> Дело дня: Помогите ребёнку <

Феодосий Великий

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Внешняя политика Феодосий I. Прижизненное изображение на миссории (серебряном блюде) , 338 г. (Мадрид, Королевская историческая академия) Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, ... далее ...
Божественное и человеческое в каноническом праве ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... как минимум три догматических спора, возникших в годы его правления: в 1145, 1166 и 1180 гг. В ходе соборных дебатов многие архиереи прямо говорили об императоре: «Ведь если не теперь, то после смерти, – там он будет непременно предан анафеме» [42]. Но в ходе заседаний многие архиереи оставили свою точку зрения, и в заключение все сошлись на том, что император лучше их понимает смысл Священного Писания. В результате возобладало мнение царя [43]. Как законодатели Церкви, хотя бы и вместе с епископатом, византийские императоры далеко шагнули за границы обычного нормотворчества. Св. Феодосий I Великий издавал эдикты о проверке достоинства кандидата в епископы, а затем лично утверждал их. Он же регламентировал своими законами жизнь клириков, устанавливал судебные полномочия архиереев и даже пытался закрепить за собой единоличное право прославления святых [44]. 123-й новеллой император св. Юстиниан Великий определил, что отлучение от Святых Даров может быть осуществлено епископом или пресвитером лишь после того, как вина лица доказана. Этой же новеллой он установил возраст для рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов и диаконис (соответственно 30, 25, 20, ... далее ...
Император Феодосий Великий и его царствование в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... щадят и истории, не исключают явлений исторического процесса от необходимости с течением времени отходить с горизонта жизни в область прошлого, прибавлять новую могилу к старым на безграничном историческом кладбище. Все в историческом процессе поэтому то является на свете, живет, растет, развивается, то чахнет, исчезает в волнах вечности. Здесь – разгадка постоянной смены в историческом процессе одного факта другим. Но и в этом калейдоскопе самых разнообразных изменений, в этой исторической фата-моргане внимательное исследование непременно вскроет роковые моменты в исторической жизни, кризисы, когда старый уклад жизни терпит крах, сталкиваясь с новыми идеями, видимо дряхлеет, но напрягает все свои силы, чтобы отстоять свое право на существование, измышляет всякие способы, чтобы достигнуть победы, переживает все стадии постепенного умирания, агонии и смерти. Эти моменты кризиса, глубоко интересные для психологического и исторического исследования, проходят чрез историю всех народов, как вехи отмечают зародыши новой жизни, начало новой созидательной или разрушительной работы человечества. Расцвет и упадок – вот те неизбежные сферы, в кругу которых вращается историческая жизнь ... далее ...
О празднике светлого Христова Воскресения. Часть ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... как солнце – звезды, не только все человеческие и земные праздники, но и праздники в честь Христа», а святитель Иоанн Златоуст считает «вожделенным и спасительным праздником» [4]. Тогда же сложился обычай, начало которому положил Валентиниан I в 367 году, освобождать в день Пасхи заключенных в тюрьмы, кроме тяжких и закоренелых преступников. Следствием установленной эортологической субординации стало увеличение празднования Пасхи с одного дня до целой седмицы (в соответствии с неделей страстей Господних) . Святитель Иоанн Златоуст проповедовал на этой седмице ежедневно. Император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводство, а Феодосий Младший – театральные и цирковые представления. Блаженный Августин называет эти дни «восемью днями неофитов» (новокрещенных) . Здесь следует сказать о случае совпадения праздника Благовещения (25 марта) с днем Пасхи (случается 12 раз в течение 532 лет) . Устав называет этот день Кириопасхой (Господней Пасхой) . Однако само по себе такое совпадение не является достаточным основанием считать Пасху, случившуюся 25 марта, в большей степени Господней Пасхой, чем в какой-либо другой день календаря. ... далее ...
Император Феодосий Великий и его царствование в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2 Часть II. Отношение императора Феодосия В. к еретикам и язычникам Введение. Место и общий характер борьбы Феодосия Великого с ересями и язычеством В системе религиозной политики Феодосия центральное место занимает его борьба с еретиками и язычниками. Вся деятельность императора в других отношениях – ничто в сравнении с этой борьбою, которая проходит чрез все царствование Феодосия. Она потребовала много сил и энергии от восточного монарха, и в ней, видимо, последний полагал свое главное историческое призвание. Еретики и язычники – это те внутренние враги в глазах Феодосия, которые постоянно тревожат покой монарха, таят в себе зародыши возможных опасностей для мирного течения государственной жизни. Вот почему Феодосий старается всегда быть на стороже, предупредить с их стороны всякую попытку организовать прочное общество со всеми предикатами религиозной общины: храмами, богослужением, иерархией и т. п. И чтобы помешать людям в их стремлении молиться своему Богу, а не Тому, Которого угодно было императору так милостиво навязать им, Феодосий В., опираясь на общий римскому праву принцип нетерпимости, готов, как свидетельствуют законы, прибегнуть ко всяким мерам и наказаниям. ... далее ...
