совершив молитву, с пением псалмов начал делать просфоры, помышляя со страхом Божиим, что труд его есть приготовление чистой и непорочной бескровной жертвы, приносимой за Литургией. Вдруг от жарко разгоревшейся печки вспыхнула крыша домика. Старец не растерялся. Он схватил свою мантию и закрыл ею устье печки, затем быстро сбросил с себя власяницу и, завязав рукава, побежал с нею к колодцу за водой. Привратник, увидев пламя, бросился к колокольне. Порывистый беспорядочный звон колокола разбудил братию. Торопливо выбегали из своих келий иноки, спешили на помощь старцу. И дивное чудо увидела братия: не сгорела мантия, которой святой старец закрыл устье печки, и не вытекла из власяницы вода, которой он гасил пламя. Не заботься о завтрашнем дне Старец Феодосии, игумен Киево-Печерской Лавры, возвращался из храма после обедни в свою келью. Он шел по широкому монастырскому двору, озаренному ярким весенним солнцем. Здесь и там стояли иноки; день был праздничный, братия отдыхала от трудов, совершенных за неделю. — Какая благодать, отец Паисий! — молвил Феодосии, останавливаясь перед стариком-монахом.— Невольно охватывает душу восторг при виде этого яркого солнца, распускающихся деревьев! Слава Творцу! — А погода-то какая! Пасха будет ясная! — отвечал отец Паисий. К игумену подошел священник, невысокого роста, в ветхой рясе, поношенной камилавке, — Я к тебе, отче, с большой просьбой,— обратился он к игумену. — Говори, брат, чем могу послужить тебе? — Не одолжишь ли мне, отче, вина? Все вышло у меня завтра обедню не могу служить… — С радостью, с радостью,— сказал Феодосии,— отец Паисий, пришли ко мне брата Сергия; пойдем ко мне в келью,— обратился он к священнику. Отец Паисий поспешно направился к келье отца эконома, Отец Сергий, высокий молодой монах, со строгим, несколько суровым лицом, сидел в своей келье, разбирая просфоры, только что принесенные из церкви. — Тебя зовет игумен,— сказал отец Паисий, обращаясь к иноку. — Сейчас иду,— отвечал отец Сергий. Он сложил просфоры в глубокую корзину и вышел. Когда отец Сергий вошел в келью игумена, Феодосии беседовал со священником.

http://azbyka.ru/fiction/dragocennye-kam...

Когда же, по преставлении преп. Феодосия, блаженный Стефан принял игуменство, опять пришел преп. Никон, побуждаемый братолюбием, чтобы посетить преп. Феодосия, и, пожалев, что не застал в живых любимого своего друга, решил прочее время жизни своей, до смерти, провести в его монастыре. И, часто приходя к его гробу, он плакал радостными слезами, и скорбя о разлучении с любимым своим братом, и благодаря Бога, что просиял в России равноангельской жизнью такой светильник, на которого он руками своими возложил святой ангельский иноческий образ. После блаженного игумена Стефана, братия, зная, что преп. Никон старше всех, и, что преп. Феодосий принял пострижение от его рук изволением Божиим, по общему решению, избрали его себе игуменом, как единонравного преп. отцам Антонию и Феодосию. В нем одном видели они образ тех двух, и с любовью покорялись ему, и во всем слушали его, как отца и наставника. Часто покушался враг-ненавистник добра, как и блаженному игумену Стефану, помешать в попечении его о душах Богом врученного ему стада, и хотел возмутить его гневом на преподобного, но ничего не успел он, и, посрамленный, бежал. Так угодил Богу этот блаженный игумен, который был стаду своему образцом чудных добродетелей, что, во время трудов его, чудотворно украсилась образами святая, Богом созданная, Печерская церковь . К земной молитве этого блаженного строителя присоединились други его, преп. отцы, Антоний и Феодосий, своими небесными молитвами, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, и дали им при найме золота. Блаженный игумен показал тем иконописцам образ любимых другов своих, преп. отцов Антония и Феодосия, преставившихся за десять лет до того, и иконописцы признали, что именно они явились, наняли и послали их к игумену. Вместе с тем поведали они и другие дивные чудеса: как, когда они хотели вернуться, им явилась святая Печерская церковь и икона Пресвятой Богородицы, от которой они слышали запрещение не возвращаться, и как, направляя веслами ладью вниз по течению они силою неслись вверх, против течения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, глас 8 Взбранный воеводо Бога Вышняго,/силою Креста победивый востание тьмы/и насадивый благочестие на земли твоей,/имеяй же дерзновение ко Господу,/сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/радуйся, равноапостольне царю Борисе,/крестителю Болгарския. