Преемник Лазаря (Барановича) Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах». Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове. Защитник Православия Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве. Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским. Архиепископ Черниговский Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.

http://pravoslavie.ru/115885.html

Все – и архиепископ, «и гетман со всем воинством Запорожским, и духовного чина игумены, протопресвитеры же и иереи с причетники церквей, и малороссийских городов все жители их царскому величеству и святейшему патриарху биша челом с прошением, чтобы той архимандрит их Черниговской церкви поставлен был пастырь и правитель архиерей». Архиепископ Лазарь писал патриарху, что он уже слишком стар и совершенно ослабел телом, ради чего просил посвятить в архиереи архимандрита Феодосия. «Нощь приспевает мне, писал патриарху архиепископ Лазарь, и страх смерти нападает на мя, оставляет мя сила моя. Убо да имею в безсилии моем и в трудах моих способствующа ми, усмотрех мужа во всем искусна и на сие дело доволна, всечестнаго архимандрита нашего Черниговского Феодосия Углицкаго, отчасти святейшеству вашему ведома; егоже святейшество ваше да благоволит и десница твоя да благословит быти мне ныне сослужителя, послежде же наследника, о сем молю». Малороссийский гетман Иван Мазепа особо послал свои письма через Феодосия Углицкого как царям, так и патриарху; он излагал нужду Черниговской епархии в управителе и просил царей соизволить и утвердить, а патриарха умолял рукоположить во архиепископа избранного всеми архимандрита Феодосия Углицкого. «Понеже нынешнего времене, писал гетман в своем послании к патриарху Адриану, Черниговской архиепископии епархия зело требует в церковных нуждах прислушающего исправления, того ради пресветлейшим монархам нашим, их царскому пресветлому величеству, такожде и вашему архипастырству, зверхнейшему церкви Божия кормчию и христолюбивых людей наставнику, бью челом, прилежно о сем моля, да ваше архипастырство, убогия тоя епархии не презирая, устрояя же ей полезная, изволиши в ту епархию освятити архиепископа и подати пастыря, сего добродетельнаго, вашему архипастырству сведомаго, а нами избраннаго, мужа, пречестнейшего архимандрита Елецкого Черниговского Феодосия Углицкаго, мужа поистине чести и власти тоя достойна, довольна суща еже управляти вверенную себе паству; словом премудра, житием полезна, от юности во иноческом чину добре поживша, в божественных книгах искусна и могуща наставляти словесные Христовы овцы на духовную пажить; сему, ваше архипастырство, превысокую свою отеческую архипастырскую милость яви, на сем свое благословение рукоположи, сего Чернигову пастыря постави».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гетман Мазепа не присутствовал на погребении почившего архиепископа Лазаря Барановича, так как он был удержан попытками султана Нурадина с крымскими ордами и султана Онита с белогородскими и ногайскими татарами вторгнуться в пределы Малороссии. Похоронив архиеп. Лазаря, св. Феодосий счел нужным лично побывать у гетмана Малороссии и разделить с ним скорбь о великой потере. С этою целью он отправился в Батурин, где тогда был гетман. Оба одновременно в начале декабря 1693 года послали из Батурина иеромонаха Пахомия, писаря Александра и некоторых других лиц в Москву с донесением царям и патриарху о кончине и погребении преосвященного Лазаря. В своем донесении царям архиепископ Феодосий Углицкий, между прочим, просил, чтобы они не лишали его царской милости. Гетман Мазепа с своей стороны писал великим государям, что он «о преставлении преосвященнаго Лазаря Барановича, архиепископа Черниговского и Новгородского, имел... со старшиною и с полковниками сетование и печаль, а ныне имеет утешение и отраду, что по кончине онаго в неотложном времени тот архиерейский престол восприял богомолец преосвященный Феодосий Углицкий архиепископ Черниговский и Новгородский, который своими добротами может украсить Церковь и благоразсмотрением устроити дел правление». Подобные листы от архиепископа Феодосия и гетмана Мазепы были переданы через тех же послов и патриарху Адриану. Св. Феодосий доносил ему, что «боголюбезный преосвященный Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский и Новгородка, течение в старости жизни своея сконча, успе о Господе в месяце сентемврии 3-го дня», и просил прислать ему ставленную грамоту «во утверждение и извещение хиротонисания и избрания» во архиепископа Черниговской епархии. О том же, вероятно, просил в своем письме к патриарху и гетман Мазепа, который был весьма расположен к святителю Феодосию. Послы из Малороссии в Москве были приняты весьма милостиво, и все просьбы были исполнены. Св. Феодосий в начале 1694 года был обрадован следующим приятным ответом великих государей, принесенным из Москвы возвратившимися послами: «мы, великие государи, наше царское величество, по вышеписанному челобитью твоему изволяем тебя, богомольца нашего, преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского и Новгородского, иметь в милости нашей государской – в таковой, в каковой был и преставльшийся предок твой, преосвященный Лазарь Баранович».