Собрание творений. Том I. На богочеловеческом ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Усиленное смирение себя во время святой литургии. Пламенное ощущение всегреховности во время освящения Святых Даров. Благодарственные молитвы после Святого Причащения: Господи, «украси мя»... Украшение человека через совоплощение Христу, причащением Его Святых и Пречистых Тела и Крови. — Прекрасный Образ Христов да отражается на лице любящих Его. Христообразие — через единение со Христом. Пополуночи — 300 метаний с плачем: «Иисусе Сладчайший, спаси нас (моего милого брата) от отчаяния; имиже веси судьбами спаси нас! » (из молитвы Святой Троице в Часослове) . 11 января. — Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник (ὁ κοινοβιάρχης) . — Молитвы возносятся через него. «Господи, святым Феодосием скажи нам путь, воньже пойдем». — Всецелое чувство всеобщего сращивания со всеми тварями, всеобщей взаимосвязи, какое имел Адам до падения. Всякую тварь человек прежде своего падения ощущал как живую, органическую часть своего существа. Мир звезд был целостной, единосущной частью его сознания и самопознания. После грехопадения: каждый человек и тварь — осколки раздробленной грехом души ­ всеобщей души и всеобщего тела. Через Христа- Церковь совершается постепенное зарастание ... далее ...
Император Феодосий Великий и его царствование в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... II. Отношение императора Феодосия В. к еретикам и язычникам Введение. Место и общий характер борьбы Феодосия Великого с ересями и язычеством В системе религиозной политики Феодосия центральное место занимает его борьба с еретиками и язычниками. Вся деятельность императора в других отношениях - ничто в сравнении с этой борьбою, которая проходит чрез все царствование Феодосия. Она потребовала много сил и энергии от восточного монарха, и в ней, видимо, последний полагал свое главное историческое призвание. Еретики и язычники - это те внутренние враги в глазах Феодосия, которые постоянно тревожат покой монарха, таят в себе зародыши возможных опасностей для мирного течения государственной жизни. Вот почему Феодосий старается всегда быть на стороже, предупредить с их стороны всякую попытку организовать прочное общество со всеми предикатами религиозной общины: храмами, богослужением, иерархией и т. п. И чтобы помешать людям в их стремлении молиться своему Богу, а не Тому, Которого угодно было императору так милостиво навязать им, Феодосий В., опираясь на общий римскому праву принцип нетерпимости, готов, как свидетельствуют законы, прибегнуть ко всяким мерам и наказаниям. Он не ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и странного. Так как люди должны входить в храмы, особенно для принятия таинства причащения, в возможной телесной чистоте, то у христиан с очень древнего времени образовался взгляд на бани, как на нечто дополняющее церкви, как на нечто к ним прибавочное. А по этой причине с очень древнего времени вошло в обычай строить бани при самых церквах, в церковных оградах. Константин Великий построил бани при знаменитом Константинопольском храме св. апостолов 1330 (служившем, начиная с него, усыпальницей для императоров, т. е. бывшем тем же, что наш Архангельский собор) , а император Феодосий Великий в одном из своих указов причисляет бани, находившиеся при церквах, в их оградах, к таким церковным зданиям, на которые распространяется право убежища 1331. Как сейчас указанный взгляд на бани, так и самые бани при церквах продолжали в Константинополе существовать и во времена Ефрема в XI веке. Из этого ясно, что и он - епископ, построивший бани, вероятно, при своём соборном храме, сделал дело для своего времени нисколько не странное и не предосудительное, а только знаменитое 1332. После Ефрема: 4. Симеон, бывший при Владимире Мономахе 1333, 5. Лазарь, поставленный 12 Ноября ... далее ...
Император Феодосий Великий и его царствование в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... которые иногда трудно поставить в общую генетическую связь и воссоздать жизнь Феодосия В. во всей ее полноте, начиная с рождения и кончая фактом смерти. Впрочем, если глубже всмотреться, то нетрудно найти и разгадку подобного явления. Дело в том, что вся жизнь Феодосия В. может быть разделена на две резкие половины: с одной стороны, на жизнь чиновника, хотя и высшего ранга, с другой стороны, на жизнь императора. Само собой понятно, что Феодосий, как чиновник, хотя он и в этом положении успел проявить таланты, принести действительную пользу государству, не мог так сильно интересовать современного ему историка, как когда он сделался императором. Правда, древние историки уделили и первой половине жизни Феодосия внимание, но столько, сколько этого требовала дань почтения к нему, как и ко всякому государственному деятелю. Отсюда, совершенно неудивительно, что исследователь при изучении этой первой половины жизни Феодосия наталкивается на сумму пробелов: почти на полное отсутствие биографического материала в вопросах, ценных для исторического изыскания. Детство, юность будущего императора, его воспитание, влияние на него семьи – все это важные факты, о которых можно делать только ... далее ...
Святые подвижницы Восточной Церкви, Раздел 6 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... родителей. Потому опека над ее имениями поручена была дяде ее Прокопию, а воспитанием ее занималась Феодосия, тетка св. Амфилохия и св. Григория Назианского, умная и добродетельная, которой поручена она была еще отцом. Так как она была богата и учена, то руки ее искали многие, и еще юной обручена она была с Небридием, префектом столицы. Прекрасные стихи присланы были (в 384 г.) дивным святителем Григорием в подарок Олимпиаде, вступающей в брак. Но спустя 20 месяцев после обручения Небридий умер, Олимпиада осталась вдовой и вместе девой. Многие после того искали руки Олимпиады. Сам имп. Феодосий Великий предлагал ей выйти за Елпидия, молодого аристократа-испанца, родственника царского. Но она отклонила предложение. «Если бы Господь хотел, чтобы была я супругой, то не взял бы у меня Небридия», - отвечала она. Феодосий повторил свое предложение, но также услышал отказ. Император оскорбился и, отправляясь на войну с Максимом (388 г.) , приказал префекту столицы взять в опеку имение ее до 30-летнего возраста ее. Префект, услуживая Елпидию, поступал оскорбительно с Олимпиадой: ей запретили посещать епископов, не пускали ее и в храм Божий, лишь бы вынудить ее к браку. Олимпиада ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феодосий Великий
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера