Ольга Васильевна Орлова Книга первая (398 – 401 гг.) События, предшествующие борьбе Иоанна Златоуста с императрицей Евдоксией. – Испорченность императорского двора. – Евдоксия желает поклонения своей статуе на всем Востоке. – Строгость и сила Златоуста. – Происки двора против него. – Его проповедь против женских уборов. – Марса, Кастриция и Евграфия. – Враждебный союз в доме Евграфии. – Уединенная жизнь Златоуста. – Пороки константинопольского клира. – Сестры Агапиты. – Жадность: клирики ведут жизнь прихлебателей. – Сребролюбие: они обирают бедных. – Златоуст предпринимает действия для искоренения этих пороков. – Окружающие архиепископа в его Церкви; Серапион и Тигрий. – Дьякониссы: Сальвина, Ампрукта, Пентадия и Олимпиада. – Происхождение и состояние Олимпиады; ее преданность Иоанну Златоусту . I В то время, с которого начинается наш рассказ, Евдоксия, уже в продолжение четырех лет императрица, еще цвела блеском молодости. Она еще не утратила красоты, которая увлекла сердце Аркадия в тот далекий день, когда молодой Император увидел ее портрет на восковой дощечке, намеренно подброшенной Евтропием, первым министром императора, в его комнате, но в Евдоксии произошли многие другие перемены. Дочь Франка Бауто не была уже той скромной и сдержанной сиротой, которую Евтропий отыскал в глухом уголке Константинополя как клад, сокрытый ото всех взоров, и которую ему пришлось оторвать от важных философских уроков Пансофия, ее учителя, чтобы возвести на императорский престол. Не знавшая дотоле света сирота стала горда, смела, ненасытна в наслаждениях и роскоши; бедная молодая девушка стала женщиной, жадной к деньгам. Привычка повелевать двором, рабским и льстивым, развила в этом семени франков даже что-то грубое и дикое и, употребляя выражение одного современника, какую-то «варварскую лютость», которая вместе с кровью текла в ее жилах. Недовольство своим замужеством, или скорее – мужем, шло в ней рука об руку с ненасытным честолюбием. Из обоих сыновей Феодосия, этого великого Государя, старший, Аркадий, был более честный и менее умный. Чуждый пороков и жестокости брата своего Гонория, он не имел его энергии, жизнь его протекала в каком-то болезненном полусне. Казалось, его организм был создан исключительно для подчинения царедворцам, министрам и жене, которые за него и думали и желали. В Аркадии, едва достигшем 30-летнего возраста, уже проявлялись признаки преждевременной дряхлости, – можно сказать, что, миновав зрелый возраст, он из одного детства непосредственно вступил в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отделение первое. Обозрение секты несторианской § 8. Понятие о секте несторианской К секте несторианской относим тех из восточных христиан, живущих главным образом в Месопотамии, по реке Тигру, в Персии, Индии и Курдистане 6 , которые, состоя под управлением католикоса 7 , в учении об Иисусе Христе держатся ереси Нестория, осужденной Церковию на третьем вселенском соборе 8 . § 9. Виды ее Те из них, которые живут в Индии, называются христианами св. Фомы, на том основании, что предки их обращены в Христианство св. апостолом Фомою 9 , а все прочие, живущие в Месопотамии, Персии, Курдистане и в других местах, называются халдейскими христианами, потому что совершают богослужение свое на языке халдейском 10 . § 10. Исторические сведения о ней Начало свое ведут они от известного Нестория, первоначально ревностно обличавшего еретиков 11 , но потом, вскоре по восшествии на патриарший престол константинопольский, оказавшегося еретиком. Пресвитер Анастасий 12 , вместе с Несторием прибывший в Константинополь из Антиохии, однажды (428 г.), в проповеди к народу в церкви, сказал, чтобы никто не называл пресвятой Девы Марии Богородицею 13 . Народ и клир смутились. Несторий, вместо того, чтобы обличать заблуждение Анастасия, сам начал проповедывать, будто пресвятую Деву Марию надобно называть Христородицею, но не Богородицею, а в предлог к сему выставил то, будто она родила простого человека Иисуса, с которым впоследствии соединилось Божество – за святость его жизни. Такое суемудрие о пресвятой Деве Марии и воплотившемся от нее Боге Слове, как противное всегдашнему верованию Церкви, очевидно, не могло не произвести волнение между православными. Константинопольская паства вознегодовала на Нестория, и гласно стала отзываться о нем, как о еретике. Последовали местные соборы, рассматривавшие и согласно осудившие суемудрие Нестория 14 ; но Несторий и не думал вразумиться. Мало-помалу распространяя лжеучение свое то устно, то письменно, он приобрел себе много последователей, и произвел между верными такое разделение, что император Феодосий (младший) созвал собор вселенский (в 431 г. в Ефесе), который отверг суемудрие Нестория, как ересь. Осужденный на сем соборе и низложенный 15 , Несторий сослан был в заточение, и умер там поносною смертию 16 ; но еретическое учение его не истребилось. Заразив ядом своим множество людей еще при жизни Нестория, оно не престало распространяться и после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

