нести свет веры в самые различные ее уголки окрест. Точно так же Господь поставил отца Алексия в возрождающуюся обитель Новоспасского монастыря. В столице. Это было очень важно. Здесь нужен был именно отец Алексий (Фролов), который обладал, как я выше уже сказал, удивительным тактом, имел богатые таланты. Это ведь столица. Здесь народ непростой. Тут во многом формируется, хотя кому-то будет это обидно слышать, мировоззрение всей страны. Именно столицы генерируют и распространяют мировоззрение на всю страну.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/30/o_troi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Феофан: " Епископат не играет в штучки политического характера, которые называются провокацией " 04.10.2004 389 Время на чтение 3 минуты В пятидесятом году I века в Иерусалиме собрался Апостольский Собор, ставший прообразом всех будущих соборов. Сегодня открывается Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата. О том, какие вопросы будет обсуждать Собор рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). - Ваше преосвященство, о прошлом, Юбилейном Соборе писали и говорили очень много. На нем было принято много важных для Церкви решений, например о новомучениках, а также новый Устав и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Можно ли так сказать, что это Собор будет рядовым? - Рядовых Соборов не бывает вообще. Что такое Собор? Например, сегодня какие-то темы в него не включены, а завтра они возникнут. Ведь на Соборах каждый епископ имеет право внести предложение или поднять ту или иную тему. Потому и соборность, что каждый из нас может поднять любой вопрос. Поэтому, я думаю, что рядовым он не будет. - Но если каждый епископ в праве поднять любой вопрос, не может возникнуть нелицеприятной ситуации? - Понимаете, епископат не играет в штучки политического характера, которые называются провокацией. Епископ это ответственное лицо Церкви, и поднимая ту или иную тему он исходит из целесообразности ее решения в данный период. Поэтому никто не может сказать епископату. Ты не задавай этого вопроса. Но я знаю наш епископат, это ответственные люди. - Что вы можете сказать о Соборном вопросе об организации церковного суда в Русской Православной Церкви? - Комментировать или предвосхищать что-либо накануне принятия решений совершенно неблагодарная вещь. Могу только сказать, что есть рабочий документ, который будет обсуждаться. Положение о суде естественно будет принято, правда, я не могу пока сказать, в какой форме. Но то, что этот вопрос будет поднят и что он будет решаться - не вызывает никаких сомнений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

«Весь мир в тревоге и в ожидании чего-то страшного, что вот-вот грядет» О самой памятной Пасхе в своей жизни и о том, как противники Церкви в Питере «решили поиграть в революцию» Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) Источник: «БИЗНЕС Online»      «В Татарстане пробуждается православное самосознание», — заявил в канун Воскресения Христова митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В интервью «БИЗНЕС Online» правящий архиерей объяснил, почему террористы — это орудие дьявола, в чем опасность митингов Навального и протестов против передачи Исаакиевского собора Церкви. «Западные политики заботятся об интересах меньшинств, чтобы сделать их большинством, а христиан свести к меньшинству» — Владыка, в эти дни мы празднуем Святую Пасху 2017 года. В чем ее особенность? В нынешнем году — столетие Пасхи 1917 года, когда судьба всей страны и судьба Православной Церкви развернулись на 180 градусов... — Чем она особенна? С одной стороны, каждая Пасха и для каждого человека — особенная. С другой — та Пасха 1917 года праздновалась в совершенно иных исторических условиях. При этом любой праздник Воскресения Господня неизменен, потому что Христос всегда выступает победителем смерти. И это всегда актуально. Тем более сегодня, когда все общество — не только России, но и все мировое сообщество — пребывает в некоей тревоге и в ожидании чего-то страшного, что вот-вот грядет. Напряжение усиливается от затянувшейся войны в Сирии, от конфликтов ядерных держав. Тем более нам надо помнить, что Христос победил смерть и Христос победил страх. И вместо этого вселил в нас надежду и дух победы. Это и есть особенность любой Пасхи, в каких бы исторических, сиюминутных условиях она ни проходила — победа жизни над смертью. После событий 1917 года надежда у многих людей была как бы засыпана пеплом, лишь где-то тлел уголек, но не верилось, что он снова превратится в яркое пламя. Однако вот минуло 100 лет, и мы вновь открыто и свободно встречаем в нашей стране и в наших храмах Пасху Христову!

