127 Кирилл Белозерский – см.: Пролог, 9 июня. Полное Житие Кирилла Белозерского см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 7. С. 132217, 506512. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 128 Михаил Клопский – см.: Пролог, 11 января. Полное Житие Михаила Клопского см. в наст, изд.: Т. 7. С. 218231,512515. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. 133 Дионисий Глушицкий – см.: Пролог, 1 июня. В «Цветнике священноинока Дорофея» не упоминается. Фрагмент с рассказами о Кирилле Белозерском, Михаиле Клопском, Павле Обнорском и Дионисии Глушицком появляется в более поздней редакции текста, дошедшей в составе сборника «Крины сельные» и «Старчества» Матфея Никифорова. 138 Евфросиния Суздальская – см.: Пролог, 25 сентября. В «Цветнике священноинока Дорофея» перед рассказом о Евфросинии Суздальской или после него помещён рассказ о Зосиме Соловецком, в «Старчестве» Матфея Никифорова и «Кринах сельных» отсутствующий. 141 Сергий Радонежский – см.: Пролог, 25 сентября. Полное Житие Сергия Радонежского см. в наст, изд.: СПб., 1999. Т. 6. С. 254411, 555564. В «Цветнике священноинока Дорофея» помещён более краткий рассказ о преподобном Сергии. 157 Антоний и Феодосий Печерские – рассказ об основателях Киево-Печерского монастыря Антонии (Пролог, 7 мая) и Феодосии (Пролог, 3 мая) значительно расширен по сравнению с соответствующим фрагментом «Цветника священноинока Дорофея». Хотя память обоих святых отмечена в Прологе, источником этого текста, несомненно, явился Киево-Печерский патерик, в состав которого на достаточно раннем этапе вошло полное Житие Феодосия Печерского (его текст см. в наст, изд.: СПб., 1997. Т. 1. С. 352433, 531534; там же см. принадлежащие Феодосию поучения и молитву – С. 434455, 534538; Киево-Печерский патерик см. в наст, изд.: СПб., 1997. Т. 4. С. 296489, 640667). Об Антонии см. первые главы Киево-Печерского патерика (в особенности «Нестера, мниха обители монастыря Печерьскаго, сказание, что ради прозвася Печерьскый монастырь. Слово 7», см. наст, изд.: Т. 4. С. 316323). Житие Антония (краткое, заново созданное взамен утраченного древнего) вошло в состав Киево-Печерского патерика на достаточно позднем этапе его бытования (подробнее см.: Ольшевская Л. А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика//Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 253315), но вполне могло быть источником публикуемого текста. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Феодосии ограничивается двумя краткими фразами, имя Антония только лишь упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пустыни хранилось много древних и достопримечательных икон. Иконы Успения Богоматери и св. Иоанна Предтечи были написаны, по преданию, преп. Дионисием Глушицким и почитались чудотворными. Вторая церковь - во имя Феодосия и Антония Печерских, 1881 года, каменная, с трапезной. Престолы в честь: прпп. Феодосия и Антония Печерских - главный, Всех Святых. Источник: сайт «Православные приходы и монастыри Севера» Пустынный мужской монастырь Успенская Семигородняя пустынь находится на территории поселка Возрождение Харовского района Вологодской области Российской Федерации. Принадлежит Вологодской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Монастырь основан иноками Дионисия Глушицкого в XV веке, которые построили Церковь Успения Пресвятой Богородицы, но вскоре на эти места обрушилась моровая язва, в результате чего Семигородская волость вымерла, а монастырь запустел. Реликвией и святыней монастыря являются Семигородняя икона Успения Божией Матери и Семигородняя икона Иоанна Предтечи. Возрождение наступило в XVII веке. 1 августа 1831 года в 4 км от обители проложена железная дорога. Построена станция Семигородняя, ставшаяя впоследствии лесопромышленным поселком. Успенскую Семигороднюю пустынь упразднили в 1918 году, организовали на ее месте артель-коммуну " Возрождение " . Постепенно все ценности и земли были национализированы, кроме земель внутри монастыря. 9 февраля 1926 года решением Кадниковского уездного исполкома монастырь был закрыт. В настоящее время здание монастыря и его постройки заброшены и разрушены. Пустынный монастырь, основанный в XV веке. В 1926 году закрыт, ныне его постройки находятся в руинах. Расположен на территории посёлка Возрождение Харовского района Вологодской области. Пустынь была основана в начале XV века, когда иноки Дионисия Глушицкого построили в этом месте церковь Успения Пресвятыя Богородицы. Волость вокруг обители именовалась Семигородней (Семигородской), она же и дала название пустыни — Семигородняя Успенская. Название волости, по одной из версий, произошло от семи селений, располагавшихся на семи небольших холмах («горах»). Однако в том же XV столетии на эти места обрушилась моровая язва, в результате чего Семигородская волость практически полностью вымерла, а обитель — запустела.