По низложении арианства, во всех его видах и отраслях, вселенскими Соборами IV века, новая ересь возмутила мир Церкви в начале V столетия. Несторий, епископ константинопольский, вздумал оспаривать достоинство Богородицы, изначала Церковью признанное – в лице Пресвятой Девы Марии, на основании Богопреданного догмата о воплощении от Нее Бога-Слова. Несторий составил, свое новое, дотоле неслыханное между православными, ученне, что во Христе два естества, Божеское и человеческое, не соединены между собою существенно и ипостасно, и не составляют одного лица Богочеловека, но человечество 1. Христово, родившееся естественным образом, удостоилось быть только храмом Божества. Отсюда Несторий выводил, что Слову-Богу нельзя приписывать воплощения так, как разумели это все древние Отцы Церкви; что Христа нельзя назвать Богочеловеком, а Деву-Марию в собственном смысле Богородицею, а разве только Христородицею 1 . Важность предмета, которого касалось это учение, самая новизна лжемудрствования, смятения, происшедшие от него в Церкви, побудили православных Отцов составить вселенский Собор, для определения догмата о воплощении Бога-Слова. Собравшись в Эфесе. при императоре Феодосии младшем (в 431 году), св. От­цы определили: «исповедовать единого Христа, Сына Божия, воплотившегося, а бессеменно родившую Его Приснодеву Марию признавать в собственном и истинном смысле Богородицею;» учение несториан, что Христос есть отдельно Бог и отдельно человек, св. Отцы отвергли, и самого Нестория осудили и низложили 2 . Ефесский собор особых правил для церковного благочиния, как другие Соборы, не составлял; а те правила, который помещаются с его именем в собрании церковных канонов, представляют в себе извлечения из окружного послания, от лица Собора отправленного ко всем Церквам, по случаю отделения от него некоторых епископов, передавшихся на сторону Нестория и его единомышленников. По этому-то и самый состав правил эфесских имеет вид послания; и все они направлены к событиям того времени по делу о Нестории 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Путешествия преподобного Сергия Радонежского " Преподобный Сергий решил избавиться от монастырского неравенства и ввел в обители общую трапезу " Источник:  Нескучный сад Многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. " Игумен земли Русской " не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей, уходить от ссоры с братией Когда речь заходит о преподобном Сергии Радонежском, почти все уверены – после прихода на уединенное место будущей Троицкой лавры подвижник никуда из монастыря не уходил, зато к нему приходили великие князья и московские первосвятители. На самом же деле ситуация иная. На Руси мало было игуменов, способных сравниться с преподобным Сергии по числу основанных обителей и в активной проповеди за стенами Троице-Сергиевой лавры. Конечно, " игумен земли Русской " не был странствующим монахом-проповедником, вроде Франциска Ассизского. Почти все его выходы за стены обители были вынужденными – святой либо уступал настойчивым просьбам, либо бежал от нестроений, не желая становиться причиной конфликта. О первом путешествии преподобного Сергия Радонежского рассказывает ранняя редакция его жития, написанного Пахомием Логофетом – сербом, переработавшим первоначальное житие, написанное Епифанием Премудрым. Оно было связано с конфликтом в основанном им монастыре. В середине 1360-х гг., уже став игуменом, преподобный Сергий получил послание от Константинопольского патриарха свт. Филофея Коккина, которому в то время подчинялась Русская Церковь. Это послание, а также одобрение святителя Алексия Московского, сподвигли преподобного Сергия к началу важнейшей монастырской реформы –– введению общежительного иноческого устава, пришедшего на смену устава скитского. Еще преподобный Феодосий Печерский ввел в Киево-Печерском монастыре Студийский общежительный устав, который потом распространился на многие обители. Но к моменту создания монастыря в честь святой Троицы Сергий Радонежский выстраивает отношения со своими учениками по скитскому уставу.

