Сентябрь, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Определение Святейшего Синода о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 115–119 По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение о порядке объявления во всенародное известие об открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского. Приказали: для всенародного объявления о предстоящем, 9-го сентября сего года, в гор. Чернигове торжественном открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, напечатать в 30 «Церковных Ведомостей» нижеследующий указ: «Память преосвященного Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5-го февраля 1696 г., благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха, для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его, и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита тобольского. Благодарный за своё исцеление, архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна, устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма, над гробом святителя Феодосия, каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, с верою притекающим к его гробнице в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления в православном народе возрастала и утверждалась всё более и более. О такой уверенности народа засвидетельствовал, между прочим, черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1889 г., на каковое свидетельство благоугодно было обратить Своё внимание в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Спасо-Ярославский. 2.      Богоявл. Ростовский. 3.      Борисогл. Ростовский. 4.      Тольгский. 5.      Алексеев. Углицкий. 6.      Покров. Углицкий. 7.      Адрианов. 8.      Спасо-Геннадиев. 9.      Андреев. Ростовский. 10.      Петров. Ростовский. 11.      Белогостицкий. 12.      Варницкий. 13.      Улейминский. 14.      Воскрес. Углицкий. 15.      Богоявл. Углицкий. 16.      Учемский. 17.      Арханг. Углицкий. 18.      Островский. 19.      Тройский. 20.      Ройский. 21.      Дорофеев. 22.      Рожд. Ростовский. 23.      Акакиев. 24.      Спасск. Ростовский. 25.      Яковлев Ростовский. 26.      Выксинский. 27.      Афанас. Ярославский. 28.      Александровский. 29.      Боевский. 30.      Вознес. Обнорский. 31.      Воскр. Обнорский. 32.      Рожд. Обнорский. 33.      Афанас. Моложский. 34.      Колесников. 35.      Богоявл. Углицкий. 36.      Барашский. 37.      Сотемский. 38.      Рябинин. 39.      Рыбинский. 40.      Дивногорский. 41.      Любимский. 1 Спасский, в Ярославле, основан великим кн. Константином Всеволодовичем около 1216 г. Архимандрия с начала XIV века. 3 июля 1787, именным указом, обращён в кафедру Ярославских архиереев. [VI, 225.] Игум. Прохор в 1311 хирот. в еписк. Ростовского. Архимандриты Пимен , около 1325. Варлаам , 1392. Трифон , 1461, 63. Христофор , 1463–66, 78, янв. 2. Тихон Малышкин 15 янв. 1489 хирот. в архиепископа Ростовского. Этого ли, или Ростовского? Венедикт , 1495–97. Иона (двое сего имени) 1505–43. Вассиан , 1548 и 49. Иосиф , 1550–54. Ефрем , 1559–64. На покое в Симонове мнтре упом. в 1567. Иосиф , 1564, а 18 мар. 1565 хирот. в еписк. Коломенского. Кирилл , 1565 и 66. Сильвестр , 1569 и 70. Корнилий 16 февр. 1571 перев. из Устьшехонского. Феодосий , 1574–85. Сергий , 1586–95. Антений , 1596 и 97. Феофил , 1598; † 1619. Симон , 1620. Никандр , 1621–50, мар. (sic). Лаврентий , 1650–54. Савватий (перев. из Борисоглебского?) 1655–66. Сергий 5 авг. 1666 перев. из Тольгского, а в исх. 1670 уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий, святитель, архиепископ Черниговский (Углицкий или Полоницкий-Углицкий) † 1696; память 5/18 февраля, 9/22 сентября Святитель родился в начале 30-х годов XVII столетия в Правобережной Украине. Происходил из древнего Дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нём впоследствии. Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный». Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец сороковых годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович; † 1693), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся учёные и пастыри: Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский, Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания . Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Историк Петров Н.И. предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование. По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном; † 1663), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Девятый день. Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский. (Обретение его св. мощей). (Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют). I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, честные мощи которого нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора, источая многочисленные чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкого благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. Ввиду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, – ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевского, и Антония, епископа черниговского и нежинского. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговского духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговского кафедрального собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самого тела святителя Феодосия, причем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся притом сухостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский (+ 1696) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 февр. в день преставления и 9 сент. в день обретения и перенесения мощей Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево-Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторгалась мирская суета шумного города. Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем, но его вскоре перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно разоренный войной. Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. В 1656 г. архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сент.) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодосий — тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря — был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником и возведен в сан архиепископа. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436904/

Воспоминание очевидца торжества открытия святых и многоцелебных мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского чудотворца, в г. Чернигове, 9-го сентября 1896 года Издавна благоговея к памяти угодника Божия, святителя Феодосия, Черниговского чудотворца, и будучи уверен в скором причислении его к лику святых Божиих, я еще в 1891 году составил ему акафист, который милостиво был принят в Боге почившим преосвященнейшим Вениамином, епископом Черниговским и Нежинским, причем Владыка просил меня потрудиться составить и бденную службу святителю Феодосию, которой в Чернигове не имелось, были только издревле составленные тропарь и кондак ему, по преданию, его преемником преосвященным Иоанном Максимовичем , архиепископом Черниговским, первым испытавшим на себе целебную помощь святителя Феодосия. В 1892 году составлена мною полная бденная служба святителю Феодосию, с сохранением в ней прежних тропаря и кондака, которая удостоилась весьма лестного отзыва от преосвященного Вениамина и некиим образом духовно сроднила меня с древним Черниговом и его благодатною святынею. Когда огласился указ Св. Синода об открытии мощей святителя Феодосия, 9 сентября 1896 года назначенном, я долгом своим почел приложить всё старание лично присутствовать при этом св. торжестве к тому же получил и форменное приглашение от преосвященного Антония, епископа Черниговского и Нежинского, давнего моего знакомца, непременно прибыть в г. Чернигов. И так, помолясь Богу, 2 сентября 1896 года, двинулся я в путь, сперва по Харьково-Сумской жел. дороге, потом по Курско-Киевской, до станции Круты, откуда идет уже особая ветвь прямо в г. Чернигов. Вагоны были переполнены публикою, все, ехавшею в Чернигов, среди которой шли благоговейные рассказы о многих исцелениях святителя Феодосия. Были несколько больных, которые ехали к нему в чаянии получить исцеление. Вообще настроение во всех было самое благоговейное, и обычная мирская болтовня в вагонах как-то мало была слышна. В Крутах пришлось посидеть часа три в ожидании черниговского поезда, но так как это было ночью, то, в полудремоте, время на этой небольшой станции прошло незаметно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-12-23 15:47:19 Владелец: beloy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Свт.Феодосий Углицкий,св.апостол Андрей Первозванный,Свт. Николай чудотворец Добавлено на опознание: 2012-12-23 15:46:14 Владелец: beloy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-12-23 15:46:04 Владелец: beloy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-12-23 15:45:42 Владелец: beloy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-12-23 15:45:20 Владелец: beloy Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Избранные святые Феодосий Углицкий, ап. Андрей Первозванный и свт. Николай Чудотворец. Добавлено на опознание: 2012-12-19 21:13:36 Владелец: Emnika Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась по наследству.Очень красивая,но старенькая. [Добавлено 2012-12-20 23:25:17]: Расскажите пожалуйста о ней.Была в доме прабабушки. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо за то,что уделили внимание моему вопросу, добавила надписи. Добавлено на опознание: 2012-12-11 22:11:04 Владелец: bika Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: хотелось бы знать название иконы и лики святых Ответов: 4. Последний ответ: огромное спасибо Добавлено на опознание: 2012-12-08 14:17:37 Владелец: Rik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: может здесь прочтете что там написано и скажете кто всё таки изображена на иконе. заранее огромное спасибо! Ответов: 2. Последний ответ: Надпись присутствует, не обрывается, но она слишком нечёткая,бледная. Если бы можно было её обвести тем же простым карандашом, а потом снова сфоткать, то, скорее всего, прочесть можно было бы. Добавлено на опознание: 2012-12-07 00:54:57 Владелец: vasya Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/75