http://sobory.ru/article/?object=21538

Но сказать, что молитва преподобных исключала (или даже ограничивала) для них дела человеколюбия в отношении к нуждающимся мирянам, чтобы одна молитва вместе с вспомогательными аскетическими подвигами считалась ими достаточной или почти достаточной для спасения, сказать так значило бы совершенно забыть их жития. Напротив, они подвизались по житийному выражению, «смешая пост с милостынею», т. е. соединяя подвиги личного аскетизма с делами служения ближнему. И милостыня занимала здесь отнюдь не второстепенное, служебное положение: она равна молитве. «Сотвори ум твой (слова Дионисия Глушицкого) со всем тщанием единого Бога искати и прилежати в молитве. И паче подвигнемся помогать нищим и сиротам и вдовицам». Тот же подвижник поучал братию, что на страшном суде всех нас Господь будет судить по делам человеколюбия. Корнилию Комельскому открыто в видении, что те калачи и хлебы, которые он роздал нищим, послужат к его награде за гробом. Преп. Зосима говорил в предсмертном поучении соловецкой братии: «И милостыни с тщанием прилежите, без нее же никто же узрит Господа» 153 . Черноризцы, «труждающеся странных ради и болящих упокоения, заявлял Иосиф Волоколамский, не токмо не осуждаются, но паче сея самыя ради вины велию мзду с постничеством своим восприимут». Но еще выразительнее нравственную ценность милостыни для инока защищает преп. Феодосий Печерский в приведенном выше поучении. Монахов, хотевших спастись только подвигами аскетизма – постами, бдением и молитвой, и роптавших на нищелюбивого игумена, он сравнивает с неразумными девами Христовой притчи, которые остались вне брачного чертога потому, что в светильниках их душ не нашлось масла, т. е. милостыни. Сравнивает, далее, с израильтянами, роптавшими на Моисея в пустыни. «Да не уподобимся онем роптивым, иже чрева ради падоша в пустыни, ни помышляем бесовских помышлений, иже всевают в сердца наша неподобная». Так порицал преп. Феодосий печерских ропотников, древнейших русских проповедников «святого эгоизма». Сильно опасаемся, не обидели бы кого и теперь эти суровые речи никогда не гневавшегося подвижника, отца русского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На все сии строения подавал ему пособие и Бохтюгский удельный Князь Юрий. За семь дней до кончины своей сам он ископал себе могилу в Сосновецкой Предтечевской церкви и, завещав погрести себя в оной, скончался лета 6945/1437, Июня 1, будучи от рождения 74 лет и 6 месяцев. Мощи его доныне там почивают под спудом. Кроме постнических подвигов Преподобный Дионисий упражнялся в иконописании и резьбе и снабжал иконами все строенные им монастыри и церкви, а притом был искусный книгописец, ковач и одеждоделатель. Обитель его прославилась многими угодниками Божьими, каковы были: преподобный Амфилохий, ученик и преемник его в Игуменстве, пришедший к нему в 6925 или в 1417 году из Великого Устюга Иеромонахом, и второй ученик и преемник же его Игумен Макарий, родом Ростовец, также преподобный Тарасий, Игумен Пермский, пришедший из Перми к Дионисию на послушание и в Глушицкой Лавре десять лет при нём в великих подвигах живший, а по кончине его вскоре и сам скончавшийся при Игумене Амфилохии. Ещё Преподобный Феодосий и многие другие, коих мощи почивают в Глушицких обителях. Память Преподобного Дионисия совершается Июня 1, а Амфилохия – Октября 12. Но служба им сочинена общая, и отправляется по древней письменной монастырской книге: особо же Дионисию по печатной Минее. Со времени кончины основателя обеих сих обителей настоятельство над оными всегда было Игуменское, а по временам и Строительское. Но настоятели с большей частью братии пребывание своё имели в Покровском монастыре или Лавре. А когда в 1680 году подселилось к сему монастырю целое село жителей, то в 1681 году Симон, Архиепископ Вологодский и Великопермский, указал настоятелю с братией переселиться, для лучшего безмолвия, в малый Сосновецкий монастырь, где с тех пор доныне всё братство и обитает. Однако же и в Покровский посылаются некоторые из братии для совершения служения. Ныне в Покровском монастыре остаются ещё деревянные ЦЕРКВИ: 1) большая во имя Покрова Богородицы; 2) во имя Преподобных Дионисия и Амфилохия; 3) тёплая во имя Святителя Николая;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В летнее время здесь бывают крестные ходы с чудотворной иконой Успения: 1 июня – в Николаевскую