В 1-й половине XV в. основаны в Белозерском крае еще два монастыря: Вожеезерский Спасский на острову озера Воже, в ста верстах от Кириллова учеником преподобного Кирилла Белоезерского Мартинианом, который удалился на этот остров по смерти своего наставника, и Череповский Воскресенский — двумя иноками, Феодосием и Афанасием, пришедшими, вероятно, из Сергиевой лавры, монастырь этот существовал во дни можайского и вместе белоезерского князя Андрея Дмитриевича († 1432), от которого получил и грамоту . Обширный Вологодский край, где прежде известны были только три монастыря: Кайсаровский близ Вологды, Гледенский Троицкий и Архангельский в Великом Устюге, в настоящий период обогатился монастырями. Во 2-й половине XIII в. основан монастырь Спасо-Каменный на Каменном острову Кубенского озера. Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, подвергся на Кубенском озере страшной буре и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило бурею к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Немедленно он приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи (около 1260 г.). С того времени монастырь Спасо-Каменный, находясь под покровительством белозерских князей, скоро пришел в цветущее состояние и сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение, и в 1418 г. взят был на кафедру Ростовской епархии . В XIV столетии основаны еще монастыри: Авнежский Троицкий — в 60 верстах от Вологды к востоку преподобным Стефаном Махрицким и учениками его Григорием и Кассианом (около 1370 г.) при содействии окрестных жителей; Спасо-Прилуцкий — в пяти верстах от Вологды в 1371 г. преподобным Димитрием Прилуцким, который первый ввел в Вологодском крае общежитие ; Воскресенский на реке Обноре — учеником преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским († 1379), и Святолуцкий Николаевский на берегу Кубенского озера, восстановленный преподобным Дионисием Глушицким, постриженником Спасо-Каменного монастыря . Здесь же должно упомянуть о трех пустынях, устроенных святым Стефаном Пермским в нынешних пределах вологодских к концу того же столетия: Ульяновской Спасской — в 165 верстах от Устьсысольска, Стефановской — в 60 верстах от того же города и Устьвымской архангельской — в 80 верстах от Яренска на устье реки Выми .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Такой тип изображения, восходящий к чтимому московскому образу «Спас Смоленский», часто воспроизводился монастырскими иконописцами. На формирование иконографии, по-видимому, оказал влияние житийный текст «Чуда о Вологде», повествующий о нападении на город в 1450 г. отрядов кн. Дмитрия Шемяки и явлении иером. Евфимию Д., обратившегося со словами: «Помолимся, брат, Спасу нашему Иисусу Христу за город и безвинных жителей его, да помилует их Господь и поможет им». Вместе с тем иконография Спаса Смоленского, очевидно, соотносилась с храмовым праздником Димитриева Прилуцкого мон-ря. Наиболее раннее из известных произведений - шитая 2-сторонняя хоругвь «Господь Вседержитель, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими» и «Поклонение Кресту Господню» (40-е гг. XVII в., ВГИАХМЗ), имеющая монастырское происхождение, связанная с празднованием престольного праздника обители. Известны примеры выносных 2-сторонних икон с таким изводом - образ XVII в. из ц. равноапостольных Константина и Елены (под записью, ВГИАХМЗ), на обороте - «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде». Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ВГИАХМЗ) После 1655 г. такие иконы с вариантами в подборе святых были помещены в местном ряду иконостасов вологодских храмов. Припадающий Д., как правило, изображен справа (одесную) Спасителя, парным был образ др. Вологодского чудотворца, основателя мон-ря или покровителя заказчика. Примерами являются храмовые иконы 50-х гг. XVII в. с прп. Корнилием Комельским из Софийского собора (ВГИАХМЗ) 2-й пол. XVII в. с прп. Павлом Обнорским (из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), аналойный образ «Седмица» XVII в. с прп. Дионисием Глушицким (из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), икона кон. XVIII - нач. XIX в. из частного собрания (кроме Д. и прп. Игнатия, Иисусу Христу предстоят преподобные Кирилл Новоезерский и новопрославленный Феодосий Тотемский). Во 2-й пол. XVII-XVIII в. развернутый вариант подобной иконографии таких икон включал изображения сонма Вологодских святых (напр., 32 фигуры на иконе из Троицкой (Герасимовской) ц.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Это показывает, что в Юрьевском монастыре, а вероятно и в других новгородских, как избрание игумена, так и лишение его власти зависело не только от братии монастырской, но и от владыки, и от гражданской власти. Примечания П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 107, 128, 152 Такое сочетание двух названий — игумена и вместе архимандрита употреблялось настоятелями некоторых знаменитейших монастырей и в Греции еще во дни VII Вселенск. Собора (Binii Concil. T. 3. Part. 1. Sect. 1. P. 522, 598 Сведения об этой грамоте сообщены в «Опис. К.-Печерской лавры». С. 47–51. Изд. 2-е а самая грамота напечатана в Прибавлениях к Описанию. 1. П. собр. р. лет. 1. 149, 194; 2. 81 Повесть о зачале Свенского монастыря в Древн. росс. вивлиоф. (19. 284. Изд. 2-е О княжении Романа Михайловича в Брянске — Карамз. 4. 37. Изд. 2-е Слова патриарха о снятии копии с грамоты напечатаны в предисловии к грамоте (Прибавл. к Опис. Киево-Печер. лавры. 1 Из них видно, что помянутый Иеракс уверял еще патриарха, будто в архивах патриарших хранились тогда многие жалованные грамоты самого святого Владимира киевского и даже бабы его Ольги, данные русским епископам, монастырям и вообще русскому духовенству. Каким монастырям и какому русскому духовенству могла дать эти грамоты святая Ольга? А лаврою назван тогда Киево-Печерский монастырь только дважды, сколько нам известно: в послании к киево-печерскому архимандриту Василию (поставл. 1182 г.), которое с вероятностию усвояется святому Кириллу Туровскому (Прибавл. к Твор. св. отц. 10. 347 и в самом начале сказания Симонова о создании Киево-Печерской церкви: «Да уведят вси, яко самаго Господа Промыслом, и волею Того и Пречистыя Матери, и молитвою, и хотением, создася и свершися боголепная и Великая церкви святая Богородица Печерския, архимандрития всея Русския земля, еже есть лавра святого Феодосия...» (рукоп. Киево-Печер. Патер.). Но не внесено ли имя лавры в оба эти сочинения позднейшими переписчиками и не поставлено ли оно вместо слова монастырь, подобно тому как в Похвальном слове преподобному Феодосию он называется основателем Киево-Печерской лавры (см. Киево-Печ. Патер.)? Впрочем, принимая во внимание, что имя лавры (laЪra — целый квартал домов) издавна употреблялось на Востоке не как какое-либо почетное название, даваемое монастырям властию, а усвоялось обыкновенно монастырям, отличавшимся множеством зданий, многолюдством, равно и то, что также у нас впоследствии лаврами были называемы обыкновенно многолюдные монастыри — Чудов, Антония Римлянина, Кирилло-Белозерский, Глушицкий и другие, можем согласиться, что и Киево-Печерскому монастырю еще в XII в. без всякой грамоты от Боголюбского за одно многолюдство могли приписывать имя лавры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Семигородная пустынь в Кадниковском уезде. Семигородная Успенская пустынь находится в 70 верстах к северу от Вологды и в 30 верстах от уездного города Кадникова. Расположена она близ правого берега реки Двиницы среди болот и лесов, которыми окружена почти со всех сторон. Наименование свое пустынь получила потому, что она входила в район бывшей здесь прежде Семигородской волости, которая обнимала собою семь селений, расположенных на семи небольших горах и отделенных друг от друга изгородями. В старинных складных книгах Вологодской епархии