При религиозности русского народа это разделение является весьма существенным обстоятельством для народной совести и влечет за собою нечто в роде безмолвного, непрекращающегося суда одной стороны над другой, т.е. православных и старообрядцев. Этот народный суд явно сказался во время отрывания трупов погибших сектантов, когда тысячи зрителей своими массами запрудили Терновские хутора, и когда сотни изумленных лиц, собравшихся на крышах, деревьях, возвышенных местах, устремили взоры свои на страшную картину откапывания трупов. В собравшейся толпе слышались угрозы, раздавались проклятия; в настроении тысяч присутствующих сказывалось строгое осуждение не только Терновским сектантам, но и всему расколу. Это осуждение принимали на свой счет не одни Терновские обитатели, но и многочисленные представители других раскольнических толков и согласий, присутствовавшие при открыли трупов. Они чувствовали тяжесть события, которое ложилось укором на весь раскол без различия его партий. Таким образом разделение русских людей на старообрядцев и православных не остается без серьезных психологических последствий; оно способно колебать настроение народных масс в особенности среди событий исключительных. Успех и подъем духа у одних может вызывать противоположный чувства у других. И в самом деле многие события в церковной жизни православных вызывали у старообрядцев то фанатизм и озлобление, то упадок духа и скорбь. Скорбь, печаль, упадок духа и неразлучная с ними наклонность к самоубийству появляются именно у лучшей части раскольников, у людей с нежной душой, для которых рознь по высшим вопросам жизни является источником глубокого страдания, истинной мipoboй скорби. В этом смысле и торжество 9 сент. не могло остаться без влияния на старообрядцев. Таким образом, церковное торжество 9-го сентября произвело значительное впечатление на народные массы впечатление весьма неодинаковое для православных и для старообрядцев. По понятиям народной совести, открытие мощей Феодосия Углицкого явилось событием, оправдывающим одну сторону и осуждающим другую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В то время она, О., имела обыкновение каждый день, после обеда, пить чашку кофе. Готовила, наливала и всегда подавала ей кофе упомянутая дворовая крестьянка. Прежде она не замечала вредного действия на нее кофе, но потом, с некоторого времени, стала чувствовать после употребления боль в желудке, кружение головы и некоторые судороги в теле. Не зная, чему приписать появление в себе таких болезненных симптомов, она обратилась с молитвою к святителю Феодосию Углицкому об открытии причины болезни. Вскоре за сим дворовая крестьянка, по обыкновению, после обеда подносят ей на подносе чашку кофе и на дороге роняет что-то, завернутое в небольшую бумажку. Госпожа, обратив внимание на эту упавшую бумажку, указывает прислуге и требует от нее, чтобы она подняла и подала ей. Прислуга, увидев зловещую бумажку, смешалась, покраснела и не знала, что делать; но, по настойчивому требованию госпожи, подала ей эту бумажку. В ней оказался мышьяк, который служанка, по ее признанию, понемногу подсыпала в кофе для своей госпожи. Таким образом открыта была истинная причина болезненных припадков посредством молитвы к святителю Феодосию Углицкому. После этого прислуга удалена была из двора, и госпожа долго еще жила. Рассказав преосвященному обстоятельства, при которых открылась причина ее болезни, О. присовокупила, что она приписывает это открытие чудесному заступничеству, явленному святителем Феодосием Углицким. «После этого открытия причины болезни, добавила она, я была в Чернигове, слушала панихиду пред гробом святителя, в благодарных чувствах приобрела себе его образ и храню его в своей спальной комнате, где постоянно молюсь пред ним». 40) В 1876 году получила чудесное исцеление от святителя Феодосия жена дворянина Марфа Светлова. От сильной простуды она заболела тифом, следствием чего было воспаление легких и нарыв на печени. Приглашенные доктора не приносили никакого облегчения. От долгого лежания у ней образовались пролежни на обоих боках. Наконец появилась опухоль кругом горла – самый опасный признак печального исхода тифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27 Liell. Die Darstell. d. Jungf. Maria auf d. Denk. d. Katak., 115–197. Kraus, F. X. v. Orans, Real-Encyklop. d. chr. Alt. 1882–6. 35 Олицетворение церкви в Барберинском свитке Exultet в образе жены, поддерживающей обеими руками своды храма, должно быть сопоставлено с образом «Софии Премудрости Божией», как она изображается в греческой псалтыри, например, в миниатюрах Супрасльской псалтыри и Углицкой. 