1929 по сент. 1936 - епископ Саранский, с 1934 архиепископ; упоминается как в. у. во время арестов еп. Кирилла (Соколова)), еп. Кирилл (Соколов; с 20 сент. 1927 в. у. как епископ Краснослободский, с 6 сент. 1928 епископ Пензенский, 17(13?) янв. 1931 арестован и к управлению епархией не вернулся), Кузнецкий еп. Серафим (Юшков; 1931-1933, в. у.), архиеп. Алексий (Кузнецов; 22 нояб. 1933 - 27 марта 1934), еп. Ириней (Шульмин; 8 мая 1934 - 21 мая 1935), еп. Авраамий (Чурилин; 21 мая 1935 - 18 или 21 июня 1936, в Пензу в связи с арестом не прибыл), еп. сщмч. Феодор (Смирнов; 23 сент. 1935 - окт. 1936), еп. Ираклий (Попов; 22 февр. 1937 - 22 дек. 1937), архиеп. Кирилл (Поспелов; 1 апр.- 11 июля 1944, 27 янв. 1947 - 18 дек. 1953; до 25 февр. 1951 в сане епископа), еп. Михаил (Постников; 11 июля 1944 - 27 янв. 1947), Куйбышевский еп. Иероним (Захаров; дек. 1953 - 9 февр. 1954, в. у.), еп. Леонид (Лобачёв; 9 февр. 1954 - 22 марта 1960), архиеп. Феодосий (Погорский; 22 марта 1960 - 30 июля 1968; до 25 февр. 1964 в сане епископа), еп. Поликарп (Приймак; 30 июля 1968 - 16 дек. 1969), архиеп. Иларион (Прохоров; 16 дек. 1969 - 25 июля 1970), архиеп. Мелхиседек (Лебедев; 25 июня 1970 - 10 окт. 1978; до 9 сент. 1976 в сане епископа), архиеп. Серафим (Тихонов; 18 окт. 1978 - 3 июля 2000; до 5 апр. 1990 в сане епископа), Саранский еп. Варсонофий (Судаков; 3 июля - 28 дек. 2000, в. у.), архиеп. Филарет (Карагодин; 28 дек. 2000 - 31 мая 2010; до 29 февр. 2004 в сане епископа), митр. Вениамин (Зарицкий; 16 сент. 2009 - 25 дек. 2013; до 31 мая 2010 в. у., до 1 авг. 2012 в сане епископа), митр. Серафим (Домнин; с 25 дек. 2013; до 1 февр. 2014 в сане епископа). Монастыри, пустыни и скиты в современных границах П. и Н. е. Действующие: нижнеломовский в честь Казанской иконы Божией Матери (мужской, в дер. Норовке Нижнеломовского р-на; основан в 1648, окончательно закрыт в 1932, возобновлен в 2008), пензенский Спасо-Преображенский (мужской, в Пензе; основан в 1688/89, в 1794 перенесен за город, окончательно закрыт в 1932, возобновлен на первоначальном месте в 2010), пензенский Троицкий (женский, в Пензе; основан в 1692, окончательно закрыт в 1927, возобновлен в 1994), нижнеломовский Успенский (женский, в Н.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Митрополит Варсонофий посетил святыни Пензенской и Саратовской областей августа 2021   На протяжении многих лет в начале августа архипастырь совершает паломничество к местам Поволжья, связанным с его жизнью.    Владыка помолился в Успенском кафедральном соборе Пензы, совершив славление у мощей святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, который ранее был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Гостя приветствовал настоятель собора протоиерей Сергий Лоскутов. Была отслужена заупокойная лития в часовне на месте погребения архиереев Пензенской епархии - епископа Феодосия (Погорского) и архиепископа Серафима (Тихонова). В 1988-1991 годах иерарх в сане архимандрита нес обязанности настоятеля собора и секретаря епархии.   Также была отслужена лития у могилы духовного наставника петербургского митрополита  - схиархимандрита Михаила (Кожевникова) на городском кладбище Сердобска. В этот день отмечается память особо почитаемого в Пензенской митрополии святого - исповедника Иоанна Оленевского, пресвитера. Было совершено богослужение с участием архиереев митрополии в селе Соловцовке, где находятся его святые мощи. В тот же день митрополит Варсонофий побывал в Александро-Невском соборе Ртищева в сопровождении епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, и в храме Вознесения Господня Аркадака, помолившись у могил духовных друзей - иеромонахов Феофана и Иоанна (Гудковых). ИА " Вода живая " , 06.08.21 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Через неделю или две надо было сдать паспорта. Начался длинный процесс прописки. Несколько человек нас, человека три, получили отказ в прописке. Я туда-сюда, сюда-туда; спрашиваю Парийского: “Как так? я пойду к уполномоченному по делам религий”. — “Дело ваше, я бы на вашем месте не ходил”. Я пошел к уполномоченному. Как тот на меня накинулся, как разорался! Ужас какой-то. Я понял все. Другие ребята ходили в милицию, еще куда-то, еще раз в милицию. Там им говорят: “Ну что вы к нам ходите, это же не мы, это ваши там делают; что вы от нас хотите?”