Семигородная пустынь так и называлась: « церковь Пречистой Богородицы на семи горах». Пустынь основана в начале XV столетия, как полагают, иноками Дионисиева Глушицкого монастыря. В продолжение своей многовековой истории обитель претерпела самые разнообразные изменения. В XV веке, когда на севере свирепствовала моровая болезнь, обитель пришла в совершенное запустение. Едва только она оправилась от этого удара, как разразилось жестокое литовское разорение, и обитель снова пришла в полный упадок. Восстановила ее после этого Иулиания, старица Московского Новодевичьего монастыря, и Семигородная пустынь обратилась на некоторое время в женский монастырь (в 1632 г.). Но через несколько лет пустынь была снова обращена в мужскую обитель и приписана сначала к Вологодскому Софийскому собору, а потом – к Дионисиеву Глушицкому монастырю. В конце XVII века ей возвращена была самостоятельность, а при учреждении монастырских штатов она оставлена была за штатом на своем содержании. Управляет пустынью игумен. При ней имеется два храма. Главный собор в честь Успения Божией Матери – каменный, двухэтажный с пятью приделами; собор производит величественное впечатление своею массивностью; особенно красива верхняя его часть, увенчанная высокой (около 30 саж.) колокольней. В трапезном корпусе устроена домовая церковь во имя Свв. Антония и  Феодосия Печерских с приделом в честь Всех Святых. Главной святыней пустыни является чудотворная икона Успения Божией Матери, именуемая «Семигородная». По преданию, она написана самим Дионисием Глушицким; здесь хранится другая писанная им икона Иоанна Предтечи. Обращает на себя внимание Казанская икона Божией Матери в драгоценной жемчужной ризе; она принесена сюда старицей Мариамной – преемницей Иулиании по настоятельству.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1)  ЦЕРКОВЬ о трёх пирамидальных верхах 172 во имя Похвалы Божьей Матери; 2) Архиерейские КЕЛЬИ двухэтажные с домовой церковью Св. Николая; 3) от них в линию к северу – бывшие Архимандричьи КЕЛЬИ, и при них Архиерейская ризница; 4) по южной стороне – ФЛИГЕЛЬ певческий и братский; 5) по северной – САРАИ; 6) вокруг всех зданий – ОГРАДА. Всё кроме церкви трёхверхой и бывших Архимандричьих келий, устроено после учреждения Тульской Епархии. Настоятелями в этой обители до 1764 года были иногда Игумены, иногда Архимандриты. В 1764 году положен этот монастырь в 3 классе, степенью 73 с Настоятельством Игуменским. В 1798 году учреждена Архимандрия того же класса. В 1799 году, по открытии Тульской Епархии, Архимандрит переведён в Белевский Преображенский монастырь Настоятелем, а этот Предтечев обращён в Архиерейский дом. Предтечев Устюжский или Великоустюжский монастырь См. Иоаннопредтечев Устюжский. Предтечев Царицынский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Пензенской Епархии внутри города Царицына, принадлежавшего прежде к Астраханской Епархии. Предтечев Черниговский монастырь Вологодской Епархии. См. Черниговский Предтечев. Предтеченская Дюдикова пустынь См. Дюдикова Предтеченская. Предтеченская Северская пустынь См. Северская Предтеченская. Предтеченская Шенкурская пустынь Находилась в Шенкурском стане на Квас горах, над озером. При переписи 1678 года была в ней церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. Предтеченский Брянский монастырь Мужской. См. Белоберезская Брянская Предтечева пустынь. Предтеченский Струпинский Новгородский монастырь См. выше, ч. IV, стр. 311, Иоаннопредтечев Новгородский. PDF стр. 320. Абзац начало «Иоанно-Предтечев Преображенская Белавинская пустынь См. Белавинская Преображенская. Преображенская Ефремовская пустынь См. Ефремовская Преображенская. Преображенская Кубенская пустынь Мужская, Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Штатов 1764 года. Находилась в Кадниковском уезде на одном острове реки Кубеницы, или точнее сказать – верховья реки Кубены, расстоянием от Вологды к северу в 60, от