Вся Священная история учит нас этой нежной родительской любви к детям отцов. Так, повествуется, что когда были поражены сыны первосвященника Аарона от огня Господня, то Аарон стоял и в скорби молчал. Вспомним и о плаче праведного Иакова о погибшем своем сыне Иосифе: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт. 37:35 ), – говорил он. Вспомним, как скорбел Давид о своем погибшем сыне Авессаломе. Он плакал и рыдал, и приговаривал: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя... ( 2Цар. 18:33 ). Так плакал и рыдал Давид. Припомните и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение к Спасителю отца, который просил о исцелении своего бесноватого сына: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его ( Мф. 17:15–16 ). А также вопли жены хананеянки, также обращенные к Спасителю: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним. Я вам приведу еще один пример из гражданской истории, о такой удивительной, можно сказать, всесильной любви родителей к своим детям. В 390 году по Рождестве Христовом в городе Фессалониках по приказанию императора Феодосия за мятеж в цирке было убито около 7000 человек. Казнили при этом виновных и невиновных – безразлично. И граждане страдали, и иностранцы страдали, и малые, и большие. Среди прочих, обреченных на смерть, находился там в этот несчастный день некоторый человек с двумя мальчиками – сыновьями. Когда очередь дошла до них, то отец убедил убийц, чтобы они сжалились и хотя бы одного сына помиловали, оставили в живых. Палачи согласились одного помиловать, но сказали отцу, что он должен сам сделать выбор: кого из двоих оставить в живых, а кого – умертвить. Тут-то сердце отца поколебалось. Ему дороги были оба сына. Ему было жаль их обоих. Поэтому он и не сделал никакого выбора, а все трое они отдались в руки жестоких палачей.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Ныне мы попытаемся просветить свои души изучением выше обозначенных притч. И начнем с Притчи о зерне горчичном. И мы читаем Евангелие от Матфея 13 -ю главу с 31-го стиха и ниже: Мф.13:31 . «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Горчичное зерно означает проповедь и апостолов, которые объяли всю вселенную, хотя их было не много» . Действительно! Община первых учеников Господа Иисуса Христа была малочисленна, и малочисленна настолько, что Господу потребовалось однажды поддержать и укрепить их словами: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ); в дни самих апостолов христианские общины состояли из людей, которые, по мирским меркам, воспринимались как «неудачники». Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Из этих слов мы видим, что никакой идеологии «процветания» и «обогащения» древние христиане не исповедовали. Напротив, самое древние наименование христиан было: «нищие». Во всех древнейших списках Нагорной проповеди известная заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ) записана без слова «духом», то есть эта заповедь блаженства читалась просто: «Блаженны нищие… ибо их есть Царство Небесное». Но когда Церковь соединилась с Римским государством, став как бы одним из имперских институтов, тогда уже и стали появляться описки и приписки в священном тексте Нового Завета. Монашество, с его обетами нищеты и нестяжательства, и возникло как протестное движение против секуляризации приходской жизни, когда в церковные общины толпою вслед за императором Феодосием, поставившим Церковь в особое привилегированное положение, бросились вчерашние язычники, позавчерашние гонители христианства. Под их номенклатурные стандарты и начали переделывать, перестраивать и коверкать нормы христианской морали и нравственности. Наверное, тогда и состоялись новые формы взаимоотношения Церкви со светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если мы теряем остроту христианского восприятия жизни, остроту жизненного осоления, тогда по отношению к нам можно будет применить слова: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» . Блаженный Феофилакт учит: «…не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас» 2 . То есть мы не должны ради выгод спокойной жизни отказываться от обличительного тона наших высказываний. Феофилакт пишет: «Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится… он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению» 3 . Этим грехом – грехом человекоугодия – страдают те христианские наставники, которых прикормила светская власть. Сблизившись с нею, многие как бы растлились ею. Вместо того чтобы обличать светскую власть, они потворствуют ей и через это губят души тех, которых не обличают. «Молчанием предается Бог», – говорил святитель Филипп Московский. Господь Иисус Христос общался с людьми разного общественного и социального положения. Но Он всегда искал для них духовного спасения. Сказано в Библии о нерадивых священниках: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» (Мал. 2: 7–8) 4 . Священнослужители не имеют права быть лицеприятными и не имеют права оставлять служение обличения и вразумления нераскаянных грешников. В Житии святителя Амвросия Медиоланского рассказывается о том, что святому стало известно: император Феодосий запятнал свои руки кровью жителей Фессалоник – погибло много невинных людей, в том числе женщин и детей. Вскоре император, который был православным, отправился в храм на богослужение. Святитель Амвросий не пустил императора в храм, остановив его при пороге дома Божия. Святитель сказал ошарашенному императору прямо в лицо: «Не надлежит тебе, царь, приступать к святому причащению вместе с верными христианами после того, как ты сделался виновником таких убийств и не принес в том покаяния. Как же ты примешь Тело Христово руками, обагренными неповинною кровью, или как станешь пить Кровь Господню теми устами, которыми отдал повеление о жестоком избиении людей?» Император возразил: «Ведь и Давид согрешил, он совершил убийство и прелюбодеяние, однако не был лишен милосердия Божия». На что святитель Амвросий ответил: «Если ты подражал Давиду в его грехах, то подражай ему и в его покаянии».

