25-е † Св. Олилпиады диакониссы, Кандиды и Геласии Дивная Олимпиада 314 происходила из аристократической Константинопольской фамилии и была очень богата. Отец её был сенатор Анисий Секунд, а мать – дочь благочестивого Евлавия, префекта претории при благоверном Константине. Она ещё в детском возрасте лишилась родителей. Потому опека над её имениями поручена была дяде её Прокопию, а воспитанием её занималась Феодосия, тётка св. Амфилохия и св. Григория Назианзского, умная и добродетельная, которой поручена она была ещё отцом. Так как она была богата и учёна, то руки её искали многие и ещё юной обручена она была с Небридием, префектом столицы. Прекрасные стихи присланы были (в 384 г.) дивным святителем Григорием в подарок Олимпиаде, вступающей в брак 315 . Но спустя 20 месяцев после обручения Небридий умер; Олимпиада осталась вдовой и вместе девою 316 . Многие после того искали руки Олимпиады. Сам император Феодосий Великий предлагал ей выйти за Елпидия, молодого аристократа Испанца, родственника царского. Но она отклонила предложение, а «Если бы Господь хотел, чтобы была я супругой, то не взял бы у меня Небридия», отвечала она. Феодосий повторил своё предложение, но также услышал отказ. Император оскорбился и, отправляясь на войну с Максимом (388 г.), приказал префекту столицы взять в опеку имение её до 30-летнего возраста её. Префект, услуживая Елпидию, поступал оскорбительно с Олимпиадой: ей запретили посещать епископов, не пускали её и в храм Божий, лишь бы вынудить её к браку. Олимпиада переносила всё благодушно. Она желала даже более стеснить себя. Она писала к императору: «Государь! ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекой над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего, благоволи повелеть, чтобы роздано было всё церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце моё от истинных благ, духовных и вечных». Феодосий жил тогда на западе и, когда после трёхгодичного отсутствия возвратился в столицу, возвратил (в 391 г.) в полное распоряжение её все имения. «Такая добродетельная и умная девушка лучше нас умеет, как употреблять блага времени», сказал государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Начнем с первого. Нет ничего безобразнее греха. Даже сам человек, дерзнувший совершить грех, не может спокойно смотреть на него: он совершает грех, но старается, по возможности, скрыть его. Когда по своей воле он идет сказать о нем духовнику, то или искусно видоизменяет, или же покрывает его отговорками. А все это потому, что хотя он и сделал грех, но не может видеть его. Наша совесть, действительно, есть зеркало, которого человек волей-неволей должен стыдиться. Женщина при рождении чувствует боль, но потом – радость. Совершенно наоборот душа, когда грешит, испытывает удовольствие, а впоследствии – боль, и эта боль есть не что иное, как укоры совести. Пусть снаружи никто ничего не говорит, изнутри осуждает совесть. И это обвинение совести есть самое тяжкое наказание для души. Византийский император Констанс, как говорит в своей летописи Георгий Кедрин, из ревности, свойственной власти, которая не выносит товарищества даже своей тени, вынудил своего младшего брата Феодосия оставить престол, уйти в монахи и посвятиться в дьяконы. Феодосии был рукоположен, но этого оказалось недостаточно. Спустя несколько дней по приказанию императора его умертвили. Новый Каин, святотатственный братоубийца, думал жить без страха и опасности, царствуя один без брата. Но в ту же самую ночь, среди