Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев богодухновенное удобрение,/Феодосие премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 8 Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/умныя зари онебесившия Российскую Церковь/кто по достоянию хвалами воспоет?/Тии бо Престолу Божию предстоят./Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/молитеся о молебная к вам приносящих,//и любовию песньми вас ублажающих. Кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 3 Звезду Российскую днесь почтим,/от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/содеянием и благодатию монашескаго устава,//блаженнаго Феодосия. Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 2 Твердыя столпы благочестия,/недвижимая иноческих законоположений основания,/и необоримыя стены Российския восхвалим:/Антония, возлюбльшаго Бога,/и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,//Един во святых прославляемый. Ин кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, на перенесение мощей, глас 8 Наследник отцев был еси, преподобне,/тех последуя житию и учению,/обычаю и воздержанию,/молитве же и предстоянию./С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти://радуйся, отче Феодосие. Величание преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, к вам мы грешнии и смиреннии, яко к теплым заступником и скорым помощником и известным предстателем, усердно прибегаем, смиренно просяще вашея помощи и заступления в бездне зол и бед погружаемии, яже на всяк день и час нам и от человек лукавых приключаются и от духов злобы поднебесныя, всегда и везде и всякими образы погибели души и телес наших ищущих, находят на ны.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/умныя зари онебесившия Российскую Церковь/кто по достоянию хвалами воспоет?/Тии бо Престолу Божию предстоят./Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/молитеся о молебная к вам приносящих,//и любовию песньми вас ублажающих. Кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому , глас 8 Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/Тому от всея души любовию последовал еси;/мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси,/и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси,/отонудуже веселяся прешел еси к Небесным Чертогом./И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, Антоние, отче наш. Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским, глас 2 Твердыя столпы благочестия,/недвижимая иноческих законоположений основания,/и необоримыя стены Российския восхвалим:/Антония, возлюбльшаго Бога,/и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,//Един во святых прославляемый. Ин кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому, глас 8 В мире яко Ангел, отче, пожил еси,/в земли пещеру себе соделав,/в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, Антоние, отче наш. Величание преподобному Антонию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печерским Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, к вам мы грешнии и смиреннии, яко к теплым заступником и скорым помощником и известным предстателем, усердно прибегаем, смиренно просяще вашея помощи и заступления в бездне зол и бед погружаемии, яже на всяк день и час нам и от человек лукавых приключаются и от духов злобы поднебесныя, всегда и везде и всякими образы погибели души и телес наших ищущих, находят на ны.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Церковь была, по сути, единственным институтом общественного призрения, способным позаботиться о немощном ста­ри­ке, сироте или одиноком увечном. Именно такую функцию взял на себя экономически самостоятельный Киево-Печерский монастырь, окрепший благодаря строительным усилиям игумена Феодосия (+1074). Для нуждающихся и обездоленных невдалеке от монастыря преподобный учредил гостиный двор и в нем церковь во имя первомученика Стефана. Из монастыря Феодосий велел приносить на этот гостиный двор все необходимое и жертвовал его насельникам на лечение и содержание десятую часть всего монастырского имущества. Особо замечательно участие Печерского игумена Феодосия в жизни мирян, обращавшихся к нему за помощью и уповающих на его авторитет в глазах великого князя. Один из таких случаев описывается в Патерике Печерском. Некая вдова шла в Печерский монастырь с намерением пожаловаться игумену на несправедливое решение судьи (вероятно, отнявшего у нее земельный надел ее мужа). Преподобный повстречался ей на дороге, но в бедной рабочей одежде женщина не узнала великого игумена. Она пересказала старцу о своей беде, расспросив, где можно было бы найти игумена Феодосия. Преподобный, не открывшись ей, пообещал передать ее просьбу настоятелю, «когда тот вернется», а вдове повелел ступать домой и не печалиться. После этого Феодосий немедленно отправился к княжескому тиуну (судье) и упросил его милосердно поступить с бедной женщиной. Экономическая независимость Киево-Печерского мо­нас­тыря и личный авторитет его настоятеля позволяли по­­­следнему неоднократно выступать с апелляциями в княжеских судах и влиять порой на политику самого великого князя (разумеется, в отдельных случаях). Авторитет пре­подобного был настолько велик, что и великий князь Изя­слав Ярославич, и его брат Святослав, враждо­вавший с ним за Киевский стол, независимо от меж­доусобицы одинаково почитали великого игумена и всячески по­кро­­вительствовали Печерской обители. Не удивительно, что слава великой лавры уже в первые десятилетия по ее созданию распространилась по всей Руси. И многие обители в самых разных уголках державы Владимира и Ярослава начали строиться по образцу Печерского монастыря преподобных Антония и Феодосия.