http://pravoslavie.ru/94858.html

Симон же сказал: «От Господа было мне свидетельство, я сам слышал о тебе это из пречистых уст святого Его образа, потому и молю тебя – как о своих черноризцах, так и обо мне, грешном, помолись, и о сыне моем Георгии, и до последних рода моего». Святой же, обещавши ему это, сказал: «Не о них единых молюсь я, но и обо всех, любящих это святое место ради меня». Тогда Симон поклонился до земли и сказал: «Не уйду, отче, от тебя, если писанием своим не удостоверишь меня». Преподобный же, побуждаемый любовью к нему, написал такую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», что и доныне вкладывают умершим в руку. И с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершим, прежде же никто не делал этого на Руси. Написано же было и это в молитве: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое, чтобы воздать каждому по делам его, тогда, владыка, и рабов своих, Симона и Георгия, сподоби справа от тебя стать, в славе твоей, и слышать благой твой глас: «Придите, благословенные Отцом моим, наследуйте уготованное вам Царство от создания мира». И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосий же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием; оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес бывших от святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его, Георгий, великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего, Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве; тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил область Суздальскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ответственный за молодежную работу – штатный сотрудник приходской, благочиннической или епархиальной структуры, прошедший специальную подготовку для осуществления церковной работы с молодежью 7 . Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме 8 . h8 II. Библейские и исторические основы церковной работы с молодежью Во все времена Церковь свидетельствует о Боге всем людям независимо от возраста. В текстах Ветхого и Нового Заветов присутствуют наставления, обращенные к подрастающему поколению. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее ( Сир. 6:18 ). Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11:9–10 ). Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца ( 1Ин. 2:13 ). Священное Предание и агиографическое наследие хранят примеры жизни молодых людей, с искренней и твердой верой отозвавшихся на голос Божий, прозвучавший в их сердцах. Пресвятая Богородица совсем юной отроковицей начинала Свое служение в Храме Господнем. Святой псалмопевец и царь Давид в юности был призван Господом. Святые юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил свято хранили веру в Единого Бога и упование на Его всесильную помощь перед лицом мучителей. Святой апостол Иоанн Богослов был самым юным и любимым учеником Христовым. Святой преподобный Антоний Великий юношей, услышав евангельский глас, оставил все и последовал в благословенную пустыню. Русские столпы монашества святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие в юном возрасте посвятили себя духовным подвигам, служа Богу и ближним. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молодости явили верность христианским идеалам, поставив их выше земного благополучия и даже собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа. Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился: — О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила. Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным: — Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим. Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери.

http://pravicon.com/info-1379

Долг верных чад Русской Церкви встать на защиту поругаемых святынь. К ним относятся не только рукотворные храмы, но и люди: избранные сосуды Святого Духа. В передаче участвовал человек, одетый священником и представленный ведущим в качестве «отца Олега, настоятеля Покровского храма в Медведково», который высказался против схимонахини Феодосии. Основательно усомниться в его «священстве» заставляет тот жалкий лепет, которым он в целом поддерживал суждения явного для всех колдуна. ( Редакция изучила этот вопрос. К сожалению, иерей Олег Шалимов, действительно, священник Русской Православной Церкви, только он не настоятель, а рядовой клирик Покровского храма (видимо не без умысла использовали в канун Покрова священника из Покровского храма, не иначе Чумак посоветовал!). А вот настоятелем храма является протоиерей Валентин Тимаков, который служит первым заместителем руководителя Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева. Теперь надо бы выяснить - кто уполномочил священника Олега выступать от имени Церкви. Его ли это личная инициатива, или он выполнял поручение настоятеля? ) Вся передача была построена так, чтобы облить старицу грязью. Не было даже обсуждения (хотя и такое было предосудительно – ведь речь идет не о подопытном кролике, а о человеке) – было осуждение. Конечно, суд Божий над этими непрошенными судьями-кощунниками не замедлит себя ждать. Однако неправильно будет в такой ситуации корчить из себя «святое безстрастие» и повторять за безбожниками: «Раз Бога оскорбили – пусть Он Сам и разбирается, если Он всемогущ». Христианин так рассуждать не может, потому что Бог действует в этом мipe через Церковь, Свое тело, не отдельно от нас, но через нас. Участвуя в Божием действовании, предугадывая волю Божию, мы исполняемся божественной силы, через что возрастает духовная мощь Церкви. Св. апостол Павел учит: «...страдает ли один член, страдают с ним все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, управления, разные языки» (1 Кор. 12, 26-28).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/15/oc...