глубокого мрака, когда тиран готовился закрыть глаза ко сну, вдруг перед ним предстал невинно убитый брат его Феодосии, облеченный в священную диаконскую одежду; в руке он держал чашу теплой, еще дымившейся своей крови и страшным голосом сказал: «Пей, брат; я твой брат Феодосии, убитый тобой, а это – моя кровь, которой ты жаждал. Испей ее, утоли свою хищную жажду. Пей, брат!» От такого видения и таких слов несчастный император затрепетал, пришел в ужас и оцепенел. Он встал с постели, оставил сон, перешел в другую часть дворца. Переждав, отдохнув немного, он снова ложится спать, и снова то же видение, та же чаша и голос: «Пей, брат!» Так сегодня, так и завтра, это повторялось каждый день. Каждый раз, как он, собираясь ко сну, закрывал глаза, тотчас приходил брат и приводил его сердце в трепет словами: «Пей, брат!» Император выезжал в поля, сады, на охоту в надежде избавить свою огорченную душу от страшного видения, но и там призрак преследовал, пугал его, и там предлагал ему смертоносную чашу: «Пей, брат!» Наконец это стало императору не по силам, и он решил оставить Константинополь и морем уехать в Сицилию в надежде, что с переменой места, может быть, переменится и судьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Целый день я пробыл в одиночестве. К пещере вышел, только когда село солнце. Феодосий плёл корзину. Губы его чуть заметно шевелились. Он вкладывал Иисусову молитву в каждое переплетение прута. — На вечер — сто Иисусовых молитв, — как ни в чём не бывало, сказал он мне. — Читай их сам, — грубо ответил я. Конечно, я немного перегорел. Теперь я догадывался, что не всё так просто с этой водой. Но не мог же я сдаться без боя. Феодосий продолжал молча доплетать корзину. Да и сумерки опускались быстро. — Почему ты молчишь? — не выдержал я. — Читаю сто твоих молитв, — спокойно ответил он. — Может, объяснишь мне, что произошло? — Если бы ты был моим учеником, пришедшим ко мне по доброй воле, я бы ничего не сказал тебе. Я просто выливал бы твою воду до тех пор, пока ты не понял бы сам. Или — не ушёл бы туда, откуда пришёл. — Я прошу тебя. — Да, идти тебе некуда. И я не знаю, сколько ты пробудешь со мной. — Не знаешь? На этот вопрос Феодосий не ответил. Он закрепил последний прут и отставил готовую корзину в сторону. — Ты подумал, что ощутил сладость молитвы. Ты решил, что молился сам. Но это не так. Бог подвёл тебя к началу пути. Бог вложил в уста твои молитву не более той, какую может вынести новоначальный. Остальное доделала твоя горячая, разгорячённая плоть. А ты решил, что чего-то достиг? И потому тебе не нужна пещера? Тут уж настала моя очередь промолчать. С каждым словом монаха мне казалось, что и в сумерках заметно, как краснеет мое лицо. — Гордыня твоя тебе незаметна. Но гнев — мы заметили оба. Ещё бы, что-то случилось не по-твоему! Гордыню можно скрыть до поры. А вот гнев — не скрыть. Гнев сразу покажет, есть ли в человеке гордыня, мгновенно выявит её. На небе появились первые звёзды. — Прости, авва, — сказал я. — Проси Бога, — ответил он. — Но ты… не обижаешься? — Ты младенец, Всевлаад, — вздохнул авва. — Посочувствуй обидевшему. Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. — Прости… — Испытывай помыслы и действия. — Я не успел даже подумать. — Это значит, что в поступках твоих главенствует не Дух. И даже — не ум. Знаешь, что однажды сказал ученику Великий Антоний? Чтобы спастись, «не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево». Запомни и пойди прочти пятьдесят шесть Иисусовых молитв.

