Совершающийся ныне крестный ход установлен Св. Синодом в 1748 году по-особому предложению Императрицы Елизаветы Петровны. Особые иерархические права Александроневского монастыря и его настоятелей Александро-Невский монастырь, при самом учреждении, поставлен был выше всех великороссийских монастырей, а второму архимандриту его, Петру Смеличу, Высочайшими указами (1725 г. июля 23-го и августа 7-го) велено быть первейшим в Российской Империи архимандритом. Но при Анне Иоанновне, по ходатайству духовника ее, Сергиевского архимандрита Варлаама, первенство усвоено Троицкому Сергиеву монастырю, а Невский монастырь велено считать вторым. Наконец, при составлении общих духовных штатов в 1797 г. Александро-Невская лавра поставлена третьего после Киево-Печерской и Сергиевой. Настоятели лавры, с самого начала, имели особые преимущества: носили епископскую шапку, на персях – андреевский крест, на черной шелковой мантии зелёные бархатные скрижали. На правой скрижали, под княжескою короною был вензель св. Александра Невского, а на левой, под императорскою короною – имя Петра Великого, с нашитым на вензеле андреевским, из зеленого бархата, крестом. Екатерина 1 архимандриту Петру Смеличу пожаловала золотой, с финифтью, наперсный крест. Елизавета Петровна архимандриту монастыря и первому с.-петербургскому епископу Никодиму пожаловала орденский знак Александра Невского, для ношения вместо панагии. Архимандриты Александроневского монастыря 1) Феодосий Яновский, из шляхтичей, в сане хутынского архимандрита, был послан новгородским митрополитом Иовом в Петербург, в качестве благочинного. В 1712 году Петр 1 сделал его архимандритом Александроневским. В 1716 году Феодосий сопровождал Петра 1 за границу. В 1720 г. он был поставлен в архиепископы новгородские и, в тоже время, был Александроневским архимандритом; в 1721 г., при учреждении Св. Синода, Феодосий был первым его вице-президентом. По смерти Петра Великого, в мае 1725 г. Феодосий, «за некоторые противные поступки и продерзостные и недостойные слова» был сослан в Николаевский Корельский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

. . . После обедни Императрица стала на колени на парчевую подушку и приняла св. Причастие, а потом была помазана архиепископом новгородским. После этого священнодействия архиепископ псковский (Феофан) начал говорить проповедь, которая продолжалась добрых полчаса. Он превозносил необыкновенный добродетели Императрицы и доказывал, как справедливо Бог и Государь даровали ей российскую корону. Проповедь свою архипастырь заключил поздравлением от имени всех сословий российскаго государства». (Берхгольц, IV, 53, 54). 159 Всемилостивейший Государь. «Понеже, за многоделием вашего императорскаго величества, не дошло мне нижеимеиованному доложить вам о моей партикулярной нужде, чтоб мне (ежели усмотрится время) съездить для моего скуднаго здоровья к марциальной воде, того ради сим доношу, и прилежно прошу милостивейшаго позволения побывать там, хотя на малейшее время, где мне и по епархии новгородской без дела не будет же. Вашего величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник, Феодосий архиепископ новгородский. 20 мая 1724 г. от Москвы». (Кабин. Дела, II, 18, л. 27). 160 Не в предотвращение ли этого доноса, или уже под гнетом чувствуемой опалы, Феодосий позволил себе одно неосторожное распоряжение по своей епархии, которое, впоследствии, вменено было ему в государственное преступление и бедственно порешило его судьбу. В мае 1724 года Феодосий потребовал от всех чиновных лиц Невского монастыря и новгородской епархии присяги на верность себе, по образцу присяги, предписанной членам духовной коллегии Присяга эта начиналась обыкновенною Формою: «клянусь всемогущим Богом, что хощу и должен есмь моему природному и истинному Царю и Государю Петру Первому» и проч. Потом, вместо слов: «исповедаю же с клятвою крайняго судию духовныя сея коллегии быти самаго всеросийскаго Монарха, Государя нашего всемилостивейшаго», поставлено следующее клятвенное обещание: «также и собственной моей правильной власти, великому господину, св. прав. Синода вице-президенту, преосв. Феодосию архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вид на Александро-Невскую лавру (1826 год) Именно Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев. Для управления делами в Санкт-Петербургской области при Святейшем Синоде в 1721 году была учреждена Тиунская контора, которую упразднили в 1727 году, когда высшая церковная власть окончательно упрочила свое местопребывание в Санкт-Петербурге. С этого времени ее дела перешли в непосредственное ведение Святейшего Синода и его канцелярии. Управление областью, в которую вошли части Новгородской и Корельской епархий, а также отвоеванная у шведов