архимандрит Спиридон (Лукич) Сей труд архимандрита Спиридона (Лукича) появился как «Указания и примечания на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии. Данная книга была написана в качестве рецензии на учебное пособие, поэтому в некоторых главах сохранен стиль обращения рецензента к автору, а также сохранены некоторые элементы дореформенной орфографии и богослужебные славянизмы» – прим. изд. Содержание О жертвеннике Примечание об агнце Правильный способ резания О просфорах Молитва за всех христиан     §1 . При входе в алтарь открывается глава и входящими с крестным знамением целуется священное изображение на двери. §2 . По входе в алтарь совершается перед престолом три поклона с крестным знамением: два – до, а третий – после целования и целование святого креста и святого престола. В действующей практике всегда, когда священнослужители прикладываются к престолу или к иконе, они вначале крестятся дважды, потом прикладываются, и в заключение ещё раз крестятся. «Крестятся» – термин неясный и неточный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое, и оба могут быть вместе не связаны. Например, крестное знамение, как только осенение себя им, без всякого поклона, совершается: при осенении нас крестом иереем или архиереем (как на многолетии, на «Призри с небесе, Боже…»), при пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея, при словах «Христос, истинный Бог наш…» (на отпусте), при словах «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…», при словах «Спаси, Боже, люди Твоя…» и прочее. При целовании иконы, престола, креста совершаются два поклона (какие положено, поясной или земной), затем следует крестное знамение, предваряющее самое целование, после же целования – третий поклон. Только крестным знамением осеняют себя (однократным и без поклонов), входя первый раз за данною службою или данным пребыванием в храме, в алтаре, целуя священное изображение на двери алтаря, причём монашествующие снимают клобуки (не столько ради лобзания дверной иконы, сколько ради вхождения во Святое Святых). «…В алтарь входя, всегда прежде главу открыв, вниди…» («Известие учительное»), где и подобает пребывать только «откровенною главою» в знак особого благоговения. По узаконенному обычаю, это не распространяется на митру, которая истолковывается как украшение, а не как покровение главы; в чём, конечно, нельзя не видеть некоторой натяжки. Ещё Симеон Солунский вынужден был подыскивать оправдания для начавших входить в употребление митр, из чего видно, что это смущало верующих, видевших в этом нарушение апостольского предания. Но мы и митрами не удовольствовались: попы, со времён Императора Павла Первого, эту натяжку натянули и на свои, пожалованные им Их Величеством, камилавки…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пенза. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского, утвержденному в 1895 году. Главный его престол - в память Успения Божией Матери - был освящен 1 мая, левый - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, - 15 мая и правый - во имя Святых Жен-мироносиц - 19 июня 1905 года. Построен он был на средства горожан стараниями настоятеля храма протоиерея Г.Н. Феликсова и церковных старост, последовательно занимавших этот пост в годы строительства храма, - купцов М.Е. Ивановского, С.Л. Тюрина и, в особенности, мещанина А.Д. Гуторова. В 1934 году Успенский храм бып закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 года как кафедральный собор возрожденной Пензенской епархии. С 1950 по 1953 год в нем были сооружены теперешние иконостасы. Под южным приделом в 1970-х годах для совершения заупокойных служб была устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Напротив алтаря собора находится могила, в которой захоронены пензенские архиепископы Феодосии (Погорский) и Серафим (Тихонов). 2 октября 1999 года по случаю празднования 200-летия Пензенской епархии Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году в собор перенесли мощи причисленного к лику святых епископа Иннокентия (Смирнова), почивающие ныне в специально устроенной раке. Пятиглавый храм с примыкающими к нему тремя полукруглыми апсидами с востока и небольшой звонницей с запада, выстроен в " русском национальном " стиле, воплотившем в себе идеи государственности и народности. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают ему черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно - превращение его в Пензенский кафедральный собор. Источник:http://pravoslavie58region.ru В 1836 году на новом кладбище, открытом вместо погоста, существовавшего у Боголюбской церкви, была построена каменная церковь во имя святых жен мироносиц. 