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный царю Борисе,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь блаженному Василию Кадомскому, глас 4 Молитва усердная пища и питие бысть блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая яко настоящая прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы/Христа Бога о нас умоляющи. Кондак, глас 8 Вышния красоты желая,/нижния сласти телесныя тощно оставил еси... (общий блаженным). Величание Ублажаем тя,/святый праведный Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 3/16 Мучеников Тимофея и Мавры (286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Икон Божией Матери: Яскинской-Печерской (682), Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Печерской-Нерукотворенной (1085) и Свенской (1288). Тропарь мученикам Тимофею и Мавре, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас тойже Многообразныя язвы претерпевше/и венцы от Бога приемше,/о нас молитеся ко Господу,/память всесвященную вашу совершающих,/превеликий Тимофее и преславная Мавро,/еже умирити град и люди,/Той бо есть верных утверждение. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Тимофее и Мавро,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно патериковому повествованию, печерский монах Н. С. во время половецкого набега на Киев попал в плен. Попытка одного из соотечественников выкупить его вместе с др. узниками не увенчалась успехом, монах от этого отказался. Когда о пленении стало известно родственникам святого в Киеве, к-рые были людьми знатными, они сами решили вернуть Н. С. на родину. Но, к их огорчению, он не пожелал свободы, оплаченной богатством, и возложил упование на Господа. Поступок Н. С. вызвал озлобление половцев, к-рые стали нещадно мучить монаха, требуя выкупа: его связывали, бросали в огонь, резали ножами, летом со скованными руками и ногами выставляли под палящие лучи солнца, зимой же выгоняли на снег и мороз, иногда на неск. суток оставляли без еды и питья. Это глумление над святым происходило ежедневно в течение 3 лет. Однажды Н. С. явился св. Герасим (прп. Герасим Иорданский (?), прмч. Евстратий Постник (?) - см. ниже), к-рый сообщил, что молитвами преподобных Антония и Феодосия , а также др. преподобных отцов Киево-Печерских он на 3-й день окажется в стенах родной обители. Об этом узник рассказал половчанину, под властью к-рого находился. Тот, решив, что Н. С. задумал бежать, приказал подрезать ему связки на голени и крепко стеречь. На третий день, когда пленник сидел в окружении стражников, он вдруг стал невидим, а с небес раздался голос: «Хвалите Господа!» Чудесным образом Н. С. был перенесен в Успенский собор Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), где его встретила братия. Он сначала попытался скрыть от нее все происшедшее, но со временем все же поведал правду. Оковы, с к-рыми Н. С. не сразу пожелал расстаться, были сняты по распоряжению игумена и использованы при изготовлении вещей, необходимых для служения в алтаре. Спустя какое-то время половчанин, державший Н. С. в плену, прибыл в Киев для ведения переговоров о мире и посетил Печерскую обитель, где неожиданно для себя встретил бывш. узника. Пораженный этой встречей, он обо всем рассказал игумену и братии, а затем вместе со своими сородичами принял крещение и стал монахом.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