Ингерманландия, Святейший Синод осуществлял через специально назначенных лиц. Список этих лиц включает четыре имени: архимандрита – в дальнейшем ставшего архиереем – Феодосия (Яновского); митрополита Коломенского Игнатия (Смолу); архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского). Феодосий (в миру – Федор Михайлович Янковский; конец 1660¬х или начало 1670¬х годов – 1726) был одним из первых священнослужителей, принявших самое активное участие в храмостроительстве на берегах Невы. После 1708 года отец Феодосий – в то время архимандрит Спасо¬Варлаамиева Хутынского монастыря Новгородской епархии – был назначен Петром Великим духовным судьей в Санкт-Петербург для управления церковными делами в завоеванных у шведов Ямбурге, Нарве, Копорье и Шлиссельбурге. Он сумел понравиться царю и в 1712 году стал настоятелем Александро­Невского монастыря (будущей лавры). Фактически с этого времени Феодосий оказался реальным управляющим церковными делами молодой столицы, продолжая оставаться клириком Новгородской епархии. 6 января 1721 года его хиротонисали во епископа и возвели в сан архиепископа Новгородского. По указу царя он стал первым вице¬президентом Святейшего Синода. Однако его блестящее продвижение вверх закончилось после смерти Петра Великого: 27 апреля 1725 года за резкие высказывания против императрицы Екатерины I владыку арестовали и по приговору сослали в Николо­Корельский монастырь Архангельской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

При архимандрите Порфирии прислан в заточение князь Димитрий Хованский, проживший в монастыре 35 лет (до 1761 г.). При нем же находился в монастыре и известный Феодосий Яновский, лишенный архиепископского сана и сосланный сюда при Екатерине I, под именем Федоса. Соперник Феофана Прокоповича , Феодосий был обвинен за «слова противные и молчания не терпящие» по отношению к имп. Екатерине I. Глас народа клеймил его названием еретика; ходили слухи, довольно справедливые, о том, что он не только не советовал поклоняться иконам, но и кощунствовал, обдирал ризы серебряные и т. д. 30 . В монастырской ссылке Феодосий прожил 7 месяцев 11 дней. Он был помещен под ветхой деревянной церковью в нетопленном и сыром подвале. Граф Платон Мусин-Пушкин, по царскому указу, приехал в Никольский монастырь с Холмогорским архиереем, который в церкви и снял с Феодосия сан, а потом в звании простого «чернеца-растриги Федоса» его посадили в ту келлию, где он сидел раньше; получал он хлеб и воду; приобщать его велено было раз в год, в великий пост. Навещал узника и губернатор Измайлов, отписывавший о своем посещении в Петербург. Присланный из Петербурга ревизор нашел, что у кельи окно велико, – и сейчас же заклали окно кирпичом, так что новое имело ¼ арш. в длину и ½ арш. в ширину. Половицы из кельи были выбраны, и узник остался на сырой земле. Когда готова была новая тюрьма для Федоса, он уже не мог перейти от слабости сил; его перенесли на руках, и он при переносе проговорил: «ни я чернец, ни я мертвец, – где суд и милость?» В новой тюрьме Федос сидел «за тремя дверями и замками и печатями» и под строгим присмотром. Недолго он мог сносить суровость заключения. Вскоре доносили губернатору, что «оный Федос по многому клику для подаяния пищи ответу не дает и пищи не принимает», а потом 5 февраля 1726 г. отписали из монастыря, что «оный Федос умер». Тело его похоронили при больничной церкви, но затем повелено везти его в Петербург, куда однако его не довезли, и, по-другому повелению, Федос был похоронен в Кирилло-Белозерском монастыре 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

При высшем управлении делами всей русской церкви. Св. Синод, в первое время своего существования, имел в своем непосредственном заведывании особую область. Такой областью в С.-Петербурге была вся местность новозавоеванного в то время края, обнимавшего вообще нынешнюю С.-Петербургскую губернию. До учреждения Св. Синода, эта местность, именуясь городом С.-Петербургом с новозавоеванными городами и их уездами, по делам церковным относилась к пределам Новгородской епархии. Тогдашний митрополит этой епархии Иов сам непосредственно ведал церковные дела новозавоеванного края. С этой целью митрополит Иов и лично посещал С.-Петербург и новозавоеванные города и делал непосредственные распоряжения о построении церквей, снабжении их духовенством в необходимыми богослужебными принадлежностями. При отдаленности от Новгорода и разбросанности новозавоеванных местностей, Иову конечно, затруднительно было с успехом исполнять требования непосредственного надзора за жизнью и поведением духовенства и за нравственным состоянием паствы. Вследствие этого в 1708 г., по указу государя Петра I, Иов, в качестве своего наместника, отправил в С.