http://religare.ru/2_97173.html

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

Правило 28 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного . ( Ап. 34 ; I Всел. 4 , 6 , 7 ; II Всел. 2 , 3 ; III Всел. 8 ; IV Всел. 9 , 17 ; Трул. 36 , 39 ; Антиох. 9 ) . Настоящим правилом отцы халкидонского собора подтверждают дарованные 3 правилом II вселенского собора преимущества константинопольскому архиепископу и присоединяют к нему три провинции, которые должны составлять его область. Принцип, которым руководствовались отцы халкидонского собора при издании настоящего правила, тот же самый, которым руководствовались и никейские отцы, когда издавали свое 6 правило, равно и отцы II вселенского собора, когда издавали свое 3 правило, принцип, торжественно высказанный впоследствии Львом великим в словах: «преимущества святых церквей установлены правилами св. отец» 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 81 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора. Понеже мы уведали, яко в неких странах, в трисвятой песни, после слов: святый безсмертный, в качестве дополнения, возглашают: распныйся за ны, помилуй нас: но сие древними святыми отцами, как чуждое благочестия, от сея песни отринуто, купно с беззаконным еретиком, нововводителем сих слов; то и мы прежде благочестно постановленное святыми отцами нашими утверждая, по настоящем определении, таковое слово в церкви приемлющих, или иным каким либо образом к трисвятой песни примешивающих, анафематствуем. И аще нарушитель постановленнаго есть священнаго чина: то повелеваем обнажати его от священническаго достоинства, аще же мирянин, или монах, отлучати от общения церковнаго . Это правило, равно как и несколько других правил этого собора ( Трул. 23 , 33 , 56 , 99 ), направлено против армян, которые к трисвятой песне ( ν τψ τρισαγψ μνψ) прибавляли слова: «распныйся за ны» (о σταυρωθες ο ημς). Трисвятая песнь введена в чин литургии в V веке, за время константинопольского патриарха Прокла (434–447). Происхождение ее приписывают чудесному событию, имевшему место в Константинополе. А именно, в царствование императора Феодосия Младшего, в 446 году, было большое землетрясение, продолжавшееся, с небольшими перерывами, четыре месяца, и за это время разрушено было в Константинополе множество больших зданий, так что жители Константинополя принуждены были искать спасения в окрестностях ( ν τψ κμπψ) города. Для умилостивления Бога, устраиваемы были общественные богослужения и крестные ходы. Во время одного из этих крестных ходов, вдруг, чудесным образом, восхищено было на воздух дитя, услышавшее пение ангелов: γιος о Θεος, γιος ισχυρо ς, γιος αθνατος, λησον ημς. Когда дитя спустилось на землю и рассказало о чуде, тотчас начали все, вместе с патриархом, петь трисвятое, и землетрясение прекратилось. Так говорит предание 1260 . По другим, происхождение трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение 1261 . Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Всел. Собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было трисвятое 1262 , и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в православной церкви. Священное происхождение трисвятого признают и отцы Трулльского Собора в настоящем своем (81) правиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Прежде чем в 649 г. Латеранский собор осудил не только бескомпромиссный Экфесис (638) 3 , но и примирительный Типос (647), изданный императором Константом по инициативе Константинопольского патриарха Павла, борьба за утверждение двух энергий (действий) 4 и воль во Христе прошла уже несколько этапов. Мы не будем описывать их в подробностях; отметим лишь моменты, важные для понимания позиции прп. Максима. Полемика, как известно, была начата св. Софронием (впоследствии патриархом Иерусалимским), выступившим против моноэнергистской унии (633), заключенной в Египте и Ливии между Киром, папой Александрии, и монофозитами-феодосианами. Столкнувшись