Молились преподобные до трех ночей. И когда молился преп. Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною». Преподобный же Антоний сказал Ему: «Господи, если обрел благодать пред Тобою да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо». И на другой день нашли то место, где теперь церковь сухим, а по всей земле вокруг росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преп. Антоний сказал: «Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса!» И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преп. Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преп. Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: «Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего» ( 3Цар.18:37 ). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах св. первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугою, иногда же появлением ангелов с иконою. Это было ответом на моление преп. строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Огонь нисходит на место Печерской церкви Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преп. отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими , в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров на основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия 137 . «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 .) В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре. 118 Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки. 121 Ист. акт. 1, 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону. 122 Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Послушайте вот, в свое утешение, дивную повесть от первых дней христианства на Руси. Вот что пишет святитель Симон Владимирский преподобному Поликарпу в «Патерике Печерском»: «Был в монастыре Печерском черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, но все его истратил на церковные нужды: оковал много икон, и дошел он до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь , а не на милостыню роздал его. Диавол вложил эту ему в сердце. И стал он нерадеть о житии своем, во всяком небрежении и бесчинстве дни свои проводил. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В восьмой же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Эразм же этот встал, как никогда и болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте. Истинно так: грешен я, как вы сами знаете, и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые Антоний и Феодосии и сказали: мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться. И вот, увидел я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе – чистого, возлюбившего благолепие дома Моего». И, сказав это, Эразм начал перед всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; на третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. Об этом слышал я, – прибавляет святой Симон, – от тех святых и блаженных старцев, которые сами были тому свидетелями и очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Житие преподобного Афанасия Печерского Память 2 декабря «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Иоан.11:25 ). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии – затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о нищем Лазаре: «если кто из мертвых придет к ним, покаются» ( Лк.16:30 ). Сей преподобный Афанасий был иноком в святом монастыре Печерском, проводя святую и богоугодную жизнь. После долгой болезни, он умер. Братия отерли тело его и положили в пелены, как подобает умершему иноку. Усопший лежал непогребенным два дня по причине некоторого замедления. Ночью игумену было явление, и он слышал голос: – Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься. Как только наступило утро, игумен пришел с братиею к умершему, чтобы совершить его погребение – и вдруг они увидели, что он сидит и плачет. Все пришли в ужас, видя, что он жив, и стали его спрашивать, – как он ожил, и что видел или слышал? Он же в ответ говорил только одно: – Спасайтесь! Но они стали еще больше упрашивать его, желая услыхать от него что-нибудь для них полезное. Тогда он сказал им: – Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня. Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им. Тогда воскресший сказал им: – Имейте послушание во всем к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители, кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со святыми отцами в пещере: ибо эти три добродетели выше всех других. И, если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем не спрашивайте меня, но умоляю: простите меня. Сказав это, он пошел в пещеру и, затворив за собою двери, пробыл там безвыходно двенадцать лет. Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во всё это время не сказал никому ни одного слова. Когда же приблизилось время кончины Афанасия, он призвал братию и сказал им всё то, что говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром о Господе, и положен был с честью в той пещере, где подвизался 7961 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного Варлаама Печерского Память 19 ноября В то время, когда преподобные отцы наши Антоний , Феодосий и Никон сияли в Киевских пещерах доблестными подвигами, как три светильника, достойные предстоять престолу Святой Троицы, многократно приходил к ним насладиться их сладостною беседою некто Варлаам, сын благородных и христолюбивых родителей – Иоанна, первого между боярами князя Изяслава, и Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук воеводы Остромира 7532 . С юности Варлаам сиял красотою телесной и чистотою души и возымел любовь к названным преподобным отцам и – настолько сильную, что захотел жить с ними вместе и оставить мирскую жизнь, вменяя ни во что славу и богатство. Особенно в страх привело его слово Господа, сказанное ему, между прочим, преподобными: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). И вот, пришедши однажды к преподобному Антонию, он открыл ему свое намерение. – Хотел бы я, отче, – сказал он, – если угодно Богу, быть иноком и жить с вами. – Благо хотение твое, чадо, – отвечал старец, – и благодатно намерение; но смотри, как бы не возвратили тебя назад богатство и слава мира сего, ибо, по слову Господню «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук.9:62 ). Многое и еще говорил старец на пользу душевную Варлааму, и сердце у него всё более и более разгоралось любовью к Богу. В таком расположении душевном пошел он домой. На другой же день после беседы с старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе множество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжественно прибыл к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, как кланялись тогда знатным людям, он сам поклонился им также (сошедши с коня). Затем он снял с себя боярскую одежду и положил ее у ног преподобного Антония, и поставил пред ним разубранных коней, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И так как сведения о числе монашествующих лиц в нашей статье касались 1867 г., то мы и монастырские доходы станем оценивать по некоторым данным того же года. Но, читая государственную роспись доходов и расходов на 1867 год, мы находим, что в этот год назначалось: 1) на все министерство народного просвещения 7 255 814 р., 2) на все министерство юстиции 8 315 684 р., — там на 755 тысяч менее, а здесь на 315 тысяч более, нежели сколько получают в настоящее время монастыри» (Беседа. 