36 67–2 В атласе Вильперта «Оранты» сгруппированы на таблицах: 43, 45, 57, 60, 61, 62, 64, 69, 80, 84, 88, 90, 110, 111, 112, 117, 118, 119, 120, 160, 163, 174, 175 и др. 38 ΠΙΣΤΙΣ πντη δε προγε ΚΑΙ ΠΑΡΗΘΗΚΕ τρον ΠΑΝΤΗ ΙΧΘΥΝ Απ πηγς ΠΑΝ ΜΕΓΕΘΗ ΚΑΘαρν ν ΕΔΡΑΞΑΤΟ ΠΑΡΘενς γν ΚΑΙ ΤΟΥΤΟΝ ΕΠΕδωε ΛΟΙΣ ΕΣΘειν δι παντς ονον χρηστν χουσα ρασμα διδοσα μετρτου. 43 Важнейшее свидетельство паломницы (Сильвии-Эферии) конца IV века о подруге Марфане, чтившейся на Востоке, жившей «у св. Феклы» (Селевкия в Исаврии), для управления «monasteria apotactitum seu virginum». Паломница была, вероятно, до «запрещения» апотактитов в силу указа Феодосия 381–3 гг. 44 Орарь у Дардания на надгробной плите V века в музее Алауи в Тунисе: Saglio, Dict. d. ant. clas., v. Orarium, fig. 3425 (рис. 54). 45 Garrucci. Vetri ornati di figuri in oro, 1864; его же: Storia d. arte cristiana, III, 1896. Vopel, H. Die altchristlichen Goldgläser, 1899; по списку в этом последнем трактате, всего набралось (с кусками) 496 номеров (стр. 96–113). 48 Reinach, Sal. Répertoire de la statuaire, 1908, II, p. 654–6, 660–1. Saglio. Dictiounaire, v. Adoratio. 52 Duchesne. Origines du culte chrétien, V-e éd. 1909, chap. XIV: La bénédiction nuptiale. В IV веке главный обряд velatio conjugalis, и во Франции срв. обычай держать над брачующимися покрывало (pallium, poêle). Ритуал от римского flammeum – покрывала (красного цвета, ср. пурпурный мафорий), откуда: nubere, nuptiae, obnubilatio capitis. Ibid., chap. XIII – La consecration des vierges, p. 426–34: обряд – velatio, но покрывало в молитве называлось pallium (=мафорий), и в конце читалось: ut maneas sine macula sub vestimento sanctae Mariae matris Domini.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   «Молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского открыт по распоряжению и благословению... экзарха Грузии Высокопреосвященнейшего Владимира в районе г. Тифлиса, заключающем в себе Колючую, Артиллерийскую и Московскую балки, Хлебную горку, а также Грузинский и Габаевский переулки. Причиной к его открытию послужил крайний упадок религиозно-нравственной жизни православных обитателей данной местности, из которых большая часть принадлежит к бедному рабочему люду, лишенному в свободное от труда время возможности иметь какие-либо разумные развлечения и отдающемуся вследствие этого праздному и губительному разврату во множестве находившихся здесь кабаков, пивных и тайных притонов... Дошло до того, что по Колючей Балке не было возможности (в особенности для женщин) пройти даже днем, в праздники же дело становилось еще хуже, так как непечатная брань и самые грубые оскорбления угрожали всякому, рискнувшему проникнуть в эту забытую балку. Невыносимые условия существования побудили многих домовладельцев этой несчастной местности обратиться в 1896 году в Городскую управу с просьбой об уменьшении числа кабаков, ограничении разврата и улучшении санитарного состояния. Торжественное открытие молитвенного дома состоялось 8 декабря 1896 года после литургии, совершенной в Иоанно-Богословской церкви отцом инспектором Тифлисской Духовной семинарии иеромонахом Гермогеном в сослужении отца Н. Покровского. По окончании литургии из церкви направился в Колючую Балку крестный ход, который был сопровождаем массой прихожан, сочувственно относившихся к этому доброму делу. По прибытии на место, в дом г-жи Зосиберг, предоставившей бесплатное помещение для устройства молитвенного дома, торжественно был отслужен молебен с водоосвящением святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу. Здесь же отцом Гермогеном произнесено было... слово о духовной благотворительности и духовном врачевании. Таким образом, религиозная и нравственная жизнь была теперь возжжена в самом мрачном уголке г. Тифлиса, но скромное помещение в две комнаты очень скоро оказалось недостаточным для служения всем нравственным нуждам населения, и в том же здании постепенно, с благословения Владыки-экзарха были наняты еще пять комнат, а именно: одна для помещения церковника (он же и псаломщик и оберегатель молитвенного дома), другая для бесплатной народной читальни и библиотеки, третья для иконописной мастерской, четвертая и пятая для временного приюта и призрения крайне бедных и больных.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