Услышав это, князь обрадовался и послал боярина своего отвести им находящуюся над пещерою гору. На ней преп. игумен Феодосий и братия построили большую деревянную церковь и, построив, украсили ее иконами и поставили много келий, и окружили монастырь, куда переселились из пещер, оградою, и с тех пор монастырь этот, возникший по благословению Святой горы, начал зваться Печерским, потому что прежде черноризцы жили в пещерах. Затем преп. Феодосий пожелал укрепить монастырь свой, кроме видимой стены еще мысленным ограждением, то есть уставом для иночествующих не в затворе, а в монастыре. И начал он искать монастырского правила (как пишется о том в житии его) и помощью ему было благословение и молитва преп. Антония. Ибо, по его благословению и молитве, и по Божию Промыслу, нашелся тогда честный Михаил, инок святого Студийского монастыря, с митрополитом Георгием, пришедший из Греции. Его много вопрошал преп. игумен Феодосий об уставе отцов Студийских, как у них поют, и как ведется чтение, и как содержат поклоны, и стояние в церкви, и трапезу, и какая в какие дни пища. Подробно узнав все это от Михаила, а также от блаженного Ефрема, бывшего в святых местах, он собрал вместе и списанные там и принесенные изустно в Киев правила и передал своему монастырю, и от этого монастыря все русские монастыри получили устав. И оттого почтен монастырь Печерский первенством пред всеми и честью выше всех. Так помогли Феодосию игумену Печерскому благословение и молитва преп. отца нашего Антония. В это время жизни преп. Феодосия и управления его по уставу добродетельным житием иноков, пришел к нему, принимавшему всех приходящих, преп. отец Нестор, летописец Российский, составитель и этого и других житий; в то время преп. Нестору было семнадцать лет, как он сам пишет о себе. Его с любовью принял преп. Феодосий, по благословению и молитве преп. Антония. Он первый засвидетельствовал, отчего монастырь прозвался Печерским, и в летописи своей вкратце написал на пользу о первых подвигах первоначальника монастыря, преп. отца Антония. Но о чудесах, хотя и не всех, например, о честной кончине преподобного, мы будем повествовать со слов блаженного епископа Симона и сотрудника его Поликарпа; свидетельство же подвигов и скорбей, которые претерпел преп. Антоний, предоставим Нестору летописцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Позже этот устав, как было сказано, разошелся даже за пределы империи, и именно его полагает в основу своих правил преподобный Афанасий Афонский. О том свидетельствует и установление киновиального строя, и использование «Ипотипосиса» в качестве основы для «Диатипосиса», составленного создателем знаменитой афонской киновии . С него началась и уставная монашеская жизнь в нашей стране, поскольку строитель Киево-Печерской лавры преподобный Феодосий послал в Константинополь именно за образцом студийского устава – по нему он и установил порядки в первой на Руси иноческой обители. Об этом замечает Киево-Печерский летописец преподобный Нестор в своем труде под годом 6559: «Когда же Феодосий принял монастырь… стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря… и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем: как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав» . О самом же студийском уставе, в том виде, как он описан в дошедших источниках, можно заметить, что он состоит из двух главных частей – дисциплинарного и богослужебного смысла. Во второй части рассматриваются особенности богослужебного суточного круга и рубрики для праздничного и неподвижного годового круга. Первая же часть представляет собой правила повседневной монашеской жизни, отмечая и разбирая разные частные случаи устроения обители. По структуре они разделяются на три раздела: «Монашеские заповеди», «Главы о трапезах» и «Главы о распределении пищи». Как замечает, разбирая содержание студийского устава, преподаватель МДА Алексей Пентковский, «Монашеские заповеди» описывали в целом монастырскую жизнь в общежительной обители. Этот текст начинался статьей о необходимости повиновения игумену и содержал предписания и наставления, определявшие различные стороны монастырской жизни.