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При восстановлении в 1943-1947 гг. Петропавловская ц. была перестроена и приспособлена под театр. В 50-х гг. в ней размещался Драмтеатр им. Т. Г. Шевченко, позднее - Театр юного зрителя, филармония, ЗАГС и до 1992 г.- спортивный клуб «Динамо». В просторном обеденном зале, примыкающем к церкви с зап. стороны, располагалась Б-ка им. В. Г. Короленко с читальным залом, а позже на нек-рое время сюда был перенесен обл. архив. В домике свт. Феодосия (Углицкого) после 1945 г. жили семьи, а позже размещался художественно-рекламный комбинат Управления культуры. После войны в Успенском храме, в юж. приделе, где имелись фрески, хранили соль, пагубно повлиявшую на сохранность росписи. Затем древний собор был превращен в склад запчастей и металлолома. В 1961-1962 гг. Успенский собор с колокольней реставрировался межобл. специальной научно-реставрационной производственной мастерской. 1991-2008 гг. По ходатайству митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на основании решения Черниговского облисполкома от 31 дек. 1991 г. «О передаче памятника архитектуры Республиканского значения сооружений Елецкого Успенского монастыря в г. Чернигове Епархиальному Управлению Украинской Православной Церкви» Черниговский гос. архитектурно-исторический заповедник 20 авг. 1992 г. передал в бесплатное пользование УПЦ МП постройки Е. м.: Успенский собор, колокольню XVII в., сев., вост. и юго-зап. келейные корпуса, дом свт. Феодосия, ограду. В 1992 г. Е. м. был открыт, 19 авг. 1992 г. в Петропавловском храме состоялось 1-е богослужение. Настоятельницей Е. м. стала игум. Феодосия (Сорока), с 1996 г.- игум. Амвросия (Иваненко), знавшая старца Лаврентия (Проскуру). Восстановлены Успенский собор (заново освящен 28 авг. 1998), Петропавловская ц., колокольня, вост. кельи, оборудованы швейная, золотошвейная, иконописная мастерские, просфорная, устроено подсобное хозяйство, на склоне Лесковицкой горы разбит небольшой огород. Чудотворная Елецкая икона Божией Матери 1 апр. 1999 г. была возвращена из Черниговского исторического музея в обитель. В Петропавловском храме с 1997 г. хранится ковчежец с частицами мощей свт. Димитрия Ростовского, Черниговских свт. Феодосия (Углицкого) и прп. Лаврентия (Проскуры). По благословению митр. Антония еще в 1996 г. заведен особый обычай празднования памяти св. Феодосия Черниговского с торжественным обнесением мощей по св. храмам, где служил подвижник. В авг. 1998 г. в Е. м. пребывала икона Божией Матери «Призри на смирение», чудесно отобразившаяся на стекле в 1993 г. в киевском Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189789.html

После сего Митрополит возвратился в свои покои. К обеденному столу его были приглашены старшее духовенство и многие гражданские лица. Колокола во всем городе звонили целый день и разносили духовно-радостное торжество по окрестностям». XIX. Описание открытия мощей св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского  (Из Церковных Ведомостей, издаваемых при св. Синоде, 14 Сентября 1896-го года, 37, стр. 1332–1336). «5-го Сентября в пещере Борисоглебского собора, после установленного молебствия, преосвященные Антоний, епископ Черниговский и Нежинский, Питирим Новгородсеверский, кафедральный протоиерей, ключарь и иеромонах Киево-Печерской лавры Алексий совершали переоблачение мощей святителя и чудотворца Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Когда с мощей было снято облачение, в котором они покоились двести лет, духовенство нашло на мощах святителя нетленно сохранившиеся шейный крест на шнурке, носимый монашествующими на раменах параман с отпечатанными на шелке орудиями страданий Христа Спасителя. Мощи святителя были облачены в благолепное архиерейское облачение из белой парчи с вышитыми золотом цветами. Панагия и митра возложены на святителя те самые, которые были на нем при погребении в 1696 г. По переоблачении мощи возложены на доску, обитую желтым с цветами шелком. Для мощей приготовлен новый кипарисовый гроб, обитый желтой шелковой материей. В двенадцать часов дна благовест в кафедральном соборе и во всех церквах города созвал народ в храмы. Торжественную панихиду в Спасо-Преображенском соборе служил епископ Питирим с духовенством. Собор был переполнен; множество богомольцев стояли в ограде храма. При поминовении патриарха Адриана, совершавшего хиротонию святителя Феодосия во епископа, благочестивейших Государей и Государынь от Императора Петра I до Александра III включительно, родителей святителя Феодосия – иерея Никиты и Марии, а также всех почивших архипастырей Черниговских, – народ стал на колена. Богослужение производило на всех?» трогательное глубоко-религиозное впечатление. Среди богомольцев было немало больных, калек и слабоумных, искавших исцеления у мощей святителя. Стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось. Гостиницы были все заняты; богомольцы располагались на ночлег близ соборов на открытом воздухе и на бульваре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«И поставлен во архиепископы, – говорится в вышеуказанном