Глушицкого монастыря в 10, а от близ находящейся Новосельской волости в 1 версте. Пустынь эта построена около 1690 года подаянием Государынь Царевен и Великих Княжон Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны, а деревнями и землёй снабжена от Преосвященного Архиепископа Вологодского, и от вкладчиков: Думного дворянина Стефана Савича Нарбекова, да Рейтара Никифора Ивановича Соколова. В 1723 году она вся с имением своим переведена была в Цивецкую пустынь, в 100 вёрстах от неё к северу находившуюся. Но в том же году, в Мае месяце, по Указу Преосвященного Павла, Епископа Вологодского всё то было возвращено, и пустынь возобновлена с приписанием оной в ведомство к Глушицкому Покровскому монастырю. Однако же, за недостатком братии, вскоре паки опустела и совершенно уничтожилась. Ныне видны только следы церкви, и монастырских зданий, которые все были деревянные. Настоятельство в этой пустыне было Строительское. Преображенская с Переходы реки пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По житию преп. Дионисия, блаж. Макарий, рожденный в Ростове, еще двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество, он жил в кельи игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души и по его просьбе Макарий посвящен был в иеромонаха рост. архиепископом Дионисием (1396–1416 г.). Блаж. Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его келлии. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осененные ракою. Служба ему отправляется общая с другими глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге. 391 Блаженный Тарасий быль игуменом Пермской обители: но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. – Когда сказали Дионисию о прибытии его в глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна, желал я видеть лицо твое, честный отче, и много молил о том Господа», сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог , пославший к нам недостойным мужа, опытного и благоговейного», отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делал твоим, сказал Тарасий; позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю: вот небольшое имение, которое принес и с собою; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, говорил Дионисий, был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле пермской? «Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, текшие часто из очей его. Он прожил при преп. Дионисии 10 лет и преставился при игум. Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 г. Служба ему общая с пр. Макарием. Мощи его осенены ракою. О блаж. Феодосии известно только то, что он был учеником преп. Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия. 392 Преставление преп. Николая Святоши князя черниговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третья починается с Сентября. 1638. Книга Царственная, в десть. 1639–1640. Две книги Григория Богослова , в десть. 1641–1642. Две книги Иоанна Лествичника , одна в десть, а другая в полдесть. 1643. Книга Криница в десть. 1644. Книга Соборник, в десть, в начале житие Феодосия общего. 1645. Книга в десть Соборник, в начале житие трех Святителей Московских. 1646. Книга Исак Сирин. 1647. Книга Патерик Египетский с повестми. 1648. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1649. Книга Аввы Дорофея, в полдесть, да в ней же Симеона Нового Богослова. 1650. Книга Петр Дамаскин, в ней же и Зерцало. 1651–1652. Две книги в полдесть Небеса. 1653. Книга Соборник, в начале житие Симеона Столпника, и иных святых. 1654. Книга Соборник, в начале житие Иоанна, архиепископа Новгородского, в полдесть. 1655. Книга Соборник, в начале служба и житие Иоанна Суздальского, в полдесть. 1656. Книга Соборник, в начале житие и хожение святых чудотворцев Козмы и Домияна, в полдесть. 1657. Книга Соборник, в начале житие Саввы Сторожевского, в полдесть. 1658. Книга в полдесть, в начале слово похвальное великомученик четыредесяти, иже в Севастии. 