Пустораменскую церковь , 20 июля – в город Вологду и 16 августа – в город Кадников. При пустыни имеется гостиница и странноприимный дом с бесплатным довольствием богомольцев. Ближайшая станция «Семигородная» Московско-Архангельской железной дороги находится в 5 верстах от пустыни. Сольвычегодский Введенский монастырь. Введенский монастырь находится в самом центре города Сольвычегодска. Основан он в 1565 году тремя братьями известной фамилии Строгановых, – знаменитых колонизаторов северо-восточного края. Первоначально ими был здесь построен один деревянный храм в честь Введения, отчего обитель и стала называться Введенской. Впоследствии делались новые деревянные постройки. В конце XVII столетия весь монастырь был истреблен пожаром. Тогда Григорий Дмитриевич Строганов начал постройку новой каменной церкви, благополучно законченную к 1689 г. Новопостроенная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы весьма замечательна в архитектурном отношении. Храм имеет форму квадрата. громадной башней возвышающегося над обширным шестиугольным основанием; над плоской крышей высятся пять грушеобразных куполов. Вокруг кровли идет обширная терраса, с которой открывается великолепный вид на город и его окрестности. Роскошный иконостас отличается художественной резьбой. Иконы скопированы с картин знаменитых художников. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя Свв. прпп. Антония и  Феодосия Печерских и во имя Св.  Митрофана Воронежского . На северо-запад от храма возвышается высокая колокольня. Между храмом и колокольней находятся могилы юродивых: Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Весь монастырь обнесен каменной оградой. Управляет им игумен. Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь в Кадниковском уезде. Сосновецкий монастырь находится в 22 верстах от уездного города Кадникова на берегу реки Глушицы, по соседству с Покровским Глушицким монастырем. Основан он в 1420 г. прп. Дионисием Глушицким. Преподобный Дионисий, основатель Покровского монастыря, подвизался долгое время в нем. Ища уединенного безмолвия, он часто удалялся из него за 4 версты в лес, где под толстой развесистой сосной устроил себе келию; это место потом стали называть Сосновицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Октябрь. 1 Савва Вишерский. 5 Три святителя Московские Пётр, Алексий и Иона. 19 Царевич Димитрий (день рождения). 29 Аврамий Ростовский. Ноябрь. 5 Иона, архиепископ Новгородский. 6 Варлаам Хутынский. 11 Максим юродивый Московский. 17 Никон Радонежский. 22 Вел. кн. Михаил Тверской. 23 Александр Невский. Декабрь. 1 Савва Сторожевский. 7 Антоний Сийский. 21 Митр. Пётр. Январь. 10 Павел Обнорский. 11 Михаил Клопский. 31 Никита, епископ Новгородский. Февраль. 4 Вел. кн. Георгий Владимирский 1797 . 10 Князь Всеволод-Гавриил Псковский. 12 Митр. Алексий. 14 Принесение (в Москву) мощей кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Март. 2 Арсений, епископ Тверской. 11 Евфимий, архиепископ Новгородский. 30 Митр. Иона. Апрель. 1 Евфимий Суздальский. 17 Зосима Соловецкий. —20— 21 Александр Каргопольский или Ошевенский. 26 Стефан, епископ Пермский. Май. 1 Пафнутий Боровский. 2 Борис и Глеб (перенесение мощей в новую церковь , построенную вел. кн. Изяславом, имевшее место в 1072-м году), 3 Феодосий Печерский . 7 Антоний Печерский. 14 Исидор Ростовский. 15 Царевич Димитрий. 16 Исаия, епископ Ростовский. 17 Евфросин Псковский. 20 Митр. Алексий (обретение мощей). 23 Леонтий, епископ Ростовский. 24 Никита Переяславский. 28 Игнатий, епископ Ростовский. Июнь. 1 Дионисий Глушицкий. 3 Царевич Димитрий (перенесение мощей из Углича в Москву). 9 Кирилл Белозерский. 25 Пётр и Феврония Муромские. 30 Пётр царевич Ростовский. Июль. 5 Сергий Радонежский (обретение мощей). 7 Прокопий Устюжский. 15 Вел. кн. Владимир. 24 Борис и Глеб. 26 Макарий Унженский. 26 Николай Кочанов. Август. 2 Василий блаженный Московский. 3 Антоний Римлянин. 4 «Проявление мощей» митр. Петра 1798 . —21— 20 Аврамий Смоленский. 24 Перенесение мощей митр. Петра (из временного помещения в церкви Иоанна Лествичника под колоколами или под колокольней в новый Успенский собор). 