http://pravoslavie.ru/1880.html

Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер. Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение. В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты. Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога. Священство, игуменство Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку. Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Обычно под руководством старца находилось несколько новоначальных иноков . Неизвестно, сохранилось ли старчество в особножительных монастырях Афонской горы в пору борьбы прп. Афанасия (X в.) за введение там общежительного устава, вероятно только, что в афонских монастырях и в Константинополе старчество не было особенно распространено. Когда прп. Феодор Студит († 826) говорит о «pater spiritualis», он имеет в виду настоятеля обители. Великий Студит был ревнителем общежития, такого, когда вся власть в монастыре сосредоточена в руках настоятеля . Монастырский устав, введенный Феодосием в Печерском монастыре, является, как мы уже писали, особой редакцией Студийского устава. Подобно прп. Феодору, Феодосий был сразу и настоятелем, и духовным отцом монахов своей обители. Он же был и духовником монастыря, и духовничество стало главным средством окормления иноков; при этом надо помнить о великом авторитете, которым он пользовался у монахов, благодаря чему и происходило столь удачное соединение в его лице сразу и настоятеля, и духовного отца, подобно тому как это нередко бывало в древних обителях Египта . В деятельности прп. Феодосия власть игумена оттеснила старчество на задний план отчасти и потому, что в первые века монашества на Руси крайне необходимо было предельно возвысить авторитет настоятеля и таким образом углубить чувство послушания у монахов. Поэтому и в Киево-Печерском патерике, который повествует о жизни обители после кончины ее святого основателя, нет никаких сведений о существовании старчества. Точно так же мы не находим никаких свидетельств о старчестве в других монастырях Киевской Руси, живших по особножительному уставу. Лишь в творениях Кирилла Туровского (конец XII в.) мы обнаруживаем первые следы старчества. В своем сочинении «Сказание о черноризьчьстем чину» он пишет: «Да и ты, брате, потщися обрести мужа, дух Христов имуща, украшена добродетелми и послушьство имуща от своего жития, паче всего к Господу имуща любовь, и к игумену послушание (!), и к братии безлобие, разум имуща Божественных Писаний и тем наставляюща к Богу на небеса идущая.