А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому... Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах». Со всей определенностью истина Троицы явлена в Новом Завете. В Новом Завете Во время крещения в Иордане Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк. 3:21–22 ). Так Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца. Сам Господь по Воскресении заповедует апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества. О том же пишет любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). А апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге – очевидная истина. Ангельская песнь Пресвятой Троице В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Византийский император Феодосий II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно. Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как Ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» (приводим текст на церковнославянском языке). Так Ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «Помилуй нас», – и после этого землетрясение прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

л. 5 горький? И приму ли от кого честь: не к князю я послан, не к иному вельможе. Если что скажу или что возвещу этому гробу каменному, кто мне ответит? И кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он и иное многое спутникам своим. Святой же явился ему во сне, смиренно промолвил: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; если же не покаешься, тяжелые времена испытаешь». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони его пали, и одежду их украли, и все взяли у них воры, кроме посланного с Василием богатства. И открыл он отправленное для окования раки сокровище, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на необходимое себе и коням, и не уразумел он, что был наказан гневом за хулу его. Когда Василий был в Чернигове, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукою двинуть. Спутники Василия, положив его в привезли под Киев, когда уже свечерело. В ту же ночь явился Василию святой и сказал: «Василий, разве ты не слышал Господа, говорящего: «Приобретайте себе // л. 5 об. друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные Хорошо ведь уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду Ты же за труд свой мог быть увенчан, хотя такой славы никто не удостаивался, какую ты принял бы вместе с Георгием; теперь же, всего этого лишившись, не отчаивайся за жизнь свою. Иначе не можешь получить исцеление, только если покаешься, и когда положат тебя на раку мою – ты обретешь целым утраченное золото и серебро». И все это наяву произошло с Василием, а не во сне, в тот же вечер было ему явление. И пришел к нему князь Георгий Владимирович со всеми боярами и, увидев Василия в столь горестном состоянии, ушел, обеспокоенный за него. Василий же, поверив видению святого, повелел своим спутникам нести себя в Печерский монастырь. Когда они были уже на берегу, вошел некий незнакомец к игумену, говоря: «Скорее иди на берег, введи Василия и положи его на гроб Феодосия, и, когда тебе даст сокровище, обличи его перед всеми, сказав, что он взял себе пятую часть денег, если же он покается, то верни ему». Сказав это, сделался он невидим. И игумен стал искать того //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Простите и помолитесь. Простите мне, многогреш[ного] ин[ока] Феодос[ия]. 15 окт[ября] воскр[есенье]. Ждем ответа ради Христа. Со слезами просим ответить и дать сиротам совет. Смиренно кланяемся. Д. 18. Л. 64–64 об. Подлинник. Автограф. 3. 28 ноября 1956 г. 28/11 56 Ваше боголюбие преосвященный Владыко! Письмо с воззванием Вашим получил все в целости. Святый Владыко, мы все равно сомневаемся о хождении в храмы! Мы сергиан не поносим и не злословим, а скорбим, отчего да сохранит нас Г[оспо]дь Бог . Кто мы такие, чтобы судить кого-то. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуды 1, 9 ), а кто мы такие, чтобы кого-то судить. Но мы должны защищать православие. Патриарха Ал[ексия] мы признать не можем, как преемника Патриарха Тихона, в настоящее мы ничего не знаем, нас окружает мрак, нам говорят, что Вселенские патриархи с патр[иархом] Ал[ексием], постолько 470 это избрание не на свободных началах, можно и уклониться в общении, в случае собора на свободных началах, то я думаю, что нас Церковь не осудит, мы не раскольники и не еретики, а боимся, чтобы не остаться отлученными от Святой Соборной Апостольской православной Кафолической Восточной Церкви. Ведь Иерусалимский собор в средневековье не осудил, а, наоборот, похвалил и одобрил стояние архиеп[ископа] Марка Солунского 471 , который не подписал догмат о главенстве папы Флорентийский собор 472 . А здесь еще сложней: «... Ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие вернаго с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог... » ( 2Кор. 6, 14, 15, 16 ). Вы выразили «Одно только обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно с Церковного амвона проповедывать ересь» 473 . А почему же тогда митрополит Николай 474 всенародно в газетах, что «спешите слиться во едину великую семью комм 475 . » или еще: «нет на земле сильней воли человеческой». Что это значит? [В] 1945 г., когда избирали в патриархи Ал[ексия], то было выступление, что «Сергий наметил пути, а мы его осуществим», «до революции Церковь была под игом, гнетом, а теперь она свободна и предоставлена свобода, какой еще не было никогда». Зачем такая ложь!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010