Закрыть Из Екатеринбурга в Казань - повышение или понижение? О загадках кадровых решений последнего Синода 09.12.2020 2269 Время на чтение 7 минут Кадровые вопросы церковной политики не принято обсуждать, официальные лица Церкви уклоняются от комментариев. И это неправильно. Поскольку эта тема отдаётся на откуп светским СМИ, которые начинают сочинять версии в меру своей испорченности, а еще хуже - враждебным Церкви блогерам, которые вываливают на голову публики всякие сплетни и слухи, выглядящие вполне правдоподобно. Попытаемся ликвидировать эту прореху и поразмышлять о подоплёке кадровых решений последнего заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. Их немного, но они знаковые, позволяющие понять некоторые нюансы церковной политики. Самым главным, конечно, стало перемещение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) на овдовевшую после смерти митрополита Феофана (Ашуркова) Казанскую кафедру. Такое решение для очень многих стало неожиданностью. Во-первых, никто не ожидал, что решение будет принято так быстро, у нас много вдовствующих кафедр. Во-вторых, практически никто не ожидал, что в Казань поедет митрополит Кирилл. Назывались в качестве возможных кандидатов другие люди. Впрочем, удаление митрополита Кирилла из Екатеринбурга вполне можно было предполагать после скандала вокруг бывшего схиигумена Сергия (Романова) . В ходе скандала звучали претензии к правящему архиерею, что он недостаточно решительно и активно борется со среднеуральским расколом. Звучали даже совершенно вздорные намёки, что владыка Кирилл так ведёт себя, показывая «фигу в кармане» Патриарху Кириллу. Не исключено, что эти гнусные намёки дошли и до Святейшего. Мол, схиигумен Сергий поливает почём зря Патриарха, а митрополит Кирилл ничего не делает. Конечно, в истории с бунташным схиигуменом митрополит Кирилл оказался в очень сложном положении. Бывший схиигумен Сергий был очень влиятельной фигурой на Урале, к нему ездили очень многие представители истеблишмента, среди его духовных чад не только легенда хоккея Павел Дацюк и «уральский пельмень» Дмитрий Соколов, но и офицеры спецслужб и армии. Но мало того. Можно было понять, что Сергий Романов был и духовником митрополита Кирилла, по крайней мере, шла речь, что он у него исповедовался. Словом, ликвидация среднеуральского раскола стала очень сложной проблемой для митрополита Кирилла, особенно учитывая его мягкий характер и стремление избегать конфликтов. Владыка, судя по всему, до последнего надеялся, что конфликт с Романовым можно урегулировать миром.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/09/iz...

Изменение имени в Библии всегда предшествует какой-то особой миссии. Связь между именем и персональной идентичностью была гораздо более крепкой в древних культурах, чем в наше время. И сегодня ещё в некоторых обществах Азии, Африки и Океании личное имя зависит от среды, часто кратко описывает семейную ситуацию, а также особую роль, какую носитель имени призван исполнять. Имя Иисус – теофорное, содержит в себе как составляющую имя Божие, hvhy. В русском переводе нет разницы между написанием имени «Иисус» в приложении к Иисусу Навину и написанием имени Иисуса Христа, в то время как в европейских языках эта разница сохраняется. К примеру, в английском сын Навин – Joshua, а Христос – Jesus; в итальянском сын Навин – Giosuè, Христос – Gesù. Большинство исследователей находят, что в еврейском языке имя yehôšû‘a является древней формой имени уšû‘а. В том и другом случае это имя содержит в себе тетраграмму hvhy, которая является именем Божиим. В теофорных именах тетраграмма представлена в сокращенном виде. Если она стоит в начале теофорного имени, то сокращается до форм vhy, vy, vh и даже y 14 . В многотомной Еврейской Энциклопедии, изданной в начале XX века в Санкт-Петербурге, мы читаем: «Ioшya (Ieroшya), ivwvhy, обыкновенно iwvhy, соответствует ivwy, от которого более краткая форма iwvh… В Септуагинте " Ihsoàj... у Бен-Сиры (41:6) соответствует ivwy – имени, весьма распространенном после изгнания» 15 . Следует сказать несколько слов о тетраграмме. После магистерской диссертации архимандрита (в последствие – архиепископа) Феофана (Быстрова) , посвященной исследованию тетраграммы и увидевшей свет почти сто лет тому назад 16 , кажется бесспорным, что только тетраграмма является именем Божиим в собственном смысле, Его собственным именем. Другие «имена», прилагавшиеся к Богу в Ветхом Завете – Элогим, Эль, Адонай, Шаддай, Цебаот, Гиббор и другие – не являются Его собственными именами, а лишь антропоморфными (и потому не представляющими особого труда при переводе на греческий и другие языки) обозначениями Бога человеком. Всевышний, Всемогущий, Всесильный, Творец, Господин, Царь, Воевода, Отец – так нарекали люди Того, Кто являлся им, Кому они