http://sedmitza.ru/lib/text/436678/

Киево-Печерскому монастырю как колыбели русского монашества и оплоту духовной жизни Святой Руси было посвящено выступление епископа Боярского Феодосия . Докладчик подробно рассмотрел источники, свидетельствующие о том, что монастырь был основан преподобным Антонием по афонскому образцу. Значительная часть доклада была посвящена роли прп. Феодосия Печерского: введение им Студийского общежительного устава стало единственным условием сохранения монашеской общинной жизни и дальнейшего существования Печерской обители. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий обратил внимание слушателей на то, что на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. Для подтверждения этой мысли в своем выступлении «Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины» докладчик привел примеры не только исторические (прп. Сергий Радонежский), но и относящиеся к сравнительно недавнему времени. Епископ Порфирий напомнил об огромной роли в возрождении монашества на греческой земле старцев Иосифа Исихаста и Эмилиана (Вафидиса), а также о неоспоримой силе личности архимандрита Софрония (Сахарова), сформировавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). Однако ситуация последних десятилетий в нашей Церкви складывается так, что во многих случаях первичным оказывается строительство монастырских стен, а поставленному во главе монашеской общины игумену приходится духовно расти вместе с братией. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, отвечая в своем докладе на вопрос, каким должен быть современный монастырь, чтобы стать источником притяжения для мирян и тихой пристанью для монашествующих, подчеркнул, что основополагающий фундамент — это внутренняя духовная жизнь обители. Дополнительные направления — миссионерская, социальная, благотворительная, научная деятельность — могут развиваться лишь по мере духовного развития монастыря.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Допустим, такая независимая община решила совершать богослужение на русском языке (Поместный собор 1917-1918 года позволяет это делать). Настоятель и прихожане обращаются к правящему архиерею с просьбой разрешить им совершать такое богослужение, а епископ не поддерживает эту идею. В традиционной иерархичной модели управления Церковью священник и приход обязаны подчиниться решению, в случае же появления Церкви как конфедерации независимых приходов не слишком понятно, что будет происходить дальше. И это лишь один пример, показывающий, как отсутствие четких вертикальных связей может разрушить Церковь. Конечно, Церковь не армия, и за ее историю народ не раз выбирал себе достойных иерархов типа святителя Амвросия Медиоланского, но демократию нельзя " вводить " повсеместно и принудительно, решением извне. Еще одна трудность, неизбежно встающая перед Церковью, желающей принимать решения путем голосования, связана с тем, кому предоставлять право голоса. В Киево-Печерской лавре при преподобном Феодосии Печерском все иноки выбирали игумена, который затем управлял обителью с помощью нескольких старших братьев. При этом, монахи могли поступить не по завещанию умирающего подвижника и выбрать себе в настоятели не того, человека, на которого указывал святой. В средневековых западных монастырях вопросы решались с помощью нескольких систем голосования. В наши дни в Русской Церкви разработан проект " Положения о монастырях и монашествующих " , который предусматривает соборное принятие решений: " Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря " . Так что в современных русских православных монастырях решения принимаются с учетом мнения иноков. Возможность выбирать священника была и у мирян, что могло приводить к самым разным последствиям. В древнерусских приходских храмах община избирала себе священника, полностью от нее зависевшего. Известны случаи, когда прихожане запрещали своему пастырю служить по уставу, поскольку не любили долгих служб. Вот свидетельства пастырей, желавших в XVII веке ввести в Церковь единогласие и улучшить нравственное состояние прихожан: " Пришли мы в церковь молиться... отверзи от себя всяку печаль житейскую, ищи небес – прихожане нередко отвечали – долго де поешь единогласно: нам де дома недосуг " .

http://religare.ru/2_99841.html

