В первом масштабном антистарообрядческом сочинении «Жезл правления» 7 полемике со старообрядческой концепцией пресуществления было уделено достаточно много места. Опровергая аргументацию Никиты Добрынина в пользу преложения Святых Даров на проскомидии, Симеон Полоцкий в свою очередь обвинил его в «поклонении твари вместо Творца» 8 . Так, тема «хлебопоклонничества» впервые появилась на страницах русских богословских трактатов. He менее значимым для последующих евхаристических споров стало и то, как автор «Жезла» изложил православную позицию по вопросу о времени пресуществления. Если в начале трактата говорится, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы «силой Господних словес» («латинская» точка зрения), то позднее он, разбирая текст «Скрижали», пишет, что от «Господних словес» до молитвы эпиклезы хлеб и вино остаются самими собой («восточная» точка зрения) 9 . Причина такой двойственности может скрываться в том, что в авторский текст «Жезла» по настоянию неких русских участников собора 1667 г. были внесены существенные исправления. В письме к Лазарю Барановичу Симеон Полоцкий отмечал, что не желает указывать свое авторство на титуле «Жезла», так как в первоначальный текст под давлением некими «упертыми» были внесены значительные изменения. Спорные места «мудрый» киевский читатель заметит в тексте, хотя к самому вопросу «восточная церковь относится со снисхождением» 10 . Мы можем предположить, что речь идет в числе прочего и о времени пресуществления. Действительно, в конце 1660-х гг. в Восточной Европе «латинский» взгляд был достаточно укоренен (о чем наглядно свидетельствует его восприятие старообрядцами). Споры по вопросу об истинности или ложности этого взгляда не представлялись злободневными и первостепенными. Внимание привлекали воззрения, очевидным образом входящие в противоречие с церковным Преданием, – протестантские учения на Востоке и старообрядческие концепции «проскомидийного пресуществления». В 1660-х – начале 1680-х гг. «латинская» точка зрения на время пресуществления становится общераспространенной. Этому способствовало, в частности, издание в 1667 г. на русском языке труда Феодосия Сафоновича «Выклад о Святой Церкви...» 11 , в котором содержалось изложение «латинского» учения о времени пресуществления с развернутой аргументацией. Труд Сафоновича, написанный для знакомства широкой аудитории с православным учением о таинствах, давал простое разъяснение того, в какой момент литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В храме – Как же вышло, что храм вновь возрождается? – Видимо, таков Промысл Божий. Недаром в строительстве этого храма участвовали и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и Царь-мученик Николай Александрович, – отмолили. И людям он был нужен: когда я впервые приехал сюда, скамья, на которой мы с вами сидим, уже стояла здесь. Ее поставили, когда храм был закрыт – потому что были те, кто приезжал сюда: посидеть, помолиться, подумать, полюбоваться простором. И получить от Господа утешение и помощь. – Как вы начали служить в Зарубинках? – Я служил в Сафоново, это тоже Смоленская область. Так случилось, что пришлось переводиться, а поскольку свободных приходов на тот момент не было, я собирался перебраться на служение в Беларусь, где родился. Получил благословение священноначалия, уже даже вещи собрал. Но... документы мои где-то затерялись. Я два месяца прождал, но так и не попал туда, куда думал. Про Зарубинки я тогда даже не слышал. И вдруг меня вызвал наш митрополит и попросил остаться в епархии, предложив посмотреть этот храм. Владыка сказал: «Батюшка, съездите, посмотрите, там очень нужен священник, храм красивый, большой, но около 30 лет стоит закрытым...». И пообещал, если не понравится, дать другой приход. Мы с ближайшими прихожанами, можно сказать, духовными друзьями, сели в машину и поехали в Зарубинки. Это произошло 8 марта 2018 года, еще лежал глубокий снег. Приехали и увидели эту красоту. И как можно было его не взять? Второй храм я даже не поехал смотреть: первый – от Бога, первое благословение владыки. Иеромонах Феодосий (Хоменя) – Не страшно было? – Сомнений не возникало: «Тяжело, как мы будем»... Потом уже появился вопрос: как жить? Конечно, было страшновато, непонятно, с чего начинать. В храме было около 20 градусов мороза. Валенки, тулупы, руки примерзали к Чаше В тот самый первый раз мы даже не смогли попасть внутрь храма, только обошли его вокруг, по колено в снегу. 11 марта я получил указ на настоятельство. Мы взяли тряпки, веники, ведра и приехали убираться.

http://pravoslavie.ru/159444.html

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере. В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину. В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=14089

Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Той же и впредь да благословит... потруждатися тебе на всецелый год и прочыя таковыя же житий святых книги исправити совершенно и типом изобразити... в Лавре... ея же бывший... архимандрит, а нынешний... митрополит киевский Варлаам... пред мерностию нашею усердное твое и благоразумное в том святом деле трудолюбие все добре похваляющ... Увещах его архипастырство и о соизволении на то возследствующаго ему настоятеля и братии тояже ставропигии нашея не сумнимся... Желательное наше благословение архипастырское препосылаем». Димитрий отвечал на эту грамоту 10 ноября, благодарил патриарха и просил прислать Макарьевские минеи за декабрь, январь и февраль, которые хотя были присланы патриархом Иоакимом, но «вскоре от нас взяшася, мне не возмогшу кратким временем тех прочести и яже на потребу оттуду изъяти». 926 14 ноября 1690 г. (по московски 1691 г.) митрополит Варлаам, оставив Батурин, торжественно вступил в Киев. 25 декабря скончался Феодосий Гугуревич, бывший игумном в Батуринском монастыре пять лет, в Михайловском один год, в Братском три, Максаковском один и «в бедах страдавшим год один». 927 На память от него Димитрий получил книгу Nomenclator Marianus Romae 1649 г. 928 6 января 1691 г. возвратился в Батуринский монастырь монах Феофан, постриженик Димитрия, «который вышел из своего монастыря в 1684 году, ходил по разным землям, в Париже и Риме, философии и богословия учился, был и в Баре». 929 13 января Димитрий устроил, с соизволения гетмана Мазепы, торжественное перенесение части мощей великомученицы Варвары из Батурина, из казенной палаты в свой монастырь и установил каждый вторник петь молебен св. Варваре. Димитрий уже и раньше особенно почитал св. Варвару. Это перенесение было как бы исполнением пророческого видения, 10 августа 1685 г., когда Димитрий во сне сожалел, что мощи святой, «патрона моего» лежат в убогой и обветшалой раке. 930 Что касается до самой частицы мощей, то от них, по словам святителя, «изъясняет пред семи леты повесть, написанная от достовернаго мужа, Феодосия Сафоновича, игумена михайловскаго», автора известного нам Выклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это храмовая Казанская икона Божией Матери, иконы Смоленская " Одигитрия " , преподобного Антония, преподобных Антония и Феодосия, несколько икон-иллюстраций Страстей Христовых, другие; три антиминса, два из них подписанные святителем Антонием (Смирницким). Впоследствии Высокопреосвященнейший Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий выдал новые антиминсы, а старые, антониевы, благословил доставить в Кафедральный собор Воронежа. В Михайло-Архангельском храме на Песках хранится и до нынешнего времени икона Божией Матери " Скоропослушница " . Приход имел собственностью дом священника с двумя десятинами (1 дес.-1,09 га) усадебной земли и 51 десятину пахотной земли. В этом деревянном доме до сих пор находится начальная школа, усадебная земля застроена. Пахотной земли также приход до сих пор не имеет. Известны пока, к сожалению, имена только двух настоятелей до закрытия храма. В 1880-х годах священник Алексий Васильевич Голубятников, выпускник Воронежской Духовной семинарии 1853 г., и перед закрытием храма в 1960-х годах священник (или протоиерей) Иосиф Кулинченко. Также в храмовый синодик записаны для поминовения священник Александр, священник Георгий, диакон Василий, пономарь Николай. В 1989 году был зарегистрирован приход, началась новая жизнь церковной общины и храма. При протоиерее Феодоре Григорьевиче Семенюке и старосте Вере Михайловне Куменко усилиями всех православных, а также главных благотворителей в то время Виктора Артемьевича Аплётова (Острогожское Управление магистральных газопроводов Мострансгаза) и уроженца села полковника Виктора Константиновича Сметанкина, с помощью Божией удалось сломить немалое сопротивление и возвратить полуразрушенное здание храма. Тогда были водружены кресты, покрыты крыши куполов и самого храма, восстановлены и полностью поштукатурены снаружи местами разрушенные стены. Восстановлена нижняя, Казанская, церковь храма, в ней и поныне проходят регулярные богослужения. Далее с 1996 года на Приходе служили священник Сергий Сторожев, священник Константин Сафонов, священник Андрей Шереметов. Решением Правления бывшего тогда коллективного хозяйства, (директор Иван Иванович Черкасов), и при значительной помощи Главы сельской администрации Александра Ильича Журавлёва приходу передан дом с земельным участком. Проведён газ к храму и к дому, в нижней церкви устроено отопление, благоустроен дом, возведена металлическая ограда у храма и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=11203