30 Александр Свирский . В первопечатном Уставе 1610-го года лишние святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда слава о пустынных подвигах преподобного Дионисия достигла Устюга, Амфилохий, будучи уже в священном сане, в 1417 году перешел в Глушицкую обитель, желая быть учеником святого Дионисия. Трудности пустыннической жизни, которые испытывал преподобный Дионисий, не смутили пришельца, и подвижники решили не расставаться друг с другом до тех пор, пока останутся на земле. Преподобный Амфилохий дал обещание в точности исполнять устав обители и стал самым надежным помощником и верным послушником своего духовного наставника. Двадцать лет провел в Глушицкой обители преподобный Амфилохий, стараясь во всем подражать своему учителю, и по его кончине стал преемником по настоятельству. В течение пятнадцати лет он управлял монастырем и преставился в глубокой старости 12 сентября 1452 года. Тело его было погребено, согласно завещанию, рядом с преподобным Дионисием. В этот день совершается память других Глушицких преподобных: Макария, Тарасия и Феодосия. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери , по древнему преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-е лето по Вознесении Господнем, в самый год Успения Пресвятой Богородицы. В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в Царьград императором Львом Великим и поставлена в храме Богородицы Пигии (т. е. Источника); затем долгое время пребывала во Влахернской константинопольской церкви и прославилась многими чудесами. В 988 году царь Лев VI Философ подарил икону святому великому князю Владимиру, покорившему город Корсунь, и принявшему там Крещение. Святой Владимир отправил эту святыню новгородцам, по обращении их в христианство . Святая икона находилась в Софийском соборе до покорения Новгорода Иоанном Грозным, который в 1571 году перенес ее в Москву, в Успенский собор. Иверская икона Пресвятой Богородицы Иверская икона Пресвятой Богородицы . Святая Гора Афон, осененная особым благословением Пресвятой Богородицы, издревле является духовным средоточием православного подвижничества и святыней всего православного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пробудясь Феодосий не чувствовал более никакой боли в ноге и поручил иконописцу написать икону преподобного с древней иконы, присланной из Москвы княгинею Кривоборскою. Это было при царе Алексии Михайловиче. 651 Обитель преп. Филиппа закрывалась в 1764 г., но потом снова восстановлена в 1792 г. 652 Память о преп. Филиппе рабанском Пр. Филипп полагал начало монашескому житию в обители преп. Дионисия глушицкого. В 1447 г. он основал на р. Сухоне и Рабанге обитель с храмом преображения Господня. Это в нынешнем кадниковском уезде, в 32 вер. от Вологды. Здесь и почил он 15 нояб. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 г. 653 Преставление пр. Сергия малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при малопинежской приходской церкви сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16 нояб. 1585 г. на девяносто втором году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 г. 654 Преставление преп. Никона, игумена радонежского Имя преп. Никона еще при жизни его «яко освящение некое обносимо было», говорит древний жизнеописатель его. 655 Родясь в недальнем месте от пустыни богоносного Сергия, в г. Юрьеве поволгском, он в ранней молодости слышал об ангельской жизни Сергия и пожелал слышать наставления его. Пр. Сергий послал его в научение к ученику своему Афанасию высоцкому, основателю (1373 г.) Серпуховской обители. Афанасий принял его не без испытания: но видя слезы его и твердую решимость на все постриг его в иночество. Никон ревностно совершал иноческие добродетели и удостоен был сана священства. Блаж. Афанасий любил Никона: но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители и по благословению Афанасия, отправился посетить Сергия; Сергий, видя его чистые желания, удержал его в своей обители. 656 Великий наставник сперва назначил ему служение по обители и познакомил с ним братию своей пустыни. Потом принял его в свою келью. Здесь Никон нашел в примере и наставлениях Сергия и духовную мудрость и побуждения к высшим подвигам и подкрепления в душевных скорбях. Сердце Никона постоянно было открыто для его наставника. Это само по себе много значило для усовершения в духовной жизни. «Самое объявление отцу худых помыслов, говорит опытный наставник, истребляет их и обессиливает страсти. Как змея, вынесенная на свет, старается убежать и скрыться: так и худые помыслы, будучи открыты на исповеди, отбегают от человека». 657 Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями Сергия в открытую для них душу Никона! Сергий в последние годы сперва возложил на Никона часть забот своих о братии, потом за 6 месяцев до кончины совсем передал Никону начальство над обителию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