21 ноября 1899 года церковь сгорела и вместо нее в 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского. Главный его престол – в память Успения Божией Матери – был освящен 1 мая; левый, в честь наследника российского престола Алексея Николаевича, – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, – 15 мая и правый – во имя святых жен мироносиц – 19 июня 1905 года. Однако, по привычке, храм продолжали часто называть Мироносицким. Построен храм на средства горожан.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Феодосии (Погорский Дмитрий Михайлович), ЕВ von Ufa und Sterlitamak Родился 19 октября 1909 года в с.Брусилове б.Киевской губернии (ныне Житомирской области). В 1927 году окончил среднюю школу. С 1928 года исполнял обязанности псаломщика и регента. С 1930 года состоял на государственной службе, работал в разных учреждениях гор.Киева. В 1940 году заочно окончил Московский плановый институт. В 1942 году был рукоположен во священника и в течение пятнадцати лет проходил пастырское служение в городах Киеве, Чернигове и Ленинграде. В 1956 году окончил по заочному сектору Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1957 году в Одесском Успенском соборе был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и назначен ректором Саратовской духовной семинарии. 22 июня 1958 года хиротонисан во епископа Калининского и Кашинского в Преображенском храме в Москве. Чин хиротонии совершали: митр.Крутицкий и Коломенский Николай, архп.Можайский Макарий и епископ б.Полтавский Серафим. С 22 марта 1960 г. епископ Пензенский и Саранский. 25 февраля 1964 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. Труды : “Речь при наречении его во епископа”. «ЖМП” 1958, 7, стр.20–24. «Поучение о посте в Неделю Сыропустную». «ЖМП” 1963, 2, стр.48–50. «Поучение в Неделю 19-ю по Пятидесятнице». «ЖМП» 1964, II, стр.24–26. «Проповедь в день святителя и чудотворца Николая». «ЖМП» 1965, 12. Литература: “ЖМП» 1958, 7, стр.20–24. «ЖМП» 1961, I, стр.4–2. 1960, 4, cmp.II. -«- 1961, 6, стр.38. 1960, 10, стр.22. -»- 1963, 6, стр.10, 23, 30. 1960, II, стр.17. - " - 1964, 4, стр.1. Am 30.7.1968 wurde er EBvonIvanovound Kinešma (MP 1968 9,5). 16.10.1973 EB von Ufa und Sterlitamak (MP 1973,11,2). Er starb am 3.5.1975 nach kurzer schwerer Krankheit (MP1975,7,20–21). Furov zählt ihn zur 3. Gruppe, der politisch nicht zuverlässigen und seelsorglich eifrigen Hierarchen. Er hat viel gepredigt. Werke: Pravoslavnoe uenie oreligiozno-nravsmennom opyte kakismonike bogopoznania (Dissertationsarbeit).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русская Православная Церковь ХХ век 17 июня Москва. Храм Большого Вознессения 1924 год – Состоялось совещание Антирелигиозной комиссии. АРК приняла решение: «Организацию временных епархиальных тихоновских советов считать возможным только в том случае, если у последних будут отсутствовать антисоветские тенденции и произойдет слияние на местах тихоновских епископов с потерявшими авторитет живоцерковниками». В июне 1926 года – На Украине сотрудники ОГПУ арестовали автокефалиста Василия Липковского. После ареста Липковский был вывезен в Харьков. Затем киевское ГПУ опечатало канцелярию рады УАПЦ и объявило, что Автокефальная Церковь больше не существует. Летом 1965 года – Архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил Заявление на имя Святейшего Патриарха Алексия.  Заявление подписали: архиепископы –  Иркутский Вениамин (Новицкий), Казанский Михаил (Воскресенский), Пермский Леонид (Поляков), Пензенский Феодосий (Погорский), Новосибирский Павел(Голышевым), Мукачевским Григорием (Закалякой), Ташкентским Гавриилом (Огородниковым), епископами Рижским Никоном (Фомичев) и Черновицкий      Нестор (Тугай). В Заявлении говорилось о негативных последствиях реформы приходского управления, ставилась под вопрос каноническая состоятельность соответствующих решений Собора, а также предлагалось внести такие поправки в «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которые бы позволили настоятелям входить в состав приходских «двадцаток». Особенно острым местом Заявления было указание на то, что юридические акты, на основании которых власти заставили Архиерейский Собор изменить порядок приходского управления, были изданы до принятия Конституции 1936 г . и вошли в противоречие с теми ее статьями, которые декларировали равноправие всех граждан СССР, не делая при этом исключения для священнослужителей. Таким образом, группа архиереев попыталась исправить печальную ситуацию в жизни приходов, которая сложилась в результате навязанных Церкви решений Архиерейского Собора 1961 г . Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел приходов ставило их в сложное положение, затрудняло духовное окормление паствы, порождало конфликтные ситуации. Старосты приобрели огромную власть.

