Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Феодосий, святитель, архиепископ Черниговский (Углицкий или Полоницкий-Углицкий) † 1696; память 5/18 февраля, 9/22 сентября Святитель родился в начале 30-х годов XVII столетия в Правобережной Украине. Происходил из древнего Дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нём впоследствии. Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный». Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец сороковых годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович; † 1693), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся учёные и пастыри: Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский, Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания . Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Историк Петров Н.И. предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование. По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном; † 1663), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / У Скоп " завершила роботу III з та для друку 13 травня 2013 р. 15:12 11 мая 2013 года в столице Македонии Скопье завершила свою работу III Всемирная конференция по диалогу между религиями и цивилизациями. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в работе форума принимала участие делегация Русской Православной Церкви в составе митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия , заведующего сектором Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям диакона Димитрия Сафонова и сотрудника ОВЦС А.Ю. Хошева. 11 мая митрополит Феодосий выступил на пленарном заседании конференции. В своем докладе он, в частности, отметил, что «в эпоху глобализации современное общество едва успевает реагировать на стремительные изменения, которые происходят в самых различных сферах человеческой деятельности». «Свобода и достоинство, согласно учению Православной Церкви, по замыслу Творца заложены в самой природе человека, который сотворен по образу и подобию Божию, — сказал далее иерарх Русской Церкви. — Человек как наивысшее создание Божие предстает в качестве посредника между Богом и остальным сотворенным миром». «В настоящее время так же, как и в прошлые времена, за многими проблемами человечества стоит невнимание к духовно-нравственной жизни, — отметил митрополит Феодосий. — Подобное пренебрежение духовной сферой может иметь трагические последствия для всего мира. Поэтому, если мы не будем обращать внимание на происходящие в обществе негативные аморальные явления, прикрывая свою позицию или свое безразличие понятием свободы, мы рискуем разрушить здание современной цивилизации. Защищая права человека, его свободу выбора, мы должны помнить и о свободе от греха, потому что, выбирая зло, человек перестает быть свободным».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2967725...

Делегация Русской Православной Церкви принимает участие во Всемирной конференции по диалогу между религиями и цивилизациями 11 мая 2013 г. 11:07 10 мая 2013 года в Скопье (Македония) открылась Третья всемирная конференция по диалогу между религиями и цивилизациями. Тема международного форума — «Свобода и достоинство — фундаментальные ценности в межчеловеческих, межрелигиозных и межкультурных отношениях». Русскую Православную Церковь на конференции представляет делегация, которую по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий . В состав делегации также вошли заведующий сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон Димитрий Сафонов и сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев. Российская исламская община представлена на форуме главой совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского муфтията) муфтием Фаридом Салманом. Открытие конференции прошло под председательством главы Комиссии по отношениям с религиозными общинами и группами в Республике Македония Валентины Божиновской. С приветствием к участникам обратился премьер-министр Македонии Никола Груевский, под патронатом которого проходит форум. В своем слове глава правительства отметил, что диалог между представителями различных религий и цивилизаций является инструментом консолидации общества и может в значительной степени способствовать его развитию. Н. Груевский заверил делегатов форума, что правительство республики будет впредь поддерживать все инициативы, направленные на сближение различных религиозных и культурных групп. На открытии также выступили: министр культуры Республики Македония Элизабета Канчевска-Милевска, представительница генерального секретаря ЮНЕСКО Энн Белинда-Прайс, специальный представитель генерального секретаря НАТО по вопросам мира, безопасности и положения женщин Мари Скаре, президент Комитета Совета Европы по религиозным вопросам и межкультурному образованию Габриэль Мацца.

http://patriarchia.ru/db/text/2962972.ht...

Прокопьевск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты До Великой Отечественной войны верующие г. Прокопьевска собирались на молитвы в доме Ивана Сафоновича Королева, который в 1943 г. в поселке шахты Зиминка на средства прихожан приобрел и оборудовал молитвенный дом со звонницей в небольшом бараке. 30 апреля 1945 г. по заявлению более 100 чел. прихожан Решением Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР была произведена регистрация религиозной общины в г. Прокопьевске при Покровском молитвенном доме. С августа 1945 г. к молитвенному дому сделали две пристройки с северной и южной сторон, в результате чего здание в плане стало крестообразным. Примерно в это же время соорудили второй престол прп. Серафима Саровского. Храм освятил митрополит Новосибирский Варфоломей в сослужении настоятеля протоиерея Никифора. В 1957 г. в молитвенном доме отслужил Божественную литургию митрополит Новосибирский и Абаканский Нестор. В 1978-79 гг. строится новое крестильное помещение и ограда вокруг церковной территории. В 1979-1983 гг. старый молитвенный храм полностью перестроен в новый деревянный храм. 24 октября 1982 г. архиепископом Новосибирским Гедеоном в сослужении духовенство было совершено полное освящение храма в честь Покрова Божией Матери. В 1983-85 гг. храм украшается новым иконостасом работы рубцовских мастеров. В 1985-1994 гг. был расписан иконостас, рядом с храмом построено каменное здание конторы. В 1998-99 гг. были проведены работы по восстановлению подвального помещения храма для открытия в нем придела. В 2004 г. закупаются 5 средних колоколов для колокольни, в последующих годах проводится полная реконструкция храма, меняются трубы тепло- и водоснабжения, сносится ветхий дом настоятеля, находившийся в аварийном состоянии на территории прихода, разбиваются клумбы, оборудуется здание столовой. Святынями храма являются: икона св. преподобного Иоанна Затворника, Святогорского чудотворца и икона св. Феодосия, архиепископа Черниговского.