Мощи преп. Нестора открыто почивают в Антониевых (ближних) пещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго святых списателя первейшаго и ревнителя онех добраго»: « времена и лта многочудесныя цркве, и добродтели оць первоначальных писанием нам зявивый, и длм их ревнитель оусердный бывый, Несторе славне, с нимиже т нн оублжающе поем: блгвен Бг оць наших» 12 . В «Иконописном подлиннике» о прп. Несторе замечено: « сдъ, брада аки Богословля не раздвоилась, на плечахъ клобукъ, въ правой рук перо, а въ лвой – книга и четки, ризы 13 Из литературных трудов Нестора мы знаем: 1) «Чтению о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», 2) « Житии преподобнаого отца нашего Федоси игоумена Печерьскаго» и 3) Летопись. Главнейший труд – Житие Феодосия Печерского : оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как литературном деятеле 14 . Данные, на основании которых определяется время написания Жития, – двух родов: а) положительные и b) отрицательные. а). В начале Жития Нестор пишет: « югоже и днь оусъпение нын праздьноующе памть творимъ»... «Когда же, – спрашивает Погодин, – началось поминание Феодосия?» В 1108 году: « въ семъ же лт вложи Богъ въ сердце еоктисту, игумену Печерьскому, и нача възвщати князю Святополку, дабы вписалъ Феодосья в снаникъ; и радъ бывъ, общася и створи, повел митрополиту вписати в синодикъ; и повел вписывати по всмъ епископьямъ, и вси же епископи с радостью вписаша, и поминати и на всхъ соборахъ». (Лаврент. летоп. под 1108 г.) 15 . Но замечание Нестора « югоже и днь оусъпение нын праздьноующе памть творимъ» не даёт ещё права думать, что здесь, разумеется, канонизация 1108 года, положившая начало официальному установлению празднования памяти Феодосия 16 ; гораздо вероятнее, что Нестор имеет в виду либо местное чествование, начавшееся ещё до 1091 г., либо просто «воспоминание дня успения почившего с молитвою о нем» 17 . Не говорит также в пользу мнения Погодина и то, что Феодосий в Несторовом Житии называется то «святым», то «блаженным»: так он мог быть называем и до установления обще–церковного празднования его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Пророк Аввакум – восьмой из 12-ти меньших пророков. Ни о происхождении, ни о времени жизни его не упоминается нигде в Священном писании. Полагают, что он был современником св. пророка Иеремии, жил до вавилонского плена и во время самого плена и скончался за два года до возвращения иудеев оттуда. О плене он и пророчествовал. При Феодосии Младшем были обретены мощи св. пророка Аввакума. Преподобный Афанасий Печерский был затворником в Киево-Печерской лавре. Проболев довольно долгое время, он скончался. На третий день, когда игумен с братией пришел для погребения св. Афанасия, все с ужасом увидели его сидящим и плачущим. Братия начали спрашивать его, как он ожил и что видел в загробном мире. Но он не говорил им ничего, лишь только одно слово: «Спасайтесь» Братия начали умолять его сказать что-нибудь для пользы их душ. Тогда св. Афанасий изрек: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать свой жизнь здесь, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молят Бога об этом месте и о живущих здесь». После сего св. Афанасий затворился в пещере и пробыл в ней безвыходно 12 лет, питаясь только хлебом и водой, которые он получал чрез оконце. Скончался около 1176 г. Мощи святого находятся в его пещере. Преподобные Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил подвизались в IV веке в египетской пустыне. Происходили они из Оксиринха и были товарищами по учению. Окончив начальное обучение, вместо высшей земной, они решились учиться высшей духовной мудрости от Самого Бога и с этой целью оставили родительские дома и ушли в пустыню. В пустыне ангел встретил их и проводил к одному старцу. Старец научил их пустыннической жизни и через год умер. Юные пустынники жили отдельно, сходились вместе только по воскресным дням, питались одними плодами из насажденного ими сада. Мученица Миропия происходила из Ефеса, от благочестивых родителей. Жила в III веке, во время Декиева гонения на христиан. Страшась мучения, она удалилась вместе с матерью на остров Хиос. Но и сюда прибыл ненавистник христиан, воевода Нумерий. Замучив воина Исидора (память 14 мая), он приказал бросить его тело на съедете зверям и птицам; а чтобы христиане не погребли тела, поставил для этого стражей. Св. Миропия, воспользовавшись сном стражей, погребла тело св. мученика. Тогда Нумерий разгневался на стражей и требовал, чтобы непременно было найдено тело, в противном случае угрожал им смертной казнью. Узнав обе этом, св. Миропия подумала: «Если эти невинные стражи погибнут из-за меня, то совесть моя не будет покойна, и мне придется отвечать на суде Божием». И, придя к стражам, сказала: «Успокойтесь, тело св. Исидора погребла я». Стражи привели св. Миропию к Нумерию. Ненавистник христиан приказал мучить ее и бросить в темницу. Тут явился св. Миропии мученик Исидор, и она скончалась. Это было около 250 г. 3-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим.” Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались.” Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети.” И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести – золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 75). 317. Наказанный и раскаявшийся клятвопреступник См. также: Богородица ; Блуд ; Венчание ; Видение ; Наказание ; Обман . Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме святой Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, из своей пастырской практики вспомнил такой случай. “В моем приходе, – говорил он, – жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец отца и матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010