«В одиннадцатом веке», пишет в «Вопросах философии и психологии» Лахтин, «бесоодержимость представляла собой явление редкое, если не прямо исключительное» 51 . «На Стоглавом же соборе 1551 года беснование обсуждалось, как явление широко распространенное и общеизвестное» 52 . Таким образом, ставить беснование в непосредственную связь с суевериями невозможно. Такая попытка не может быть оправдана фактическими данными. Кроме всего этого должно сказать еще вот что. Описание болезни бесноватых, сделанное евангелистами и многими опытными психиатрами, не позволяет нам считать эту болезнь обыкновенной историей. 1). Прежде всего следует обратить внимание на величайшую ненависть бесноватых к святыне. Мы уже из евангелия знаем, что как только бесноватые встречались с Иисусом Христом, как с ними начинались жестокие припадки. «Как скоро бесноватый», повествует ев. Марк 53 , «увидел Христа, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Мы сами наблюдали, как бесноватые ведут себя неспокойно вблизи какой-нибудь святыни. Так, во время открытия св. мощей Феодосия Углицкого, в г. Чернигов привезли великое множество больных, в том числе несколько и бесноватых. Они лежали на полу, вблизи раки со святыми мощами. И находились все время под присмотром четырех довольно сильных и крепких человек, которые держали их за обе руки и ноги. Лежали они большей частью тихо, спокойно, как бы во сне. Но, как только их захотят приложить к святым мощам, они начинают биться, кричать, хулить св. угодника, упираться и т. д. Но, замечательно, после того, как бесноватых, вопреки их воле и желанию, приложат к святителю Феодосию, они сразу приходят в себя и припадок прекращается. Затем, когда по окончании церковной службы их выносили из храма, они не оказывали никакого сопротивления и противодействия. Факт весьма замечательный. С точки зрения точной науки, он совершенно необъясним. Для нас же, верующих христиан, он вполне понятен и возможен. Особенное беспокойство испытывают бесноватые во время литургии верных, когда совершается евхаристия. М. Лахтин, производивший наблюдения над интересующими нас больными, так описывает поведение бесноватых в великие моменты св. литургии. «Яков велел ей чаще причащаться и она (больная) это исполняла. Но всякий раз, ее при этом «ломает». Во время «Иже херувимы» ей корчит руки, она вся синеет, – «людям видно». За выносом ее трясет; потом, когда дети причащаются, она терпит, а как сама станет подходить к чаше, так ударяет ей в голову, – от лба к затылку, – она начинает плакать, рыдать и наконец, «ничего не помнит». Ее к чаше подводят насильно» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Романов позаботился произвести впечатление на посла императора Рудольфа: все члены комиссии являлись на переговоры в роскошных одеяниях из золотой парчи («золотные» наряды были потом излюбленными при дворе Романовых); ненужные в помещении шапки, сделанные на один манер — белая тафта, на ладонь ширины шитая жемчугом и каменьем, они держали в руках. С годами быстрое возвышение Романова стало все сильнее заботить Годунова. Федор Никитич продолжал играть роль беззаботного юноши, воспринимающего свое положение как должное, но он был слишком близок к трону, который рано или поздно должен был опустеть. До 1592 г., пока Годунов надеялся на появление у Федора Ивановича наследника — своего племянника, он заботился лишь о сохранении за собой реального правления страной. Наконец царица Ирина Федоровна родила дочь Феодосию — Годунов, не растерявшись, бросился искать ей партию среди европейских государей. Но Феодосия в следующем году скончалась, надежды на продолжение династии стремительно падали, и вопрос о судьбе трона вставал все острее. Между тем очевидное властолюбие Годунова вызывало все большую неприязнь и подозрения. Поговаривали даже, что Борис сам отравил царевну Феодосию, как в 1591 г. по его приказу зарезали сводного брата царя Федора, царевича Димитрия Углицкого. Дальнейшее возвышение Романова могло оказаться для мечты Годунова о престоле роковым. В 1596 г. Федору Никитичу не удалось отвертеться от назначения боевым воеводой — в полк Правой руки. Особых опасностей не было, армия простояла без дела, но стойкое нежелание Романова занимать подобные должности оправдалось незамедлительно. Должности в войске (исключая дворовых воевод, назначавшихся по желанию царя) издавна были яблоком раздора среди знати, «усчитывавшей» все назначения представителей видных родов относительно друг друга. Не приведи Господь было занять место ниже положенного и тем нанести вечную «поруху» родовой чести, «утянуть» с собой вниз весь род! Как по заказу дальний родич Романова Петр Шереметев, поставленный третьим воеводой Большого полка, по хитрым местническим расчетам заявил себя оскорбленным назначением Федора Никитича вторым воеводой второго по значению полка Правой руки. Бив челом «в отечестве о счете», Шереметев демонстративно не явился целовать руку царю, наказа (задания) не взял и на службу не поехал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