http://pravoslavie.ru/5485.html

Русская Православная Церковь ХХ век 23 апреля 1905 год – Государь император Николай издал «Основные государственные законы Российской империи» (с определением полномочий Государственного совета и Государственной думы). Русская Православная Церковь активно участвовала в работе Государственного совета и Государственной думы. Так, если в и во Думах ее депутатов было совсем немного (соответственно 6 и 13 человек), то в и Думах число клириков;депутатов стало соответственно 44 и 48 человек; были среди них и архиереи. Тернополь. Памятник митрополиту Василию Липковскому у церкви Рождества Христового. 1919 год – Украинские автокефалисты учинили раскол. Группа националистически настроенных священников — Василий Липковский, Нестор Шараевский и Петр Тарнавский — объявила себя «Всеукраинской православной радой». Председателем ее стал мирянин Михаил Мороз. Органы советской власти предоставили в распоряжение этой группы крупнейшие киевские храмы — Никольский собор на Печерске, Андреевскую церковь и Софийский собор — со всем их церковным имуществом. 1924 год – ГПУ осуществило 49 обысков и 42 ареста иерархов и священнослужителей. В основном они входили в группу, сформированную вокруг Свято-Данилова монастыря. В 1930 г . монастырь будет закрыт и лишь в 1983-м — возвращен Русской Православной Церкви. 1977 год –  Скончался Палладий (Шерстенников), митрополит Орловский и Брянский. Саратовская Духовная семинария. Слева епископ Палладий (Шерстенников), справа -- ректор архимандрит Феодосий (Погорский). 60-е гг. 1981 год – В Москве работала мирная христианская конференция. 1993 год – Издано Распоряжение Президента Российской Федерации о передаче религиозным организациям культовых зданий и другого имущества. Официальное начало поэтапной передачи имущества религиозным организациям было положено Распоряжением президента от 23 апреля 1993 г . 281-рп «О порядке передачи религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». В нем правительству РФ поручалось осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений, прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности. Это имущество могло быть использовано в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий. Однако распоряжение президента затронуло правовой статус лишь имущества, находящегося в федеральной собственности, что привело к отсутствию единообразия в решении этого вопроса законодательствами субъектов Федерации. В результате обязанности по передаче федерального имущества были возложены на правительство РФ, а органы власти субъектов федерации смогли решать этот вопрос по своему усмотрению. 23 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5427.html

Уфимская епархия выступила с заявлением по поводу осквернения могил священнослужителей на Демском кладбище 4 июня 2008 г. 11:42 Уфимская епархия выступила с заявлением по поводу осквернения могил священнослужителей на Демском кладбище. Как сообщает Уфимская епархия, неизвестные с четверга на пятницу «пытались вывернуть и опрокинуть кресты на могилах святого преподобного Моисея Уфимского (была сломана табличка на его кресте), архимандрита Илии (одна из перекладин креста была частично выбита), архимандрита Пантелеимона и игумена Софрония (их кресты были наклонены), последний был захоронен на месте могилы архиепископа Уфимского Феодосия (Погорского), чьи мощи были перенесены с Демского кладбища и в августе 1996 года перезахоронены в ограде Пензенского кафедрального собора». Демское кладбище — почитаемое православными христианами Уфимской епархии место, т.к. там покоятся достойнейшие священнослужители, в том числе один из выдающихся святителей Уфимской епархии — святой преподобный Моисей, архимандрит Уфимский, чья память празднуется 3 июня. «В ночь с пятницы на субботу неизвестные вновь вернулись, и, видя, поправленные кресты на могилах, сломали большой деревянный крест на могиле игумена Софрония», — передает епархия. Также неизвестные пытались сломать крест на колодце около Свято-Андреевского храма, расположенного в Демском районе г. Уфы недалеко от указанного кладбища. Как сказано в заявлении, «предположительно это преступление могли совершить молодые люди, увлекающиеся сатанизмом», т.к. «на одной из скамеек были оставлены надписи с названиями откровенно сатанинских рок-групп и сатанинская символика. Аналогичные надписи имелись на стене кладбищенской сторожки, но сделаны они были несколькими месяцами раньше». «Увлечение рок-музыкой и особенно ее сатанинским направлением, увы, не является безобидным молодежным увлечением, — отмечает епархия. — Как мы видим, это может доводить до такой крайней духовно-нравственной деградации, как кощунство на могилах усопших». Как сообщалось ранее , в Уфе были осквернены места захоронения трех священнослужителей на Демском кладбище. Об этом 3 июня сообщили в пресс-службе МВД по Республики Башкирия. Башкирская милиция ведет поиски вандалов. 2 июня отделом внутренних дел по Демскому району столицы возбуждено уголовное дело по ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Пресс-служба Уфимской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/416164.htm...