служили. «До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного (курсив мой. – Арс.) для Ветхого Завета имени Божия у евреев были в употреблении имена la и ,yhla…» 17 . Но однажды Он Сам Себя назвал: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (hyha rwa hyha)» ( Исх. 3:14 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В духовной семинарии (Орловской), куда перешел Г. В. Говоров из училища (в 1829 году) еще более раскрылись его богатые духовные дарования, но вместе с тем он еще более, и теперь уже сознательно, стал приближаться к тому идеалу подвижника истинно-христианской жизни, который представлялся ему в жизни святителя Тихона Задонского и который сам он стал осуществлять вскоре, по принятии иночества. Так, при не оставлявшей его и в юношестве остроте ума, быстроте мыслей, пылкости воображения, живости характера, впечатлительности, он уже на первом году обучения в семинарии, наряду с блестящими успехами в учении, и по поведению отмечен был в семинарских ведомостях, как «отличающийся склонностью к уединению и трудолюбию», как «назидательный в обращении с товарищами и подающий собою пример трудолюбия и благонравия», и в последующие годы, – как «склонный к уединению, кроткий и молчаливый» и т. п. 9 . Иначе сказать, он уже тогда, очевидно, со всею искренностию стремился осуществить то, что писал после о юношеском возрасте, именно, что «как в естественной жизни юноше предлежит труд образования себя, так и в духовной» и что «это – время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждение добрых расположений» 10 проч. Еще глубже, еще сознательнее к делу своего спасения стал относиться Г. В. Говоров по поступлении (в 1837 году) в высшую школу духовного образования, в Киевскую духовную академию, где при том, за время его образования в ней (1837–1841 г.), и самую академию окружало все, наиболее способствовавшее тому же возвышенному настроению и развитию его духа. Святителем Киевским, и стало быть главным начальником академии был известный своим строгим благочестием и высоко-подвижническою жизнью митрополит Филарет (Амфитеатров) ; ближайшими начальниками, ректорами академии, были, сперва Иннокентий, знаменитый церковный вития, впоследствии архиепископ Херсонский, а за тем Иеремия, впоследствии епископ Нижегородский, известный аскет; инспекторами академии были также люди высокой духовной жизни, именно архимандриты: Григорий (Миткевич), что впоследствии архиепископ Калужский, – Димитрий (Муретов) , впоследствии архиепископ Херсонский и Иоаникий (Горский), впоследствии архиепископ Варшавский; – в Киево-Печерской Лавре сиял высокою подвижническою жизнью известный старец иеросхимонах Парфений, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Молитва не должна препятствовать Вашим обязанностям. Если Вы желаете молиться, то надо вначале выполнить обязанности, а потом молитесь на здоровье. При этом надо просить Бога и о том, чтобы выполнять свои обязанности быстро и хорошо. Так вот, если все необходимое делается, то надо спросить маму: желает ли она, чтобы Вы свободное время тратили на просмотр нелепых фильмов или глупую переписку с подружками (подобно многим Вашим ровесницам) — либо на молитву Творцу неба и земли? Уверен, она выберет молитву. Хорошо, что Вы читаете и Евангелие. Предложите маме читать его вместе вслух, чтобы при необходимости Вы могли задавать ей вопросы по тексту. Думаю, она рада будет таким образом проводить с Вами время вместе. Если что-то останется неясным вам обеим, воспользуйтесь церковными толкованиями, например блж. Феофилакта Болгарского . И последнее. Много молиться не всегда значит хорошо молиться. Почитайте эту брошюру свт. Феофана Затворника о молитве и постарайтесь следовать его советам. Спаси Господи! Спасибо большое Вам за ответ! Духовного отца у меня к сожалению нету, но постараюсь поговорить с батюшкой когда буду исповедоваться. Брошюру на которую Вы указали ссылку, прочитала первую главу, и поняла что оказывается настоящей молитвы у меня практически не когда и не было, но я не отчаиваюсь, буду стремиться научиться молиться правильно следуя советам из брошюры. И вот как Вы говорите что много молиться, не всегда значит хорошо— это понимаю, и вот когда читаю много молитв, то вроде и лень начинать, и как бы смысыл теряется, а когда читаю меньше чем обычно то как-то совесть на протяжении дня мучает, что мало времени уделила на молитву Богу, вот тут вот как бы у меня есть ещё неопределённость как поступить. Но с другой стороны, наверное лучше прочитать меньше молитв но со вниманием, вдумываясь в каждое слово. Спасибо большое ещё раз за ответ! Здравствуй! Нет какой-то единой нормы по количеству молитв. Есть важное условие, по которому определяется достигнута ли цель молитвы. Вот что пишет свт. Феофан Затворник :

http://azbyka.ru/vopros/skolko-nuzhno-mo...