http://pravoslavie.ru/31541.html

Старец недолго пробыл вне кельи. Через несколько минут он с тяжелой ношей вернулся обратно, подкинул в печь дрова и, тщательно вымыв руки, совершив молитву, с пением псалмов начал делать просфоры, помышляя со страхом Божиим, что труд его есть приготовление чистой и непорочной бескровной жертвы, приносимой за Литургией. Вдруг от жарко разгоревшейся печки вспыхнула крыша домика. Старец не растерялся. Он схватил свою мантию и закрыл ею устье печки, затем быстро сбросил с себя власяницу и, завязав рукава, побежал с нею к колодцу за водой. Привратник, увидев пламя, бросился к колокольне. Порывистый беспорядочный звон колокола разбудил братию. Торопливо выбегали из своих келий иноки, спешили на помощь старцу. И дивное чудо увидела братия: не сгорела мантия, которой святой старец закрыл устье печки, и не вытекла из власяницы вода, которой он гасил пламя. Не заботься о завтрашнем дне Старец Феодосии, игумен Киево-Печерской Лавры, возвращался из храма после обедни в свою келью. Он шел по широкому монастырскому двору, озаренному ярким весенним солнцем. Здесь и там стояли иноки; день был праздничный, братия отдыхала от трудов, совершенных за неделю. — Какая благодать, отец Паисий! — молвил Феодосии, останавливаясь перед стариком-монахом.— Невольно охватывает душу восторг при виде этого яркого солнца, распускающихся деревьев! Слава Творцу! — А погода-то какая! Пасха будет ясная! — отвечал отец Паисий. К игумену подошел священник, невысокого роста, в ветхой рясе, поношенной камилавке, — Я к тебе, отче, с большой просьбой,— обратился он к игумену. — Говори, брат, чем могу послужить тебе? — Не одолжишь ли мне, отче, вина? Все вышло у меня завтра обедню не могу служить... — С радостью, с радостью,— сказал Феодосии,— отец Паисий, пришли ко мне брата Сергия; пойдем ко мне в келью,— обратился он к священнику. Отец Паисий поспешно направился к келье отца эконома, Отец Сергий, высокий молодой монах, со строгим, несколько суровым лицом, сидел в своей келье, разбирая просфоры, только что принесенные из церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

   Апостолы Христовы возрадовались, увидевши Господа, а ты печалишься, когда священник приносит тебе Пречистое Тело Его? Такую гибельную мысль внушает тебе древний человекоубийца — сатана, чтобы ты умер без исповеди и приобщения Святых Тайн или приняв Святые Дары без живой веры и чистосердечного раскаяния во грехах. И что же будет, если ты, боясь пригласить священника благовременно, сойдешь в могилу без покаяния или, по усилившимся недугам, сделаешься неспособным к истинному покаянию? Тогда вечная погибель твоя неизбежна.    Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; через это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии святого Алипия.    «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкой болезнью — проказой. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы. Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов Печерских, Антония и Феодосия, чтобы их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преподобных Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители Печерской, тот велел напоить его и умыть ему лицо и голову водой из колодезя преподобного Феодосия. Только больной напился воды и умылся, так тотчас покрылся весь гноем за то, что не с полной верой в молитвы святых Антония и Феодосия пришел в монастырь; болезнь до того усилилась, что все начали избегать его, ибо по причине смрада, исходившего от него, нельзя было находиться рядом с ним. В таком ужасном положении, со слезами и печалью, он возвратился в свой дом и несколько дней не покидал его. Он признался пред друзьями своими, что Бог наказал его за неверие в силу молитв святых Антония и Феодосия; но болезнь не проходила. Наконец, после размышлений, он решился идти к священнику и исповедать пред ним все грехи свои. А потому, возвратившись в Печерскую обитель, он явился к бывшему тогда священником, ныне преподобному, отцу нашему Алипию, и исповедался во всех грехах своих. Алипий, выслушав от него исповедь, сказал ему: «Хорошо ты сделал, чадо, что исповедал Богу грехи пред моим недостоинством, ибо так и Пророк о себе свидетельствует, говоря пред Господом: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Не. 31, 5)». Потом ввел его в церковь и приобщил Святых Тайн; после сего повелел умыться водой, которой священники умывают уста по причащении Святых Тайн, и он получил совершенное здравие телесное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