Калининская епархия считалась одной из самых крупных по численности приходов и духовенства среди епархий, расположенных в центральной части страны. На 1 июля 1958 г. она насчитывала в своем составе 82 действующих храма. В ее клире числилось 112 священников . С первых дней пребывания на Калининской кафедре епископ Феодосий развернул активную деятельность, ведя за собой духовенство и верующих. Важнейшим направлением его работы стал ремонт церковных зданий и приведение их убранства в благолепный вид. Ежегодно из церковных доходов на это расходовались крупные суммы денег — от 1,5 до 2 млн рублей. В 1959 г. был осуществлен внешний ремонт храма в Вышнем Волочке, истрачено 80 тыс. рублей. Внутренний ремонт храма в Торжке обошелся в 75 тыс. рублей. Отремонтированы церкви в селах Свердлово и Завидово. В последней установлено калориферное оборудование. Материалы для ремонта были приобретены «незаконным путем», без разрешения местной власти . Особое внимание архипастыря было обращено на слабые приходы, расположенные в сельской местности. Епископ Феодосий стремился укрепить и сохранить от закрытия малочисленные церковные общины в храмах с. Осечная Вышневолоцкого р-на, в с. Прутня Новоторжского р-на. Несмотря на запреты действующего законодательства, Калининское епархиальное управление регулярно оказывало денежную «благотворительную помощь» слабым приходам, выплачивая жалование священникам. В 1958 г. по 10 тыс. руб. епископ Феодосий выделил из бюджета епархии церквям сел Свердлово и Городня. Денежные дотации слабым приходам бухгалтерия епархиального управления оформляла в виде ссуды . В храмах Калининской епархии епископ Феодосий стремился поддерживать высокий уровень богослужебной жизни, особенно заботясь о состоянии хорового пения. Содержание церковных хоров всех храмов Калининской епархии ежегодно обходилось в сумму около 1 млн рублей. В храмах с высокими доходами — в городах Вышний Волочек и Калинин — певчие, регенты и церковные работники с разрешения епископа получали к церковным праздникам Рождества, Пасхи и к отпуску надбавку до 50 % к окладу .

http://bogoslov.ru/article/6177200

С 15 августа 1957 г. по 5 июня 1958 г. — ректор Саратовской духовной семинарии. В августе 1957 г., после развода с женой, принял монашеский постриг в Успенском монастыре г. Одессы, возведен в сан архимандрита в Одесском Успенском соборе. 5 июня 1958 г. постановлением Патриарха и Священного Синода назначен епископом Калининским и Кашинским. Управлял епархией до 22 марта 1960 г. . Епископ Феодосий был назначен управляющим Калининской епархии в связи с кончиной 13 марта 1958 г. архиепископа Калининского и Кашинского Варсонофия (Гриневича). Временное управление приходами вдовствующей Калининской кафедры было поручено архиепископу Можайскому Макарию (Даеву) . 20 июня 1958 г. в зале заседания Священного Синода во время совершения чина наречения во епископа архимандрит Феодосий произнес речь, в которой так обозначил смысл своего будущего епископского служения: «Я не испытал еще бремени этого служения, но знаю из Слова Божия, что истинный пастырь, а особенно епископ, должен сиять светом “пред человеки”, яко да видят его добрые дела “и прославят Отца, иже на небесех” (Мф. 20, 27)… Великий подвиг предносится моему духовному взору, подвиг непрестанный и тяжелый, от которого всячески уклонялись даже великие и крепкие духом святители Божии… Мое душевное состояние подобно состоянию путника, намеревающегося взойти на высокую неприступную гору. Поднимаясь по горе служения церковного, я испытываю естественное чувство страха перед трудностями и опасностями, ожидающими меня. Я знаю, что с нового возвышенного места, на которое меня возводит Промысел Божий, предо мной откроются новые горизонты и обширнейшие задачи, исполнение которых принесет мне не только удовлетворение и радость, но и сопутствующие им новые заботы и огорчения…» . 22 июня 1958 г. в храме Преображения Господня г. Москвы была совершена хиротония архимандрита Феодосия во епископа Калининского и Кашинского. Рукоположение в епископский сан совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев) и пребывавший на покое епископ Серафим (Шарапов) .