Девятый день. Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский. (Образец истинного пастыря, представляемый жизнью святителя). I. Между другими наставлениями, какие заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истинного пастыря. II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебные и акафистные пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святого тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды. б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живого Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С раннего возраста он начал жизнь подвижническую, святую, – был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ – Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важные поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкого Гедеона на кафедре митрополита киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание Акафистов Религиозное чувство христианина, достигнув особой высоты и глубины, испытывает потребность высказаться, оно стремится излиться в слове. В христианской душе с поэтическими наклонностями оно изольется в священной песни. Современный верующий православный русский христианин-песнописец может излить свое молитвенное чувство в песнопении, стоящем вне круга тех церковных песнопений, которые положены на все дни года по Церковному уставу. Таким песнопением может быть акафист. И мы видели, что эта литературная форма молитвенно-поэтического творчества особенно усиленно разрабатывается верующими православными русскими песнопевцами. В нашем исследовании приведены выдержки из писем, посланных в цензурные комитеты авторами акафистов. Из этих выдержек можно видеть, что составление акафистов вызывалось глубокой потребностью христианской души выразить благоговейные чувства и благодарность Господу, Пресвятой Богородице или святым за полученные от них милости. Приведем еще несколько примеров. Представляя в духовно-цензурный комитет акафист свт. Феодосию Углицкому, автор объясняет причину составления его таким образом: «Около года тому назад мной сделана была попытка написать акафист свт. Феодосию, по обещанию, за избавление меня грешного от угрожавшей мне опасности». Другой составитель акафиста, тоже святителю Феодосию Углицкому, пишет: «Я сильно болел брюшным тифом, но предстательством (верую и исповедую) святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, у мощей которого в период моей болезни возносились молитвы о моем здоровье, я остался жив и в настоящее время чувствую себя здоровым. Питая великое благоговение к угоднику Божию, я возымел горячее желание написать похвалы в честь святителя Феодосия Углицкого». В письме при акафисте заупокойном, представленном в цензуру, автор его, священник Н. Т., указав со своей точки зрения возможность и смысл подобного акафиста, между прочим пишет: «Вем, воистинну вем, яко неудобно есть моему скудоумию пети и ткати песни, спротяженно стройно сложенные, и удобее бы любити молчание, яко безбедное страхом, но, взирая на св. апостола Павла, во устах коего не вязалось слово Божие и во узах, обретаюсь в благодушии, что и мой долг славить Бога не связуется моим состоянием и убогое скудное слово во славу Божию, аще и от неключимого раба, не поставится во грех . Взирая на отца верующих Авраама, после шестеричного вопрошения ко Господу Богу о многомилостивом помиловании грешников умолчавшего, и я по возвращении мне акафиста имею честь умолкнуть». [Далее он] прибавляет, что не принадлежит «к разряду тех, кои ищут явить имя свое мирови, а дерзнул побеседовать о Господе, во славу Богу, во спасение нуждающихся во спасении».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В.И. Ржевский 9-го сентября текущего 1896 года в городе Чернигове совершилось великое духовное торжество – открытие мощей вновь прославленного благодатиею Божиею, угодника Божия святителя-чудотворца Феодосия Углицкого Архиепископа Черниговского. Святитель Феодосий, живший во второй половине 17 века в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , был сыном священника Никиты и жены его Марии из дворян Подольской губернии по фамилии Углицких. Имея в Киеве родственников, он в молодости учился в Киево-Братской Богоявленской школе, где развил высокие качества своей души, получив задатки того высокого благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По окончании образования, он, по любви своей к подвигам благочестия, рано поступил в монашество в Киеве и митрополитом Дионисием Балабаном был поставлен сперва в архидиакона при Киево-Софийском соборе, впоследствии же настоятелем Корсунского монастыря в Коневском уезде Киевской епархии, где недолго настоятельствовал, будучи в 1664 году назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот незадолго перед тем был почти разорен униатами (поляками-католиками) и нуждался в своем устройстве, поэтому сюда требовался деятельный настоятель, и вновь назначенному игумену Феодосию предстояло много забот и трудов по внешнему и внутреннему благоустройству его. Святитель Феодосий, ревностно исполняя свои обязанности игумена, служил для братии примером строгой подвижнической жизни, имея постоянную заботу о духовном совершенствовании иночествующей братии, что и побудило его в 1680 году устроить в Мозырском уезде на земле, принадлежавшей обители, скит для желавших из братии полного уединения и усиленных подвигов. По просьбе Святителя гетман Малороссии Дорошенко в 1670 году укрепил за монастырем многие земли. В записях Выдубицкого монастыря о преосвященном Феодосии значится: «Он был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю. Подвижническая жизнь игумена Феодосия и его опытная мудрость в управлении Выдубицкою обителью доставили ему всеобщее уважение и любовь. Бывший блюститель Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, заметив в святом муже чистое сердце и проницательный ум, избрал его себе в помощники и назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. В письме своём (1674 г.) он пророчески передавал Феодосию желание своё, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Письмо 104. Черн. Еп. Изв. за 1864 г. стр. 178–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010