Передо мной старая, пожелтевшая от времени тетрадка в четвертую долю листа старинной, толстой и грубой бумаги; на ней надпись: «Тетрадь иеромонаха Евфимия». На заголовке тетради: «Чудные сновидения девицы Евдокии, крестьянки 25 лет, бывшие с нею в разные времена ее жизни. Перевод с французских слов Татьяны Борисовны Потемкиной, которая слышала их от Евдокии на простонародном языке»… а ниже заголовка: «Евдокия, девица 25 лет, крестьянка княгини Горчаковой (ее деревни в Смоленской губернии)»… Проносится передо мною образ минувшего: великосветская, известная, даже знаменитая, барыня высшего русского общества, близкая ко Двору, лично известная и любимая Государями Александром I, Николаем I и почитаемая Александром II, истинно православная христианка, патриотка, богатейшая женщина своего времени — словом, высота всего знатного и богатого, что только было в русском обществе времен крепостного права, и рядом с ней… простенькая бедная темная и, по человеческим понятиям, невежественная крестьянская крепостная девушка… Девушка что-то рассказывает, и, надо думать, рассказывает что-то необыкновенно удивительное, настолько чрезвычайное и интересное, что знатная ее собеседница ловит каждое ее слово и быстро его записывает в свою книжку… по-французски?! Татьяна Борисовна — настоящая хорошая православная русская женщина и истинная патриотка по своим чувствам; она хорошо говорит и чувствует по-русски, ну а писать и думать она может только на языке Боссюэтов и Фенелонов, на языке тех, которые в то время почитались творцами всего образованного и изящного, на том языке, незнание которого не давало в высшем русском обществе права никому считать себя образованным… Такое уж было время!… В конце этой тетрадки отца иеромонаха Евфимия, неведомого мне старца (уже из третьих, а может быть, и четвертых рук досталась мне эта рукопись), подписано: «Перевод отца Феофана Комаровского». Итак, четыре личности были в свое время заинтересованы тем, что было записано в этой уже разрушающейся от тяжести протекших многих лет тетрадке: знатная барыня-аристократка, крестьянская девушка, иеромонах, владелец рукописи, и переводчик ее — тоже или священник, или иеромонах, но не из простых, а из тех, кто в свое время знал язык образованных русских прошлого столетия. Что же это за ветхая деньми тетрадка, которая могла в себе сосредоточить столько живого интереса, который захватил собою внимание столь разнообразных по своему положению лиц?..

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Владыка возложил всю надежду на Господа, и Господь явил знамение: философ сам разрушил и опроверг то, что созидал. Он признал себя побежденным, но эту победу приписал Владыке Феофану, хотя, в действительности, побеждающим был только Бог . И вот это действие Божие Владыка и назвал «в высшей степени примечательным», т.е. совершенно неожиданным, дивным, чудесным. В этом случае, как и во многих ему подобных, Владыка переживал неизъяснимую духовную радость, радость о Господе, которая нам, грешным, незнакома, мы и представить себе этого состояния не можем, потому как то блаженное состояние есть дар благодати Божией, и его сподобляются лишь чистые сердцем. «Человеку, который добр (благ) пред лицом Его. Он дает радость». ( Еккл. 2, 26 ), – говорит Писание. И св. Пророк повелевает: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2, 11 ; ср. 88, 16–17). Св. Апостол Христов призывает: «Братия мои, радуйтесь о Господе» ( Фил. 3, 1 ). «Радуйтесь всегда о Господе и еще говорю, радуйтесь» ( Фил. 4, 4 ). И Сам Господь говорит в Благовестии: «Радость Моя в вас пребудет», и этой «радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 15, 11 и 16, 22). Переживая эту Господню радость, Владыка как бы преображался, становился другим: молодым, юным, в нем просвечивала даже та блаженная детскость, о которой упоминает Спаситель: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети; не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). Владыка Феофан не только «радовался и веселился» духовно ( Мф. 5, 12 ), но и ликовал, и, зная за собою этот блаженный дар Господень, он старался его скрыть, но это ему не всегда удавалось. Это осенение духовной радостью проявлялось у него обычно в том, что он не мог усидеть, поднимался и очень быстро начинал ходить, пытаясь спрятать радостное выражение лица, и едва сдерживая жесты, напоминающие рукоплескание. Недаром сказано в Писании, и слова эти поются как антифон на Вознесение: «Вси языцы восплещите руками и воскликните Богу гласом радования» ( Пс. 46, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