http://azbyka.ru/fiction/kak-den-vcheras...

В Тамбовской областной Думе состоялись VIII Рождественские Парламентские встречи 15 декабря 2021 г. 12:23 14 декабря 2021 года в зале заседаний Тамбовской областной Думы состоялись традиционные региональные VIII Рождественские Парламентские встречи, которые завершили проходившие в течение последнего месяца XXVI Питиримовские духовно-образовательные чтения Тамбовской епархии . Основная цель ежегодных Парламентских встреч — содействие укреплению взаимоотношений Тамбовской митрополии с законодательными и исполнительными органами власти Тамбовской области, общественными организациями в образовательно-культурной и социальной сферах, а также законодательное обеспечение системы духовно-нравственного воспитания в регионе. Участниками Парламентских встреч, работу которых возглавили председатель Тамбовской областной Думы Е.А. Матушкин и митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , стали депутаты Тамбовской областной Думы VII созыва, представители исполнительных органов власти в сфере образования, руководители епархиальных отделов и клирики Тамбовской епархии, а также руководители и педагоги образовательных организаций из Курской, Белгородской и Воронежской областей. Открывая заседание, Е.А. Матушкин отметил, что ежегодные Рождественские Парламентские встречи на площадке законодательного собрания Тамбовской области свидетельствуют о важности взаимодействия государственной власти региона, Тамбовской епархии и общественных организаций в деле сохранения и укрепления традиционных российских ценностей. В рамках заседания митрополит Феодосий выступил с докладом «Святой великий Александр Невский — " укротивший варварство на востоке, низложивший зависть на западе " », в котором подвел итоги юбилейного года, посвященного благоверному князю. Глава тамбовской митрополии напомнил собравшимся, что именно Александр Невский был признан победителем проекта «Имя России» в ходе всенародного голосования. Далее состоялось награждение победителей регионального этапа XVI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», регионального этапа XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», а также межрегионального конкурса Центрального федерального округа «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи " Вифлеемская звезда " ». Переходящий приз «Вифлеемская звезда» митрополит Феодосий вручил абсолютному победителю конкурса — муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида 9» г. Курска.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Имп. Валент (364–378) Император востока, Валент, арианин и гонитель монахов, естественно, не пользуется расположением Амартола. Амартол называет его нечестивым царем, упоминает о твердости, оказанной по отношению к нему св. Василием великим , и рассказывает об обличениях, какие пришлось выслушать Валенту от св. Исаакия. Приведем последний рассказ. «Когда Валент выходил на войну, то священный Исаакий, схватив царского коня за узду, сказал царю: «куда идешь, царь, ополчившийся против Бога и имеющий Бога противником?». Разгневавшись на Исаакия, Валент приказал взять его под стражу и грозил ему смертной казнью по возвращению из похода, как Ахаав Михею. А Исаакий, исполненный пророческой благодати, подобно Михею, пред всем народом отвечал царю: «не говорит мне Бог , чтобы ты возвратился назад». После сражения при Адрианополе, разбитый на голову, царь с малой свитой бежит в некое строение, а враги, узнав, что царь там, сожгли его и со свитой, и со строением 116 . Именно это обстоятельство имеет в виду преп. Иосиф Волоцкий , когда говорит: «дивный Исаакий Далматский от самех пелен в пустыню вселися, и яко услыша Уалепта, ариеву ересь умноживша, приходит в Византию и не точию осуждает Уалента, но и огню предает» 117 . Быть может историю обличения Валента Исаакием имел между прочим в виду Никон, когда – во время своего разлада с царем, – говорил дьяку Елизарову: «в прежних давных летах благочестивым царям греческим о исправлении духовных дел и пустынники возвещали; я своей волею оставил паству, а попечения об истине не оставил, и вперед об исправлении духовных дел молчать не стану». На что собеседник отвечал Никону: «при прежних греческих царях процветали ереси, и те ереси пустынники обличали, а теперь никаких ересей нет и тебе обличать некого» 118 . Имп. феодосий великий (379–395) Имп. Феодосий, также, как и Константин в., считался идеалом и образцом для русских государей 119 . Идеал этот, должно полагать, был не особенно ясен для наших предков, судя потому, что в Просветителе Феодосий представляется образцом преследования еретиков 120 , а в Апокрисисе образцом веротерпимости 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