1659. Книга Соборник, толст, а в ней три месяца: Июнь, Июль, Август, в полдесть, в начале житие Дионисия Глушицкого. 1660. Книга в полдесть, житие и служба Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1661. Книга Соборник, в четверть, житие Кирилла Белозерского, да Макария Желтовоцкого чудотворца 1662–1663. Две книги в десть, Прологов. Из Володимира Рожественского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 1664. Книга Степень царская, в десть. 1665. Книга Правила Никонские, в десть. 1666–1667. Две книги Апостолов толковых, в десть. 1668–1678. 11 книг бесед Евангельских, другонадцатая книга, в них Евангелие Матфей, в досках, без кожи, все в десть, письменные. 1679–1684. Шесть книг Уставов, три в десть, один в них печатный, а три в полдесть, один расплетен в них на двое. 1685–1689. Пять книг Летописцев, в десть, один в них в полдесть, письменные. 1690–1691. Две книги Андреатис, в десть, письменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Соборник в полдесть, а в нем 30 глав, ветха. 241. Книга в полдесть, Поучение Ивана Златоустого, Яковлевская Кочергина. 242. Книга в полдесть, Палея толковая. 243. Книга в полдесть святого Селиверста и преподобного Антония с толкованием о Святой Троице, Арсениевская Одинца. 244. Книга в полдесть, на бумаге, Соборник, княгини Судцкие, вначале Дионисия Глушицкого, поволочена кожею в затылок. 245. Книга в полдесть, Ивана Златоустого, о пользе души, соборник. 246. Соборник, в полдесть, от книг Святых Пророк, дьякона Мисаила Голутвинского. 247. Книга в полдесть, на бумаге, Дионисия Ареопагита, писан тростию, ветх. 248. Соборник толковый, поволочен кожею, ветх, невелик. 249. Книга в полдесть на бумаге, Григорий беседовник, 10 глав, Симоновская. 250. Книга в полдесть, на бумаге, Петра Дамаскина, начала нет, ветх. 251. Книга в полдесть, Паралипомен, поволочена в затылок. 252. Книга в полдесть, Златая четь (sic) поволечена кожею, застежки нет, ветха, невелика. 253. Книга в полдесть, на бумаге, Правила, Варсонофия Якимова; а поволочена камкою соломенною. 254. Книга в полдесть Соборник, в начале слово Бориса и Глеба. 255. Книга в полдесть, Григорий Синаит, вначале: Иже убо от благих мужей похвала. 256. Книга в полдесть, Соборник, вначале житие Аверкия, ветх. 257. Книга в полдесть, Соборник, вначале: притча о теле и души, егда опустеет земля, ветх. 258. Книга в полдесть, Соборник жития Святых отец, в нем 32 главы, поволочена кожею в затылок, вначале: главы Царя Василия Греческого. 259. Книга в полдесть, вначале: сыну мой чадо мое приклони ухо свое ко мне. 260. Книга в полдесть, Соборник скорописный, поволочет ирхою, в затылок, от задней цки Устав. 261. Книга в полдесть, Симеон новый Богослов , старого письма. 262. Книга в полдесть, Летописец, застежка ременная, вначале: Повесть временных лет Черноризца Феодосиева монастыря Печерского. 263. Книга в полдесть, на бумаге, сначала писано: рече святый Антоний якоже рыба на сухе скоро умирает. Симоновская. 264. Книга в полдесть, Соборник вначале: иже во святых отца нашего Афанасия великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Без всякого сомнения, наиболее значительным событием в жизни Преп. Нила было его выступление на Соборе 1503 г., когда он во имя традиций нестяжания, дорогих сердцу северных отшельников, начал настаивать на принятии следующего постановления: «Чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Этот вопрос был очень сложен. С первых лет своего существования русское монашество выступало как юридическое лицо, правомочное владеть недвижимостью. Уже при жизни Преп. Феодосия Печерская лавра владела землями и селами и управляла ими через различных своих служащих. Начиная с XII века, монастырское владение землею и живущими на ней людьми стало общим явлением. Нужно ли говорить, что такое положение вещей существенно содействовало нравственному упадку монастырей? В последующие века, богатство монастырей увеличивается беспрерывно. В XVI столетии им принадлежит уже около одной трети всей используемой сельскохозяйственной площади в стране. Иные монастыри владели не только деревнями и поселками, но городами и целыми областями. Параллельно с этим в монастырях продолжался нравственный упадок, принявший в том же XVI веке возмутительные размеры. Все, кто серьезно относился к монашескому призванию, не могли не сознавать вопиющего противоречия между монашескими обетами и действительным положением вещей. Уже Преп. Феодосий ( 1074) был принципиально противником этого владельческого права монастырей и, по словам Нестора, уступил лишь «по слабости веры» своих окружающих. Этих взглядов придерживались и Преп. Сергий (†1396), и Преп. Кирилл Белозерский, Преп. Дионисий Глушицкий, блаж. Павел Обнорский и другие. Тогда же, в XIV и XV веках, уже и народ, начал смутно отдавать себе отчет в странности сложившегося положения. Когда в Пскове появились стригольники, на них стали указывать, как на пример для монахов: смотрите, мол, эти не крадут и не собирают богатств. Отношение общества к монастырскому богатству становилось все более враждебным: иногда даже князья позволяли себе овладевать монастырским добром, а народ при бунтах не упускал случая их пограбить. Немного позже, жидовствующие, не восставая непосредственно против монастырского владения, попросту и целиком отвергли само монашество. Такова была, для всех очевидная, религиозная и нравственная сторона вопроса. Наряду с ней были и другие: экономическая сторона дела, интересы государства, наконец, интересы самих монахов. Эти последние обычно подвергались злословию, ненависти и презрению именно из-за своего богатства и из-за жадности, с какой они его собирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

князю, приводил примеры великих имп. Константина в Феодосия и учреждение имп. Мануила об имуществах церковных. «Но ныне молчит все древнее, говорил он далее, и много говорит новое. Меня порицают. Для меня не важно, хвалят ли меня, или бранят. Хула не печалит меня и для похвалы не сделаюсь я хуже. Бранят ли меня, хвалят ли, останусь тем же, чем был: ибо я раб Божий, хотя и грешный. Тому, кто во всем предает себя воде Божией и все творит для славы Божией, не на что более смотреть. Тебе же, сын мой, да будет ведомо, что ты человек и царствуешь с Богом над Его избранною паствою; потому должен подвизаться за Его паству и за Его правду против всякого восстания, даже до крови. Знай, сын мой, что ты оскорбляешь церковь Божию, с насилием, отнимая у нее не принадлежащее тебе. Говори же, сын мой, к церкви Христовой и ко мне, отцу твоему: «согрешил я, отче, прости меня, отселе найдешь во мне благо покорного сына во всем, чего требует закон; нарушенные права церкви восстановлю, данное и утвержденное прародителями моими, но потом в течении многих лет, оставленное и обедневшее, возвращу». Вот в чем прошение мое к человеку Божию и великому князю всей России». 578 При такой настойчивости пастырь, хотя и не скоро, хотя и со скорбями, успел возвратить кафедре, все принадлежащее ей, успел приобрести и кое-что вновь то покупкой, то от добровольных приношений. 579 Заботы о делах земных св. пастырь облегчал повременными беседами с современными подвижниками благочестия, каковы были преп. Никон радонежский, Сергий и Павел обнорские, Дионисий глушицкий, Ферапонт можайский. По любви к иноческой жизни, Фотий основал в Москве новинский монастырь на земле принадлежащей митрополии. 580 По временам же удалялся он в подмосковное Голенищево, любимое св. Киприаном. 581 В 1413 г. Москва обрадована была явлением чудотворной иконы Богоматери на Колоче и блаж. Фотий встречал св. икону торжественно в Москве. 582 Столь же утешительным событием было обращение к св. вере упорных язычников мценской страны. Язычники отвергали все увещания, которые предлагались им проповедниками св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010