http://pravoslavie.ru/102830.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пресвятая Владычице Богородице, Царице небесная, спаси и помилуй нас»! В столице Татарстана прошёл крестный ход к месту явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери… 23.07.2018 806 21 июля 2018 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества, приуроченные к престольному празднику богохранимой земли Казанской. Накануне главного события - 20 июля - в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, на территории которого в 1579 г. произошло явление чудотворного образа, было совершено всенощное бдение, которое, помимо митрополита Феофана (Ашуркова), возглавили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев), епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин) и епископ Волжский и Сернурский Феофан (Данченков). Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении многочисленных архиереев и сонма духовенства, отслужил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора Богородицкого монастыря был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. В церковных торжествах, помимо представителей республиканской и муниципальной власти, принял участие заместитель Министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов. С самого начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники, в том числе из Малороссии. По её окончании - около одиннадцати часов дня - духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссоздаваемым собором Казанской иконы Божией Матери. Следует отметить при этом, что нынешние торжества по случаю Дня явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани оказались более многолюдными, чем в прошлом году: участие в них приняли около пяти тысяч человек. Помимо православных верующих, в крестном ходе традиционно участвовали также представители духовенства, монашествующие и прихожане Римско-католического прихода «Воздвижение Святого Креста» города Казани во главе с его настоятелем о. Андреем (Старцевым).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Под покровом Пресвятой Богородицы В Казани пройдёт IV Форум православной общественности Республики Татарстан Игорь Алексеев   08:59 02.11.2019 850 Время на чтение 8 минут 31 октября 2019 г. в Казанском Кремле, с участием Главы Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви (РПЦ), митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова), а также епископа Елабужского, викария Казанской епархии Иннокентия (Васецкого), состоялось пятое – заключительное – заседание организационного комитета IV Форума православной общественности Республики Татарстан (ФПО РТ), приуроченного к 440-летию обретения Казанской иконы Божией Матери. Форумы православной общественности начали проводиться в Казани пять лет назад: первый состоялся 13 мая 2014 г., второй – 26 ноября 2015 г., третий – 24 ноября 2017 г. Между ними в столице Татарстана проходили международная научно-практическая конференция (19 – 21 июля 2016 г.) и научно-просветительские чтения (3 ноября 2018 г.) на общую тему «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Кроме того, 20 – 21 июля 2016 г. состоялся долгожданный пастырский визит в Татарстан Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который возглавил торжественную церемонию закладку памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/02/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кряшенский язык пропитан благодатью» В Казани прошли мероприятия, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке 02.03.2019 1651 Время на чтение 9 минут В первый день весны – 1 марта 2019 г. – под сводами Тихвинского храма г. Казани, являющегося главным духовным центром православного кряшенского народа, по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) состоялись скромные торжества, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке. Полтора века назад – в 1869 г. – созданная стараниями выдающегося русского миссионера Н.И. Ильминского и его соратников из числа кряшен Казанская крещёно-татарская школа, по выражению известного историка, профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, «в первый раз услышала полное богослужение на своём родном языке». И сегодня, по прошествии полутора веков, в возрождённом стараниями современного духовного кряшенского подвижника – настоятеля Кряшенского прихода г. Казани протоиерея Павла Павлова – храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в честь этого памятного события было совершено торжественное соборное богослужение на церковно-кряшенском языке, в котором приняли участие представители кряшенского духовенства со всей Татарстанской митрополии. С раннего утра храм наполнили прихожане, которые с особым почтением внимали словам молитв на родном языке и проповеди о. Павла. Ожидалось, что богослужение возглавит сам правящий архиерей, но он, к сожалению, в связи с отъездом не смог принять в нём личное участие. К юбилейной дате, помимо прочего, были изготовлены памятные бронзовые медали, которые раздавались участникам торжеств. На их лицевой стороне помещены иконографическиеизображения трёх подвижников православной кряшенской миссии XVIII – ХХвв. – святителя Иоасафа Белгородского (И.А. Горленко), святителя Макария (М.А. Невского) и «апостола кряшен» Н.И. Ильминского, а на оборотной – изображение Тихвинского храма с двуязычной надписью: «Казан Enapxiяceheh Кряшен Жыйыннары 150 жыл (1869 – 2019) Дöрöсденнетоточы Рус Чиркя-енен кочагында/Кряшенские Приходы Казанской Епархии 150 лет (1869 – 2019) в орбите Русской Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь...» Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора 31.01.2018 1242 Время на чтение 51 минут В 2018 г. исполняется двести двадцать лет с момента закладки в Казанском Богородицком монастыре (КБМ) второго собора на месте явления в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Первый каменный Казанский собор (называвшийся вначале храмом «Во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия», затем - «Явления иконы Казанской Божия Матери»)(1) просуществовал с 1594 - 1595 гг. до 1796 г. и был разобран по причине ветхости. Второй был заложен на том же месте в 1798 г., освящён в 1808 г. и простоял до 1932 г., будучи разрушенным до фундамента. С 2016 г. ведутся работы по его воссозданию, которые, как надеется нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), будут завершены к концу 2018 г.(2) Весьма примечательным фактом является то, что в закладке второго Казанского собора КБМ, состоявшейся 30 мая (по старому стилю) 1798 г., приняли участие Император Павел I Петрович (1754 - 1801) и его сыновья: Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831). Произошло означенное событие в заключительный день пребывания Самодержца Всероссийского в г. Казани - непосредственно перед его отбытием в столицу, и, возможно, вследствие этого, о нём известно меньше, чем о других эпизодах большого «казанского ревю» Императора Павла I Петровича. Впрочем, описания последнего в целом также отнюдь не пестрят достоверными подробностями. Как отмечал, в частности, в 2001 г. современный исследователь «павловской эпохи» А.В. Скоробогатов: «Одним из важнейших методов проведения в жизнь идей и реформ Павла I в первой половине царствования являются его инспекционные поездки по России. Среди них особенно интересна поездка императора в Казань в 1798 году, где он пробыл неделю. Это самый длительный визит Павла в провинциальный город. Тем не менее этот факт почти не освещён в исследовательской литературе. [...] Недостаток внимания к поездке Павла I в Казань в определённой мере можно объяснить слабой разработанностью источниковой базы».(3)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010