с сопротивлением Софрония, Константинопольский патриарх Сергий предпринял ряд шагов, призванных сохранить то, что было достигнуто его с Киром унионистской политикой, избежав при этом разрастания полемики; он издал патриарший указ – Псифос (633), воспрещающий употребление выражений «одна» или «две энергии». Узнав о том, что Софроний 5 был избран патриархом Иерусалима, Сергий направил в Рим папе Гонорию упреждающее послание, ища у него поддержки своей позиции. Красочно расписав, как монофизиты присоединились в Египте к Церкви и даже признали Халкидонский собор, он сообщил папе о споре, начатом монахом Софронием против соглашения, заключенного Киром: «Софроний стал возражать против главы об одном действии, и утверждал, что нужно признавать два действия во Христе Боге нашем, не иначе» 6 . Как сообщает дальше Сергий, Софроний не соглашался с доводами Кира, что в данном случае нужно применить икономию, которую применяли святые отцы «ради спасения множества душ... [когда] действовали в духе умеренности и снисхождения». То есть Кир считал, что поскольку выражение «одно действие», как писал и Сергий, «употребляли и некоторые из священных отцов» 7 , то Софроний мог бы не возбуждать полемики по этому вопросу ради привлечения монофизитов к православию. Тем не менее, как далее пишет Сергий папе, Софроний не был удовлетворен ответом Кира, и Кир предоставил разрешить этот спор Сергию, к которому с посланием от Кира и прибыл Софроний. Как мы видим, на этом этапе все стороны действовали еще весьма осторожно, и уж конечно спор не перетекал в личную вражду главных действующих лиц – в противном случае, нельзя было бы представить, что Кир пошлет свое послание Сергию с Софронием, и что сам Сергий будет выслушивать последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст Святой Далмат жил на рубеже IV–V веков и происходил из знатной семьи. Еще юношей поступив на военную службу, он был офицером во второй схоле дворцовой гвардии и, несмотря на поверхностную религиозность своего окружения, отличался истинным благочестием. Далмат доложил императору Феодосию, что сирийский отшельник Исаакий 1 предсказал императору Валенту поражение в войне с готами и жалкую смерть и что это предсказание сбылось. Тогда Феодосий в сопровождении Далмата посетил святого отшельника. Изумленный ангельским видом Исаакия и его богодухновенными словами, Далмат вскоре после этого прожил у подвижника семь дней, внимая его поучениям. Офицер вернулся домой с сердцем, воспламененным ревностью к Богу, и сообщил жене о своем решении отказаться от мира. Он оставил ей все свое имущество и отправил вместе с дочерью к своим родственникам, а сам, взяв маленького сына, незамедлительно отправился к святому отшельнику. Презрев все почести и бесплодные мирские заботы, он вскоре стал самым лучшим учеником Исаакия как по рвению, которое он проявлял в аскетических подвигах, так и по любви к безмолвию и по состраданию к нищим, которые во множестве приходили к монастырю. После того как на протяжении всего Великого поста преподобный Далмат не вкушал никакой пищи, он в праздник Вознесения был восхищен в константинопольскую церковь святых Маккавеев на архиерейское богослужение. В 406 году, после кончины святого Исаакия, монахи единодушно просили архиепископа, чтобы Далмат был назначен его преемником. Вначале преподобный колебался, но затем согласился и, чтобы быть достойным этой должности, усилил аскетические подвиги. Он затворился в монастыре и не вышел оттуда даже по просьбе императора Феодосия II. Тот попросил святого присоединиться к крестному ходу, организованному в городе, чтобы смягчить гнев Божий во время сильного землетрясения. По Божественной благодати преподобный Далмат видел сердечные тайны и мог восстанавливать справедливость. Сияние его святости стало особенно заметным во время борьбы с несторианской ересью.

http://pravoslavie.ru/55459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010