отца нашего Феодосия от земли на небо душою, Бог благоволил ему быть перенесенным телом из пещеры во святую небеси подобную церковь . Это произошло так. Вся братия святой великой чудотворной Лавры Печерской, с наставником своим, игуменом Иоанном, собравшись, единодушно положили совет, перенести из пещеры во святую великую каменную церковь честные мощи блаженного и доблестного мужа, высокого житием, чудного в добродетелях, дивного в чудесах, преп. Феодосия. Они рассуждали в себе: «Напрасно лишены мы отца и учителя своего. Не хорошо нам быть лишенными пастыря, и не подобает пастырю оставлять своих Богом порученных овец, чтобы не пришли дикие звери расхитить словесное стадо Христово. Следует нам, братья, всегда иметь перед глазами нашими честную раку нашего отца и всегда приносить ему достойное поклонение. Неудобно ему пребывать в другом месте, кроме монастыря и своей церкви, потому что он основал ее и собрал иночествующих». Поэтому все, как одними устами, сказали: «Возьмем честные мощи любимого отца нашего и перенесем их из пещеры сюда, ибо, как говорит Господь, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» ( Мф.5:15 ). Сказав так, они приготовили место для положения честных мощей святого, и поставили каменную раку. Подошел праздник Успения Пресвятой Богородицы, и, за три дня до праздника, игумен велел идти в пещеру и раскопать место, где были положены честные мощи преп. отца нашего Феодосия. Первый помощник в этом деле и первый видевший честные мощи святого, был блаженный Нестор, составитель этого сказания, который сам о себе свидетельствует так: «Расскажу вам истинно и достоверно, не услышал я это от других, но сам был в деле распорядителем. Пришел я к игумену, и он сказал мне: “Идем, чадо, к преп. отцу нашему Феодосию”, и мы, неведомо для всех, пришли в пещеру; осмотревшись, сделали знак, где копать, и ушли. Тогда игумен сказал мне: “Возьми кого хочешь, чтобы помочь тебе и, кроме его, не рассказывай никому, чтобы никто из братии не узнал, пока не вынесем из пещеры честные мощи святого”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но вовсе неправда то, чтобы студийские иноки были когда-нибудь в единении и послушании римской Церкви, уже внесшей это приложение, и чтоб они когда-нибудь противились в вере блаж. Фотию, обличившему это приложение, как и сам святой Игнатий хотя гневом царским и был низведен с того престола, который занял Фотий, но нисколько не противился ему в этой истине: ибо святые восточные отцы хорошо помнили и теперь помнят, что страшно такое приложение, по изречению святого Павла: «если кто благовестит вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ), также и св. Иоанн написал в своем Апокалипсисе: «кто приложит к этим словам, на того наложит Бог язвы» ( Откр.22:18 ). А относительно научения или передачи в Печерский монастырь студийского устава из рассказов этого Патерика должно знать следующее: что тогда из Печерского монастыря в Студийский пришло не много иноков, и не самовольно, против желания старшего настоятеля, и не передали туда свой устав, а пришел один только искусный в вере и добродетелях честный инок студийский Михаил, получив благословение от святейшего патриарха константинопольского, Иоанна Ксифилина, равного в православии Фотию, пришел с православным митрополитом киевским Георгием и лишь одному преп. Феодосию, игумену Печерскому, рассказал он о своем уставе, а не передал его; и когда преп. Феодосий пожелал, тогда по совету всей братии и по благословению святого первоначального старца Антония, он сам послал в святой Студийский монастырь, где один из Печерских святых отцов, преп. Ефрем евнух, достоверно списал и принес в Печерский монастырь чин иноческий, ни в чем не противный святой восточной православной Церкви, свободный от влияния римской, прибавившей слова «и от Сына», и засвидетельствованный самим святейшим константинопольским патриаршим престолом. Преподобный же Феодосий все правила того устава приказал прочесть пред всей братией, и когда все удостоверились, что они православные и душеполезны, передал их для соблюдения. Что же касается упоминания о греках, будто бы враждебных Фотию и пришедших в Рим в монастырь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010