http://bogoslov.ru/article/6177200

Духовником для многих людей стал епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), ставший светильником веры и правды Христовой. Их отличала подлинная церковность, житейская мудрость, молитвенность, верность идеалам и своему призванию. Они не боялись высказывать свою позицию власти. Критически настроенные архиереи — противники приходской реформы разными мерами препятствовали антиканонической приходской конструкции, во главе которой стояли часто даже неверующие люди. Достаточно вспомнить исповеднический подвиг митрополита Николая (Ярушевича) и архипастырей, в своем заявлении на имя Патриарха открыто выступивших против реформы . Они действовали в соответствии со словами Патриарха Алексия «о мудром настоятеле», который своей духовной жизнью и соответствием призванию объединит прихожан вокруг себя . Епископ Феодосий (Погорский) призывал подведомственное ему духовенство оставить привычку командовать прихожанами, сменить свое обращение с церковной общиной с управленческого на пастырское руководство при методах осторожного и разумного совета . Многие священнослужители правильно поняли слова Патриарха. По свидетельствам современников, когда престарелый архиепископ Кассиан (Ярославский) совершал богослужение, в «храме было тепло» и молитвенно . Такая атмосфера способствовала объединению прихожан вокруг архипастыря и совместному богослужению. Дар утешения, которым обладал архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев), сводился не столько к успокоению страждущего, сколько к рассуждениям по осознанию им духовных причин постигших несчастий и болезней, доброго совета по преодолению жизненных обстоятельств. Он не ограничивался лишь словами, но продолжал молитвенно участвовать в жизни человека . Когда в Воскресенском кафедральном соборе г. Костромы протодиакон Иоанн Сазонов говорил вдохновенную проповедь, не было равнодушных, люди искренне впитывали его слова и прочувственно плакали . В каждом регионе СССР были священнослужители, к которым, несмотря на расстояния, народ шел, ехал всеми видами транспорта, писал письма, испрашивая совета и благословения.

http://bogoslov.ru/article/6176583

Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 в. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 г., годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также, что с 1839 по 1903 гг. при храме велись «исповеднические расписки». Интересно отметить годы служения протоиерея Феодора Потоцкого (1982-1989). При нём храм начал благоукрашаться, в 1988 г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо-Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира. Космо-Дамиановский храм. Памятник архитектуры 19 века (1897 г.). Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы. Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962 г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским). Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 г. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 г., канонического Престола пока нет. В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители: свящ. Василий Пламеневский 1820-1870 гг., благочин. прот. Пётр Миронесицкий, свящ. Василий Студентов 1864-1930 гг., свящ. Николай Иваницкий 1932 г., монахиня Артемия Чебакова, миссионер свящ. Симеон Магнусев 1911 г., диак. Алексий Чистов 1920 г., монахиня Нектария Полежаева, благочинный прот. Авраамий Михайлов, монахиня Евдокия Акимова, свящ. Иоанн Троицкий, свящ. Николай Швербицкий, свящ. Николай Оболенский, свящ. Иоанн Работкин, прот. Ермолай Азрапкин, свящ. Николай Швед, свящ. Кирилл Палий, свящ. Леонид Евстратов, свящ. Николай Лентовский, свящ. Фёдор Потоцкий, свящ. Николай Путицев, свящ. Василий Уралев, свящ. Алексий Фадеев, прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), дьякон Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=02701

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010