. Короче говоря, ничего не получалось, и я понял, что надо уезжать. А у меня тут флюс раздулся. Денег, конечно, ни копейки. Но все-таки получилось, что я месяца полтора проучился, что ли. Уже и в магазины букинистические побегал, и видел, сколько там прелестей; и тут в библиотеке; и преподаватели замечательные были, все на высшем уровне; и на тебе — надо уезжать в неизвестность. И денег не хватает. Ребята собрали что-то такое на билет мне, хотя в общем все были мне чужие. Я собрался и поехал. Ехал и ревел. В Чернигов приехал, изревелся. И думаю: а чего реву-то?.. Громадный все-таки уже дылда. Я понял, что мне не так жалко, что я Академию бросаю, но столько я видел там добрых людей. Уварова 13 была такая в канцелярии, благороднейшая, хорошая дама. Она умерла несколько лет тому назад, некролог был в ЖМП. Еще кто-то — незнакомые люди, — как они сочувствовали, но, конечно, сделать ничего не могли. Преподавала у нас языки, не только английский, но и французский, немецкий, Боярская; между прочим, вдова обновленческого митрополита Боярского в Ленинграде. Она была то ли из смольнинских выпускниц, то ли еще что-то такое; по крайней мере рассказывала о выпускном акте во дворце. Одна из выпускниц поскользнулась и упала, так было неприятно… Прекраснейшая, благороднейшая женщина. Она была удивительно хорошая. И вот все это надо было бросить. Людей хороших в таком количестве, таких благородных мне просто было жалко бросать. Я уехал и понял, что в какой-то блокаде нахожусь. Поболтался некоторое время без квартиры. Потом отец Димитрий Погорский, которого я знал по Киеву (он у нас вроде воспитателя значился), который уже был назначен священником в Чернигов, помог мне найти какую-то добрую бабушку, которая смогла меня приютить. И я там жил больше года, конец 1952 и 1953 год. Был я зачислен иподиаконом епископа Черниговского на 150 рублей. Он не так часто служил, и я начал еще что-то подзарабатывать, чтобы платить за квартиру и все прочее. Родители в это время уже уехали в Кишинев. Отец вышел на пенсию.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодосий Тырновский Феодосий Тырновский, Болгарин (+ 1363 ), монах , преподобный Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых Житие преподобного Феодосия начинает со слов: " Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал " . Исследователи считают, что преподобный родился в конце XIII или начале XIV века, в районе Бдина (нынешнего города Видин в Северо-Западной Болгарии) . Вполне возможно, что " святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи " . Принятие монашества и странствование по болгарским монастырям Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф. 16, 24 ), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь свт. Николая , где принял монашество . Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспел в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил Псалтирь . Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. Немало времени преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов . В окрестностях города располагалось множество монастырей. Преподобный Феодосий решил поселиться в одном из них - монастыре пресвятой Богородицы Одигитрии на холме Святая гора . Однако вскоре преподобный отправился в монастырь, расположенный недалеко от города Червена . Вероятно, это был монастырь архангела Михаила, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново.

http://drevo-info.ru/articles/13674116.h...