В храме присутствовали: заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; префект Южного административного округа г. Москвы Г.В. Смолеевский; капитан первого ранга, командир атомной подводной лодки «Святой Даниил Московский» А.А. Юрков; руководитель компании РООССА С.Н. Журбенко. За богослужением пел хор Свято-Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов). За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников Данилова монастыря. За усердное служение Церкви Божией к празднику Святой Пасхи и престольному празднику обители были удостоены: права ношения палицы права ношения наперсного креста права ношения набедренника Святейший Владыка также возвел иеродиакона Геннадия (Орлова) в сан архидиакона и рукоположил во пресвитера диакона Михаила Ахламова, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (г. Москва). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Феодосия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление и вознес молитвы благоверному князю Даниилу Московскому у ковчега с частицей мощей святого. От лица насельников Данилова монастыря Святейшего Патриарха приветствовал наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов), который преподнес в дар Его Святейшеству богослужебные сосуды. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил руководителя компании РООССА С.Н. Журбенко орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/2086310.ht...

В 1880-х г.г. соорудили новый иконостас, украшенный плоской позолоченной резьбой на красном фоне. Царские двери для иконостаса были сделаны ростовским резчиком Никольским по образцу царских врат церкви Иоанна Богослова на Ишне. Ныне врата Никольского перенесены в Ишненскую церковь, а подлинные уникальные врата из церкви Иоанна Богослова, вырезанные иноком Исайей в 1562 г., находятся в экспозиции Ростовского музея. Все иконы 5-ярусного иконостаса Григорьевской церкви выполнены мастерами сафоновской артели в 1880-х г.г., в том числе и местные: «Вседержитель с Евангелием», «Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием», «Григорий Богослов», «Стефан Пермский в житии», «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Преподобная Елизавета». Две последние иконы изображают патронов основных вкладчиков реставрации. Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М.: Искусство, 1964; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1969; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей-заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. Комментарии и обсуждение Во время управления Ростовской митрополией святителем Димитрием в храме Григория Богослова произошло одно из его прижизненных чудес - им была исцелена бесноватая женщина. " И молитвами его преосвященства изгнан бысть от нея нечистый дух: изыдесь из гортани, яко дым черный. Всем видимо было " , - записано в рукописи. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00591

Исправление богослужебных книг и церковная реформа, проведенная Никоном и последующими Московскими патриархами, вызвала резкое неприятие у части клира и народа, что спровоцировало в Русской Церкви раскол, продолжающийся и поныне . Раскол породил в XVII–XIX веках обширную полемическую литературу, в основном сосредоточенную на литургических вопросах, — уже просто в силу того, что ключевыми для этого раскола были именно обрядовые разногласия. Еще одним ярким событием в церковной жизни Москвы XVII века стали споры о моменте преложения Святых Даров на Божественной литургии, разгоревшиеся между 1685 и 1690 годами. К этому времени в Русской Церкви получила распространение сакраментологическая доктрина, восходящая через труды Петра Могилы, Феодосия Сафоновича, другую малороссийскую богословскую литературу к пост-тридентскому католическому учению о Таинствах. В 1685 году в Москве появились греческие ученые братья, монахи Иоанникий († 1717) и Софроний († 1730) Лихуды, присланные патриархом Иерусалимским Досифеем ΙΙ Нотарой по запросу московских властей . Они возглавили борьбу против «латинствующего» подхода в московском богословии того времени, которая вызвала к жизни целую серию трактатов по богословию Евхаристии и в конце концов увенчалась успехом, так что чересчур латинизированная сакраментология в духе Петра Могилы и Феодосия Сафоновича была скорректирована в духе «Исповедания православной веры» Досифея Нотары. Заключительную точку в спорах поставил Московский Собор 1690 года; в том же году получил официальное одобрение и антилатинский догматический сборник «Щит веры», содержавший обширный литургико-богословский материал . Одним из ярких участников этих споров, как и вообще интеллектуальной жизни Москвы того времени, был Евфимий Чудовской († 1705), справщик Московского печатного двора и монах кремлевского Чудова монастыря , которого можно назвать первым русским специалистом по литургике. Он принимал непосредственное участие в переводе, редактуре и издании целого ряда русских богослужебных книг, а кроме того, занимался переводами с греческого и латинского языков.

http://bogoslov.ru/article/1883125

была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следов., перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X - нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005-1006 гг. ( Vannier J.-F. Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siècles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело В. без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Др. часть мощей, принесенная из К-поля в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в ц. Санта-Мария дель Кроче. ( Riant. P. 9). Оставшуюся в К-поле главу В. видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей В., хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице. Вмц. Варвара. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. Кипр. 1474 г. Вмц. Варвара. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. Кипр. 1474 г. Согласно рус. традиции, мощи святой были привезены из К-поля в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом мон-ре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхого мон-ря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, к-рые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в.

http://pravenc.ru/text/154091.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010