—284— ритор с готовностью удовлетворял любознательного профессора 368 . Иоанн был человеком женатым, имел несколько человек детей. Он не был человеком богатым, не смотря на множество должностей. О его бедности отчасти уже свидетельствует одно его письмо к Крузию: здесь Иоанн говорит, что «он готов служить Крузию – мы уже упоминали в каком отношении – но что он беден и если Крузий исходатайствует ему субсидию от герцога Виртембергского (в государстве которого был Тюбинген), то он будет Крузию очень благодарен, ибо, по словам Демосфена – писал Зигомала – деньги нужны и без денег ничего не поделаешь. Впрочем, он просит денег только потому, прибавляет Зигомала, что он в них очень нуждается, главным образом для уплаты подати султану. Если ему будет оказано пособие, писал великий ритор, то он с большею ревностью принялся бы разыскивать неизданные рукописи: он присылал бы Крузию копии с них для напечатания». С другой стороны Герлах рассказывает, что при всякой встрече с ним Иоанн имел обыкновение вынимать из кармана кошелек, говоря: «а он у меня опять болен» и Герлах должен был исцелять больного. Внешность Зигомала представляла много внушительного и величественного. По отзыву Крузия, Зигомала отличался изящными манерами, носил на себе отпечаток итальянского воспитания. Имел обыкновение облекаться в длинные шелковые одежды и походил на знаменитого Филиппа Меланхтона. Зигомала достиг глубокой старости и умер, имея свыше 80-ти лет 369 . Сын его Феодосий Зигомала родился в то время, когда отец его еще был в Навплии, а не в Константинополе, – в 1544-ом году. Феодосий не был так счастлив, как сам Иоанн, чтобы иметь возможность получить основательное образование в иностранных университетах. Всё его образование, кажется, началось и закончилось под руководством отца. Но любознательность юноши и прекрасные природные способности помогли ему достигнуть значительного развития. Уже имея 16 лет от роду, Феодосий очень —285— интересовался классической литературой. А когда ему исполнилось 18 лет, его приветствуют в письмах разные ученые как человека много обещающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сердце великого князя Ярослава скакало в лад легким копытам его белого Ветерка. Он мчался к дому, в котором они прожили тут, в Торопце, всю Страстную седмицу и всю Светлую, и где теперь все было готово для веселого пира. До чего ж быстро промелькнули его годы! Вот уж ему и за сорок, вот уж сын обвенчался только что, сынок Сашенька, его ясноглазик. Еще ладони помнят округлость его лысенькой головки, когда он только-только родился, румяный здоровыш, весельчак и забавник. Еще звенит в ушах его звонкий детский голосок и трепещут крылышками его первые милые словечки. Вот ему подарили задорный тимпан — хорошей выделки бубен с громкими звонцами: — Матушка! Я мечтал о таком бубене, еще когда сидел у тебя в животе! — Без сомнения, — смеялась в ответ Феодосия. — То-то ты в чреве у меня так брыкался — о тимпане мечтал! Вспомнилось, как впервые назвал его ласково ясноглазиком, лет пять Сашеньке было: — Ты мой сын любимый, ясноглазик мой. — Отченька! Я всю свою жизнь ждал, когда же кто-нибудь назовет меня ясноглазиком! А Феодосия восхищалась его ушами. Вроде бы уши как уши, а она считала их самыми красивыми в мире: — Ты мой милоухий! У первенца Феди точно такие же уши, а она почему-то выделяла именно Сашины… Хотя Федю любила ничуть не меньше. Нет, меньше. Странно как-то, но Саша еще с младенчества отличался от других детей. И был всеобщим любимчиком. Ярослав сильно опасался, как бы это не испортило сынка, но чудо — его ничто не могло испортить, что бы ни случалось, он оставался все таким же чудесным мальчиком. Потом, когда Федя внезапно и непостижимо умер, не дожив несколько дней до своей женитьбы, Феодосия корила себя за то, что была всю жизнь любезнее с Александром, нежели со своим первенцем, и поклялась никуда не отлучаться из Новгорода, не покидать Федечкину могилку. Страшно было и теперь, в Торопце — как бы это не злая судьба. Божье наказание, уготованное всем сыновьям Ярослава, — умирать накануне свадьбы. Второй такой смерти ни Феодосия, ни Ярослав не пережили бы. Последние дни великий князь был сам не свой, по ночам вскакивал, потому что слышались ему тревожные шаги — несут ему страшную весть о том, что Сашенька… Нет! Нет! — взрывался он в своей постели и потом долго не мог уснуть. И лишь в последнюю ночь перед свадьбой, после того как свершилось обручение, могучий сон одолел Ярослава, и князь благополучно проспал от вечера до утра. И вот теперь свершилось — женился Сашенька, не сбылось предчувствие! Какое счастье!

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

«А Великий Князь?» Федотьев как-то грустно ответил: «Великий Князь пожал мне руку. Он ничего не сказал; наверное был очень взволнован». Из разговора с бароном Сталем Федотьев узнал, что Великий Князь уезжает за границу по собственному желанию, никто его к этому не принуждал. Он не хотел своим присутствием мешать генералам, взявшим в свои руки управление белым  движением. Сталь прибавил, что после посадки в Кореизе «Мальборо» снялся с якоря и взял курс на Константинополь, но Императрица настояла повернуть к Ялте и там стать на рейд пока Она не увидит, что все уехали, и что мы, чины отряда тоже погрузились на транспорт . И вот мы вышли из-за мола Ялты и приблизились к дредноуту. На самом конце кормы стояли Императрица и Великий Князь , Она как и накануне, вся в черном, а Великий Князь в пальто и папахе. Великий Князь стоял неподвижно, отдавая нам честь, а императрица махала нам [с. 48] ком, время от времени прижимая его к глазам. Она плакала. Мы исступленно кричали «ура» и… тоже плакали . Мыс Ай-Тодор скрыл от нас дредноут, мы шли в Севастополь. Капитан транспорта распорядился очистить для нас часть матросских кают. Матросы принесли нам горячее кофе, консервы, галеты и папиросы. Но мы остались на палубе, было светло. Тесно прижавшись друг к другу, мы сидели молча, подавленные и приниженные. В суматохе событий мы забыли даты, и, вдруг, я вспомнил, что накануне было 25-ое марта — день Благовещенья . Мы были в Севастополе, Феодосии и, наконец, прибыли в Новороссийск. Там всем офицерам кавалерии было приказано отправиться в распоряжение генерала Врангеля, командовавшего всей конницей. Нас, оставшихся, переправили в район Сочи-Адлер. В ближайших к Сочи горах бродили «зеленые». Так называли дезертиров с кавказского фронта, никому не подчинявшихся и время от времени делавших кровавые набеги на побережье. Шла какая-то нелепая война с Грузией, «войска» которой придвигались с юга вдоль Черного моря. Побережье было разорено. Ни одного грузина мы не видели, наше пребыванье там казалось совсем лишним