-Петербург, для надзирания здесь и в новозавоеванных городах с уездами церковного благочиния, архимандрита Новгородского Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), впоследствии архиепископа Новгородского и вице-президента Св. Синода. В 1712 г. Феодосий был назначен архимандритом новооснованного в то время Александро-Невского монастыря и утвержден главным надзирателем (духовным заказчиком) по церковным делам всей новозавоеванной области. Для сосредоточения и удобства отправления дел по управлению, Феодосий учредил при Александро-Невском монастыре особую канцелярию, в которую и поступали все бумаги, касавшиеся церковных дел края и указы государя на имя Феодосия, который и разрешал дела по указанию митрополита Иова, или по докладу государя. По смерти Иова (3 февраля 1716 г.) Феодосий в решении церковных дел руководствовался указаниями местоблюстителя патриаршего престола, жившего в С.-Петербурге (с мая 1718 г) и бывших на череде епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Вашего величества нижайшие богомольцы. Аарон, епископ Карельский. Юрьева монастыря келарь, иеромонах Дионисий, и вместо того монастыря братии руку приложил. 1720-го, января в 3 день. На гербовой бумаге. 122 Хиротонисанный ради рукоположения ставленников, расположенный к подвижнической жизни в Иверском монастыре носивший власяницу, несомненно тяготившийся обуреванием „между многомятежными мира сего треволнении, как писал он Казанскому митрополиту Тихону, викарий митрополита Иова, преосвященный Аарон и после кончины митрополита, и последовавший в начале третьего года его викариатства, в 1716 году, как бы продолжал занимать второстепенное место в епархии. Новгородская епархия в то время обнимала и все нововозвращенные от шведов земли, во главе с Петербургом. В Петербурге, как известно, в это время заправлял духовными делами близкий к царю архимандрит Александроновский, а прежде Хутынский Феодосий (Яновский). Его влияние сказывалось так сильно, что даже покойного митрополита Иова в последние годы его жизни держало несколько в тени. Когда Иов умер, самостоятельного архиерея в Новгороде назначено не было. Феодосий, быть может, приберегал эту кафедру для себя. Петербург с прилежащими к нему местами, с одной стороны, как бы оставался в Новгородской епархии, с другой – как будто отошел в ведение место блюстителя патриаршего престола, митрополита Стефана (Яворского) . По крайней мере, когда петербургский протопресвитер Георгий Петров в марте 1716 года обратился к преосвященному Аарону с просьбою „освятить антиминс“ для новой церкви в Петербурге, преосвященный ответил, что „о посвящении храма указ нам послать не надлежит без благословения преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского“. Но, чтобы не задерживать начала богослужения в новой церкви, преосвященный вместе с таким своим письмом послал отцу Петрову антиминс „готовой, освященной“. 123 Фактически же духовным правителем Петербурга был несомненно архимандрит Феодосий, простирая весьма заметно свое влияние и на Новгород. Преосвященный Аарон привык обращаться к Феодосию с высокою почтительностью: «струи благоприятные ми вашея любви выну вращают коло совести моея в непрестаное к вам благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

220 Сильвестр (Холмский), переведенный 3-го мая 1719 года с Нижегородской кафедры на Смоленскую, заботившийся всюду о просвещении, однако не был усердным проводником и выразителем преобразовательских идей и начинаний Петра; он даже не признавал особого авторитета за Синодом и кончил в ссылке, будучи лишен сана. Игнатий (Смола), переведенный с Суздальской кафедры на Крутицкую митрополию 25-го января 1719 г., за разные вины в начале 1721 г. подпал суду новоучрежденного Св. Синода. Знаменитый Феодосий Яновский, получивший Новгородскую кафедру, оказался далеко не таким, за какого его считал Петр, поручивший сравнительно молодому иерарху важнейшую кафедру и епархию, как человеку преданному своему Государю ( С. М. Соловьев . История России, кн. IV, стр. 273, 912, 1155, 1193, V, 42). Кроме ропота и противления царскому указу о духовных штатах вице-президент Феодосий был обвинен чуть ни в десятке тягчайших преступлений и только но милости Государыни не был казнен, а сослан (11 мая 1725 г.) в Корельский монастырь с именем чернеца Феодоса (Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Синода, т. У, 125, 199; Приложения 25–26, стр. XI-XII). 221 С. М. Соловьев . Истории России, IV, т. XVI, стр. 182. 