139 Мощи пред. Аврамия Ростовского, неизвестно когда открытые, находятся на вскрытии. В 1862-м году они переложены были из прежней раки (устроенной в 1772-м году) в новую раку, и в описании этого переложения говорится, что гроб со святыми мощами преподобного подъят (вынут) был из прежней раки и потом, после того как он простоял всенощную среди церкви, а на другой день обнесен был кругом монастыря, «опущен был в новую раку, установленную на месте прежней», см. описание Богоявленского Аврамиева монастыря, принадлежащее А. А. Титову и имеющее заглавие: «Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии», Сергиев Посад, 1894, стр. 41 fin. sqq. 140 См. нашей Истории русской церкви I, 2. 641 sqq. При мнении, высказанном там, мы твердо остаемся и теперь. А в подкрепление его приведем еще одно свидетельство. Преп. Иосиф Волоколамский, говоря в 10-й главе своего устава о чудотворцах, просиявших в Русской земле, перечисляет их в таком порядке: Антоний и Феодосий Печерские , Сергий и Варлаам и Кирилл и Димитрий и Дионисий и Авраамии и Павел. Под Авраамием Иосиф разумеет несомненно Аврамия Ростовского, ибо и нет другого Аврамия, которого бы он мог разуметь, но ставя его между Дионисием Глушицким и Павлом Обнорским, из которых один скончался в 1429-м, а другой в 1437-м году, очевидно, он не относит его к древнему времени, а относит именно к тому позднейшему времени, к которому относим его мы. 141 Об Аврамии cм. ibid. стр. 650, о Никоне – Лаврск. ркп. 240, л. 580 и Академич. ркп. 231, л. 4 (Опис. архим. Лeohuдa. II, 335). 142 О мощах Макария в сказании об их обретении говорится: «Взяша (из земли) гроб святого с телом честно и несоша в гробницу, идеже устроено бысть близ церкви, и створиша над ним святое пение с всяким украшением и с свещами, якоже подобает честь вздавати святым; по отпетии же вскрывают раку его и исхождаше от него благовоние велие, се же ни прах коснуся раде его, кольни паче телу, видешаже святые седине его сияюще, яко солнце» …, – 336, л. 26 и об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Из северных монастырей особое значение имел Валаамский, построенный на Ладожском озере иноками Сергием и Германом, который стал центром просвещения окрестных корел (память преподобных 28 июня). На близлежащем острове Коневце преп. Арсений основал обитель и крестил живших на нем язычников. На Онежском озере был основан преп. Лазарем Мурманским монастырь. Он исцелил вождя лопарей и многих из них крестил. Из учеников преп. Сергия – Дионисий основал Глушицкий монастырь в Вологодских пределах, а преп. Димитрий – монастырь Прилуцкий. В 1389 году был основан на Белом озере иноком Кириллом (память 9 июля) знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, иноки которого в свою очередь основали много монастырей. На Севере подвизались также преп. Сергий Нуромский и преп. Павел Обнорский. Среди святых, прославившихся подвигом юродства во Христе, надо назвать – преп. Михаила Клопского, преп. Прокопия Устюжского и преп. Николая Новгородского. Преп. Прокопий был богатым немецким купцом, торговавшим с Новгородом. Плененный красотой православных служб и набожностью русского народа, он решил остаться на Руси, присоединился к православной вере и поступил иноком в монастырь преп. Варлаама Хутынского, около Новгорода. Потом он удалился в город Усть-Юг и избрал себе подвиг юродства. Он проводил дни и ночи на паперти собора, терпя стужу и лишения. Он никогда не брал милостыни от богатых и питался подаяниями бедных. Получив от Бога дар прозорливости, преп. Прокопий наставлял людей на путь спасения. Благодаря ему многие зыряне крестились. Однажды на церковной паперти он поклонился в ноги 3-летней девочке, говоря: «вот идет мать великого Стефана, просветителя зырян». Скончался он в 1303 году (память 8 июля). Преп. Николай (Кочанов) происходил из Новгорода и вел благочестивую жизнь. Услышав однажды похвалы своей добродетели, он принял на себя подвиг юродства. Вместе с преп. Феодором юродивым он обличал народ в неурядицах и призывал новгородцев к миру (память 28 июля). Распространение христианства, святой Стефан пермский

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010