http://bogoslov.ru/article/6176530

Не без успеха шла деятельность и других расколоучителей. В 80-х годах в новгородских окрестностях ходил некий белец Тимофей. В лесах близь реки Волхова десятки лет прожил «мужик» Тихон Федоров. В Пскове и его окрестностях бродили посадский человек Иван Меркурьев и дьячок Герасим Павлов из Белозерского уезда. «Великий словесник и книг читатель» – Герасим «расколу научился» сначала у Ивана Дементьева в Новгороде, потом у Ивана Меркурьева. 28 Постепенно формируясь, внутренняя жизнь раскола новгородско-псковской области к началу 90-х годов дошла до той меры, когда потребовалось уже закрепление в её формах. Всякое уклонение от этих её форм являлось нарушением основных начал жизни и ставило коренные вопросы об устройстве её. В это время выдвинулся здесь новый деятель в лице Феодосия Васильева, дьячка из Крестецкого-Яма. «Бяше муж остроты чудныя, ума скоропостижнаго, смысла многоплоднаго, памяти крепкой. Таковое возымел учения усердное рачительство, яко зело мало даде сна своима очима и векома дремания. Желательнее ему бяше пищи и пития божественных словес прочитание. Сладостен бяше во утешении, разумнословесен в поучении, зело благоприятен в увещании». Так восхваляет Феодосия составитель жития его, и нельзя сказать, чтобы в этих отзывах было слишком много преувеличения. То был расколоучитель исполненный ревности и великий книжник, не лишен был умственных дарований, владел устным словом и словом на бумаге. Ему-то и принадлежал почин создания правил для устройства внутренней жизни новгородской общины. 29 Область новгородская граничила со Швецией. И сюда был занесен раскол. Трудно определить, когда и кто первым из раскольников бежал за шведскую границу, но видно, что переселения начались довольно рано. К концу 80-х годов во главе зарубежной общины стоял видный новгородский расколоучитель Иван Коломенский. Он жил близь Нарвы на Черной мызе. Около 1691 года мы видим здесь разделение среди раскольников: община Коломенского идет в разрез с учением новгородцев, зарубежным представителем которых явился тогда некий Илья Яковлев, соловецкий выходец. 30

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

радуйся, единаго Господа вседушно поискавый. Радуйся, сохранивый невредно целомудрие: радуйся, яко верный раб пред Господем во вся дни благочестно шествовавый. Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Кондак 5 Боготечная звезда явился еси в стране Тотемстей, всеблаженне, на путь спасительный к вечному небесному отечеству ведущая, егда примером верных душы назидая, научил еси я благодарно пети Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевый, преподобне отче, в варницах соли огненный жар велий, мысленно представлял еси себе жестокость огня в грядущем веце, на грешников нераскаянных уготованнаго, и внегда пребывал при варении пищныя соли, имея служащыя люди, яко присныя себе чада, всегда внушал еси им страх Божий, растворяя солию слова Божия, сам же на большыя подвиги к добродетели поучался еси, темже вопием ти: Радуйся, образе кротости духовныя: радуйся, умертвивый плоть твою постом и бдением. Радуйся, умертвивый язык твой на глаголание тщеты: радуйся, умертвивый ушы твои на слышание глагол душевредных. Радуйся, умертвивый руки на грабление и творение зла: радуйся, умертвивый чрево на объядение и пиянство. Радуйся, трудами мертва соделавый чресла своя на нечистоту: радуйся, умертвивый ноги к течению на совет нечестивых. Радуйся, на камени Христовою верою утвержденный: радуйся, Божиим свидетельством возвышенный. Радуйся, не прением, но верою возмогати научивый: радуйся, некнижный, многих книжных посрамивый. Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Кондак 6 Проповедник немолчный явился еси всем зрящим тя, Преподобне, премудрости Евангельския, всегдашния чистоты и мужественнаго терпения, аще и в безмолвии хранил еси в сердце твоем сокровище веры, надежды и любви, и воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия богохранимой души твоей истинный боговедения свет, егда начал если помышляти о создании новыя обители при граде Тотьме, и вселитися ту, знаменуя тем Божие людем благословение, а о благоденственной их жизни могущественное к Богу предстательство: мы же, видевше твое, Преподобне, не точию о себе, а паче о спасении ближних попечение, воспеваем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010