(Извлеч. в сокр. из брош.: Новые чудеса святителя Феодосия Углицкого. Изд. «Мис. обозр.».) 7. Чудеса, бывшие при совершении св. таинств 1. Неповторяемость крещения    Церковный историк Сократ повествует об одном необыкновенном случае, которым Промысл Божий чудесно засвидетельствовал неповторяемость таинства святого крещения. Один из иудеев, обратившись по наружности в христианскую веру, сподоблен был благодати св. крещения. Переселившись потом в другой город, он совершенно оставил христианство и жил по иудейскому обычаю. Но, желая ли посмеяться над верою Христовою или, может быть, прельщенный выгодами, которые христианские императоры усвояли иудеям, обращавшимся ко Христу, он вторично дерзнул просить себе крещения у одного епископа. Епископ, не ведая ничего о лукавстве иудея, по наставлении его в догматах Христовой веры, приступил к преподанию ему таинства св. крещения и велел наполнить крещальню водой. Но в то время, как он, совершив над купелью предварительные молитвы, готов был уже погрузить иудея в ней, вода в крещальне мгновенно исчезла... Тогда иудей, обличенный самим небом в святотатственном намерении своем, в страхе простерся пред епископом и сознал пред ним и всею церковью свое лукавство и свою вину. (Из «Воскр. чт.», 1851 г.) 2. Рассказы о чудной перемене, производимой в людях возрождающей силой св. крещения    а) Разительный пример перерождающей силы веры представляет ап. Павел. «Прежде он был горяч и вспыльчив — теперь он только мужествен и решителен; прежде был склонен к насилию — ныне могуч и предприимчив; некогда без удержу ратовал против всего, что заслоняло ему дорогу, — ныне он только стоек; некогда был дик и мрачен — ныне только серьезен; некогда жестокосерд — теперь только строг; некогда жестокий ревнитель — ныне только богобоязнен; некогда был замкнут, недоступен для сочувствия и сострадания, — ныне знаком со слезами; прежде он не знал друзей — теперь собрат людей, доброжелателен, обязателен, сострадателен, но не слаб — всегда представляет собой величие, среди грусти и скорби, мужествен и благороден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Представители духовенства также передали в Москву свою небольшую записку, в которой говорилось следующее: «Мы, духовенство архиепископии Черниговской, игумены и протопопы и все той епархии, желаем имети себе за архиепископа по архиепископе Лазаре Барановиче вместо наследника архимандрита Елецкаго Черниговского Феодосия»; и затем следовал в записке целый ряд подписей. Со всеми этими письмами в 1692 году 24-го июля приехал в Москву Феодосий Углицкий и немедленно явился с ними к царям и патриарху. Выраженное в этих письмах общее желание – видеть архимандрита Феодосия в сане архиерея Черниговской епархии на первых порах поставило патриарха Адриана в большое затруднение. Собственно против удостоения св. Феодосия епископского сана всероссийский патриарх не мог иметь и, действительно, не имел ничего. Но вся причина затруднения заключалась в том, что архимандрита Феодосия просили поставить Черниговским архиепископом в то время, когда еще был жив прежний архиепископ, который при том ходатайствовал о назначении себе преемника, но и сам не отказывался совершенно от управления делами епархии. Таким образом Черниговской архиепископии предстояло одновременно иметь двух архиепископов с равными правами и властию. Неудивительно поэтому, если в Москве было «сумнение и разглагольство» по поводу необычайного ходатайства Черниговского архиепископа и малороссийского гетмана. Такое явление выходило из обычного порядка вещей и даже прямо противоречило каноническим постановлениям. Из сохранившегося и напечатанного «хода дела о поставлении в Москве Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского» видно, что прежде всего была сделана справка, когда и в какие епархии должно поставлять епископов. Оказалось, что возможно поставлять только в следующих случаях: «первое, на вдовствующие престолы, идеже умрет архиерей; второе, и вновь где будет возможно архиерейскому престолу быти, ради пользы и духовного правления людей Божиих; третие, аще коего престола архиерей за кую-либо свою немощь, или за многолетню болезнь писанием отречеся престола своего...