Призвав к себе Феодосия, он поручил ему смотреть за своим домовым храмом. Желая порадовать юношу, градоначальник подарил ему богатую одежду, но Феодосий, напротив, носил роскошную одежду, как некую тяжесть, и через несколько дней отдал ее нищим. А сам вновь оделся в обноски. Градоначальник дал ему еще лучшую одежду, но Феодосий и ее отдал нищим. И так было несколько раз. В конце концов, поняв смиренное расположение души юноши, градоначальник еще больше стал отличать Феодосия. Через некоторое время Феодосий попросил кузнеца сделать ему железные вериги. Он обмотал вериги вокруг своего тела и так ходил, хотя железо врезалось ему в плоть. Однажды, во время праздника, градоначальник устроил пир и велел Феодосию прислуживать гостям. По этому случаю мать заставила Феодосия переодеться в нарядную одежду. И когда он переодевался, заметила на нем вериги. Сильно разгневавшись, она сорвала с сына вериги и сильно избила его. Но Феодосий, как ни в чем не бывало, пошел к градоначальнику и прислуживал пирующим. Как-то раз, придя в церковь, он услышал евангельские слова: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10: 57). А в другой раз, также в храме, его вновь поразило Евангельское чтение: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 28–29). Он увидел в этом призыв Божий, побуждающий его к отречению от мира. Не зная, что предпринять, он день и ночь думал о том, как скрыться от матери и уйти в монастырь. И вот однажды, по воле Божией, его мать на несколько дней отлучилась, уехав в село, и задержалась там. Обрадовавшись, Феодосий ушел из дома, не взяв с собой ничего, кроме хлеба. Он направился к Киеву, так как слышал о тамошних монастырях. Но, не зная дороги, он молился Богу, прося послать ему попутчика. И вот, по Божию усмотрению, тем же путем шел купеческий обоз, везший тяжелую кладь. Узнав об этом, Феодосий очень обрадовался и возблагодарил Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Говорит Феодосий: «Что же? Потому ты терпишь скорбь в этой ссылке, что сделал что-либо достойное этой скорби?» Максим сказал: «Молю Бога, чтобы Он в этой скорби совершил воздаяние за то, в чем я согрешил Ему чрез преступление оправдательных заповедей его». Но Феодосий говорит: «Разве скорбь не посылается многим и ради испытания?» Святой Максим сказал: «Испытание касается святых, чтобы их расположение к тому, что благо по природе, чрез скорбь явлено было в жизни людей, открывая вместе с тем в себе неизвестные всем их добродетели, как это было с Иовом и Иосифом: первый подвергался испытанию для проявления скрывавшегося [в нем] мужества, а второй искушался для откровения освящающего [его] целомудрия. И всякий из святых, невольно подвергаясь в веке сем, терпит это ради каких-либо промыслительных целей [Божиих], чтобы они посредством немощи, которая попускается им [от Бога], попирали гордеца и отступника дракона, то есть дьявола. Ибо терпение есть дело испытания для каждого из святых». Феодосий: «Свидетельствую истиной Божией, ты прекрасно сказал, и я признаю это полезным, – я всегда стремился побеседовать с вами об этих предметах. Но так как и я, и [эти] господа, мои будущие [превосходительнейшие] патрикии 72 , явились к тебе и прошли такое расстояние по другому главному делу, то убеждаем тебя принять наши предложения и [тем] доставить радость всей вселенной». Святой сказал: «Какие это, господин? И кто я и откуда, чтобы согласие [мое] на то, что предлагается мне, доставило радость вселенной?» А Феодосий опять: «Свидетельствую истиной Господа нашего Иисуса Христа, – что скажем тебе и я, и [эти] господа, мои будущие [превосходительнейшие] патрикии, это мы слышали из уст владыки нашего патриарха и благочестивого царя». Святой Максим сказал: «Благоволите, владыки мои, сказать то, что желаете и что вы слышали». Феодосий: «Просит царь и патриарх чрез нас узнать от тебя, по какой причине ты не имеешь общения с престолом Константинопольским». Сказал святой: «Имеете относительно сего письменное приказание от благочестивейшего царя и от патриарха?»

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Однажды, когда святая молилась ночью, к ней подступил диавол и сказал: — Вот ты ополчаешься на меня: в таком случае и я ополчусь на тебя, и не только на тебя, но и на всех христиан, ибо я нашел такого человека, посредством которого я сумею воздвигнуть брань на Церковь; я многих отвращу от поклонения иконе Христовой; многие пойдут во след меня и будут исполнять волю мою. Святая же Феодосия, осенив себя знамением крестным, сказала: — Да будешь проклят ты, диавол, противник христиан! Да уничтожатся и да погибнут все козни твои силою Христа, Бога моего! И исчез диавол. Преподобная же Феодосия, осенив себя честным знамением креста, начала воспевать псалом Давидов: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» (Пс.67:2). Об этом страшном видении и об всех горделивых словах диавола святая Феодосия передала игумении своей и спросила ее: — Откуда же может придти на христиан та беда, которую враг обещает навести? Игумения ответствовала ей: — Дочь моя! Апостол свидетельствует: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3:12). Ибо стадо Христово всегда было смущаемо лукавыми людьми, мудрствующими неправо, прельщающими всех и самих прельщаемых; эти лукавые люди и суть орудия диавола. Подобным образом и в настоящее время будет диаволом наведено на Церковь Божию смущение и гонение. «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим.3:13–15). Спустя некоторое время на правоверного царя Феодосия, прозывавшегося Адрамитином восстал воевода его, по имени Лев, называвшийся Кононом, родом исаврянин Отняв у Феодосия власть царскую, Лев воцарился сам В первое время царствования своего он показывал себя благочестивым, но в скором же времени обратился в нового Валтасара оскверняющего святыню церковную и не поклоняющегося Христу Богу Всевышнему и честной Его иконе. И вдохнул он в Церковь яд аспидов душевредной ереси манихейской; кроме того, сей звероподобный человек, рыкая как бы львиным гласом, произносил хульные слова еретические на святые иконы, называя их идолами, поклоняющихся же им называл идолопоклонниками. Нечестивый царь сей издал приказ, которым повелевал уничтожить поклонение иконам по всему своему царству.