http://sobory.ru/article/?object=32019

Сергиев Посад. Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Черниговский собор, Гефсиманский собор Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 24 февраля 2013 Добавлено: 4 марта 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты    Идея воздвижения над Пещерами ныне существующего в ските каменного храма в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы принадлежит игумену Даниилу и была осуществлена по проекту, представленному архитектором Николаем Владимировичем Султановым (1850 - 1908 гг.). В деле принимали участие сам игумен Даниил, ризничий Троице-Сергивой Лавры архимандрит Афанасий, помощник лаврского эконома иеромонах Геннадий, заведующий пещерной обителью иеромонах Нектарий, а также многочисленная скитская и пещерная братия. Храм планировался просторным, в стиле русской архитектуры второй половины XVII века.    Гефсиманский скит не имел средств на строительство столь роскошного храма и, поэтому, пришлось обратиться к благотворителям. Не остались равнодушными и откликнулись на просьбу потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Патрикеев, купец Михаил Васильевич Моргунов, княгиня Елена Петровна Черкасская, крестьянин Владимирской губернии Даниил Васильевич Киселев и многие другие...     28-го сентября 1886-го года, над Пещерами состоялась торжественная закладка будущего храма, которую совершал митрополит Московский Иннокентий (Руднев, 1826 - 1900 гг.).     Вскоре храм был отстроен. Его украшали два придела: во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, сооруженный на средства княгини Черкасской и освященный в 1889-м году митрополитом Иоанникием, и во имя Пророка Божия Илии, построенный благодаря вкладам купца И.В. Патрикеева и освященный в 1890-м году. Кроме того, иждевением той же княгиги Черкасской, был устроен пещерный храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где она,впоследствии, и была погребена.     Наконец, 26-го августа 1893-го года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, был освящен главный придел скитского храма - в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершал епископ Дмитровский Александр (Светлаков), управлявший в те годы Московской епархией.     Храм получился весьма красивым, и не только снаружи, но и внутри. Он оказался довольно вместительным, светлым, с роскошным металлическим иконостасом, выполненным на средства купчихи А.И. Осиповой; везде прекрасная настенная живопись в стиле XVI века - труд иконописца Н.М. Сафонова; пол выложен мозаикой с узором. По богатству украшений, своей красоте и художественному уровню отделки Черниговский храм принадлежал к числу самых знаменитых храмов России.

http://sobory.ru/article/?object=14750

Arhiva Cu oficierea Dumnezeietii liturghii la catedrala în cinstea Sfintei Treimi de la mnstirea „Sfântul Daniel” au demarat solemnitile cu prilejul aniversrii a 70 de ani de la crearea Departamentului pentru relaiile externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei 19 mai 2016 15:24 19 мая 2016 года, в день празднования 70-й годовщины Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сонм архипастырей отслужил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря . Богослужение совершили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий , митрополит Феодосийский и Керченский Платон , митрополит Омский и Таврический Владимир , митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий , митрополит Истринский Арсений , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний . В алтаре молился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Среди сослуживших иерархам были представитель Иерусалимского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . В служении Божественной литургии также приняли участие сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, в их числе заместители председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), консультант Отдела внешних церковных связей, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий Службой переводов ОВЦС иерей Арсений Черникин, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов , заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых и другие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4470884...

З в Данилова монастиря розпочалися з нагоди церковних зв " Московського 19 травня 2016 р. 15:24 19 мая 2016 года, в день празднования 70-й годовщины Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сонм архипастырей отслужил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря . Богослужение совершили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий , митрополит Феодосийский и Керченский Платон , митрополит Омский и Таврический Владимир , митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий , митрополит Истринский Арсений , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний . В алтаре молился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Среди сослуживших иерархам были представитель Иерусалимского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . В служении Божественной литургии также приняли участие сотрудники Отдела внешних церковных связей в священном сане, в их числе заместители председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), консультант Отдела внешних церковных связей, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий Службой переводов ОВЦС иерей Арсений Черникин, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов , заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых и другие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4473184...

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году игуменом Феодосием по просьбе жителя города Темникова дворянина писца Луки Евсюкова, который дал место под будущую обитель. При монастыре действует гостиница Содержание История [ править править код ] Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору. Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774). Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве. 27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь). В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт. Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождество-Бого...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010