документе, – он, Феодосий, при бытности государей, в 11 день». Таким образом, на третий день после наречения, т. е. 11-го сентября, св. Феодосий Углицкий, вручив клятвенное обещание, собственноручно подписанное, «господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому, и всея России и всех северных стран патриарху», был хиротонисан во епископа в Успенском соборе в присутствии самих государей, при чем он тогда же был возведен и в звание архиепископа. По рукоположении св. Феодосия, патриарх Адриан не нашел возможным выдать ему ставленную грамоту, потому что на Черниговской кафедре был еще жив архиепископ Лазарь Баранович. Святитель Феодосий не хотел ехать без утвердительной грамоты и обратился к царям с тою же просьбою дать ему напрестольную грамоту в подтверждение его святительских прав. Таковая грамота 28-го сентября 1692 года была выдана св. Феодосию от имени государей за подписью думного дьяка Емелиана Украинцева и с царской сургучной печатью в серебряном позолоченном футляре. В ней говорилось о том, что, по просьбе гетмана Мазены и всего войска запорожского и по их выбору, архимандрит Феодосий Углицкий посвящен в архиепископа, как «муж добродетельный, в духовных правлениях искусный и великим государем радетельный», и посвящение совершено патриархом Адрианом вместе с многими архиепископами в Успенском соборе, в присутствии самих великих государей. Подтвердив далее в той же грамоте прежние права Черниговской архиепископии, равно как и право первенства ее между великороссийскими архиепископиями, цари относительно трех протопопий – Глуховской, Конотонокой и Борзенской – повелели, чтобы «к Черниговской епархии ныне и. впредь тем протопопиям не быть», а указали, по челобитью митрополита Варлаама Ясинского, «быть по прежнему, как изстари бывало, при митрополии Киевской». «А ему, богомольцу нашему, преосвященному Феодосию, архиепископу Черниговскому и Новгородскому (т. е. Новгородсеверскому), – говорилось в той же грамоте, – и по нем будущим архиепископам Черниговским, со всем причтом духовным Черниговской архиепископии, по прежнему нашему царского величества указу, быти под благословением» и послушанием, во Святем Дусе, у отца нашего и богомольца, святейшего кир Адриана...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако святитель, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдалённом Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящён в сан иеромонаха. В 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Каневском районе Киевской епархии. В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разорённый униатами, к должному благоустроению. Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своём монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году. Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители – иеромонаха Иова (Опалинского). В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинён Мефодием (Филимоновым; † после 1668), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича. Вскоре на долю игумена Феодосия выпала новая неприятность дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении. Особо оценил духовные дарования святителя Феодосия преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности». Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича) , возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря. 5 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребён в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе. Во время жизни своей, подвигом добрым подвизаясь, святитель Феодосий достиг высоты христианской любви, которая никогда не престает ( 1Кор. 13:8 ) и которую ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее не может отлучить ( Рим. 8:39 ). Если она, эта любовь во Христе, во время земной жизни святителя выражалась в душепопечительстве о своей черниговской пастве, то теперь она проявляется в многочисленных чудотворениях, оказываемых просящим у него с любовью, верою и благоговением небесного предстательства. 200 лет тело святителя Феодосия пребывало в сыром склепе, не подвергшись тлению. Одним из первых проявлений его предстательства после блаженной кончины было исцеление тяжело заболевшего преемника, архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича) . «Служи завтра, и будешь здоров», – сказал святитель Феодосий Иоанну, явившись последнему во сне. Выслушав с вечера в постели всенощную и правило к служению, Иоанн утром встал здоровым и совершал литургию. Святитель Иоанн (Максимович) построил над гробом святителя Феодосия кирпичный свод, на котором была сделана хвалебная надпись в стихах в благодарность за чудесное избавление от тяжкой болезни. Многочисленные чудеса у гроба святителя Феодосия утверждали у всех веру в святость почившего. Первоначально эти случаи благодатной помощи жили только в благодарной памяти народной. Лишь с 1835 года их начали записывать. Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший Синод не спешил с решением этого вопроса, и лишь в 1896 году, когда по поручению Синода было тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев позднейших чудотворений, когда было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря, святитель Феодосий был торжественно причтён к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но архиепископ Лазарь внезапно в конце Мая 1688 года отправил свой ответ в Москву, не входя в соглашение с митрополитом Гедеоном. Феодосий Углицкий, знавший мнение архиепископа Лазаря и даже помогавший ему при ответе, теперь невольно должен был сделаться руководителем в составлении ответа патриарху Иоакиму от митрополита Гедеона. По поручению и просьбе участников собора св. Феодосий даже составляет ответную патриарху грамоту, «доводне показуючи, (что) не имеет быти той собор (Флорентийский) законным, каноническим собором». Строго-православный взгляд архиепископа Лазаря и его сотрудника Феодосия Углицкого, выразившийся в ответных грамотах патриарху Иоакиму, должен был оправдать южнорусскую церковь от обвинения в уклонении от православия и рассеять ложное представление о Малороссии, как стране наполненной ересями. Для нас факт участия св. Феодосия Углицкого в составлении ответной грамоты патриарху Иоакиму по вопросу о Флорентийском соборе имеет то важное значение, что здесь Феодосий Углицкий является, как видный богослов своего времени, руководивший мнением даже целого собора из представителей киевского духовенства. Но в Москве не удовлетворяются полученными ответами, потому что они почти не касались волновавшего Москву вопроса о времени пресуществления Св. Даров. Патриарх снова обратился с грамотами к Гедеону, Лазарю и Варлааму и предложил им высказать свой взгляд на учение о пресуществлении Св. Даров и на книгу «Выклад о Церкви святой и о службе» Феодосия Сафоновича, где изложено было латинское учение по данному предмету. Из Киева долго не посылают ответа и патриарх Иоаким даже упрекал за это митр. Гедеона. Когда ответы были получены в Москве, то патриарх не нашел в них полного согласия с принятым в Москве учением о времени пресуществления Св. Даров. Патриарх тогда настоятельно требует, чтобы прислали свое согласие с православным учением о времени пресуществления Св. Даров и грозит, что в противном случае будет жаловаться четырем патриархам; вместе с тем он предложил митрополиту Гедеону прислать в Москву для переговоров «мужа смиренномудра, приискренно Восточные Церкви сына, ведуща известно писания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале 1850 года, Св. Синодом было сделано первое распоряжение произвести расследование ходивших повсюду известий об исцелениях по молитвенному ходатайству св. Феодосия. По поручению тогдашнего Черниговского архиепископа Павла (Подлинского), расследование производил ректор местной семинарии, архимандр. Симеон. Посылая в Св. Синод описание подтвержденных расследованием случаев чудесных исцелений, благодатною помощью св. Феодосия, больных, немых, глухих, слепых, одержимых беснованием и пр., преосв. Павел доносил, что вследствие этих чудес к святителю обращаются не только православные, но даже католики, лютеране и раскольники благоговейно чтут нетленно почивающие св. мощи. В октябре 1857 года проездом через Чернигов воздали благоговейное поклонение гробу св. Феодосия Их Императорския Величества Государь Александр Николаевич и Государыня Мария Александровна. С 1869 года при Черниговском епископе Серапионе стали особенно торжественно праздновать день преставления святителя Феодосия. Каждый год 5-го февраля, в этот приснопамятный для Чернигова день, епископ совершал в Борисоглебском храме заупокойную литургию, при молитвенном участии соборного причта, а потом панихиду, при сослужении всего городского духовенства. В конце панихиды владыка сходил в пещеру к мощам святителя, совершал пред ними литию и поклонялся со воем духовенством. В последние годы имя святителя Феодосия, как великого угодника Божия, защитника от бед и напастей, избавителя от всякого злого обстояния, известно было положительно по всей России, и, хотя при гробе св. Феодосия совершались лишь панихиды, но в народе ему воздавалось почитание, как бы уже прославленному святому. Вот что писал об этом в 1891 г. кафедральный прот. Черниговского собора о. Иоанн Платонов, постоянный свидетель горячего почитания богомольцами св. Феодосия: «Православный народ, во всех сословиях, глубоко верует в действительность ходатайства святителя Феодосия пред Господом Богом; тысячи богомольцев, из отдаленнейших даже мест нашего отечества, с особенным усердием ежегодно стекаются в Чернигов на поклонение мощам святителя Феодосия Углицкого, изливают пред ним, как дети пред отцом, свои молитвы и с умилением веры лобызают его благословляющую десницу. Жители же Чернигова, христиане, почитают своим непременным долгом во всех случаях семейной и общественной жизни, во всех предприятиях и начинаниях попросить благословение Феодосия, а потому и в радости, и в горе каждый и каждая из них спешит к раке честных мощей сего небесного покровителя Чернигова. В домах своих пред изображением святителя возжигаются ими лампады; имя святителя с благоговением и надеждою произносится над одром болящего члена семьи; к нему же стремятся чувства признательности облагодетельствованных его святым заступничеством».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010