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в Доме Господнем! 265 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими 266 , и похоронен был иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами. Святой мученицы Шушаники (Сусанны), бывшей царевны Грузинской Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего – вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, – и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря 267 . Память Печерских угодников, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 день августа Киевская Лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 268 . Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 года 269 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По рукописным святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 270 . По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере: а) Святителей: Илариона Киевского , Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо Иаков пришел с Альты, вместе с братом своим Павлом. И стала братия просить Стефана доместика, бывшего тогда учеником Феодосия, говоря, что «тот вырос под рукой твоей и у тебя послужил, его нам и назначь». Сказал же им Феодосии: «Вот я по Божию повелению назвал вам Иакова, а вы на своей воле настаиваете». Однако послушал их, дал им Стефана, да будет им игуменом. И благословил Стефана, и сказал ему: «Чадо, вот поручаю тебе монастырь, блюди его бережно, и как я уставил службы, так и держи. Преданий монастырских и устава не изменяй, но твори все по закону и по чину монастырскому». И после того взяли его братья, отнесли в келью и положили на постели. И когда настал шестой день и ему было уже очень плохо, пришел к нему князь Святослав с сыном своим Глебом, и когда они сели у него, сказал ему Феодосии: «Вот, отхожу от света сего и поручаю монастырь тебе на попечение, если будет в нем какое-нибудь смятение. И поручаю игуменство Стефану, не дай его в обиду». Князь же простился с ним и обещал заботиться о монастыре, и ушел. Когда же настал седьмой день, Феодосии, уже изнемогая, призвал Стефана и братию и стал говорить им так: «Если после того, как я покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если же после моей смерти оскудевать начнет монастырь черноризцами и монастырскими запасами, то знайте, что не угодил я Богу». И когда он говорил это, плакали братья и говорили: «Отче! Молись за нас Богу, ибо знаем, что Бог трудов твоих не презрит». И просидела братия у него всю ту ночь, и когда настал день восьмой, во вторую субботу по Пасхе, во втором часу дня, отдал душу в руки Божьи, месяца мая 3-го, индикта в 11-й год. Плакала по нем братия. Феодосии же завещал братии положить себя в пещере, где явил подвиги многие, сказав так: «Ночью похороните тело мое», как и сделали. Когда наступил вечер, братья взяли тело его и положили его в пещере, проводив с песнопениями, со свечами, достойно, на хвалу Богу нашему Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно вам, какие торжества вера Феодосия подарила вам. Когда из-за тесноты места воины несколько опоздали вступить в брань и неприятель начал беспокоить, тогда император один, сойдя с коня, сказал перед войском: Где Бог Феодосия? И это сказал близок уже будучи ко Христу. Ибо кто мог бы это выговорить не прилепившимся ко Христу? Этими словами возбудил войска, и примером своим вооружил их. Стар был летами, но крепок верой. Так вера Феодосия была вашей победой, поэтому пусть ваша верность будет храбростью сынов его. Ибо вера умножает лета. Авраам и Сарра не рассуждали о летах, чтобы могли они родить в старости, и не удивительно, что вера, сказали мы, умножает лета, ибо она дает будущее. Вера, по словам апостола, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11,1). Так учит нас Писание. Если же вера есть извещение уповаемых, то насколько более она есть извещение видимых? Благо веровать: Праведный, по Писанию, верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя(Евр 10,38). Мы же да не поколеблемся, или да не отступим к потере нашей душевной, но да оградим себя верой к приобретению душ наших. Ибо об этой вере получили свидетельство праотцы наши, Авраам, Исаак и Иаков, почему оставили они нам наследие веры. Верен Авраам, который не делами, но верой оправдался. Верен Исаак, который по вере своей не устрашился родительского меча. Верен Иаков, который следуя по стопам веры отца своего, на пути видел сонм ангелов. Когда пророк Елисей в Самарии нечаянно окружен был сирийскими войсками, тогда, видя это, слуга его Гие-зий, сказал ему: увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными крутом Елисея. Когда пошли к нему Сирияие, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою, по слову Елисея (Цар. 6,15-18). Слышали вы, воины, что где неверность, там и слепота. Ибо справедливо слепы были войска неверных. Напротив, где присутствует вера, там ополчаются ангелы. Благая вера часто действует и в самых мертвых: враг же с воинством своим мучим силой мучеников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010