КРУШЕНИЕ. Политическая драма князя Голицына, плохо срепетированная и еще хуже разыгранная, быстро дошла до эпилога. Раздор в правительственных кругах и настроение гвардии ободрили противников ограничения, доселе таившихся или притворно примыкавших к оппозиции. Составилась особая партия, или " другая компания " , по выражению Феофана, столь же сделочного состава, как и прочие: в нее вошли родственники императрицы и их друзья, обиженные сановники, как князья Черкасский, Трубецкой, которых Верховный тайный совет не пустил в свой состав; к ним примкнули люди нерешительные или равнодушные. Тут ожил и Остерман: все время он сидел дома больной, совсем собрался умирать, причастился и чуть ли не соборовался, но теперь стал вдохновителем новой компании. Отношения, интересы и лица выяснились, и немудрено было согласить компанейщиков, уверив их, что от самодержавной императрицы они скорее добьются желаемого, чем от самовластного Верховного совета, сенаторов утешил восстановлением Сената в значении верховного правления, генералитет и гвардейцев - избавлением от команды верховников, всех - упразднением Верховного тайного совета. Колоколом партии был Феофан Прокопович: он измучился, звоня по всей Москве о тиранстве, претерпеваемом от верховников государыней, которую стерегущий ее дракон В. Л. Долгорукий довел до того, что она " насилу дышит " Владыка сам испугался успеха своей пастырской проповеди, заметив, что многие, ею распаленные, " нечто весьма страшное умышляют " . Подъезжая к Москве, Анна сразу почувствовала под собою твердую почву, подготовленную конспиративной агитацией слывшего безбожником немца и первоприсутствовавшего в Св[ященном] Синоде русского архиерея, и смело стала во главе заговора против самой себя, против своего честного митавского слова. В подмосковном Всесвятском вопреки пунктам она объявила себя подполковником Преображенского полка и капитаном кавалергардов, собственноручно угостив их водкой, что было принято с величайшим восторгом. Еще до приезда Анны гвардейские офицеры открыто говорили, что скорее согласятся быть рабами одного тирана-монарха, чем многих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Относительная же немногочисленность этой страты являлась отражением характерной для социального процесса в городах ранней Византии немногочисленности и недифференцированности слоя городской знати 2295 . Даже так называемые отцы города (pateres tes poleos), известные в Херсонесе, как и в других ранневизантийских городах, в качестве муниципальных чиновников по меньшей мере с последней четверти IV века, причем с титулом vir perfectissim 2300 , вновь фигурировали в период существования фемы и обзаводились главным атрибутом чиновника – печатью, как некий Сергий, моливдовул которого относится к первой половине X в. 2301 Это действительно, была «реально существовавшая должность», возможно, как и ранее, сопряженная. с выполнением определенных административных, судебных и финансовых функций, должность явно управленческая, если вспомнить все немногое, что известно о ней из слов Никифора, Феофана и его Продолжателя, а также Константина Багрянородного, но отнюдь не самоуправляемой на античный лад муниципальной организации. На примере истории Равенны видно, что уже к концу VI в. этот магистрат быстро превращался из муниципального в государственного чиновника высокого ранга, утверждаемого центральным правительством, что шло параллельно падению роли Совета в жизни города 2302 . Видимо, такую же эволюцию он «проделывал» и в иных местах, так что поставить знак равенства между ним и не муниципальным, а уже государственным служащим мешает только отсутствие печати, которая вместе с соответствующим имперским саном появится у него после превращения Херсона в фемный город. Наличие же pater tes poleos в фемной структуре можно объяснить попытками сохранить угасавший «городской совет» как чиновный орган и переложить на него часть нотариально-регистрационной и налоговой работы, дабы разгрузить стратига. В этом случае патер города мог отвечать за необходимую для. Херсона организацию, юридически фиксирующую различные публично-правовые акты, приглядывающую за внутренним порядком и исправным платежом налогов. Примечательно также, что в вв. титул pater tes poleos был неразрывно связан у ромеев с должностью эпарха, очевидно благодаря особой заботе последнего о благоустройстве и снабжении города продовольствием 2303 . Без утверждения со стороны центрального правительства, императора такая должность была немыслима в условиях