275. Тон, с которым Петр письменно объяснялся с м. Стефаном в 1718 году, говорит о многом. Известный доклад Яворского 20 ноября начинался униженной просьбой. М. Стефан писал: «Выехал я из Москвы на почтовых подводах, не взяв с собой ни ризницы, ни певчих, ни запасов никаких, ни платья, ни келейной рухляди и для скорого выезда порядка никакого не учинил, ни в соборной церкви, ни в приказах, ни в школах, ни в дому своем, чая скорого возвращения; ныне, скитаясь в Петербурге, живу в наемном дворе, далече от церкви и от воды, и в таком дворе, в котором зимой мне немощному отнюдь жить невозможно и ожидаю милостивого отпуска, чтобы зимой совсем собраться и здесь жить вовсе. И о том, что Великий Государь укажет? Петр отвечал неособенно почтительно: «о житии здешнем уже за три года сказано, и сам ваша милость на просухе хотел быть, как я с вами прощался на Москве, а затем в три года не собрался и не распорядился, не знаю, ибо и более того далеко ездил, на Украину для освящения церкви». А когда м. Стефан заговорил о подворье в Петербурге, то Петр ответил еще короче: «место готово, а построить самому можно, понеже всем архиереям определенное дается, а вам все, как было прежде, еще же и Тамбовское епископство поддано» (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. V, 3239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

синода назначен был митрополит Стефан Яворский , который ранее занимал местоблюстительство патриаршего престола. Сначала Петр Великий считал его в числе сторонников своих реформ, что доказывают его письма к Стефану 44 , но потом, заметивши, что он держится дореформенных взглядов, переменил к нему свои отношения. „Самое имя президент, сказано было в регламенте, не гордое есть, не иное что значит, только председателя; не может убо ниже сам о себе, ниже кто иный о нем высоко помышляти. Аще и сие угодие церкви и государству от таковаго соборнаго правительства будет, что в нем не токмо един некто от соседателей, но и сам президент или председатель подлежати имать суду своей братии, то есть томужде коллегиуму, аще бы в чем знатно погрешил“ 45 . Высочайшим манифестом об учреждении св. синода повелевалось быть в нем двоим вице-президентам. На эту должность назначены были: Феодосий (Яновский) архиепископ Великолуцкий и Феофан (Прокопович) архиепископ Псковский и Нарвский. Феодосий был человек образованный, по неуживчивый, заносчивый, любивший вмешиваться в чужие дела; от того он не был никем любим 46 . Петр знал его недостатки, но не обращал на них внимания. Ему нравился образ мыслей Феодосия; он рад был, что встретил человека с светлым и пытливым взглядом 47 . Вторым вице-президентом был Феофан Прокопович . Он „был такой же новатор, как и Петр Великий в сфере государственной. Превосходил всех современников своего сословия умом, знаниями и дарованиями, Прокопович, подобно Петру, не скрывал своего недовольства, переходившего часто в презрение ко всему, что напоминало ему старое и что становилось преградою для осуществления его любимых идей; подобно Петру, он шел к своей цели не задумываясь над средствами, с тем же неумолимым постоянством и удивительною последовательностию 48 . Кроме президента, и вице-президентов, в состав св. синода, на основании высочайшего манифеста, должны были входить советники и асессоры. Должность советников занимали архимандриты: Ипатского монастыря – Гавриил (Бужинский), Симонова – Петр (Смелич), Новоспасского – Иерофей (Прилуцкий) и Высокопетровского – Леонид.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Одной из основных целей создания А.-Н. м. по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников др. обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на к-рое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования мон-ря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 - 1 иеромонах, в 1715 - 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел - во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен А.-Н. л. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, А.-Н. м. стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования С.-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами А.-Н. м. являются С.-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода А.-Н. м. был церковно-адм. центром столицы. В 1797 г. именным указом имп. Павла I Петровича мон-рь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. К сер. XVIII в. А.-Н. м. стал центром духовного просвещения епархии. 31 дек. 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в к-ром император требовал от монашества социально активного и «полезного» для об-ва служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в А.-Н. м. духовного учебного заведения для формирования «ученого братства» - рус. ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 окт. 1721 г. распоряжением архим. Феодосия в А.-Н. м. была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г.

http://pravenc.ru/text/64492.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010