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1824 г. при гробе святителя совершилось чудесное исцеление Черниговского купца раскольника Горбунова. Горбунов обратился в православие и в память чудесного исцеления своего на собственные средства соорудил для нетленного тела святителя новую посеребренную, а местами вызолоченную медную раку. Второй гроб святителя при этом был сдан в соборную ризницу, где и хранится до сих пор. Благодатные исцеления, полученные от св. Феодосия Углицкого по молитвам верующих, обращавшихся к нему о помощи, не передавались печати и не заявлялись кому следует, почему в прежнее время и не велась о них запись. Протоиерей Черниговского собора П. Шишов, служивший при Борисоглебском соборе с 1812 г. по 1852 г., пишет, что благодатные опыты исцеления от святителя Феодосия Углицкого незаписаны потому, что не было распоряжения об этом начальства. Но затем тот же протоиерей Шишов в своей записке от 1834 года пишет: всем, особливо же священству собора известно, сколь частые и многоразличные проистекали исцеления и чудеса от нетленных мощей в Бозе почившего преосвящейшейшего Феодосия Углицкого, в соборе погребенного, о которых некоторого времени самими Черниговскими архипастырями приказано было собирать сведения и хранить в соборной ризнице, каковых уже и собрано от самих исцелявшихся или их родственников не мало. Формальная запись благодатных опытов исцеления, полученных от святителя Феодосия Углицкого, начинается с 1835 г., с заявления священника Стефана Андреева. В скором времени появляются в печати и краткие очерки жития и повествования о чудесах сего святителя. Первым составителем краткого жития свят. Феодосия (в 1856 г.) является иеромонах Никодим, бывший преподаватель богословских наук в Черниговской семинарии. Обильное стечение богомольцев ко гробу св. Феодосия, при тесноте и неудобстве входа в пещеру, понудили в 1856 году пристроить к передней части притвора южной стороны Борисоглебского собора полукруглый придел с удобною лестницей в пещеру, а самую пещеру удлинить, расширить и сделать светлою 41 . Для симметрии устроен был такой же придел и с левой стороны притвора, предназначенный для кладовой. Гроб со св. мощами святителя, облаченного в митру, саккос и омофор, оставили на том же месте, где он поставлен был по его кончине; у гроба в ногах святителя поставили его святительский серебряный жезл, с надписью чернью: «Феодосий Углицкий». Над гробом святителя стало умножаться число лампад, пожертвованных различными лицами; из числа этих лампад две неугасимые.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вследствие такой продолжительной болезни, у мальчика зубы, какие вырастали, вслед затем портились и выгнивали, а на спине образовался нарост в виде горба, величиною в стакан. Такое тяжкое и продолжительное страдание дитяти, требовавшее постоянного за собою ухода, утомило и измучило всю семью нашу. В мае месяце прошлого года, по совету своих соседей, я принесла больного мальчика в пещеру к мощам святителя Феодосия, долго молилась святому угоднику Божию, попросила и священника, стоящего у гроба святителя. помолиться о больном. Священник отслужил у раки святителя молебен за болящего Ивана; с тех пор больной мальчик видимо начал поправляться и в настоящее время совершенно освободился от недуга; зубы у него выросли новые, горб исчез, и мальчик ходит совершенно здоровым». 61) Священник села Кузнецов, Суражского уезда, Черниговской губернии, Георгий Россинский, письмом от 28 августа 1892 года сообщил настоятелю Черниговского кафедрального собора, кафедральному протоиерею Иоанну Платонову, следующее трогательное повествование о проявлении над ним благодатного исцеления по молитвам к св. Феодосию Углицкому. «Дивен Бог во святых Своих»! В 1887 году, 14 ноября вечером, у меня заболели зубы, после того как я, напившись холодной воды, употребил горячую пищу. Со временем болезнь очень усилилась. Я в течение нескольких дней испытывал от нее разные средства, но облегчения не чувствовал. – В один вечер жена моя пригласила меня ужинать, и я сел за стол, но вкушать пищи не мог, по причине сильной зубной боли. Сидя за столом, я мысленно переносился к нетленным мощам святителя Феодосия Углицкого, которого считаю своим молитвенником пред Богом от юности моей, и умолял угодника Божия об исцелении меня от зубной болезни, обещая при том опубликовать о чудесном исцелении, если такое последует в скорости. – И что же? О, чудо! Меня при таком молитвенном размышлении бросило в жар, и зубная боль моментально прошла. Не вставая с места, я мысленно поблагодарил Бога и святителя Феодосия за чудесное исцеление и рассказал жене о случившемся, что она выслушала с умилением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010