раннесредневекового византийского общества 2304 , как и должность еще одного имперского чиновника – экдика города, тоже унаследованная, по крайней мере по названию, от ранневизантийской поры 2305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка не упоминал, была ли услышана его молитва и притуплена его память или иным каким-либо путем была обойдена грозившая ему опасность. Но само по себе подобное духовное состояние: моление об отнятии дара Божия, об уменьшении способности к учению – редчайшее явление в духовной жизни. Такое самоотречение – признак зрелого рассуждения духовного. Это – старческая мудрость у юноши. Пройдя все классы семинарии первым учеником, он блестяще окончил курс среднего духовно-учебного заведения. И ему предстояло держать вступительный экзамен в высшее духовное заведение, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. «Мне было тогда, – вспоминает владыка, – всего лишь неполных семнадцать лет. Я был гораздо моложе всех абитуриентов и выглядел совсем мальчиком. Предстоящие вступительные испытания меня не пугали, потому что всю программу семинарского курса я знал хорошо. Но предстоял единственный письменный экзамен по философии у известного профессора М. И. Каринского . Этого экзамена я боялся тем более, что он был вне программы семинарии. И я усердно молился св. мученику Иустину Философу и святым великим вселенским учителям и святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у. Умолял я их просветить мой ум, подать мне верную и легкую их мысль. И вот настал день испытания. На письменный экзамен полагалось четыре часа. Мы сели. Профессор Каринский вошел, поздоровался с нами и, повернувшись к черной доске, написал тему нашего сочинения: «Значение личного опыта для выработки мировоззрения». Как я обрадовался, как благодарил Господа за эту тему сочинения! Мне она была очень понятна и так близка. По молитвам Святых Господь мне подал мысль действительно легкую, и я закончил работу над темой удивительно быстро, за полчаса. А написал-то я всего лишь одну страницу... Я поднялся и спросил разрешения подать работу. Видимо, профессор был удивлен. Он посмотрел на свои часы с некоторым недоумением. Он, несомненно, видел, что я самый молодой и, вероятно, подумал, что я просто не понял темы. Я заметил его колебание, когда подавал ему лист. Он попросил меня немного подождать и начал читать работу. Во время чтения он несколько раз внимательно посмотрел на меня, а кончив читать, поблагодарил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Ф., неоднократно внушавшаго ему исправиться. Приказали: – Так как... и проч. и проч. и проч. то Генералу Бурачку в его несправедливых притязаниях отказать Пр. Ф-на от всякаго по сему взыскания освободить, – объявив Г-лу Б-у, что если он желает получать письма на законном основании, пусть начинает сам прежде писать. – О чем и послать к нему указ, и объявив его в присутствии с роспискою в слушание – затем дело сие считать решенным и сдать в архив» 564 . И за сим, так как этот шутливый тон письма не совсем понравился С.О. Бурачку, то преосв. Феофан в следующем же письме своем к нему (от 16 декабря того же 1859 года) выражался уже так: «Спасайтесь о Господе, Степан Онисимович и со всем благословенным домом! Слышу, что вам не понравилась моя шутка! Ну – виноват... Ведь вы понимаете ее шуткою и больше ничем, так, – стало, нечего и дела заводить. А то ведь не знать с кого взыщут за гербовую бумагу... кажись, ведь мы ведомы друг другу, – есть, стало, и резон – писать спустя рукава... Ну так по рукам, – и мировую... Причина та, что избили меня тогда дела. – Недели полторы или две... с 8 до 2-х... Каждый Божий день... прорвало... Так по неволе заговоришь языком Консистории» 565 ). В этом же видно и остроумие и наблюдательность святителя, да и вообще в таких внешних чертах, приемах и манерах ясно обрисовывались черты внутреннего, духовного, нравственного образа его, и прежде всего ум его. Еще в детстве он обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивавшийся первой причины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружавших 566 . Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием. Мы помним отзывы товарища его по академии митрополита Макария о его сочинениях и митрополита Московского Филарета о курсовом его сочинении. Другой товарищ его по академии о. Михаил Монастырев в начале 1845 года также писал С.О. Бурачку о преосв. Феофане, что «Он глубокий мыслитель» 567 . А вот слова письма одного из учителей преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010