1872. С. 68). 295 Лучше бы продать это благовонное миро и раздать бедным, не так ли? — вспомните эту евангелическую историю. — Достоевский имеет в виду евангельское предание о женщине из Вифании, которая незадолго до празднования пасхи возлила на голову Иисуса драгоценное благовонное миро. «Увидев это, ученики его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело мое, она приготовила меня к погребению», (см.: Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 8-13). 296 Мы знаем, что еще при святом Феодосии, при самом основании Киево-Печерской Лавры… — Речь идет о Феодосии Печерском (ум. 1074), основателе и игумене Киево-Печерского монастыря. Имя Феодосия неоднократно упоминается в черновых материалах к «Бесам» и «Подростку». 297 Мы сообщили в свое время — общества любителей духовного просвещения.. — В 1872 г. в Петербурге был открыт Отдел Общества любителей духовного просвещения с правом свободного обсуждения на своих заседаниях различных церковных вопросов. Достоевский не раз посещал эти заседания. В начале 1873 г. состоялись три заседания, посвященные вопросу «о нуждах единоверия» (последнее — 28 марта 1873 г.). Отчеты о диспуте были опубликованы в «Гражданине» (см.: Гражданин. 1873. 22 янв. С. 92; 29 янв. С. 154–155; 5 марта. С. 284; 2 апр. С. 433–434). 298 …г-н Филиппов читал свое рассуждение — г-н Нильский предложил свои возражения… — Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) — консервативно-славянофильский публицист, член кружка В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Однажды пришел этот Симон к преп. Феодосию и, после обычной беседы, сказал ему: «Отче, прошу у тебя одного дара». Феодосий же отвечал: «Чадо, чего просит твое величие у нашего смирения?» Симон же сказал: «Я требую у тебя дара великого и превосходящего мои силы». Феодосий же снова ответил: «Ты знаешь, чадо, убожество наше, что часто у нас и не найдется хлеба на дневную пищу, а о другом и не знаю, есть ли у нас что». Симон же сказал ему: «Если хочешь, подай мне: ты можешь по данной тебе благодати от Господа, Который назвал тебя преподобным. Когда я снимал венец с главы Иисусовой, Он сказал мне: “неси на приготовленное ему место и дай в руки преподобному, который воздвигнет церковь Матери Моей”. И я прошу тебя дать мне слово, чтобы душа моя благословляла тебя как при жизни, так и по смерти моей и твоей». Отвечал ему святой: «О, Симон, выше силы прошение, но, если ты увидишь мое отшествие от мира и по моем отшествии увидишь, что церковь здесь воздвигнута, и переданные мною уставы здесь сохранены тогда знай, что я имею дерзновение к Богу. А теперь не знаю еще, приятна ли моя молитва Богу». Симон же снова сказал: «О тебе свидетельствовал Господь, ибо я сам слышал Его слова о тебе от Пречистых уст святого Его образа. И поэтому молю тебя, как о своих черноризцах, так и о мне грешном помолись, так и о сыне моем Георгии, и до последних потомков рода моего». Святой же, подкрепляя обещание свое, сказал: «Не о них только молюсь, но и о всех, любящих это святое место». Тогда Симон, поклонясь до земли, сказал: «Отче, чтобы мне не уходить от тебя неуспокоенным, не подтвердишь ли ты это грамотою?». Принужденный любовью к нему, преподобный написал так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил бесплотных», и прочие слова разрешительной иерейской молитвы, и кончил так: «Да будешь прощен в этом веке и в будущем, когда придет праведный судья судить живым и мертвым». Эту молитву с тех пор начали влагать в руки умершим, как первый приказал вложить себе Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому, припадая усердно к раке честных мощей твоих, молим тебя: молись и о том, чтоб подал нам силу и крепость на врагов души нашей, удаляющих нас всегда от путей преподобных учеников твоих, силу против похотей плотских, силу на умерщвление всех страстей. Чтоб явиться нам победителями их и воспринять в день страшного суда, твоими молитвами победный венец с древними учениками твоими от Победителя врагов, Христа, Сына Божия, и получить вместе с ними в Царствии Божии наследие славы во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь  Теперь должно нам увидать второе великое светило Русского неба, святой чудотворной Лавры Печерской - преподобного и богоносного отца нашего Феодосия. От преподобного Антония, как от светозарного солнца, приняв свет равноангельской жизни, он явился прекрасной луной со множеством звезд добрых дел своих и умножившихся учеников и просвещал ночь нерадения о добродетелях. Обратите взор к нему и просветитесь подражанием в делах добрых. " Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего " (Пс. 4, 4). О славном житии его, украшенном звездочисленными подвигами и чудесами, свидетельствует в достаточном повествовании своем верный свидетель, находящийся уже на небе, преподобный отец наш Нестор. Но прежде предлагает обстоятельное предисловие, в котором содержится следующее: " Благодарю Тебя, Бладыко мой, Господи Иисусе Христе, что сподобил Ты меня недостойного быть свидетелем о святых Твоих угодниках. Я понудил себя поведать о них, хотя это выше моей силы и недостоин я, как человек грубый, неразумный и не наученный никакому искусству. Но вспомнил я слово Твое: " Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф. 17, 20). И я грешный Нестор принял в ум мой слова эти и оградил себя верой и упованием, что все возможно Тебе, - и начал писать слово о житии преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, начального архимандрита всея Руси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010